Связи с общественностью в органах государственной власти города Москвы и направления их совершенствования

Аттестационная работа

исполнительная власть связь общественность

Успех практически любой организации во многом зависит от ее положительного восприятия обществом. Вполне очевидно, что государственные организации, нацеленные на создание благоприятной общественной атмосферы и установление позитивных и долговременных связей с общественными институтами, социальными группами и отдельными гражданами, будут более успешны, а их деятельность будет протекать в обстановке взаимного понимания и адекватного реагирования со стороны общества на любые их действия и инициативы.

Созданию атмосферы взаимного доверия между гражданами и государством служит специализированная управленческая деятельность − Public Relations (PR), которую в отечественной политической практике и литературе называют «связи с общественностью». В нашей стране это понятие и связанные с ним научные дисциплины появились сравнительно недавно, но они очень активно развиваются. Развитие деятельности по связям с общественностью привело к созданию многочисленных специализированных служб по связям с общественностью в государственных учреждениях. Они участвуют в деятельности профессиональных объединений, среди которых Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО)1, Международный клуб PR-управляющих «PRофессионал»2 и другие организации, объединяющие специалистов в области PR и представляющие их интересы во взаимоотношениях с властью. Несмотря на колоссальную работу, проделанную в направлении развития связей с общественностью, существует ряд проблем, требующих анализа и поиска решений.

Становление и развитие демократии в России постепенно приводит к тому, что связи с общественностью становятся публичным общественным институтом, призванным служить согласованию интересов различных социальных групп, политических и профессиональных сообществ, в котором удивительным

образом переплетаются своеобразная взаимная заявка интересов общества и государства и адекватное реагирование на них посредством осуществления механизма обратной связи1. При этом в настоящее время в повседневной деятельности далеко не весь потенциал связей с общественностью используется для решения практических задач.

Следует также подчеркнуть объективную необходимость формирования новой культуры государственного управления, в которой менеджеры и губернаторы взаимодействуют не как элементы бюрократической системы, а как равноправные участники процесса управления. В то же время связи с общественностью не всегда эффективно решают проблему формирования адекватной мотивации сотрудников и должностных лиц органов государственной власти.

11 стр., 5157 слов

Маркетинговый анализ деятельности организации

... маркетинговой деятельности В процессе изучения и обработки материалов использовались следующие методы исследования: абстрактно-логический, монографический, экономико-статистический, расчетно-конструктивный, использовались основные методы анализа. Информативную основу работы ... деятельности предприятия Маркетинг - это система организации и управления производственной и маркетинговой деятельностью ...

Актуальность исследования подтверждается также неоднозначным восприятием обществом деятельности Правительства Москвы в целом и отдельных органов исполнительной власти города. Недостаточная теоретическая проработка проблем, с которыми специалистам по связям с общественностью приходится сталкиваться на практике, недостаток научно обоснованных методик по управлению общественным мнением, не применение на практике инновационных подходов и средств, не позволяет добиться нужных результатов деятельности органов власти города.

Объектом исследования в данной работе является взаимодействие общества и исполнительной власти города Москвы.

Объектом аттестационного исследования является совершенствование деятельности органов исполнительной власти города Москвы по связям с общественностью.

Цельюданной работы является определение имеющихся проблем в деятельности по связям с общественностью в органах исполнительной власти города Москвы, путей их решения и, на основе этого, формулировка основных направлений совершенствования связей с общественностью в органах государственной власти города Москвы.

Цель аттестационной работы реализуется в решении ряда задач:

  • определить теоретические основы деятельности органов исполнительной власти города Москвы по связям с общественностью;
  • раскрыть основные проблемы и противоречия в организации связей с общественностью в органах исполнительной власти города Москвы;

— выявить потенциальные резервы в совершенствовании связей с общественностью в органах исполнительной власти и сформулировать ключевые направления дальнейшего развития деятельности по связям с общественностью в органах государственной власти города Москвы.

Теоретической основой аттестационной работы послужили работы российских исследователей в области коммуникации, журналистики, связей с общественностью, рекламы, общественного мнения и СМИ. Комплекс проблем, исследуемых в этих работах, достаточно широк и разнообразен, а совокупность подходов и мнений охватывает самые различные области коммуникаций, поэтому, учитывая конкретные цели и задачи аттестационной работы, теоретическое исследование проводилось по тем направлениям, которые наиболее принципиальны для данной работы. В качестве основных можно выделить следующие направления теоретического исследования:

  • принципы и цели государственной информационной политики;
  • теоретические концепции связей с общественностью;
  • роль связей с общественностью в деятельности организации;
  • практические аспекты связей с общественностью.

Обзор различных теорий связей с общественностью, развитие коммуникационных исследований в ХХ веке и новые тенденции в этой сфере человеческой деятельности представлены в работах Чумикова А.Н. и Бочарова М.П., коллектива авторов под руководством Комаровского В.С., коллектива авторов под руководством Засурского Я.Н. и др.

Методологической основой исследования явились фундаментальные положения и разработки в области теории связей с общественностью и государственной информационной политики. При подготовке аттестационной работы использовались как общенаучные методы анализа и синтеза, обобщения, сравнительного анализа, так и эмпирические методы наблюдения и анализа содержания.

20 стр., 9932 слов

Организация работ по связям с общественностью (на примере Молодежного ...

... связей с общественностью, представлена ​​модель, отражающая специфику связей с общественностью, дан анализ государственной молодежной политики. Вторая глава дипломной работы посвящена практическому исследованию работ по связям с общественностью Молодежных Парламентов г. Москвы районов Измайлово. По ...

Наряду с общенаучными методами исследования использовались также системно-функциональный, сравнительный и теоретико-прогностический методы.

Системно-функциональный метод сыграл важную роль в анализе взаимоотношений, возникающих в процессе взаимодействия компании с государственными органами, а также в определении места планирования связей с общественностью в процессе управления. Сравнительный метод был использован для сравнения подходов к государственной информационной политике с настоящего времени и 90-х годов ХХ века, а также для анализа нормативных актов, регулирующих деятельность органов власти в сфере связей с общественностью. С помощью теоретико-прогностического метода теоретические положения исследования были преобразованы в практические рекомендации по конкретным вопросам организации связей с общественностью в органах государственной власти города Москвы.

В подготовке данного исследования автору способствовало участие в организации избирательных кампаний различного уровня, опыт организации документооборота и контроля исполнения заказов в префектуре Северо-Восточного административного округа г. Москвы. Результаты авторских наблюдений и практического опыта составили эмпирический материал, использованный в данной аттестационной работе. Особую практическую значимость имеют анализ и систематизация проблемных ситуаций, которые могут возникнуть во всех без исключения органах власти, а также разработка конкретных и обоснованных с конституционно-правовой точки зрения предложений по совершенствованию планирования связей с общественностью, а также путей реализации этих предложений.

Глава 1. Теоретические основы связей с общественностью по реализации государственной информационной политики Правительством Москвы

Цели, задачи и принципы деятельности исполнительных органов государственной власти города Москвы по реализации государственной информационной политики

Информационная политика государства — это комплекс политических, правовых, экономических, социокультурных и организационных мер государства, направленных на обеспечение конституционного права граждан на доступ к информации. Государственная информационная политика — «особая сфера жизни людей, связанная с воспроизводством и распространением информации, отвечающая интересам государства и гражданского общества и направленная на обеспечение творческого диалога между ними и их представителями» 1.

Право граждан на информацию — одно из важнейших политических и личных прав. Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, устанавливает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому человеку и гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Реализация права граждан на информацию, гарантия свободного доступа к информации, имеющей общественное значение, раскрытие информации государственными органами — важнейшие условия и критерии функционирования правового государства. именно реализация права граждан на информацию обеспечивает реальное, а не только формальное участие граждан в жизни государства.

55 стр., 27465 слов

Механизм обеспечения экономической безопасности в процессе управления ...

... работы механизма обеспечения экономической безопасности в процессе управления закупками компаний с государственным участием, который предполагает наличие на каждой стадии процесса закупки элемента, отвечающего за реализацию антикоррупционной политики ... основе данных имеющихся в системе. Предлагается алгоритм внедрения информационных систем для автоматизации закупочной деятельности в компании. ...

Следует подчеркнуть особое значение этого права: оно выступает связующим элементом всей системы основных прав и свобод. Только соблюдая это, мы можем говорить об эффективном осуществлении личных, политических, социальных, экономических, экологических и культурных прав и свобод.

Простота и удобство получения гражданами необходимой и социально значимой информации, интересующей их, — самый надежный показатель цивилизованности государства. Доступ к информации дает гражданам возможность контролировать деятельность государственных органов и создает основу для грамотного обсуждения их действий. Если люди не знают, что происходит в их обществе, если действия тех, кто ими управляет, скрыты, они не могут принимать активное и сознательное участие в делах общества и государства. Информация не только необходима гражданам, но и является неотъемлемой частью демократического государства.

Наша страна в настоящее время находится в фазе формирования и укрепления демократических ценностей гражданского общества, в том числе информационной системы населения о деятельности власти, как необходимой части гражданского общества.

Основополагающими принципами деятельности Правительства Москвы по реализации государственной информационной политики в соответствии с российским законодательством является обеспечение прав и свобод граждан и организаций в информационной сфере, обеспечение свободы массовой информации и защита граждан и организаций от злоупотребления этой свободой.

В Москве сосредоточены самые влиятельные российские СМИ, поэтому крайне важно, чтобы публикуемые в них материалы объективно отражали социально-экономические и общественно-политические процессы в городе. Гарантия свободы слова рассматривается правительством Москвы как одно из решающих условий дальнейшего развития города, разработки эффективных механизмов социального регулирования.

Деятельность Правительства Москвы по реализации информационной политики основана на гуманистических принципах, отвечающих ценностям демократии и социальной справедливости, благотворительности и прав личности.

Основная сущность информационной политики, реализуемой в деятельности органов власти столицы была отражена в принятом еще 23 августа 1994 года программном постановлении Правительства Москвы № 703 «О дополнительных мерах по организации информирования населения о деятельности Мэрии и Правительства Москвы»1. Эти документы одобрили Концепцию информирования населения, направленную на усиление информационно-разъяснительной работы среди жителей города, в том числе с использованием средств массовой информации.

Концепция информирования населения о деятельности мэрии, правительства и других государственных органов Москвы конкретизировала принципы информационной политики. Изучение всей совокупности документов Правительства Москвы в сфере информирования населения позволяет сформулировать принципиальные позиции органов исполнительной власти в г. Москве: информационная открытость, безусловное право граждан на получение информации; доходчивость и регулярность распространяемой информации; признание приоритета средств массовой информации в информировании населения; обеспечение средств массовой информации достоверными и полными сведениями и аналитическими материалами; личное участие работников органов исполнительной власти в информационной и разъяснительной работе с населением; тесное взаимодействия с Московской городской Думой и органами самоуправления; поиск нетрадиционных форм информирования населения и создании каналов «обратной связи», развитии у граждан лично участвовать в реализации городских программ; использование современных средств информатизации для передачи оперативных сведений и информирования населения1.

4 стр., 1689 слов

Анализ маркетинговой деятельности Адидас

... информацию о новых клиентах. Характеристика деятельности магазина «Адидас». Магазин «Адидас» является структурным подразделением ООО «Спортцентр». Месторасположение торгового предприятия «Адидас»: г. Москва, ... 6. Исследование рынка Анализ рынка - это первый и основной этап работы медиапланировщика перед ... ей покупатель мог только в пределах города, то сейчас планируется введение накопительной скидки, ...

Основной задачей государственной информационной политики, реализуемой Правительством Москвы, было создание эффективной системы информирования москвичей о деятельности органов исполнительной власти города.

Разрабатывая этот программный документ, на протяжении многих лет, исходя из принципов государственной информационной политики, власти Москвы принимали решения по улучшению взаимодействия власти с населением. В целях совершенствования системы информирования населения о деятельности органов власти принято постановление правительства Москвы2, определяющее порядок работы префектур и районных администраций по информированию жителей города. Для обеспечения общественного порядка в городе установлена ​​административная ответственность за злоупотребление свободой распространения информации3.

В целях реализации единой городской политики в части усиления воздействия пропагандистской и издательской работы печатных изданий, а также повышения эффективности управления процессом размещения социально значимой информации были признаны социально значимыми изданиями города Москвы журналы «Вестник Мэра и Правительства Москвы», «Московские Торги», «Бюллетень оперативной информации «Московские Торги», «Московские инвестиции», «Московский поставщик», «Московское здравоохранение», «Московский рынок и услуги», «Счастливая свадьба» 1.

Для обеспечения формирования единой городской политики в области развития телекоммуникаций, средств массовой информации и книгоиздания была утверждена концепция городской целевой программы «Развитие телекоммуникаций и средств массовой информации в г.Москва »2, а значит, была разработана и утверждена сама Городская целевая программа.

Целью данной программы является создание в городе Москве условий для развития качественных, доступных и разнообразных средств массовой информации и телекоммуникаций, при выполнении принципов информационной безопасности и соответствия текущим социально-экономическим приоритетам города, а также содействие формированию благоприятного имиджа Москвы посредством проведения Правительством Москвы системы мероприятий по реализации государственной информационной политики.

Анализ всех материалов указанной программы City Target3 позволяет выявить конкретные задачи для достижения поставленных в ней целей.

Одной из них можно считать создание в городе условий для развития электронных средств массовой информации, соответствующих по качеству, доступности и разнообразию лучшим международным образцам при соблюдении принципов информационной безопасности и соответствия текущим социально-экономическим приоритетам города. В то же время создание условий для развития электронных СМИ требует разработки технической политики, направленной на развитие электронных СМИ и телекоммуникаций.

25 стр., 12218 слов

PR в средствах массовой информации как инструмент формирования ...

... по связям с общественностью и СМИ также актуальны для постоянного и разумного решения проблемы этой работы. Полученные ... проблемы связей с общественностью в средствах массовой информации Краснодарского края определяют научную новизну данной работы. Теоретическую ... на деятельность организации: мониторинг изменений государственной политики, международной позиции, общественного мнения, настроений масс ...

Другой важной задачей является освещение и разъяснение мероприятий по реализации программ социально-экономического развития, содействие формированию благоприятного образа Москвы посредством проведения Правительства Москвы целенаправленной деятельности по реализации государственной информационной политики. Подзадачами по этому направлению являются: обеспечение максимально широкого представительства средств массовой информации на мероприятиях, патронируемых или организованных органами государственной власти города; обеспечение «обратной связи» органов власти города с гражданами и организациями; повышение эффективности расходования бюджетных средств в отрасли информирования населения.

Актуальным остается создание разнообразной по тематике и жанрам высоконравственной и художественной печатной продукции, отвечающей духовным запросам граждан, что требует: расширения числа издательств и авторов, участвующих в городской издательской программе, в том числе посредством проведения презентаций программы и ее участников; развития качественной журналистики; улучшение качества полиграфического исполнения печатной продукции, издание которой поддержано в рамках городской издательской программы.

Необходимое условие достижения конечных целей − обеспечение широкой доступности печатных средств массовой информации для всех возрастных категорий жителей города, поддержка чтения и создание условий по развитию книгоиздания, расширению сферы реализации печатной продукции, в том числе путем увеличения тиражей и количества названий интеллектуальной и социально значимой литературы, обеспечения равных возможностей доступа к качественной литературе для различных категорий жителей города, расширения сети и создания новых логистических схем распространения периодики в городе на основе лучшего опыта.

Наряду с указанными должны решаться и другие четыре задачи.

Реализация различных тематических художественных фильмов и телесериалов, ориентированных на широкую аудиторию и отвечающих духовным запросам публики. Подзадачами по данному направлению являются: создание фильмов, направленных на гражданское, нравственное, патриотическое и художественное воспитание россиян и повышение образовательного уровня молодежи; расширение аудитории телефильмов и телесериалов, подготовленных в рамках программы Правительства Москвы.

Развитие легального рынка оборота объектов авторского права и смежных прав, как в виде физических носителей, так и в электронных сетях, увеличение количества лицензионной и ограничение доли контрафактной продукции в оптовых и розничных сетях города, Это достигается созданием условий для развития новых форм и методов распространения объектов авторского права и смежных прав, содействием правоохранительным органам в вопросах пресечения и профилактики распространения в городе контрафактной аудиовизуальной продукции, развитие инфраструктуры, обеспечивающей легальный оборот литературных произведений, фонограмм и аудиовизуальных произведений, формированием позитивного общественного мнения в вопросах легального использования интеллектуальной собственности и защиты авторских и смежных прав, совершенствованием технических средств борьбы с контрафактной продукцией.

26 стр., 12802 слов

Особенности формирования имиджа образовательного учреждения в ...

... информацией. Объект исследования: имидж образовательного учреждения в сфере культуры. Предмет исследования: механизм формирования и способы построения положительного имиджа образовательного учреждения в области культуры на примере Центральной музыкальной школы им. А.Н.Скрябина города ... приложений. Общий объем работы составляет ___листа. 1.1. Понятие имиджа образовательного учреждения В рыночной ...

Развитие инфраструктуры рынка средств массовой информации, для чего необходимо совершенствовать систему оптовой, розничной торговли и подписки, поддерживать новые электронные технологии реализации печатной продукции, создавать центры торговли печатной продукцией на основе комплексного подхода: литературные кафе, читальные залы, клубы интеллигенцией, обеспечивать условия для развития книжных магазинов, содействовать операторам связи, работающим на территории города Москвы, в развитии широкополосных мультисервисных сетей.

Создание условий, способствующих повышению квалификации и профессиональному росту сотрудников средств массовых коммуникаций в Москве, что требует проведения регулярного мониторинга рынка труда в отрасли, повышения уровня профессиональных стандартов в сфере массовых коммуникаций, обеспечение свободного информационного обмена между работодателями и работниками в сфере средств массовой информации.

Таким образом, определение целей в информационной сфере города Москвы охватывает все аспекты государственной информационной политики.

В настоящее время, в целях обеспечения реализации прав граждан и юридических лиц на свободное получение информации о деятельности государственных органов города Москвы и органов местного самоуправления в городе Москве, учитывая необходимость приведения законодательства города в соответствие с федеральным законодательством, Правительством Москвы одобрен проект закона города Москвы «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов города Москвы и органов местного самоуправления в городе Москве» 1, который 2 июня 2010 г. был внесен Мэром Москвы на рассмотрение в Московскую городскую Думу.

Согласно проекту закона, при обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов города Москвы и органов местного самоуправления в городе Москве должны соблюдаться принципы, установленные Федеральным Законом 2:

  • открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;
  • достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления;
  • свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом;

— соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Кроме того, согласно проекту закона города Москвы «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов города Москвы и органов местного самоуправления в городе Москве», наряду с принципами, установленными федеральным законодательством, должны соблюдаться принципы: полноты и достоверности предоставляемой информации; недопустимости незаконного ограничения права на доступ к информации; своевременности предоставления актуальной информации.

Можно отметить, что в представленном в Московскую городскую Думу проекте закона города Москвы «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов города Москвы и органов местного самоуправления в городе Москве» особое внимание обращается на полноту предоставляемой информации, ее актуальность, а также на недопустимость незаконного ограничения права на получение информации.

Поэтому целью информационной политики является усиление информационно-разъяснительной работы среди жителей города, в том числе с использованием СМИ. В ходе реализации государственной информационной политики Правительством решаются задачи обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов города Москвы и органов местного самоуправления, обеспечение широкой доступности печатных средств массовой информации для всех возрастных категорий жителей города, формирование единых подходов в области развития телекоммуникаций, создание разнообразной высоконравственной печатной и телевизионной продукции, создание условий, способствующих повышению квалификации и профессиональному росту сотрудников средств массовых коммуникаций в Москве и др. При этом базовые принципы государственной информационной политики, отвечающие ценностным ориентирам демократии и социальной справедливости, человеколюбия и прав личности, с учетом современных преобразований сохранили свою актуальность в деятельности исполнительных органов власти города.

1.2. Содержание и процесс реализации государственной информационной политики Правительством Москвы

Рассмотренные основные принципы реализации государственной информационной политики в Москве определяют выбор приоритетных направлений, механизмов реализации, методов, средств и технологий, каналов распространения информационных сообщений, целевой аудитории, необходимость сбалансированной системы финансирования. Таким образом, изложенные в программных документах принципы воплощаются в конкретную практику их реализации.

Действительно, поддержание экономического роста в условиях кризиса и усложнения общественных отношений требует формирования общественного мнения, которое позволяет проводить экономические преобразования, оказывать активную поддержку реформам со стороны населения. Улучшение информирования населения о состоянии комплекса жизнеобеспечения города, социальном положении различных категорий жителей Москвы, перспективах развития столицы, практических мерах, предпринимаемых властью для решения возникающих проблем, входит в перечень основных приоритетов руководства города.

Основные направления реализации Правительством Москвы государственной информационной политики связаны с работой комплексов управления городским хозяйством, то есть основные направления деятельности Правительства Москвы могут быть рассмотрены через призму государственной информационной политики: все мероприятий и программы, проходящие под патронажем Правительства Москвы, сопровождаются специальными распорядительными документами, в которых информационным подразделениям даются поручения о содействии или организации освещения хода подготовки и проведения мероприятий и выполнения программ. Таким образом, горожане осведомлены о жизни административных комплексов города и имеют возможность следить за развитием тех или иных событий. Рассмотрим некоторые из этих направлений более подробно.

Примером формирования общественного мнения у жителей столицы является разработка и утверждение Генерального плана города Москвы на период до 2025 года. При реализации данного проекта Правительство Москвы сделало своей приоритетной задачей1 информирование населения о жизненной потребности города в этом документе. Созданы специальные группы высококвалифицированных специалистов для подготовки материалов, разъясняющих населению важность этого документа для города. Комплексом градостроительной политики и совместно с Пресс-службой Мэра и Правительства Москвы и Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации были организованы систематические публикации в средствах массовой информации аналитических статей и интервью представителей различных органов власти, разъясняющих необходимость разработки данного документа, а также отвечающих на критические обращения жителей и высказывания специалистов.

Кроме того, согласно плану организационных мероприятий Комплекс градостроительной политики оказал экспертную поддержку при разработке Генерального плана города Москвы, в том числе путем проведения семинаров международных экспертов. По окончании разработки документа префектурами административных округов в каждом районе Москвы были организованы и проведены общественные слушания Генерального плана, в которых приняли участие почти 29 тысяч горожан, которые внесли около 22 тысяч различных замечаний1. После проведения слушаний специальная рабочая группа во главе с главным архитектором Москвы А.В.Кузьмин проанализировал каждый из тысяч комментариев, внесенных жителями столицы в специальные книги в ходе прошедших общественных слушаний по проекту обновленного Генплана Москвы на период до 2025 года и к Правилам землепользования в г. Город Москва. В ходе работы А.В.Кузьмин выразил мнение, что общественные слушания сами по себе оказались оправданными: они позволили «выявить все« звонкие »моменты и проблемы, которые можно было решить так, как хотели москвичи» 2. Так, по комментариям жителей города в ходе общественных слушаний, участок Фрунзенской набережной от Комсомольского проспекта до Москвы-реки признан стабилизационной зоной: все жилые массивы в этом месте останутся нетронутыми3.

Таким образом, при подготовке, рассмотрении и утверждении Генерального плана города Москвы в полном объеме были соблюдены основополагающие принципы государственной информационной политики: открытость и доходчивость информации; приоритет средств массовой информации в информировании населения; личное участие работников органов исполнительной власти в информационной и разъяснительной работе с населением; создание каналов «обратной связи», личное участие граждан; использование современных средств информатизации.

Другим направлением реализации государственной информационной политики является последовательная реализация в городе Комплексной программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства сопровождается изданием ряда распорядительных документов Правительства Москвы1 регламентирующих ее информационную поддержку. Организационным ядром системы информационного обеспечения малого и среднего предпринимательства является городская инфраструктура, в составе которой: Московское и территориальные агентства по развитию предпринимательства, Московский центр деловой информации «БИНЕК», обеспечивающий информационную поддержку малого и среднего бизнеса, разработавший и поддерживающий сеть интернет-сайтов «Малый бизнес Москвы», Издательский дом «Деловая пресса», обеспечивающий выпуск и распространение периодических и разовых печатных изданий для предпринимателей, включая еженедельную газету «Деловая Москва».

Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации, Пресс-службой Мэра и Правительства Москвы, Департаментом поддержки и развития малого и среднего предпринимательства и Общественно-экспертным советом по малому и среднему предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы на телеканале «ТВ Центр» организованы информационно-публицистические передачи для освещения вопросов малого и среднего бизнеса, пропаганды успешного опыта предпринимательской деятельности и политики Москвы по его поддержке. Широкое освещение опыта Москвы в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства обеспечивается на московских телерадиостанциях и в печатных изданиях, проводятся пресс-конференции, брифинги и распространение среди журналистов необходимой информации в сфере малого и среднего предпринимательства. В ряде газет организованы постоянные рубрики по проблемам малого и среднего предпринимательства.

Учитывая перечень проводимых мероприятий, можно отметить, что последовательная реализация в городе Комплексной программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства основана на принципах государственной информационной политики, при этом особое внимание уделяется поиску нетрадиционных форм взаимодействия с обществом, развитию стремления у граждан лично участвовать в реализации городских программ, использованию современных средств информатизации.

Важнейшим направлением реализации государственной информационной политики является участие Правительства Москвы в реализации федеральных программ. Широкомасштабная агитационная кампания по всем информационным каналам и на всех уровнях в городе Москве была развернута в соответствии с планом информационно-разъяснительной работы по освещению целей и задач Всероссийской переписи населения 2010 года.

В городских, окружных и районных средствах массовой информации освещались вопросы о ходе подготовки к проведению переписи, а также цели и задачи Всероссийской переписи населения. На официальных сайтах управ районов и органов местного самоуправления, информационных порталах префектур административных округов были созданы тематические рубрики «Перепись 2010».

В соответствии с постановлением Правительства Москвы «О ходе подготовки к Всероссийской переписи населения 2010 года в городе Москве»1 Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации было организовано регулярное выступление членов Правительства Москвы и руководителей органов исполнительной власти города в передачах городских телевизионных и радиопрограмм, периодических печатных изданиях по вопросам подготовки к Всероссийской переписи населения. На окружных студиях телевидения проводились прямые эфиры, пресс-конференции, круглые столы, организовывались интервью с руководителями управ районов, префектур административных округов, окружных отделов статистики, руководством Мосгорстата. В первой декаде октября вышли тематические номера окружных и районных газет, посвященные Всероссийской переписи населения с указанием адресов переписных участков.

Для оповещения населения о проведении переписи населения и информирования о месте нахождения переписных участков от Росстата было получено 765901 плакатов, предназначенных для размещения на информационных стендах в подъездах жилых домов, в учреждениях социальной сферы и других общественных местах, посещаемых жителями города.

Комитетом рекламы, информации и оформления города совместно с префектурами административных округов было организовано изготовление и размещение различных плакатов. В сентябре 2010 года на улицах города было размещено 100 плакатов формата 3х6м, 100 – формата 1,2х1,8 и 50 – формата 1,4х1,3м. В октябре рекламные стикеры были размещены в вагонах московского метро, кроме того в метрополитене была организована трансляция объявлений.

К информационно-разъяснительной работе по подготовке и проведению переписи населения в городе были привлечены депутаты Московской городской Думы, а также внутригородские муниципальные образования в городе Москве.

С 1 сентября 2010 года в Мосгорстате работала «горячая линия» (в сентябре 4 номера телефонов, в октябре – 14), по которой население Москвы могло получить ответы на вопросы о порядке и сроках проведения переписи.

Таким образом, подготовка и проведение Всероссийской переписи населения в Москве осуществлялись на основе заявленных принципов государственной информационной политики.

Одним из основных направлений информационной политики Правительства Москвы является формирование положительного образа Москвы, ее властных руководства как персональных представителей этой власти. Значительное влияние на этот процесс оказывает само наличие яркой, неординарной личности, притягивающей к себе внимание и становящейся олицетворением региона. Укрепление в массовом сознании имиджа экс-Мэра города Ю.М.Лужкова как «твердого хозяйственника», «человека дела», «толкового управленца» объясняется освещением в средствах массовой информации хозяйственной и социальной деятельности Правительства города.

Образ государственного служащего, транслируемый в массы, нельзя назвать обобщенным, поскольку он, как правило, включает в себя не всех представителей этой категории. В публикациях периодических изданий, посвященных государственным служащим, при создании группового социально-психологического портрета вне поля зрения журналистов остаются работники низового звена, которые в силу своего положения и близости к народу олицетворяют государственную политику.

В отличие от федеральной прессы, главным объектом информационных материалов городских и районных средств массовой информации являются руководители регионального управленческого звена: члены Правительства Москвы, руководители префектур, департаментов, комитетов, управлений, управ районов. Городской и районной прессе в большей степени удается преодолеть негативное представление о чиновничестве. Поэтому, несмотря на финансовые трудности, связанные с экономическим кризисом, необходимо сохранять и развивать городские и районные газеты и журналы. Это важная часть культурного и общественного информационного что хорошо понимают в органах исполнительной власти города Москвы.

Журналисты многих, в том числе и муниципальных, изданий присутствуют на заседаниях Правительства Москвы, коллегиях в департаментах, комитетах и префектурах города, встречах руководства города, административных округов и районов с жителями. Систематическими и частыми стали пресс-конференции не только Мэра Москвы, но и других членов Правительства Москвы, руководителей органов исполнительной власти города.

Таким образом, при формировании положительного образа Москвы, ее властных руководства как персональных представителей этой власти реализуются основные принципы государственной информационной политики: информационная открытость, безусловное право граждан на получение информации, обеспечение средств массовой информации достоверными и полными сведениями и аналитическими материалами, личное участие работников органов исполнительной власти в информационной и разъяснительной работе с населением и др.

При реализации информационной политики Правительства Москвы целенаправленно и широкомасштабно развивается использование новых информационно-коммуникационных технологий. Актуальность реализации этого направления информационной политики заключается в том, что именно на данном периоде истории России проводятся кардинальные меры обеспечения и стимулирования принципа информационной открытости органов власти.

Это направление информационной политики реализуется с начала 2000-х годов1, а с принятием Закона города Москвы «О городской целевой программе «Электронная Москва»2 оно приобрело системный характер.

В связи с принятием развития информационного общества в Российской Федерации, учитывая корректировку приоритетов и постановку новых целей и задач в сфере информационно-коммуникационных технологий на федеральном уровне1, в настоящее время основным реализации политики Правительства Москвы в сфере развития информационно-коммуникационных технологий является Городская целевая программа «Электронная Москвы (2009-2011 гг.)». Работа в этом направлении проводится на основе и в соответствии с требованиями распорядительных документов Правительства Москвы2.

Приоритетное значение в данной программе придается разработке и модернизации информационных систем, необходимых для повышения качества жизни горожан: обеспечения безопасности города, развития социальной инфраструктуры, работы органов государственной власти в режиме «одного окна», решения интеграционных задач. В рамках программы в 2009-2010 годах выполнялись работы по развитию информационно-технологической инфраструктуры города, продолжались работы по автоматизации административных регламентов как для системы «одного окна», так и вне этой системы. Переводились в электронный вид государственные услуги, предоставляемые гражданам и организациям органами исполнительной власти города. В рамках обеспечения межведомственного взаимодействия была проведена разработка значительного количества веб-сервисов, обеспечивающих унифицированный доступ к различным городским информационным системам.

Одним из результатов реализации городской целевой программы «Электронная Москвы» является наличие практически у каждого органа государственной власти своего официального интернет-сайта (таблица 1), что свидетельствует о появлении новых технологий, обеспечивающих более полное и оперативное предоставление информации. Уже много лет действуют официальные серверы Правительства Москвы www.mos и Московской городской Думы www.duma.mos.

Таблица 1.

Сведения о наличии у органов исполнительной власти города Москвы официальных интернет-сайтов (на 23.08.2010)

Наименование подразделений

Всего

Наличие сайта

Департаменты 29 29 (100%)
Комитеты 16 15 (93,75%)
Главные управления, управления и инспекции 10 9 (90%)
Префектуры 10 10 (100%)
Управы районов 125 124 (99,2%)
Итого 190 187

В связи с изменением экономической ситуации и необходимостью продолжения реализации в Москве информационной политики в сфере информационно-телекоммуникационных технологий Управлением информатизации города Москвы разработана Концепция развития информационно-коммуникационных технологий в городе Москве до 2015 года, которая в октябре текущего года была направлена на согласование в органы исполнительной власти города2.

Таким образом, целеполагание является определяющим в деятельности Правительства Москвы в информационной сфере. Принципы деятельности Правительства Москвы по реализации государственной информационной политики определяют выбор приоритетных направлений, механизмов реализации, методов, средств и технологий, каналов распространения информационных сообщений, целевой аудитории, необходимость сбалансированной системы финансирования. То есть принципы, заявленные в программных документах, претворяются в конкретном содержании деятельности Правительства Москвы по реализации государственной информационной политики и практике их исполнения.

1.3. Место связей с общественностью в реализации Правительством Москвы эффективной государственной информационной политики

Одной из форм государственной информационной политики являются связи с общественностью, которые являются специализированной общественной деятельностью, направленной на создание, поддержание и развитие взаимодействия и взаимопонимания между органами государственной власти города Москвы и обществом, содействие формированию позитивного общественного мнения для решения задач, стоящих перед органами власти.

Связи с общественностью как управленческую деятельность следует отличать от других видов управления и, особенно, от различных форм административного принуждения. Основное место в этой системе отношений занимает не административно-директивный стиль руководства, а метод убеждения и формирование определенных установок в общественном мнении. Взаимопонимание органов государственной власти города Москвы с общественностью может быть достигнуто только за счет полного информирования населения о текущих событиях, действиях и процедурах, а также о деятельности органов власти. Это может быть информационная деятельность, направленная, например, на разъяснение жителям города смысла проводимых мероприятий или запланированных изменений в той или иной сфере городского хозяйства.

Связи с общественностью всегда имеют социальный характер, поскольку в конечном итоге ориентированы на отдельные общественные группы и на общество в целом. Поэтому, исходя из социальной природы связей с общественностью, можно выделить несколько их основных функций1.

Функция социального партнерства подразумевает, что органы власти, осуществляющие связи с общественностью рассматривает общество