Формирование фирменного стиля гостиницы и пути повышения его влияния на экономическую эффективность предприятия

Дипломная работа

Индустрия гостеприимства сегодня становится все более конкурентным сектором на рынке гостеприимства.

Успешный отель невозможно представить без фирменного стиля, его главного идентификатора.

Гостиничный сектор стремительно развивается, и количество отелей как в Беларуси, так и за рубежом постоянно увеличивается.

Согласно Государственной программе развития туризма в Беларуси до 2016 года в Минске запланирован ввод не менее 4 тыс. гостиничных мест. Площадок под строительство отелей в столице отобрано более 60. Реализуется несколько проектов с участием международных операторов: «Кемпински», «Хаят», «Рэдиссон», «Хилтон». Это обстоятельство сопровождается постепенным созданием серьезной конкурентной среды для национальных гостиничных компаний.

Сегодня важной и ответственной задачей белорусских отелей является создание репутации качественного сервиса. Один из способов повысить лояльность гостей и создать положительный имидж отеля — создать узнаваемый фирменный стиль. Фирменный стиль формирует образ, предназначенный для эмоционального и психологического воздействия на других с целью распространения и рекламы. Это общее впечатление, которое гости производят об отеле. Фирменный стиль всегда активно влияет на общественное мнение, кардинально влияет на результаты хозяйственной деятельности, другими словами, фирменный стиль — это образ организации, существующий в сознании людей.

Актуальность диссертации заключается в том, что проблема формирования фирменного стиля — это процесс, находящийся в контексте постоянного активного внимания. Фирменный стиль гостиницы является фактором, влияющим на ее конкурентоспособность; маркетинговую позицию; ценообразование и имидж гостиничной услуги. Сегодня очень важно искать новые пути повышения фирменного стиля, повышения репутации и продвижения гостиничного бренда.

Целью работы является изучение фирменного стиля МУП «Бизнес-центр« Столица »на примере структурного подразделения гостиницы« Виктория »и предложений по повышению его влияния на экономическую эффективность предприятия.

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

1) рассмотреть сущность понятия «фирменный стиль»;

2) проанализировать фирменный стиль гостиницы «Виктория», как структурного подразделения КУП «Бизнес-центр «Столица»;

21 стр., 10441 слов

Влияние имиджа гостиницы на ее конкурентоспособность

... владельцы гостиниц не понимают, что представляет собой имидж гостиничного предприятия, какие компоненты и проблемы он содержит, и беспокоит только проблема формирования фирменного стиля, ... отеля. Поскольку залогом достижения целей и задач гостиничной компании должно быть обеспечение качественного имиджа и его постоянное повышение, что будет способствовать росту конкурентоспособности гостиничной ...

3) предложить пути совершенствования фирменного стиля предприятия.

4) Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.

В первой главе диссертации изложены основные теоретические аспекты формирования фирменного стиля компаний гостиничного сектора.

Во второй главе дана организационно-экономическая характеристика КУП «Бизнес-центр «Столица»; проанализированы основные экономические показатели работы гостиницы «Виктория», а также проведен анализ фирменного стиля, существующего на предприятии.

В третьей главе предложены пути совершенствования фирменного стиля гостиницы «Виктория», а именно:

1) предложены варианты устранения существующих недостатков фирменного стиля предприятия;

2) разработаны новые предложения по совершенствованию фирменного стиля предприятия исходя из опыта зарубежных стран.

Анализ фирменного стиля показал, что у компании есть ряд существенных недостатков в существующем фирменном стиле. Такой анализ позволяет объективно оценить фирменный стиль компании, выделив все плюсы и минусы.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты позволяют выявить слабые места в процессе формирования делового стиля гостиницы «Виктория» и на этой основе дать рекомендации по его совершенствованию. Экономическая эффективность работы заключается в том, что внедрение авторских предложений повысит эффективность и действенность фирменного стиля предприятия, что повысит конкурентоспособность гостиничных услуг МУП «Деловой центр» Столица. «как на внутреннем рынке, так и в мире.

При написании работы использовалась научная, методическая и учебная литература, материалы из периодических изданий, нормативных правовых актов Республики Беларусь, а также данные МУП «Деловой центр« Столица».

1. Фирменный стиль. Сущность понятия, основные элементы и их роль в работе гостиницы

1.1 Понятие «фирменный стиль» в гостеприимстве

В гостиничном бизнесе такое коммуникационное направление получило развитие и стремительно развивается как формирование фирменного стиля.

Понятие «фирменный стиль» зародилось относительно недавно, ему еще нет и сотни лет. Сегодня оно ассоциируется с рекламной деятельностью и подразумевает наличие индивидуального, оригинального, отличающегося от других предприятий отрасли, однако узнаваемого образа [3, с. 401].

Термин «фирменный стиль» введен теоретиками рекламы. За рубежом синонимами фирменного стиля являются такие понятия, как «система фирменного стиля», «согласование планирования», «проектирование внешнего вида предприятия».

Источники по-разному трактуют лексическое значение фирменного стиля. Существует толкование фирменного стиля в узком и широком смысле. Под фирменным стилем в узком смысле подразумевается совокупность товарного знака (и присущие ему цвета), и его использования в оформлении деловых бумаг и рекламных обращений. Многие организации просто используют узкое понятие фирменного стиля. Фирменный стиль в самом широком смысле — это использование единых принципов дизайна, цветовых схем и изображений для всех форм рекламы, деловой документации, технической и другой документации.

19 стр., 9220 слов

Имидж фирмы и организация PR на примере гостиницы Волгоград

... Г.Г. Почепцов выделяет следующие задачи имиджа организации: повышение престижа фирмы, т.к. разработка фирменного стиля свидетельствует о внимании фирмы не ... имиджем гостиничного предприятия; изучить роль PR в формировании позитивного имиджа предприятия; проанализировать деятельность гостиницы «Отель Волгоград» по управлению имиджем; разработать рекомендации по совершенствованию управления имиджем ...

Другими словами, фирменным стилем можно назвать элементы индивидуальности предприятия, которые позволяют формировать имидж организации.

Сегодня гостиничный бизнес — один из самых перспективных и быстрорастущих секторов с многомиллионной прибылью во всем мире. Количество гостиниц и отелей как в нашей стране, так и за рубежом растет с каждым годом. В то же время на рынке гостиничных услуг идет жесткая конкуренция за место под солнцем.

Ведь сегодня, гостиница — это не просто жилое помещение. Принципы оформления отелей и привычного нам жилья различны. Находясь в новом состоянии, гость хочет ощутить исключительное внимание и заботу отеля. При этом следует учесть, что эта забота должна проявляться не только в превосходном сервисе, но и в особом оформлении качественных и красивых вещей, которые окружают гостя [42, с. 112].

Основная сложность и главная задача современного отельера — сделать отель единственным местом, где всегда комфортно и уютно. Практически каждый гость, остановившись в отеле, даже не самом дорогом, рассчитывает попасть в атмосферу, которая будет приятно отличаться от повседневной домашней обстановки. А чего же тогда ждут те, кто готов потратить серьёзную сумму в обмен на ночь в отеле своей мечты?

Сотни менеджеров лучших отелей по всему миру каждый день пытаются ответить на этот вопрос, вкладывая творческий потенциал и огромные материальные ресурсы в поиск тех «изюминок», которые выделят их отели среди многих других.

Наличие грамотно сформированного фирменного стиля у гостиницы свидетельствует об уверенности руководства в качестве предоставляемых услуг, а также приносит отелю следующее преимущества:

1) помощь потенциальным гостям в ориентации на рынке гостиничных услуг, которая необходима для принятия быстрого и правильного решения относительно выбора место проживания;

2) повышение эффективности рекламы;

3) гармонизация и создание необходимого единства не только рекламы, но и других средств маркетинговых коммуникаций, к которым относятся: выпуск престижных буклетов, проведение пресс-конференций, проведение видеотрансляций через Интернет;

4) положительное воздействие на эстетический уровень предприятия;

5) содействие повышению корпоративного духа, создание причастности к общему делу «фирменного патриотизма» [4, с. 110].

a. Вместе с тем, у фирменного стиля есть три основные функции:

6) имиджевая — является наиболее важной, формирующей имидж (образ) компании. Позитивный имидж повышает конкурентоспособность предприятия. Привлекайте потенциальных гостей и партнеров, ускоряйте продажи и увеличивайте объемы.

7) идентификационная — отражает индивидуальность организации. Это своего рода «лицо», определяющее статус гостиницы;

8) корпоративная — поддерживает и укрепляет внутрикорпоративную культуру.

Ошибка в фирменном стиле и оформлении отеля могут стоить дорого. Нужно понимать те задачи, которые он решает и на кого рассчитан.

фирменный стиль принято изучать исходя из различных функциональных аспектов.

14 стр., 6637 слов

Маркетинговый отдел в гостинице организация работы курсовая

... создания. Проанализируйте необходимость создания маркетинговой службы в отеле Becker и составьте план организации маркетинговых услуг для этой компании. ^ является гостиница «Беккер». Предметом исследования - служба маркетинга гостиницы «Беккер». Работа ... фирмы. Маркетинговый отдел реализует маркетинговую политику компании, что является логическим продолжением исследования. Политика в отношении ...

Во-первых, как дизайн-задачу. В данном случае речь идет о создании и последующем редактировании корпоративного блога, то есть о всевозможных комбинациях логотипов, корпоративного набора символов и самой необходимой текстовой информации.

Во-вторых, как элемент маркетингового комплекса, включающего рекламу и PR.Классический пример: создание и поддержание бренда.

В-третьих, как элемент менеджмента. Это не что иное, как корпоративная культура. Фирменный стиль используется буквально во всём: во внешнем и внутреннем дизайне здания гостиницы, в подборе и создании аксессуаров и оснащения (техника, мебель, текстиль, элементы декора) и, конечно, во всех видах рекламы [43, с. 90].

Иногда для обозначения фирменного стиля используетсяи другой не менее известный в маркетинге термин «брендинг» (от анг.Brend — клеймо) [5, с. 111]. Бренд — это торговая марка со сложившимся имиджем. Технология по созданию и внедрению бренда получила название брэндинг, цель которого — заставить клиентов «влюбиться» в бренд и в те услуги, которые за ним стоят, усилить у гостя чувство привязанность и верности к одному отелю или к одной гостиничной цепи [4, с. 217].

В маркетинге гостеприимства брендинг относится к процессу создания имиджа бренда в течение длительного периода времени. Эта деятельность направлена ​​на создание положительных ассоциаций и создание добавленной стоимости.

Например, выбирая проживание в отеле Ritz или Hyatt, гости делают это проще, потому что они уверены, что эти отели предлагают уровень роскошного обслуживания и хорошего качества.

Брендинг позволяет вам быть уверенным, что при выборе между вашим отелем и отелем-конкурентом гость отдаст вам предпочтение, даже если цена проживания будет выше. Таким образом, брэнд помогает:

1) идентифицировать,

2) вызвать доверие;

3) получить удовлетворение от принятого решения;

4) сформировать группу постоянных гостей, ассоциирующих с вашим брэндом свой образ путешествий.

Для отечественных гостиничных компаний брендинг — новая концепция, но многие мировые гиганты уже давно успешно используют концепцию брендинга. Благодаря этому такие названия, как «Marriott», «HolidayInn», «Ritz», «Hilton», «FourSeasons», «Assog» вызывают у большинства людей ассоциации с чем-то надежным, качественным и даже роскошным.

Секрет успешного бренда — понять, чего хочет гость, чего именно он ожидает от вашего отеля или услуги в отдельности, и, следовательно, разработать модель построения и развития бренда.

При этом не стоит пытаться угодить всем. важно определиться, на кого будут ориентированы услуги отеля — деловых путешественников, активных путешественников или отдыхающих с детьми, и на основе этого создать концепцию бренда. Хотя многие известные гостиничные бренды, не желая сосредоточиться только на одном сегменте рынка, используют стратегию дифференциации. Например, гостиничная цепь «Marriott» разработала несколько брендов, каждый из которых ориентирован на определённую группу гостей: «Senior Living Services» — на пожилых людей, «Conference Centers» — на бизнес-туристов и конгрессменов, «Residence Inn» — на тех, кто останавливается на длительный период, и т.д.

12 стр., 5949 слов

Фирменный стиль в структуре корпоративного имиджа предприятия

... будет потеряна, поскольку на рынке появится совершенно другая компания с другими атрибутами фирменного стиля. 1.2 Элементы фирменного стиля Ядро фирменного стиля - цветографические элементы: товарный знак, логотип, фирменный блок, цвета, шрифты, система верстки, названия предприятия (товара) и ...

Фирменный стиль — одно из основных средств формирования благоприятного имиджа предприятия, имиджа его бренда. Дэвид Огилви, говоря о высочайшем уровне корпоративной коммуникации, сказал: «Каждая реклама должна рассматриваться как вклад в сложный символ, которым является имидж бренда, как долгосрочный вклад в репутацию».

Следовательно, заявление босса компании Coca-Cola о том, что их бренды Coca-Cola и Coke дороже, чем собственность всей компании, имеет объективное основание. Ведь действительно, если просуммировать расходы на рекламу и пропаганду марки компании более чем за столетие, прибавить к ним затраты на поддержание репутации производителя высококачественных напитков (повышение качества выпускаемых напитков и создание новых; совершенствование системы сбыта; улучшение дизайна продукции и т. д.), то в итоге получится сумма гораздо большая, чем стоимость основных и оборотных средств компании.

На этой примере видна правильная разработка фирменного стиля. В самом начале этого творческого и организационного процесса необходимо ответить на вопрос: «Как же предприятие само видит свой образ? Как оно хотело, чтобы его представляли потребители?» Только после того как сформировалась общая концепция фирменного стиля, стоит переходить к разработке его отдельных элементов

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что фирменный стиль, создаваемый предприятием, должен быть адекватным, оригинальным и пластичным. Быть адекватным — значит соответствовать реально существующему образу гостиницы, быть привлекательным для определенной целевой аудитории, т.е. для настоящих и потенциальных гостей. Быть оригинальным — значит отличаться от изображений других отелей аналогичной категории и специфики. Быть пластичным — значит не стареть, не выходить из моды, улавливать последние тенденции и менять туристический спрос.

Таким образом, самое важное при разработке фирменного стиля — это концептуальное решение и исключительно тщательная его реализация, так как, как правило, архитектура, внутренний дизайн и реклама диктуются основной концепцией предприятия, которая определяется спецификой работы гостиницы, её профилем, назначением, количеством и контингентом гостей. Именно эта информация является фундаментом для разработки элементов и носителей фирменного стиля, которые тесно связаны между собой и влияют друг на друга, являясь трансляторами основной идеи гостиницы, несут информацию о ее корпоративной культуре, традициях, уровне предоставляемого сервиса [48, с. 613].

1.2 Основные элементы и носители фирменного стиля

Фирменный стиль обеспечивается за счет поддержания единства постоянных визуальных и текстовых элементов, идентифицирующих принадлежность к конкретной организации и отличающих её от конкурентов [44, с. 132].

Рисунок 1 — Базовые элементы фирменного стиля

Основными элементами фирменного стиля являются: товарный знак; торговая марка; логотип (фирменная шрифтовая надпись); фирменный блок; фирменный лозунг (слоган); фирменный цвет (цвета); фирменный комплект шрифтов; корпоративный герой; другие фирменные константы.

Торговая марка -, Товарный знак

Товарные знаки относятся к так называемым объектам интеллектуальной собственности и защищены патентными законами всех стран мира. Около 100 стран имеют национальную законодательную базу, определяющую порядок регистрации и использования товарных знаков(например, в Республике Беларусь — Закон Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания»).

13 стр., 6376 слов

Совершенствование имиджа малой гостиницы

... дипломной работе является изображение небольшой гостиницы «Протекс-Отель». Объект исследования - улучшение имиджа небольшой гостиницы «Протекс-Отель». Целью данной дипломной работы является разработка предложений по улучшению имиджа малой гостиницы ... Г., Дейвис Ф. и др.); много исследований посвящено управлению предприятиями гостеприимства (Кнышева Е.Н., Белозерова Ю.М, Байлик С.Н., Сорокина А.В., ...

Товарный знак для эффективного своего использования в хозяйственной деятельности и охраны от нарушений со стороны конкурентов должен быть охраноспособным, т.е. иметь различительную способность, государственную регистрацию или охраняться в силу международного договора [48, с. 369].

Существуют следующие типы товарных знаков:

1) словесный, который может быть зарегистрирован как в стандартном написании, так в оригинальном графическом исполнении (логотип);

2) изобразительный, представляющий собой оригинальный рисунок (эмблему фирмы);

3) объёмный (в трехмерном исполнении);

4) комбинированный, представляющий собой сочетание выше приведенных типов.

Логотип — оригинальное начертание или сокращенное наименование организации. Как правило, логотип состоит из 4-7 букв. Около четырех из пяти товарных знаков зарегистрированы в виде логотипа.

Стили логотипа могут быть разными. Наиболее распространены капли, простые геометрические примитивы, спиральные мотивы, изображения животных, фотографически точные изображения и сплошная линия. При разработке логотипа использование стилей подразумевает оснащение его различными эффектами, но, как правило, они используются для быстрого формирования имиджа компании путем создания имиджа.

Фирменный блок, Фирменный лозунг (слоган)

Очень сложно сформулировать общие универсальные правила выбора слогана, однако есть несколько требований, которым он должен удовлетворять:

1) четкое соответствие общей рекламной цели;

2) краткость (краткая фраза легко запоминается);

3) слоган должен легко произноситься (в нем ни в коем случае не должны присутствовать труднопроизносимые слова);

4) использование по возможности оригинальной игры слов.

Слоган, обычно предшествующий рекламе, является одним из основных средств привлечения внимания и интереса целевой аудитории. Его роль особенно возрастает при отсутствии других средств, привлекающих непроизвольное внимание: иллюстраций, цветов и так далее.

Фирменный цвет (цвета)

Концепция цвета была разработана Guette: все темные цвета успокаивают, светлые волнуют. Цвета могут оказывать физическое (очень мимолетное) и психическое (при долгом взгляде на определенный предмет) воздействие.

Цвета воспринимаются через ассоциацию, например — синий — холодный. Со взгляда восприятие цвета переходит к органам и достигает тактильных ощущений.

Надо обращать внимание на форму — одни цвета поглощают форму (желтый, белый), другие ею поглощаются (синий, черный).

Все цвета делятся по типу движения:

1) Эксцентрические (желтый)

2) Концентрические (синий квадрат вызывает тревогу) [6, с. 210].

Цвет как набор оттенков — это устойчивая смысловая структура, связанная с эмоциональными и личностными характеристиками человека. Цвет способен закономерно выражать эмоциональное (личностно-смысловое) отношение субъекта к значимому другому и самому себе. В цвете происходит визуализация эмоционального отношения.

21 стр., 10132 слов

Разработка фирменного стиля и рекламной продукции как элемента ...

... фирменного стиля в рекламной коммуникации; Предоставить процесс создания фирменного стиля; Провести ситуационный анализ; Разработать элементы фирменного стиля; Провести предварительную оценку эффективности В ... цвета, графики, словесности реклама компании, упаковка товаров и сами товары обречены на то, что они не будут восприняты потребителем как принадлежащие данной компании. Наличие фирменного стиля ...

примечательно, что отношение к цвету в каждой стране разное и есть даже свои национальные и культурные особенности, которые необходимо учитывать при разработке рекламной кампании в той или иной стране.

В Америке красный ассоциируется с любовью, желтый — с процветанием, зеленый — с надеждой, синий — с верностью, белый — чистотой, спокойствием, миром, а черный — символом сложности и опасности. В Австрии самый популярный цвет — зеленый, в Болгарии — темно-зеленый и коричневый, в Пакистане — изумрудно-зеленый, а в Голландии — оранжевый и синий.

Вообще, чем ближе к Востоку, тем большее значение придается символике цвета. Так, в Китае красный означает доброту и отвагу, черный означает честность, а белый, в отличие от общепринятого символа чистоты и святости, ассоциируется с подлостью и обманом. Поэтому при разработке рекламной кампании, например, в Китае, необходимо правильно выбрать сочетание цветов, иначе есть вероятность быть неправильно понятым.

Что касается стран СНГ, то излюбленным цветом всегда был красный, который испокон веку ассоциировался с богатством и любовью [8, с. 13].

Таким образом, выбирая определенный цвет, можно контролировать отношение потребителя к рекламе, а, создавая необходимую хроматическую среду, можно вызывать эмоции, необходимые потребителю рекламы. При правильном выборе цветового оформления элементов бренда и медиа вы получите благоприятное впечатление и желание гостя остаться в вашем отеле.

Фирменный комплект шрифтов.

При выборе шрифта необходимо учитывать четыре условия: читаемость, актуальность, гармоничность и внешний вид, акцент.

1) Читаемость. Важнейшее условие. на него влияют: стиль шрифта, толщина и размер букв, длина строки, расстояние между словами, между строками, между абзацами.

2) Уместность. При сегодняшнем обилии персонажей, как по стилю, так и по размеру, весь комплекс настроений и чувств можно передать как бы отдельно от значений слов. Одни шрифты могут передавать ощущение стойкости и мужественности, другие — хрупкости и женственности.

3) Гармоничность. Общая ошибка новичков — смешение шрифтов. Это приводит к дисгармонии и ощущению хаоса. Шрифты должны гармонировать с другими элементами рекламного объявления, включая иллюстрации и композицию, и быть близкородственными.

4) Акцент. Акцент может быть достигнут за счет контраста (несколько стилей одного и того же шрифта, курсив против прямого, прописные буквы против строчных и т. д.).

При этом надо быть осторожным, иначе в попытке акцентировать все вы не сможете выделить ничего [22, с. 93].

Корпоративный герой, Другие фирменные константы

1) различные эмблемы фирмы, не получившие в силу каких либо причин правовую защиту и не являющимися товарным знаком;

2) фирменные особенности дизайна;

3) оригинальные сигнатуры и пиктограммы — абстрактные графические символы;

4) определенные внутрифирменные стандарты;

5) формат изданий, на всю печатную продукцию можно распространить определенный оригинальный формат, что способствует лучшей узнаваемости информационно — рекламных материалов.

Используя рассмотренные выше элементы в качестве «кирпичиков» или модулей, можно задавать фирменный стиль практически во всём, что так или иначе имеет отношение к деятельности гостиничного предприятия.

12 стр., 5518 слов

Современные методы формирования имиджа предприятия

... имидж гостиничного предприятия. Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по улучшению имиджа гостиницы «Гостиница Екатеринбург-Центральный». В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: Изучить теоретические основы формирования имиджа предприятия, Провести анализ существующего имиджа гостиницы ... набору графических элементов графического стиля в сочетании с единым ...

Все элементы фирменного стиля, как правило, оформляются в виде материала на бумажных носителях в специальной книге под названием Брендбук (от англ. Brandbook).

Под брендбуком подразумевают руководство по использованию элементов фирменного стиля и рекламной концепции. Отсутствие систематизации материала по составляющим элементам негативно сказывается на имидже предприятия в связи с различным их толкованием. Особо следует подчеркнуть, что брендбук является идеологией партнёров по бизнесу. Отклонение от корпоративного руководства недопустимо. Помимо перечисленных ранее основных элементов фирменного стиля, брендбук также содержит философию и принципы организации.

Философия организации, Принципы организации

1) постоянная, систематическая и продуманная работа по развитию предприятия на всех уровнях;

2) взаимодействие на разных уровнях, как между отделами самого предприятия, так и с предприятиями и организациями на региональном и международном уровне;

3) создание и сохранение заинтересованного, мотивированного и компетентного коллектива, применение таких принципов управления, которые высоко ценят людские ресурсы; современная, отвечающая международным требованиям , инфраструктура организации;

4) ориентация на потребителя товара или услуги, повышение качества товара и обслуживания в целом [49, с. 136].

Все приведённые выше принципы оказывают непосредственное воздействие на повышение имиджа предприятия, а это содействует росту бренда.

Основными носителями

1) элементы делопроизводства: фирменные бланки, конверты, папки регистраторы, записные книжки, настольные ежедневники;

2) реклама в прессе;

3) печатная реклама: листовки, проспекты, каталоги;

4) рекламные сувениры: пакеты из полиэтилена, авторучки, настольные приборы, сувенирные поздравительные открытки;

5) наружная реклама: указатели, вывески, фирменная одежда сотрудников (униформа), значки, нашивки, изображение на автотранспорте, принадлежащем отелю;

6) средства пропаганды: пропагандистский проспект, оформление залов для пресс-конференций, вымпелы;

7) выставочный стенд;

8) документы и удостоверения: пропуски, визитные карточки, удостоверения сотрудников, значки студентов, пригласительные билеты;

9) элементы служебных интерьеров: панно на стенах, настенные календари, наклейки большого формата. Нередко весь интерьер оформляется в фирменных цветах;

10) другие носители: фирменное рекламное знамя, односторонний и двусторонний вымпел, фирменная упаковочная бумага, ярлыки;

11) веб-сайт предприятия.

Особую роль в системе фирменного стиля выполняет уже упомянутая фирменная одежда (униформа).

Слово «униформа» (от «уния» — единый, общий) можно перевести как «единый вид». Именно поэтому основным и ключевым назначением униформы является установка единых правил поведения.

Различные требования к разным сотрудникам и особенности их труда проявляются в униформе.

Используемая на предприятиях индустрии гостеприимства униформа позволяет постоянно напоминать сотрудникам и гостям о правилах корпоративной культуры и едином фирменном стиле работы предприятия, в этом смысле униформа призвана выполнять следующие функции:

5 стр., 2391 слов

В «Гостинице «Президент Отель»

... предприятий. Гостиницы города в основном расположены в центральной части города. На улице Ленина расположены 3 гостиницы: Президент-Отель, Башкирия, Гостиница на Коммунистической. В спальных районах города расположены «гостиница», частная гостиница «Уфа», гостиница ... они проходили стажировку в Москве, производственную практику - в московских гостиницах «Националь» и «Президент». Цель услуги ...

1) четко определять отличие персонала от гостей (идентифицировать);

2) поддерживать статус предприятия;

3) показывать уровень сервиса и цен;

4) указывать направление деятельности заведения;

5) показывать принадлежность к организации и передавать сотрудникам чувство общности и единства с фирмой;

6) приближать статус сотрудников разных уровней (демократичность руководства) или подчеркивать разницу (необходимость субординации);

7) уравнивать статус сотрудников одного уровня;

8) давать сотрудникам четкие рамки поведения.

Фирменная одежда является частью фирменного стиля организации. Как правило, она имеет единый фасон, фирменные цвета, а иногда — отличительные знаки, демонстрирующие статус работника.

Непосредственно через одежду сотрудников организация стремится донести определенную информацию о себе: кто-то решит подчеркнуть деловитость, нарядив персонал в строгие костюмы, кто-то — чистоплотность, одев работников в светлую униформу, кому-то захочется сделать составной частью своего имиджа этнический элемент. При этом одежда должна быть выполнена в единой цветовой гамме и содержать логотип фирмы или ее символику.

Как известно, имидж и репутация отеля состоят из приятных мелочей, которые требуют тщательной проработки. Следовательно, элементы и носители фирменного стиля должны сформировать у гостя стойкие ассоциации именно с этой гостиницей, делая её уникальной и незабываемой для себя.

Тем не менее, многие маркетологи считают, что фирменный стиль — это только визуальное восприятие, но на еще и аудио-восприятие гостя.

Музыка для отелей — важный элемент положительного имиджа гостиницы. Правильно подобранная музыка способна многое рассказать постояльцу гостиницы и ко многому побудить. На Западе ученые, изучающие это сферу науки, еще в 1970-х гг. доказали, что в зависимости от темпа и стиля мелодии в 80% случаев меняется не только скорость передвижения гостей, но и работы персонала. Возьмем для примера бар в гостинице: когда звучали медленные мелодии, средний объем заказа был на 38% ниже, чем при ритмичных, которые побуждали посетителей чаще заказывать напитки. Термин «функциональная музыка» — специальный музыкальный звуковой фон — возник в середине ХХ в. в США. Тогда компания Muzak Ltd стала основным поставщиком мелодий для американских гостиниц. С тех пор их лозунгом, а позднее и европейских отелей стали слова: «Ни одно пространство не должно оставаться незаполненным, везде должна звучать музыка».

Основное назначение музыки в гостинице — создать комфортную атмосферу и хорошее настроение как у постояльцев, так и у персонала. Для того чтобы музыкальное сопровождение гармонично вписывалось в общую концепцию гостиницы, необходимо учитывать:

  • ? концептуальную направленность;
  • ? фирменный стиль и дизайн предприятия;
  • ? роль музыкальной программы в формировании фирменного стиля;
  • ? цель посещения гостиницы (бизнес, отдых, общепознавательный туризм и др.);
  • ? месторасположение гостиницы (в центре, спальном районе, за городом, у центральной магистрали);
  • ? контингент гостей и их социальный статус.

Следует различать музыкальные блоки: дневной (с 12.00 до 16.00), переходный (с 16.00 до 19.00) и вечерний (с 19.00 до 3.00).

Для предприятий с круглосуточным режимом работы предусматривают ночной блок.

Перейдем к следующему, не менее важному элементу фирменного стиля любой гостиницы — к веб-сайту гостиницы.

Мы живём в 21 веке — веке развитых информационных технологий и позиционировать себя как приличный отель невозможно без грамотно оформленного сайта. Сайт гостиницы — это ключ успешного образа предприятия. Порой потенциальному гостю достаточно всего пару минут для того чтобы сформировать своё собственное мнение об отеле. Пару кликов по монитору, быстрый просмотр галереи фотографий номеров и первое впечатление сформировано. Правильно выбранные цвета, стилистика фона и шрифта, музыкальное сопровождение, ракурсы фотографий — все это основа успешного впечатления.

Наличие собственного сайта у гостиницы создаёт определенные преимущества: привлечение Интернет пользователей (будущих гостей); рост положительной деловой репутации отеля.

Стандартный Web-сайт гостиницы может состоять из следующих разделов:

1) главная страница (визитная карточка с фотографиями отеля и номеров);

2) жизнь отеля (история создания, панорама, наличие подъездных путей, близость транспортных магистралей и система мер безопасности);

3) услуги отеля (номерной фонд, представительские помещения, рестораны-бары, дополнительные услуги);

4) контактная информация (адрес, телефон, факс, e-mail).

5) заказ номера через Интернет (цены, информация по бронированию).

Основные этапы создания сайта гостиницы:

1) определение стоимости Web-сайта (в зависимости от дизайна, наполнения и поставщика услуги);

2) выбор схем холдинга (техническая поддержка сайта);

3) разработка дизайна web-ресурса (применение фирменного стиля отеля);

4) регистрация доменного имени в зоне BY/RU/COM;

5) абонентское обслуживание (цена варьируется в зависимости от провайдера);

7) выбор расположения логотипа;

8) создание flash-эффектов, заставок и роликов [2, с. 68].

Сегодня конкуренция на рынке гостиничных услуг развивается стремительными темпами, поэтому базовых элементов для создания сайта не всегда достаточно. Сайт гостиницы — это её зеркало в интернете, отражение фирменного стиля, идеологии миссии гостиницы. А, значит, ни в коем случаи не стоит экономить на привлечении опытных и креативных специалистов, и изучению динамики пользования этим ресурсом. Чем больше отзывов в вашей электронной гостевой книге — тем лучше, поэтому визуальное оформление сайта должно привлекать гостя их писать. Отзывы и рекомендации следует тщательно изучать и разбирать. Ведь для гостя — «бывшего» или будущего важнее всего — внимание и искренний интерес к его замечаниям и предложениям.

Из всего вышеперечисленного, целесообразно сделать вывод о том, что большая часть носителей фирменного стиля рассчитана на визуальное восприятие, и лишь небольшая часть — на аудиальное.

Однако в гостиничном бизнесе есть возможность задействования кинетического типа восприятия. Меблировка, декор, оснащение здания — непосредственные носители фирменного стиля, и их восприятие осуществляется не только глазами, поэтому на первый план выходят фактура и качество всего гостиничного имущества. Декор должен находиться в равновесии с категорией гостиницы. Дизайнерское решение — с выбранной концепцией, предлагаемым сервисом, системой обслуживания, соответствующей атмосферой в отеле и уровнем цен.

Интерьер (от фр. interieur — внутренний) — это внутреннее пространство помещения, его устройство и убранство. При этом важна гармония — закономерное сочетание всех элементов интерьера, а также вкус и понимание общего стиля предприятия. Высокая культура дизайна в оформлении интерьера современных предприятий индустрии гостеприимства связана с достижениями зарубежных и отечественных дизайнеров и обусловлена не только стремлением людей к прекрасному, но и тем, что при этом возникают положительные эмоции. Хорошо известно, что от интерьера во многом зависят и настроение посетителей, и условия работы персонала.

Таким образом, помимо эстетических функций, интерьер оказывает непосредственное влияние на уровень корпоративной культуры, обеспечивает физическую и психологическую комфортность.

Профессионально созданный интерьер предприятия индустрии гостеприимства — это своего рода творческое произведение, в котором взаимное соответствие отдельных элементов обусловлено единым замыслом автора. Единство стиля в интерьере достигается соотношением его компонентов (объемно-пространственного решения, цветовой композиции, приемов освещения и декоративных элементов), которые взаимосвязаны. Например, расстановка мебели связана с ее назначением и размерами площадей помещений, освещение — с расстановкой мебели. Цвет стен, потолков и напольных покрытий связан с цветом мебели. Освещение влияет на цветовое решение интерьера.

Итак, как было сказано ранее, фирменный стиль является одним из средств формирования имиджа предприятия. В рекламном процессе фирменный стиль упрощает процесс отбора рекламополучателями информации об организации или ее продукции. Оформленный в соответствии с последними достижениями дизайна и бренд-менеджмента, фирменный стиль косвенно подтверждает надежность предприятия, как бы гарантирует, что оно во всем соблюдает образцовый порядок, как в производственной, так и в любой другой деятельности. Элементы фирменного стиля при правильной организации связей с целевой аудиторией создает и поддерживает имидж фирмы.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что стандартная деятельность по внедрению фирменного стиля в жизнь гостиницы может включать в себя следующие действия:

  • ? распространение приказа о соблюдении фирменного стиля;
  • ? распространение внутренних разъяснительных писем по фирменному стилю;
  • ? проведение внутренних семинаров по фирменному стилю;
  • ? тренинги для администраторов стойки (ресепшн) и начальников отделов отеля;
  • ? оформление помещений гостиницы и кабинетов менеджеров в фирменном стиле;
  • ? изготовление в фирменном стиле одежды сотрудников;
  • ? оформление дверных табличек, указателей, вывесок в фирменном стиле;
  • ? нанесение элементов фирменного стиля на гостиничное имущество;
  • ? изготовление сувенирной продукции с элементами фирменного стиля отеля;
  • ? изготовление рекламно-полиграфической продукции с элементами фирменного стиля;
  • ? наружная реклама с элементами фирменного стиля организации;
  • ? реклама в СМИ с элементами фирменного стиля отеля;
  • ? интернет сайт с элементами фирменного стиля;
  • ? использование фирменного стиля во время участия в конференциях и выставках, проведении специальных мероприятий.

Для разработки, формирования и изготовления тех или иных носителей фирменного стиля целесообразно воспользоваться услугами бренд-агентства или профессионально дизайнера. Заранее выбрав и договорившись о долгосрочном сотрудничестве с одним из них, гостиничное предприятие будет избавлено от многих забот, обеспечит определенное единство в исполнении всех элементов и носителей фирменного стиля.

1.3 Формирование фирменного стиля предприятий индустрии гостеприимства

Начало формирования фирменного стиля как явления можно отнести к концу XIX в. Это время, когда сосуществовали старые традиции путешествий как вида досуга и новые формы гостиничного сервиса. Именно тогда на смену гостиницам со скромными названиями появились роскошные отели со звучными именами — «Метрополь», «Палас», «Савой», «Гранд-отель». В обиход вошли слова комфорт и дизайн. Корпорация «The Leading Hotels of the World» более 60 лет изучает работу отелей во всем мире и определяет, какие из них являются лучшими по качеству обслуживания постояльцев. Эти отели корпорация выделяет в единственную в своем роде группу самых престижных отелей мира. В нее входят более 300 самых-самых, тех, кто может гордиться своим прославленным именем, неповторимым стилем, ну и, конечно же, списком гостей. Каждый из отелей имеет свою отличительную черту, — например, целебный источник, роскошный ресторан, произведения искусства в интерьере, собственную лагуну и т. д.

В современной гостиничной сфере фирменный стиль гостиницы является основой формирования ее имиджа, обеспечивая узнаваемость и уважение гостей. Удачные цветовые сочетания, геометрические формы и прочие визуальные элементы дополняются пластическими приемами и базируются на четко сформулированных идеях. Информационный фундамент зачастую является тем «вектором», который находит свое продолжение в графике, интерьерах, отношении к гостям и т.д. Современный успешный гостиничный бизнес без этого трудно представить.

Разработка фирменного стиля для гостиницы позволяет обеспечить единство оформления помещений, рабочей документации, рекламных мероприятий и прочего, что способствует продвижению услуг и увеличению числа клиентов.

В отличие от корпоративной стилистики иных организаций, фирменный стиль гостиниц имеет свои особенности и правила, которые заключаются не только в приемах дизайна, но также в перечне элементов и специфике работ.

Главная сложность здесь состоит в том, чтобы сделать гостиницу неповторимой и единственной в своем роде, комфортной и уютной как с практической, так и с психологической точки зрения. При этом иногда делается акцент на определенную категорию постояльцев. Предпочтение в оформлении может отдаваться «Классицизму» или «Арт-деко», стилю «Хай-тек» или «Минимализму» — это зависит от уровня отеля и пожеланий руководства.

Первым этапом, с которого начинается создание фирменного стиля гостиницы, является определение фирменных цветов и шрифтов (основного и второстепенного), дизайн логотипа. Это стандартные мероприятия для большинства компаний. Далее же начинается разработка специфического перечня элементов, которые, как правило, имеют место только при создании гостиничной стилистики. Здесь может идти речь о разработке интерьера помещений, создании дизайна одежды для персонала, изготовлении фирменных брелоков для ключей и прочей сувенирной продукции (ручки, статуэтки и т.д.), вплоть до разработки дизайна внешнего фасада зданий. Кроме того, обязательными считаются такие элементы фирменного стиля гостиниц, как бейджи сотрудников, фирменная документация, конверты, папки и прочие атрибуты гостиничной сферы.

Заказать и разработать фирменный стиль для гостиницы или нескольких отелей одной гостиничной сети — это уверенный шаг вперед.

Вспомните известные отели «Hilton», «Marriott» или «Holiday Inn» — они получили мировое признание и уважение своих постояльцев, они узнаваемы и престижны, и корпоративный стиль здесь играет далеко не последнюю роль.

Нередко гостиницы и отели создают подробные постулаты в уставе, где указываются: отношение к гостю, стандарты качества и скорости обслуживания, санитарные характеристики помещений и многое другое, что также является частью фирменного стиля гостиницы, показателем статуса и преимуществ перед конкурентами.

Элементы маркетингового комплекса коммуникаций, такие как PR и реклама, по праву, считаются не менее важными аспектами, которые необходимо принимать во внимание, решив создать фирменный стиль гостиницы. Разработанное направление дизайна будет длительное время создавать имидж отеля, поэтому так важно учесть и продумать всё до мельчайших деталей.

Создание уникального фирменного стиля — это сложная, но необходимая задача.

На сегодняшний день существует несколько способов формирования фирменного стиля предприятия.

Самый распространенный способ — поиск специализированной компании, занимающейся разработкой и формированием фирменного стиля. Таких компаний появляется с каждым днём все больше, но, как известно, количество не значит качество. При выборе компании важно даже не только качество, но и удобство работы. Разработать единый и уникальный фирменный стиль и распространить его на все элементы работы отеля — эту задачу под силу решить только профессионал. Фирменный стиль должен разрабатываться, учитывая задачи, которые перед ними ставит заказчик. Должен быть установлен контакт «заказчик — дизайнер».

Процесс взаимодействия заказчик (гостиница) — дизайнер довольно сложный. В идеале он должен быть построен следующим образом: клиент ставит перед дизайнером задачу (в данном случае — разработка фирменного стиля), дизайнер разрабатывает логотип, предлагает фирменные цвета и предоставляет заказчику несколько вариантов (не более 3-5), клиент выбирает один и далее дизайнер уже работает над деталями. Результатом данной работы является бренд-бук — руководство, содержащее в себе описание, правила использования и применения логотипа, фирменного стиля и других компонентов.

Brandbook (брендбук)

Бренд-бук содержит в себе шаблоны для буклетов, листовок, шаблонные сетки, использование изображений, стилей заголовков, таблиц, товарный знак, варианты, описания, зоны недоступности, дополнительные графические элементы, общее использование товарного знака в документах, корпоративные шрифты, корпоративные цвета.

На основании бренд-бука в дальнейшем могут создаваться следующие материалы:

  • ? буклеты, флаера;
  • ? сувенирная продукция;
  • ? указатели и нумераторы комнат;
  • ? униформа и бейджи для персонала;
  • ? меню баров и ресторанов;
  • ? вывески;
  • ? наборы для гигиены;
  • ? информационные указатели.

То есть бренд-бук — это инструмент, который в будущем гостиница должна использовать при изготовлении любой своей продукции. И неважно у кого в дальнейшем гостиница будет заказывать печать или разработку дополнительный буклетов или флаеров. На основании бренд-бука любая дизайн-студия сделает продукцию, соответствующую стилю гостиницы.