Диплом стратегии повышения конкурентоспособности

Дипломная работа

^

Повышение конкурентоспособности предприятия как предмета квалификационной работы позволяет не только изучать теорию, но и постоянно применять полученные знания на практике. Кроме того, оценка конкурентоспособности компании настолько тесно связана с концепцией стратегии, стратегического управления, что приобретенные навыки не могут оставаться невостребованными, особенно если они являются практическими.

Московская городская стоматология X была выбрана в качестве объекта исследования и расчета, что было как осознанным, так и вынужденным шагом. С одной стороны, медицина является первой специальностью автора, поэтому выбор рынка медицинских услуг был логичным, а с другой – на данном предприятии была возможность получить доступ, как к финансовой информации предприятия, так и маркетинговой информации по рынку стоматологии.

Еще одним преимуществом темы стала ее популярность, которая выразилась, прежде всего, в достаточном количестве литературы, в том числе современной. Структура работы, обоснованная спецификой темы, предусматривает раскрытие не только темы конкурентоспособности как таковой, но и многих аспектов стратегического управления. К сожалению, в процессе написания работы выяснилось, что, несмотря на достаточное количество учебников и статей по стратегическому менеджменту, стратегическому планированию, теории конкуренции и конкурентоспособности, в том числе опубликованных в последнее время, их содержание отражает теории в лучшем случае конца двадцатого века и заканчивается примерно на разработках Майкла Портера.

Однако за последние 20 лет после публикации трех работ профессора Гарварда многое изменилось, особенно в теории конкуренции. И в этом была одна из главных сложностей работы: в обработке информации по теории конкуренции, стратегическому менеджменту, которая была доступна только на английском языке.

Изучение теории, которую можно найти в свободном доступе в Интернете, привело к нескольким неожиданным открытиям, которые привели к несколько иному взгляду на предмет квалификационной работы.

Оказывается, несмотря на долгую историю, теория конкуренции далеко не столь однозначна, кроме того, в ней давно уже существует совершенно новое направление, которое называется соконкуренция,

3 стр., 1406 слов

Курсовая работа конкурентоспособность товара

... событие, конкуренция - это работа. В этом случае этапом проявления стратегической конкурентоспособности предприятия является вступление, в частности, разработка стандартов, которые отражаются в стратегиях. Выражением потенциальной конкурентоспособности являются индикаторы объекта, материализовавшегося на ...

разработанное пока на теоретическом уровне, но, тем не менее, имеющее практическое применение. Разработку стратегии в изложении зарубежных авторов легко разделить на этапы, этапы, а различия между стратегическим менеджментом и стратегическим планированием можно представить на одном рисунке. Основные стратегии Майкла Портера приводятся не как реальные альтернативы, а как исторический этап, и существуют разные типы их модификаций, не говоря уже о других типах стратегий.

Конкурентоспособность фирмы — это больше понятие, чем коэффициент, рассчитываемый десятью способами, по крайней мере, это не самоцель, а направление теории. Акцент делается на определении состояния предприятия, как внутреннего, так и по отношению к внешней среде, а также на принятии решения о направлении развития.

Работа построена таким образом, что в первой главе освещается концепция конкурентоспособности, дается обзор методов ее оценки и концепции стратегии. Вторая глава посвящена реализации стратегии, ее оценке, а также одному из ключевых понятий теории: конкурентным преимуществам. Третья глава носит практический характер, содержит расчеты конкурентоспособности бизнеса по российским методикам, а также попытку разработать бизнес-стратегию и дает практические рекомендации по повышению конкурентоспособности бизнеса.

Цель данной работы – оценить уровень конкурентоспособности предприятия, разработать стратегии (корпоративную и конкурентную) и дать рекомендации по их реализации и оценке.

Первой задачей работы является актуализация знаний о стратегическом менеджменте в соответствии с последними теоретическими разработками, их классификация и представление в наглядном виде.

Вторая задача — выявить конкретные методы, используемые российскими и зарубежными экспертами для оценки работы компании и окружающей среды.

Конечная задача — обработать полученные фактические данные, рыночные данные, выявить возможности использования методик, проанализировать состояние предприятия и разработать стратегии и рекомендации.

В целом, задачи, поставленные в квалификационной работе, не всегда могут быть решены квалифицированными командами специалистов, особенно если разработка стратегий и составление рекомендаций выполняется с учетом особенностей работы предприятия и носят практический и выполнимый характер.

Теоретические и методические основы оценки конкурентоспособности.

Сущность конкурентоспособности и факторы, ее определяющие.

Понятие конкуренции.

Чтобы определить конкурентоспособность, сначала необходимо раскрыть концепцию конкуренции, поскольку именно теория конкуренции легла в основу введения термина «конкурентоспособность.

Понятие «конкуренция» восходит к латинскому «concurrentia», означающему «столкновение», «состязание» [9] .

Конкуренция — ключевое понятие, выражающее сущность рыночных отношений. В экономической сфере конкуренция проявляется в конкуренции за бизнес и долю на рынке.

Впервые теория конкуренции была рассмотрена А.Смит в своей работе «Исследование природы и причин богатства народов», где он продемонстрировал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному развитию труда и капитала. Адам Смит, в частности, связывал конкуренцию с честным и недобросовестным соперничеством между участниками рынка за наиболее выгодные условия купли-продажи товаров. Основным методом конкурентной борьбы он считал изменение цен. Свободная конкуренция действует как сила, которая обеспечивает взаимодействие между спросом и предложением, уравновешивая рыночные цены. В результате соперничества между покупателями и продавцами устанавливается общая цена на аналогичные товары и определенный тип кривых спроса и предложения. Таким образом, конкуренция обеспечивает функционирование рыночного ценового механизма. Конкуренция — это «невидимая рука», координирующая деятельность операторов рынка.

2 стр., 796 слов

Маркетинговая стратегия рынка

... конкуренции; четкое понимание запросов и ожиданий со стороны потребителей; сравнительно невысокие расходы на рекламу. В то же время данный тип маркетинговой стратегии отличается сложностью завоевания рынка ... его сущность. Далее обратимся к содержанию термина «стратегия». Готовые работы на аналогичную тему Основным предназначением стратегии является перевод компании из текущего состояния в желаемое. ...

Идеи ценового регулирования рынка вследствие конкуренции были развиты Д. Рикардо. Модель совершенной конкуренции, которую он разработал, объясняет, как «естественные» цены в долгосрочном равновесии сочетаются с принципами децентрализованного управления и как они способствуют развитию экономики.

Неоклассический вариант поведенческого толкования конкуренции, сформулированный А. Маршалл связывает это с борьбой за редкие экономические товары и, конечно же, за потребительские деньги, за которые их можно купить. Обоснование этого подхода заключается в том, что большинство товаров дефицитны, а это означает, что их количество меньше, чем потенциальные потребности общества. Таким образом, владельцы активов имеют возможность распределять их, руководствуясь собственной выгодой. Они выставляют условия или критерии (требуемый уровень цен, качества и т.п.) и в зависимости от исполнения этих условий решают, кому предоставить блага, а кому – нет.

Наряду с поведенческой интерпретацией конкуренции распространился структурный подход к определению конкуренции.

До этого все внимание уделялось только ценовой конкуренции, что сильно ограничивало сущность конкуренции. Структурная трактовка была раскрыта в работах Ф. Эджуорта, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлина. При структурном подходе акцент смещается с самой борьбы конкурентов друг с другом на анализ структуры рынка, на котором она имеет место. В первую очередь, речь идет о несовершенной конкуренции и ее разновидностях: монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии. Этот аспект конкуренции стал очень популярным и фактически стал воплощением теории конкуренции.

Третий подход к определению сущности конкуренции можно назвать функциональным. Он рассматривает роль, которую конкуренция играет в экономике. Рынок скептически относится к инновациям, но если новатору удается их внедрить, механизм конкуренции вытесняет с рынка компании, использующие устаревшие технологии.

Таким образом, к середине XX века сформировались общие представления о сущности конкуренции и ее основных движущих силах, выразившиеся в постулировании четырех классических моделей рыночной конкуренции: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии.

Сущность конкуренции и ее движущие силы подробно рассматриваются в трудах известного современного экономиста Майкла Портера. был сделан вывод, что в конкурсе участвуют не только прямые конкуренты. Соперничество сектора, лежащая в его основе экономика и конкурирующие силы выходят далеко за рамки обычного противостояния между сторонами в одном секторе. Клиенты, поставщики, потенциальные конкуренты и продукты-заменители — все это конкуренты с разной степенью влияния на отрасль.

8 стр., 3801 слов

Маркетинговые исследования конкуренции и конкурентов заведений питания

... конкурентов. Знание своих конкурентов - одно из условий успешной конкуренции на рынке. Финансовые, технические и производственные характеристики конкурентов, их коммерческая политика и методы продвижения продаж подлежат постоянному наблюдению и изучению. Исследование конкурентов ... предприятиями сектора. Часто вопросы, связанные с определением позиции в конкурентной борьбе, рассматриваются только ...

Результатом исследований М. Портера стала концепция пяти сил конкуренции.

Основные определения термина «конкуренция» приведены в табл.1.1.

Таблица 1.1.

Основные определения конкуренции

1 3 4 5