Ранее идеология финансирования системы общего образования базировалась на идеологии полного государственного обеспечения, которое признавало только механизм распределения финансовых ресурсов страны под нужды государства для выполнения им основных социально – экономических функций. Сложившаяся кризисная ситуация в бюджетном финансировании РФ ставит задачу выработки новых подходов в формировании ресурсного обеспечения образовательных организаций (далее ОО).
Образовательная организация — это открытая социально-педагогическая система, взаимодействующая с социальными институтами. Отчетливо проявляется проблема его внешнего представления в современных социокультурных условиях. Связано это, во-первых, с процессами становления и развития различных типов и видов школ — государственных и негосударственных, имеющих различные направления деятельности, стремящихся к максимальному раскрытию личности ребенка, но реализующих свои цели различными методами и средствами в неодинаковых условиях. Во-вторых, проблема связана с уменьшением количества студентов. В связи с этим считаем, что необходимость формирования имиджа ОО определяется: сложной демографической ситуацией в системе общего среднего образования; дифференциацией и вариативностью системы общего среднего образования; сложностью выбора направлений и перспектив самоопределения школьников; многочисленными запросами социальной практики; потребностью образовательной и управленческой практики в формировании представлений о школе; наличием опыта работы ОО в данной области.
Кроме того, перед школой стоит ряд проблемных вопросов, требующих немедленного решения:
- установление равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями и индивидуальными склонностями и потребностями;
- слабая социально-экономическая защищенность учащихся в период их обучения в школе;
- низкая конкурентоспособность выпускников после окончания школы;
- невозможность создания условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями, построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
- наличие трудностей в решении проблемы успешной адаптации выпускника в сильно изменившемся внешнем окружении.
До недавнего времени на практике и в науке темам исследования изображений уделялось недостаточно внимания. Однако формирование образовательного пространства показывает возрастающую роль субъективной оценки успеваемости школы с точки зрения потребителей образовательных услуг. Сегодня понятия «имидж школы» и «имидж менеджера» становятся характеристиками образовательной среды и самих менеджеров. В связи с этим в последние годы много сказано и написано о том, как представить уникальность учебного заведения, особенности его жизни.
Маркетинг и его роль в регулировании рынка образовательных услуг
... самой дидактической деятельности. Поэтому в образовании проявляются и такие составляющие маркетингового комплекса: изучение спроса, цены на услуги, методы обучения финансовых ресурсов, распределения и стимулирования. 2. Роль маркетинга в регулировании рынка образовательных услуг Реальными участниками маркетинговых отношений ...
Частично это решается путем разработки и документирования концепций объектно-ориентированного программирования, образовательных программ и программ развития школ. Однако, на наш взгляд, они являются необходимым, но недостаточным условием формирования внешнего информационного поля школы как открытой социально-педагогической системы для потенциальных клиентов и потребителей образовательных услуг. В связи с этим появляется необходимость разработки оригинальных, индивидуализированных информационных документов для каждой ОО. Примером подобного рода материалов могут стать рекламные проспекты, информационные бюллетени, листовки, информационные письма, буклеты, раскрывающие особенности направлений образовательной практики учебного заведения, атрибутивные имиджевые характеристики школы: логотипы, лозунги, девизы, полиграфические константы, печатная продукция, школьная форма и т.д. Подобные документы и атрибуты могут достаточно полно и в то же время доступно раскрывать особенности деятельности ОО, их сущность и специфику, преимущества внедряемых и используемых новаций, традиции, корпоративную культуру ОО.
Исследование имиджа общественной организации особенно актуально и актуально сегодня, поскольку требования к качеству образования и в целом к системе народного образования растут.
Цель написания выпускной работы: изучить теоретические и практические аспекты формирования имиджа образовательной организации и на этой основе выработать предложения и рекомендации по формированию положительного имиджа МОАУ СОШ № 11 г. Орска.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является условия формирования положительного имиджа МОАУ СОШ № 11 г. Орска в образовательном пространстве.
Предметом изучения является МОАУ СОШ № 11 г. Орска.
Для реализации поставленной цели в работе решались следующие задачи:
- рассмотреть структуру и содержание понятия «имидж» в научном обороте;
- изучить содержание понятия «имидж» в образовательном пространстве;
- проанализировать и дать оценку состоянию имиджа МОАУ СОШ № 11 г. Орска как основного условия конкурентоспособности ОО;
- выработать предложения и рекомендации по формированию позитивного имиджа МОАУ СОШ № 11 г. Орска.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют: нормативно — правовые и законодательные акты, регламентирующие деятельность муниципальных автономных образовательных организаций; современные методические приемы и способы количественного и качественного анализа управленческой финансовой деятельности; монографическая и учебная литература по изучаемой проблеме; публикации в специализированных периодических изданиях по данной тематике; данные отчетности МОАУ СОШ № 11 г. Орска за последние три года.
Билет №15. Управление имиджем и репутацией организации. Брендинг, ...
... создания зонтичного бренда со своими собственными брендами. Зеркальный Это тот тип имиджа (mirror image) организации, который, как полагают ее сотрудники, особенно ее руководители, воспринимают люди, ... потому что, помимо продукта, только информация, которую рынок получает о компании, создает репутацию компании. Репутация компании либо приносит деньги фирме, либо не дает им прийти. Руководители ...
1.1 Структура и содержание понятия «имидж»
Понятие «имидж», как и большинство научных категорий, можно толковать в широком и узком смысле. В широком смысле под имиджем понимается распространенное представление о совокупности естественных и специально сконструированных свойств объекта, в то время как в узком под имиджем понимается сознательно сформированный образ объекта, который наделяет его дополнительными ценностями и дает возможность продуцировать впечатления об объекте, отношения к нему и оценки его, которые необходимы создателю. В маркетинге существует свое определение имиджа: «имидж (image – образ, изображение, отражение в зеркале) – репутация, мнение широкой публики, потребителей и клиентов о продукции организации, ее продуктах и услугах, репутации руководителей», а специфические особенности имеют имидж марки, имидж организации, имидж продукта.
1.2 Понятие имиджа в образовательном пространстве
Поскольку в данном случае объектом выступает ОО, то далее речь пойдет об имидже ОО. В связи, с чем целесообразно будет произвести анализ определение имиджа ОО.
В периодике и учебной литературе имидж школы, имидж ОО определяется с разных позиций: как образ, который существует у внешнего мира; как привлекательный образ школы, складывающийся из комплекса впечатлении и ожиданий различных групп социума, формируемый с целью, чтобы ученики выбрали для обучения конкретную школу; – как сформированное представление учеников и родителей, преемственных образовательных учреждений, компаний и организаций на рынке труда, организаций, выдающих стипендии и гранты о том, что из себя представляет школа. [7, 11, 16, 19, 25]
Принимая во внимание эти интерпретации, в будущем мы будем рассматривать образ общественной организации как эмоционально окрашенный образ школы, имеющий намеренно установленные характеристики и призванный оказывать психологическое влияние определенной ориентации на определенные группы общества. Важным направлением анализа литературы является выявление компонентов имиджа общеобразовательного учреждения и их содержания. Составляющие образа, прежде всего, включают образ человека, который руководит школой, ученическим классом.
Так, Е.А. Ободкова считает, что особенностью ОО является то, что многие учителя-предметники, классные руководители, а не только директор, в отличие от других общественных организаций, выступают в роли лидеров. Следовательно, образ учителя можно рассматривать как образ лидера. Личный авторитет завуча имеет формальную и неформальную основу. Это и авторитет официального юридического авторитета, выраженный в определенной административной должности, и авторитет лидера в результате признания его учителями и учениками инструментального и эмоционального лидера.
2.1 Организационно – экономическая характеристика МОАУ СОШ № 11 г. Орска как условие формирования имиджа
МОАУ СОШ № 11 г. Орска расположена в Октябрьском районе г. Вокруг Орска расположены и другие образовательные учреждения: средняя школа №35, средняя школа №52, профессионально-техническая школа №31, химико-технологический университет, в связи с чем актуализируется проблема конкурентоспособности школ в районном и городском образовательном пространстве. МОАУ СОШ № 11 г. Орска имеет структурные подразделения – дошкольные группы.
Формирование имиджа образовательной организации
... вполне разумно. Результаты многих исследований западных ученых продемонстрировали взаимосвязь между положительным имиджем организации и ее финансовыми показателями. В условиях жесткой конкуренции на рынке ... организации, предоставляющей образовательные услуги, к лучшим ресурсам, как финансовым, так и информационным. В случае, если у образовательного учреждения уже сформирован благоприятный образ, ...
ОО имеет выгодное расположение: в центре города, рядом – МОАУДОД «Дворец пионеров и школьников г. Орска», Дворец спорта «Юбилейный», ЦРТДЮ «Искра» (домовый клуб «Радуга»), художественная школа, библиотека, бассейн «Дельфин», ФОК «Здоровье», Центральная детская библиотека им. Ю.А. Гагарина, кинотеатр «Мир», Соглашение ЦСПСД, филиал языковой школы Lingua, школа музыки и искусства, позволяющая принимать студентов на работу во внеурочное время.
В деятельности классных руководителей имеют особое значение диагностические исследования по определению уровня воспитанности личности, которые проводятся дважды в учебном году по методике диагностических программ, разработанных Капустиным Н.П., Шиловой М.И. В результате диагностических исследований получены числовые значения, определяющие уровень нравственного воспитания учащихся по классам. Высокий уровень: отношение к труду (4,22), доброта и отзывчивость (4,17) Хороший уровень: отношение к коллективу (4,04), честность и скромность (4,01), дисциплинированность (3,97), отношение к общественной культуре (3,94), общественная активность (4,1) Средний уровень: отношение к учебе (3,84), интерес к занятиям (3,75), долг и ответственность (3,16).
Таблица 1 — Финансовое обеспечение ОО на 2016-2017 учебный год
Таблица 2 — Возраст педагогических работников
2.2 Оценка имиджа МОАУ СОШ № 11 г. Орска
Наиболее информативным способом выявления взглядов участников образовательного процесса для нашего исследования стала анкета, основанная на прямом контакте с респондентами.
В анкетировании были задействованы учащиеся, родители, учителя. В рамках нашего исследования были опрошены 426 студентов, 350 родителей, 26 учителей, 5 технических специалистов и директор. Для оценки имиджа данного ОО нами была разработана и проведена анкета (Приложение В).
Опрос показал, что имидж общественной организации сформирован на достаточно хорошем уровне. Расхождения, которые иногда встречаются между ответами небольшие. Это показывает, что руководитель НПО и сотрудники — это сплоченная команда, которая занимается одним делом.
После обработки данных анкеты получилось, что 86 % опрошенных в сумме набрали от 85 до 115 баллов, что даёт нам возможность утвердить следующее резюме: «Ваше ОО имеет все возможности быть первой в строчке лидеров, но вам нужна небольшая коррекция по имиджу ОО». Результаты исследования таковы, что все опрошенные единогласно отметили, что необходимо пополнение технической базы ОО. Также хочу отметить, что руководитель нашей общественной организации — профессиональный, эрудированный и добросовестный работник, с которым сотрудники общаются не только в случае необходимости. Каждый сотрудник НПО осознает, что является ценностью для учебного заведения, которое несет интеллектуальное и психологическое единство и вносит максимальный вклад в развитие учебного заведения. В каждом сотруднике есть что-то особенное, индивидуальное, и руководитель дает ему возможность реализовать себя.
ПП ПМ03. пм. 03 Маркетинговая деятельность в организациях общественного питания
... и услуг анализируемой организации общественного питания. Определение конкурентных преимуществ организации общественного питания по сравнению с конкурентами. Разработка предложений по повышению конкурентных преимуществ организаций общественного питания. Тема 7. Разработка предложений по совершенствованию маркетинговой деятельности организации общественного питания Обобщение ...
Таблица 3 — Выбор предметов для дополнительного изучения
Таблица 4 — Портрет социума ОО
3.1 Алгоритм формирования позитивного имиджа образовательной организации
Рассматривая профессионализм деятельности работников школы в создании имиджа как одно из главных условий формирования позитивного имиджа ОО, нами были взяты на вооружение положения, касающиеся условий и факторов, содействующих или препятствующих достижению высокого уровня профессионализма, а также закономерностей в организации обучения профессионализму будущих специалистов, совершенствовании и коррекции их деятельности; характеристик и уровней профессионализма; моделирования продуктивной, малопродуктивной и непродуктивной профессиональной деятельности.
Анализ теоретических источников и изучение имиджа МОАУ СОШ № 11 г. Орск позволил сделать вывод, что формирование изображения — это сложный процесс планирования, разработки и собственно реализации дизайна или модификации изображения объекта.
3.2 Рекомендации руководителю ОО по формированию позитивного имиджа ОО
Таблица 5 — План мероприятий по формированию положительного имиджа МОАУ СОШ № 11 г. Орска
3.3 Рекомендации по формированию имиджа руководителя ОО как элемента имиджа современного ОО
Обобщая результаты этого социологического исследования, можно сделать некоторые выводы. МОАУ СОШ № 11 г. Орска имеет все возможности быть в строчке лидеров, но нужна небольшая коррекция по имиджу ОО. В этой связи подчеркнем, что в ОО, где работают интеллигентные люди, заинтересованные своим профессиональным уровнем и личностной выразительностью, директор школы для педагогов и учащихся является «лицом» данного ОО. Директор современной общественной организации всегда должен помнить, что престиж его должности не является гарантией его авторитета как лидера. Поэтому, чем привлекательнее для педагогов и учащихся его личностные и профессиональные данные, тем он авторитетнее для них как личность, тем больше он получит признания как руководитель ОО.
Также имидж руководителя играет большую роль в формировании имиджа ОО. Его поведение, внешний вид, речь, привычки отражаются на сотрудниках. Поэтому администратор должен обладать не только профессиональными, но и организаторскими качествами. Персональный имидж руководителя имеет прямое воздействие на имидж сотрудников ОО.
Рекомендации руководителю, выстраивающему свой имидж:
1) В связи с тем, что эффективность руководства зависит от осуществления им таких функций, как анализ, планирование, принятие решений, необходимо умения прогнозировать, анализировать и генерировать идеи.
3.4 Разработка проекта формирования положительного имиджа ОО, соответствующего современным модернизационным изменениям
Сегодня явление и само понятие «имидж» приобрело особое значение. С усилением коммуникативной составляющей в общественной жизни важность положительного впечатления, особенно первого впечатления, многократно возрастает. Положительный имидж ОО позволяет более продуктивно взаимодействовать с общественностью, с потенциальными потребителями образовательных услуг; он помогает эмоционально окрашивать образ учреждения, положительно воздействовать на сознание людей, ретранслироваться через их оценки во внешнюю среду, и в конечном итоге – достигать поставленных целей.
Имидж социальных работников: проблемы формирования
... (Г.П. Медведева, Е.И. Холостова и др.); теории личности (А.Н. Леонтьев и др.); подходы к формированию имиджа человека (П. Берд, Г.Г. Почепцов, В.М. Шепель и др.). Эмпирическая база исследования. ... индивидуального явления», тип, характер, воплощенный в художественном произведении [39]. Образ понимается в обыденном смысле как результат психического отражения того или иного объективного явления; в ...
Таблица 6 — Этапы реализации проекта.
Таблица 7 — Объемы финансирования проекта
Таблица 8 — Риски при реализации проекта и пути их преодоления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В статье анализируются подходы к определению понятия «имидж» как психологического явления и на этой основе формулируется определение имиджа общественной организации, выявляются его характеристики, выявляются психологические факторы и условия, влияющие на процесс его формирования. В ходе исследования в первой главе была определена структура ОО-образа и определены субъекты его формирования. Понятие «образ» в широком смысле трактуется в литературе как широко распространенное понятие совокупности природных и специально разработанных свойств объекта.
В узком смысле под «имиджем» понимается сознательно сформированный образ-представление, который наделяет объект дополнительными ценностями, что приводит к его более целенаправленному и эмоциональному восприятию, вызывает такие впечатления, отношения, оценки, в которых нуждаются его создатели. В нашем исследовании под «изображением» мы подразумеваем эмоционально окрашенное изображение объекта, часто специально сформированное и предназначенное для оказания психологического воздействия на кого-либо с целью его раскрытия или рекламы.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Характеристика персонала ОО
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Тест «Оценка имиджа образовательной организации»
Каким бы ни было ваше учебное заведение, у него обязательно есть сформированный имидж. Предлагаю вам ответить на несколько тестовых вопросов, чтобы действительно оценить состояние этого изображения.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Рейтинг потребностей учащихся
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Педагогические идеи школы, формирующей корпоративный имидж.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
Модель выпускника школы
Выпускник — это человек: образованный, информированный, самостоятельно приобретающий знания.
Осознающий:
ПРИЛОЖЕНИЕ И
Требования к личности педагога, формирующего свой индивидуальный и корпоративный имидж школы
ПРИЛОЖЕНИЕ К
Принципы обучения и воспитания в школе, формирующей свой корпоративный имидж