Конкурентоспособность региона: критерии, оценки, механизмы обеспечения (на примере Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия)

Дипломная работа

Динамичность современной социально-экономической системы Российской Федерации, во многом обусловленная внешним вектором глобализации и внутренним — провозглашенной модернизацией отечественной экономики, сопровождается в числе прочих характеристик усилением конкуренции на всех уровнях (товаров, услуг, предприятий, отраслей, территорий, государства в целом).

Специфика российской экономики заключается в значительной дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития. Несмотря на меры, принимаемые федеральными и региональными властями по выравниванию уровня развития регионов, разрыв между развитыми и депрессивными регионами, между развитыми и депрессивными регионами продолжает увеличиваться. Конкурентоспособность страны заключается в конкурентных преимуществах ее регионов, каждый из которых специфичен для своих природных, промышленных, инвестиционных, инновационных, трудовых и других ресурсов.

В современных условиях конкуренция между регионами складывается не только из возможностей лоббирования интересов территорий региональными органами власти в целях перераспределения финансовых ресурсов, выделяемых из федерального центра, но и реального привлечения в свой регион инвестиций, инициирования активности местных бизнес-сообществ, что и определяет выявление и реализацию новых и совершенствование имеющихся конкурентных преимуществ.

Обеспечение устойчивого развития конкурентных преимуществ региона имеет своей целью создание комфортной среды для проживания граждан и ее последовательное улучшение, повышение результативности деятельности бизнес-структур, что, в конечном итоге, должно привести к повышению качества жизни населения подконтрольной территории.

На фоне возросшей самостоятельности регионов, способствующей усилению конкуренции между ними, расширению и упрочению межтерриториальных экономических связей, региональные конкурентные преимущества становятся определяющим фактором экономического развития нашей страны, способствующим снижению региональной асимметрии, содействующим более сбалансированному развитию, катализирующим рост национальной экономики.

Вышеперечисленные обстоятельства определяют актуальность выпускной квалификационной работы.

Объектом исследования является оценка конкурентоспособности конкретного региона, в данном случае Республики Хакасия, и направления его устойчивого развития.

В центре внимания исследования факторы, отражающие специфику процессов обучения и устойчивого развития конкурентоспособности территории.

17 стр., 8110 слов

Особенности маркетинга региона

... системного подхода как инструмента маркетинга территорий исследовать возможности применения системного подхода к оценке территории на примере маркетингового анализа Костромской области. Основные методы управления развитием региона : формирование положительного имиджа региона, его престижа, ...

Целью выпускной квалификационной работы является оценка уровня конкурентоспособности региона и выработка практических рекомендаций по обеспечению устойчивого развития в рыночных условиях. Достижение поставленной цели определило постановку и решение следующих задач:

  • исследовать содержание, характеристики и основные направления конкурентоспособности региона как экономической категории;
  • выявить и сгруппировать методики оценки конкурентоспособности региона;
  • обосновать факторы, влияющие на конкурентоспособность экономики региона;
  • выделить отраслевые и деятельностные направления, определяющие конкурентоспособность региона Республики Хакасия;
  • сформулировать комплекс мероприятий по обеспечению устойчивого развития конкурентных преимуществ Республики Хакасия.

Теоретической и методологической основой послужили фундаментальные положения теории управления региональной экономикой, работы отечественных и зарубежных исследователей по формированию и развитию конкурентоспособности региона. Фундаментальные основы влияния территориального фактора на экономику были заложены классиками политической экономии А. Смитом, Д. Риккардо, А. Вебером. Проблемам развития региональной экономики посвящены исследования ряда отечественных авторов: Л. Абалкина, Г. Азоева, В. Адрианова, А. Алексеева, В. Видяпина, В. Маршака, P. Фатхутдинова, А. Юданова и др.

Информационно-документальную базу исследования составили законодательные и нормативные акты, регулирующие системы регионального развития и управления; указы Президента России, постановления Правительства РФ и Республики Хакасии.

В выпускной квалификационной работе использовались разные методики: сравнительные экономические исследования, аттестации, монографии, графики.

Итоговая квалификационная работа включает введение, три главы, выводы и рекомендации, список использованной литературы.

При этом первая глава является теоретической, посвященной рассмотрению конкурентоспособности региона, методам оценки конкурентоспособности, выявлению факторов, влияющих на конкурентоспособность экономики региона.

Во второй, аналитической главе, представлена ​​характеристика Республики Хакасия, дана оценка региона в Сибирском федеральном округе.

В третьей и заключительной главе предлагаются приоритетные указания по повышению уровня конкурентоспособности региона, а также рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности Республики Хакасия.

В условиях активизации переговорного процесса по вступлению России в ВТО актуальна проблема национальной конкурентоспособности. Концепцию национальной конкурентоспособности в рыночной ситуации можно определить, как способность национальной экономики производить и потреблять товары и услуги в условиях конкурентной борьбы с товарами и услугами, производимыми в других странах, и при этом результатом конкуренции должен быть рост уровня жизни населения при соблюдении международных экологических стандартов.

Актуальность проблемы реальной конкурентоспособности России на внутреннем рынке усугубляется вступлением России в ВТО, поскольку теперь необходимо в новом обличье оценить стартовые условия для ее выхода в мировое экономическое пространство.

7 стр., 3154 слов

Формирование конкурентоспособности региона на примере Республики Карелия

... повышения конкурентоспособности региональной экономики. Рассмотрим особенности формирования конкурентоспособности региона на примере Республики Карелия. Глава 1. Формирование конкурентоспособности региона 1.1 Конкурентоспособность региона как экономическое явление Конкурентоспособность региона – это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и ...

Понятие «конкурентоспособность» — одно из основополагающих понятий рыночной экономики. В теоретических и прикладных работах экономистов и профессионалов даются многочисленные определения конкурентоспособности, как правило, схожие по содержанию, но разные по конкретным формулировкам. В то же время, если не учитывать конкурентоспособность национальных экономик, можно построить следующую схему использования понятия «конкурентоспособность», которое относится к различным объектам.

Во-первых, понятие конкурентоспособности может описывать производимый продукт или услугу. Под конкурентоспособностью товар или услугу понимается совокупность потребительских свойств конкретного товара (услуги), отличающих его от аналогичного товара (услуги) конкурента по степени соответствия конкретным общественным потребностям. При анализе факторов, влияющих на конкурентоспособность, учитываются затраты на производство товара (услуги), его цена и т.п. К товарам (услугам) относится и такой специфический их вид, как рабочая сила.

Во-вторых, понятие конкурентоспособности используется для характеристики хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм. В этом случае конкурентоспособность хозяйствующих субъектов может быть определена как возможность такого субъекта присутствовать на рынке товаров (услуг), получая при этом экономическую выгоду от такого присутствия.

В-третьих, понятие конкурентоспособности используется в отношении различных секторов экономики, когда речь идет о способности группы предприятий отрасли производить конкурентоспособную продукцию.

В-четвертых, речь может идти о конкурентоспособности домохозяйств. В этом случае конкурентоспособность его трудоспособных граждан направлена ​​на получение рабочих мест, эффективных с точки зрения заработной платы и условий труда. В неявной форме это понятие также используется в системе социальной защиты населения. При принятии решения о предоставлении ее конкретной семье, в частности, адресных видов социальной поддержки, лицензированные государственные органы неизбежно принимают во внимание конкурентоспособность семьи в области получения доходов. При этом в расчет принимаются половозрастная структура домохозяйства, профессионально-квалификационный состав его трудоспособных членов, имеющиеся в его распоряжении финансовые активы, недвижимость, транспортные средства и т.п.

В трактовке Конкурентоспособность региона (города) — это его способность создавать требуемые политические, экономические, экологические, социальные, инновационные и другие условия для выполнения государственными органами управления своих функций по обеспечению эффективной и качественной работы государственных, коммерческих и других структур, по гармоничному развитию личности и повышению качества жизни населения.

Конкурентоспособность государства — это его способность обеспечить эффективную интеграцию в мировую экономику, эффективное и качественное функционирование всех государственных, коммерческих и иных структур для обеспечения глобальной безопасности и высокого качества жизни населения. Конкурентоспособность страны характеризует степень развития всех компонентов народнохозяйственного комплекса страны и уровень жизни населения по сравнению с другими странами. Проблемы конкурентоспособности отражены в государственных программах многих развивающихся и развитых стран. Практические рекомендации по этой проблеме разрабатывают международные организации (Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Мировой банк, Всемирный экономический форум (ВЭФ)) и международные интеграционные структуры (Европейский союз (ЕС), Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA), Межгосударственное экономическое объединение стран Южной Америки (MERCOSUR)).

35 стр., 17079 слов

Анализ и оценка конкурентоспособности регионов РФ

... его пять регионов с наибольшей численностью населения: республики Башкортостан и Татарстан, Нижегородская и Самарская области и Пермский край. Предметом исследования является конкурентоспособность регионов и ее оценка. Курсовая работа состоит ...

В конечном итоге все эти типы конкурентоспособности имеют место в географическом пространстве, на территории, которая сама может быть конкурентоспособной или неконкурентоспособной. Следовательно, понятие конкурентоспособности можно использовать для описания регионов, входящих в состав государства. Именно конкурентоспособность регионов и составила предмет исследования. Здесь могут быть использовано несколько основных подходов.

Первый подход заключается в том, что конкурентоспособность экономики регионов рассматривают как предоставление регионами различных условий для размещения на своей территории хозяйствующих субъектов (такую конкурентоспособность регионов можно определить как «борьбу за производителя»).

Конкурентоспособность регионов на одном уровне административно-территориальной иерархии по сравнению друг с другом означает, что они конкурируют в обеспечении базовых условий для организации экономической деятельности. Ориентируясь на данные условия, которые носят объективный (природные ресурсы) либо субъективный (институциональные факторы) характер, субъекты хозяйственной деятельности при прочих равных условиях выбирают регион с наиболее благоприятным их сочетанием.

К объективным условиям конкурентоспособности региона относятся:

1) Природные ресурсы, использование которых экономически эффективно для хозяйствующих субъектов, являются фактором, повышающим при прочих равных условиях конкурентоспособность экономики региона.

2) Географическое положение представляет собой консервативный экономический ресурс любого региона, который может быть лишь в незначительной степени изменен целенаправленным антропогенным воздействием. Улучшение географического положения с целью повышения его конкурентоспособности на рынке для условий хозяйственной деятельности возможно в основном за счет развития транспортной инфраструктуры.

3) Основное значение имеет такая характеристика трудовых ресурсов, как цена. Важное значение для хозяйствующего субъекта имеют структурные характеристики населения региона — например, возрастная, которая определяет относительные масштабы трудовых ресурсов и демографическую нагрузку на трудоспособное население, а опосредованно — и цену рабочей силы; соотношение между городским и сельским населением трудоспоспособного населения, влияющим на трудовые и поведенческие стереотипы в трудовой сфере, потребность в социальной инфраструктуре.

Институциональные условия охватывают довольно широкий спектр условий и могут служить важным фактором повышения или снижения конкурентоспособности региона в «борьбе» за экономический субъект. Сюда относятся региональное законодательство, система региональных налогов, институциональные структуры, занимающиеся вопросами социально-экономического развития регионов и т.п.

Второй подход к определению конкурентоспособности экономики регионов состоит в том, что регионы предоставляют различные условия для проживания и социально-экономической деятельности на их территории населению (условно этот вид конкурентоспособности можно определить как «борьбу за жителя»).

3 стр., 1335 слов

Управление конкурентоспособностью предприятия

... понятий «конкурентоспособность предприятия» и «управление конкурентоспособностью предприятия» / Р.Е. Мансуров // Маркетинг в России и за рубежом. – 2006. – № 2 (25). – С. 91 – 94. 14. Методические положения по оценке ... А. Смит. – М. : Соцэкгиз, 1962. – 333 с. 24. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р.А. Фатхутдинов. – М. : ИНФРА-М, 2008. – 312 с. 25. ...

Очевидно, что при прочих равных условиях, выбирая регион своего проживания, население будет оценивать такое сочетание климатических, экономических (трудовая деятельность) и социальных показателей, которые делают их пребывание на месте постоянного жительства наиболее комфортным. В условиях плановой экономики государство имело возможность отчасти купировать неравную конкурентоспособность регионов по природно-климатическим условиям (например, оргнабором, повышением заработной платы в регионах с тяжелыми условиями проживания и т.п.).

В условиях рыночной экономики смягчение последствий такого рода может осуществляться в основном хозяйствующими субъектами, повышающими привлекательность рабочих мест в регионах с неблагоприятными условиями жизни.

Экономические и социальные условия. Характеризуются несколькими показателями, одним из которых является абсолютный и относительный (например, к стоимости жизни, величине прожиточного минимума в конкретном регионе) размер оплаты труда, определяющий уровень потребления домохозяйств, в которых имеются занятые. Значима также и величина социальных трансфертов (в первую очередь, относительная) для нетрудоспособных граждан. Еще одним показателем является уровень развития социальной инфраструктуры (прежде всего, обеспеченности населения жилой площадью).

В рамках методологического подхода конкурентоспособность рассматривается как понятие, практически не связанное с регионом, хотя рейтинговые оценки по некоторым показателям достаточно распространены. На наш взгляд такой подход является недостаточно обоснованным. И если для небольших стран с унитарной формой правления это вполне приемлемо, то в крупных странах с федеративным государственным устройством проблемы взаимоотношения между центром и регионами, а иногда и внутри регионов всегда присутствовали, и будут присутствовать в силу разнонаправленных экономических интересов. В соответствии с трехуровневой классификацией конкурентоспособности М. Хельвановский регион входит в мезо-средний уровень вместе с отраслями и корпоративными объединениями предприятий.

Под конкурентоспособностью региона следует понимать его роль и место в экономическом пространстве РФ, способность обеспечивать высокий уровень жизни населения и возможность реализовать имеющийся в регионе потенциал (производственный, трудовой, инновационный, ресурсно-сырьевой и др.).

Потенциал региона реализуется благодаря функционированию регионального рынка, который должен вовлекать все ресурсы региона в процесс воспроизводства и эффективно их использовать. В дальнейшем, через механизм ценообразования в каждом сегменте рынка труда, товаров и услуг, финансовом и др.) устанавливаются цены, отражающие как стоимость основных факторов производства, так и стоимость готовых торов и услуг.

Система цен, сформированная на региональном рынке посредством прямых и обратных связей, влияет на системы цен, действующих на других региональных рынках, и, таким образом, единый рынок и система цен, соответствующая этому рынку, формируются согласованно. Этот процесс довольно сложный и длительный, так как одни регионы пытаются решить свои экономические проблемы с помощью выгодных цен за счет других регионов. Следовательно, под механизмом ценообразования, следует понимать процесс формирования цен на отдельных типах регионального рынка с учетом воздействия органов государственной власти (федеральных региональных) и внешних по отношению к региону субъектов хозяйственной деятельности.

6 стр., 2820 слов

Конкурентоспособность личности в парадигме инновационного педагогического ...

... социокультурного развития и личностного самосовершенствования каждого человека в отдельности. В ходе исследования структурные составляющие конкурентоспособности конкретизированы в наборе определенных параметров, которые ... универсальность принципов управления, введенных Н. Винером. В условиях рыночной экономики проблема формирования кадрового потенциала, способного не только противостоять всем ...

Общее определение конкурентоспособности региона может быть сформулировано на основе понятия, предложенного Л.З. Селезневым. «Конкурентоспособность региона — это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику». Подход к оценке конкурентоспособности региона можно сформулировать, опираясь на концепцию конкурентоспособности страны, предложенную М. Портером.

Конкурентоспособность региона обеспечивает рост экономики в условиях инновационного развития. Поэтому в современных условиях повышение конкурентоспособности становится одной из основных стратегических задач экономического развития регионов и страны в целом. Исследованием конкурентоспособности на данном уровне так же занимаются: Л.С. Шехоецева, А.П. Панкрухин, С. Тейлор, В.И. Ишаев, О.В. Грудинов.

С учетом сказанного выше, можно предложить следующее определение. Под абсолютной конкурентоспособностью экономики региона страны следует понимать совокупность его физико-географических и социально-экономических характеристик, которые создают условия для формирования экономических структур и структур расселения на его территории. Относительная конкурентоспособность экономики региона определяется в упорядоченном ряду всех регионов на одном уровне административно-территориальной иерархии страны.

В качестве итоговой оценки уровня конкурентоспособности экономики региона рекомендуется использовать бюджетные показатели в их относительных измерениях. В условиях Российской Федерации, в частности, может использоваться показатель налоговых поступлений консолидированного баланса регионов субфедерального уровня.

Однако научные работы ученых в области отраслевой конкурентоспособности регионов встречаются редко. Это направление мало изучено, но потребность в работах такого уровня велика, особенно для агропромышленного комплекса, учитывая влияние на сельхозпредприятия трех групп факторов: климатических, социально-экономических и экологических. Белорусские учёные В. П. Шорохов, Д.Н. Колкин определяет региональную конкурентоспособность как «способность территории производить продукты и услуги в соответствии с международными стандартами и создавать качественные рабочие места» без какой-либо связи с промышленностью. Эта концепция приобретает все большее значение в теории, на практике и может быть определена как система региональных отраслевых конкурентных преимуществ, гарантирующих конкурентоспособность промышленности региона, ее устойчивое и эффективное развитие.

10 стр., 4906 слов

Методы обеспечения конкурентоспособности продукции российских предприятий

... других авторов. Цель дипломной работы состоит в совершенствовании методических основ оценки и управления конкурентоспособностью продукции на предприятии (на примере хлебобулочной продукции). В соответствии с ... определили актуальность темы диссертации. Работы отечественных и зарубежных ученых посвящены проблемам управления конкурентоспособностью продукции, в частности, оценке ее уровня. При этом, ...

Можно выделить развитие теории конкурентных преимуществ регионов учёными скандинавских стран: Б.О. Лундваль и Б. Йонсон (Дания) — концепция национальных систем инноваций и экономики обучения; Б. Асхайм и А. Изаксен (Норвегия) — развитие конкурентных преимуществ регионов внедрением процессов обучения в агломерации («регионы обучения»); Э. Райнер — «индекс качества» (высокая производительность/высокая зарплата).

В этом отношении региональная отраслевая политика имеет особое значение как часть процесса управления отраслью в регионе, начиная с региональной отраслевой стратегии и дополняя региональной отраслевой тактикой. Анализ портфеля и стратегическое планирование — инструменты для разработки региональной отраслевой стратегии.

Таким образом, региональную отраслевую стратегию следует трактовать как совокупность целевых показателей и приоритетных направлений развития конкурентных преимуществ отраслевых хозяйствующих единиц и повышения их конкурентоспособности, с учётом экономической безопасности отрасли (применительно к агропромышленному сектору — продовольственной безопасности).

Решение проблем повышения конкурентоспособности региона лежит в области стратегического управления. В соответствии с этим решение задач по оценке и анализу конкурентоспособности региона должно осуществляться в рамках задач стратегического анализа, для чего необходимо провести изучение особенностей имеющихся подходов к проведению стратегического анализа и определить место задач оценки конкурентоспособности региона в ряду задач стратегического управления.

Существуют специализированные инструментальные и методические инструменты оценки конкурентоспособности регионов.

Метод анализа «111-555». В 1996 г. Экспертным институтом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации под научным руководством кандидата экономических наук И.В. Липсиц провел оценку конкурентоспособности российской экономики.

Для изучения факторов, влияющих на конкурентоспособность, было отобрано 114 промышленных предприятий, в том числе машиностроение — 34, промышленность строительных материалов — 33, текстильная — 25, нефтепереработка — 2, на предприятиях промышленных строительных материалов более 200 человек и более 500 для других отраслей. Оценка проводилась экспертным методом на основании мнений руководителей исследуемых компаний.

При этом были определены стандартные сочетания: 551 — традиционное высокая конкурентоспособность, высокое качество, низкая цена; характерно для многих товаров японских и американских фирм, некоторых европейских фирм. Лучшие сочетания: 555 — европейское (все высокое), 511 — восточноазиатское (высокая конкурентоспособность при низком качестве и цене).

Метод анализа Мак-Кинси 7S. Название модели — первые буквы названий семи факторов, по которым проводится анализ: стратегия; структура; системы; стиль; штат; умение (навыки); ценности.

Специфика метода заключается в выборе областей исследования. В то же время методы и инструменты для анализа и оценки каждого из факторов могут быть выполнены в соответствии со спецификой и условиями оцениваемого объекта и масштабом его деятельности.

17 стр., 8190 слов

Анализ конкурентоспособности ЗАО Торговый Дом «Пятерочка»

... продукции, обеспечивает экономию затрат предприятия на производство и реализацию продукции, повышение конкурентоспособности предприятия, ... своей преддипломной практики". В университетской практике ... по практике; Информационная база состояла из материалов о целях и задачах деятельности ЗАО Торговый Дом «Пятерочка», внутренних документов предприятия, а также работ российских авторов. Структура отчета ...

Метод анализа GAP. Метод GAP был разработан Стэнфордским исследовательским институтом Калифорнии. Он используется при разработке стратегии, направленной на повышение конкурентоспособности компании. Анализ с помощью этой системы можно проводить как для группы сайтов, так и для одного сайта. Таким образом, GAP-анализ направлен на минимизацию целевых и прогнозных показателей фирмы.

Однако при всех положительных моментах разработанных западными учеными методов оценки конкурентоспособности предприятия следует учитывать, что нынешняя российская система бухгалтерского учета и статистической отчетности еще не адаптирована к мировой системе учета. Поэтому многие показатели, применяемые для оценки конкурентоспособности региона невозможно рассчитать либо их оценка будет искаженной, что не позволит провести качественный сопоставительный анализ с зарубежными конкурентами.

Для интегральной оценки уровня конкурентоспособности экономики регионов и динамики ее изменения целесообразно использовать натуральные и финансовые (стоимостные) показатели. Натуральные показатели характеризуют участие региона в территориальном разделении труда, которое вполне естественно оценить по доле продукции, производимой на территории того или иного региона, в ее общем выпуске в стране. Все позиции промышленной продукции разделены вне зависимости от их отраслевой принадлежности на несколько групп.

В основу группировок был положен принцип целевого (в рамках функционирования социально-экономической системы государства) назначения продукции. Исходя из этого, были предложены следующие группы промышленной продукции.

Первая группа — электроэнергия и сырье: 4 вида продукции (электроэнергия, нефть, природный (естественный) газ, сталь).

Вторая группа — полуфабрикаты и комплектующие: 7 видов продукции (минеральные удобрения, синтетические смолы и пластмассы, шины, пиломатериалы, бумага, цемент, а также строительный кирпич).

Третья группа — орудия труда: 3 вида продукции (металлорежущие станки, тракторы и экскаваторы).

Четвертая группа — бытовая техника: 3 вида продукции (холодильники и морозильники бытовые, стиральные машины, телевизоры).

Пятая группа — товары народного потребления, исключая бытовую технику: 3 вида продукции (ткани, трикотажные изделия и обувь).

Шестая группа — продовольственные товары: 4 вида продукции (хлеб и хлебобулочные изделия, водка и ликероводочные изделия, мясо, включая субпродукты I категории, цельномолочная продукция).

Предлагаемая схема изучения конкурентоспособности экономики регионов носит условный характер и ограничивается локальным полем конкурентоспособности — промышленностью, а также отдельными видами производимой на промышленных предприятиях продукции. Кроме того, конкретные расчеты проведены на примере не субъектов Российской Федерации, а макрорегионов — федеральных округов. Результаты использования предложенного подхода свидетельствуют, что существующая государственная статистическая отчетность пригодна для изучения конкурентоспособности регионов страны.

25 стр., 12110 слов

Оценка уровня конкурентоспособности продукции ООО ‘СП Ремак’ ...

... поставленной целью в работе определены и решены следующие задачи: исследованы теоретико-методологические аспекты конкуренции и конкурентоспособности; проведена оценка уровня качества продукции и конкурентоспособности предприятия; разработаны мероприятия по управлению конкурентоспособностью продукции REMAK и повышению ее уровня. Объект исследования - организация ...

Это подтверждается и статистической обеспеченностью возможности комплексной оценки уровня конкурентоспособности экономики регионов. В качестве показателя, который может быть использован в этих целях, предлагается валовой региональный продукт (ВРП).

Его величина представляет собой сумму вновь созданных стоимостей отраслей экономики региона, т.е. разницу между выпуском продукции и промежуточным потреблением. Он пригоден для определения текущего состояния и изменения уровня конкурентоспособности региона, поскольку учитывает влияние на нее как доступных для учета, так и латентных факторов.

В региональную отраслевую стратегию целесообразно включать набор

целевых показателей по оценке конкурентоспособности отрасли. Например, индекс выявленных сравнительных преимуществ RCA (Revealed Comparative Advantage), показатели: локализации производства (оценка состояния рынка труда), уровня конкурентоспособности региона (метрика) и оценки его отраслевой стратегии, внешнеторговых рисков, индекс конкурентоспособности региона.

Для стратегической оценки отраслевой деятельности региона подходит понятие такой хозяйственной единицы, как «центр развития (ЦР)». ЦР — это административно-территориальная единица внутри региона, специализирующаяся на производстве определённого вида продукции. Следовательно, региональная отраслевая конкурентоспособность должна быть результатом синергетического эффекта конкурентоспособности отдельных Центров развития.

Тактическими мероприятия по реализации отраслевых региональных стратегий ЦР может стать использование их конкурентных преимуществ, дружественное слияние и поглощение (горизонтальная интеграция), развитие каналов сбыта, увеличение объёмов производства, диверсификация (при насыщении рынка, росте прибыли), вертикальная интеграция (приобретение новых видов производств, в том числе для технологической цепочки).

Тактические мероприятия формируют отраслевую конкурентную позицию ЦР. Отраслевая конкурентная позиция ЦР — это его место в региональной отраслевой экономике по определённому (выбранному) критерию конкурентоспособности. Базой для внешней отраслевой конкурентоспособности региона являются его сравнительные конкурентные преимущества на национальном и международных отраслевых рынках относительно регионов-конкурентов.

В.П. Шорохов и Д.Н. Колькин утверждают, что «национальная отраслевая конкурентоспособность возможна с развитием региональной отраслевой конкурентоспособности, основанной на конкурентных преимуществах субъектов хозяйствования». В дополнение, С.В. Казанцев вводит четыре уровня конкурентоспособности региона: высокий, достаточный, недостаточный и низкий.

С развитием рыночных отношений, получением относительной экономической самостоятельности регион стал рассматриваться в качестве носителя особых экономических интересов. В процессе межрегионального конкурентного взаимодействия территория как самостоятельный экономический субъект проявляет свойство конкурентоспособности, формирующееся на основе системы преимуществ. Конкурентные преимущества региона — это динамично развивающиеся, внутренне присущие территории факторы и факторы внешней среды, способствующие устойчивому росту уровня конкурентоспособности субъекта Федерации на инновационной основе в условиях конкурентного межрегионального взаимодействия. Особенностью конкурентных преимуществ как факторов является их положительное влияние на процесс формирования определенного уровня конкурентоспособности экономического субъекта.

Однако формирование конкурентоспособности региона происходит в условиях дестабилизирующих факторов среды и агрессивного влияния конкурентов. Поэтому в рамках комплексного подхода необходимо учитывать всю систему факторов, действующих как позитивно, так и негативно (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Факторы, обусловливающие уровень конкурентоспособности региона

Региональная конкурентоспособность рассматривается: как способность региональной экономики производить и потреблять конкурентоспособные товары и услуги в условиях эффективного использования соответствующих факторов производства; как продуктивность использования региональных ресурсов; как наиболее общая категория, объединяющая конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей, отраслей экономики; как способность местных властей создавать условия рационального использование экономического потенциала территории для более полного удовлетворения возрастающих потребностей общества. На основе обобщения существующих научных взглядов в работе уточнено и сформулировано в рамках комплексного подхода понятие региональной конкурентоспособности.

При этом следует различать факторы и источники конкурентоспособности региона. К источникам необходимо относить ресурсы региона, а к факторам — всё то, что может обеспечить наилучшее использование имеющихся и создание новых ресурсов, обеспечивая их приращение в конкретные преимущества. Факторы можно разделить на три группы:

  • кластеры;
  • инновационная система;
  • остальные факторы создания конкурентоспособного региона.

В соответствии с кластерной концепцией конкурентоспособность определённого региона зависит от наличия кластера взаимосвязанных отраслей. Кластеры — сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных предприятий, специализированных поставщиков услуг, а также связанные с их деятельностью некоммерческие организации и учреждения в определенных областях, конкурирующие, но вместе с тем и взаимодополняющие друг друга. Именно кластеры создают критическую массу, необходимую для конкурентного успеха в определенных отраслях. Поэтому одна из задач в системе повышения конкурентоспособности региона — выявить потенциал кластеризации региона.

Вторую группу взглядов на факторы связывают с наличием инновационной системы. Они отражают факт накопления знания и роль исторического пути развития в обеспечении жизнеспособности регионов, накопление знаний и институтов, способствующих нововведениям. Суть подхода в том, что взаимодействие институтов, связей поставщиков-потребителей и других агентов вызывает критическую массу знаний. Подход содержит интегральную роль институтов в накоплении технологических возможностей и в экономических изменениях, а также роль нововведений в создании и сохранении конкурентоспобности. Ставка на инновации в конкурентной борьбе представляется сегодня более перспективным подходом.

К отдельной группе можно отнести следующие группы факторов:

  • гибкость системы государственного регулирования и поддержки регионального развития;
  • экономико-географическое положение региона;
  • наличие рекреаций;
  • инвестиционная привлекательность;
  • имидж региона;
  • политическая стабильность.

Ряд исследователей попытались количественно оценить конкурентоспособность региона. Были разработаны разные методики. Но среди индикаторов всегда присутствовали показатели уровня жизни населения, инвестиционной привлекательности. На сегодняшний день нет однозначного подхода к количественному измерению конкурентоспособности региона. Нахождение интегрированного показателя конкурентоспособности региона проблематично, поскольку, как правило, сравниваемые характеристики неоднородны и несопоставимы по физическим характеристикам, возникает необходимость сведения к однородной основе разных показателей. Поэтому в сопоставительных исследованиях широкое распространение получил рейтинговый метод. В свою очередь выбор показателей для измерения характеристик в рейтинге вариативен и зависит от заложенной в рейтинге методологии измерения.

Выбор факторов должен базироваться на основе обоснованных критериев. Сопоставлять регионы по всем характеристикам, которые отличают их друг от друга (территория, численность и т.д.), видимо, имеет смысл для характеристики и сравнения регионов. Но для создания индекса конкурентоспособности гораздо важнее выделить факторы, которые характеризуют конкурентный успех и накопленный потенциал конкурентных преимуществ с точки зрения основных источников этих преимуществ — факторных, инвестиционных, инфраструктурных, инновационных, информационных, институциональных. Другим важным условием расчета является выбор адекватных конкретных показателей.

Комарова М.А., анализируя подходы к оценке конкурентоспособности региона, приводит мнения Ф.Н. Клоцвог и И.А. Кушникова, которые считают, что конкурентоспособность региона можно оценивать по величине егоресурсного потенциала, под которой понимается такая величина конечного продукта или национального дохода, которую можно получить при фактически имеющихся ресурсах региона при максимально достигнутом уровне (в среднем по России) эффективности использования соответствующих ресурсов. М.И. Муратова предлагает ранжировать конкурентоспособность регионов исходя не из одного показателя, а применяя совокупную оценку с использованием многомерных группировок. Подсчитав среднее значение факторных признаков по кластерам, таких как уровень безработицы, соотношение денежного дохода и прожиточного минимума, индекс потребительских цен, индекс физического объёма промышленного производства, ВРП на душу населения, фактическое конечное потребление на душу населения М.И. Муратова разделяет регионы России на шесть однородных групп (кластеров).

Комарова М.А. подчеркивает, что важнейшими факторами повышения конкурентоспособности и экономического роста в постиндустриальной экономике являются информационные и управленческие технологии, квалификация людей, рыночная инфраструктура.

Н.И. Лариной и А.И. Макаевой для оценки конкурентоспособности регионов предложено рассчитывать индексы текущей и стратегической конкурентоспособности. Индекс стратегической конкурентоспособности агрегирует индексы инновационности, внешнеэкономической деятельности и развитости инфраструктуры и коммуникационных систем. Именно в индексах инновационности, развитости инфраструктуры и коммуникационных систем заложена попытка учесть влияние постиндустриальных факторов конкурентоспособности. Индекс развитости инфраструктуры и коммуникационных систем, предложенный в методике, описанной в работе, раскрывает возможности быстрой передачи информации и выхода региональных предприятий и организаций на внешние рынки.

Проанализировав методики оценки конкурентоспособности региона, необходимо отметить следующее:

Проанализировав методики оценки конкурентоспособности региона, изложенные в работах, необходимо отметить следующее:

1. Существующее разнообразие подходов к оценке конкурентоспособности региона, обусловливается различными целями, поставленными при оценке;

2. Авторы рассмотренных методик сходятся во мнение, что показатель оценки конкурентоспособности региона — комплексный показатель. При этом каждый автор выделяет различные группы и системы показателей, к наиболее часто встречающимся из них относятся: показатели уровня жизни, инвестиционная привлекательность региона, система показателей экономического потенциала региона, система показателей региональной эффективности, система показателей конкурентных преимуществ;

3. Необходимо согласиться с автором работы, который в своей методике выделяет индексы текущей и стратегической конкурентоспособности, которые в свою очередь являются интегрированными.

4. Представляется важным условием объективной оценки конкурентоспособности региона мнение автора работы, который в своей методике отмечает, что необходимо сопоставление с интегральной оценкой региона-эталона, в качестве которого наиболее целесообразно использовать регион (реально существующий или условный), обладающий наилучшими характеристиками конкурентоспособности.

В связи с тем, что в настоящее время отсутствует единый методологический подход к количественной оценки конкурентоспособности региона, нами ставится задача разработать алгоритм оценки конкурентоспособности региона. По нашему мнению, оценку конкурентоспособности следует проводить с помощью приведенного ниже алгоритма, представленного на рисунке 1.2.

Рис. 1.1. Алгоритм оценки конкурентоспособности региона

Для оценки конкурентоспособности региона нами предлагаются следующие единичные показатели:

1. Величина ВРП на душу населения;

2. Показатель уровня жизни;

3. Рентабельность валовой продукции (работ, услуг) региона;

4. Удельный вес убыточных организаций;

5. Удельный вес инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте (ВРП);

6. Расходы консолидированного бюджета на душу населения;

7. Доходы консолидированного бюджета на душу населения;

8. Уровень бюджетной обеспеченности;

9. Удельный вес инновационно-активных организаций в общем числе организаций;

10. Отгруженная инновационная продукция, от общего объема отгруженной продукции;

11. Выпуск специалистов, аспирантов и докторантов;

12. Объем экспорта;

13. Удельный вес транспортных услуг и связи в валовом региональном продукте (ВРП).

Предложенный алгоритм позволяет на основе статистических данных, опубликованных в открытой печати, самостоятельно решить задачу оценки уровня конкурентоспособности региона, что является несомненным достоинством, поскольку позволяет объективно оценить социально-экономическое положение региона.

Республика Хакасия, расположенная на юге Восточной Сибири, на левобережье Енисея, образована в 1930 г. На юге и юго-западе республика граничит с Республикой Тыва и Алтай, на севере и востоке с Красноярским краем, на западе с Кемеровской областью. Красноярский край, Кемеровская область и Республика Алтай в настоящее время являются экономически благополучными регионами, и такое добрососедство благотворно влияет на экономические отношения между регионами. Они же являются поставщиками сельскохозяйственной и промышленной продукции в Хакасию, в то же время для Хакасии эти территории являются местом реализации собственной продукции промышленного производства. Республика Алтай является основным поставщиком сельскохозяйственной продукции: зерно, мука, крупы, комбикорма и мясомолочной продукции животноводства. Сотрудничество с Красноярским краем и Кемеровской областью так же позволяет восполнить продовольственный и промышленный рынки республики.

В этих регионах, так же как и в Хакассии, развита топливная промышленность, цветная металлургия, машиностроение. Хакасия так же играет немаловажную роль в структуре отраслей промышленности соседних регионов, являясь поставщиком электроэнергии, угля, мраморной продукции, строительных материалов, древесины, мясо-молочной продукции, фольги алюминиевой и др.

Республика Хакасия входит в состав Восточно-Сибирского Федерального округа. Как и иные районы Сибири, республика выделяется мощным и высокоэкономичным природно-ресурсным потенциалом и имеет некоторые отличительные особенности, сформированные специализацией и комплексным развитием отраслей народного хозяйства. В настоящее время основными отраслями рыночной специализации Хакасии (данные 20011 г.) являются цветная металлургия (43,7%), топливная промышленность (11,1%) и электроэнергетика (20,4%).

Значительные перспективы развития Восточной Сибири в целом, и Хакасии, в частности, связаны с использованием природных богатств и в первую очередь месторождений цветных, редких и благородных металлов, лесных ресурсов.

Всероссийская значимость республики определяется сегодня тем, что здесь находится один из крупнейших алюминиевых заводов России- Саянский алюминиевый завод (СаАЗ), который производит — около 400 тыс.т. продукции, при этом, годовой объем выпуска продукции предприятиями алюминиевой промышленности Восточно-Сибирского экономического района достигает примерно 2 млн. т первичного алюминия. СаАЗ производит 11% российского алюминия, и занимает третье место по объему выпуска.

Республика знаменита мощными электростанциями — Саяно-Шушенская ГЭС, Майнская ГЭС, которые обеспечивают электроэнергией соседние регионы. Гидроэнергетические ресурсы региона позволяют создавать новые ГЭС на Абакане, притоках Енисея, мощностью равной Саяно-Шушенской ГЭС, т.е. действующие ныне крупные гидроэнергетические возможности региона можно еще удвоить.

В республике находятся известные в России целебные озера, которые используются для санаторно-профилактических лечений, имеется комплекс лечебных учреждений, находящихся на территориях этих озер.

Большие возможности для создания новых производств открываются и при улучшении использования земельных ресурсов, особенно для развития легкой, пищевой и перерабатывающей промышленностей.

Почвенный покров в Республике Хакасия отличается большой мозаичностью. Наибольшее распространение имеют черноземы обыкновенные, южные и каштановые почвы. Наиболее ценными из них являются черноземы различной мощности гумусового профиля и содержания гумуса. Из общей площади обследованной в последние годы пашни черноземы занимают 424,3 тыс. га (81,2%).

Темно-бурые, пойменные, дерново-карбонатные, лугово-черноземные и другие типы почв, представляющие определенную хозяйственную ценность по уровню потенциального плодородия, занимают 23,0 тыс. га (4,4%).

Площадь менее продуктивных земель, в основном представленных каштановыми почвами, составляет 75,2 тыс. га (14,4%).

На этих почвах на богаре из-за недостатка атмосферных осадков урожаи зерновых и кормовых культур значительно ниже, чем на черноземных, посевы чаще и сильнее страдают от засухи. Однако при орошении и достаточно высоком уровне агротехники на них можно получать до 50 ц/га высококачественной пшеницы и поддерживать продуктивность до 40 ц/га кормовых единиц.

Земельные ресурсы позволяют развивать не только отрасли и производства сельского хозяйства, но и промышленность. Республика располагает большими площадями пастбищ для скотоводства. Имеется много площадок для промышленного и гражданского строительства, которые находятся в непосредственной близости к городам и удобны для градостроительства.

Здесь находятся уникальные месторождения цветных, редких и благородных металлов, много месторождений нерудного сырья. Наиболее распространены месторождения золота, как рудных, так и рассыпных. Территория республики считается перспективной на поиски нефти и газа, алмазов, по которым необходима доразведка.

Запасы железных руд оцениваются примерно в 1,5 млрд. тонн. Это достаточно, чтобы обеспечить рудой на период амортизации (в среднем около 40 лет) два металлургических гиганта, как Канский металлургический комбинат и Западно-Сибирский металлургический комбинат.

Имеющиеся природные ресурсы позволяют создать здесь сотни горнорудных предприятий, десятки леспромхозов и деревообрабатывающих комбинатов, ряд производств по добыче нефти и газа.

Общегеологические запасы угля в республике оцениваются в 32,5 млрд.т., в том числе по промышленной категории- 2,8 млрд.т. Основные месторождения: Аскизское, Бейское, Изыхское и Черногорское, при этом Аскизское зарезервировано, поэтому разрабатываются пока три.

Угли бассейна — каменные, энергетические, с высокой теплотворной способностью, небольшой зольностью, в них мало серы и фосфора и большой выход летучих веществ. Они способны выдерживать длительное хранение и перевозки. Открытым способом можно добыть около 4 млрд.тонн. Объем современной добычи невелик — около 7 млн. тонн в год.

В настоящее время Республика Хакасия представляет большой интерес для реализация крупного угольного проекта Сибири, утвержденного в рамках Стратегии социально-экономического развития Сибири. Новые угольные проекты внесут значительный вклад в социально-экономическое развитие региона. Каждый из представленных проектов предполагает ввод мощностей по добыче не менее 3 млн. т. В Западной Сибири такие проекты возможны только в Кемеровской области, а в Восточной Сибири намечаются практически во всех субъектах Сибирского федерального округа. В общем приросте мощностей угольной промышленности страны до 2020 г., намеченном в Энергетической стратегии России, доля Сибирского округа превышает 70% от общероссийского уровня, а внутри округа 73,2% приходится на Восточную Сибирь. Реализация крупных угольных проектов будет способствовать поддержанию и ускорению экономического роста в регионах Сибирского федерального округа.

Сопоставляя информацию о природных ресурсах региона с уже имеющимися экономическим потенциалом республики, напрашивается вывод, что современный уровень экономического развития — это только начало для мощного разворота работ в будущем. Во всяком случае, экономические ресурсы для такой перспективы в регионе имеются, это на первый взгляд, а с другой стороны имеет значение их эффективное использование.

Интересным для исследования нам представляется такой исторический факт развития промышленного производства в регионе, который относится к недавней социалистической эпохе государства.

Благоприятные природные и экономические условия Республики Хакасия, наличие здесь разнообразных экономических ресурсов, близость Кузбасса, с его металлом и коксующими углями, Красноярска, с его мощным промышленным потенциалом, Томска, Новосибирска, Иркутска и других мощных промышленных центров, которые могут служить как базами снабжения, так и рынками сбыта, а также наличие в регионе современных транспортных коммуникаций и, в то же время, низкий уровень их использования, избыток дешевой электрической энергии СШ ГЭС, прекрасные площадки для промышленного и гражданского строительства и ряд других благоприятных факторов позволили плановым органам страны, в середине 60-х годов, прийти к решению о необходимости создания здесь мощного Саянского территориально-промышленного комплекса (ТПК) общегосударственного значения.

Так, предполагалось, что на I этапе здесь будет создано около 100 крупных промышленных производств и несколько сот средних и мелких предприятий, которые должны стать производственной основой региона.

ТПК должен был стать не только добывающим, сырьевым, но и крупным регионом обрабатывающей промышленности со специализацией на машиностроении, качественной (цветной и черной) металлургии, энергетики, легкой, угольной и деревообрабатывающей промышленности, строительной индустрии.

Одновременно с приростом производственных мощностей наращивались и мощности инфраструктуры — строились вторые пути железных дорог, развивалось станционное хозяйство, реконструировался грузовой речной порт и аэропорт, строились автодороги, линии электропередач, электроподстанции, создавались линии связи, укреплялось коммунальное хозяйство.

Заметно наращивалась и социальная инфраструктура. Планировалось, что при завершении первого этапа работ численность населения в регионе достигнет 2 млн. человек (в 2010 г. 538. 2 тыс. чел, т.е. почти в 4 раза меньше, чем предполагалось).

Прогнозный экономический и социальный эффект оказался весьма значительным. Страна получила бы экономию затрат не только в период строительства, но и в период эксплуатации производственного комплекса. И не случайно, вопрос создания Саянского ТПК был зафиксирован в решениях XXIV съезда КПСС.

В середине 60-х годов строительные работы были развернуты. Для обеспечения строительства в регионе были построены десятки заводов железобетонных изделий и строительных материалов, завод крупнопанельного домостроения, сборно-разборных конструкций и т.д. (ныне недействующие заводы).

В результате были созданы такие крупные объекты, как Саяно-Шушенская и Майнская ГЭС, Абаканская и Минусинская ТЭЦ, Абаканвагонмаш, алюминиевый завод, завод обработки цветных металлов, комвольно-суконный комбинат, фабрика первичной обработки шерсти, завод искусственных кож, трикотажная, обувная, перчаточная и швейная фабрики, ряд заводов электротехнической промышленности в г. Минусинске, угольные разрезы, рудники по добыче железной руды и цветных металлов. Созданы мощности по переработке продукции сельского хозяйства, в том числе мукомольный и комбикормовый заводы, птицефабрики, свинокомплекс, молочно-консервный комбинат и завод сухого молока, сыр-заводы, реконструирован мясоконсервный комбинат и т.д.

Мягкий климат и плодородные почвы, большие сельхозугодия позволяли наращивать здесь выпуск традиционных продуктов и создавать новые производства: сахара, крахмала, растительных масел, круп и т.п. Планировалось, что со временем регион станет одной из основных баз снабжения Севера овощами, картофелем, мясом и другими сельхозпродуктами. Для этого в степной части котловины были начаты работы по мелиорации земель, по созданию мощных ирригационных систем.