Нынешнее тяжелое положение промышленности страны свидетельствует о сложности создания гражданского рынка только в результате пассивного следования проводимым рыночным реформам.
Современный опыт мировой экономики свидетельствует о необходимости активного вмешательства в этот процесс прямых игроков рынка — фирм. И в первую очередь это касается формирования эффективных методов работы в условиях развития конкуренции.
Опыт последних лет показывает, что не все национальные компании готовы к конкуренции. Многие, несмотря на наличие конкурентоспособных продуктов из-за отсутствия практики использования всего комплекса маркетинга, не могут реализовать это преимущество.
В то же время конкурентная ситуация с каждым годом все более осложняется из-за постепенного расширения границ рынка и привлечения западных компаний, имеющих значительный опыт работы в условиях жесткой конкуренции. Прямое использование этого опыта в российских компаниях зачастую затруднено из-за отсутствия универсальных моделей конкурентного поведения на рынке.
В современных условиях каждому предприятию особенно важно правильно оценить создавшуюся рыночную обстановку с тем, чтобы предложить эффективные средства конкуренции, которые, с одной стороны, отвечали бы сложившейся в России рыночной ситуации и тенденциям ее развития, с другой стороны – особенностям конкретного производства.
Самыми сложными этапами этой работы являются понимание способов получения конкурентного преимущества и разработка на этой основе мер по укреплению конкурентных позиций фирмы. Все это делает актуальной тему данной дипломной работы.
Цель дипломной работы состоит в разработке рекомендаций (мероприятий) по обеспечению конкурентоспособности продукции АО «ЛМ».
Задачи дипломной работы:
- рассмотреть теоретические основы теории конкурентного преимущества,
- определить понятие конкурентоспособности и рассмотреть методы ее изучения,
- провести анализ конкурентоспособности продукции АО «ЛМ» одним из методов,
- на основании проведенного исследования разработать мероприятия по обеспечению конкурентоспособности продукции АО «ЛМ» и сделать расчет их экономической эффективности.
Объектом исследования является продукция АО «ЛМ».
Основное внимание в исследовании уделяется расходу и актуальным показателям мебели типа «стенка».
Выбор предприятия мебельной отрасли в качестве объекта исследования обусловлен тем, что на Дальнем Востоке и в России в целом объемы производства и потребления мебели сокращаются. А это говорит о том, что ожидать увеличения продаж за счет расширения рынка не приходится. Выход из этой ситуации есть: увеличить свою долю рынка, вернув ее у конкурента. И это возможно только при наличии конкурентоспособной продукции, без которой все остальные элементы маркетинговой деятельности не гарантируют стабильного процветания компании.
Курсовая работа анализ финансовых показателей конкурентоспособности бизнеса
... Предмет исследования – формирование финансовых показателей конкурентоспособности. ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БИЗНЕСА 1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности бизнеса Конкуренция - это центр тяжести ... в условиях высококонкурентного рынка современной экономики [12, c.82]. В экономической литературе понятие «конкурентоспособность» применяется ...
В соответствии с заявленными целями и задачами диплом состоит из трех разделов.
В первом разделе рассматривается понятие конкуренции, дается ее концепция, дается обзор существующих теорий конкурентного преимущества. Здесь также обсуждаются основы поиска конкурентоспособных продуктов.
Очень большой вклад в развитие теории о конкуренции внес М.Е. Портер, труды которого широко освещены в данном разделе.
Вторая глава диплома посвящена изучению деятельности, рынка и продукции ЗАО «LM». В ходе исследования был использован анализ хозяйственной деятельности компании, ситуационный анализ рыночной среды и составлен план изучения конкурентоспособности продукта — мебели «Парете» по отношению к приоритетным конкурентам.
В третьей главе изложена процедура получения результатов исследования конкурентоспособной продукции ОАО «ЛМ». В ходе исследования был реализован традиционный метод.
Кроме того, в третьей главе были разработаны рекомендации по обеспечению конкурентоспособности продукции LM JSC и дано их экономическое обоснование.
1. Конкурентоспособность и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе
1.1 Понятие конкуренции, ее виды. Модель пяти сил конкуренции
Термин «конкуренция» в экономической литературе имеет несколько толкований.
А. Смит рассматривал конкуренцию как поведенческую категорию, в которой отдельные покупатели и продавцы конкурируют на рынке за лучшие продажи и покупки соответственно.
Ф. Найт определил конкуренцию как ситуацию, когда есть много конкурирующих юнитов, и они неподвижны. Й. Шумпстер утверждал, что, по крайней мере, с точки зрения экономического роста, конкуренция — это соперничество между старым и новым.
Если говорить с точки зрения рыночной структуры, конкуренция – ряд условий, которые ставят фирму в положение «принимающего цену» (price-taker).
В этом смысле конкуренцию можно определить как тип рынка, противоположный монополистической структуре.
С другой стороны, конкуренцию можно определить с помощью ассоциации со словом «конкурировать» (соревноваться, соперничать) как тип поведения фирм – соперников на данном рынке.
Чистая конкуренция возникает тогда, когда многочисленные продавцы и покупатели, занимающиеся куплей-продажей гомогенного (идентичного) продукта. Примером такого рынка является рынок финансов, сельского хозяйства. При этом продавцы и покупатели в одиночку не в состоянии влиять на цену. Последний устанавливается через взаимодействие спроса и предложения.
Становление и развитие страхового рынка в России
... фондов, формируемых и уплачиваемых ими страховых взносов (премий, платежей). Цель данной курсовой работы - выявить основные проблемы развития страхового рынка в России в последние годы, ... от масштабов спроса и предложения страховых услуг можно выделить внутренний, внешний и международный страховой рынок. Внутренний страховой рынок следует определять как местный рынок, на котором существует прямой ...
Совершенная конкуренция – это чистая конкуренция с двумя дополнительными характеристиками:
- совершенная мобильность ресурсов внутри рынка и отсутствия барьеров для ресурсов на вход/выход из этого рынка,
- обладание как продавцами, так и покупателями совершенного знания о рынке.
В мировой экономике нет примеров совершенной конкуренции. Совершенная конкуренция используется в качестве стандарта для оценки других форм рыночной организации.
Эффективная (реальная) конкуренция возникает тогда, когда покупатели и продавцы оперируют независимо. Чтобы быть эффективной, конкурирующая система должна быть открытой и свободной, а ее участники должны быть сопоставимы, поскольку конкуренцию между неравной конкуренцией нельзя назвать реальной. Соревнование даже не соревнование, если меньшинство побеждает, а многие проигрывают. В этом случае возникает монополия, препятствующая эффективной конкуренции. Нерегулируемая монополия менее привлекательна с точки зрения общества, чем любая форма конкуренции, с точки зрения социальных последствий.
Хотя каждый рынок имеет свои уникальные характеристики, все же есть что-то общее в том, как разные рынки конкурируют.
Суть конкуренции выражается единым аналитическим понятием, используемым для выявления характера и оценки интенсивности конкуренции. Согласно исследованиям известного английского ученого, авторитета в области конкуренции М.Е. Портера состояние конкуренции на определенном рынке можно охарактеризовать 5 конкурентными силами (рис. 1).
При оценке угрозы появления новых конкурентов необходимо руководствоваться понятием «барьера входа в отрасль», высоту которого определяют следующими факторами:
- Экономикой масштабов. Обычно организации, впервые появившиеся на рынке, начинают деятельность по продаже нового продукта в значительно меньших масштабах, чем его традиционные производители. Следовательно, затраты на их производство и продажу выше, что приводит к снижению прибыли и, возможно, убытков, если рыночные цены останутся прежними.
- Привычностью марки товара. Потребители конкретных товаров ориентируются на покупку товаров определенных брендов. Новым производителям необходимо популяризировать свой бренд среди новых потребителей.
- Фиксированными затратами, связанными с входом в новую отрасль.
- Стоимость новых основных средств, которые во многих случаях необходимо установить.
- Доступом к системе товародвижения. Традиционные производители могут создавать препятствия для проникновения новых производителей в распределительные сети. В этом случае новым производителям придется создавать собственные каналы сбыта, что требует больших затрат.
- Доступом к отраслевой системе снабжения.
- Отсутствием опыта производства данного вида продукта.
- Возможными ответными действиями предприятия отрасли (отказ в продаже патента и т. д.).
Что касается угрозы замены этого продукта на новый, то мы имеем в виду производство продуктов, отвечающих этой потребности, но созданных на основе совершенно новых принципов. При оценке угрозы замены необходимо принимать во внимание характеристики и цены продукта-заменителя по сравнению с традиционными продуктами, цену перехода на использование нового продукта и склонность потребителя к заменителям.
Международная конкуренция
... на мировом рынке товаров и услуг. 1.2 Национальные условия –залог успеха в конкуренции Подчеркивая роль страны происхождения в международной конкуренции, необходимо ... нового качества продукта, особых ... на нынешнем начальном этапе развития западных рынков наблюдается активное сопротивление со стороны производителей, которые сделали ставку на них, чтобы нести дестабилизирующий эффект новых поставщиков ...
Сила позиции поставщиков. это во многом определяется типом рынка, на котором работают поставщики и компании в этом секторе. Если поставщики диктуют предприятиям свои условия, они оказываются в менее выгодном положении. Сила позиции поставщиков определяется следующими факторами:
- разнообразием и качеством поставляемых продуктов (услуг),
- Наличие возможности смены поставщиков,
- величиной объемов продукции, закупаемой у поставщиков (большие объемы закупок делают поставщиков более зависимыми от предприятия).
Сила позиции покупателей определяется следующими факторами:
- возможностью переключиться на использование других продуктов,
- затратами, связанными с этим переключением,
- объемом закупаемых продуктов.