Дипломная работа повышение конкурентоспособности гостиничного предприятия

Дипломная работа

В современных экономических условиях управления конкурентоспособность компании является основным фактором, гарантирующим выживание компании на рынке и достижение хороших экономических результатов.

Конкуренция между различными коммерческими структурами на рынке называется конкуренцией. Посредством конкуренции предприниматели стремятся предлагать клиентам более качественные продукты или услуги, чем другие конкуренты. Пользу от конкуренции ощущают и производители, и потребители. У нее есть и отрицательные стороны. Конкуренция усиливает стихийность и нестабильность в экономике. Из-за этого рыночного явления слабые компании исчезают, а сильные укрепляют свои позиции в секторе.

Конкурентоспособность бизнеса можно определить как способность компании стабильно производить и продавать свою продукцию в течение длительного времени, поскольку она пользуется стабильным спросом у потребителей.

Актуальность темы заключается в том, что готовность компаний реализовывать поставленные задачи основана на способности получать и поддерживать конкурентные преимущества, то есть иметь возможность конкурировать с аналогичными компаниями. В то же время эти конкурентные преимущества основаны на более высоком уровне эффективности текущей деятельности компании. Поэтому все компании стремятся напрямую повышать уровень своей конкурентоспособности.

Предметом работы является конкурентоспособность предприятия.

Объект работы – хостел г.Саранск.

Целью работы является анализ уровня конкурентоспособности гостиничной компании и ее конкурентной стратегии, влияющей на эффективность работы отеля на рынке.

В связи с этой целью ставится ряд задач:

 дать понятие термину «конкурентоспособность»,

 выявить факторы конкурентоспособности,

 исследовать подходы к оценке конкурентоспособности предприятий,

 изучить уровень конкурентоспособности хостела г.Саранск

 дать рекомендации для повышения конкурентоспособности предприятия.

Работа состоит из трех основных частей, в которых анализируются теоретические основы конкурентоспособности предприятий, проводится анализ конкурентоспособности на примере хостела г.Саранск и даются рекомендации для ее повышения в будущем.

7 стр., 3494 слов

Аптечные сети и перспективы их работы на фармацевтическом рынке

... Между тем для большинства аптек с доминированием местной клиентуры (в спальных районах, небольших населенных пунктах и т.п.) характерна значительная специфика местного спроса. Конкурентоспособность сетевых аптек на этом уровне ...

Методической базой исследования послужили такие методы, как анализ (экономических показателей деятельности хостела г.Саранск), сравнение (подходов к оценке конкурентоспособности).

Теоретической базой работы послужили исследования современных авторов в области изучения факторов конкурентоспособности предприятия, официальные данные хостела г.Саранск, аналитические порталы и ресурсы Интернет.

Эмпирической базой исследования выступили материалы хостела «Причал» г.Саранск и его основных конкурентов.

Гипотеза работы заключается в том, что для обеспечения экономической эффективности и прибыльности гостиничного бизнеса необходимо постоянно повышать уровень его конкурентоспособности.

Научная новизна работы заключается в изучении основных факторов, которые могут влиять на конкурентоспособность гостиничной компании.

Практическая значимость работы заключается в выработке рекомендаций, направленных на повышение конкурентоспособности Хостела «Причал».

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГОСТИНИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

1.1.Понятие и сущность конкурентоспособности предприятий

Конкурентоспособность бизнеса — понятие, требующее серьезного анализа. Многие бизнесмены, работающие на рынке долгое время, уже испробовали различные методы работы, направленные на расширение и стабилизацию своего бизнеса. Среди этих действий необходимо выделить повышение его конкурентоспособности. Процесс этот не является простым, но при этом очень эффективным. Поэтому важно изучить основные подходы к разработке мер по увеличению конкурентных преимуществ компании.

Опишем общую схему и подходы к изучению конкурентоспособности фирм.

Конкуренция в рыночной экономике начинается с выяснения конкурентоспособности своей компании, когда руководство отвечает на следующие вопросы [13].

  • Вы продаете производимый товар по конкурентной цене?
  • Ваши товары или услуги являются конкурентоспособными?
  • Какие качества ваших товаров и услуг выделяют вас выгодно на рынке?
  • Чем ваша фирма отличается от аналогичных конкурентных фирм?
  • Каковы ваши преимущества?
  • Назовите преимущества и недостатки вашей компании.
  • Какие услуги вы прилагаете к вашему товару в качестве дополнительного обслуживания, которых нет у аналогичных компаний?

Мониторинг конкурентов начинается со сбора информации. Для этого используется личный визит в компании-конкуренты, поскольку для этого приглашается покупатель или сотрудник. Также осуществляется поиск сведений в интернете, в прессе. Вся собранная информация анализируется, и разрабатывается программа действий, чтобы не отставать от конкурентов.

После первоначальной работы информация углубляется: исследуются многие сайты конкурентов, расположенные по всей стране, по всему миру. Изучается, как устроены эти компании, какие у них принципы, философии, какие новинки они внедряют, какие дополнительные услуги оказывают и пр.

Рис.1.Понятие конкурентоспособности предприятия [28]

Обозначаются основные разделы оценки конкурентоспособности:

  • цена,
  • услуги,
  • первичный сервис,
  • послепродажное обслуживание,
  • устройство компании,
  • качество товара,
  • возраст компании-конкурента,
  • удобство места расположения компании и пр.

Таким образом, начало исследования конкурентоспособности происходит через сбор полной и достоверной информации о конкурентах. И только потом предприятие обдумывает, а что надо сделать, чтобы компания догнала конкурентов и опередила их.

3 стр., 1127 слов

Совершенствование конкурентоспособности на предприятии ООО «М.Видео»

... которых необходимо оценивать конкурентоспособность предприятия; анализ конкурентоспособности ООО «М.Видео»; разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности предприятия. Методы исследования – анкетирование и опрос. Гипотеза состоит в предположении, что на высокий уровень конкурентоспособности компании и доступ к ...

Любой бизнес — это целостная система, суть которой не в элементах, а в характере связей и отношений между этими элементами. Характер этих связей позволяет определить потенциальные причины и критерии конкурентоспособности предприятий во внешней среде. Установлено, что таким критерием является прочность взаимоотношений между элементами, степень которой отражается в интенсивности соответствующих связей [12].

Поэтому организация производства, энергетики и информационных систем в компаниях является фактором, определяющим степень их конкурентоспособности. При этом следует учитывать, что изоляция компании от внешней среды — это разрыв всех отношений между компанией и внешней средой.

Исходя из этого, можно определить, что конкурентоспособность как собственность предприятия является результатом процессов их отделения в результате отделения от внешней среды.

Графическое изображение этого подхода к трактовке возможности выделения предприятия из внешней среды и осуществления его конкурентоспособности представлено на рисунке 2.

Рис.2.Понятие предприятия как целостной системы[30]

Предприятие как целостная система, направленная на максимизацию прибыли, для достижения целей обладает способностью изменить текущие стратегии своей деятельности [23].

Рис.3.Причины возникновения конкуренции между компаниями

Подходы к понятию конкурентоспособности изображены в Таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ подходов к трактовке конкурентоспособности предприятия [14]

Таким образом, в целом можно определить, что конкурентоспособность предприятий — это их способность постоянно производить и продавать продукцию, которая постоянно пользуется спросом у различных потребителей в течение длительного периода времени.

1.2 Основные факторы конкурентоспособности гостиничного предприятия

Основным фактором, влияющим на потенциал конкурентоспособности фирм, является рыночная конкуренция.

Конкуренция между различными коммерческими структурами на рынке называется конкуренцией. Посредством конкуренции предприниматели стремятся предлагать клиентам более качественные продукты или услуги, чем другие конкуренты. Пользу от конкуренции ощущают и производители, и потребители. У нее есть и отрицательные стороны [9].

Конкуренция усиливает стихийность и нестабильность в экономике. Из-за этого рыночного явления слабые компании исчезают, а сильные укрепляют свои позиции в секторе.

Рыночная конкуренция и ее виды обладают следующими функциями [10]:

  • выявлением или установлением рыночной стоимости продукции;
  • распределением прибыли, исходя из затрат труда, выравниванием индивидуальных стоимостей;
  • регулированием перелива денежных средств между различными отраслями.

Существуют различные виды конкуренции.

В зависимости от исполнения предпосылок конкурентного рыночного равновесия выделяют два вида конкуренции [15]:

  • совершенную;
  • несовершенную.

Совершенная конкуренция — это битва на рынке с огромным количеством продавцов и потребителей. Каждый из них занимает небольшую долю рынка и не может устанавливать свои собственные условия купли-продажи товаров и услуг.

16 стр., 7784 слов

Исследование конкурентоспособности продукции предприятия

... престиж агентства. Существует много факторов, определяющих конкурентоспособность товара. Современный предприниматель, чтобы выжить и процветать, должен постоянно контролировать поставщиков, потребителей и другие силы, определяющие конкуренцию. Чтобы товар был приемлемым для ...

Не всегда возможна на рынке совершенная конкуренция. Иногда отдельные производители имеют возможность контролировать уровень цен. Такая конкуренция именуется несовершенной. Его разновидностями являются монополистическая конкуренция, монополия и олигополия.

По масштабам развития выделяют 6 видов конкуренции [15]:

  • индивидуальную;
  • местную;
  • отраслевую;
  • межотраслевую;
  • национальную;
  • глобальную.

По характеру развития выделяют ценовую и неценовую конкуренции. Ценовая разновидность представляет собой борьбу, проводимую за счет понижения цен. При неценовой конкуренции производители совершенствуют свою продукцию, меняют оформление, пытаются привлечь внимание потребителей упаковкой и т. д.

Чтобы выжить в условиях жестокой конкуренции и иметь возможность поставлять то, что хотят иметь потребители, компания должна сделать так, чтобы все эти виды деятельности были взаимосвязаны друг с другом, соединены в так называемую цепочку создания ценности — даже несмотря на то, что некоторые из них ведутся за пределами организации.

Рис.4.Факторы конкурентоспособности предприятия[31]

Слабость любого из этих звеньев отрицательно скажется на прочности всей цепочки в целом и, как следствие, на конкурентоспособности фирмы.

Задача состоит в том, чтобы выбрать правильную стратегию и реализовать ее в нужное время. На эти три родовые стратегии оказывают воздействие пять конкурентных факторов (пять сил — по Майклу Портеру) [16]:

  • рыночная власть потребителей, то есть их способность влиять на цены и снижать торговые наценки;
  • рыночная власть поставщиков, то есть их способность влиять на ценообразование организации;
  • угроза появления продуктов-заменителей, ограничивающих рыночную свободу и сбивающих цену, а, следовательно, уменьшающих прибыль;
  • угроза от существующих конкурентов, которые заставляют организацию увеличивать инвестиции в маркетинг и исследования и таким образом снижают прибыль;
  • угроза появления на рынке новичков, что ведет к усилению конкуренции и оказывает дополнительное негативное влияние на цены и прибыльность.

Поэтому учет основных факторов, влияющих на конкурентоспособность компании, является главной гарантией успеха в конкурентной борьбе.

Основными методами, применяемыми в оценку конкурентоспособности предприятия, можно назвать следующие [20]:

1.SWOT – анализ;

2.PEST – анализ;

3.Анализ пяти сил Портера.

Рассмотрим более подробно каждый из этих аналитических методов.

SWOT– анализ – это метод стратегического планирования предприятия, который может применяться к любым проектам по улучшению бизнес – процессов на предприятии.С помощью этого метода рассматриваются основные факторы, влияющие на объект бизнес-анализа.В основе этого аналитического подхода анализируются сильные стороны проектаили бизнес – процесса (Strengths), его слабые стороны (Weaknesses), возможности развития или решения проблемы (Opportunities) и угрозы по внедрению его на практику (Threats).

11 стр., 5323 слов

Повышение конкурентоспособности продукции предприятия

... концепции инновационного предприятия и инновационного бизнеса, конкурентоспособность компании и ее продукции. Кроме этого, диссертационная работа Н. К. Шаклеиной на тему «Моделирование конкуренции и деловое сотрудничество в инновационных разработках». При написании курсовой работы использовались ...

Термин SWOT-анализ был предложен аналитиком Гарварда Кеннетом Эндрюсом в 1963 г. на конференции, посвященной проблемам бизнес – политики предприятия. Позднее в 1965 г. SWOT-анализ был применен для разработки стратегии поведения фирмы на рынке.

Сильные и слабые стороны аналитического проекта касаются внутренних факторов конкурентоспособности, возможности и угрозы зависят от внешних условий, которые помогают или препятствуют достижению бизнес-целей.

Рис.5.Модель SWOT– анализа [33]

Следующий метод анализа уровня конкурентоспособности — анализ паразитов.

PEST– анализ представляет собой инструмент по стратегическому анализу внешней среды предприятия. Он включает в себя группы факторов, которые можно обозначить следующим образом [20]:

  • Р – политические факторы,
  • Е –экономические факторы,
  • S – общественные факторы,
  • Т- технологические факторы.