Литература…………………………………………………………………………………… 57
В условиях перехода Российского общества от административно-командной системы к рыночной экономике реклама стремительно врывается в нашу жизнь, заполняя телеэкраны и радиоэфир, постоянно встречаясь на страницах периодических изданий, в транспорте, магазинах, на городских улицах и обочинах автострад. Всего за несколько лет отечественная реклама сделала огромный количественный и качественный шаг вперед. Его лучшие образцы можно признать произведениями искусства в самом широком смысле этого слова.
Неизмеримо возрастает значение рекламы в экономической жизни страны. По мере насыщения рынка реклама становится все более насущной потребностью для производителей и продавцов. С другой стороны, в условиях расширения рынка рекламных услуг рекламная отрасль национальной экономики динамично формируется.
Реклама, являющаяся результатом мыслей и действий многих людей, намного превзошла теоретические исследования. Следует отметить, что сейчас в России наблюдается стремительный рост профессионализма людей, занимающихся рекламой. Специалистам, работающим в рекламе, сложно вести разделы по своей многогранной профессии. Здесь используются знания из многих областей: антропологии, истории, литературы, искусства, коммуникации, экономики, маркетинга, психологии, социологии и т.д. Таким образом, использование психологической науки позволяет создать условия, при которых возникает диалог между потребителем продукта и производителем рекламы, способствуя реальной продаже продукта, отношениям. Современная ситуация переосмысления ориентиров развития общества и личности делает проблемы психологической помощи особенно значимыми и острыми. Эти вопросы напрямую связаны с психологией рекламы, ее восприятием и влиянием на потребителя.
Изучение этих проблем приобретает важное значение для Дальневосточного региона, где воссоздание экономического потенциала на основе научных достижений, внедрения новейших технологий и коммуникаций, рационального использования ресурсов, а также расширение и углубление внешнеэкономических связей требуют выпуска и реализации конкурентоспособных товаров и услуг. И здесь во многом проявляется и возрастает роль рекламы в целом и факторов ее психологического воздействия в частности.
Социально-экономические проблемы рекламы и ее роль в жизни общества
Корни рекламы уходят в седую древность. История рекламы насчитывает тысячелетия. это тесно связано с развитием человеческого общества и его экономической жизни. Одним из первых полученных обращений к гласности считается древнеегипетский папирус, в котором сообщается о продаже раба. Глиняная посуда информирует жителей древних финикийских городов о продаже различных товаров, услуг и развлечений.
Маркетинг и организация продаж консультационных услуг
... деятельность приводит к продаже консалтинговых услуг, выявить и проанализировать стадии организации продаж консалтинговых услуг; исследовать варианты решения проблемы (подписание контрактов с потенциальными клиентами) на конкретном примере, ... исследований, разработки, апробации, выхода на рынок, роста, зрелости, насыщения и спада. Исходя из этого, появляются услуги с различной перспективой, им ...
В Древней Греции рекламные надписи были вырезаны на камне, выгравированы на металле и кости и вырезаны на дереве. «Золотой век» Древней Греции видел глашатаев, которые ходили по улицам Афин, возглашая о продаже рабов, скота и прочих товаров. Вот так звучала «рекламная песнь», предназначенная для древнего жителя Афин: «Чтоб глаза сияли, чтоб щеки алели, чтоб надолго сохранилась девичья краса, разумная женщина будет покупать косметику по разумным ценам у Экслиптоса» .
В Древнем Риме рекламу размещали на побеленных стенах — «альбукусах», а также на стенах жилых домов. В произведениях Горация рассказывается о древнеримском «проко», побуждавшем толпы горожан переезжать в места продажи товаров.
Рекламные элементы использовали также средневековые ремесленники, которые наносили личный отпечаток на свою продукцию.
Поворотным пунктом в истории рекламы стал 1450 г., год изобретения немцем Иоганном Гутенбергом печатного станка. Рекламодателю больше не нужно вручную создавать дополнительные копии своих рекламных объявлений.
Печатная реклама впервые появилась в Англии в 1478 году.
В 1622 году реклама получила мощный импульс с выходом первой англоязычной газеты «Weekly News». Позже Эдисон и Стил начали издавать газету Tattler, став стойкими сторонниками рекламы. Эдисон напечатал следующий совет составителям рекламных текстов: «Великое искусство написания рекламного объявления заключается в отыскании правильного подхода, дабы захватить внимание читателя, без чего добрая весть может оказаться незамеченной или затеряться среди извещений о банкротствах» . В выпуске Tatler от 14 сентября 1710 года была размещена реклама выпрямляющих бритв, патентованных лекарств и других товаров народного потребления.
В 1631 году появилась печатная реклама и во Франции. Здесь пионером рекламы в периодических изданиях является Теофрасто Реносто, который открыл справочное бюро в Париже, которое публиковало рекламные объявления в Gazette de France».
Наибольшего расцвета реклама достигла в США. Отцом американской рекламы называют Бенджамина Франклина. Его «Газетт», появившаяся в 1729 г., добилась самого большого тиража и самого большого объема рекламных публикаций среди всех газет колониальной Америки. Несколько факторов способствовали превращению Америки в колыбель рекламы. Во-первых, американская промышленность прокладывала путь к внедрению механизации производства, которая создавала избыток товаров и необходимость убеждать потребителей потреблять больше. Во-вторых, создание отличной сети водных путей, автомагистралей и обычных дорог сделало реальностью доставку товаров и рекламных носителей в сельские районы. В-третьих, введение в 1813 г. обязательного начального образования повысило уровень грамотности и способствовало росту газет и журналов. Изобретение радио, а затем и телевидения, означало два необычных средства распространения рекламы.
История развития рекламы в России
... Троллейбусы и трамваи раскрашены рекламой иностранных товаров, стены вагонов метро оклеены. В этом рекламном потоке редко встречаются упоминания о отечественных товарах, которые часто рекламируются ... и разруха практически уничтожили коммерческую рекламу. После гражданской войны реклама в России получила определенное развитие. Появились рекламные агентства «Реклам транс», «Связь» и др. Мосторгреклама ...
В какой-то мере рекламный бизнес в России прошел все стадии своего становления и развития. Так, уже в X-XI вв. русские купцы прибегали к разнообразным приемам рекламирования своих товаров. Обычно за плату приглашали зазывателя, который, находясь возле магазинов, громко объявлял о достоинствах товара, а также его владельца. Создателями и виртуозными исполнителями плакатов устной рекламы были коробейники, торговавшие мелким товаром — лентами, кружевами, гребнями, косынками, пряниками, бубликами и т.п. В начале 19 века в Москве впервые прошла распродажа недорогих товаров, которая сопровождалась большим успехом. Вслед за московскими купцами к организации лоукостеров присоединились их коллеги из других городов России: Владимира, Ярославля, Казани, Нижнего Новгорода.
В это время в России появилось еще одно коммерческое нововведение — ежегодная ярмарка. Ярмарки всегда были праздничными, обычно проводились осенью. Их характеризовала шумная и красочная реклама, фейерверк. Популярность ярмарок возросла благодаря театральным, цирковым и кукольным представлениям, представлениям шутов, скоморохов, народных хоров.
На Нижнегородской ярмарке впервые начали заключать торговые сделки между купцами и покупателями, т.е. ярмарка стала выступать еще и в роли выставки товаров.
Конечно, такая широкая торговля послужила толчком для развития рекламы.
Великий русский писатель Н.В. Гоголь в знаменитом произведении «Мертвые души» поведал о своих впечатлениях при въезде в губернский город: «Попадались почти смытые дождем вывески с кренделями и сапогами, кое-где с нарисованными синими брюками и подписью какого-то Аршавского портного; где магазин с картузами, фуражками и надписью: «Иностранец Василий Федоров»; где нарисован был бильярд с двумя игроками во фраках, какие одевают у нас на театрах гости, входящие в последнем акте на сцену. Изображались игроки с прицельными репликами, слегка вывернутыми назад руками и наклоненными ногами, только что сотворившими в воздухе грохот. Под всем этим было написано: «И вот заведение»» .
В России в XIX веке получает место под солнцем печатная реклама товаров. Размещение рекламы и плакатов на круглых постаментах во многих городах стало повсеместным. Реклама появилась на конках и трамваях. Мальчики на улице возле магазинов и лавок раздают прохожим календари и прайс-листы. В Нижнем Новгороде начали выходить газеты «Коммерческий справочник», «Информационный бюллетень Нижегородской ярмарки», «Нижегородская ярмарка». В Петербурге появились журналы с рекламой: «Коммерция», «Коммерция и жизнь», «Коммерсант». Подобные издания появились и в других городах России. В этот же период в Москве начала издаваться газета «Комиссионер». Появились специализированные рекламные конторы, рекламные бюро.
После Октябрьской революции 1917 г. одним из первых декретов Советской власти реклама была монополизирована государством, предприниматели лишались возможности расширять свой бизнес за счет рекламы. Публикация рекламы объявлялась исключительным правом рабоче-крестьянского правительства и местных Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
16 апреля 1917 г. Совет Народных Комиссаров России своим постановлением предусмотрел организацию во всех почтово-телеграфных отделениях централизованного приема объявлений всех лиц и учреждений для публикации в советской печати. Однако экономическая разруха, отсутствие необходимого опыта и специалистов, а иногда и прямой саботаж сотрудников не позволили реализовать запланированные мероприятия. Реклама свелась на период гражданской войны к примитивным агитациям. Люди старшего поколения помнят популяризацию плакатов, на которых, к примеру, был изображен щит с проколотыми и висящими на нем Колчаком, Деникиным и т.п. После гражданской войны реклама в России получила некоторое развитие. Появились рекламные агентства «Рекламтранс», «Связь», «Промреклама», «Мосторгреклама» и др. Достаточно сказать, что «Мосторгреклама» широко использовала московские трамваи в рекламных целях и размещала свою рекламу в отелях и театрах.
Исторический процесс возникновения и развития рекламы в России
... приемы устной рекламы, процветавшие на улицах российских городов с незапамятных времен. устную рекламу фольклора в России ... одной из самых древних сохранившихся на Руси княжеских печатей сообщает Н. Карамзина ... товары - лен, конопля, мед, воск и особенно меха - хорошо продавались на ярмарках Константинополя, которые процветали в самые далекие для Западной Европы времена - IX-X веках. О рекламных ...
Бурное развитие рекламы началось во время НЭПа. Много энергии отдал рекламе выдающийся поэт В. Маяковский, который своими подходящими стихами и рисунками обращал внимание обывателя на некоторые качества различных товаров. В 1925 г. на международной художественно-промышленной выставке в Париже поэт В. Маяковский и художник В. Радченко за цикл плакатов были награждены серебряными медалями.
В годы Великой Отечественной войны многие наши художники, писатели, поэты работали над агитационными плакатами, призывающими людей сражаться с врагом. А теперь есть люди, которые не видели знаменитых «Родина-мать зовет!» или «Папа, убей немца!».
В послевоенные годы появились крупные рекламные организации: «Союзторгреклама», «Укрторгреклама», «Роскопторгреклама». Рекламные организации были созданы при Аэрофлоте и Министерстве культуры, затем при Министерстве рыболовства, химической, легкой и текстильной промышленности. Стал издаваться популярный журнал «Реклама». Практически ежегодно начинались выставки и ярмарки рекламного оборудования. На этих ярмарках специализированные рекламные компании заключают договора на организацию рекламы и использование различных методов ее создания.
Однако для отечественной рекламы, которая развивалась в условиях тоталитарной экономики, был характерен дисбаланс между спросом и предложением на внутреннем рынке страны, фрагментарный, бессистемный и формализм. Довольно много товаров в бывшем СССР существовало в 1-2 экземплярах. Достаточно вспомнить ВДНХ. Были результаты, была реклама, но потребитель не получил товар, соответствующий рекламе. Несомненно, реклама в СССР сыграла свою роль, но, к сожалению, далеко не так, как надеялись ее создатели. Он повторял в уме, что реклама, в одном случае — выбор без выбора, в другом — попытка продать товар не самого лучшего качества.
Реклама в России сегодня — это уже значительный шаг вперед, даже по сравнению с совсем недавним прошлым. Конечно, в общих направлениях реклама в нашей стране будет развиваться так же, как и в развитых странах. Надо только учитывать, что мы ступили на этот путь немного позже, чем в других странах. Поэтому Россия нуждается в анализе зарубежного опыта. именно анализ способов, форм и методов развития рекламы, а не слепого копирования, позволит нам понять, где мы находимся в развитии рекламной практики и как она должна развиваться дальше. В то же время сложно добиться хороших результатов без знания наших внутренних и российских условий социально-экономического развития и особенностей восприятия рекламы нашими гражданами.
Особенности международного маркетинга товаров промышленного назначения
... изучении данной темы: маркетинг товаров промышленного назначения или промышленный маркетинг; а также, собственно, особенности международного маркетинга на промышленном рынке. Маркетинг товаров промышленного назначения Классический подход к рассмотрению темы промышленного маркетинга содержит такой критерий, который используется для разграничения маркетинга на промышленный и потребительский, ...
reklamare —
1. мероприятия, имеющие цель создать широкую известность чему-либо, привлечь потребителей, покупателей;
2. распространение сведений о ком-либо, о чем-либо с целью создания популяризации.
В научной и популярной литературе есть множество определений рекламы. Приведем некоторые из них. Так, Филип Котлер, профессор Северо-западного университета США, определяет рекламу следующим образом: «Реклама представляет собой неличные формы коммуникации, осуществляемые через посредство платных средств распространения информации, с четко указанным источником финансирования» .
Два других американских автора — Дж. М. Эванс и Б. Берман дает следующее определение рекламы: «Реклама — это любая платная форма безличного представления и продвижения идей, товаров и услуг конкретным спонсором» . А вот как определяет рекламу французский ученый Арманд Дейян: «Реклама — это платное, однонаправленное и неличное обращение, осуществляемое через средства массовой информации и другие виды связи, агитирующее в пользу какого-либо товара, марки, фирмы (какого-то дела, кандидата, правительства)» [6] .
Некоторые эксперты рассматривают рекламу «как форму коммуникации, которая направлена на перевод качества товаров и услуг, а также идей на язык потребностей и запросов потребителей» .
По определению Американской Ассоциации Маркетинга, реклама представляет собой «любую форму неличного представления и продвижения идей, товаров или услуг оплачиваемую точно установленным заказчиком» и служит для привлечения внимания потенциальных потребителей к объекту рекламирования, используя при этом наиболее эффективные приемы и методы с учетом конкретной ситуации.
В Законе Российской Федерации «О рекламе» (от 14 июня 1995 года) дано следующее ее определение: «Реклама — распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний» .
Как видите, разные определения отражают разные подходы к сложному и многогранному понятию «реклама». Тем не менее, из каждого определения вы можете видеть, что реклама является неотъемлемой частью маркетинга. А, как
известно, «маркетинг — вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей путем обмена» .
Американская Ассоциация Маркетинга дает более пространное определение маркетинга и рассматривает его как «процесс планирования и управления разработкой изделий и услуг, ценовой политикой, продвижением товаров к покупателям, сбытом, чтобы достигнутое таким образом разнообразие благ и услуг приводило к удовлетворению потребностей как отдельных личностей, так и организаций» .
Исследователи, в том числе и отечественные, считают, что маркетинговая деятельность должна обеспечить:
- надежную, достоверную информацию о рынке, структуре и динамике спроса, вкусах и желаниях покупателей;
- создание такого товара и товарного ассортимента, который соответствовал бы требованиям рынка больше, чем товаров конкурента, и полностью удовлетворял бы спрос.
- необходимое воздействие на потребителя, на спрос, на рынок, обеспечивающий максимально возможный контроль над реализацией.
Конечно, в этом случае реклама оказывает необходимое воздействие.
социальную ориентацию
Радикальные реформы экономики и социальной сферы предопределили существенные преобразования системы здравоохранения. В перспективе в демократической России с цивилизованными рыночными отношениями здравоохранение должно стать реальным экономическим субъектом в общей инфраструктуре экономики страны . Наряду с этим в обществе создаются условия для возникновения и развития рыночных отношений в здравоохранении .
Объективный характер рыночных отношений в отечественном здравоохранении выражается в осознании населением экономической обусловленности своего здоровья, в коммерциализации здравоохранения, в увеличении объема платных медицинских услуг, развитии маркетинговых операций и внедрении разнообразных форм предпринимательства и т.д.
медицинского страхования
самих медицинских работников — врача, провизора, медсестры
маркетинг
принципах маркетинга
Одна из основных составляющих рынка общественного здравоохранения — рынок медицинских услуг.
Рынок медицинских услуг
маркетинговых исследований
социально-этическая сторона маркетинга
Communication
В систему маркетинговых коммуникаций (СМК) входят четыре основные средства: реклама, коммерческая пропаганда, стимулирование сбыта, личная продажа. Вместе они образуют комплекс, называемый «коммуникационной смесью». Даже для человека, не занимающегося профессиональной маркетинговой деятельностью, само собой разумеется, что это различные средства и методы маркетинговых коммуникаций. Например, компания может использовать мощные инструменты, такие как реклама в ее различных формах, для установления отношений с определенной аудиторией. Он также может привлечь внимание потребителей или розничных торговцев с помощью методов коммерческой пропаганды.
Ими могут быть: интервью руководителя или сотрудника фирмы по телевидению или радио; видовой видео-ролик, где наряду с красотами природы «случайно» попадает в кадр продукция фирмы и т.д. и т.п. Некоторые коммуникативные задачи, которые компания может решить более успешно с помощью стимулирования сбыта. Например, такими как передача потенциальным покупателям бесплатных образцов товара, предоставление скидок с цены при покупке, проведение конкурсов и лотерей и др. Личные контакты с конкретным покупателем или небольшой группой наиболее эффективно устанавливаются во время личной продажи.
В то же время элементы этих основных средств СМК присутствуют и действуют зачастую одновременно в структуре таких специфических, синтетических средств и приемов, как участие фирмы в выставках и ярмарках, организация презентаций, заключение спонсорских договоров, формирование фирменного стиля и др. Элементы различных типов СМК постоянно и так тесно взаимосвязаны друг с другом и с другими компонентами маркетингового комплекса, что их трудно различить в маркетинговой практике, изолировать в чистом виде. Например, часто бывает сложно отличить громкую рекламу от коммерческой пропаганды. Некоторые приемы стимулирования сбыта (предоставление покупателю различных гарантий) могут рассматриваться как элементы расширенной характеристики товара, его «подкрепление». Личная продажа также имеет различные аспекты. С одной стороны — это один из видов сбыта (директ маркетинг), а с другой — эффективный прием установления взаимосвязи с покупателем.
Таким образом, можно сделать вывод, что четкой границы между СМК, ее отдельными компонентами и другими составляющими комплекса маркетинга нет и быть не может. Все без исключения элементы комплекса маркетинга играют важную роль в коммуникации.
Исходя из приведенных выше определений, можно выделить основные особенности характеристики рекламы как одного из основных маркетинговых средств массовой информации. Наиболее важными из них представляются следующие:
1. Неличный характер рекламы. Коммуникационный сигнал поступает к потенциальному покупателю не лично от продавца, а через различного рода посредников (средства массовой информации, разнообразные рекламоносители).
2. Односторонняя направленность рекламы от продавца к покупателю.
3. Неопределенность с точки зрения измерения эффекта рекламы. Это качество логически вытекает из предыдущего. Обратная связь в коммуникации (а продавец, естественно, ожидает от покупателя решение о покупке) носит вероятностный и неопределенный характер. Факт покупки зависит от массы факторов, не имеющих прямого отношения к рекламе, зачастую носящих субъективный характер и т.д. Например, отличная рекламная компания может совпасть во времени с браком в выпуске большой партии изделия, которое рекламируется. В результате реклама только усугубит негативные последствия брака.
4. Общественный характер. Предполагается, что рекламируемый товар является законным и общепринятым. Вот почему мы не встречаем рекламу наркотиков и других товаров, запрещенных законом.
5. В рекламном объявлении четко определен спонсор, рекламодатель, субъект, за чей счет и от чьего имени осуществляется реклама.
6. Реклама не претендует на беспристрастность. Общепринято, что в рекламном обращении основное внимание уделяется преимуществам рекламируемого товара или фирмы и могут быть не упомянуты их недостатки.
7. Броскость и способность к увещеваниям. Многократное повторение рекламных доводов оказывает определенное психологическое воздействие на потребителя и подталкивает его к покупке.
Основные функции рекламы соответствуют общим целям системы маркетинговых коммуникаций, которые рассмотрены выше. В зависимости от целей, определяемых конкретной рыночной ситуацией, реклама может решать следующие задачи:
информирование
увещевание
напоминание
В конечном итоге, все функции рекламы, также как и других элементов комплекса маркетинга, сводятся к достижению основных целей СМК: формирование спроса и стимулирование сбыта. По образному выражению известного американского рекламиста Альфреда Дж. Симена: «Реклама — это и свеча зажигания, и смазочное масло в механизме экономики, создающем изобилие для потребителей. И в качестве таковых ее задача заключается в информировании… Но это задача — не просто информировать. Функция рекламы — продавать. Продавать товары. Продавцы идеи. Продавать образ жизни» .
Исходя из указанных выше задач, которые призвана решать реклама, некоторые авторы выводят ее виды:
Информативная
Увещевательная
Сравнительная
Напоминающая
Подкрепляющая
рациональной и эмоциональной
Рациональная (предметная)
Эмоциональная (ассоциативная)
Одни рекламные сообщения являются чисто рациональными или эмоциональными, однако многие представляют собой различные комбинации этих двух видов.
«Жесткая»
«Мягкая»
Вообще же, многообразие функций рекламы, по существу, универсальный и всеобъемлющий характер этой формы маркетинговых коммуникаций делает необходимым более глубокий анализ ее отдельных разновидностей. При классификации рекламы используется множество критериев. Вот некоторые из них.
Классификация рекламы по типу ее спонсора:
- реклама от имени производителя;
- реклама от имени торговых посредников;
- реклама от имени частных лиц;
— реклама от имени правительства и других общественных институтов.
Реклама от имени производителей и торговых посредников, Реклама от имени частных лиц, Реклама от имени правительства, общественных и политических организаций, В зависимости от типа целевой аудитории выделяют:
- рекламу на сферу бизнеса (для производственных потребителей, для торговых и других типов посредников и т.п.);
- рекламу на индивидуального потребителя.
Критерий сконцентрированности на определенном сегменте аудитории позволяет различать:
- селективную (избирательную) рекламу, четко адресованную определенной группе покупателей (сегменту рынка);
- массовую рекламу, не направленную на конкретный контингент.
В зависимости от охватываемой рекламной деятельностью территории выделяются:
- локальная реклама (масштабы — от конкретного места продажи до территории отдельного пункта).
Ее можно условно подразделить на рекламу по месту продажи и наружную рекламу;
- региональная реклама (охватывает определенную часть страны);
- общенациональная реклама (в масштабах всего государства);
- международная реклама.
Субъект рекламной деятельности, его характеристики определяют необходимость следующей классификации:
- товарная реклама (формирование и стимулирование спроса на конкретный товар или товарную группу);
- престижная реклама (реклама конкретной фирмы);
- реклама идеи и т.д.
Цель, которую преследует рекламная кампания, позволяет выделить рекламу, которая:
- формирует спрос;
- стимулирует сбыт;
- способствует позиционированию и перепозиционированию товара и т.д.
Определение цели в рекламных кампаниях конкретного товара в увязке с его жизненным циклом легло в основу понятия «рекламная спираль». Она объединяет последовательно информативную (вводящую), увещевательную (утверждающую) и напоминающую рекламу.
Классификацию рекламы по способу воздействия предложил чешский рекламист Б. Гекл:
- зрительная (витрина, световая, печатная реклама и т.п.);
- слуховая (радиореклама, реклама по телефону и т.д.);
- зрительно-обонятельная (ароматизированная листовка и др.);
- зрительно-слуховая (теле-, видео- и кинореклама и др.).
В зависимости от используемых средств передачи рекламного обращения выделяют рекламу:
- печатную (полиграфическую);
- в газетах и журналах;
- радио- и теле рекламу;
- рекламу на транспорте и т.д.
Итак, мы рассмотрели довольно обстоятельно классификацию рекламы по различным критериям. И все же перечень этих критериев не исчерпывается критериями, приведенными выше. Например, важным является деление рекламы по используемым мотивам обращения на этичную–неэтичную, на добросовестную–недобросовестную и т.д. Несомненно, жизнь, творческая деятельность людей и в дальнейшем будет развивать, обогащать теорию и практику рекламы ее новыми видами, эффективными формами, а, значит вносить новые критерии ее классификации.
экономической, социально-психологической, идеологической, эстетической
По мнению некоторых авторов, ведущими являются экономические задачи рекламы, а политико-культурно-воспитательные играют второстепенную роль. Другие авторы полагают, что политическую миссию реклама выполняет прежде всего путем решения других задач, например, стимулируя повышение эффективности процесса воспроизводства, ориентируя людей на рациональное потребление, содействуя повышению их культурно-образовательного уровня.
Реклама обобщает интересы всех участвующих в ней сторон. То, что полезно для общества, полезно для организаций и отдельных лиц. Например, в рационализации потребления заинтересовано и общество в целом, и отдельные его члены .
положительные, так и отрицательные
Таблица 1. Роль рекламы в условиях рынка
Положительные стороны рекламы |
Отрицательные стороны рекламы |
1. Влияние на экономику |
|
Способствует росту экономики, капиталовложений и числа рабочих мест. Поддерживает конкуренцию, информирует потребителей и облегчает конкуренцию. |
Расточительность приводит к истощению ресурсов. Ведет к монополизации. Создает неценовую конкуренцию. |
2. Влияние на промышленность |
|
Расширяет рынки для новых товаров. Поддерживает конкуренцию между фирмами. |
Создает барьеры для выхода на рынок. Ликвидирует конкуренцию между фирмами. |
3. Влияние на фирму |
|
Обеспечивает рост поступлений пропорционально объему деятельности. Снижает степень риска и неопределенность в деятельности маркетинга |
Приводит к росту издержек и цен. Обеспечивает получение сверхприбыли. |
4. Влияние на потребителей |
|
Обеспечивает информацией. Служит средством для контроля за качеством изделий. Способствует увеличению, поддержанию или стабилизации спроса. Обеспечивает стимул для повышения уровня жизни. |
Дает бесполезную, вводящую в заблуждение информацию. Дифференцирует товары за счет раздувания мелких различий. |
В настоящее время рекламная деятельность осуществляется абсолютным большинством участников рыночных отношений. Проведение рекламной деятельности, особенно в общенациональном масштабе, требует очень серьезных затрат, которые непрерывно возрастают. Например, в США в 1970 году они составили около 20 млрд. долларов, в 1980 году — 50 млрд. долларов, в 1988 году — около 70 млрд. долларов , а в 1994 году — более 100 млрд. долларов. Суммарный годовой объем затрат на рекламу в мире оценивается более чем в 250 млрд. долларов [19] . Вызывают интерес и следующие данные. Затраты на рекламу, приходящиеся на душу населения, в 1990 году составили: в Швейцарии — 458 долларов в год, в США — 451 доллар, в бывшем СССР — 35 копеек, а в среднем в мире — 52 доллара[20] .
Эффект рекламы является следствием ее влияния на объем сбыта, уровень доходов и другие показатели деятельности фирм-рекламодателей. Объем этого эффекта неизмеримо выше затрат на рекламу. Его точное определение практически невозможно, однако даже самые приблизительные оценки позволяют говорить о колоссальном размере этого эффекта, исчисляемого триллионами долларов.
реклама представляет собой одну из крупнейших отраслей экономики
Как показывает опыт, рекламный бизнес в странах развитой рыночной экономики дает высокие прибыли. Так, например, годовая прибыль таких крупнейших рекламных агентств, как «Денцу» (Япония) составила 1229 млн. ф. ст., «Янг энд Рубикэм» (США) — 758 млн. ф. ст.; «Саатчи энд Саатчи» (Великобритания) — 740 млн. ф. ст. .
Важнейшей особенностью развития рекламного бизнеса в последние 10-15 лет является создание международной сети рекламных агентств, что способствует усилению обмена опытом разных стран. Новые возможности для рекламы открываются в связи с интернационализацией средств массовой информации. Спутниковое и кабельное телевидение (специальные станции «Юроспорт», МТВ и «Артс Чепел», новейшая информационная система «Интернет») становится международным, появляются новые газеты, журналы, радио- и телеканалы, известные в ряде стран, — все это создает благоприятные условия для эффективного осуществления и совершенствования рекламной деятельности. Таким образом, в современных условиях реклама становится транснациональной, рекламные компании — международными.
Формирующийся в России рынок товаров и услуг все настойчивее требует привлечения и использования рекламы. Безусловно, задачи рекламы неоднородны. Они изменяются в зависимости от степени развития рынка. В условиях административно-командной системы реклама зачастую использовалась для активизации продажи товаров, не пользующихся спросом. На начальном этапе перехода к рыночным отношениям (1991-1992 гг.) для рекламы было характерно информирование населения об импортных средствах электронной, вычислительной и организационной техники. Рекламные организации информировали об услугах банков, бирж, страховых компаний, обучение в бизнес — школах в стране и за рубежом, учебно-методической литературе по бизнесу и др. Подлинно товарная реклама была представлена слабо из-за сохраняющегося дефицита товаров в период зарождения рыночной экономики. В то же время появление рекламы в средствах массовой информации свидетельствовало о начале естественного формирования в стране системы рекламно-коммерческой информации, без которой невозможна подлинно рекламная деятельность.
Социально-психологический процесс восприятия рекламы
Мы уже говорили о том, что в своих исследованиях в области рекламы ученые широко используют формы и методы таких научных дисциплин, как психология, социология, теория коммуникации, математика и др.
психологическое
Современная психология представляет собой весьма разветвленную область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений.
конкретной деятельности
психология труда
психологии научного творчества
психологических аспектов отношений
Социальная психология
Социально-психологические явления в больших группах (в макросреде
Социально-психологические явления в так называемых малых группах (в микросреде).
Социально-психологические проявления личности человека (социальная психология личности
Указанные три круга проблем социальной психологии не могут, разумеется, быть противопоставлены друг другу. Они предстают перед нами в единстве, обусловленном единством личности и общества, совокупностью отношений, в котором определяется сущность личности.
общий предмет исследования
Согласно классификации наук академика А. Кедрова (см. рис. 1) психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития .
Психология интегрирует все эти данные наук и, в свою очередь, влияет на них, становясь общей моделью человеко-знания. Итак, психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.
общая психология
Общая психология
Лишь абстрагируясь от конкретных исследований, осуществляемых в отраслях психологии, перечисленных выше, можно обнаружить и описать эти общие принципы, методы, закономерности и понятия.
теоретической и экспериментальной психологией
рекламная деятельность
экспериментального метода
(аттитюд).
Установка
Понимая воздействие рекламы на человека прежде всего как совокупность социально-психологических установок и следуя сложившейся традиции, рассмотрим эти компоненты на примерах из современной рекламы.
Изучение когнитивного компонента предполагает анализ некоторых психических процессов и прежде всего процессов переработки информации: ощущения, восприятия, внимания, ассоциативного мышления, памяти и т.д.
cognoscere
ощущения.
чувствительностью.
зрительные и слуховые ощущения.
Другой пример: во время презентации фирмы, производящей или продающей продукты питания или напитки, в качестве рекламы могут использоваться вкусовые или обонятельные ощущения.
Применение экспериментально-психологического метода заключается в том, чтобы измерить с помощью специальных субъективных шкал ощущения, которые испытывает человек и определить, какой товар или реклама какого товара наиболее привлекательны для потребителя. Такие эксперименты очень убедительны, поэтому они часто сами используются в качестве рекламы. Например, в видео клипе человеку предлагают попробовать два вида зубной пасты, шампуня, крема и т.д. После него демонстрируют (иногда с преувеличениями) преимущества рекламируемого товара.
восприятие
В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.
предметность, целостность, структурность, контактность и осмысленность.
Предметность
Без такого отнесения восприятие не может выполнять свою ориентационную и регулирующую функцию, в практической деятельности человека. Предметность восприятия не врожденное качество. Существует определенная система действий, которая обеспечивает субъекту открытие предметности мира. Важным компонентом восприятия является двигательная активность человека, выражающаяся в движениях рук, глаз, тела и т.д. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира.
перцептивных процессов,
целостность,
структурность.
константность
Таким образом, свойства константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Формирующаяся в процессе предметной деятельности константность восприятия — необходимое условие жизни и деятельности человека. Без этого человек не смог бы ориентироваться бесконечно многообразном и изменчивом мире. Свойства константности обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предмета и условий его существования.
Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением
апперцепции
В основе классификации восприятия, также как ощущений, лежат различия в анализаторах (органах чувств), участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезичиские (двигательные), обонятельные и вкусовые восприятия. Обычно процесс восприятия осуществляется рядом взаимодействующих между собой анализаторов. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный (чувствительный) и кинестезический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятии также участвует двигательный анализатор.
восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.
внимание
непроизвольным
Устойчивость (концентрация) внимания
Переключением внимания
Экспериментальное исследование внимания, в частности, переключаемости , может производиться следующим образом: группе лиц, каждому человеку по очереди предлагают разворот газеты и просят как можно быстрее найти все рекламные сообщения на определенную тему. Затем измеряется время и количество ошибок. После этого требуют сделать то же самое с другой газетой. Усреднив результаты, можно оценить эффективность расположения рекламных сообщений, с точки зрения переключения внимания, в одной и другой газете.
Память —
Выделяют виды памяти: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая, произвольная и непроизвольная, кратковременная и долговременная, механическая и логическая и т.д. Иногда используется классификация по видам анализаторов: зрительная, слуховая, двигательная и смешанная. Надо иметь в виду, что эффективность логической памяти в 20 раз выше, лучше, чем механической. Об этапах логического запоминания дает представление рисунок 2.
забывания
Очень важно, чтобы запоминалось не только реклама, но и рекламируемый товар. Хотя часто бывает как раз наоборот. Чтобы этого не происходило, необходимы специальные эмпирические исследования.
( эффект начала и эффект конца).
Долговременная память
ДП с сознательным доступом
ДП закрытая
Для долговременной памяти с сознательным доступом свойственна закономерность забывания: т.е. забывается все ненужное, второстепенное, а также определенный процент и нужной информации.
Для уменьшения забывания необходимо:
1. понимание, осмысление информации (механически выученная, но не понятная до конца информация забывается быстро и почти полностью);
2. повторение информации (первое повторение нужно через 40 минут после заучивания, так как через час в памяти остается только 50 % механически заученной информации. Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, так как в эти дни максимальны потери от забывания. Лучше так: в первый день — 2 — 3 повторения, во второй день — 1-2 повторения, в третий — седьмой день по 1 повторению, затем 1 повторение с интервалом 7-10 дней. Будем помнить, что 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день. Поэтому систематическая, без перегрузки учебы заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающие умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации через неделю после сессии).
Подводя итог, подчеркнем, что память обеспечивает целостность и развитие личности человека, занимает центральное положение в системе познавательной деятельности. Об этом свидетельствует рисунок 3.
Следующим важным психическим процессом, имеющим непосредственное отношение к проблеме изучения восприятия рекламы, является мышление.
Мышление
Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, и затем может произойти переход к мышлению. Однако любое, даже наиболее развитое, мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием, т.е. с ощущениями, восприятиями и представлениями. Весь свой материал мыслительная деятельность получает только из одного источника — из чувственного познания. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. Правильность (адекватность) этого отражения непрерывно проверяется в ходе практики, в ходе практического преобразования природы и общества.
опосредованный характер
социальную природу
человек мыслит прежде всего абстрактными понятиями.
Выделяют основные виды мыслительных операций, такие как сравнение, абстракция, конкретизация, анализ, синтез, аналогия, ассоциация, обобщение, суждение, умозаключение и т.д. Иногда понятие, суждение, и умозаключение называют формами мышления. Однако все эти классификации чаще всего оказываются весьма условными, так как психическая деятельность в реальности не расчленима на элементы. Они выделяются только теоретически. Мыслительные операции осуществляются в процессе мыслительной деятельности. Так, анализ действует вместе с синтезом.
наглядно–образное, наглядно–действенное, ассоциативное, теоретическое, практическое
ассоциации по смежности (в пространстве и времени), ассоциации сходства и различия (по контрасту).
Ассоциативные связи укрепляются в том случае если они устанавливаются не по одному основанию (например, по сходству в написании, изображении, звучании и т.д.), а сразу по нескольким. Ассоциации иногда относят к мышлению, иногда к памяти человека.
выборочного эксперимента
Знание закономерностей протекания когнитивных психических процессов, а именно, ощущений, восприятия, внимания, мышления и памяти играют существенную роль при изготовлении рекламной продукции в печати, на радио, на телевидении, в виде плакатов вдоль автомагистрали и т.д.
Познавая действительность, человек так или иначе относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности. Одни явления действительности радуют его, другие — печалят, третьи — возмущают и т.д. Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев, страх и др. — все это различные виды субъективного отношения человека к действительности.
Эмоциями называют такие психические процессы, в которых человек переживает свое отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности; в эмоциях получают свое субъективное отражение также различное состояние организма человека. В точном переводе на русский язык «эмоция» — это душевное волнение, душевное движение.
Положительные эмоции
Эмоции всегда носят личный, субъективный характер. Именно при изучении эмоционального компонента рекламного воздействия проявляются многочисленные индивидуальные различия потенциальных потребителей. Многие авторы отмечают связь эмоций человека с переживанием собственного «Я». Идентификация себя с героями видео–клипа способствуют возникновению желания приобрести товар. Если же человек не находит для себя ничего интересного, эмоционально окрашенного, то у него может не возникнуть желания сделать покупку.
Эмоции тесно связаны с другими психическими процессами, в частности, с памятью. На эмоциональную память человека сильное действие оказывает яркость впечатлений, но при этом следует избегать эмоциональных перегрузок.
Если реклама вызывает чувство брезгливости, страха, стеснения, это не будет способствовать сбыту рекламируемого товара. В ряде случаев наоборот: если рекламируемый товар позволяет избавиться от этих или других негативных эмоций, то он начинает пользоваться спросом. Изготовители рекламы, не учитывающие эмоциональные состояния, возникающие у зрителя (читателя) при знакомстве с нею, рискуют потерять интерес потребителя к рекламируемому товару или доверие к фирме.
Так, например, в 1993 году в одной из московских газет было помещено рекламное объявление известного мясоперерабатывающего комбината. Оно вызвало у потребителей, которым показали эту рекламу, крайне неблагоприятный спектр эмоциональных состояний. На рисунке был изображен человек, который, стоя на одной ноге и, засунув свою голову в мясорубку, рукой проворачивал ручку этой мясорубки, имитируя как бы процесс приготовления фарша. Что должен был подумать читатель газеты, когда он видел это рекламное объявление? Таким образом, авторы рекламы, по-видимому, сами того не понимая, оказали плохую услугу вполне уважаемому предприятию. Юмор в рекламе возможен, он вызывает положительные эмоции. Однако юмором в рекламе следует пользоваться крайне осторожно. Одних потребителей он привлекает, других, наоборот, отталкивает.
Существует много теоретических моделей, описывающих возникновение и динамику эмоций у человека. Одним из первых кто пытался это сделать, был выдающийся немецкий психолог, основатель экспериментальной психологии, В. Вундт. Он выдвинул теорию по которой эмоции характеризуются тремя измерениями: удовольствием или не удовольствием, возбуждением или успокоением, напряжением или разрешением (освобождением от напряжения). Эмоциональные состояния характеризуются одним, двумя или тремя из указанных полярных состояний.
По В. Вундту, удовольствие или не удовольствие возникает в связи с обонятельными и вкусовыми ощущениями, а также ощущением боли. К примеру, ощущение красного цвета, помимо удовольствия или неудовольствия, вызывает эмоциональное состояние возбуждения, а голубого — действует успокаивающе. Напряжение резко обнаруживается в связи с процессами внимания, связанными с ожиданием какого-либо события, а разрешение от напряжения наступает тогда, когда ожидаемое событие свершилось.
Однако выделенные В. Вундтом измерения в известном смысле, условны. В экспериментах другого выдающегося психолога Е. Титченера высказывания об испытуемых о состояниях возбуждения и напряжения, успокоения и разрешения практически совпадают с суждениями об удовольствии или неудовольствии от тех же объектов. Поэтому при психологическом анализе эмоционального компонента рекламных продуктов каждый раз необходимы специальные тщательно спланированные лабораторные эксперименты.
Психологи давно заметили, что цвета которые окружают человека, вызывают у него определенные эмоции: оживление, равнодушие, успокоение, возбуждение, ощущение тепла или холода. Яркость лета можно подчеркнуть сочетанием желтого и оранжевого цветов, зимний сезон — синим, голубым цветом. Красный цвет вызывает повышенную эмоциональную реакцию, желтый — стимулирует зрения, помогает сосредоточиться, зеленый — освежает, успокаивает, голубой действует тоже успокаивающе. На основе цветовых предпочтений человека создан ряд психологических методик, применяемых в рекламе.
Эмоции тесным образом связаны с таким психологическим явлением как внушение.
Внушение
Явление внушения исследуется в психологии очень давно, правда, в большей степени оно изучено в связи с медицинской практикой или с некоторыми конкретными формами изучения.
суггестор
социальной перцепции ,
психопрограммирования аудитории
«имиджа»,
Мотивация и потребность обращения к рекламе
Истории психологии рекламы известны попытки построить рекламную деятельность на основе какой-либо одной психологической концепции.
Однако опыт показывает, что эти попытки в целом оказались бесперспективными. Именно экспериментальный метод позволяет изучить и использовать на практике неосознаваемые мотивы поведения человека на потребительском рынке, изучить и учесть его ведущие потребности. Третьим компонентом аттитюда является конативный (поведенческий) компонент. Исследование данного компонента предполагает анализ поступков человека, определяемых его решениями, например, решение о покупке товара под воздействием рекламы. Анализ поведенческого компонента предполагает изучение как осознанного поведения, так и поведения на бессознательном или неосознаваемом уровне. Сюда могут быть включены вопросы, связанные с изучением мотивации, потребностей, воли.
мотивировки
Особенно четко это проявляется в социологических опросах при изучении экономического поведения под воздействием рекламы. Потребители, как правило, не хотят признавать, что их действия, например, приобретение товаров в магазине — это результат воздействия рекламы на психику, результат удачно подобранных сюжетов, текстов, примеров и сравнений, либо и вовсе целенаправленного программирования. Им иногда кажется, что потребность в приобретенном товаре существовала у них до того, как они узнали о нем из рекламы.
Когда говорят, что реклама не способна создавать потребности, что она лишь информирует о товарах, которые могут удовлетворить имеющиеся желания, что право выбора всегда остается за потребителем, то это не совсем верно. Разумеется, в конечном итоге, то есть купив товар и воспользовавшись им, потребитель поймет, выиграл он или проиграл. Однако на определенных этапах (чаще всего это происходит ситуативно) реклама способна на многое. Она способна не только создавать новые потребности в товарах, но может формировать куда более сложные психические образования, такие, как мировоззрение, эстетические вкусы, социальные ценности, стиль жизни, нравственные принципы и т.д.
В соответствии с первой моделью,
Глава 2 |
Основные тенденции восприятия и воздействия современных аудиовизуальных средств рекламы
У нас в стране и за рубежом в последние десятилетия интенсивно разрабатываются и широко используются аудиовизуальные средства (АВС) с оригинальными частными решениями, ведется постоянный поиск режимов, обеспечивающих быстрое восприятие и надежное запоминание зрителем значительного количества сведений и данных.
В этой области отмечаются следующие тенденции:
1. При разработке новых аудиовизуальных средств программы закладываются концептуальные модели психофизического плана, которые учитывают особенности физиологии зрения, слуха и мышления, предполагаемой аудитории зрителей. Программы строятся с учетом региональных особенностей зрителей.
2. В каждом конкретном случае комплекс технических средств проектируется так, чтобы максимально удовлетворять требованиям, комфортности для каждого зрителя, т.е. создать условия наилучшего восприятия и усвоения информации. Разработчики стремятся к тому, чтобы новые технические средства обеспечивали высокую скорость подачи материала с минимумом потерь при восприятии информации.
3. Информационная модель воздействия, как правило, строится в расчете или на людей западной культуры с конвергентной (сходящейся) концепции мышления, или на людей восточной культуры — с дивергентной (расходящейся) моделью, в расчете на два типа памяти (логическую и ассоциативную), а также на целый ряд других основополагающих принципов и механизмов мышления.
4. Наблюдается стремление добиться максимального эффекта сопричастности зрителя к ситуации, изображаемой на экране.
5. В соответствии с современными требованиями аудиовизуальные средства, как правило, управляются ЭВМ, что делает их полностью автоматизированными.
6. Расширяются психофизические исследования и эргономический анализ, которые показывают, что полиэкранные комплексы по силе воздействия на интеллект зрителя иногда более эффективны, чем кино- и телевизионные системы.
7. Высокие эксплуатационные характеристики современных АВС обеспечиваются исключительно высококачественными фото– и киноматериалами, совершенными материалами для магнитной записи.
В связи с широким использованием АВС перед разработчиками возникает множество научных и технических проблем. Одной из них является обеспечение эффективного взаимодействия АВС с аудиторией в форме диалога. В основу воздействия технических средств закладывается типовой алгоритм реализаций циклограммы, представленный на рисунке 4.
Содержательно такой алгоритм наполняется примерно следующей семантикой:
Привлечение внимания
- создания на экране зрительных (световых, цветовых, яркостных, семантических и т.д.) контрастов в пределах световых частот, воспринимаемых человеком;
- создания слуховых (звуковых и звукосмысловых) контрастов в области звукового, ультразвукового или инфразвукового диапазона частот;
- создания на экране необычной (конфликтной, динамической и т.д.) ситуации;
- активизации природной человеческой любознательности (трансформации смысла, показа фантастических кадров, моды, стиля и т.д.)
- создания комических ситуаций.
Настройка психики
- навевание определенных ощущений (состояний или настроений);
- направление мышления в определенное русло на фоне вызванного настроения.
Фиксация внимания, Воздействие на интеллект и поведение
- прямым побуждением (прямым указанием, что нужно сделать);
- возбуждением мотива соперничества;
- подчеркиванием значительности каждой личности и важности ее конкретного поступка в данной ситуации;
- намеком на возможность выделяется, отличается, получить некоторые преимущества при определенном (подсказываемом) поведении.
Возвратная информация, Мемориальная информация
Сегодня АВС позволяют в ряде случаев вообще отказаться от организации натурных экспозиций. Благодаря этому экономятся значительные средства на специальную подготовку натурных образцов и аппаратуры, моделей сложного оборудования и макетов крупномасштабных сооружений и др.
Благодаря сильному эмоциональному воздействию на объект АВС становятся действенным и высокоэффективным средство научно-технической пропаганды. Они улучшают восприятие, понимание, запоминание и аналитико-синтетическую переработку полученной информации .
Эффективность рекламной деятельности и пути ее совершенствования
Вопросы эффективности воздействия рекламы находятся в центре внимания ее теоретиков и практиков. Но вряд ли можно считать эти проблемы до конца решенными.
Для рекламной деятельности любой фирмы одним из основных факторов является знание внешней среды рекламы — средств массовой информации. Задача же средств массовой информации состоит в том, чтобы установить диалог между рекламодателем и потенциальным потребителем, помочь им найти друг друга. Только в этом случае можно говорить, что реклама эффективна.
Однако российская реклама только пытается стать диалогом. Для этого она должна изменить навязчивость, монологичность, хвастливость, лживость, неуважение к собеседнику и т.д. Реклама характеризует психологию не только непосредственного изготовителя рекламы, но и самого рекламодателя. Поэтому в российской рекламе, как нигде более отражается психология современного российского гражданина вообще, российского бизнесмена в частности, а также социально-экономические процессы, происходящие в нашем обществе.
Как подчеркивалось ранее, реклама представляет собой одну из важнейших маркетинговых функций, которая осуществляется абсолютным большинством участников рыночных отношений.
Уже этот факт свидетельствует о настоятельной необходимости эффективного управления рекламной деятельностью. Проблема управления рекламой весьма актуальна.
Среди основных функций управления, определенных еще классиком менеджмента Анри Фатолем, выделяются следующие:
1. Информационное обеспечение процесса управления;
2. Целеполагание или планирование;
3. Организация и руководство практической реализацией поставленных целей;
4. Контроль.
Принципиальная схема взаимосвязи основных функций управления рекламой представлена на рисунке 5.
Указанные функции управления рекламой необоснованно рассматривались не как отдельные, механически связанные между собой части, а как взаимосвязанные и взаимообусловленные составляющие единого управленческого процесса.
К организации информационного обеспечения рекламы предъявляются следующие требования:
1. Полнота информации;
2.
Объективность информации;
3. Разумная достаточность для принятия эффективных управленческих решений;
4. Информация должна быть систематизирована и удобна для пользования управляющими.
Во многих случаях характер и объем имеющейся текущей информации являлся недостаточным для принятия эффективного решения. Поэтому фирмы предпочитают снижать степень риска с помощью получения дополнительной информации посредством маркетинговых исследований. Ежегодный объем затрат на маркетинговые, в т.ч. рекламные, исследования превысил во всем мире 4 млрд. долларов . В нашей же стране этот вид деятельности находится в стадии формирования, имея огромные перспективы по мере развития рынка.
метод анкетирования
математической статистики
Примером проведения такого исследования может являться анкетирование московскими социологами 200 человек. Цель исследования состояла в том, чтобы выработать такой способ воздействия на экономическое поведение граждан в процессе рекламной компании, которое способствовало бы наиболее успешному размещению акций. Не вдаваясь во все аспекты проблемы, отметим лишь некоторые моменты. Как выяснилось, в рекламе ищут ответы не все. Лишь один из пяти просматривает объявления регулярно, еще 2/5 регулярно, читают объявления фирм, предлагающих населению свои акции, изредка. Исследователи отметили неудовлетворительный уровень рекламы. Отвечая на вопрос о том, что удерживает от приобретения акций, вслед за отсутствием средств были названы недоверие к фирмам, предлагающим свои акции (26%), и недостаток информации о том, какие акции покупать стоит, а какие — нет (15%).
Опрос позволил выявить в самых общих чертах социальный портрет наиболее активных потребителей рекламы, предлагающей акции. Это, прежде всего, молодежная группа, в которой зафиксирована максимальная доля (24,8%) регулярно читающих такую рекламу. Это наиболее высоко обеспеченные люди. Среди них постоянным читателем объявлений о продаже акций также является каждый четвертый. Наконец, люди с высшим образованием, где также каждый четвертый регулярно интересуется рекламой акций. Для сравнения отметим, что среди лиц, со средним специальным образованием таких читателей всего лишь 16 % , а со средним — 4 %. Но даже притом, что реклама в прессе далека от совершенства, она, как показал опрос, уже существенно влияет на формирование моделей экономического поведения, выбор населением антиинфляционной стратегии. Что же является главным для человека, решающего: приобретать или не приобретать акцию? Конечно, надежность компании. Доверие к ней — определяющий фактор в условиях широкого выбора. И тем не менее реклама надежности — ключевой компонент, который необходимо тщательно продумать, связывая его с механизмом формирования человеческих представлений о надежности .
Если кратко охарактеризовать отношения основной массы потребителей к рекламе вообще, то можно сказать, что оно чаще отрицательное, чем положительное. По данным проведенных в США исследований, 60% потребителей согласны с утверждением «реклама оскорбляет мой ум»; более 70% не верят рекламе, утверждающей, что рекламируемая продукция превосходит продукцию конкурентов . Четверо из десяти телезрителей покидают комнату при трансляции рекламы [36] .
анкетирование студенческой молодежи вузов г. Хабаровска с целью изучения ее отношения к рекламе
Опрос имел зондажный характер и не мог со статистически высокой степенью представлять (репрезентировать) совокупность всей студенческой аудитории вузов и тем более генеральную совокупность молодого (взрослого) населения г. Хабаровска. Однако он дает достаточно точное представление о преобладающих и наиболее ярко выраженных тенденциях во мнениях и суждениях данной аудитории, на которую ориентирована наиболее массовая реклама.
можно считать, что более половины молодых потребителей отрицательно относятся к рекламе
предпочтение отдается прежде всего рекламным сувенирам и подаркам
лишь 9,3% респондентов (или 19 человек) предпочитают радиорекламу
Хотя телевизионной рекламе отдается, по сравнению с радиорекламой, явное предпочтение, тем не менее более 31 % телезрителей выключают телевизор и покидают комнату при трансляции рекламы. Более 19 % опрошенных лиц ответили, что смотрят телерекламу от случая к случаю. Некоторые из них, отмечая ее навязчивый характер, предлагают создать на Центральном и Хабаровском телевидении отдельный канал рекламы.
Если говорить о рекламном воздействии на покупателя, то 32,6 % респондентов ответили, что информация, содержащаяся в рекламе, помогла им принять наиболее выгодное решение при покупке товаров.
дали отрицательный ответ 70,2 % (144 человека) опрошенных
Из анализа данных проведенного анкетирования можно сделать главный вывод о том, что студенческой молодежи вовсе небезразличны проблемы отечественной рекламы . Юноши и девушки с пониманием и заинтересованностью откликнулись на предложение участвовать в анкетировании в роли респондентов, вносили конкретные предложения по совершенствованию рекламной деятельности.
Безусловно, данные социологического опроса могут быть необъективными, если люди заблуждаются. То есть никто не застрахован от субъективизма. Но в то же время хочется надеяться, что респонденты в большинстве своем объективно подошли к оценке того или иного вида рекламы, реалистично ответили на все вопросы анкеты.
Итак, рассмотренные примеры социологических исследований лишний раз подтверждают актуальность и необходимость изучения проблем эффективности рекламной деятельности. Остановимся на этих вопросах.
Многие авторы считают, что значительная часть затрат на рекламу нецелесообразна. Еще в 30-е годы подсчитали, что в США такие затраты составили более 30 %, в Германии — более 50 %, и в Чехословакии — более 80 % от общей суммы расходов на рекламу.
В настоящее время мы являемся свидетелями огромного роста расходов на рекламу во многих странах. Однако ни теоретики, ни практики рекламы не могут ответить на решающий вопрос: как обосновать действенность или нецелесообразность рекламы .
действенность
Воздействие рекламы
Воздействие рекламы = достигнутая цель рекламы / поставленная цель.
Эффект рекламы
Эффект рекламы = результат от рекламы / средства, затраченные для достижения результата от рекламы.
эффективность
желательное
Абсолютно точно определить эффективность отдельных средств рекламы, а также рекламной кампании, в большинстве случаев не представляется возможным. Однако и приблизительные подсчеты оправдывают себя, ибо позволяют сделать вывод о целесообразности рекламной деятельности.
экономическую эффективность
если увеличение сбыта товара происходит немедленно после воздействия рекламы
предшествует обязательное обдумывание
Для расчета экономического эффекта можно использовать следующую формулу:
, где
Э — экономический эффект рекламирования, руб.;
- Тд — дополнительный товарооборот под воздействием рекламы, руб.;
- Нт — торговая надбавка на товар, в % к цене реализации;
- Рр — расходы на рекламу, руб.;
- Рд — дополнительные расходы по приросту товарооборота, руб.
в трех вариантах:
- Эффект от рекламного мероприятия равен затратам на его проведение.
прибыльное).
(убыточное).
рентабельность
Рентабельность рекламы — это отношение полученной прибыли к затратам
, где
Р — рентабельность рекламирования товара, %;
- П — прибыль, полученная от рекламирования товара, руб.;
- З — затраты на рекламу данного товара, руб.
Эффективность психологического воздействия
Коммуникативную структуру рекламной компании можно проиллюстрировать следующим образом:
Рекламодатель (заказчик) → производитель рекламы (рекламное агентство — исполнитель) → распространитель рекламы (средства массовой информации) → потребитель.
И на каждом этапе психология выполняет определенные функции.
На первом этапе
На втором этапе
На третьем этапе
На четвертом этапе
степень знакомства аудитории с предлагаемым товаром или услугой и вовлечение их в потребление.
вовлечения в потребление
, где
З — респонденты, запомнившие рекламу;
- НЗ — респонденты, не запомнившие рекламу;
- ЗП — респонденты, запомнившие рекламу и пользующиеся данным товаром;
- НЗП — респонденты, не запомнившие рекламу и пользующиеся данным товаром.
Положительные значения показателя «вовлечения» свидетельствуют о том, что люди, покупающие данный продукт, с большой степенью вероятности знакомы с его рекламой и, следовательно, потребление товара связано с эффективностью рекламного воздействия. Снижение этого коэффициента до отрицательных значений говорит о том, что потребление товара не продиктовано рекламой, и люди, покупающие продукт, с ней чаще всего не знакомы.
Напомним, что эффективность психологического воздействия рекламы на потребителя можно определить методом наблюдений (носят пассивный характер), экспериментов (активный характер), опросов (активный характер).
к наружной рекламе (витрине)
, где
В — степень привлечения внимания прохожих;
- О — число людей, обративших внимание на наружную рекламу (витрину) в течение определенного периода;
- П — общее число людей, которые прошли мимо витрины в тот же период.
Безусловно, экспериментальное психологическое исследование невозможно без измерительных процедур, опросников, тестов, шкал. В научной литературе приводятся различные виды таких шкал для оценки эффективности рекламного сообщения . Приведем пример шкалы психологической эффективности рекламы. По пятибалльной системе можно оценить любую рекламу (в газете, по телевидению, на стенде и т.д.).
Шкала является ранговой. Она показывает, что одно рекламное сообщение оказывается более эффективным чем другое.
Таблица 2. Шкала психологической эффективности рекламы
Баллы |
Содержание шкалы |
1 |
Потребитель (зритель, читатель, слушатель и т.д.) стремится избавиться от воздействия рекламы. Он выключает телевизор, радиоприемник, закрывает газету или переворачивает страницу. При этом он испытывает яркие отрицательные эмоции (раздражение, гнев, отвращение и т.д.), запоминает или не запоминает то, что рекламируется, у него не появляется желания приобрести товар или воспользоваться услугой. |
2 |
Потребитель остается равнодушным к рекламе. Не испытывает никаких эмоций, не запоминает того, что рекламируется, у него не возникает желания приобрести товар или воспользоваться услугой. |
3 |
Реклама привлекает внимание потребителя. Она вызывает интерес, любопытство, но потребитель запоминает только сюжет рекламы, а не то, что рекламируется, у него появляется желания приобрести предлагаемый товар или воспользоваться услугой. Здесь реклама существует как бы сама по себе, живет отдельной жизнью от рекламируемого товара. В сознании потребителя товар не ассоциируется с его рекламой. |
4 |
Реклама привлекает внимание потребителя. Она вызывает живой интерес, любопытство, потребитель запоминает и сюжет рекламы и то, что рекламируется, но у него не появляется желания приобрести рекламируемый товар или воспользоваться услугой. У него не возникает отвращения к рекламе, он с удовольствием посмотрит ее второй раз. Здесь реклама может рассматриваться скорее как произведение искусства, если, конечно, понятие искусства применимо к рекламе. |
5 |
Реклама вызывает очень сильный интерес у потребителя. Он испытывает сильные положительные эмоции. Запоминает, то, что рекламируется, и стремится во что бы то ни стало приобрести рекламируемый товар или воспользоваться предлагаемой услугой. |
Можно предложить другое основание для определения эффективности рекламы, что позволяет сформировать еще одну шкалу оценки психологической эффективности рекламы. Здесь учитываются как когнитивные, так и эмоциональные аспекты воздействия.
Таблица 3. Шкала психологической эффективности рекламы
Балл |
Внимание к рекламе (интерес) |
Запоминание рекламы |
Запоминание рекламируемого материала |
Эмоциональное отношение к рекламе |
Желание приобрести товар |
1 |
– |
– |
– |
– |
– |
2 |
+ |
– |
– |
± |
– |
3 |
+ |
+ |
– |
± |
– |
4 |
+ |
+ |
+ |
± |
– |
5 |
+ |
+ |
+ |
+ |
– |
6 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В таблице показано знаком «+» — наличие соответствующего качества; знаком «–» — его отсутствие; «±» означает, что данное качество может как присутствовать, так и отсутствовать. Очевидно, что некоторая реклама, которая вызывает негативное эмоциональное отношение (раздражение, отвращение), может также привлекать внимание и запоминаться. Реклама, которая порождает желание приобрести рекламируемый товар, как правило, вызывает позитивные эмоции.
Конечно, эти шкалы достаточно условны. Тем не менее они достаточно удобны чтобы проводить оценку рекламных сообщений и делать прогнозы в плане возникновения потребностей в рекламируемых товарах и услугах.
Таким образом, теория и практика современной рекламной деятельности, располагая богатым арсеналом средств воздействия на потребителя, находится в творческом поиске новых форм и методов повышения эффективности рекламы.
Предпринятая попытка комплексного рассмотрения данной темы позволяет внести некоторые рекомендации и советы, которые, на наш взгляд, могут быть использованы или учтены в деятельности фирм и учреждений, занимающихся как производством товаров и услуг, так и изучением рекламного дела.
По нашему мнению, следует обратить внимание на намечающуюся тенденцию — неоправданное копирование в отечественной рекламе зарубежного опыта. Если производители рекламы начнут ориентироваться лишь на зарубежные образцы рекламной продукции, как это часто делается в Москве, Санкт-Петербурге, да и у нас в Хабаровске, то через некоторое время возникнет ситуация, когда россиянин почувствует себя чужим в своем родном городе.
Потеря российской специфики, традиций у нас в стране может иметь негативные социальные последствия. Кроме того, такая реклама может оказаться экономически неэффективной.
факторов культуры
очень важное отличие
лишь один какой-то аспект рекламы, например, насколько хорошо она воспринимается
Средства массовой информации порой справедливо обвиняются в том, что они в погоне за прибылью часто демонстрируют всем надоевшую рекламу, прерывают интересные передачи, заполняя паузы неинтересной, навязчивой информацией. Это показали и наши социологические исследования.
В то же время при восприятии рекламы обычно никто не задумывается над тем, что в плохой рекламе виноват не столько рекламодатель или распространитель рекламы, сколько ее изготовитель, разработчик . Потребители, как правило, ругают рекламодателя или средства массовой информации, хотя часто те не виноваты в плохой рекламе. Иногда потребитель даже представления не имеет, в каком виде выйдет рекламный текст, сданный им в газету месяц назад. Но его ошибка состоит в том, что он не воспрепятствовал выходу в свет плохой рекламы, согласился с теми идеями, которые ему предложили или навязали разработчики.
только психологи
Использование аудиовизуальных средств (АВС) требует высокого профессионализма при разработке программ, глубоких знаний психологии воздействия на человека, четкой постановки задач и высокого искусства реализации рекламы. Одного практического опыта, накопленного специалистами в последние годы, недостаточно для дальнейшего совершенствования и развития техники аудиовизуальной передачи рекламной информации. Необходимо глубокое изучение и обобщение опыта, организации специальных исследований и разработок в этой области, подготовка специалистов, владеющих техникой АВС и искусством создания и режиссуры программ рекламной деятельности.
Рекламная деятельность стала объективной реальностью нашей повседневной жизни. Эффективная реклама возможна только в том случае, если она выполняется профессионально. И это все более учитывается наукой и практикой. Феномен рекламы вызывает все возрастающий интерес со стороны специалистов различных областей знаний.
Именно в нашей стране впервые, еще в 20-30-е годы были опубликованы исследования, посвященные психологии читателя книги, языку газет, психологии «радиовосприятия». Были выработаны, к примеру, правила подготовки радиотекстов для радиопередач, которые могут успешно применяться и в настоящее время.
В данной работе предпринята попытка раскрыть основные понятия сущности рекламы, акцент был сделан на ее социально-психологические аспекты, на целесообразность и острейшую необходимость применения в практической рекламной деятельности разработок и исследований в области социальной, экспериментальной и общей психологии.
Также мы определили, что учет социально-психологических факторов потребителей благотворно влияет на рекламный процесс, позволяет установить диалог между производителем и потребителем, тем самым подтверждая, что является одним из основополагающих рекламной деятельности в целом.
Посредством проведенных социологических исследований было выявлено отношение к рекламе.
Повышение эффективности рекламы, ее психологического воздействия является одной из актуальных задач, и здесь еще много неиспользованных резервов и возможностей. Надеемся, что те рекомендации и предложения, которые имеют место в настоящей работе, будут применены на практике и послужат делу совершенствования рекламной деятельности на отечественном рынке.
Айзенберг М., Андреева Г.М., Браверман А.А., Жукова Ю.М., Гермогенова Л.Ю., Гоголь Н.В., Гольман И.А.
8. Горин С. А вы пробовали гипноз. /Практическое руководство по применению гипнотических психотехник в бизнесе и медицине, рекламе и пропаганде, торговле и повседневной жизни/. Спб.: «Лань», 1995, 208 с.
9. Дейян А. и др. Стимулирование сбыта и реклама на месте продажи. Пер. с франц. М.: «Прогресс», «Универс», 1994, 190 с.
10. Дейян А. Реклама. Пер. с франц. М.: «Прогресс», 1993, 176 с.
Джугенхаймер Д.У., Дюкенджиев Е.П., Жизнин С.З., Картер Г., Котлер Ф.
Кудин П.А.
Кучеренко В.З., Лебедев А.Н.
Ломов Б.Ф.
Мескон М.Х., Петровского А.В., Осипова Ю.М., Власовой В.М.
24. Рекламный рынок скорее жив, чем мертв. Передовая. «Реклама», 1997, № 1, с. 2-3.
25. Ромат Е. Реклама в системе маркетинга. Харьков, 1995, 229 с.
Серегина Т.К., Старобинский Э.Е., Столяренко Л.Д., Сэндидж Ч.
30. Хейне П. Экономический образ мышления. Пер. с англ. М.: Изд-во «Дело», 1993, 704 с.
Хромов Л.Н., Шапиро В.Д.
Эванс Дж.Р.
Камаева В.Д.
Цит. по: Котлер Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. / общ. ред. и вступ. ст. Е.М. Пеньковой. –М.: Прогресс, 1990, с. 514.
Там же, с. 515
Гоголь Н.В. Мертвые души: Поэма. — М.: Худож. Лит., 1985, с. 6-7.
Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. –М.: Програсс, 1990, с.511
Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг. Сокр. Пер. с англ. — М.: Экономика, 1993, — с. 220.
Дейян А. Реклама. Пер. с франц. М.: Прогресс, — 1993, с. 9.
См.: Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика. –М.: Прогресс, 1989, с. 54.
Цит. по: Реклама в бизнесе. Уч. пособие/Сост. Серегина Т.К., Титкова Л.М., под общ. ред. Дашкова Л.П., –М.: Маркетинг, 1995, с.5.
Цит. по: Реклама в бизнесе: Уч. пособие / Сост. Т.К. Серегина, Л.М. Титкова. — Под общ. ред. Л.П. Дашкова. — М.: Маркетинг, — 1995 — с. 5.
Котлер Ф. Основы маркетинга. с. 14.
Цит. по: Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России: практика и рекомендации. –М.: «Рус Партнер Лтд», 1994, с. 37-38.
Цит. по: Кучеренко В.З. и др. Экономика здравоохранения. Уч. пособие. М., 1996, с. 52.
Там же, с. 54.
Цит. по: Ромат Е.В. Реклама в системе маркетинга. Уч. пособие. / Харьк. гос. академия технол. и орг. питания. — Харьков, — 1995. — с. 20.
См.: Основы предпринимательской деятельности. (Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент).
Под ред. Власовой В.М. — М.: Финансы и статистика. — 1995. — с. 319-320.
См.: Дейян А. Реклама. Пер. с франц /Общ. ред. В.С. Загашвили. — М.: А/О Изд. Группа «Прогресс», 1993, — с. 9-13.
См. подробно: Хромов Л.Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. Настольная книга делового человека — менеджера и бизнесмена. Петрозаводск: — АО «Фолиум». — 1994. — с. 9-35.
Там же, с. 16.
Ромат Е.В. Реклама в системе маркетинга. — Харьков. — 1995. — с. 122.
Реклама и бизнес: Уч. пособие /Сост. Т.К. Серегина, Л.М. Титкова: М.: Маркетинг. — 1995. — с. 15.
Там же, с. 16.
См. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. — «Феникс», — 1996, — с. 8-9
См.: Общая психология. Под ред. акад. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1986. — с. 51-52.
См.: Лебедев А.Н., Боковиков А.К. Экспериментальная психология в российской рекламе. — М.: Издат. Центр «Академия». — 1995. — С. 17.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-н/Д. — 1996, — с. 25.
Общая психология. Под ред. акад. А.В. Петровского. — М.: 1986, — с. 247.
Там же, с. 267
См.: Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д, 1996, с. 36.
Там же, с. 43.
Лебедев А.Н., Боковиков А.К. Экспериментальная психология а российской рекламе. М., 1995, с. 22.
См.: Лебедев А.Н., Боковиков А.К. Экспериментальная психология в российской рекламе. М.: 1995, с. 60-61.
См. подробно: Хромов Л.Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. Настольная книга делового человека — менеджера и бизнесмена. Петрозаводск: АО «Фолиум», 1994, с. 10.
Ромат Е.В. Реклама в системе маркетинга. Харьков, 1995, с. 127.
См.: Шапиро В.Д., Червяков В.В. Куда девать деньги нищим? — Социологические исследования. 1993, № 2, с. 3-8.
Браверман А.А. Маркетинг и полный хозрасчет. М.: Тисса, 1989, с. 83.
Там же, с. 34.
См. например: Серегина Т.К., Титкова Л.М. Реклама в бизнесе. М.: 1995, с. 64. Роммат Е. Реклама в системе маркетинга. Харьков: 1995, с. 112.
См.: Хромов Л.Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. Петрозаводск, 1994, с. 96.
См. Введение в практическую социальную психологию. Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. М.: «Смысл», 1996. с. 190–194.
См.: Лебедев А.Н., Боковиков А.К. Экспериментальная психология в российской рекламе. М.: «Академия», 1995, с. 126–128.