выбранной для исследования темы выпускной квалификационной работы: исследование применяемых в мировой практике инструментов брендинга позволит выявить наиболее эффективные из них, которые возможно применять в различных сферах рыночной деятельности
Цель работы
Целью выпускной квалификационной работы является выявление инструментов эффективного брендинга на примере компании Apple Inc.
В процессе достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
1) провести теоретический анализ категорий бренда и брендинга в контексте их применения для обеспечения продвижения и конкурентоспособности компаний в современных рыночных условиях на международном уровне;
- выявить подходы и критерии определения эффективности брендинга и инструменты его достижения;
- исследовать опыт брендинга компании Apple Inc, тенденции и перспективы его развития на рынке Российской Федерации;
- Сформулировать предложения по использованию инструментов брендинга для обеспечения продвижения и конкурентоспособности компании на рынке в современных условиях.
Объект и предмет исследования
Объектом работы является брендинг как технология продвижения и обеспечения конкурентоспособности компании в условиях современного рынка
Объектом работы является набор инструментов, гарантирующих эффективность бренда.
1. Теоретический анализ категорий «бренд» и «брендинг» в контексте современных рыночных условий
1.1 Понятие бренда и его место в обеспечении продвижении и конкурентоспособности компании на рынке
Понятие «товарный знак» исторически восходит к древнескандинавскому языку, где соответствующий глагол «brandr» обозначает установку товарного знака, удостоверяющую право собственности на домашний скот и инструменты. Именно в таком качестве данная категория употреблялась вплоть до второй половины XIX века, когда компания Procter&Gamble использовала брендинг в целях продвижения своего продукта — мыла, дав ему оригинальное, запоминающееся название Ivory Soap, с которым оно и было выведено на рынок. Впоследствии был придуман и слоган «99,44% чистоты». Таким образом, впервые в истории появился на рынке бренд с отличительными свойствами, оригинальным названием и запоминающимся рекламным слоганом.
Контекстом эволюции технологий и инструментов брендинга стали последующие качественные изменения в промышленном производстве, активное развитие потребительских товаров, что потребовало формирования маркетинговых стратегий и технологий, начиная со второй половины XIX века. Со второй половины 1940-х годов бренд-менеджмент в целом стал отдельной специфической функцией управления компаниями, особенно многонациональными.
Стратегический брендинг как инструмент повышения международной ...
... конкурентоспособности организации; рассмотреть инструменты повышения конкурентоспособности банка; понятьформирование бренда как фактора повышения конкурентоспособности организации; охарактеризовать стратегический бренд и ребрендинг; рассказать о стратегии брендинга и ребрендинга; ... Конкурентоспособность компании характеризует возможности и динамику ее адаптации к конкурентным условиям рынка. ...
Рассмотрим существующие подходы к определению бренда.
Американская маркетинговая ассоциация (АМА) предлагает понимать под брендом название, подпись, символ, проект или их комбинацию, предназначенную для идентификации товара или услуги и дифференцирования их от конкурентов. Главный недостаток этого подхода заключается в том, что он не дает полной картины того, как продукт отделяется от конкурирующих продуктов.
Различные подходы к определению понятия «бренд»
Предлагаемые подходы показывают, что разные авторы сосредотачиваются на разных свойствах и аспектах бренда. Некоторые сосредотачиваются на наборе материальных атрибутов, сосредотачиваясь на логотипе или символе, который благодаря своим свойствам сохраняет лояльность потребителей к определенному продукту или услуге компании. Другие предлагают изучить психологический контекст бренда и его влияние на восприятие и лояльность потребителей.
Как показывает анализ предложенных определений на современном этапе определения понятия «бренд» носит достаточно широкий характер, поскольку объединяет все ассоциации потребителя, которые так или иначе возникают у него в отношении образа товара, характера его использования, личный и общественный опыт его употребления, одобрительные или неодобрительные результаты. Если вся ваша целевая аудитория знает о продукте, он доступен на рынке, но не покупается, значит, это не бренд. Многие российские маркетологи часто путают два разных термина: «товарный знак» и «товарный знак», и такая путаница также встречается в научной маркетинговой литературе на русском языке. Под товарным знаком понимается обозначение продукта, зарегистрированного государственным органом, в то же время товарный знак — это изображение, которое возникает в подсознании потребителя при виде товарного знака. Бренд чаще всего означает хорошо известный бренд, который в сознании потребителя ассоциируется с конкретными товарами или услугами. То есть бренд — это торговая марка в сумме с заработанной ею репутацией; взаимоотношения потребителя с марочным товаром. Итак, в отличие от бренда, цель бренда состоит в том, чтобы идентифицировать продукт или его производителя в сознании потребителя.
Выделяются следующие признаки, которые присущи бренду:
- Товар — бренд имеет способность завоевывать большую долю рынка, чем торговая марка, не являющаяся брендом;
- Спрос на товар — бренд имеет более высокие темпы роста, чем спрос на просто торговую марку, которая не является брендом;
- Товар — бренд в рамках своего сегмента может иметь более высокие ценовые диапазоны, чем товар, проходящий под торговой маркой, но не являющийся брендом;
- Компании-производители, имеющие сильные бренды, легче проводят торг с независимыми дистрибьюторами, т.к.
бренд приносит больше прибыли с единицы торговой площади.
— Брендированный товар имеет существенно больше абсолютно лояльных потребителей — порядка 60%, Данная категория потребителей настолько лояльны к марке, что готовы отложить покупку, чем покупать другой. Лояльность потребителей обычных непопулярных товарных марок не превышает 15%.
Информационно-коммуникационное сопровождение бренда компании ...
... к бренду, компании, услуге или продукту, быстро продвинуть новый товар или даже новую технологию. Прежде чем начинать активные действия в сетях, необходимо сформулировать этапы продвижения бренда в социальных сетях. По мнению специалистов, основными этапами продвижения брендов в социальных сетях ...
Исходя из приведенных выше определений, сущность «бренда» с учетом всех его аспектов и свойств можно интерпретировать следующим образом. Бренд — это представление не о самом товаре или услуге или компании, а представление о ценности этого товара (услуги или самой компании), которая определяется через уникальное эмоциональное переживание, которое бренд вызывает у потребителя, обладая следующими характеристиками: отношение к нему потребителя, ценность, лояльность, устойчивость, восприятие
Основное предназначение брендов в современных рыночных условиях — обеспечение конкурентоспособности компании и ее продукции. В данном контексте могут быть выделены следующие функции бренда:
- Бренд идентифицирует фирму и ее товары на рынке;
- Бренд унифицирует коммуникации и создает единый целостный образ товара (компании);
- Бренд позволяет создать ценовую премию и обеспечивает дополнительную прибыль;
- Бренд обеспечивает хороший сбыт и стимулирует повторные покупки;
- Бренд формирует потребительскую лояльность;
- Бренды быстрее восстанавливают положение после кризиса;
- Бренд сплачивает команду и защищает производителя в процессе работы с партнерами;
- Бренды обеспечивают высокие дивиденды и увеличивают рыночную капитализацию компании;
- Бренд облегчает выход на новые товарные и географические рынки;
- Бренд развивает новые категории товаров и отрасли производства.
В разделе будут рассмотрены теоретические и методологические подходы к пониманию категории «бренд», их обобщение и систематизация. На основе этого будет сформулировано собственное понимание бренда.
Чтобы понять роль бренда в жизни современных организаций, его охарактеризуем как фактор, гарантирующий продвижение и конкурентоспособность компании на современных рынках, в том числе международных.
Будет проведен анализ структуры бренда и его характеристики, в том числе:
- основное содержание бренда;
- эмоциональные и функциональные ассоциации, выражаемые потенциальными клиентами и покупателями (свойства бренда);
- имя марки товара или товарного знака;
- визуальный образ товара в восприятии покупателя, формируемый посредством рекламы;
- уровень популярности и известности марки, сила бренда;
- индивидуальность бренда, как обобщенная характеристика его признаков;
- стоимостные оценки, гудвил;
- уровень развитости бренда;
- степень лояльности к бренду среди целевой аудитории.
1.2 Разработка и реализация инструментов эффективного брендинга в условиях глобального рынка
Брендинг — это деятельность по созданию долгосрочного предпочтения к товару, основанная на совместном усиленном воздействии на потребителя товарного знака, упаковки, рекламных обращений, мате-риалов и мероприятий сейлз промоушн, а также других элементов рекламной деятельности, объединенных определенной идей и характерным унифицированным оформлением, выделяющих товар (услугу) среди конкурентов и создающих его образ (Brand image).
Однозначной трактовки брендинга и его содержания не выработано. Выделяются два подхода к пониманию и реализации брендинга.
Первый — это так называемый подход «продукт-плюс», который рассматривает брендинг как дополнение к продукту или как разработку визуальной атрибутики бренда (марочного имени, логотипа, фирменного цвета).
Маркетинг: Торговая марка,
... И хотя эти компании больше не могут позволить себе производить свою продукцию в своей стране, их бренды продолжают формировать потребительские привычки. Знаменитые торговые марки обладают покупательскими привилегиями, ... лояльным к бренду, а не к производителю. Однако в прошлом японские и южнокорейские компании не совершали такой ошибки. Своим тяжким трудом они создали такие торговые марки, как ...
В этом контексте брендинг интерпретируется как один из завершающих процессов в разработке нового продукта и играет дополнительную роль по отношению к продукту. Главный недостаток такого подхода — восприятие его как сопутствующего признака товара, его неотъемлемой части.
Второй подход фокусируется на целостном восприятии бренда как носителя добавленной стоимости. С помощью комплекса маркетинга бренд формируется в соответствии с потребностями целевой группы. Соответствующее определение брендинга представлено, в частности, в работе Л. де Чернатони и М. МакДональда: «Брендинг — это мощная маркетинговая концепция, которая не просто фокусируется на одном элементе маркетинг-микса, а учитывает результаты тщательно продуманной группы видов деятельности во всем спектре маркетинг-микса, направленных на то, чтобы покупатель признал наличие у продукта интересующих его дополнительных ценностей, уникальных при сравнении их с другими сопоставимыми товарами и услугами и трудными для дублирования конкурентами. Цель брендинга — сделать одну из целей организации, а именно создание и поддержание базы лояльных клиентов, более простой, более рентабельной и обеспечить максимально возможную окупаемость инвестиций». Таким образом, брендинг — это результат стратегического мышления, интегрирующего маркетинговую программу в масштабах всего комплекса маркетинга, система идей и продуктов, а также соответствующих рекламных и маркетинговых стратегий, направленных на продвижение этих идей и продуктов к объекту любого бизнеса — к потребителю».
Таким образом, можно сделать вывод о возможности двоякой трактовки понятия «брендинг». Узкий подход определяет брендинг как создание графического или художественного исполнения бренда, т.е. внешних (визуальных и вербальных) идентификаторов бренда, позволяющих идентифицировать марочный товар в рамках товарной категории. Широкий подход, рассматривает брендинг как процесс создания и развития бренда и его идентичности, включающий как разработку вербальных и визуальных идентификаторов бренда (внешняя идентичность), так и ценностей бренда (внутренняя идентичность).
В процессе брендинга бренд трансформируется в бренд, приобретая большое значение в сознании потребителя.
Этапы разработки бренда могут включать:
- анализ рыночной ситуации, целевой аудитории (текущего состояния бренда, если он уже создан);
- планирование (формулирование сущности бренда, позиционирование;
- разработка стратегии управления брендом);
- продвижение бренда (использование интегрированных маркетинговых коммуникаций для создания прочных отношений между потребителями и брендом);
- мониторинг бренда и оценка эффективности действий.
Этапы брендинга
Ключевым шагом в процессе преобразования бренда в бренд является определение позиции или позиционирования бренда. Размещение понимается как организованная система поиска открытых окон в человеческое сознание, которая осуществляется при условии, что эффективная коммуникация осуществляется только в нужное время и при правильных обстоятельствах. Следовательно, позиция бренда — это то место, которое бренд занимает в сознании целевых групп населения по отношению к конкурентоспособным продуктам, он акцентирует внимание на преимуществах продукта, которые выделяют его в конкурентном ряду. При реализации процесса придания позитивной социальной известности торговой марке, компания, формирующая новый бренд решает следующие ключевые вопросы:
Теоретические основы торгового маркетинга
... канала. Торговый маркетинг включает финансовые, конкурентные и ценовые стимулы для торговых посредников и сотрудников компании. Торговый маркетинг используется компаниями постоянно и повсеместно. Торговый маркетинг - ... превышает планируемую прибыль. Цель торгового маркетинга производителя - стимулировать желание потребителей выбрать конкретный продукт или бренд. Торговец же заинтересован в ...
- определение целевых потребительских и общественных аудиторий, на которые будет направлено воздействие компании. В рамках решения этого вопроса компании собирают информацию о социально-демографических показателях рынков сбыта, о стиле и образе жизни целевых потребительских аудиторий, об их мотивационных предпочтениях, о ключевых элементах сбыта, о личностных особенностях целевых аудиторий;
- определение ключевых выгод для целевых аудиторий, которые они получат в результате потребления торговой марки, по отношению к которой поставлена задача придания ей позитивной социальной известности;
- определение задач использования нового бренда целевыми аудиториями;
- определение основного круга конкурентов по отношению к которым будет осуществляться новое позиционирование компании.
Для решения вышеуказанных проблем компании проводят социологические опросы и исследования рынка среди потенциальных потребителей бренда, «доведенного до сознания целевой аудитории.
Таким образом, правильно организованное позиционирование бренда позволяет не только определить место продвигаемого компанией продукта на рынке, но и выявить и выявить его основные конкурентные преимущества. После решения указанных выше ключевых вопросов, в рамках создания позиции торговой марки в сознании целевых групп общественности, компания определяет стратегию бренда или направления, по которым должны применяться ресурсы предприятия для создания уникальной ценности торговой марки.
Определение компанией стратегии бренда включает следующие подэтапы:
- решение о целевых аудиториях продукции компании;
- разработка уникального предложения для выбранных целевых аудиторий;
- выработка доказательств и обоснований необходимости приобретения продукции этой торговой марки;
- определение целевого конечного впечатления о торговой марке в сознании целевых аудиторий.
При реализации представленных выше подэтапов компания осуществляет коммуникации с представителями потенциальных целевых аудиторий продукции выводимой торговой марки (к примеру, такой вид исследований как фокус-группы, в которых могут быть протестированы рабочие варианты слоганов и тактических коммуникационных посылов торговой марки).
В рамках определения стратегии кампании по приданию позитивной социальной известности торговой марке, определяются также методы и технологии, посредством которых будут реализованы указанные подэтапы — определение технологий производства и качества продвигаемой продукции, особенности её упаковки (если есть), мероприятия по рекламной поддержке торговой марки.
Личный бренд, как нематериальный актив специалиста
... агрессивность, власть, богатство, талант, изобретательность, удачливость. В основе создания персонального бренда лежит имидж профессионала: руководителя, бизнесмена, экранного исполнителя, актера, режиссера ... трудолюбия, целеустремленности, выполняемой работы, однако во многом он определяется позитивной установкой телевизионной аудитории [6]. Одежда личного бренда должна вызывать ассоциации ...
После принятия решений по стратегии бренда компания реализует этап формирования идеи бренда. Эффективная реализация этого этапа возможна только в том случае, если компания четко понимает свою целевую аудиторию. Согласно концепции А. Кромптона, существует 17 тем, привлекающих внимание значительных групп общественности, использование которых как идейной основы формирования бренда, позволит компании создать значительные условия для того, чтобы целевые группы обратили внимание на продукцию компании: автомобили, войны, деньги, дети, животные, известные личности, катастрофы, королевская семья, мода, предсказания будущего, продукты питания, развлечения, свадьбы, секс, скандалы, спорт, юмор85.
Среди всех этапов брендинга как технологии социального управления первостепенное значение имеет создание названия отображаемого продукта. После реализации этого этапа процесса придания позитивной социальной ответственности торговой марке компаниями может использоваться лингвистический анализ, представляющий собой сравнительный анализ созданного названия для выводимого на рынок товара и существующих в том или ином языке морфем (ёмких и лаконичных по значению слов).
Посредством специальных технических средств (специализированного программного обеспечения) компании могут оценить силу лингвистического влияния выбранного названия продвигаемой продукции, структуру этого названия, анализ ударений и т.д.
Разработав первоначальные варианты наименований продуктов, компания может искать в выделенном наборе наименований что-то неожиданное, провокационное, шокирующее. На этом этапе компания может обработать несколько сотен «имен кандидатов». Затем компания проводит юридический анализ отобранного образца, на основании которого классифицируется и хранится около нескольких десятков имен. После окончательного отбора и оценки в соответствии с критериями компании может остаться до 5 «имен кандидатов».
После определения предварительного бренда и перед выходом на рынок важным шагом в процессе внедрения бренда является предварительное тестирование бренда. В рамках этого этапа оценивается отношение потребителей к различным вариантам бренда, его графическое исполнение и особенности дизайна. Предварительное тестирование на рынках сбыта позволяет компаниям выбрать наиболее оптимальный вариант из нескольких доступных. Во время проведения предварительного тестирования компания может оценить не только то, нравится целевым аудиториям бренд или нет, но также и уровень эффективности коммуникаций бренда с целевыми аудиториями, особенности восприятия некоторых свойств выводимого бренда, а также степень важности декларируемых преимуществ этого бренда. Реализация этапа предварительного тестирования бренда может позволить компании избежать следующих просчётов:
- появление эффекта идентичности и отождествления с уже функционирующими на рынке брендами и торговыми марками;
- избежать названий продукции, которые могут ввести в заблуждение целевые аудитории компании, что особенно важно для ряда товарных категорий;
- уйти от существенных финансовых издержек, связанных с задержкой выхода новой продукции на рынок, репозиционирования, изменения названия марки или её выхода заново;
- создать максимум условий для ухода от юридических и конкурентных сложностей на рынке, связанных с деятельность других компаний.
Несмотря на сложность и высокую капиталоемкость вывода бренда на рынок, затраты компаний на эти процессы, проведенные с должным вниманием и полнотой, оправдываются полученными результатами.
Особенности продвижения бренда на Российский рынок
... компаниям-производителям, отдельными публикациями , чаще всего рассматривающими новые российские бренды на уровне примеров, и обозревательскими статьями , отмечающими выделенную группу брендов только как специфический феномен современного российского рынка, но ...
Очевидно, что фундаментальное различие между брендом и продуктом заключается в разнице в продолжительности их жизненных циклов. Следовательно, без эффективного и тщательного управления у сильных брендов будет такой же срок годности, как у небрендовых продуктов. История показывает множество примеров долгожительства брендов: пивной бренд Lowenbrau существует уже с 1383 г., пережив смертоносные эпидемии в Европе, открытие новых континентов, революции и мировые войны; в 1853 г. был основан легендарный джинсовый бренд под торговой маркой Levi’s; в 1886 г. был основан самый дорогой на сегодняшний день бренд Coca-Cola чайный бренд Lipton основан в 1889 г. Следовательно, из-за технологических достижений в социальном развитии некоторые продукты могут исчезнуть, но сильные бренды могут оставаться в сознании общественности на неопределенный срок.
Таким образом, можно утверждать, что процесс создания бренда или брендинг представляет собой систему поэтапных мероприятий или механизм, обладая при этом чертами технологичности — определённой этапностью, периодичностью и регулярностью мероприятий (повторяющиеся рекламные и маркетинговые кампании), воспроизводимостью и др.
Л. Чернатони отмечает следующие основные характеристики, определяющие эффективность брендинга:
- разработаны четкие заявления о предназначении товара или услуги;
- выявлены конкретные группы людей, для которых бренд предназначен;
- выделено достаточно ресурсов, позволяющих бренду достичь указанной цели.
Эффективная стратегия бренда (брендинг) предполагает наличие центральной объединяющей идеи, которая упорядочивает поведение, действия и коммуникации. Он распространяется на все продукты и услуги и со временем не теряет своей эффективности. Лучшие стратегии брендов настолько дифференцированы и мощны, что нейтрализуют конкурентов, они являются подлинным проявлением фирменного стиля компании [50. С. 300].
Стратегия бренда строится на основе «видения» с учетом бизнес-стратегии, основана на истории и культуре компании, отражает глубокое понимание потребностей и представлений клиентов. Стратегия бренда определяет позиционирование, дифференциацию, конкурентное преимущество и уникальное ценностное предложение компании.
Основные инструменты контактных точек брендинга
Весь набор инструментов брендинга можно структурировать в зависимости от того, являются ли используемые каналы маркетинговых коммуникаций прямыми или косвенными.
2. Применение инструментов брендинга в условиях современного глобального рынка (на примере компании Apple)
В главе, основанной на опыте брендинга конкретной компании, будут рассмотрены возможности этой технологии для продвижения и обеспечения конкурентоспособности компании на современном мировом рынке.
2.1 Становление и развитие компании Apple как бренда мирового уровня
Компания Apple является одной из ведущих мировых корпораций. Это американская компания, которая производит персональные компьютеры и планшеты, аудиоплееры, телефоны, программное обеспечение. она является одним из пионеров персональных компьютеров и современных многозадачных операционных систем с графическим интерфейсом.
Стратегии управления брендом
... достичь стратегических целей организации. Проанализировать управленческие стратегии в отношении бренда (на примере компаний IBM, Apple и Lenovo). При написании дипломной работы были использованы следующие методы научного исследования такие как: ...
В данный момент среди основных продуктов, выпускаемых компанией Apple: мобильные телефоны iPhone, планшетные компьютеры iPad, персональные компьютеры MacBook Pro, MacBook Air, Mac mini, iMac, Mac Pro, компьютерные мониторы Thunderbolt Display, серверы Mac mini Server, Mac Pro Server, мультимедийные проигрыватели Apple TV, портативные мультимедиа-плееры iPod shuffle, iPod nano, iPod classic и iPod touch и др. Кроме того, компания производит аксессуары для этих продуктов и программное обеспечение.
Штаб-квартиры компании располагается в Купертино в штате Калифорния. Он может позволить себе уникальную ценовую политику, недостижимую для многих других высокотехнологичных производителей массового рынка. Доля компании на мировом рынке настолько велика, что для других она даже не является предметом стратегического планирования. Высококачественная продукция компании демонстрирует тотальное доминирование на рынке на всех континентах. Благодаря инновационным технологиям и эстетическому дизайну Apple заработала культовую репутацию в индустрии бытовой электроники.
Первое место рейтингов «Самые дорогие бренды мира (BrandZ Top-100)» и «Лучшие мировые бренды (Best Global Brands)» уже на протяжении нескольких лет занимает компания Apple. Эта компания востребована на мировом рынке, занимает лидирующие позиции и полностью удовлетворяет пожелания своих клиентов.
Рейтинг мировых брендов в 2005-2012 годах
В прошлом году Apple заняла первое место в списке самых дорогих мировых брендов. Стоимость бренда Apple эксперты оценили в $ 170,2 млрд., что на 43% выше аналогичной оценки прошлого года.
Однако, такие позиции компании удавалось занимать не всегда. Apple Computer, Inc была основана 1 апреля 1976 года Стивом Джобсом и Стивом Возняком для массового производства персональных компьютеров, созданных Возняком. За 10 лет под руководством Джобса Apple удалось сохранить лидирующие позиции на компьютерном рынке. Успех первой модели компьютера от Apple, названной Apple I (было продано около 200 таких машин, что для начинающей компании — очень хороший показатель) был закреплен в 1977 году с выпуском Apple II, считавшегося самым популярным персональным компьютером на протяжении 5 лет. Однако к 1985 году на фоне выпуска ряда неудачных моделей компьютеров (коммерческий провал Apple III), потери значительной доли рынка и непрекращающихся конфликтов в руководстве из Apple ушел Возняк, а спустя некоторое время компанию покинул и Стив Джобс. На этом раннем этапе существования компании говорить о формировании конкурентоспособного бренда не приходится. Скорее, это была небольшая компания, специализирующаяся на производстве и продаже информационных технологий.
Современный этап становления бренда Apple начинается с возвращения Стива Джобса в компанию в 1996 году. Важность этого обстоятельства заключается в том, что рассматриваемый знак можно отнести к категории персонифицированных, созданных по образу конкретного человека.
Джобс вошел в совет директоров компании и стал временным генеральным директором Apple, которая в то время переживала тяжелый кризис. В 1998 году по инициативе Джобса была приостановлена работа над, казалось бы, неудачными проектами Apple, включая КПК Newton. Префикс «временный» исчез из названия должности Джобса только в 2000 году.
В 2001 году Стив Джобс представил первый плеер iPod. Через несколько лет продажа iPod стала основным источником дохода компании. Под руководством Джобса Apple к 2006 году существенно укрепила свои позиции на рынке персональных компьютеров, чему способствовал переход машин Macintosh на высокопроизводительные процессоры производства Intel.
Роль бренда в современной экономике
... это торговая марка продукта. Многие ведущие компании используют такой прием, как компания «Procter & Gamble», выпускающая товары с разными именами («Ariel», «Fairy», «Crest»), то есть автономные бренды.. Линейные бренды. Это ... сами могут рассказать об особенностях бренда. Культура - это аспект, который может напрямую принадлежать бренду или отрасли. Например, компания Nike создала культуру, в ...
В январе 2010 года Джобс представил публике новое устройство Apple — интернет-планшет iPad.
В январе 2011 года Джобс снова взял отпуск для лечения, но в марте 2011 года лично презентовал публике новую версию интернет-планшета iPad.
августа 2011 года Джобс покинул пост генерального директора Apple Inс. 5 октября 2011 года Джобс скончался.
Именно в этот период нахождения Джобса во главе компании и был реализован уникальный брендинг Apple. Джобс — уникальный случай: он авторитарный лидер с доминантной маркетинговой компетенцией, ему ее просто не с кем разделить. Его харизма компенсирует авторитаризм. Это скорее стиль промышленных магнатов прошлого, чем гибких и даже мягких руководителей современных технологических компаний. Apple не исчезнет и, скорее всего, останется динамичной компанией, которая регулярно выбрасывает на рынок инновационные продукты и активно развивает старые, культовые разработки.всегда удавалось (как оно сложится в будущем, покажет время) продавать продукты по достаточно высокой цене, причем продавать в огромных количествах. Это происходило исключительно потому, что в компании понимали реальную подоплеку покупки продуктов сегментов premium или massclusivity (массовый премиум).
Понимали причины, которые лежат в психике человека, а не в сухих характеристиках производительности.стал продуктом культуры Калифорнии, поскольку этот штат во все времена оставался форпостом нового. Apple не замахивался на географическую экспансию, но на изменение общества, в отличие от брендов Бостона и Восточного побережья. Даже после ухода основателей компании дела в Apple ведутся так, как если бы компания все еще предлагала революционные планы другим фирмам и человечеству в целом. Яблоко символизирует источник вдохновения, выражаемый не только в товарах и услугах компании, но и в способе коммуникации.
2.2 Анализ инструментов брендинга Apple и оценка их эффективности
Отличительными особенностями американской корпорации «Apple» стали ее маркетинг и уникальность. Грамотная стратегия компании «Apple» способствовала тому, что в течение нескольких десятилетий она смогла сформировать свой собственный, неповторимый бренд, который привлек тысячи поклонников мобильной техники этой фирмы.
Достичь имеющихся результатов, обеспечить свою конкурентоспособность Apple смогла, благодаря успешному применению инструментов брендинга. Компания сумела правильно понять своего потребителя и предложить ему именно то, в чем он нуждался.
Необходимо понять, каким образом, компания, используя все те же технологии и возможности, что, в целом, доступны и другим аналогичным производителя, опередить их в сфере продаж, завоевания аудитории и получении прибыли.
В совокупности все это указывает, прежде всего, на правильно выбранную стратегию разработки и использования бренда компании, который направлен на привлечение потребителя посредством использования целого комплекса инструментов, прежде всего, социально-психологического параграфа.
Феноменальные успехи бренда связывают не только с инновационностью компании, но и с тем, что Джобс создал новую религию, и даже с черной магией. Однако самая адекватная причина состоит в том, что Apple — это сильный бренд, обладающий высокой степенью лояльности потребителей.
Стив Джобе и Стив Возняк выбрали именно Apple в качестве названия для бренда определяет их интуитивное понимание роли названия бренда в его достижении целей его успешности. Ясно, что это имя не «выскочило» ни в исследованиях, ни в компьютерном программном обеспечении как имя, годное для построения бренда. Просто оно показалось совершенно ясным двум гениям. В одном слове компания Apple выразила именно те ценности, которые привели их к революционным свершениям в компьютерной индустрии. Назвав свою компанию Apple, Джобе и Возняк хотели подчеркнуть нетривиальный характер нового бренда — говорит ли выбор в качестве бренда название фрукта (визуальный символ — надкусанное яблоко) о серьезном отношении к себе? Таким образом, бренд демонстрировал свои ценности, отказываясь поклоняться информационным технологиям, Apple фактически подготавливала почву для полного переворота традиционных отношений между человеком и машиной. Машина должна была стать чем-то, что приносит радость и наслаждение, а не вызывает чувство почтения или страха. Понятно, что название бренда содержало все необходимые ингредиенты, чтобы совершить прорыв и установить новые нормы (которые сейчас нам кажутся совершенно очевидными).
Стив Джобс обладал интуитивным видением стратегии формировании спроса на продукцию компании, будь то, игровые автоматы, MacBook, IPad и iPhone. Джобс изменил отношение людей к технологиям и получения доступа к ним. До Джобса компьютеры полагались только «белым воротничкам», посвященным в особенности их функционирования людям. Джобс изменил саму суть компьютера для жизни человека, дав его сначала всем для повседневного использования и отдыха, а затем опционно снабдив их дополнительными потребительскими свойствами, обеспечив постоянный доступ к музыке, фильмам, книгам и журналам, интернету. В позиционировании бренда Apple ярко выразился жизненный принцип Джобса в том, чтобы удовлетворить потребителя каждая деталь должна быть совершенной. Любая продукция Apple воспринимается как совокупность устройств и опций, а как целостность, которая, в свою очередь, делает целостной жизнь человека.
Бренд Apple успешно транслируется на потребителей. Самые популярные продукты Apple относятся к категории демонстрируемых товаров-то, что на виду, то, что берут с собой: iPad, iPod, iPhone, MacBook.
Джобс четко уловил ключевые принципы эффективного позиционирования товара на рынке и реализовал их к брендинге компании:
Ясное представление о целевом рынке и покупателях, к которым стремится компания
Важные для целевых покупателей выгоды, на которых основывается позиционирование
Действительно сильная сторона компании и / или ее торговой марки, положенная в основу позиционирования
Простота и понятность позиционирования для целевого сегмента, передаваемая посредством интересной имиджевой рекламы или других средств коммуникаций.
Наиболее ярко реализация данных принципов проявилась в продвижении iPhone. Логично было, что целевой аудиторией в маркетинговой стратегии данного продукта была молодежь в силу опциональной нагруженности товара. Однако Apple не стала в рамках рекламной кампании непосредственно заявлять об этом, сконцентрировавшись на привлечении в качестве первых покупателей представителей элит из разных областей деятельности, тем самым сформировав представление о престижности и статусности использования данного продукта. Подверженная влиянию молодежь включится в тренд, стремясь доказать свое «крутость» и соответствие определенным стереотипам статусности. Именно этот план и принес успех компании.
На родине iPhone этот бум прошел довольно быстро, iPhone стал обычным делом (а у нас, в России, эта истерия наблюдается до сих пор)), но американский мозг уже «подсел» на iPhone.
Аналогичное попадание было и в выборе целевой аудитории для покупателей дорогих Macbook. Здесь в качестве основных потребителей должны были выступать состоятельные люди, лояльность которых крайне сложно сформировать и удержать, а значит и использование «стереотипов престижности» в данном случае было бы недостаточно. Поэтому помимо стремления обеспечить имиджевость продукции, была продумана закрытость операционной системы и так называемая экосистема — тесно интегрированное окружение, т.е. всем объясняют, что надо иметь несколько дивайсов от Apple, чтобы понять ее прелесть, на самом деле это очень разумный маркетинговый ход.
По настоящему сильной стороной компании можно рассматривать предлагаемое собственное, надежное, настроенное только на свою технику программное обеспечение. В данном случае налицо серьезная стратегическая нацеленность, поскольку в перспективе именно программные решения станут определяющими на рынке интернет-технологий. Среди других значимых конкурентных преимуществ являются отсутствие собственного массового производства, Apple Store, превосходный дизайн.
Четвертая составляющая — простота и понятность позиционирования. Компания Apple относится к категории так называемых «имиджевых» компаний, реклама которых носит простой и лаконичный характер, не перегружена лишними элементами, ее стиль может быть охарактеризован как «сдержанный», но при этом сами продукты и сопутствующие товары (например, чехлы) обладают ярким дизайном.
Например, лозунг Apple «Думай иначе» («Think different») нацелен на людей, которые хотят думать иначе, чем основная масса.
Две такие составляющие рекламного дизайна объясняются ориентацией на две вышеназванные целевые аудитории. При этом непосредственно саму рекламу можно встретить в самых разных местах, даже если они не связаны с постоянным местонахождением представителей целевых аудиторий. Подобные действия нацелены на обеспечение узнаваемости бренда всеми без исключения категориями потребителей. Рекламные ролики компании короткие и не кричащие, что показывает, что продуктам компании не нужна громкая реклама, чтобы зарекомендовать себя. В рекламе представляются видимые преимущества продукта без лишних слов. Реклама не занимает огромную часть телевизионного эфира, ее можно встретить раз в 13 дня, но этого вполне достаточно, чтобы ее запомнить.
Если визуальный образ бренда постоянно экспонируется, его символы становятся настолько узнаваемыми, что утрачивается необходимость их использования. Одним из примеров может служить рекламная коммуникация компаний Apple, в которой отсутствуют официальные логотипы. Именно на это и нацелена всесторонняя распространенность рекламных коммуникаций рассматриваемой компании.
Основная реклама продукции Apple носит характер имиджевой, поскольку ориентируется на транслирование не технических характеристик, а образа обладателя и его жизни. Можно сказать, что в Apple инженеры создают продукты в первую очередь для себя. Инженеры компании приняли позицию, в которой они сами бы не смогли жить без продуктов, которые они создают.
Компания «Apple» не выходит на рынки высокотехнологичных устройств, с которыми у потребителя нет постоянного тактильного и визуального контакта. Компания старается делать только то, с чем контактируешь постоянно, к чему привыкаешь и не хочешь отвыкать в силу этого ненавязчивого гедонизма. Даже подход к созданию программного обеспечения у Apple можно назвать гедонистичным — пользование должно быть простым и понятным
Маркетинговые приемы компании:
— Радость обладания. Apple создала у покупателей ощущение того, что они не просто приобретают качественный товар, но и поднимают тем самым свой статус. Это стало возможно благодаря разработке стильного дизайна фирменных магазинов, особой упаковке товаров, что в итоге давало потребителям эстетическое удовольствие от покупки. Более того, покупатели были готовы за несколько дней до старта продаж занимать очереди в магазин за покупками нового продукта.
— Стимулирование, поощрение воображения и проявления эмоций. Учитывая рекордно высокий уровень контент-маркетинга, Apple должна подавать лучший в своем классе пример и источник вдохновения. Apple в своей рекламе обращает внимание на окружающую среду, в которой используется продукт (применение его в жизни), а не на сухие факты о технических характеристиках.
Такие сюжеты вызывают эмоции у потребителя независимо от его языка, места жительства, цвета кожи или религиозных воззрений. Это общечеловеческие, бытовые сцены, знакомые каждому. Эмоциональный маркетинг остается одним из мощнейших способов обращения к аудитории.
— Не продавать продукты. Люди покупают то, что у других уже есть. Продукты не продают, продают люди. Чтобы понять эту мысль, достаточно посмотреть и внимательно изучить рекламу iPod, где наблюдаются значительное количество счастливых людей, танцующих на фоне стен меняющихся цветов. И единственное, что остается неизменным — это гарнитура наушников плеера белого цвета, скачущая в такт с танцорами.
И никакой демонстрации интерфейса плеера, выбора песен или регулировок громкости по очень простой причине: Apple не продает МП3-плеер, компания приглашает к куда большему — присоединиться к иному стилю жизни, вступив в сообщество iPod.
В это проявляется ориентация продуктов компании на рынок, на желание, ощущения потребителей. Дизайн минималистичен, интегрирован в технологические прорывы, благодаря чему возникает потребность в необычном стиле.
Одним из используемых инструментом стал механизм ко-брендинга. В 2006 г. компании Nike и Apple объявили о создании ко-брендингового альянса, результатом которого стало появление системы NikeiPod Sport Kit, представляющей собой кроссовки Nike+, соединенные с плеером iPod Nano. Совместный продукт компаний был создан для приверженцев активного образа жизни (главным образом бега) и предложен рынку в сопровождении рекламного слогана «Tune your rune». По словам главы Apple Стивена Джобса, сотрудничество с Nike предполагало создать новые представления о взаимодействии спорта и музыки и обеспечить потребителя возможностями «персонального тренера».
На основании анализа инструментов брендинга Apple можно сделать вывод, что сами по себе они не являются уникальными. Таковыми их делает ряд принципов, с которыми соотносится применение каждого инструмента.
В качестве таковых принципов следует рассматриваться:
- простоту использования. В сам бренд заложена идея, что вне зависимости от того, какую продукцию и для каких целей вы приобрели, вы можете начать ею пользоваться сразу, как только достали из коробки. Это способствует и выбору потребителей, и, соответственно, продажам;
- сочетание программного и аппаратного обеспечения. Это делает бренд эксклюзивным, уникальным, непостижим и недостижимым для других компаний. Приобретая продукцию Apple, вы становитесь частью чего-то целого, куда нет входа остальным;
- жесткий контроль своей продукции в мировом масштабе, что не позволяет разрабатывать аналоги другими компаниями, создавая тем самым конкуренцию уникальности бренду;
- первоклассный дизайн. Ориентацией компании является безупречный внешний вид продукта, которые соответствующим образом определяет образ потребителя, его приобретшего;
- высокие цены. Продукция Apple позиционируется как премиум-продукт, демонстрируя тем самым статус приобретателя: если у тебя есть Apple — значит в жизни ты успешен;
- секретность.
Вероятно, что если бы компании не удавалось в тайне сохранять как сами планируемые продукты, так и их внешний вид, и характеристики, то возможно, успешность бренда не была бы так велика. Стремление потребителя что-то выяснить после определенных анонсирований порождает массу слухов, повышая тем самым популярность бренда;
- интегрирование служб и продуктов. Одним из наиболее интересных фактов о компании Apple следует рассматривать то обстоятельство, что она готова развивать услуги, чтобы окружить заботой выбор своей продукции. Например, IPod она принесла в миксе с ITunes. Теперь iCloud доступен в компании с IOS, Mac и даже PC. Служба интеграции является неотъемлемой частью бренда компании;
- желание делать то, что ожидается в перспективе. Компания готова идти на риск, продвигая продукты, которые в текущем контексте по разным причинам оказываются невостребованными. Длительное время компания продвигала мышь к компьютеру, USB приветствовали его Маков прежде, чем стали неотъемлемой частью других моделей, а теперь она включила Thunderbolt плоской панели в свои продукты. Кроме того, компания работает на исключение DVD-диска. Некоторые из её новаций не всегда популярны, но в той или иной форме, им способствует успех;
- постоянное фокусирование на уникальных свойствах продукции и бренда в целом. Большинство аналогичных компаний ориентированы на усовершенствование свой продукции и повышение за этот счет ее ценности и стоимости. Apple же стремится создать каждый раз принципиально новый уникальный продукт;
3. Предложения по использованию и развитию инструментов брендинга Apple на рынке России
Мировыми (глобальными) брендами владеют транснациональные корпорации (ТНК) и они являются часто более популярными на рынках многих стран, так как известны и в их продвижение ТНК вкладывают огромные деньги.
К современным особенностям брендинга зарубежных компаний на мировом рынке относятся:
- диверсификация;
- лицензирование;
- использование нетрадиционных приемов в продвижении;
- современные подходы в рекламе и др.
Адаптация мировых брендов к российскому рынку связана, прежде всего, с переводами своего бренда с латинского языка на кириллицу. Создание зарубежными компаниями локальных российских брендов становится все более популярным в настоящее время.
По оценкам экспертов, в России до сих пор нет успешных экспортных брендов в потребительской сфере, потому что компании, поставляющие свои товары на Запад, оценивают только отраслевые риски — доли конкурентов, уровень цен. Почти никто из них предварительно не тестирует рецептуру, дизайн упаковки и оттого сталкивается с неожиданными трудностями.
История продаж самого успешного мобильного гаджета в мире iPhone 3G, чей выход на рынок принес компании Apple рост акций на 80%, применительно к России кажется, как минимум, неоправданной и парадоксальной. Ведь как еще можно объяснить тот факт, что за три дня с момента появления в открытой продаже коммуникатора в США удалось продать около полумиллиона устройств, а за первые три месяца продаж в России всего лишь 180 тысяч единиц. Хоть и изначально тройка лидеров рынка мобильной связи: «МТС», «Билайн» и «МегаФон» подписали с фирмой производителя обязательства о продаже 3,5 миллионов iPhone в течение трех лет. Какими прогнозами была сформирована данная цифра при существующей необходимости в адаптации телефона к российским сетям, до сих пор не ясно. Причиной того, что коммуникатор оказался не слишком популярен в России, аналитики считают длительное ожидание продукта потенциальными пользователями, подкрепленное частым переносом релиза и наличие в стране большого количества нелегально ввезенных аппаратов и альтернативных пиратских устройств.
Также, в России, существенная доля владельцев модного гаджета IPhone, произведенного компанией Apple, при его покупке в большей степени руководствуется wow-эффектом, который этот телефон производит на окружающих, нежели техническими характеристиками. Очевидно, что в данном случае IPhone необходим, в первую очередь, для демонстрации своего материального статуса и, как следствие, обретения социального одобрения, достижения эффекта «присоединения к большинству» (по Х. Лейбенстайну).
В то же время в США точно такой же аппарат доступен более широкому кругу лиц и не представляет из себя социально-статусный аксессуар, как в России. Так, из качественного и функционального телефона в Америке, IPhone превратился в вожделенный символ благополучия и «крутизны» в России.
Сравнение российского и американского опыта показывает, что первой допущенной Apple ошибкой стало необдуманная ценовая политика в значительной степени повлиявшая на восприятие бренда в России. Дело в том, что нацеленность товара на широкую молодежную аудиторию в целях восприятия им как элемента своего образа жизни не могла оправдать себя в России с учетом ее уровня жизни, когда большинству молодых людей они просто оказываются недоступными. Первоначальная цена аппаратов в Америке составляла $199 за модели с 8 Гб памяти и $299 за модель с 16 Гб соответственно. В России же эти показатели составляли в среднем 26 тыс. рублей за 8-гигабайтную версию и 29 тыс. рублей за 16-гигабайтную.
Сама компания при таких ценах категорически отказалась рассматривать возможности большей гибкости стоимости, чтобы сделать ее более доступным для своей же целевой аудитории. Это негативно сказалось на репутации бренда в оценке его престижности.
Конечно, столь глубокую ценовую пропасть можно было бы объяснить и тем фактом, что в США цена на iPhone субсидируется оператором AT&T при условии, что абонент заключает с ним контракт на два года, и стоимость автоматически включается в цену услуг связи. Тем самым реализуется тактика ко-брендинга, приводящая к росту капитала обеих компаний. Однако в нашей стране компания Apple пренебрегла объемами продаж в пользу таких характеристик бренда как инновационность и эксклюзивность. В итоге негативно на бренде сказались и невысокие продажи и отсутствие конкретных ассоциаций с уже привычным поведением сотовых операторов, предлагающих одновременно с устройством услуги сотовой связи.
В результате подобной неверной тактики привело к тому, что объем планируемых продаж так и не был достигнут. Кроме того, хотя бренд Apple и получил определенную репутацию, узнаваемость, но это не стало ключевым фактором приобретения продуктов компании.
Отдельной проблемой в продвижении бренда является положение крупнейшего онлайн-интернет-магазина по распространению цифрового аудио-, видео- и игрового медиа-контента iTunes Store, который также принадлежит компании Apple. За те 10 лет, что он представлен официально в России, полностью развернуть свою деятельность ему так и не удалось. На первоначальном этапе решались проблемы с оплатой. Теперь же до сих пор не решен вопрос о том, каким образом «приучить» российского потребителя к приобретению посредством данного магазина. Не было предложено никаких промоакций, которые бы простимулировали интерес потребителя.
Однако российский пользователь не готов платить за контекст, фильмы, музыку, программное обеспечение, предпочитая использовать для этого либо файлообменники или ориентируясь на значительные льготные условия приобретения.
Слабой оказалась и проведенная в России рекламная компания. Посмотреть это можно на примере iPhone 3G. Не зря же Apple больше не доверяет операторам рекламировать свои телефоны на телевидении, так как производителю не понравилось, например, то, что телереклама телефона всей «большой тройки» шла примерно в одно время. В Великобритании же реклама смартфона и вовсе была запрещена из-за того, что она вводила потенциальных покупателей в заблуждение и производила неправильное впечатление, поскольку не объясняла, с какими техническими ограничениями может столкнуться владелец iPhone. А ведь за два месяца до официального релиза телефона, компания получила бесплатную рекламу на сумму около $400 млн. Ни одна другая компания не удостаивалась такой поддержки после вывода на рынок новой торговой марки. Грамотный пиар и обширная работа по распространению слухов могли бы свернуть горы, что неоднократно доказывалось в истории рекламы. Однако суммарная усталость потребителей от переноса даты официальных продаж смартфона, постоянно меняющиеся цифры релиза на BigBoard и растяжках, отсутствие яркого и креативного видеосюжета в рекламе, пренебрежение психологией и вкусом целевых сегментов в различных странах, подкрепленное лишь эгоцентризмом компании, так или иначе, сыграли свою роль в формировании будущей удовлетворенности потенциальных покупателей продукта. И неслучайно же очереди в первый день продаж «айфонов» в России, как сообщили сразу несколько источников на рынке, искусственно имитировались актерами. Значит, продавцы предпринимали такие крайние меры в связи с заранее ожидавшимся отсутствием ажиотажного спроса на телефон.
Хотя интересные находки в отечественной рекламной кампании iPhone все же были. Один из операторов «большой тройки» — «МТС» запустил в сеть «вирусный» ролик, анонсирующий старт продаж телефона в России с 3 октября. Он был представлен как надгрызенное яблоко — символ компании Apple. С этим зеленым яблоком герои ролика ходят по улицам, втыкая в него наушники, рассматривая фотографии и звоня друзьям. «Вирусность» этого ролика вызвала некоторые сомнения у представителей рекламного мира — здесь нет ни отчаянного юмора, свойственного работам этого жанра, ни интриги, ни анонимности — все просто и бесхитростно. Но это не помешало ролику достаточно быстро получить большое количество просмотров — за три дня на страничку с видео зашло более 20 тыс. пользователей.
Видеоролики — не единственное, к чему прибегал сотовый оператор. Вирусная кампания продолжилась и за пределами сети. Блогеры выложили фото автомобиля, на котором было размещено объявление о том, что хозяин BMW 1987 года выпуска меняет его на новый iPhone, непременно подключенный только к «МТС». Похожее объявление было выложено и в газете «Из рук в руки». Вскоре его получили по внутренней почте сами сотрудники «МТС», распечатали и разместили на своих машинах. Предложение отдела маркетинга поучаствовать в раскрутке новинки вызвало живой интерес у автовладельцев и не заставило себя ждать. Такой вот неоднозначной и специфической рекламной кампанией в итоге удостоился iPhone 3G.
Но вернемся непосредственно к основным причинам низких продаж коммуникатора, которыми стали неоднозначность сформированного имиджа компании на территории постсоветского пространства, двоякая ориентация на предполагаемого потребителя и пренебрежительное отношение в прогнозировании ожиданий и вкусов наших соотечественников. Фирма Apple очень сильно поторопилась, когда расценила будущих покупателей в России за отдаленных и мало информированных индивидуумов, которым можно продать все, что начинается с приставки «i». Однако разборчивости, трезвой оценки в факторах, значительно влияющих на семейный бюджет, нам уж точно не занимать, тем более у США. Но ведь изначально фирма себя позиционировалакак потенциальный лидер в области научно-технического прогресса, чьи разработки должны облегчить доступ к удовлетворению коммуникационных потребностей населения и сделать их более массовыми, а не наоборот — оттолкнуть от себя. К чему, собственно, и привело восприятие фирмы как экзотики для населения с достатком выше среднего. Смена топменеджмента и принятие решения о широком распространении продукции через торгово-розничные сети, а не только через специализированные магазины, к сожалению, не оправдала себя. Роскошь стала доступной, но потеряла свой шарм в связи с неграмотно оформленными представителями стендами и неквалифицированным персоналом с почасовой оплатой труда. Apple смешался с многочисленными брэндами в большинстве медиа-маркетов страны, что явно пошло только в минус имиджевой политике и ожидаемым результатам от новой стратегии развития на рынке. Ушло ощущение инновационности продукта, простота стала существенно дорогой при наличии альтернатив, а отсутствие адаптационной к менталитету информативности сделало марку узко ориентированной на потребителя при обширной дистрибуции. В итоге совокупность этих явлений сложилась в неоднозначное впечатление о том, что благоприятное инвестиционное поле для дальнейшего развития фирмы в стране было расценено как своеобразное одолжение с нашей стороны, что в корне неверно.
Неправильное управленческое решение в отношении продвижения бренда было принято для вывода на российский рынок следующей версии iPhone 3Gs до того, как были распроданы старые модели. В результате начала утрачиваться новизна и эксклюзивность моделей, поскольку на одной полке оказались лишь предшествующая и слегка усовершенствованная новая модели продукта. Соответственно, потребитель утратил ощущение новизны, поскольку если они обе находятся в продаже, значит обе актуальны. Это значительно подпортило одну из характеристик рассматриваемого бренда. Такая ситуация указывает на то, что необходимо постоянно искать новые варианты продвижения бренда с учетом российских условия рынка и динамики спроса. Либо разрабатывать механизмы ликвидации старых запасов с тем, чтобы те, кто уже приобретал товар ранее испытывал необходимость его обновить.
На основании изучения трудов В. Перция, В. Любарова и А. Левитаса нами предлагаются следующие направления повышения эффективности ввода инновационного товара на рынок:
Проведение торгово-розничными сетями распродаж, как в свое время сделала компания «М.видео», предлагающая телефон с объемом памяти 8 Гб и с контрактом от сотового оператора «МегаФон» всего за 9,9 тыс. рублей. Тогда аппараты реализовывались сразу же вместе с SIMкартой, и за пять дней объем продаж составил 12 тыс. единиц. «МегаФон» продавал iPhone ниже закупочной цены, как считают аналитики. Ведь Apple установила закупочную цену iPhone 3G с объемом памяти 8 Гб в размере 400 евро, с учетом НДС и таможенных пошлин она увеличивалась до 492 евро. Закупочная стоимость одного аппарата оценивалась в 17,8 тыс. рублей. В результате «МегаФон» субсидировал в итоговой стоимости аппарата приблизительно 7,9 тыс. рублей и реализовал все устройства, которые и так лежали на складах.
Кроме того, оператор, по сути, внес плату за вхождение в сеть «М. Видео». При нынешних условиях цену нужно снизить как минимум вдвое и подключить к этой кампании всех мобильных операторов, ретейлеров и официальных дистрибьюторов в России.
Проведение имеющимися на территории страны iCenter акции к появлению на рынке новой разработки Apple — устройства iPad. В течение определенного периода при покупке multi touch планшета, покупатели могли бы с легкостью получать iPhone 3G в подарок. А себестоимость и минимальная накрутка на телефон включалисьбы в цену на iPad с перерасчетом в ожидании прибыли от намеченной стратегии снятия сливок.
Касательно продвижения новой разработки с приставкой «S» к привычному «3G», стоимость которой варьируется от 28 990 до 34 990 рублей в зависимости от объема памяти и с легкостью сравнима с ценами на ноутбуки, дела обстоят сложнее. При таком ходе развития и градации цены хоть както мотивировать постоянных потребителей марки в счет упущенной возможности продаж перед новым годом, как это планировалось ранее, сможет лишь официальный запуск iTunes Store в нашей стране. Помимо этого, стоит провести акцию бесплатного подключения к сервису на фиксированный срок, который, безусловно, превосходил бы сроки конкурентов и продвигать эту информацию не только через стандартные рекламные схемы, но и через, как никогда актуальные сейчас среди молодежи, социальные сети.
Внедрение продакт-плейсмент, ориентированного именно на отечественные фильмы, книги, телевизионные передачи и музыкальные клипы с привлечением звезд первого эшелона.
Однако Apple не спешит что-либо корректировать в нынешнем формате личных продаж телефонов третьего поколения в России, а по-прежнему придерживается старого. Либо компании симпатизируют цифры реализованного прежде объема продукции, либо топ-менеджмент российского представительства безосновательно и неосознанно решил наступить на свои же грабли дважды.
В условиях складывающегося в России экономического кризиса сложно прогнозировать положение рассматриваемого бренда в стране. Причина это заключается в необходимости еще более гибкой ценовой политики, но при нынешней стоимости доллара и евро это становится практически невозможным.
В заключении будут сформулированы основные выводы в соответствие с целью и задачами выпускной квалификационной работы
Библиографический список
[Электронный ресурс]//URL: https://marketing.econlib.ru/diplomnaya/temyi-diplomnyih-rabot-marketingu/
1. Аакер, Д. Создание сильных брендов / Д. Аакер. — 2-е изд. — М.: Издательский дом Гребенникова, 2008. — 586 с.
2. Амблер, Т. В какой степени капитал бренда обусловлен доверием [Текст] // Бренд-менеджмент. — 2008. — №4. — С. 212 — 226.
- Багиев, Г.Л. Оценка стоимости бренда в контексте лояльности потребителей [Текст] / Г.Л. Багиев, Д.А. Козейчук // Бренд-менеджмент. -2006. — №3. — С. 145-151.
- Беликова, П.
Оценка стоимости бренда силами компании «Талосто» [Текст] / П. Беликова // Бренд-менеджмент. — 2007. — №4. — с. 251-259.
- Бренд в современной культуре [Текст]: [монография] / [Л.М. Дмитриева и др.];
- под ред. Л.М. Дмитриевой;
- Омский гос. технический ун-т (ОмГТУ).
— Москва: Магистр: Инфра-М, 2015. — 197 с.
- Винкельманн, П. Маркетинг и сбыт [Текст] / П. Винкельманн. — М.: ИД Гребенникова, 2011. — 668 с.
— Герасименко В.В. Формирование оптимального портфеля брендов как эффективный инструмент конкурентоспособности компании / Герасименко Валентина Васильевна, Хижина Анастасия Михайловна // Российское предпринимательство. — 2013. — №13 (235).
— С. 161-168.
- Грисько, А.С. Современные тенденции брендинга [Текст] / А.С. Грисько // Вестник Омского университета (серия «Мировая экономика и международный бизнес»).
— 2009. — №4. — С. 15 — 22.
- Грисько, А.С.
Понятие и сущность потребительской ценности бренда [Текст] / А.С. Грисько // Вестник Омского университета (серия «Мировая экономика и международный бизнес»).
— 2010. — №1. — С. 28 — 34.
— Грошев И. Лояльность потребителей к брендам: формирование, развитие и капитализация = Consumers’ loyalty to brands: formation, development and capitalization / И. Грошев, А. Краснослободцев // Общество и экономика. — 2014. — №10. — С. 172-186.
- Грошев И. Мировая брендинговая практика в глобальной картине потребительских культур = World branding practice in the global picture of consuming cultures / И. Грошев, А. Краснослободцев // Общество и экономика. — 2014. — №2/3. — С. 265-280.
- Грошев И.
Экономические модели брендинга / И. Грошев, А. Краснослободцев // Общество и экономика. — 2013. — №1/2. — С. 201-215.
- Домнин, В.Н. Маркетинг брендов [Текст]: учебное пособие / В.Н. Домнин;
- М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. образования «Санкт-Петербургский гос. экономический ун-т», Каф. маркетинга. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. экономического ун-та, 2014. — 175 с.
- Иванов, А.А. Брендинг: учеб. пособие / А.А. Иванов. — Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2013. — 74 с.
- Калинина М.М.
Самые дорогие и востребованные бренды современности // Экономика, социология и право. — 2015. — №11. — С. 25-26.
- Капферер, Ж.-Н. Бренд навсегда: создание, развитие, поддержка ценности бренда [Текст] / Ж.-Н. Капферер. — М.: Вершина, 2007. — 447 c.
- Кяримова А.Д.
Этапы формирования и развития бренд-менеджмента в предпринимательских структурах / А.Д. Кяримова // Экономика и управление: рос. науч. журн. — 2013. — №11. — С. 71-74.
- Лапыгин Ю.Н. Циклы брендинга / Ю.Н. Лапыгин, Д.А. Мартасов // Региональная экономика: теория и практика. — 2012. — №6 (237).
— С. 36-44.
- Маркетинг 3.0: от продуктов к потребителям и далее — к человеческой душе [Текст] / Котлер Ф., Картаджайа Х., Сетиаван А.
— М.: Эксмо, 2011. — 64 с.
- Надо, Р. Живые бренды. Новый подход к созданию и продвижению брендов [Текст] / Р. Надо. — М.: ИД «Гребенников», 2009. — 232 с.
— Скоробогатых, И.И. Влияние эффекта страны-производителя на восприятие бренда товаров класса «люкс» (результаты международного маркетингового исследования) [Текст] / И.И. Скоробогатых // Вестник Российской экономической академии. — 2009. — №5. — С. 29 — 38.
- Сафаргалиев Э.Р. Составляющие товарного бренда / Э.Р. Сафаргалиев // Региональная экономика: теория и практика. — 2012. — №31 (262).
— С. 54-60.
- Соловьева Ю.Н.
Методы расширения портфелей брендов международными компаниями / Соловьева Юлия Николаевна, Мокриенко Ольга Михайловна // Российское предпринимательство. — 2013. — №11 (233).
— С. 30-36
- Стратегический брэнд-менеджмент: создание, оценка и управление марочным капиталом [Текст] / Келлер Кевин Л. — 2-е изд. — пер. с англ. — М.: Вильямс, 2005. — 704 с.
- Старов, С.А.
Управление брендами [Текст]: учебник / С.А. Старов; Санкт-Петербургский гос. ун-т, Высш. шк. менеджмента. — 2-е изд., испр. — Санкт-Петербург: Высш. шк. менеджмента, 2008. — 499 с
- Фомина Е.В. Повышение делового имиджа фирмы средствами брендинга / Е.В. Фомина // Маркетинг в России и за рубежом. — 2005. — №1. — С. 97-99
- Хэйг, Д.
Определение стоимости бренда: что это значит и почему это имеет значение [Текст] / Д. Хэйг // Бренд-менеджмент. — 2008. — №1. — С. 10-17.
- Чернышева, А.М. Брендинг: учебник для бакалавров / А.М. Чернышева, Т.Н. Якубова. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 504 с.
- Шарков, Ф.И.
Магия бренда: брендинг как маркетинговая коммуникация [Текст]: Учеб. пособие / Ф.И. Шарков — М.: Издательства «Альфа-Пресс», 2008. — 231 с.