Управление закупками — одна из важнейших функций управления организацией. Необходимость применения процессного подхода для совершенствования процессов управления закупками приводит к тому, что разрабатываются новые методы оптимизации закупочной деятельности для повышения эффективности процессов и более качественного взаимодействия отдела закупок с остальными подразделениями.
Следовательно, отсутствие всестороннего научного исследования и растущая практическая важность повышения качества процессов управления закупками определяют актуальность этого исследования.
Цель исследования: обосновать теоретические основы и разработать функционирующую систему бизнес-процессов для планирования и осуществления закупок в организациях. Для реализации поставленных задач в дипломной работе было необходимо:
- Провести анализ теоретических аспектов управления закупками;
- Сформировать основные задачи при осуществлении закупок;
- Классифицировать современные IT-продукты и услуги;
- Выявить специфику процессного подхода к управлению закупочной деятельностью;
- Смоделировать основные и вспомогательные бизнес-процессы в сфере закупки IT-оборудования и услуг;
- Проанализировать полученные результаты.
Объект и предмет исследования. Предмет исследования в диссертации — закупки в современных организациях, тема — процессы управления закупками.
Научная новизна исследования. Актуальность данной работы с научной точки зрения заключается в:
Выявление специфики процессного подхода к управлению закупками в результате его анализа и обучения управлению бизнес-процессами в организации.
Анализе проведения закупочной деятельности в соответствии с современными международными стандартами (ISO 9000 и 20000, ANSI PMI PMBOK, ITIL и ITSM).
Разработка схемы бизнес-процессов для планирования и закупки необходимых товаров и услуг. Полученная система позволяет оптимизировать время и качество проектов, синхронизировать отдельные действия и операции и повысить эффективность управления закупками в организациях.
закупка торг закупочная логистика
1. Анализ организации и проведения процессов закупки
1.1 Основные факторы, влияющие на организацию процессов закупки
В современном мире качественная и грамотная организация по закупке товаров и услуг является неотъемлемым фактором развития и улучшения положения организации на рынке. Обычно для реализации этих процессов в структуре организации создается функционирующая служба закупок, в объем которой входят контакты с поставщиками и дальнейшее сопровождение сделок до заключения договоров. Ряд факторов оказывает влияние на функционирование данной службы:
Маркетинговое исследование компании
... Предоставить общую характеристику маркетингового исследования. 2. Рассмотрим процесс маркетинговых исследований в компании IKEA». 3. Составить рекомендации для компании ИКЕА. Курсовая работа состоит из введения, ... данные, отражающие различные функции управления деятельностью фирмы (организацию производства, закупку, продажу, управление кадрами, финансовую, маркетинговую деятельность и др.). ...
- доля затрат на приобретаемые товары и услуги в доходах (расходах) компании;
- сущность приобретаемых товаров и услуг;
- текущая ситуация на рынке товаров и услуг, которые наиболее необходимыми для организации;
- возможности для осуществления данной функции;
- наличие задач в области снабжения, которые способствуют достижению организационных целей.
Организация службы закупок в компаниях может быть централизованной и децентрализованной. В случае децентрализации закупочная деятельность осуществляется сотрудниками отделов самостоятельно для своего отдела. Главное преимущество такого подхода в том, что сотрудник отдела лучше знает свои потребности, а процесс закупки в этом случае проходит быстрее.
В случае закупочной организации конкретное лицо выбирается централизованно или создается отдел для совершения покупок в интересах всей компании. В основном, компании (за исключением самых мелких) предпочитают такой подход к организации закупок, благодаря следующим преимуществам:
- простота стандартизации купленных товаров и услуг;
- отсутствует административное дублирование;
- совместное (несколько отделов одновременно) размещение заказов у поставщиков для получения скидки при большом объеме заказа;
- лучший контроль выполнения обязательств по закупкам;
- развитие профессиональных навыков специалистов по закупкам (специализация, профессиональное принятие решений и оптимальное использование времени).
В том случае, если все закупочные функции компании сосредоточены в одних руках, на этапе закупки оборудования создается возможность логистической оптимизации материальных потоков. Такой вариант характерен для структуры службы закупок предприятия. Приобретением продукции занимаются специалисты службы закупок предприятия на основании спецификации, полученной от внутренних пользователей (других функциональных подразделений компании, которым необходима продукция).
Для организации закупочной деятельности можно выделить следующие этапы:
Определение потребности в материальных ресурсах.
Определение необходимых характеристики и количества товаров и услуг.
Анализ и определение возможных источники снабжения.
Определение цены и условий закупок.
Контроль выполнения заказов.
Получение и проверка товаров.
Учет поступления материальных ресурсов.
Для организации закупочной деятельности в первую очередь необходимо определить общие потребности предприятия и индивидуальные потребности всех подразделений. Благодаря этой информации можно компенсировать нехватку материальных ресурсов, перемещая излишки товаров из других отделов или со склада, а также приобретая новые товары. Кроме того, требуется точное описание необходимых потребностей, артикулов товаров или услуг, для которых создается каталог регулярно приобретаемых товаров, способствующий грамотному учету и хранению.
Механизм обеспечения экономической безопасности в процессе управления ...
... необоснованное ограничение конкуренции по отношению к участникам закупок в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон ... сервис или доставить товары, отвечающие их требованиям с точки зрения характеристик. Эффективные закупки также способствуют инновациям в способах предоставления услуг и предлагают возможности ...
Для выбора поставщиков необходимо определить источники поставок и оценить возможность своевременной доставки запрошенных товаров и услуг до и после продажи. Информация о действующих договорах с поставщиками хранится в электронном формате или в бухгалтерских книгах, на основании которых оформляются заказы, товарная классификация закупаемых товаров и реестр поставщиков. Большинство компаний используют простую форму оценки предложений для анализа и выбора поставщиков, но универсальной практики нет. Участие в тендере позволяет размещать заказы при наличии прайс-листов или во время переговоров.
Чтобы ввести заказы на покупку, вы заполняете формы заказов или используете соглашения с поставщиком для продажи или поставки товара на основе общего заказа. Любая форма заказа на поставку подразумевает наличие серийных номеров, дат составления, наименований и адресов поставщиков, количества и описания приобретенных товаров, а также инструкций по отгрузке, оплате и условиям доставки.
Контролирование хода выполнения и/или ускорение выполнения заказа покупателем осуществляется после отправки заказа на закупку поставщику. Эти функции по контролю за выполнением обязательств по срокам поставки поставщиком входят в обязанности отдела контроля отгрузки. Экспедирование заказов — это давление на поставщиков, чтобы они доставили товары раньше, чем ожидалось, или ускорили доставку, если они опаздывают. Угрозы отменить заказ или прекратить деловые отношения в будущем могут использоваться в качестве стимулов, если поставщики не соблюдают условия контрактов.
Ключевыми целями функции по получению и контролю материальных ресурсов являются: гарантии получения заказов; подтверждение получения товара, и проверка его качества; отправление его к месту назначения; регистрация документации для получения материальных ресурсов. Счета на оплату обычно выставляются в двух экземплярах и включают номера заказов, стоимость товаров и общую сумму по каждому типу.
При получении товара необходимо внести новые данные в бухгалтерию отдела закупок. Для этого необходимо вести файлы документов, относящихся к заказам и необходимых для отдела закупок:
- журнал заказов на закупку (учет заказов в соответствии с их номерами и отображение статуса каждого заказа — выполнен/не выполнен);
- реестр заказов на закупку (база копий всех заказов);
- товарный реестр (дата, поставщик, количество, цен и номер заказа);
- реестр с историей поставщика, отображающий все закупки.
Контракт на поставку является основой документа, регулирующего отношения по закупке и поставке товаров и услуг. В соответствии с ним поставщик берет на себя обязательства по формированию и направлению соответствующих материальных потоков (передача в собственность потребителю продукции определенного ассортимента и качества в заранее оговоренные сроки и в необходимом количестве), а потребитель — получение и оплата данной продукции.
1.2 Информационная и нормативно-правовая база проведения закупок
В современном мире нормативно-правовая база регулирует процессы закупок в любой организации и включает ряд документов. Следующие нормативно-правовые акты отвечают за государственное регулирование отношений в сфере закупок товаров, работ, услуг:
- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Бюджетный кодекс Российской Федерации;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
- Федеральный закон от 21.07.2005 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 908 «Об утверждении положения о размещении на официальном сайте информации о закупке»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2012 г. № 932 «Об утверждении правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г.
№ 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
— Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 13.09.2013 № 537 «Об утверждении порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».
Эти нормативные документы регулируют закупочную деятельность, а также контролируют проведение тендеров и выполнение договорных обязательств Заказчиком и Поставщиком.
2. Формирование основных задач и целей при осуществлении закупок 2.1 Основные задачи и цели закупочной деятельности
Стандартное определение общих целей функции закупок заключается в том, что компании должны получать товары и услуги в необходимом количестве и качестве. Также важными факторами является получение материальных ресурсов в согласованное время и в согласованном месте, от надежных поставщиков, своевременно отвечающих за свои обязательства, с высоким уровнем сервиса (как до осуществления продажи, так и после нее) и по выгодным ценам.
Таким образом, можно выделить основные задачи и цели закупочной деятельности:
Обеспечение непрерывного потока сырья, поставки товаров и оказания услуг, необходимых для функционирования организации. Нехватка сырья и товаров может вызвать сбои в производстве и высокие накладные расходы из-за невозможности удовлетворить требования клиентов.
Сведение инвестиций, связанных с пополнением запасов, к минимуму. Создать склады и хранить крупные запасы продукции на них (тем самым обеспечивая непрерывный поток материальных ресурсов и готовых товаров).
Поддержка и повышение качества. Производство продукции и оказание услуг в соответствии с принятыми требованиями.
Изучите поставщиков на основе их компетенции и надежности. необходимо найти поставщиков исходя из их возможностей и развивать отношения с ними для качественной совместной деятельности.
Приобретение, по возможности, многофункциональных товаров. Это позволяет снизить затраты на продукты с менее развитыми функциями.
Соблюдение принципа «цена-качество» во время закупки. Постарайтесь сосредоточиться на приобретении товаров и услуг с наименьшими общими затратами, сохраняя при этом надлежащий уровень качества.
Повышение конкурентоспособности. Для этого необходимо оптимизировать затраты, внести изменения в программу распространения и внедрить современные технологии.
Наладить эффективное сотрудничество с другими функциональными подразделениями организации.
Снижение административных расходов.
Достижение этих целей управления закупками требует набора стандартных операций и, следовательно, требует рассмотрения наиболее распространенных задач, которые способствуют рационализации системы закупок.
2.2 Рационализация закупочной логистики
Закупочная логистика в современном мире решает ряд важных задач, позволяющих оптимизировать закупочную деятельность в организациях. Помогает определиться с объектом, структурой, объемом и условиями закупок, а также сделать грамотный выбор поставщика для дальнейшего сотрудничества.
Производственный отдел и инженерный отдел компании вместе с отделом, занимающимся закупками, определяют объект закупки. Для этого необходимо определить потребности в материальных ресурсах, знать их качество и эксплуатационные характеристики, параметры технических условий, после чего отдел снабжения получает всю эту информацию.
Для выбора поставщика необходим тщательный анализ рынка интересующей компании продукции, а также данные о существующих и потенциальных поставщиках с указанием их условий. Решение этой проблемы стоит перед сотрудниками отдела закупок, но окончательное решение о выборе поставщика может быть принято вместе с руководством.
Определение объема закупок совместно с другими отделами на основании данных о количестве товара на складе (при условии нахождения склада в ведении отдела снабжения).
В том случае, если на складе данная продукция отсутствует (или недостаточное количество), то объем приобретаемой продукции согласовывается с финансовым отделом.
Решение об условиях закупки согласовывается отделом закупок с поставщиками, предложившими свои варианты. Эти условия характеризуются ценой, сроками оплаты и доставки, а также сроками.
3. Классификация закупочной деятельности и торгов
3.1 Классификация закупок
Чтобы разделить закупки по классам, методам и типам, прежде всего необходимо определить классификационные группы, которые образуют иерархические уровни, которые, в свою очередь, объединяются в систему классификации. Благодаря разнообразию этих классификаций закупок сегодня появляется возможность выбрать наиболее подходящую для организации, на основе которой она будет в дальнейшем строить свою деятельность.
Во-первых, для классификации закупочной деятельности можно использовать три основные модели закупок: централизованную, децентрализованную и их комбинацию (таб. 1).
Таблица 1
Анализ моделей закупок
Модель закупки | Основные характеристики |
Централизованная | Определенное структурное подразделение (например, отдел, служба или департамент), собирает заявки от подразделений-потребителей продукции (заказчиков), в соответствии с которыми происходит полный процесс закупки (начиная с определения контрагентов и заканчивая поставками и контролем за выполнением действующих соглашений) |
Децентрализованная | Каждое из профильных подразделений компании (как правило, на уровне самостоятельных структурных подразделений) производит закупочную деятельность, не выходя за сферу своей компетенции. У отдела снабжения при этом остаются права для регулирования и координирования закупочной деятельности остальных подразделений, а также осуществление мониторинга рынка |
Комбинированная | Есть возможность использовать перечисленные модели совместно друг с другом |
Классификация закупочной деятельности может производиться по уровню управленческих решений, каждое из которых требует определенных управленческих навыков. Такие закупки делятся на международные (встречные), государственные, муниципальные, а также корпоративные (таб. 2).
Таблица 2
Анализ закупок в зависимости от уровня принятия управленческих решений
Тип закупки | Основные характеристики |
Международная (встречная) | Деловые операции, посредством которых покупатель ведет переговоры и заключает соглашения с продавцом о обратной продаже своих товаров по истечении определенного периода времени. Благодаря этим закупкам достигается баланс между экспортом и импортом. Оплата внебиржевых покупок осуществляется за счет собственных средств, кредитов или в виде компенсации. |
Государственная | Хозяйственная деятельность, направленная на удовлетворение государственных потребностей Российской Федерации, а также потребностей ее отдельных субъектов, необходимых для их полноценного функционирования. |
Муниципальная | Торговые операции, связанные с муниципальными нуждами муниципальных образований (товары, работы, услуги).
Они помогают решать вопросы местного значения и осуществляют определенные государственные полномочия. |
Корпоративная | Торговые операции, связанные с потребностями бизнеса, помогают обеспечить целевое и эффективное расходование средств компании. Также помогают исключить экономически необоснованные затрат (рыночные цены на продукцию) и предотвратить возможные злоупотребления со стороны сотрудников, отвечающих за закупки. |
Существует классификация, которая помогает оптимизировать принятие решений относительно времени и объема покупок.
Такие закупки по методу делятся на оптовые, регулярные, ежедневные (ежемесячные) по котировочным ведомостям, закупки по степени необходимости и с немедленной сдачей (таб. 3).
Таблица 3
Метод закупки | Достоинства | Недостатки |
Оптовая закупка | Простота в оформление документов, гарантированные поставки всего заказа, скидка при большом объеме приобретаемой партии | Потребность в складских помещениях, замедляется оборачиваемость капитала |
Регулярная закупка | Ускорение оборачиваемости капитала благодаря оплате заказа в момент поступления; не требуются большие складские помещения; сокращаются затраты на документооборот (оформление заказа на всю партию поставки) | Избыточный объем заказа; оплачивается весь заказ |
Ежедневная (ежемесячная) закупка по котировочным ведомостям | Ускоряется оборачиваемость капитала; снижаются затраты на склад и хранение; своевременные поставки | Редко используемые и дорогостоящие товары не приобретаются |
Закупка по мере необходимости | Отсутствуют гарантии на осуществление закупок определенного объема товаров; ускоряется оборачиваемость капитала; уровень документооборота минимален | Приблизительное количество поставок (избыточное количество или дефицит товаров) |
Закупка товара с немедленной сдачей | Заказ осуществляется только в случае необходимости | Увеличиваются затраты, связанные с оформлением мелких заказов в большом количестве и от различных поставщиков |
В соответствии с предыдущими таблицами классификация закупок отображается для организаций, которые будут приобретать ИТ-товары и услуги. В данном случае деление идет по типу и виду потребности, по способу пополнения заказа, по продолжительности и сложности закупок, по частоте покупки, по виду транспортировки, а также по денежной стоимости (таб. 4).
Таблица 4
Анализ закупок IT-товаров и услуг
Тип закупки IT-товаров и услуг | Основные характеристики |
По типу потребности | Все закупаемые товары могут являться энергоресурсами, сырьем, комплектующими, предметами для ремонта и содержания, изделиями для перепродажи, услугами и т.д. |
По виду потребности | Определение предназначения товаров (будут использоваться внешними клиентами организации или для собственных нужд) |
По способу пополнения запаса | Большая часть запасов является повторными закупками, избыток которых не вызывает дисбаланс оборотных средств (при избытке разовой закупки вызывает) |
По продолжительности и сложности закупок | Выделяют установившиеся, модифицированные (меняются поставщики или параметры закупаемых товаров) и новые закупки (появляются в результате потребностей новых внутрифирменных пользователей) |
По частоте покупки | Закупки осуществляются однократно (реже) или многократно. Повторные закупки у одних поставщиков подразумевает получение скидок |
По виду транспортировки | Зависит от вида транспортировки (товары, которые перевозятся коммерческим перевозчиком на дальнее расстояние, необходимо закупать гораздо большими партиями, чем которые перевозятся с помощью транспорта покупателя на короткое расстояние) |
По денежной стоимости | Основной показатель — финансовые возможности компаний, приобретающих товары и услуги и степень необходимости в закупаемом товаре |
Соответственно, представленные классификации способствуют развитию процессного подхода для организации закупочной деятельности (позволяют определить тип, вид и периодичность закупок) и позволяют принимать рациональные решения для повышения эффективности организации логистических процессов, что приводит к развитию отдельных теоретических положений закупочной логистики. Ключевой особенностью организаций, закупающих ИТ-товары и услуги, является их разнообразие и постоянная модернизация. В результате этого появляется необходимость в рассмотрении и классификации наиболее используемых современных товаров и услуг в области IT.
3.2 Классификация тендеров
В современном мире для качественной организации закупочной деятельности необходим грамотный выбор поставщиков, обеспечивающих необходимую продукцию в кратчайшие сроки, по оптимальным ценам и при полном соблюдении договорных обязательств. Для определения наиболее подходящих поставщиков проводятся тендеры.
Под термином «тендер» подразумевается конкурентная форма отбора предложений по оказанию услуг, поставке продукции или выполнению работ в соответствии с заранее обговоренными и задокументированными условиями, основной целью которой является состязательность, справедливость и эффективность взаимодействия между Заказчиком и Поставщиком. Заключение контракта осуществляется с победителем конкурса — участником, подавшим оферту с лучшими условиями и отвечающим требованиям документации.
Классификация тендеров осуществляется по различным признакам. Поэтому по целям участия они делятся на тендеры купли-продажи. В зависимости от процедуры проведения торгов, выделяют несколько видов тендеров, основными из которых являются конкурсы, двухэтапные/многоэтапные конкурсы, аукционы, запросы предложений и котировок, а также конкурентные переговоры (таб.5).
Таблица 5
Классификация тендеров по процедуре проведения
Вид тендера | Характеристики |
Конкурс | Осуществляется с учетом технической сложности предмета договора и финансовой устойчивости подрядчика. Также происходит установка квалификационных и качественных критериев в соответствии с которыми осуществляется выбор участников конкурса, предложивших наилучшие условия исполнения договора (при этом цена предложения может не быть ключевым фактором).
|
Двухэтапный конкурс | Выполняется, если у заказчика возникают трудности с формированием четких требований. Первый этап — это выбор соответствующей технической деятельности, второй — выбор участника, который будет его выполнять. |
Аукцион | Проводится в том случае, когда единственный критерий — цена. Отличительной особенностью является то, что участник имеет возможность изменять свои ставки на цену в течение периода аукциона на основе анализа ставок своих конкурентов. |
Запрос котировок | Проводится аналогичным по отношению к аукциону образом (единственный критерий отбора участников — цена), но на небольшие суммы. Данный способ удобен благодаря своей оперативности, при этом не учитывается подробная оценка предложений по остальным параметрам. |
Запрос предложений | Применяется для анализа текущей ситуации на рынке в различных сферах и, аналогично запросу котировок, не регламентируется Гражданским кодексом. Также появляется возможность для оценки участников как по ценам, так и по квалификационной и технической составляющей, и в том случае, если условия не устраивают, отказаться от заключения договоров. |
Конкурентные предложения | Является самым свободным из всех вышеперечисленных поскольку у организаторов появляется возможность выбрать наиболее подходящего среди участников. |
Особенность тендеров заключается в том, что данная процедура направлена на заключение договоров с наиболее выгодными условиями для всех сторон при наличии свободной и прозрачной конкуренции — организаторы получают возможность приобретать необходимые товары или услуги по наиболее выгодным ценам, а поставщики участвуют в конкурентной борьбе на равных правах с остальными участниками.
По форме проведения торги делятся на открытые (возможно участие всех желающих) и закрытые (приглашение на участие получает ограниченное число участников в связи с государственной тайном, малым кругом участников или отсутствием больших трат на проведение), при выборе которых организатор тендера обязан опираться на действующее законодательство. Также существуют тендеры в электронной (на электронных торговых площадках, регулирующиеся законодательно и в локальных актах организатора) и бумажной формах.
Классификация тендеров осуществляется в зависимости от того, каким законом регулируется закупка (различные Федеральные законы и Гражданский кодекс Российской Федерации).
Организаторы тендеров могут быть представлены государственными заказчиками и коммерческими структуры, а также собственниками или обладателями прав на имущество. Любые юридические или физические лица, которые способны исполнять свои обязательства в полном объеме, также могут являться участниками торгов (таб. 6).
В качестве характеристик для сравнения принимались во внимание:
- организатор тендера;
- регулирующий закон;
- способы и порядок проведения закупок;
- свобода конкуренции;
- основные требования к участникам;
- порядок оценки заявок;
- виды закупок в электронной форме, а также электронные площадки;
- краткое описание данных тендеров.
Таблица 6
Сравнение государственных и коммерческих тендеров
Государственные тендеры
Коммерческие тендеры
Закупки отдельными видами юридических лиц
Организатор
Государственные учреждения, органы государственной власти или корпорация Росатом
Коммерческие структуры
Государственные корпорации и компании, субъекты естественных монополий, государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные или дочерние общества
Регулирующий закон
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (только конкурс и аукцион)
Гражданский кодекс РФ и закон №135-ФЗ о защите конкуренции (только конкурс и аукцион)
Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (только конкурс и аукцион)
Способы закупок
Установлены законом, неизменны
Установлены заказчиком
Установлены положением заказчика, у всех разные
Порядок проведения
Установлен законом, неизменны
Установлен заказчиком
Установлен положением заказчика, у всех разные
Свобода конкуренции
Участник может предложить эквивалент требуемому товару (по общему правилу)
Участник обязан предложить требуемый товар
Участник обязан предложить требуемый товар (с учетом антимонопольных ограничений)
Требования к участникам
Закрытый перечень требований
У каждого заказчика свой перечень требований
У каждого заказчика свой перечень требований
Порядок оценки заявок
Установлен законодательно
Установлен заказчиком
Установлен положением и документацией заказчика
Виды закупок в электронной форме
Аукцион
Любой способ закупок, установленный заказчиком
Любой способ закупок, прописанный в положении заказчика
Электронные площадки
Пять утвержденных электронных площадок
Любая электронная площадка
Любая электронная площадка
Краткое описание
Единая схема проведения процедуры, наличие жесткой системы планирования и отчетности, а также ряда мер по обеспечению качества закупок.
Позволяют расходовать денежные средства с большей экономией
Самостоятельная разработка положения заказчиком, небольшое количество конкурентов в связи с не освоенностью данного вида торгов, для участия в тендере претенденту необходимо изучение положения о закупках заказчика и документации, а затем организация подачи заявки
В целом, благодаря регулированию государственных и коммерческих тендеров появляется возможность для экономии, оптимизации целевого расходования денежных средств и развития здоровой конкуренции. Несмотря на это, в государственных тендерах присутствуют более мягкие условия для участников, и претенденты имеют выше шансы на участие в закупках. В то же время коммерческие тендеры и тендеры, которые регулирует закон № 223-ФЗ, предоставляют больше свободы организатору и участникам, но наличие сложностей отталкивает их, в связи с чем эффективная конкуренция не развивается.
Таким образом, существует большое количество классификаций торгов, причем каждый из них возникает в связи со спецификой потребностей рынка, тем самым имея собственные отличительные признаки в порядке проведения. На сегодняшний день увеличивает как число разновидностей тендеров, так и их общее количество, а также происходит возникновение новых областей для применения конкурентных процедур отбора.
4. Классификация закупаемых IT-товаров и услуг
4.1 Классификация IT-продуктов
Современный менеджмент подразумевает использование информационных технологий в различных сферах управленческой деятельности для планирования ресурсов, организации снабжения и сбыта, взаимодействия с клиентами и сотрудниками внутри компании и т.д.
Управление служит для обмена информацией как важнейшей составляющей производственного процесса между подразделениями компании и компанией с окружающей средой. В результате высокой значимости информации как ресурса появляются новые способы ее хранения, защиты и управления, для чего предприятия используют различные информационные технологии, упрощающие и ускоряющие работу с ней.
Следующие признаки позволяют составить классификацию современных IT-продуктов:
Способ реализации — традиционные (ориентация на снижение трудоемкости пользователей) и современные (информационное обеспечение процессов управления в реальном времени) информационные технологии.
Степень охвата информационными технологиями задач управления — электронная обработка данных и автоматизация функций управления (поддержка принятия решений, электронные офисы и экспертная поддержка).
Класс реализуемых технологических операций — работа с текстовыми и табличными процессорами и графическими объектами, СУБД, а также гипертекстовыми и мультимедийными системами.
Тип пользовательского интерфейса — информационные и вычислительные ресурсы с возможностью доступа к ним пользователя. К ним можно отнести пакетные (пользователь влияет на обработку информации во время автоматического режима), диалоговые (неограниченная возможность пользователя использовать информационные ресурсы, хранящиеся в системе в реальном масштабе времени) и сетевые информационные технологии (территориально распределенные информационные и вычислительные ресурсы доступны пользователю за счет развитых средств связи).
Обслуживаемые предметные области — информационные технологии, используемые в бухгалтерском учете, при управлении финансовыми потоками и производственным процессом, а также отвечающими за документооборот и оперативное управление предприятием.
К ключевым IT-продуктам, используемых компаниями в наши дни, можно отнести программы, отвечающими за базы данных, хранение информации, электронную и аудио почту, табличные и текстовые процессоры, а также технические средства для создания аудио и видео конференций.
Также в результате активного развития сети Интернет появилась необходимость создавать корпоративные серверы для предоставления различной информации о компании, в связи с чем почти каждая компания имеет собственный веб-сервер. Такие серверы помогают создавать имидж предприятия и максимально разгрузить справочную службу, предоставляя необходимую информацию о компании, а также представляя предлагаемые ею товары, услуги и цены. Помимо прочего, веб-технологии помогают расширить перспективы, связанные с электронной коммерцией и обслуживанием клиентов через Интернет.
4.2 Классификация IT-услуг
В современном мире компании становятся все более зависимы от IT-услуг. Если раньше информационные технологии занимались лишь поддержкой бизнеса для эффективного решения определенных задач, и их сбои не приводили к серьезным потерям, то теперь информационные технологии полностью интегрированы в бизнес-процессы организаций, а прекращение предоставления услуг в области IT способно привести к прекращению функционирования бизнеса в целом. Для того, чтобы это избежать, необходима качественная и продуманная организация закупок IT-услуг.
Услуги в области IT можно классифицировать по видам деятельности в соответствии с методикой IDC (International Data Corporation) (таб.7).
Таблица 7
Классификация IT-услуг
Тип услуг | Описание |
Услуги по установке и поддержке оборудования (HW Deploy & Support) | инсталляция, поддержка, конфигурация и модернизация разнообразных аппаратных систем, проведение тестов и подготовительных работ на площадках |
Услуги по установке и поддержке программного обеспечения (Software Deploy & Support) | установка и конфигурация ПО, включая услуги по поддержке программного продукта, доступу к вспомогательным ресурсам |