Имидж педагога как наглядное проявление его профессиональной культуры

Эссе

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

Эссе на тему:

2015 г

Каждый человек имеет свой статусный образ. Иначе его можно назвать имиджем. Имидж(от англ. image – образ) – это совокупность представления общества о том, каким должен быть индивид в соответствии со своим статусом.

Несоответствие статусу — это вызов обществу, это противостояние обществу, которое разрушительно для психики человека, социального по своей природе. Формирование имиджа, уход за ним дает возможность для саморазвития и психологической гармонии.

В обычном смысле слово «имидж» используется по отношению к человеку в двух смыслах: как внешность человека и как репутация человека. На самом деле эти две грани образа слиты. Смотрим на внешний вид, но оцениваем репутацию! Можно сказать, что изображение — это изображение, которое включает в себя внутренние и внешние особенности.

Меня всегда обижало, когда мои друзья, определяя профессию человека, говорили об учителях, о женщине средних лет в строгом платье, очках и с пучком на голове. Среди моих коллег много стильных и модных людей, которые своим личным примером показывают ученикам что учитель это модная и престижная профессия и мы современные, а не «сини чулки»

Конечно, требуется государственная ,финансовая поддержка педагога. Но всегда ли только экономический фактор определяет имидж учителя и отношение к нему со стороны учащихся и родителей? Что могут сделать сами учителя, чтобы поднять престиж профессии?

Ответ на этот вопрос во многом связан с индивидуальными образами каждого учителя, поскольку общее представление о любой профессии формируется в результате обособления в общественном сознании типичных характеристик ее представителей.

Отношение к имиджу у самих педагогов разное. Те представители старшего поколения учителей, которые понимают его как «маску», относятся к нему отрицательно». Они убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают, что главное — «быть, а не казаться». Любой разговор об образе учителя воспринимается им осторожно, как призыв не быть искренним.

2 стр., 957 слов

«Имидж Учителя XXI века» материал

... поведения социальным правилам. Не менее значимы факторы, влияющие на успешность работы учителя: это организация работы, отношения с администрацией, родителями и учениками, возможность проявления и реализации своих ... зарабатывать на свой хлеб с маслом? Только когда люди поймут это, поймут, что их детям необходимы талантливые педагоги, только тогда можно чего-то ожидать от образования. ...

Однако сторонники этой позиции забывают, что одним из результатов восприятия учеником учителя является формирование имиджа учителя. У каждого учителя есть свой имидж, вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также опыта, знаний, национальности и других факторов. Исходя из личного опыта, я могу с уверенностью сказать, что детей больше привлекают знания, если они любят индивидуальность учителя, его стиль и манеру изложения.

Есть и другая сторона проблемы – педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!

Современные домашние исследователи выявили противоречие в важности личного имиджа учителя для учеников и учителей. По данным Е. Русский язык в списке десяти профессионально значимых качеств учителя в конце ХХ века картина находится на втором месте с точки зрения детей и только на восьмом — с точки зрения самих учителей.

Образ учителя проявляется в определенной обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты: индивидуальные, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешние характеристики поведения.

Перечислим слагаемые имиджа. К ним относятся:

— визуальная привлекательность;

— вербальное поведение;

— невербальное поведение;

— манеры, этикет;

— соответствие необходимому образу;

— обаяние.

В образе конкретного учителя сочетаются индивидуальный, профессиональный и возрастной образы. Окружающие судят как о личных качествах, возрасте, полу, так и о чисто профессиональных качествах учителя.

К внешней составляющей относятся мимика, жесты, тембр и сила голоса, костюм, манеры, походка.

Сегодня, когда образование воспринимается обществом как одна из высших жизненных ценностей, возрастает важность профессиональной деятельности, а также имиджа самого учителя. Изображение — это рассказ о вас, символ, который без слов рассказывает окружающим, на каком вы уровне социальной лестницы, к какому кругу профессий принадлежите, каков ваш характер, темперамент, вкус, ваши финансовые возможности . В идеале личное обаяние — это искусная подача всех личностно-деловых качеств и умений, т. е. самопрезентация. Умение представить себя с лучшей стороны, вызвать определение собственного образа другого человека — это своего рода искусство. А еще нужно готовить учителей в вузах, потому что мы не всегда знаем и можем правильно себя преподнести.

19 стр., 9058 слов

Имидж социального работника

... необходимо создать доброжелательную атмосферу при общении с интервьюируемым. интервьюеру рекомендуется внимательно относиться как к словесному рисунку, так и к ощущениям, содержащимся в словах. ... исследований. Например, следует провести исследование для определения имиджа банка. Сразу же возникает задача определения понятия «имидж банка». Разведочное исследование выявило такие его составляющие, ...

Цель самопрезентации — произвести первое впечатление. Между имиджем и обыденным сознанием существует своеобразная связь: имидж выступает как символ, набор сигналов (зрительных и слуховых), вызывая простейшие эмоции.

Итак, образ личности педагога многократно усиливает ее воздействие как на самого имидженосителя, повышая ватерпас педагога-мастера, так и на его потребителя (студента, коллегу, родителей), значительно повышая тем самым эффективность взаимодействия.

В заключение следует отметить, что формирование профессионального имиджа в конечном итоге поможет учителю понять важность педагогического мастерства.