Эссе на тему:
«Слагаемые профессионального имиджа педагога»
Педагог дополнительного образования РЦРТДиЮ
Ситникова Ольга Владимировна
В связи с переходом на новые образовательные стандарты особое внимание уделяется профессионализму личности учителя, достижению им высокого статуса, развитию личной информации и культуры, новаторскому творческому мышлению.
Инновационное творческое мышление, на мой взгляд, это ориентированность педагога на саморазвитие и самообразование, объединение логического и образного, интеграция понятийного и наглядного, нахождение новых, оригинальных решений профессиональных задач, формирование интеллектуальной образности и чувственного моделирования.
Сегодня, когда образование воспринимается обществом как одна из высших жизненных ценностей, возрастает важность профессиональной деятельности, а также имиджа самого учителя. Изображение — это рассказ о вас, символ, который без слов рассказывает окружающим, на каком вы уровне социальной лестницы, к какому кругу профессий принадлежите, каков ваш характер, темперамент, вкус, ваши финансовые возможности . В идеале личное обаяние — это искусная подача всех личностно-деловых качеств и умений, т. е. самопрезентация. Умение представить себя с лучшей стороны, вызвать у другого определение представления о себе — это искусство, мастерство, требующее постоянной работы над собой.
Изображение, с одной стороны, является результатом некоторых психологических процессов проявления личности, а с другой — служит внешним источником формирования впечатления о конкретном человеке между партнерами по общению. Следовательно, все стратегии самопрезентации направлены на создание, прояснение или поддержание своего имиджа в глазах других.
Существуют три уровня воспринимаемого имиджа:
·биологический, когда существенную роль оказывает пол, возраст, состояние здоровья, темперамент, физические данные;
·психологический, когда на принятие имиджа влияют те качества или черты характера, которые приписываются или могут быть приписаны предъявителю имиджа: воля, память, мышление, характер, способности. Приписываемые качества могут быть объяснены или не объяснены. Важность этого уровня восприятия состоит в том, что благодаря ему учитываются цели, ценности, интересы социальной группы, а система отношений выстраивается в соответствии с провозглашенными требованиями;
Имидж психолога в образовании . : » Проблема стереотипов, ...
... деятельности психолога, как его имидж. Имиджелогия – это практическая комплексная дисциплина, использующая результаты ряда наук (социальной психологии, культурологии, социологии и др.) с целью создания и преобразования имиджа в профессиональную деятельность. ...
·социальный , который представляет собой систему фактов, слухов, сплетен, легенд, формирующих в целом готовность воспринимающего к принятию или отвержению предлагаемого имиджа
Важным моментом, завершающим создание изображения, является его подача.
Все презентационные технологии направлены на то, чтобы не только удовлетворить аудиторию, но и поразить ее своим шармом, энтузиазмом и способностями. Такая встреча дает создателю имиджа возможность сформировать собственную позицию и узнать, насколько заслуживает доверия коллег.
Цель презентации — произвести первое впечатление. Между имиджем и обыденным сознанием существует своеобразная связь: имидж выступает как символ, набор сигналов (зрительных и слуховых), вызывая простейшие эмоции.
Итак, образ личности педагога многократно усиливает ее воздействие как на самого имидженосителя, повышая ватерпас педагога-мастера, так и на его потребителя (студента, коллегу, родителей), значительно повышая тем самым эффективность взаимодействия.
В заключение следует отметить, что формирование профессионального имиджа в конечном итоге поможет учителю понять важность педагогического мастерства.
МОУ ДОД Раменский центр развития творчества детей и юношества
Практико-значимый проект на тему:
Формирование информационно — комуникационной культуры педагога.
Педагог дополнительного образования Ситникова Ольга Владимировна
Раменское 2012 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие и качество коммуникативной культуры педагога профессионального образования
2. Факторы, влияющие на развитие коммуникативной культуры педагога профессионального образования
3. Методические рекомендации по организации общения педагога и учащегося
4. Заключение
5. Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://marketing.econlib.ru/esse/imidj-pedagoga-kak-naglyadnoe-proyavlenie-ego-professionalnoy-kulturyi/
ВВЕДЕНИЕ
Предсказательная фаза общения — моделирование учителем предстоящего общения с группой в процессе подготовки непосредственной деятельности — включает в себя работу над содержанием урока или воспитательную работу, планирование. Кроме того, имеется коммуникативный прогноз предстоящей деятельности, который помогает конкретизировать вероятные рамки общения, предвидеть множество конфликтных ситуаций на уроке или вне его, настроиться на предстоящее общение. Часто хорошо спланированная система уроков определяет как выбор материала, так и методы обучения.
Начальный этап общения – организация непосредственного общения с группой в момент начального взаимодействия с ним. Этот этап, занимающий на практике от 2 до 5 минут, очень важен. Условно это называется «коммуникативная атака», во время которой учитель побеждает инициативу в общении. На этом этапе необходимы техники для быстрого вовлечения группы в работу, овладения техниками самопрезентации и динамического воздействия.
Особенности формирования имиджа образовательного учреждения в ...
... работах ни зарубежных ни отечественных авторов. Научная новизна исследования: результаты исследования способствуют изучению проблем формирования и укрепления имиджа образовательного учреждения в сфере культуры. ... И.Р. Лазаренко[ ], проблема представления образовательного учреждения как открытой социально-педагогической системы (создание имиджа) существовала всегда, но в современных социокультурных ...
В предельно короткие сроки реализуется запланированная ранее коммуникационная модель, уточняются условия и структура предстоящего взаимодействия и запускается управление коммуникационной инициативой.
Актуальность выбранной темы доклада обусловлена тем, что профессионально-педагогическое общение имеет определенную структуру, которая соответствует логике педагогического процесса, включая концепцию, воплощение концепции, анализ и оценку. Исходя из этого, можно выделить соответствующие этапы профессионально-педагогического общения: прогнозирование, начальный период общения, управление коммуникацией, анализ внедренной системы для будущей деятельности.
Цель отчета — определить коммуникативную культуру учителя.
Практическая значимость может быть обусловлена тем, что работа может быть рекомендована студентам и начинающим педагогам для самостоятельного изучения категории «коммуникативная
1. ПОНЯТИЕ И КАЧЕСТВО КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Управление общением. На этом этапе учитель решает множество коммуникативных задач, связанных с педагогикой. Учитель должен быстро принимать решения при возникновении сложных или непредвиденных ситуаций, отклонений от ранее смоделированного общения. В этом случае вносятся необходимые изменения или заменяется вариант связи.
Анализ внедренной системы коммуникации и моделирование системы коммуникации для будущей деятельности.
На этом этапе педагогического общения учитель должен выявить сильные и слабые стороны общения, осмыслить, в какой мере он удовлетворен процессом взаимодействия с детьми, спланировать систему предстоящего общения с коллективом с учетом необходимых корректив.
Для организации педагогического общения важно представить, в чем его логика и технология.
Проектирование (моделирование) общения .
Анализ педагогической ситуации .
Постановка целей .
Конкретизация целей в задачах .
Выбор методов, средств, содержания .
Прогнозирование результатов
Технологичность придает педагогическому проектированию другое качество, другую сущность — мастерство владения педагогическими технологиями, проектированием и др., а не методикой подачи информации.
Овладение педагогическими технологиями улучшает педагогическое планирование.
Совершенствование технологий формирования коммуникативной культуры человека — одно из центральных инновационных направлений отечественной педагогической теории и практики. Оно обусловлено социо культурными процессами современности. Глобализация всех сфер общественной жизни сопряжена с изменениями масштабов коммуникации (они стали планетарными), колоссальным ростом ее интенсивности. Сегодня общение глубоко проникает в сознание людей, затрагивает каждого человека, живущего на планете, благодаря современным информационным технологиям оно связывает его с общими идеалами. Система глобальной коммуникации становится условием осознания человеком своей индивидуальности, свободы, ответственности за свою судьбу.
Русский язык и культура речи
... общаться с тем, кто умеет правильно использовать культуру речи. Говоря, расставляйте акценты в нужных местах и подчеркивайте важные слова. Культура речи и культура общения взаимосвязаны и расположены бок о бок. Полезные ...
Для педагогической науки и практики важно развить в философии и психологии представление о том, что внутренней сущностью общения являются процессы формирования и развития общественного и индивидуального сознания. Коммуникация органично связана с культурой, ее материальной («внешней») и духовной («внутренней») составляющей. Это два универсальных социальных явления, образующих «коммуникативную культуру», природа которой раскрывается на основе культурологического подхода.
Наряду с культурологическим подходом к пониманию и исследованию коммуникативной культуры учителя плодотворен и системный подход. Речь идет о концепции самоорганизации сложных структурированных систем, возникшей в контексте синергии и кибернетики. С этих общих позиций научной системы коммуникативная культура учителя является одним из наиболее функционально важных элементов культуры общества в целом. В то же время он имеет имманентную структуру сложности и целостности, необходимую для реализации самоорганизации и развития. Каждый из внутренних элементов коммуникативной культуры педагога сам имеет сложное строение:
- личность учителя — ее индивидуальные и социальные «образующие»;
- коммуникативная деятельность учителя — ее сложная мотивационная и предметная структура;
- предмет коммуникативной деятельности — осознанная цель, ее содержание.
Формирование и развитие коммуникативной культуры учителя как системы, имеющей собственную структуру, и ее вхождение в систему более высокого порядка происходит в реальной жизни, во всеобщем «хаосе» активности социальных явлений, во взаимодействиях и столкновениях интересов и целей различных коммуникантов, таких как государственные институты, общественные организации, личности. В сфере общественных коммерческих отношений и общественного сознания, в практической и познавательной деятельности людей формируются намеренная и предметно-мотивированная деятельность человека и его индивидуальное мировоззрение.
Культурологический и системный подходы к изучению коммуникативной культуры учителя взаимодействуют с современными психолого-педагогическими концепциями. Особое значение в этом контексте имеют основные положения теории деятельности, теории социализации, представления о самообразовании.
Анализ современных тенденций развития коммуникативной культуры общества и существующих в нем противоречий приводит к пониманию необходимости создания дифференцированной технологии формирования коммуникативной культуры педагога с учетом социально-экономических, национально-этнических условий и образа жизни учеников .
Формирование коммуникативной культуры должно начинаться с ее детальной диагностики. Показатели коммуникативной культуры, полностью характеризующие ее с производственной и процедурной стороны: успешность коммуникативной деятельности, коммуникативные навыки, навыки и умения, в том числе коммуникабельность и речевость. Характеристики формирования коммуникативной культуры: проявления гуманизма и этической ответственности, организованность и самопознание, технологическое коммуникативное оружие.
Одним из основных направлений исследования коммуникативной культуры должно стать определение ее характеристик в свете личностной и социокультурной дифференциации студенческой публики.
Особое внимание следует уделить изучению различий в исходном состоянии коммуникативной культуры девочек и мальчиков, что связано с тенденциями феминизации как в обществе в целом, так и в профессии учителя.
PR-технологии в деятельности учреждений культуры (на примере ...
... пиар-кампании по поддержанию имиджа Управления культуры и кинематографии администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области. 1. Теоретические аспекты PR-деятельности в учреждениях культуры ... коммуникативных мер по ... поддержанию общения, взаимопонимания, ... тем, что его положения и выводы могут быть использованы для повышения эффективности общественной деятельности Управления культуры ...
известно, что преподавательский состав общеобразовательных учреждений в России состоит в основном из женщин. Практически каждая школа испытывает дефицит «мужского влияния» на учебный процесс. также известно, что к профессии учителя тяготеют в основном девушки. Гораздо чаще именно они после окончания педагогического вуза продолжают свой жизненный путь в педагогической сфере. Однако школа не может полностью обойтись без «мужского влияния» (в школе мальчиков и девочек как минимум поровну), поэтому учителя-женщины в немалом числе педагогических ситуаций вынуждены брать на себя мужские функции.
Формирование коммуникативной культуры студентов с учетом выявленных различий предполагает как работу по самообразованию, так и создание соответствующей педагогической среды. Студента увлекает осознание того, что его коммуникативная культура — это система, в центре которой он находится как личность. В то же время необходимо обеспечить соответствующие организационные и управленческие условия, обеспечивающие создание коммуникационной инфраструктуры — неотъемлемой составляющей всех видов студенческой деятельности, предусмотренных в образовательных программах. Эти задачи решаются в процессе реализации технологии постепенного формирования коммуникативной культуры студентов, пронизывающей образовательный процесс.
2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей вызвана не столько недостатками научно-методической подготовки учителей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения.
Педагогическое общение — это особая форма общения, которая имеет свои особенности и в то же время подчиняется общим психологическим законам, присущим общению как форме взаимодействия с другими людьми, включая коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.
Педагогическое общение — это совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач обучения и воспитания и определяющих характер взаимодействия учителя и учащихся.
Человеческие взаимоотношения, в т.ч. и в учебном процессе, должны строится на субъект-субъектной основе, когда обе стороны общаются на равных, как личности, как равноправные участники процесса общения. При соблюдении этого условия устанавливается не прерываемый контакт «учитель-ученик», а межличностный контакт, в результате которого рождается диалог, а значит, максимальная чувствительность и открытость к влияниям одного участника общение по другому. Создается оптимальная база для позитивных изменений в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах каждого из участников общения. Т.о., замена межролевого общения общением межличностным способствует отходу от формализма и догматизма в обучении.
Основные формы педагогической деятельности происходят в контексте общения. Содержание сообщения — это обмен информацией, но общение этим не ограничивается. Самым важным аспектом общения является желание запечатлеть образ одного человека в другом, воплотить его в другом посредством совместной деятельности. Это уже личностное общение. Общающиеся люди склонны делиться своим существованием с другими, обсуждать какие-то события, волнующие обе стороны. Это личное взаимодействие в совместной деятельности учителя и ученика. В этом смысле общение служит важнейшим инструментом решения образовательных проблем.
Исследование специфики маркетинговой деятельности в спортивной индустрии
... проблем спортивного маркетинга. Цель данной работы состоит в исследовании специфики маркетинговой деятельности в спортивной индустрии, анализе маркетинговой практики конкретной организации, прямо и опосредованно оказывающей услуги по продвижению спорта среди населения, ...
Общение выступает в трех аспектах:
- как средство решения учебных задач;
- как система социально-психологического обеспечения воспитательного процесса;
- как способ организации взаимоотношений преподавателей и учеников в котором сочетаются обучение и воспитание;
- как процесс воспитания личности и творческой индивидуальности.
Итак, преподаватель предстает как инициатор и руководитель процесса общения, суть которого составляют система, приемы и навыки взаимодействия педагога и студенческого коллектива, содержанием которого являются обмен информацией, учебно-воспитательное воздействие, организация взаимоотношений и трансляция личности педагога обучаемым.
Исследования проблем общения в учебном процессе позволяют выделить следующую структуру педагогического общения, органично связанную с творческой деятельностью учителя.
Этапы педагогического общения:
Прогностический этап: в процессе моделирования педагогом общения с группой, потоком в процессе подготовки к педагогической деятельности осуществляется планирование коммуникативной структуры будущей деятельности соответственно:
- педагогическим целям и задачам;
- общей педагогической и нравственно-психологической ситуации в аудитории;
- творческой индивидуальности самого педагога;
индивидуальным особенностям учащихся
предлагаемой системе методов обучения и воспитания.
Начальный период общения: организация прямого общения с публикой, группой. Важнейшими элементами этого этапа являются:
- конкретизация спланированной модели общения;
- уточнение условий и структуры предстоящего общения;
- осуществление изначальной стадии непосредственного общения.
Управление общением в развивающемся педагогическом процессе. Кроме дидактических и методических требований к уроку, существует ряд социально-психологических требований к ней:
- становление психологического контакта с группой для передачи информации и ее личностного восприятия учащимися;
- создание обстановки коллективного поиска и совместных раздумий;
управление познавательной деятельностью учащихся
единство делового и личностного аспектов;
- целостная, педагогически целесообразная система взаимоотношений.
Профессиональное училище отличается от школы содержанием обучения и воспитания, изменением их форм. Основная функция училища- формирование личности специалиста. И этой цели должно быть подчинено общение преподавателей и учащихся.
Основные требования к отношениям «преподаватель — студент» можно сформулировать следующим образом:
- взаимодействие факторов сотрудничества и ведомости при организации воспитательного процесса;
- формирование духа корпоративности, коллегиальности, профессиональной общности с педагогом;
- ориентация системы педагогического общения на взрослого человека с развитым самосознанием и тем самым преодоление авторитарного воспитательного воздействия;
- использование профессионального интереса учащихся как фактора управления воспитанием и обучением и как основы педагогической и воспитательной работы.
Такой стиль формируется под влиянием двух активных факторов:
Имидж преподавателя как педагогическое условие в процессе обучения
... Рюкле) В выявлении педагогических условий влияния имиджа педагога на процесс становления личности ... педагогической деятельности. В связи с этим данное исследование предусматривает: изучение потребностей учителей начальных классов в формировании профессионального имиджа; обобщение и анализ опыта работы по формированию профессионального имиджа; ... в труде, познании и общении. Как видите, у изображения ...
- увлеченности наукой, предметом;
- стремления превратить область научного поиска в материал педагогического воздействия, так называемого педагогического чувства.
Школа многого требует от психологического климата, который реализуется в повседневном педагогическом общении. Формирование собственного индивидуального стиля общения со студентами связано с развитием творческой индивидуальности мастеров производственного обучения, учителей.
Важной задачей начинающего педагога является поиск оптимального для целей воспитания собственного индивидуального стиля общения с учащимися. Его выработке способствуют такие приемы:
- включение учащихся в начальные формы исследовательской деятельности;
- создание форм совместного общения для лучшей личностной социализации учащихся, участие в конференциях, лекциях, выступления в печати и т.д.;
совместная практическая работа
совместные нерегламентируемые, неофициальные контакты, беседы о науке, искусстве, профессии, книгах;
- участие преподавательского состава в студенческом досуге (смотры, олимпиады, конкурсы, «круглые столы»).
Педагогическое воздействие должно быть систематическим и непрерывным, переходя от учебно-ориентированного к научно-поисковому, от официально-регламентированного к неофициально-доверительному общению..
Известный психолог В. А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:
Общение на основе увлеченности совместной деятельностью.
Общение на основе дружеского расположения.
Общение — дистанция.
Общение — устрашение.
Общение — заигрывание.
Общение — превосходство.
Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них. Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом.
МОДЕЛЬ 1 — «СОКРАТ». Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.
МОДЕЛЬ 2 — «РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППОВОЙ ДИСКУССИИ». Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.
МОДЕЛЬ 3 — «МАСТЕР». Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию, и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.
МОДЕЛЬ 4 — «ГЕНЕРАЛ». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает , что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль более распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.
Образ педагога и образ воспитанника
... жест, в третьем - костюм учителя . 5. Анализ влияния современного образа педагога на практике учителю важно правильно реализовать функцию самопрезентации в педагогическом общении, особенно в момент, когда ... и толерантности учителя зависит стиль его деятельности ; вербальный и кинетический элементы имиджа учителя опосредованы в стиле общения и стиле руководства и характеризуют учителя как личность ...
МОДЕЛЬ 5 — «МЕНЕДЖЕР». Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.
МОДЕЛЬ 6 — «ТРЕНЕР». Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное — конечный результат, блестящий успех, победа.
МОДЕЛЬ 7 — «ГИД». Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.
Следует не только развивать собственное коммуникативное мастерство, но и прививать студентам культуру общения. Педагогу нужны как знание их психологии, так и постоянный учет социологических данных, касающихся особенностей социализации и ценностных ориентаций современной молодежи. Особую роль в наши дни в педагогическом общении, в том, обречено оно на неудачи или, наоборот, на успех, играет личность педагога.
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБШЕНИЯ ПЕДАГОГА И УЧАЩЕГОСЯ
Под общением в педагогической науке понимают взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации, а результатом — установление взаимоотношений между людьми.
Общение — сложный социальный процесс, выполняющий целый ряд важных функций. Первая из них — информационная. По подсчётам учёных, четыре пятых всей информации люди получают по каналам межличностного общения. Исключительно важное значение для формирования личности современного специалиста имеет общение преподавателя и студента. Вот почему чрезвычайно важное значение приобретает проблема педагогического такта на экзамене — соблюдение наставником принципа меры в общении со студентами, умение выбрать правильный подход к юношам и девушкам в системе воспитательных отношений с ними.
Преподаватель на экзамене, как и в процессе повседневного общения со студентами, призван показывать пример доброжелательности, гуманизма, подлинной нравственности, высокой культуры поведения, а вместе с тем требовательности и принципиальности.
Подготовка современного специалиста не имеет ничего общего с действиями, унижающими личность, оскорбляющего студента. Педагогический такт — один из важнейших компонентов педагогического мастерства, регулятор поведения преподавателя, воспитателя, наставника. На экзамене он проявляется в корректном отношении педагога к студенту, в умении терпеливо и предельно внимательно выслушать ответ, поставить уточняющие вопросы, вежливо и точно высказать суждения о качестве ответа (аннотация).
«Внутренний и внешний имидж педагога» статья
... процесс. Цель работы – рассмотрение и анализ сущности и особенностей внутреннего и внешнего имиджа педагога. Раньше я даже представить не могла, что стану учителем, буду учить ... личности учителя, достижению им высоких результатов в профессиональной деятельности, развитию информационной и личностной культуры, новаторскому творческому мышлению. Основная цель - развитие цельной и высококультурной ...
Одним из приемлемых путей, например, является сообщение студентам точных критериев оценки успеваемости по данной дисциплине. Во время общения преподавателя и студентов на экзаменах решаются и иные проблемы: развитие у будущих специалистов глубокого профессионального интереса, побуждение молодых людей к научному творчеству, формирование мировоззрения и другие.
Психолого-педагогическими условиями, способствующими успешному решению этих проблем, являются:
- всестороннее и глубокое изучение студентов, их индивидуальных особенностей, тех видов деятельности, к которым они склонны;
- чёткая (экономная) организация общения на экзамене;
- организация общения не только на информационном, но и на дискуссионном уровне;
- проявление доброжелательного отношения преподавателя к студентам, что должно проявляться в речи, мимике, пантомимике;
- формирование у будущих специалистов высоких мотивов учебной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Система образования в нашей стране – это один из наиболее влиятельных социальных институтов, который органически связан с фундаментальными основами общественного устройства. Образованность, интеллект, духовное здоровье человека, стремление к творчеству и умение ориентироваться в изменяющихся условиях являются важнейшими факторами прогресса страны. Эти условия объективно порождают необходимость решения проблемы профессиональной подготовки будущего специалиста в контексте личности и деятельности педагога, его самоопределения в общей и профессиональной культуре.
Коммуникативная культура педагога является одним из важнейших компонентов профессионально-педагогической культуры. Необходимость ее формирования обусловлена тем, что учитель постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с теми, кто становится партнером по контакту: с учениками, их родителями, коллегами. Эти отношения возникают и развиваются в процессе совместной деятельности, важнейшим условием осуществления которой является общение.
Эффективности процесса формирования коммуникативной культуры учителя во многом способствует коммуникативная грамотность педагога, умение реализовать принципы партнерства в учебном и внеучебном взаимодействии. Коммуникативная грамотность обеспечивается владением будущим учителем знаниями философских, психолого-педагогических положений о человеке как высшей ценности общества, о роли общения в развитии личности; степенью сформированности педагогического мышления.
Профессионально-коммуникативная культура формируется также при условии освоения учителем технологической стороны коммуникативного взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса. Владение технологиями коммуникативного обеспечения педагогической культуры, в конечном счете, может привести будущего учителя к осмыслению своей профессиональной деятельности на том или ином этапе и личностно-профессиональному совершенствованию с учетом параллельного овладения студентами технологиями обучения, воспитания, развития, управления, коррекции как системой педагогических знаний и способов деятельности, обеспечивающих процесс целесообразных отношений учителя и учащихся.
Профессионально-коммуникативная культура в значительной степени определяет компетентность педагога, способного к обеспечению эффективного педагогического общения в ходе осуществления субъектного взаимодействия и развития соответствующих личностно-ориентированных взаимоотношений всех участников образовательного процесса
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
[Электронный ресурс]//URL: https://marketing.econlib.ru/esse/imidj-pedagoga-kak-naglyadnoe-proyavlenie-ego-professionalnoy-kulturyi/
1. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 2005. – 380 с.
2. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М., 2004. – 434 с.
3. История педагогики. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII вв. /Под ред. А.И.Пискунова. — М., 1997. — Ч. 1. – 416 с.
4. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее образование. М., 1999. – 416 с.
5. Косова А.Г., Егоров С.Ф. История педагогики. -М., 1984. – 395 с.
6. Латышина Д.И. История педагогики. — М., 2002. – 412 с.
7. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. — М., 2004. – 384 с.
8.Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. – № 4. – 2005. – с. 19-27.
9.Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия.– Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2004. – 216 с.
10.Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии, М.: Магистр, 1995, 111 с.
11.Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-метод. пособие. – М.: Школьная б-ка, 2002. – 288 с.