«Креатив и идиотизм»

Эссе

Когда-то, давным-давно, люди придумали очень интересное понятие – норма. Выглядело это примерно так: в один прекрасный день людям надоело терпеть выходки друг друга, и они сказали себе: «А давайте жить ни кто как вздумает, а так, чтобы всем было спокойно и понятно!» Родилась некая инструкция, схема образа жизни: морали, этики и поведения в целом, условно названная нормой. Норма большинством голосов стала основой и жить стало намного проще. Казалось бы. Но…

Инструкция — это то, что нужно для того, чтобы однажды не нашли того, кто ее нарушил, причем сознательно. Протестуя против группы, народа и даже целого общества. Потом были сотни, тысячи смельчаков… И группа, люди и даже все общество сомневались: «А может, эта категоричность, может, это не так строго необходимо, пусть норма станет чуть более лояльной, поджарой и гибкой. Ведь скучно же, в конце концов, когда всё по инструкции!»

С уголовным или административным правом все ясно: есть кодекс, правопорядок и силовые структуры. Закону лучше не противостоять, чревато да и некомфортно. Но с обычными условностями жизни уже как-то давно стало принято не церемониться…

Итак – норма. Что это такое? Естественно, мы берём во внимание только понятие социальное, а не физическое, химическое, медицинское и т. д. Норма — это обозначение определенного стандарта, образца, правила, принятого большинством по взаимному согласию. Только и всего. это нормально, например, не есть мороженое во время спектакля, нормально не гулять в купальном костюме по залам музея, нормально не выгуливать собаку в продуктовом магазине и не пинать мяч библиотека. И как только человек нарушает какие-то общепризнанные правила – он сразу отступает от нормы, т. е. становится «ненормальным». Обычное слово «психиатрия» тут ни при чем, просто человек каким-то образом отклонился от общепринятых правил общества.

Что должно было случиться: в застойной рутине правил и инструкций вдруг приветствовалось хоть какое-то отклонение от правил. Либо стало по-настоящему скучно жить в определенных рамках, либо другие способы самовыражения и самоутверждения иссякли. И поехали… Драка и раздевается в эфире, бородатые певцы, прибивают друг друга на Красной площади… Что за танец в библиотеке, сударь, вот так — детский лепет. Появилось очень подходящее слово – креатив. Любое отклонение от норм сейчас называют просто всепрощающим универсальным словом, объясняя обществу, что это примета времени, приличная мода, чья-то правда, потому что «Я художник, и я так вижу!». Пусть. Мы имеем право и желание видеть как хотим. Но вне рамок принятой нормы абсолютно нет бесконечного пространства, просто не хотелось бы получить душевный шок и оскорбление собственного достоинства через творческое послание. Творчество должно иметь здоровую актуальность, целенаправленность и, самое главное, эстетическую миссию и, как бы прозаично это ни звучало, образовательную. Смешно – пусть, просто весело – да мы не против, «ваще прикольно!» – да ради бога, но мне кажется, в любом креативном начинании как в каждом творческом действии должна наличествовать в любой разумной пропорции и та самая пресловутая Сверхзадача, о которой нас до сих пор заставляет размышлять дедушка Станиславский. Для чего? Каков смысл креативного эпизода? Будет ли нам о чём задуматься пусть на мгновение? Останется ли в душе хоть капля тепла от увиденного? Осушится ли слеза грустного и задумается ли над непочтительностью своей дерзкий?

6 стр., 2545 слов

Овладение нормами конструктивной коммуникации для предотвращения ...

... у нас вообще нет общих интересов». Какие нормы нарушаются 1) ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЗАПРЕТИТЕЛЬНАЯ НОРМА Норма признания и принятия других приоритетов. В ... Для каждой из этих критик есть свои модели и правила поведения. Однако есть несколько общих принципов относительно критики ... Субъекты конфликта Я, мой молодой человек ОНА – девушка, живущая с установкой «постоянного сравнения себя с другими людьми, желания ...

Мы помним, что креатив – аналог обычного слова «творчество». Но с появлением креативности домашнее творчество в любом бизнесе перестало быть просто базовой концепцией. Обладая элементами творчества, свободным полетом мысли, художник способен превратить любую творческую идею в необычайную экстравагантность. В дело идут все мыслимые и немыслимые вспомогательные орудия творчества: гротеск, абсурд, авангард, гиперболизация и прочее, причём по принципу «что не запрещено – то разрешено!» Из наших учебных аудиторий и актовых залов выходят светящиеся лица участников удавшегося процесса – урока, лекции, эксперимента, театральной постановки. Что они несут в себе? Что расскажут миру? А что ощущают, кроме лёгкого опьянения тщеславием, педагоги?

страшно, когда элементы морального разложения также проникают в начальное образование под видом творчества, как щупальца скрытого монстра: план Даллеса.

Норма в принципе периодически меняет свою полноту, окраску и течение. Быть индивидуальностью становится сложнее. Креативность завоёвывает новые границы. Мне кажется, что главная сверхзадача современного учителя — адекватное восприятие трансцендентности сегодняшних норм. Когда творчество перестает быть творчеством, превращаясь в пустую, грубую и пошлую шутку.