2989 1
Игорь Иванов, член Общественной палаты Коми, написал эссе, в котором не только утверждает, что социальная реклама — это не плакат или видео, а процесс, но и сомневается в правильном понимании этого термина.
Прогуливаясь по улице Коммунистической, перед бассейном, где часто проходят ярмарки выходного дня, можно увидеть стенд с плакатами. Сейчас они приурочены к Году спорта — надо отметить, очень плохого как по концепции, так и по исполнению. Но несколько лет назад на тех же стендах, я помню, были размещены плакаты, посвященные защите детей — они тогда на меня произвели впечатление. Оказалось, что это работы-победители конкурса, организованного Центром социальной помощи семье и детям». «Это – социальная реклама, — пояснили мне, — потому что в них поднята общественно важная тема…» С тех пор в моем сознании и отпечаталось: если на «жалостливую» тему, если не попытка «впарить» какой-нибудь очередной «тайд», значит — социальная реклама.
И мои коллеги, а также правительственные чиновники, даже дизайнеры и рекламодатели, которые участвуют в создании этой очень социальной рекламы, думают и верят одинаково. И вообще большинство людей. На самом деле это и правильно, и неправильно.
Социальная реклама — это не листовка и не ролик на телевидении. Это процесс, действие, кампания, вид коммуникации… как это можно здесь назвать точнее? Дело в том, что публичные объявления начинаются задолго до того, как оператор берет в руки фотоаппарат и идет, например, снимать детей-сирот. Все начинается с того, что общество или государство определяет, что оно хочет изменить в себе, какие модели поведения препятствуют его развитию. Например: слишком много молодежи курит. Растет число смертей, хронических заболеваний. Задача понятна: нужно сделать так, чтоб курило меньше. Как в этом может помочь социальная реклама? Просто кажется, что все просто: кампания против сигарет и косметики в сумке. В действительности, когда проблема понятна, самое время заказчику обратиться к психологам и социологам, чтоб те изучили ситуацию и внятно сформулировали, какого рода призывы и сюжеты о вреде курения эффективнее воздействуют на ту или иную социальную группу. Ведь к студентке нужно обращаться совсем иначе, чем, например, к молодой маме.
Плюсы и минусы в ограничении рекламы для детей
... социальные последствия. Многое из этого для еды и напитков, которые очень вредны для здоровья. Поощрять наивных детей есть так много нездоровой, жирной и сладкой пищи неэтично и ... за дополнительную медицинскую помощь, в которой дети в конечном итоге нуждаются в молодом возрасте или, следовательно, во взрослом возрасте. Правительство должно быть очень заинтересовано в предотвращении рекламы, ...
Если прикинуть, сколько тем для социальной рекламы только для министерства здравоохранения республики или для агентства по соцразвитию — от донорства крови до усыновления из детских домов, – кажется, весь город, вся республика должна быть увешана перетяжками, уставлена билбордами, каждая газета должны пестреть призывами к людям… И невольно начнешь вспоминать, где ты в последнее время видел подобные плакаты, когда на местном телеканале видел ролик… Но едва ли вспомнишь.
В информации, предоставленной администрацией Сыктывкара Общественной палате, сообщается о том, что «на рекламных конструкциях размещалась социальная реклама…» И далее перечисляется тематика: «День Победы», «налоговая тематика», «встреча Нового года»… Интересно… Наверно, благое дело разместить на городских билбордах плакаты с информацией о «проведении XI республиканского праздника народного творчества «Шондiбан», но какое это имеет отношение к социальной рекламе? Или, например, реклама чемпионата России по лыжным гонкам… Это вообще странно. У чемпионата есть свои — и немалые! — бюджет, который должен включать рекламные средства. Получается, что конкурентная «бесплатная» реклама — это всего лишь попытка сэкономить за счет решения действительно важных социальных проблем. В целом можно сказать, что у администрации самые смутные представления о том, что такое социальная реклама и для чего она нужна.
А как же должно быть?
Заказчик — пусть администрация столицы республики в данном случае действует как таковая — после изучения положения дел в городе, например, с произволом управляющих компаний, утверждает концепцию социальной рекламы на эту тему. Например, чтобы граждане действительно понимали свои права в этой области и знали, куда обращаться, если они столкнутся с уродством государственных услуг. Итак, так называемый бриф готов — приступают к работе дизайнеры — рекламные агентства, художники, студенты. Желательно — на конкурсной основе. Победитель будет определен с помощью независимого жюри, и главным критерием станет не близость к чиновнику, не известное имя художника, а качество проекта: его неординарность, уровень художественного исполнения, лаконичность и т.д. В общем, совсем не то, что мы видели на упомянутых выше плакатах Года спорта. В целом, для рекламодателей работа над социальной рекламой — очень «вкусное» занятие, здесь можно проявить креативность, оригинальность и, возможно, поэтому многие творческие люди готовы работать в этой сфере даже одновременно. Кстати, а рекламным фирмам с сумм, затраченных на производство соцрекламы, не надо платить НДС и налог на прибыль…
Далее встает вопрос о размещении. Государственные органы и органы местного самоуправления имеют право размещать социальную рекламу, кроме того, законодательством предусмотрено, что все владельцы рекламных площадей в городе и все СМИ должны предоставлять для этой цели 5 процентов рекламных площадей или 5 процентов рекламы.
Социальная реклама по экологии. Социальная реклама, заставляющая ...
... Способы и инструменты воздействия рекламы. Реклама и культура в современном обществе. Отражение в рекламе. Анализ национальных ценностей и традиций русской культуры в телевизионной рекламе. курсовая работа , добавлен 02.06.2017 Развитие рекламного дела в Архангельске. Современные рекламные ...
Многие СМИ, понимая значимость социальной рекламы, готовы предоставлять под нее гораздо больше места, вот только где ее взять — качественную, умную, броскую… Талантливые художники у нас есть, социальных проблем – выше головы, но вот почему-то у нас органы госвласти и местного самоуправления — а именно они имеют право на размещение социальной рекламы — не занимается ею всерьез. Может быть, считают, что от нее мало проку? Но это не так. При правильной работе эффект бывает поразителен. Социологи обнаружили, например, что после кампании против вождения в нетрезвом виде количество смертей на дорогах снизилось на 20. Спасен был каждый пятый! Увы, не у нас, а в США. Там объем средств на социальную рекламу (без учета бесплатного размещения) составляет около миллиарда долларов в год. В России — 27 миллионов. О каком эффекте тут можно говорить…
Именно оценкой эффективности рекламы и завершается весь тот комплекс работ, который мы называем социальной рекламой: насколько она изменила отношение людей к проблеме, до многих ли дошла, запомнилась ли?
При этом в регионах есть интересный опыт, активно развиваются проекты социальной рекламы. Вот неполный перечень задач, которые были реализованы для решения актуальных проблем экологии, культуры, образования, здравоохранения, досуга молодежи за последние месяцы.
В Великом Новгороде: «Ты – автор своей жизни» (побуждение молодежи к здоровому образу жизни), в Воронеже: «Сенсация» (формирование положительной модели поведения молодежи по отношению к окружающей среде), в Ижевске: «В наших руках…» (гражданская активность горожан по отношению к среде обитания), в Казани: «Включайся!» (популяризация добровольчества), в Омске: «Семейные ценности и ответственное родительство» (тема говорит сама за себя), в Ростове-на-Дону: «Порядок в голове – порядок на дороге»…
Все эти проекты разрабатывались «в науке»: нацелены на конкретную аудиторию, с использованием различных способов коммуникации — от телевидения до рекламных щитов и, самое главное, — власти заранее, даже при формировании бюджетов, позаботились о том, чтобы они были профинансированы.
очевидно, что плачевное положение социальной рекламы в нашей республике неестественно. Причина этого, скорее всего, в непонимании местными ведомствами и властями его важности. Чиновник, даже глухой к такой «лирике», как умягчение нравов, забота о пожилых и сиротах, должен понимать, что рубль, вложенный в социальную рекламу дает несколько рублей экономии на затратах на здоровье граждан, на социальной защите и т.д.
С чем должна связываться реклама в социальных сетях сегодня? Наверное, в этом вопросе власти должны проконсультироваться с общественными организациями, которые, если не они, знают самые болезненные моменты. Кто, как не они, могут подсказать, к какой целевой аудитории и с чем нужно обращаться?
Социальная реклама — это та сфера, в которой мы, наша республика, увы, догоняем. Однако мы не имеем права сдерживаться даже для того, чтобы наверстать упущенное — мы, скорее, задумаемся, а стоит ли это делать? Я надеюсь, что все вышеперечисленное служит для подтверждения положительного ответа на этот вопрос.
Социологический анализ влияния социальной рекламы на потребление ...
... и повышения уровня социальной ответственности в глазах власти является создание социальной рекламы и участие в подобного рода проектах, направленных на ... повышение качества жизни отдельных групп населения. Многие компании предпочитают создавать для себя социальную рекламу как самый простой вариант. Цель социальной рекламы ...
Фото и текст И.Иванова предоставила пресс-служба Общественной палаты Коми