Режиссер Мартин Скорсезе в своем новом эссе «Маэстро» в очередной раз раскритиковал ситуацию современного кино. По его мнению, индустрия сегодня ориентирована на развлечения и прибыль, а зрители — просто потребители контента. Режиссер неоднократно ругал современное кино и резко отзывался о фильмах Marvel.
Американский режиссер и продюсер, лауреат «Оскара» Мартин Скорсезе опубликовал эссе под названием «Маэстро», в котором повторил свои претензии по поводу современного кино. Оно вошло в мартовский выпуск журнала Harper’s Magazine.
Эссе посвящено Федерико Феллини (столетие со дня рождения великого режиссёра отмечалось в 2020 году) и утраченной, на взгляд Скорсезе, магии кино. По словам режиссера, с тех пор, как работал итальянский гений, восприятие фильмов публикой и профессионалами значительно изменилось.
«Искусство кино систематически обесценивают, оттесняют на второй план, принижают и сводят к наименьшему общему знаменателю — контенту», — считает Скорсезе.
По его словам, теперь в разговоре о кино фокус смещается с содержания (противопоставленного форме) на контент как термин для обозначения всего что угодно — от домашнего видео с кошкой и рекламного ролика до авторского кино.
Скорсезе обеспокоен самим подходом к просмотру фильмов и доминированием потоковых сервисов. Новые каналы предлагаются пользователям с использованием алгоритмов, которые анализируют ранее просмотренные. Таким образом, предупреждает Скорсезе, зритель становится потребителем.
В противовес нынешнему положению дел Скорсезе приводит ситуацию в кинопрокате 1960-х. По ощущениям режиссера, в те времена режиссеры переосмысливали художественные формы чуть ли не каждую неделю. «По сути, эти художники постоянно пытались решить вопрос: «Что есть кино?», а потом откладывали его, чтобы на него ответил следующий фильм», — вспоминает Скорсезе.
Он утверждает, что киноиндустрия в ее нынешнем состоянии не может гарантировать развитие кино как искусства, поскольку предприниматели ставят перед собой разные задачи и в целом рассматривают эту сферу как часть индустрии развлечений.
«В кинобизнесе, который сейчас представляет собой индустрию массовых зрительных развлечений, акцент всегда делается на слове «бизнес», а ценность всегда определяется суммой денег, которую может принести любая собственность — в этом смысле все фильмы, начиная от «Восхода солнца» и «Дороги» и до картины «2001 год: Космическая одиссея» исчерпали свой потенциал и запросто могут попасть в раздел авторского кино на стриминговых платформах», — подчёркивает режиссёр.
9 стр., 4214 словДистрибьютор эссе сигареты
... Field, почти не отдает ароматом табака. Еще один вид семейства Эссе из категории очень тонких сигарет Slims - марка Esse Super Slims Menthol. Наличие ментола и 6 ... Такой подход позволяет курильщику в любой момент превратить традиционную сигарету в ароматизированную, устранив запах табака. В моделях «Эссе» используется линейка мини. Esse Mini Black считается крепким ...
Скорсезе также обращает внимание на внутреннюю ценность классических фильмов как культурных явлений вне контекста их экономического потенциала.
«Мы должны предельно ясно дать понять нынешним законным владельцам этих фильмов, что они представляют собой нечто гораздо большее, чем просто собственность, которую нужно поэксплуатировать, а затем спрятать. «Эти фильмы — одно из величайших сокровищ нашей культуры, и к ним нужно относиться должным образом», — отмечает режиссер.
Это не первый раз, когда Мартин Скорсезе выражает озабоченность состоянием киноиндустрии. Так, осенью 2019 года он дал интервью журналу Empire, в котором утверждал, что не относит фильмы вселенной Marvel к кинематографии. Режиссёр сравнил блокбастеры с парками развлечений, что вызвало бурную реакцию как среди поклонников франшиз о супергероях, так и в рядах создателей кассовых лент, включая Джеймса Ганна, Карен Гиллан и Сэмюэля Л. Джексона.
Позже Скорсезе разъяснил свою позицию в эссе для издания The New York Times. Режиссер отметил, что он и другие режиссеры, творческая подготовка которых проходила в одно время, привыкли по-разному воспринимать кино.
«Суть кинематографа заключалась в откровении — эстетическом, эмоциональном и духовном… В нём говорилось о противостоянии неожиданностям на экране и в жизни, которую он изображал и истолковывал, о расширении смысла того, что достижимо с помощью художественной формы», — считает Скорсезе. А современный блокбастер, по его словам, работает иначе: «Многие элементы, которые определяют кино в том виде, в каком я его знаю, присутствуют в фильмах Marvel. Но чего не хватает, так это откровения, тайны или подлинной эмоциональной опасности. Нет никакой угрозы», — писал режиссёр.
Исходя из этого, Скорсезе пришел к выводу, что супергерои были созданы для удовлетворения определенного набора потребностей аудитории.
Кроме того, режиссер отметил, что артхаусные фильмы не имеют доступа к широкому прокату из-за того, что большая часть показов в кинотеатрах отведена блокбастерам.
«Всем, кто только мечтает снимать кино или начинает это делать, говорю: для искусства текущая ситуация неблагоприятна и сурова», — подытожил Скорсезе.