Дополнительное образование: вызовы времени, новое содержание

Эссе

Эссе « Дополнительное образование: вызовы времени, новое содержание»

педагог МАОУ ДОД «У Белого озера» г. Томска

Нет препятствий — нет развития!, Гарун Агацарский

Если рассматривать значение слова «образование», то оно определяется корнем «образ» — образом человека. Цель обучения — помочь человеку раскрыть себя, свои таланты, навыки, приобрести знания и навыки, которые помогут ему добиться успеха в своей профессии, в жизни.

Дополнительное образование – не приложение к основному, а особая среда, в которой ребёнок, подросток, молодой человек формирует своё собственное мировоззрение, развивает свои способности и личностные качества, реализует свои интересы, которые становятся серьёзными увлечениями, а зачастую и основой будущей профессии. Учитель дополнительного образования должен смотреть в будущее и создавать его вместе с ребенком, что требует от учителя гибкости, готовности к постоянным изменениям, внимания к вызовам времени, потребностям ребенка, семьи, общества, государства, самостоятельность, инициативность.

Современный мир – это мир постоянных стремительных изменений. Изменения в будущем будут происходить гораздо быстрее. Каким будет мир завтра? И как подготовить ребенка к будущему, к жизни в этом новом мире? Какие вызовы стоят перед дополнительным образованием?

Атлас 100 новых профессий определяет основные тренды развития нашего мира, которые служат вызовами для системы образования, в том числе – и особенно – дополнительного:

Глобализация

Дополнительное образование должно развивать способность молодых людей понимать национальные и культурные особенности разных стран и народов.

ост конкуренции в экономике

Особенностью дополнительного образования является обучение в разных возрастных группах по многоуровневым программам. Эта особенность способствует формированию навыков группового взаимодействия, умения вести переговоры, соревноваться без сравнения и сотрудничать.

Проектная деятельность, которая широко используется в дополнительном образовании, способствует формированию навыков быстрого принятия решений, реагирования на изменяющиеся условия, распределения и перераспределения ресурсов.

29 стр., 14074 слов

Особенности маркетинга в сфере образования

... и уровня образования. Так, вечерние и открытые (сменные) общеобразовательные школы оказывают с учетом возможностей и особенностей услуги образования по реализации профессиональных программ начального и дополнительного образования в формах очного, заочного, семейного образования, самообразования, экстерната. Центры образования ...

Рост требований к экологичности. Востребованность «экологически ответственного поведения»

Дополнительное образование может и должно воспитывать не только ответственность нового поколения перед природой, но и перед самим собой. Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни для «будущего поколения».

втоматизация.

Что способствует приобретению творческого мышления; развития эстетического вкуса; способности к нестандартным подходам и решениям. В развитии этих качеств дополнительное образование традиционно занимает лидирующие позиции, однако мы, учителя, должны использовать современные образовательные технологии для развития этих качеств у детей.

Эти и другие временные вызовы и требования по обновлению содержания дополнительного образования воспринимаются мной не как что-то далекое и «теоретическое». В практике педагогического коллектива, в котором я работаю, воплощены все перечисленные направления изменений.

Основными направлениями исследовательской и экспериментальной работы ДДТ «У Белого озера» являются моделирование творческой образовательной среды детских объединений и взаимодействие с заинтересованными сторонами. Я – один из педагогов Школы карате «Орион». Школа реализует комплексную долгосрочную разноуровневую программу авторского коллектива под руководством к. п.н. . Программа решает комплекс задач спортивной подготовки, духовно-нравственного развития, воспитания, здоровьесбережения и социализации обучающихся в возрасте от 4 до 21 лет. Особое место в программе занимают формы, методы и технологии, направленные на изучение традиций, истории, искусства и культуры Японии, других стран и народов, сохранение и укрепление семейных традиций, развитие творческих способностей детей и подростков, навыков взаимодействия в различных учебных и жизненных ситуациях. В своей работе я уделяю особое внимание школьникам, их гражданскому и патриотическому воспитанию и разностороннему развитию.

На мой взгляд, в коллективах единомышленников, таких как сообщество учителей, учеников и родителей Школы карате Орион, появляется новое содержание дополнительного образования, адаптированное к вызовам настоящего и будущего, основанное на сильных традициях.