В своей работе я хотел бы рассмотреть образ школьного психолога, так как считаю, что эта профессия на данном этапе развития общества очень важна. Современные дети, с одной стороны, эмоциональны, гиперактивны и впечатлительны, а с другой — замкнуты, подвержены стрессам и неконтролируемой агрессии. Из-за неистовства или беззаботности родителей школьники остаются наедине с собой, их некому слушать, поддерживать. В связи с этим проблема отсутствия психологов в большинстве школ России как никогда актуальна.
Профессиональный образ практического психолога — это собирательный и обобщенный образ, раскрывающий его наиболее характерные черты. Его составляющими являются:
- Профессиональная компетентность;
Психологическая культура
Социально-демографические и физические данные
Визуальный имидж
Когда она формирует свой имидж, профессиональному психологу, работающему в системе образования, недостаточно знать, что следует изменить в ее внешности, когда и что надеть. Важными моментами в технологии самоимиджирования, на мой взгляд, являются:
- Целостность восприятия собственного образа;
- Адекватная самооценка;
- Знание особенностей своего характера.
С конца 1980-х годов в нашей стране начала активно развиваться практическая педагогическая психология. На сегодняшний день во многих школах введен штат «учитель-психолог», многие вузы готовят психологов специально для работы в учебных заведениях. Однако до сих пор нет ясности и ясности в определении функций школьного психолога и круга решаемых им задач. Часто, приходя в школу, молодому специалисту сложно найти и занять свою нишу в конкретной закрытой школьной системе. Требуется много времени, чтобы адаптироваться и разобраться в системе образовательного учреждения, определить направления своей работы.
Между тем консультирование в школе играет очень важную роль: каждый родитель или учитель имеет право обратиться к психологу с проблемой или попросить помощи в отношении ребенка. Школа для ребёнка является центром освоения социума. Первый опыт межличностных отношений, усвоение знаний и многое другое — все это получает ребенок в школе. здесь необходимо разработать единое направление работы учителей, родителей и психолога. Психолог помогает ребенку усвоить весь этот опыт через развитие поведения и построение собственной позиции, в которой у ребенка развивается осознанное восприятие мира. Многие ошибочно полагают, что психолог занимается только тестами, а занятия психологией находятся на уровне факультативных занятий и не представляют собой ничего ценного для знаний ребенка. Студент при слаженной работе психолога и педагогического коллектива формирует условия для создания личного. Психолог может выявить причины неудач, растормаживания или агрессии детей.
Анализ влияния рекламы на ребенка
... программами. Дошкольники не очень хорошо понимают, что реклама делается для продажи продукта. По мнению психологов, этот факт делает детей открытыми для убеждения. Данная точка зрения ... современного государства. Цель работы, Задачи работы. изучить источники влияния рекламы на ребенка; выявить позитивные и негативные аспекты влияния рекламы на ребенка; изучить роль рекламы в современной жизни; ...
Конечно, профессия школьного психолога, как и многие другие, имеет свои сложности.
К психологу школьники, как правило, не обращаются, особенно младшие школьники. Обычно за них это делают родители или учителя. Приводят и говорят слушать, что скажет профессионал. Учителя чаще впускают детей, потому что хотят, чтобы психолог разобрался с проблемами трудного ребенка, с которым они сами уже не в состоянии бороться. Родители обращаются реже по нескольким причинам: некоторые считают, что их ребенок самый лучший и поэтому предпочитают не замечать сложностей, другие просто не доверяют психологу, поскольку не имеют правильного представления о выполняемых им функциях, или просто не верят, что он способен что-то сделать.
Старшеклассники, случается, приходят сами, без советов и рекомендаций. В основном их волнуют проблемы выбора профессии, особенно при отсутствии ярко выраженных интересов и навыков. Кроме того, неуверенные подростки, которым трудно общаться со своими сверстниками, часто обращаются за помощью.
И всё же, я считаю, имидж школьного психолога нельзя точно определить, так как во всех учебных заведениях психологическая служба находится на разном уровне, а где-то о психологе даже и не слышали, поэтому в представлении различных людей психолог будет иметь достаточно противоречивые характеристики.
Чтобы разобраться в этой проблеме, я попытаюсь привести на примере двух московских школ.
В каждой из них был проведён опрос учеников старших классов. Всем были заданы одни и те же вопросы: Кто такой школьный психолог? Каковы его функции в вашей школе? Каким должен быть школьный психолог, чтобы вы не боялись к нему обратиться?
В одной из школ, результаты оказались плачевными. Здесь работает психолог, и большинство респондентов не имеют сформированного или совершенно неадекватного представления о его работе. Почти половина испытуемых демонстрирует наиболее распространенный стереотип о психологе: они воспринимают его как врача, который лечит людей с психическими отклонениями. Психическое расстройство обычно называют причинами, которые могут побудить вас обратиться к психологу. Ученики не смогли внятно объяснить функции школьного психолога. Многие просто затруднились ответить на этот вопрос, а другие предлагали такие варианты, как: «Это человек, который проверяет нас несколько раз в год». Последний вопрос также не дал разносторонних ответов. Школьники считают, что психолог им вообще не нужен и все равно к нему не обратились бы. Проведенный в этой школе опрос показал, что психологическая служба здесь на нулевом уровне, психолог нужен только «для галочки», он практически не работает с детьми, а его имидж воспринимается учениками как совершенно безличный и чуждый.
Вторая школа, подвергшаяся нашему «испытанию» приятно удивила. Здесь дети воспринимают психолога как человека, который всегда готов им помочь. Подавляющее большинство респондентов перечислили многие обязанности этого специалиста. На вопрос: «Каким должен быть школьный психолог, чтобы к нему не боялись обратиться?» — многие отвечали «как у нас». Среди качеств они выделили умение слушать, понимать, сопереживать, доброту, порядочность, искренность, интерес к проблеме. Психолог, по их мнению, должен иметь приятную внешность, ласковый голос, одеваться не ярко, а стильно. Из этих ответов мы видим, что в этом учебном заведении психолог не лишний человек: его любят, уважают, самое главное: к нему обращаются.
Имидж библиотеки
... квалификации библиотекарей регулярно затрагивают темы понимания имиджа профессии, специальности и библиотеки в целом. Имидж библиотеки, ... аспекты деятельности и наилучшим образом отражает повседневную работу конкретной библиотеки. Проблемами связей с общественностью ... имиджа, составляет проблему книжной имиджелогии. На протяжении нескольких лет многие библиотеки России определяют создание имиджа ...
Как нам удалось выяснить, психологическая служба этой школы состоит из двух психологов, каждый из которых оказывает психологическую поддержку студентам во время их обучения в образовательном учреждении. Также есть специализированный психологический класс и специальные курсы по психологии.
На основании вышеизложенного мы пришли к выводу, что школьный психолог — незаменимый специалист, который вместе с учителями должен входить в состав педагогического коллектива.
В заключение хочу подчеркнуть, что удачно созданный имидж косвенно гарантирует высокое качество обслуживания, служит доказательством того, что профессионал работает образцово, поддерживая во всем порядок. Поэтому имидж формирует уважение к профессионалу, уверенность в его советах и рекомендациях.
Сейчас школьному психологу приходится тяжело. Из-за неправильного представления о «бесполезности» этой профессии и недостаточном уровне оплаты труда люди часто идут работать психологами, имеющими не только специализацию, но и дополнительную подготовку по специальности «Психолог». По этой причине в некоторых школах имидж школьного психолога уже сильно испорчен.
Хочется верить, что со временем наша образовательная система поймет уникальность и незаменимость школьного психолога как специалиста, который занимается своим делом. И, может быть, именно он сделает наших детей чуть-чуть счастливее?
Выступая с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию, Президент РФ В.В. Путин подчеркнул важность повышения квалификации учителей общеобразовательных школ: «…При этом самое важное, что волнует родителей, учителей и общественность, – это, конечно же, содержание образовательного процесса; то, насколько школьное образование отвечает двум базовым задачам, о которых говорил ещё академик Д.С. Лихачёв: давать знания и воспитывать нравственного человека. Он справедливо считал, что нравственная основа — это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую». Большое внимание психологам уделяет комитет Совета Федерации по экономической политике, который формирует рабочую группу по разработке закона о психологической помощи. Исходя из столь актуальных проблем, которые затрагиваются на государственном уровне, нельзя игнорировать такую важную составляющую деятельности психолога, как его имидж.
Имиджелогия – это практическая комплексная дисциплина, использующая результаты ряда наук (социальной психологии, культурологии, социологии и др.) с целью создания и преобразования имиджа в профессиональную деятельность. На появление данного направления оказали влияние такие ученые как А. Н. Гаранский, Д. Джеймс, Д. Карнеги, А. В. Панасюк, Г. Г. Поченцов, В. М. Шепель и др. Изучая понятие
«имидж», ученые исследовали значение пола, профессии, принадлежности к определенной социальной группе, уровня профессионализма, индивидуально-личностных особенностей в формировании впечатления о конкретном человеке. Эти результаты предоставили дополнительные возможности для более эффективного управления отношениями между людьми, для оптимизации процесса их общения на работе, в повседневной жизни и учебе.
«Имидж педагога» статья
... потребителя (студента, коллегу, родителей), значительно повышая тем самым эффективность взаимодействия. В заключение следует отметить, что формирование профессионального имиджа ... формирования коммуникативной культуры человека - одно ... образ личности педагога многократно усиливает ее воздействие как на самого имидженосителя, повышая ватерпас педагога-мастера, так и на его ...
Термин «изображение» в переводе с английского означает «изображение», а в переводе с французского — «изображение», «представление».
Образ психолога — эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа психолога в сознании школьников, коллег, социальной среды, в массовом сознании. При формировании образа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые ему приписывают другие.
В психологической литературе понятие «имидж» определяется как целенаправленно сформированный образ какого-либо лица, явления или предмета, выделяющий определенные его ценностные характеристики, и призванный оказывать эмоционально-психологическое воздействие с какой- либо определенной целью. Термин «имидж» сегодня определяется как самопрезентация, как построение человеком своего имиджа для других. Он представляет собой внешний образ человека, его портрет, черты которого передают его внутренний мир. Так, Э. Сэмпсон отмечает, что «личный образ — это образ человека, который регулирует то, что внутри него. По мнению этого ученого, образ — это совокупность внешних и внутренних факторов». П. Берд также характеризует образ как образ человека, который он представляет другим. Этот образ, по его словам, включает в себя то, как человек выглядит, говорит, одевается, действует, а также его навыки, осанку, осанку и язык тела, аксессуары. Изображение всегда является единством символического мира, так как представляет характеристики знака. Образ — сложное понятие, а это значит, что отдельные проявления образа должны составлять единое целое и не противоречить друг другу.
Имидж педагога — психолога включает в себя такие составляющие, как его внешний визуальный образ (костюм, прическа, пластика, мимика), внутренний образ (голос, доминирующее эмоциональное состояние, темперамент), менталитет. В облике педагога-психолога отражается, то есть проецируется, его внутренняя культура и чувство собственного достоинства. Вербальные и невербальные средства общения, реализуемые учителем — психологом с учениками и учителями, показываемые им позы и жесты, мимика, интонации речи — все это важные составляющие его образа. Все это влияет на эффективность работы психолога в образовательном учреждении. именно имидж специалиста играет важную роль в первой консультации клиента. Во многом имидж укрепляет отношения психолога и клиента.
Безусловно, имидж психолога может работать против самого специалиста. Это происходит, когда внешний образ противоречит словесному образу. Учителя, ученики, родители больше склонны верить в то, что видят, чем в то, что слышат.
Педагог-психолог образовательного учреждения должен постоянно работать над своим положительным имиджем. Целенаправленное формирование психологом позитивного имиджа в сознании участников педагогического процесса серьезно влияет на эффективность взаимодействия в рабочем процессе.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://marketing.econlib.ru/esse/ya-prakticheskiy-psiholog-moy-professionalnyiy-imidj/
Образ педагога и образ воспитанника
... новыми характеристиками образа учителя, сложившимися в современной России . 2. Современный образ педагога Для педагога очень важен эффективный взаимовыгодный контакт с окружающим миром , поэтому определяющей частью его имиджа являются : ... , потому улыбка должна идти от души ). Улыбка словно « открывает » человека , делает доброжелательнее ; старайтесь смотреть на разные ситуации с юмором и умейте ...
1. Бозаджиев В.Л. Имидж психолога. — М.: Издательство «Академия Естествознания», 2009.- 219 с.
2. Капустина З. Имидж современного педагога // М.: Учитель. — 2006 — №1.- 298 с.
3. Оводова А.Г. Имидж современного педагога // М.: Начальная школа плюс до и после. — 2004 — №5. — 189 с.
4. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учеб. пособие / Е.Б. Перелыгина. — М.: Аспект Пресс, 2002. -223 с.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в учебе и работе, будут вам очень благодарны.
- Введение
- 2. Сущность имиджа педагога-психолога в общей системе взаимодействия, значение его внешнего вида
- Заключение
- Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://marketing.econlib.ru/esse/ya-prakticheskiy-psiholog-moy-professionalnyiy-imidj/
- Введение
В последние годы понятие имиджа прочно вошло в лексикон современного человека. Что же такое имидж?
Многие справочные издания раскрывают содержание понятия имидж, трактуя его как целенаправленно формируемый образ; как сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ; как набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью; или как мысленное представление чего-то ранее видимого…конкретного или абстрактного, сильно напоминающего… в представлении о другом.
Поэтому очень часто понятие образа расшифровывается как эмоционально окрашенный образ кого-то или чего-то, сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа.
В России понятие имиджа стало предметом общественного внимания и научного анализа только в конце ХХ века. Массовый читатель познакомился с этой сферой благодаря популярным публикациям зарубежных профессионалов: дизайнеров, визажистов, парикмахеров. В середине 90-х годов появились первые серьезные отечественные разработки по имиджированию, посвященные психологическим аспектам формирования имиджей (Р.Ф. Ромашкина, Е.И. Манякина, Е.В. Гришунина, П.С. Гуревич, Ф.А. Кузин, В.Д. Попов, Б. Г Ушиков, В.М. Шепель, И.А. Федоров и др.).
Существует ли специфический имидж педагога? — задает вопрос известный отечественный психолог Л.М. Митина отвечает утвердительно: учитель очень быстро определяется в непрофессиональной среде. Причину подобного автор видит в том, что «…большинство педагогов загоняют в прокрустово ложе устаревших и неконструктивных традиций и правил свою индивидуальность, самобытность….».
В данной работе мы исследуем проблемы внешности педагога-психолога и его имиджа в общей системе взаимодействия.
1. Социально-психологические основы имиджа педагога-психолога
Рассмотрение содержания работ, связанных с психологией взаимопознания людей, выполненных известными отечественными и зарубежными психологами в последние годы, позволяет наглядно увидеть некоторые тенденции, характеризующие развитие этого направления. Основываясь на теории становления человека как субъекта труда, познания и общения, развития личности в процессе деятельности и общения, проанализируем основные положения процесса познания человека человеком с учетом его возраст, особенности индивидуальные и профессиональные.
Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера
... положительного имиджа и высокой репутации организации - сложный и длительный процесс, главным условием которого является деятельность организации на рынке. Стиль менеджмента 1.1 Роль руководителя в ... преобразовывая которую, принимают необходимые решения по изменению состояния контролируемого объекта. Таким образом, можно сделать вывод, что организация работы менеджера тесно связана с организацией ...
Имидж, обладает сходными со стереотипом свойствами: ярко выраженной эмоциональной оценкой, устойчивостью у представителей различных социальных групп, схематичностью. С установкой имидж роднит то, что сформированный имидж влияет на готовность к совершению определенных действий по отношению к оцениваемому объекту.
Однако, как нам представляется, имидж обладает рядом особенностей, позволяющих говорить о нем как об обособленном механизме социальной перцепции.
Имидж — это специально конструируемый образ для потенциальных обучающихся и всех участников целостного педагогического процесса, который должен соответствовать их ожиданиями и потребностям . В имидже изначально, по сути, задается: схематичность и неполнота, а также положительная направленность эмоционального оценивания. Положительная оценка, присущая имиджу, крайне важна, так как является залогом устойчивости предприятия в кризисных ситуациях и гарантией успеха политика на выборах. Имидж играет роль и имеет место при опосредованном общении больших групп людей, когда основным источником информации об образовательном учреждении, школе или конкретном педагоге являются средства массовой коммуникации.
Таким образом, имидж как результат перцепции человека или учреждения гораздо в меньшей степени основан на чувственном восприятии или непосредственном контакте субъекта с объектом, нежели другие установочные знания .
Мы берем за основу определение, приведенное В.Н. Куницыной, о том, что имидж — образ, представление, методом ассоциаций наделяющий объект дополнительными ценностями, не имеющими основания в реальных свойствах самого объекта, но обладающими социальной значимостью для воспринимающего этот объект. Наше определение распространяется на все случаи употребления понятия, имеется ли в виду имидж педагога, имидж школы или имидж учреждений образования. Отличие имиджа педагога и имиджа школы, на наш взгляд, заключается только в том, что при перцепции предприятия отсутствует опора на реальный, осязаемый и воспринимаемый объект, на «функциональные» характеристики, присущие в той или иной степени педагогу или лидеру.
В педагогике, а также в ряде других наук, «имидж» получил свое заслуженное признание. Появление педагога в ореоле человека, создающего свой собственный имидж, позволил говорить о появлении новой отрасли имиджелогии — педагогической имиджелогии. В общепризнанном и нашем представлении, имидж педагога — экспрессивно окрашенный стереотип ощущения образа педагога в представлении коллектива учащихся, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа преподавателя, существующие качества органически переплетаются с теми свойствами, которые приписываются окружающими людьми.
Тем не менее, педагогическая имиджелогия — принципиально новая ветвь, отчасти модная и работающая на аудиторию. Педагогическая имиджелогия позволяет иначе взглянуть на преподавание в высших учебных заведениях и на самого педагога.
Создание положительного имиджа детского сада. Управленческий ...
... слов “имидж детского сада” звучало по меньшей мере необычно. А сейчас все больше руководителей дошкольных образовательных учреждений задумываются целенаправленной направлении. Тема является актуальной сегодняшний учреждений. возрастает конкуренция дошкольными образовательными учреждениями микрорайона, ...
Иными словами, в рамках педагогической имиджелогии имидж педагога рассматривается как продукт особой деятельности по созданию или преобразованию имиджа, как результат приложения целенаправленных профессиональных усилий. Этим, в частности, объясняется то, почему определения и положения имиджелогии не следует некритически переносить в область социальной психологии имиджа, цель которой — теоретическое отражение имиджа как объективного социально-психологического явления, познание тех объективных социально-психологических закономерностей, которые лежат в основе его возникновения и функционирования и которые в той или иной мере, соответствующей степени их осознания, могут быть использованы в практической имиджелогии. Социально-психологическое определение имиджа должно учитывать его двойственную природу — социальную и психологическую. Будучи образом субъекта для социальной группы, имидж в определенном смысле является в то же самое время и образом данной группы для данного субъекта, так как построение имиджа происходит в соответствии с осознанными или неосознанными представлениями субъекта о характеристиках группы, для которой строится имидж. Имидж нельзя рассматривать лишь как феномен психической жизни индивида, но в то же время неверно описывать его и как исключительно проявление внешних по отношению к индивиду факторов, в том числе и воздействия группы. Он является проявлением работы психики по согласованию ее собственных импульсов с индивидуальным и групповым опытом.
С учетом всего сказанного, можно предложить следующее социально-психологическое определение имиджа педагога: имидж — это символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъект-субъектного взаимодействия педагога с участниками целостного педагогического процесса.
В современном, потерявшем многие былые ориентиры российском обществе профессия педагога утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная поддержка педагога. Но всегда ли только экономический фактор определяет имидж педагога и отношение к нему со стороны учащихся и родителей? Что могут сделать сами педагоги, чтобы поднять престиж профессии?
Ответ на этот вопрос во многом связан с индивидуальными имиджами каждого педагога, ведь общее представление о любой профессии формируется в результате вычленения в общественном сознании типичных особенностей ее представителей.
Отношение к имиджу у самих педагогов разное. Отрицательно относятся к нему те представители старшего поколения учителей, которые его понимают как маску. Они убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают, что главное быть, а не казаться. Всякие разговоры про имидж педагога воспринимаются им настороженно, как призыв быть неискренним .
Однако сторонники такой позиции забывают о том, что одним из результатов восприятия педагога учеником является формирование образа педагога. Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит как от самого педагога, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов.
Есть и другая сторона проблемы — педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!
» Проблема стереотипов, барьеров и потребностей в формировании ...
... относятся к имиджу, понимая его как маску. Они убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают, что главное - быть, а не казаться. Потребности: Педагог - психолог, сочетающий строгость ... межличностных отношениях или тормозит его развитие. Поэтому образ должен быть не спонтанным, а заранее осознанным и продуманным. Имидж педагога-психолога должен: 1) располагать к себе других людей, ...
Современными отечественными исследователями выявлено противоречие в значимости личностного имиджа педагога для учеников и учителей. Поданным Е. Русской, в списке десяти профессионально значимых качеств педагога в конце XX столетия имидж занимает второе место с точки зрения детей и лишь восьмое — с точки зрения самих учителей.
Имидж педагога проявляется в некоторой обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешнеповеденческие.
В образе конкретного педагога соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога.
В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.
2. Сущность имиджа педагога-психолога в общей системе взаимодействия , значение его внешнего вида
Сегодня профессиональные социально-гуманитарные знания, педагогические умения не обеспечивают современному педагогу достижения высокого уровня успешности в избранной сфере деятельности. Необходимо умение располагать к себе людей, а, значит, заботиться о своем имидже.
Многие думают, что имидж необходим только политикам и бизнесменам, менеджерам, общественным деятелям. Это неверно. Имиджелогия — наука о технологии личного обаяния — считает, что своим имиджем необходимо заниматься всем, чья профессиональная деятельность связана с людьми. Для педагогов, чья деятельность реализуется главным образом в общении с людьми, проблема имиджа имеет особо важное значение. Но в педагогической сфере далеко не все озабочены тем, какое впечатление они производят на окружающих. Педагога слишком занижают значение своего имиджа. А ведь имидж — своеобразный инструмент, помогающий выстраивать отношения с окружающими, тем более 85% людей строят свое первое впечатление на основе внешних данных собеседника. Если внешность педагога привлекательна, ему легче склонить на свою сторону собеседника или аудиторию. Точно также можно оттолкнуть от себя людей неприглядным внешним видом .
«Имидж» — это слово, которое появилось в нашем языке в конце 80-х годов. В переводе с английского оно значит «образ». Причем под образом нужно понимать не только визуальный, зрительный образ (вид, облик), но и образ мышления, действий, поступков. Это и умение общаться, искусство говорить и, особенно, слушать. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяет тот образ, в котором педагог-психолог предстает перед учениками и коллегами. Вместе с тактом, образованием, деловыми качествами наша внешность является либо продолжением наших достоинств, либо становится еще одной отрицательной чертой, мешающей жизни и карьере. Иначе говоря, русское слово «образ» должно употребляться в широком смысле — как представление о человеке.
Большинство ученых включает в это понятие не только внешность человека, определяемую его анатомическими особенностями и стилем одежды, но практически все характеристики, доступные восприятию. Так, психолог П. Берд пишет, что имидж — это «полная картинка о вас», которую вы представляете другим. Она включает то, как вы выглядите, говорите, одеваетесь, действуете; ваши умения, вашу осанку, позу и язык тела; ваши аксессуары, ваше окружение. Отдельные специалисты, которые в своей практической деятельности специализируются именно на улучшении внешности клиента, употребляют термин «имидж» в узком значении, подразумевая под ним только собственно внешность (лицо, прическу, стиль одежды и т.д.).
Эссе имидж преподавателя
... к окружающим. Значит, такие требования к внешности человека помогают педагогу улучшить его профессиональный имидж. Правильный выбор одежды помогает добиться профессионального успеха. Избегая недоверия ... переплетаются с теми, которые ему приписывают другие. 1.2 Психологический в имиджелогии педагога и особенности его использования в процессе становления личности младшего школьника Основываясь ...
Итак, имидж — целенаправленно сформированное представление, наделяющее объект дополнительными ценностями, благодаря чему способствующее эффективному взаимопониманию и влиянию. Пути построения имиджа осуществляются с помощью как природных качеств индивида, так и специально выработанных. Эти проблемы исследует имиджелогия, которая функционирует во взаимодействии со всем комплексом социальных наук. Особые профессиональные и общественные функции педагога, необходимость быть всегда на виду у своих воспитанников, их родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требования к личности педагога, его моральному облику. Это, в свою очередь, определяет успешность педагогической деятельности. Для педагога необходимо единство внутреннего содержания, деятельности и внешнего облика. Поэтому следует отдельно рассмотреть структуру имиджа педагога. .
Вспомним поговорку: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Для многих людей информация, полученная от зрительного образа, является единственным «банком данных» о человеке, и на этом основании они выстраивают свои отношения. И, чем точнее создан образ педагога, тем легче людям общаться с ним, и тем меньше сил потребуется, чтобы найти общий язык со своими учениками.
Поэтому можно сделать вывод, что эффект личного обаяния играет едва ли не главную роль в работе педагога, порой является едва ли не единственным аргументом в решении проблемных ситуаций. Обаятельный облик педагога оказывает мощное положительное психотерапевтическое воздействие на его подопечных.
Первым шагом на пути к созданию «эффекта ореола», думаем, можно считать работу над собственным имиджем. Визуальная привлекательность — первостепенная составная имиджа педагога. Здесь значение имеет и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выполненный макияж, и модная стрижка или укладка.
Однако просто иметь соответствующий внешний вид явно недостаточно. Необходимо, чтобы сам педагог-психолог чувствовал себя комфортно, и чтобы его уверенность передалась аудитории. Если педагог знает, что хорошо одет, удачно причесан, находится в сносной физической форме, то он будет уверенным в себе. Если же педагог почувствует, что у него что-то не так, что-то не соответствует его собственным стандартам, то он невольно начнет сосредотачиваться именно на этой детали, что будет постоянно отвлекать его внимание. Если же внешность педагога привлекательна, то он может склонить аудиторию на свою сторону еще до того, как произнесет первое слово.
Поэтому при выборе одежды, необходимо помнить о сочетании цвета и рисунка, о броских деталях, отвлекающих внимание. Подбирая минимальный гардероб, следует учитывать комбинации цветов, чтобы можно было варьировать различные детали одежды. Лучше всего выбирать натуральные ткани или ткани с добавлением синтетики. Костюм должен быть хорошо скроен, безукоризненно пригнан и сшит.
Волосы должны достойным образом обрамлять лицо. Они не должны доминировать, затенять привлекательные черты или привлекать к себе чрезмерное внимание. Откидывание волос от глаз, перекладывание прядей и прочая суета — все это отвлекающие жесты .
Помимо этого, многие профессиональные современные педагоги своим успехом обязаны и голосу. Так же, как и о внешнем виде, люди составляют свое суждение о голосе в течение нескольких секунд. Голос — это то звучание, которое произносит человек при помощи колебания связок, находящихся в горле. Это звучание и есть техническое обеспечение речи педагога. Голос педагога имеет огромное значение: он является средством, которое может возвысить значимость речи, но он нередко выступает средством и нивелировки значимости речи, преобразует ее потенциальное позитивное влияние в нечто противоположное — в агент разлагающего воздействия.
Голос должен содействовать успешности педагога. Некоторые компании за рубежом посылают своих сотрудников на семинары и частные курсы по постановке голоса. Там профессионально ставят правильное произношение, четкую артикуляцию. Подопечные будут охотнее слушать педагога, если у него приятный голос. Неважно, какой голос достался от рождения. Благодаря систематическим упражнениям, педагог сможет избавиться от акцента, научиться четко артикулировать и правильно произносить звуки.
Работа над собственной техникой речи может сыграть положительную роль в профессиональном становлении молодого специалиста и повышении успешности в деятельности педагога со стажем.
Так называемый «невербальный» имидж связан с тем, насколько мы обладаем приятными манерами, под которыми подразумеваются жесты, мимика, поза, походка. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают установление коммуникационных связей с людьми.
Характеризуя невербальные действия педагога как признак, выражающий отношение к детям, следует проследить изменение голоса в следующих ситуациях: сначала вальяжно сесть на стуле, скрестив ноги, и обратиться к воображаемому абстрактному человеку. Затем, в измененном положении: корпус наклонен немного вперед. В обоих случаях фиксируется интонация голоса.
Проиллюстрировав результаты можно заметить, как поза педагога влияет на содержание речи и интонацию голоса: во втором случае будет скорее пожелание, вежливое обращение, в первом же просьбы не получится, а будет каприз, приказ. Расположение корпуса тела педагога в акте взаимодействия с учащимися имеет существенное значение. Легкий наклон корпуса вперед, легкий наклон головы в сторону и улыбка — не только располагающе влияют на аудиторию, но и заставляют разделить точку зрения педагога.
Характеризуя язык жестов как систему телодвижений, используемую в качестве средства общения наряду с вербальной речью, можно показать, как язык жестов связывается с культурными традициями народов, социальных групп. Так, к примеру, с помощью жестикуляции во время речевой заминки как бы временно «выручает», «защищает» от нападения оппонента: размашистость и решительность жестов говорит о волевых качествах педагога; нервические подергивания тела свидетельствуют о неуверенности человека, психологическом дискомфорте.
Говоря о походке педагога, целесообразно подчеркнуть, что она также является выражением его имиджа. Сутуловатая фигура педагога, затяжеленно, размеренно передвигающаяся по кабинету, настраивает учащихся на выполнение педагогических требований, держит их в психологическом напряжении. Легкая, «порхающая» походка, напротив, расслабляюще действует на детей и способна вызвать у них противоположный настрой. Она в меньшей степени мобилизует учащихся на выполнение учебных заданий. В этом случае внимание школьников скорее будет сосредоточено на экстравагантности педагога, чем на важности учебного материала.
Отмечая выразительность движения мышц лица (мимику), как проявление человеческих чувств, переживаний, эмоций, следует обратить внимание на то, что зачастую начинающий педагог-психолог не умеет управлять своим лицом и мимические реакции опережают речевые. Дети очень наблюдательные и точно сопоставляют микромимические реакции со смысловым содержанием речи педагога. Если в результате сопоставления вербальной и невербальной речи они невольно чувствуют фальшь, обман, лицемерие, то педагог-психолог, обнаруживший это однажды, не будет пользоваться личностным доверием учащихся.
Немаловажное значение имеет и образ жизни педагога. Имидж образа жизни педагога — это то, как люди воспринимают его личную жизнь, отношения с окружающими и домочадцами, его моральные принципы, достоинство, поведение и характер. Иногда бывает, что все элементы мощного имиджа на месте, но он все равно не работает. Совсем не обязательно, чтобы люди любили педагога, просто он должен им нравиться.
Конечно, создание позитивного имиджа педагога — непростая задача в наше проблемное время. Личное обаяние нередко «вырабатывается». Оно требует огромной работы над собой, но приносит хорошие плоды: формирует позитивные по отношению к педагогу установки окружающих, делает общение с ним приятным и комфортным. Кризис в обществе, семье, недостойная заработная плата, интенсивный труд, вынужденные повышенные учебные нагрузки, конфликтогенность школьных социумов, отсутствие авторитета педагога — все это не располагает к работе над собой .
Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.
Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д.
Эмоционально богатый педагог-психолог, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий…, способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.
В ситуации, когда значение внешнего вида педагога становится во главу условий первого успеха, согласно социологическим исследованиям (по данным В.М. Шепеля, 1997), только 19% учителей удовлетворены своим внешним видом. Вот проблема, которую надо решать незамедлительно! — призывает В.М. Шепель.
На педагога смотрят внимательно. Образ педагога сохраняется в памяти в самых ярких внешних характеристиках. Примером тому могут служить воспоминания различных писателей и публицистов.
Грамотно реализовать функцию самоподачи в педагогическом общении педагогу важно, особенно в момент формирования первого впечатления о себе. Как показывают исследования, 25% начинающих учителей испытывают наибольшие затруднения в ситуациях первого контакта с учениками.
Феномен первого впечатления во многих случаях определяет дальнейшую динамику процесса взаимодействия. Первое впечатление ученика об учителе является важнейшей стороной взаимодействия в учебной деятельности, — писал А.А. Бодалев.
На основе первого впечатления формируется изначальный и нередко довольно устойчивый стереотип восприятия педагога. Первое впечатление об учителе играет большую роль в возникновении педагогического воздействия, влияния на детей.
Формируя стратегию и тактику самоподачи, необходимо учитывать, что 85% людей строят свое первое впечатление на основе внешнего облика человека (по данным Н.В. Панферова).
Еще Н.Д. Левитов в своих исследованиях, проведенных в 40-е годы XX столетия, отмечал, что в первом впечатлении об учителе учащиеся оказываются более солидарными между собой, чем в последующих.
3. Причины необходимости создания имиджа педагога и его понимание
В основе понятия «имидж» лежит латинское слово imago, которое означает образ, облик, картину, подобие. Правда, в глубокой древности это слово уже употреблялось в переносном смысле для обозначения посмертных восковых масок, снабженных текстом, в котором отображался библиографический характер «воссозданного» образа. В начале XX века возникло формалистическое течение популярных поэтов лириков — «имажинизм», сторонники которого придавали самодовлеющее значение художественному образу, как правило, вычурному, осложненному. В настоящее время понятие «имидж» активно используется в сфере предпринимательства как основное средство психологического воздействия на потребителя, имидж стал элементом теории и практики «Паблик рилейшнз», прочно войдя в общественную жизнь.
Имидж возник как следствие социальных потребностей и призван обеспечивать эффективную деятельность по их удовлетворению. Стартовой точкой возникновения имиджа является спровоцированное социумом желание нравиться, чтобы достигать своих эгоистических целей. В современных педагогических словарях имидж педагога определяется как эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. Имидж должен отражать личностные качества педагога: профессиональную компетентность, творческий и духовно-нравственный потенциал, владение прогрессивными технологиями обучения и воспитания, способность к непрерывному образованию. Имидж педагога выполняет следующие функции: профессиональную — в контексте педагогической деятельности способствует выполнению профессиональной функции обеспечение высокого качества обучения и воспитания); социальную — способствует развитию творческой активности учащихся, повышению статуса и престижа профессии педагога, повышению общественной значимости этой профессии; духовно-нравственную — оказывает влияние на формирование личности ученика, проявляющуюся в отношении к окружающим людям, к природе, к предметному миру, к духовным ценностям, нравственных качеств учащихся (ненасилие, сотрудничество, честность, доброта, уважение к другим людям); визуальную — оказывает влияние на формирование положительного внешнего впечатления, воспитывает культуру внешности.
Словосочетание «имидж педагога» является сравнительно новым для педагогической науки. И в этой связи интересно узнать, как сами практикующие педагоги и будущие педагога понимают это словосочетание и что вкладывают в его смысл. В опросе приняло участие 433 человека (педагога московских школ и студенты педагогического вуза МГПУ).
Полученные ответы учителей и студентов не представляли принципиальной разницы. Обе категории сходятся во мнении и под имиджем педагога понимают совокупность качеств: внешний вид (50%), культура поведения (34%), профессионализм (20%), внутренние принципы (16%), образ педагога (15%), личностные качества (11%), умение производить впечатление (8%).
Таким образом, можно сказать, что в общественном сознании практикующих и будущих педагогов имидж педагога понимается как совокупность внешних и внутренних индивидуальных, личностных и профессиональных качеств педагога. Индивидуальный имидж педагога — это гармоничная совокупность внешних и внутренних, индивидуальных, личностных и профессиональных качеств педагога, призванных продемонстрировать его желания, готовность и способность к субъект — субъектному общению с участниками образовательного процесса. Этого определения будем придерживаться и мы в своем исследовании. Образ педагога, его имидж — это совокупность качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью. Он синонимичен персонификации, но более обобщен, поскольку в него включены как естественные свойства личности, так и специально наработанные, созданные искусственно. Имидж необходимо рассматривать как часть целой структуры авторитета. Приведение имиджа педагога в состояние, соответствующее целям управления учебно-воспитательным процессом — важный момент в формировании авторитета педагога. Создание привлекательного имиджа педагога является существенным фактором для построения авторитетных отношений. Педагог-психолог часто рассматривается окружающими как символ образовательного учреждения. Поэтому позитивный имидж педагога является важной составляющей имиджа общеобразовательного учреждения. Он находится в неразрывной связи и является компонентом общей структуры имиджа общеобразовательного учреждения .
Имидж педагога во многом зависит от его педагогического стиля. В древнем мире стилем называли литературный слог, индивидуальную творческую манеру. Понятие «стиль» многозначное. Под стилем педагога обычно понимают стиль его работы, стиль взаимоотношений между участниками образовательного процесса (педагог-психолог — ученик, педагог-психолог — педагог-психолог, педагог-психолог — администрация), контакты с родителями учащихся, манеры поведения и привычки педагога, характеризующиеся особенными отличительными чертами. В контексте того, что педагог-психолог является руководителем ученического коллектива, можно говорить о стиле педагогического руководства. Стиль руководства выражается в том, какими приемами педагог-психолог побуждает коллектив к действию, к инициативному и творческому решению задач, стоящих перед классом, как контролирует результаты деятельности. Обычно стиль отличается устойчивостью, но устойчивость эта относительна, поскольку стилю присуща и определенная динамика. Умение быть мобильным в стилевых проявлениях рассматривается как достоинство и многими исследователями ценится так высоко, что, по их заверению, «наилучший тип руководителя — это динамический» и что «умение руководить — это умение менять стиль руководства». Наиболее распространенной классификацией стилей руководства является их деление на авторитарный, либеральный и демократический. Педагог-психолог, придерживающийся авторитарного стиля, единолично решает все вопросы жизнедеятельности класса, определяет каждую конкретную цель, исходя лишь из собственных установок, строго контролирует решение любой задачи и субъективно оценивает результаты. Ему в большей мере характерно требовательное и в меньшей степени уважительное отношение к учащимся. Авторитарный педагог может добиться слепого подчинения путем диктата, нажима, психологического давления.
Важно обратить внимание на то, что учащиеся, как правило, боятся такого педагога. Дети внешне заискивают перед ним и одновременно награждают его обидными прозвищами. Авторитарному педагогу в большинстве случаев не доверяют. Противодействие школьников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению конфликтных ситуаций.
Либеральный стиль реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами школы и учащихся. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Для либерального стиля в большей мере характерно уважительное и в меньшей степени требовательное отношение к учащимся. Авторитетом среди детей такой педагог-психолог не пользуется, так как школьники чувствуют его психологическую слабость; он непоследователен в своих действиях, разбросан, часто свои требования не доводит до логического завершения. Атмосфера в классе нерабочая, дисциплина неудовлетворительная. Несмотря на кажущуюся противоположность либерального и авторитарного стилей, у них есть общие особенности: дистанционные отношения между педагогом и учениками, отсутствие между ними доверия, обособленность и отчужденность педагога, демонстративное подчеркивание им своего доминирующего положения. Демократический стиль предполагает, что педагог-психолог ориентирован на развитие активности учащихся, привлечение каждого ребенка к решению общих задач.
Демократический стиль более приемлем в реализации учебно-воспитательного процесса. Педагог-психолог, проявляющий в равной мере высокий уровень требовательности и уважения к учащимся, пользуется доверием и авторитетом у коллег, к его мнению прислушиваются, часто обращаются за помощью. Основная особенность этого стиля — взаимоприятие и взаимоориентация. Для формирования позитивного имиджа педагогу необходимо обладать демократическим стилем взаимодействия с учащимися, создавать «мажорный» психологический климат в классе и поощрять открытость и доверие учеников. Мы уже говорили о том, что все компоненты структуры имиджа взаимосвязаны и взаимодополняемы. Так, несмотря на то, что стиль деятельности педагога является частью профессионального компонента, в нем проявляются и личностные качества, преломленные в определенной степени через призму особенностей и потребностей руководимого им коллектива; общая и профессиональная культура, отражающая общую и профессиональную ценностные ориентации; особенности характера и темперамента. Психологический тип личности педагога выступает и как условие профессионального стиля деятельности. Стиль деятельности педагога во многом характеризуют отношения с учениками. Стиль отношений во многом складывается подсознательно и постепенно, но это не значит, что стиль формируется стихийно. Процесс становления стиля деятельности следует рассматривать как сложный процесс, длящийся достаточно долго. К тому же тот или иной стиль руководства в чистом виде встречается редко .
В реальной педагогической практике чаще всего имеют место «смешанные» стили. Педагогическую технику также необходимо рассматривать как структурную единицу профессионального компонента общей структуры имиджа педагога.
Педагогическая техника относится к средствам выразительного воздействия при решении самых разнообразных задач обучения и воспитания, ее следует рассматривать как одно из слагаемых педагогической технологии, выступающим в виде совокупности умений по использованию своего психофизиологического аппарата как инструмента воздействия. Но весь профессиональный компонент имиджа педагога пронизан личностным содержанием: и культура, и ценности, и характер — все находит свое отражение в профессиональном компоненте.
Заключение
Таким образом, в педагогике, а также в ряде других наук, «имидж» получил свое заслуженное признание. Появление педагога в ореоле человека, создающего свой собственный имидж, позволил говорить о появлении новой отрасли имиджелогии — педагогической имиджелогии. В общепризнанном и нашем представлении, имидж педагога — экспрессивно окрашенный стереотип ощущения образа педагога в представлении коллектива учащихся, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа преподавателя, существующие качества органически переплетаются с теми свойствами, которые приписываются окружающими людьми. Тем не менее, педагогическая имиджелогия — принципиально новая ветвь, отчасти модная и работающая на аудиторию. Педагогическая имиджелогия позволяет иначе взглянуть на преподавание в высших учебных заведениях и на самого педагога.
В современном, потерявшем многие былые ориентиры российском обществе профессия педагога утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная поддержка педагога.
Современными отечественными исследователями выявлено противоречие в значимости личностного имиджа педагога для учеников и учителей. Имидж педагога проявляется в некоторой обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешнеповеденческие. В образе конкретного педагога соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога.
Конечно, создание позитивного имиджа педагога — непростая задача в наше проблемное время. Личное обаяние нередко «вырабатывается». Оно требует огромной работы над собой, но приносит хорошие плоды: формирует позитивные по отношению к педагогу установки окружающих, делает общение с ним приятным и комфортным.
Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://marketing.econlib.ru/esse/ya-prakticheskiy-psiholog-moy-professionalnyiy-imidj/
1. Вилсон Г. Язык жестов — путь к успеху — СПб: Изд.»Питер», 2006. — 224 с.
2. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка. — М.: Эксмо, 2007 — 896 с.
3. Капустина З. Имидж современного педагога // М.: Учитель. — 2006 — №1.- 298 с..
4. Оводова А.Г. Имидж современного педагога // М.: Начальная школа плюс до и после. — 2004 — №5. — 189 с.
5. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учеб. пособие / Е.Б. Перелыгина. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 223 с.
6. Яковлев С. Имидж учителя: каким ему быть? О стиле педагогических отношений с учащимися. // М.: Учитель. — 2008. — №1. — 234 с.