«Морфология» «Стилистические возможности категории наклонения глагола в русском языке»

Курсовая работа
Содержание скрыть

В данной курсовой работе рассматриваются стилистические возможности категории наклонения глагола в русском языке, характеризуются пути изучения стилистических возможностей наклонения в школьном курсе русского языка .

И.Б. Голуб отмечает: «Категория наклонения вызывает стилистический интерес благодаря развитой синонимии и яркой экспрессивной окраске ряда глагольных форм» [3, 306].

Категория режима — это грамматическая категория в словесной системе, которая определяет способ действия, то есть обозначает отношение действия к реальности. Данная категория представляет собой систему противопоставленных друг другу рядов форм, выражающих отношение действия к действительности и имеющих значение реальности (изъявительное наклонение), побуждения (повелительное наклонение) или предположительности, возможности (сослагательное наклонение).

актуальность

Целью работы

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи :

  1. определение значения категорий наклонения и их функций;

  2. характеристика особенностей использования категорий наклонения в различных стилях речи;

  3. рассмотрение явлений вариативности, имеющих место при употреблении различных категорий наклонения глаголов;

  4. и зучение стилистических возможностей наклонения в школьном курсе русского языка.

Объектом данного исследования является категория наклонения глагола как морфологическое средство выражения модальности , предметом исследования – стилистические возможности грамматической категории в системе глагола .

5 стр., 2229 слов

Товар как главная категория маркетинга

... обращают внимание на цену товара, качество, репутацию производителя. Причем, чем дороже товар, тем больше времени потребитель уделяет анализу этих характеристик; - товары специального ассортимента - товары, которым не существует замены по мнению потребителей, ...

Практическая значимость, Структура работы

Во введении определяются цель, задачи работы, предмет исследования.

В первой главе исследуются грамматическое значение и стилистические возможности изъявительного наклонения.

Вторая глава характеризует грамматическое значение и стилистические возможности повелительного наклонения.

Третья глава посвящена грамматическому значению и стилистическим возможностям сослагательного наклонения.

В заключении обобщаются результаты анализа материала.

В данной работе применяются методы эмпирического и теоретического исследования:

эмпирические методы – изучение научной литературы, учебных и методических пособий, словарей, наблюдение над текстовым материалом разных стилей;

теоретические методы – семантико-стилистический анализ основных возможностей категорий, сопоставительно-стилистический анализ употребления глагольных категорий в разных функциональных стилях русского языка, обобщение собранного материала.

ГЛАВА I .

ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ, И ЕГО СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

    1. Прямое значение форм изъявительного наклонения

Изъявительное наклонение

Примеры изъявительного наклонения:

Из магазина вышел мальчик, Дети гостят у бабушки., Сегодня вся семья пойдет в кино

Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по числам и лицам. В отличие от других форм наклонения, глаголы в ориентировочном наклонении со временем меняются.

  • Настоящее время: я играю, ты поешь, мы прочитаем .

  • Прошедшее время: я играл, ты спел, мы прочитали .

  • Будущее время: я буду играть, ты споешь, мы прочитаем .

Как указано в

Как мы уже упоминали, категориальным значением изъявительного наклонения является значение реальности, т. е. действия, которое реально осуществляется в настоящем, прошедшем или будущем времени. В различных контекстах в сочетаниях с частицами или другими словами, глаголы в изъявительном наклонении могут иметь модальные характеристики и оттенки объективно обусловленной возможности, данные оттенки выражаются в различных синтаксических возможностях употребления форм лица, времени и вида, а также в сочетании с другими частями речи, такими как наречия, частицы с модальными словами.

14 стр., 6981 слов

Новые возможности организации продаж — На 5 баллов

... проанализировать его успешность. Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются новые направления маркетинга. Предметом исследования является нейромаркетинг. Работа состоит из двух глав. В первой главе ... для определения в дальнейшем возможностей и угроз развития рынка, путем создания новых направлений в маркетинге. Кроме того, эта работа представляет собой подробный анализ ...

Изъявительное наклонение практически не имеет ограничений на возможности выражения различных модальных нюансов лексико-грамматическими средствами и средствами контекста.

Частота форм изъявительного наклонения является стилеобразующим признаком, поскольку в разных стилях она неодинакова: по данным, которые приводит И.Б. Голуб, в научном стиле формы изъявительного наклонения употребляются чаще, чем в официально-деловом, а в художественной речи – чаще, чем в научном стиле [3, 306]. Но в целом можно сказать, что глаголы в изъявительном наклонении универсальны в сфере употребления, формы этого наклонения широко используются в любом стиле речи, в зависимости от контекста.

    1. Переносное употребление форм изъявительного наклонения

Формы ориентировочного наклонения могут использоваться образно, при этом значительную роль играют интонация и контекст, а также вся речевая ситуация в целом. Использование изъявительного наклонения в мотивационной ситуации характерно, во-первых, для двойных форм единственного и множественного числа будущего, а во-вторых, для форм прошедшего времени отдельных совершенных глаголов.

Употребление форм 2 л. будущего времени в функции побуждения распространено в разговорной речи, такое употребление широко отражается в художественной литературе при передаче диалога. В этом случае значение будущего времени не теряется, а присоединяется к значению мотивации. При данном употреблении формы изъявительного наклонения выступают в одном контексте с формами повелительного наклонения: « Ты отведешь ее [собаку] к генералу и спросишь там, скажешь, что я нашел и прислал… И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу » (А.П. Чехов).

скажем, пойдем)

Некоторые глаголы ( взять , взяться , полететь , поехать , поплыть , пойти , кончить , начать ), употребляются в роли главного члена предложения со значением побуждения, причем эти глаголы представлены формами прошедшего времени: Поехали! Кончили разговоры! Раз-два, взяли! В ситуациях мотивации значение категории изъявительного и прошлого не полностью теряется, а сочетается с семантикой мотивации, то есть действие, к которому призывает говорящий, представляется как совершенное.

4 стр., 1844 слов

Сетевой маркетинг: сущность, значение и перспективы

... от объемов продукции, закупленной этими людьми. Александр Синамати Многоуровневый сетевой маркетинг (МСМ) – предпринимательская деятельность юридического лица или индивидуального ... 5. Продукция и услуги не важны. Не имеет значения, работают они или нет. 5. Продукты и ... и принципов работы компаний с многоуровневым маркетингом. При разработки реферата, передо мной стоят следующие задачи: 1. ...

Не канатом он с Ермилом-то связан, бросил, да пошел

Из вышесказанного можно сделать вывод, что переносное употребление форм изъявительного наклонения осуществляется в двух значениях:

Немедленно прекратите болтать!;, Ах ты какой, Федя; ну, послал кого за водкой – и вся тут

ГЛАВА II .

ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ, И ЕГО СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

2.1. Формы повелительного наклонения и их прямое значение, Повелительное наклонение (императив) глаголов –

Форма глагола в повелительном наклонении отличается тем, что не связана с действительностью, так как выполнение этого действия возможно, но не обязательно.

Примеры повелительного наклонения глаголов в предложениях:

Маша, помоги младшей сестре выполнить домашнее задание и помой посуду., Откройте учебники и выполните двести двадцать восьмое задание., Давайте пойдем всей семьей в кино.

Глагольными формами повелительного наклонения являются формы как единственного числа, так и множественного, в зависимости от контекста и значения:

  • Форма, которая побуждает одно лицо, – форма 2 лица, ед. числа;

  • Форма, которая побуждает к действию несколько лиц, – форма 2 лица, мн. числа.

От основы настоящего времени образуются формы 2 лица единственного числа с помощью одного из двух способов:

1) окончанием –и ;

2) нулевым окончанием при чередовании по твердости-мягкости согласных в конце основ.

Большое количество глаголов образуют повелительные формы от корня, который отличается от корня настоящего времени. Сюда можно отнести:

2 стр., 797 слов

Сетевой маркетинг: сущность , значение и перспективы

... их сеть, сформированная под ними, совершила покупку. Готовые работы на аналогичную тему Безусловно, сетевой маркетинг имеет свою особую специфику. Его основными задачами выступают: совершенствование ... продаж привлеченных или маркетинговых агентов. Сетевой маркетинг может рассматриваться в качестве особого вида персональных (прямых) продаж и своеобразной формы внемагазинной розничной торговли, при ...

узнавать – узна[

2) изолированные, то есть нетипичные в данном отношении, глаголы дать и создать, у которых глагольная форма повелительного наклонения образуется от основы на [а j ], совпадающей с основой настоящего времени – дай, создай;

3) изолированный глагол есть, который в повелительном наклонении имеет основу ешь;

4) изолированный глагол – ехать, который имеет во втором лице единственного числа формы поезжай и езжай – от глагола езжать.

Формирование глагольных форм 2-го лица единственного числа реализуется не всегда, так как лексическое значение играет важную роль.

выглядеть, значить

близиться, бодрить

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что значение категории повелительного режима — это импульс к действию, который толкает чьего-то говорящего. Выражение воли может сопровождаться различными выразительными нюансами в зависимости от типа глагола. Например, повелительные формы глаголов несовершенного вида обычно выражают менее категоричную мотивацию, чем повелительные формы самих глаголов несовершенного вида. При употреблении форм повелительного наклонения несовершенных глаголов категорический вопрос не выражается, но предполагается продолжение начатого действия. Однако различие значений глагольных форм повелительного наклонения совершенной и несовершенной формы не относится к числу жестких и устойчивых правил. Характер побуждения к действию определяется как конкретным значением и ситуацией, так и лексическим значением слова.

Значение приглашения к совместному участию в действии передается формами с частицей давай , например, давайте играть, давайте пойдем в зоопарк и т. д.

Обычно формы совместного действия не употребляются с местоимением мы , как правило, данная форма возможна лишь в разговорных контекстах, в сочетании с частицами — ка , дай и давай , при этом подлежащее следует за сказуемым: Пойдемте-ка мы домой; Давайте-ка мы пойдем домой.

6 стр., 2855 слов

Общеэкономическое значение рекламы и ее особенности в России

... сопровождается значительным побочным эффектом: спросом на товар в целом, вне зависимости от бренда. Существует и федеральный закон "о рекламе" в России. Который год за годом несет какие- ... все больше и больше компаний понимают необходимость рекламы и ее важность для развития своей компании. Но реклама нужна не только коммерческим организациям и крупным промышленным компаниям. Рекламу можно определить ...

Употребление сочетания с пусть , пускай с местоимениями он , она , они обозначает побуждение, которое адресовано третьему лицу единственного или множественного числа, например, пусть он приходит, пусть она уезжает; также сочетания пусть , пускай могут иметь значение пожелания, долженствования и допущения.

наградить, возместить, оштрафовать

В глаголах повелительного наклонения решающее значение имеет интонация, это свидетельствует о ее принадлежности к устной форме речи.

Писателей и публицистов привлекает блестящее выражение императивного стиля. Они используют повелительные формы для воспроизведения диалога. Например:

И ни-ни! не пущу! – сказал Ноздрев., Нет, не обижай меня, друг мой, право поеду, – говорил зять…, Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня, Славная бекеша у Ивана Ивановича! отличнейшая! А какие смушки!.. Посмотри на них, ради бога, не забывай, что нас с тобой перевезли несколько веков назад.

«Берегите леса сибирские», «Наследуй опыт!», «Дерзай, твори!»

2.2. Переносное употребление форм повелительного наклонения

Различные специфические оттенки значения побуждения создаются с помощью интонации, лексического значения глагола и контекста, данные оттенки (требование, просьба, совет, увещевание, мольба) не имеют специальных грамматических средств для своего выражения.

Хлеб-соль ешь, а правду режь; Пей, да дело разумей.

Во множестве значений, далеких от действительной мотивации, формы второго лица, единственного числа повелительного наклонения, появляются в тех случаях, когда есть отделение действия от его создателя и способность направить команду другому человеку. Эти значения объединены с мотивацией только общим смыслом нереальности действия.

К числу таких значений принадлежат:

1) побуждение в сочетании со значением желательности (используется форма повелительного наклонения в возможном сочетании с частицей бы ): « Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь » (А.С. Грибоедов);

6 стр., 2520 слов

Реферат пиар тексты

... общественного отношения к отраженной в тексте действительности и воплощенной в тексте идее. Принципиальное значение в этом процессе имеет адекватность интерпретации текста получателем информации. Это зависит ... окружает событие. Это не сенсация, а подробности, дополнение. Выполнен в форме подборки фактов. Количество сотрудников, расположение офисов компании, направления работы, сферы деятельности ...

Всяк сверчок знай свой шесток

3) при употреблении форм второго лица единственного числа в сочетании с частицей хоть – побудительность ослаблена, на первый план выдвигается значение отрицательной эмоциональной оценки, например, Так все безнадежно, хоть плачь;

Ему и слова никто не скажи; И возразить не смей; Жди от него помощи, как же!

Формы, совпадающие с формами второго лица повелительного строя, могут не иметь значения мотивации, такое использование возможно только в составе некоторых типов синтаксических конструкций. При этом реализуются следующие значения:

Но никто не знал о тайной беде моей, и, скажи я о ней, никто бы мне не поверил, Его ждут, а он и опоздай на целый час.

Таким образом, при переносном употреблении формы повелительного наклонения используются:

Щепотки волосков лиса не, Ему бы в сторону броситься, а он

ГЛАВА III .

СОСЛАГАТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ, И ЕГО СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

3.1. Формы сослагательного наклонения и их прямое значение

Сослагательное (условное) наклонение (конъюктив) –

У сослагательных глаголов нет времени или лица, но они меняются по числам и роду так же, как и в прошедшем времени. Сослагательное наклонение не имеет форм лица, но имеет в единственном числе формы рода: мужского ( играл бы ), женского ( играла бы ) и среднего ( играло бы ).

Вербальные формы условного настроения обозначают действия, относящиеся к любому моменту и человеку, этот показатель определяется контекстом.

По смыслу условное настроение похоже на желаемое и повелительное, с той лишь разницей, что сослагательное наклонение обозначает волю, требования говорящего и желательно только желание. Что касается различия с повелительным наклонением, то сослагательное наклонение выражает намерение, которое зависит от определенных обстоятельств.

Конъюктив имеет категориальное значение возможности, это значение состоит из глагольных форм на – л (как мы уже упоминали, эта форма совпадает с формой прошедшего времени) и частицей бы ( б ), например, пел бы, пела бы, пели бы. В сочетании с формой на –л частица бы входит в состав аналитической формы условного наклонения.

18 стр., 8944 слов

Составление рекламных текстов

... рекламу широкой публике. Вышеизложенное актуализирует потребность авторов рекламных текстов в научно обоснованных принципах, учитывающих особенности потенциального потребителя при составлении эффективного рекламного текста. Цель данной работы ... рекламодатель - потребитель. В представлении американских философов Сэндидж Ч., Фрайбургера В., Ротцолла реклама - это «форма коммуникации, которая пытается ...

Частица бы при употреблении глагольных форм сослагательного наклонения не всегда располагается вслед за формой на – л ; она может:

1) сочетаться с подчинительными союзами, при этом слияние союза с частицей может быть разным, начиная от формирования сложного предложения, заканчивая слиянием союза с частицей бы в новое слово;

2) отделяться другими словоформами.

Как бы вы отреагировали, если бы узнали правду?

Слагательные глаголы легко различить, так как они имеют отличительные особенности, такие как значение возможности, особая форма спряжения и вариативность с точки зрения пола и числа.

Условное наклонение не имеет функционально-стилевых ограничений. он используется как в разговорной речи, так и в разных стилях книг. Но его необходимость из-за экстралингвистической социальной реальности возникает не очень часто, поскольку способ предположительных действий менее распространен, чем способ реальности или мотивации.

3.2. Образное использование сослагательного наклонения, я хочу сыграть… Я сыграла бы теперь что-нибудь

Значение желательности может выражаться и сочетанием частицы бы с формой инфинитива. Инфинитив с частицей бы – это особая форма конъюнктива, например, « Улететь бы вольною птицей от всех вас » (А.П. Чехов).

Слагательные формы могут выражать стремление к действию. При этом возможны разные смысловые оттенки.

Во-первых, форма сослагательного наклонения может использоваться для выражения мягкого, учтивого побуждения, совета, например: Ты бы почитала что-нибудь, Саша (А.П. Чехов); Вы бы сходили в театр, душечка, или в цирк (А.П. Чехов).

19 стр., 9054 слов

Стилистика языка рекламы

... текстов, сформированный на основе возрождающихся традиций российской рекламы и под активным влиянием энергичного и напористого образа западной рекламы. Объект данной исследовательской работы - язык рекламных обращений. Предмет - стилистические особенности языка рекламы. ... радиореклама рассматривается как наиболее личная и личностная форма рекламного сообщения; ·Мультимедийный коммуникативный тип ( ...

Шла бы ты домой, Пенелопа!, Я хотел бы обратиться с одной просьбой, – сказал он тихо и даже как-то руки прижал к груди

Во-вторых, форма сослагательного наклонения может применяться для выражения категорического волеизъявления; в этом случае формы конъюктива сочетаются с безударной частицей чтоб , например: Чтоб сейчас же ложился спать!; Чтоб я тебя больше не видел!

не сломала бы, не уронил бы.

Со стилистической точки зрения сфера образного использования сослагательного наклонения для выражения желания или импульса ограничивается художественным и разговорным дискурсом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании освоения рассмотренной темы можно сделать вывод, что изъявительное наклонение глаголов по сфере потребления универсально, то есть может использоваться в различных стилях речи, но при этом в научном стиле речи глаголы в изъявительном наклонении употребляются чаще, чем в официально-деловом, а в художественной речи чаще, чем в научном стиле. Для переносного употребления изъявительного наклонения важно учитывать речевую ситуацию, контекст и интонацию, при этом следует отметить, что формы 2 лица будущего времени в функции побуждения употребляются в переносном значении в разговорной речи и в художественной литературе.

Резюмируя стилистические функции повелительного наклонения глаголов, можно отметить, что данные глагольные формы наиболее широко используются в разговорной речи и в тех книжных стилях, которые испытывают ее влияние, что касается официально-делового стиля речи, который характеризуется модальностью, важно учесть тот факт, что в этом стиле не популярны открытые повелительные формы. В научно-популярных произведениях важно, чтобы автор находил контакт с читателем, активизировать интерес читателя, в этом помогает повеление. Образное значение повелительного наклонения обычно употребляется в пословицах, в формах 2 человека, в обобщенном личностном значении.

При характеристике стилистических возможностей глагольной категории условного наклонения необходимо учитывать, что модальность предположительности встречается реже, чем модальность реальности или, например, побудительности, таким образом можно сказать, что потребность в конъюктиве для различных стилей речи проявляется нечасто, хотя сослагательное наклонение не имеет функционально-стилевых ограничений. Сфера использования образного значения условного наклонения ограничивается только художественной и разговорной речью.

Согласно требованиям ФГОС нового поколения на уроках русского языка в V — VI классах требуется теоретическая и практическая систематическая отработка основных стилистических представлений и развитие стилистических навыков у школьников.

Для того чтобы охарактеризовать пути изучения стилистических возможностей категории наклонения глагола в школьном курсе русского языка, мы рассмотрели учебники (5 – 6 кл.) под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта.

В учебниках для пятого класса в разделе «Морфология» авторы дают общую характеристику вербальных ладов». Озвучивается конкретное обозначение каждого наклонения с примерами, в каких сочетаниях и с помощью каких морфем образуются конъюктив, императив, изъявительное наклонение, упоминается о временах, лицах, числах и видах глагольных форм, о сочетании этикетных слов с повелительным наклонением.

Учебник русского языка за 6 класс повторяет пройденный материл 5-ого класса, даются упражнения для усвоения способов образования форм тех или иных наклонений (использование морфем, сочетание глаголов с различными частицами).

В шестом классе ученики более подробно узнают стилистические функции словесных форм настроений. Так, в практической части ученики придут к выводу о способах выражения просьб и приказов, проанализируют речевые ситуации, в которых уместна та или иная глагольная форма, узнают, с помощью каких форм глагола можно передать значение просьбы, в каких стилях речи чаще всего употребляются глаголы.

В целом грамматическая категория наклонения имеет в русском языке различные способы образования грамматических форм и широкие возможности их переносного употребления, что создает богатые выразительные возможности этой категории. При изучении морфологии в школьном курсе русского языка внимание к стилистическим возможностям по наклонности позволяет показать связь языковых средств, используемых говорящим, с конкретной речевой ситуацией.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://marketing.econlib.ru/kursovaya/diplom-reklamnyie-tekstyi/

  1. Валгина, Н.С. Современный русский язык [Текст] / Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина. – М.: Логос, 2008. – 527 с.

  2. Виноградов, В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове) [Текст] / В.В. Виноградов. – М.: Русский язык, 2001. – 720 с.

  3. Голуб, И.Б. Стилистика русского языка [Текст] / И.Б. Голуб. – М.: Айрис-пресс-2010. – 448 с.

  4. Добрушина, Н.Р. Наклонение [Электронный ресурс] / Н.Р. Добрушина. – Режим доступа:

  5. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка [Текст] / М.Н. Кожина, Л.Р. Дускаева, В.А. Салимовский. – М.: Флинта: Наука, 2012. – 462 с.

  6. Лыткина, О.И. Практическая стилистика русского языка [Текст] / О.И. Лыткина, Л.В. Селезнева, Е.Ю. Скороходова. – М.: ФЛИНТА : Наука, 2013. – 208 с.

  7. Потебня, А.А. Из записок о русской грамматике. Том I – II [Текст] / А.А. Потебня. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1958. – 552 с.

  8. Русская грамматика. Том I [Текст]. – М.: Наука, 1980. – 784 с.

  9. Русская грамматика. Том II [Текст]. – М.: Наука, 1980. – 712 с.

  10. Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений [Текст] / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2012. – 317 с.

  11. Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений [Текст] / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2013. – 335 с.

  12. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. Часть II [Текст] – М.: Академия, 2008. – 624 с.

  13. Столярова, Е.А. Стилистика русского языка [Текст] / Е.А. Столярова. – М.: Приор-издат, 2006. – 160 с.