Наименование договора в российском ГК совпадает лексически с аналогичным договором в зарубежном праве (contrat de concession commerciale), однако содержание договора и порождаемого им правоотношения, регулируемое комментируемой главой, существенно шире, чем у договора коммерческой концессии по зарубежному праву. По сути, это совсем другой договор — так называемый франчайзинг.
Если по договору коммерческой концессии, согласно зарубежной трактовке, передается право на использование фирменного наименования и (или) товарного знака в сфере торговли для перепродажи товара, то по договору франчайзинга использование чужого фирменного наименования и т.п. возможно также в сфере производства аналогичного товара.
Под товаром в широком смысле здесь понимаются не только продукты в виде вещей, но также работы и услуги.
Анализ правоотношений, сформулированных в гл. 54 ГК, позволяет сделать вывод, что в действительности речь в ней идет о франчайзинге (или договоре франшизы), в соответствии с которым правообладатель (предприниматель, обладающий известной, пользующейся добротной и авторитетной рыночной репутацией «фирмой») предоставляет другому предпринимателю (пользователю) исключительные права на свою «фирму» с целью использования ее последним в его собственной предпринимательской деятельности.
Правовая природа договора коммерческой концессии носит комплексный характер, и в нем присутствуют элементы других договоров:
- об оказании возмездных услуг — в части оказания правообладателем консультационных и технических услуг пользователю;
- о совместной деятельности (простого товарищества) — в части сотрудничества сторон договора для достижения общих целей относительно качества предоставляемых пользователем клиентам товаров, работ, услуг, а также расширения рынка сбыта;
- купли-продажи — в части приобретения пользователем необходимого оборудования, сырья, коммерческой и технической документации.
Соглашение о коммерческой концессии также содержит элементы лицензионного соглашения — в части использования пользователем прав на результаты интеллектуальной деятельности и средств идентификации правообладателя. Существо лицензионного договора позволяет предоставить пользователю исключительное право на использование отдельных результатов интеллектуальной деятельности, либо товарного знака, либо знака обслуживания и т.п.
Договор коммерческой концессии
... Актуальность темы бакалаврской работы обусловлена тем, что договор коммерческой концессии, или же договор франчайзинга, является новым правовым институтом гражданского права РФ. В дипломной работе проведен анализ гражданско-правовой природы договора коммерческой концессии, содержания договора, а также ...
Предметом курсовой работы являются гражданско-правовые отношения конкретного вида договора — договора коммерческой концессии.
С целью системного изложения основных правил регулирования данного вида общественных отношений, должны быть выполнены следующие задачи курсовой работы:
- Рассмотреть историческое развитие договора;
- Установить понятие и дать общую юридическую характеристику договора коммерческой концессии;
- Охарактеризовать формы данного договора, проанализировать порядок его заключения;
- Раскрыть содержание договора коммерческой концессии;
- Проанализировать механизм исполнения договорных обязательств по данному соглашению.
Некоторые проблемы рассматривались как междисциплинарные, на стыке юридической и экономической науки, что соответствует задачам полноценного анализа явления.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, списка использованного нормативного материала, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Понятие договора коммерческой концессии
1.1 Понятие договора коммерческой концессии
По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю (п. 1 ст. 1027 ГК).
По своей правовой природе это соглашение является двусторонним, подлежит возмещению.
Следует подчеркнуть, что данный договор может быть использован только в контексте предпринимательской деятельности, поэтому его участниками могут быть только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.
Объектом договора коммерческой концессии является, прежде всего, совокупность исключительных прав, закрепленных за правообладателем и идентифицирующих как его самого, так и произведенные им товары, выполненную работу или предоставленные услуги. Договором может быть предусмотрено предоставление пользователю прав на использование других объектов «интеллектуальной собственности» — изобретений, промышленных образцов, программ для ЭВМ и т.д. Во-вторых, предметом договора является возможность использования принадлежащей правообладателю и охраняемой им коммерческой информации, не подлежащей какой-либо специальной государственной регистрации, а также его деловой репутации и коммерческого опыта, в том числе в виде различной документации по организации и ведению предпринимательской деятельности.
В-третьих, франчайзинг предполагает постоянную техническую и консультационную помощь пользователю со стороны правообладателя с целью обеспечения необходимого качества производимых им товаров в рамках контракта, выполняемых работ или оказываемых услуг. Наше законодательство, однако, не считает это условие обязательным, делая его на усмотрение сторон. Обязательной частью предмета лицензионного соглашения является инструктаж пользователя и его сотрудников по всем вопросам, связанным с осуществлением прав, переданных ему правообладателем.
Таким образом, в концессионном договоре можно обнаружить элементы лицензионного договора (разрешение на использование объектов исключительных прав), договора об оказании возмездных услуг (консультативное и техническое содействие), договора простого товарищества (сотрудничество при исполнении договора для достижения общих предпринимательских целей) и даже договора купли-продажи (приобретение необходимой технической и деловой документации).
Франчайзинг (коммерческая концессия)
... называется «франшизой с несколькими единицами". Правовое регулирование договора коммерческой концессии. Определение договора коммерческой концессии, содержащееся в статье 1027, в целом соответствует концепции франчайзинга, которая сложилась в мировой практике. Круг лиц, которые ...
При этом данное соглашение не содержит элементов представительского, комиссионного или агентского договора, поскольку пользователь всегда действует не только от своего имени и за свой счет, но и в своих интересах, осуществляя самостоятельную хозяйственную деятельность. Согласно Гражданскому кодексу договор коммерческой концессии представляет собой полностью автономный вид гражданско-правового договора.
Концессионный договор должен быть заключен в письменной форме под угрозой недействительности. Кроме того, он подлежит государственной регистрации в органе, осуществившем регистрацию правообладателя (как юридического лица или в качестве индивидуального предпринимателя).
Если правообладатель зарегистрирован в иностранном государстве, концессионный договор, предназначенный для исполнения в России, должен быть зарегистрирован в органе, зарегистрировавшем пользователя.
При отсутствии такой регистрации договор концессии, заключенный в письменной форме, не приобретает силы в отношениях с третьими сторонами, но связывает участников, которые его оговорили. С одной стороны, такое положение в интересах потребителей лишает пользователя возможности начать использование предоставленного ему комплекса исключительных прав, а с другой — позволяет участникам еще до регистрации договора начать проведение необходимой подготовительной работы (передачу документации, инструктаж работников и т.д.) уже на основе признанного заключенным договора.
Поскольку предметом данного договора может стать разрешение на использование некоторых объектов исключительных прав, подлежащих государственной регистрации (охраняемых патентным законодательством), т.е., по сути, лицензионные отношения, становится необходимой также государственная регистрация концессионного договора в патентном ведомстве под страхом признания его ничтожным (абз. 4 п. 2 ст. 1028 ГК, п. 2 ст. 13 Патентного закона, ст. 27 Закона о товарных знаках).
По смыслу закона речь идет о регистрации договора лишь в части использования соответствующих объектов исключительных прав, т.е. о выдаче и оформлении соответствующих лицензий, включая их регистрацию и уплату установленных пошлин и сборов.
1.2 Правовая природа договора коммерческой концессии в современной России
Вопрос о правовой природе договора коммерческой концессии (франчайзинга) и его отграничении от других видов договоров является спорным, вызывая ряд дискуссий.
До принятия Гражданского Кодекса РФ под концессией понимали передачу государством в пользование частным лицам в период нэпа имущества, которое являлось исключительной собственностью государства, на условиях раздела продукции, произведённой в результате использования этого имущества. Сейчас такие договоры называются «соглашениями о разделе продукции». Однако термин «концессия» в настоящее время используется в прежнем значении .Такой «государственный» концессионный договор не имеет ничего общего с коммерческой концессией.
Договор международного франчайзинга
... предусматривает примерный открытый перечень таких исключительных прав). 2.2. Права и обязанности сторон договора коммерческой концессии. Основным обязательством правообладателя по соглашению о коммерческой концессии является передача ряда исключительных прав в объеме, указанном ...
Так, Гражданский кодекс Российской Федерации ввел новый договорный институт — «коммерческая концессия» (в международной практике используется термин «франчайзинг»).
Договор коммерческой концессии регулируется главой 54 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 1027 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, а пользователь, в свою очередь, обязуется использовать указанные права с соблюдением ограничений, возложенных на него законом или договором, и уплачивать установленное вознаграждение. Данный договор признан ГК РФ как самостоятельный вид договора.