Реферат франшиза

Курсовая работа

Развитие предпринимательства в нашей стране в последнее время принимает новые формы. Одной из таких форм является фран-чайзинг. Хотя эта форма предпринимательской деятельности зародилась за рубежом, это направление прижилось в России. Справедливости ради следует отметить, что сегодня расширение деятельности компаний за счет франчайзинга — это не только самый эффективный, но и достаточно прибыльный вид бизнеса. Анализ современной литературы по данному вопросу позволяет сделать вывод, что расширение деятельности компаний за счет франчайзинга — достаточно перспективное направление на будущее. Не-полное раскрытие потенциала франчайзинга как одного из важных направлений предпринимательской активности фирм, недостаточное изу-чение данного вопроса в отечественной практике, актуальность денной те-мы, предопределили выбор темы курсовой работы, определив ее ос-новные задачи:

  • определение сущность и значения понятий «франчайзинг», «фран-чайзинговая деятельность», «типы франчайзинга»
  • раскрытие основных особенностей развития франчайзинга на со-временном этапе развития науки;
  • анализ деятельности компании СДЭК, активно использующей принципы франчайзинга в своей работе;
  • разработка схемы – инфраструктуры франчайзинговой системы компании.

Структура курсовой работа представлена в виде введения, первой и второй главы, заключения, списка использованных источников, приложе-ний. При написании работы использовалась новейшая научная литература по франчайзингу, в том числе зарубежные.

1. Франчайзинг и его место в предпринимательской деятель-ности

1.1 Сущность и содержание термина «франчайзинг»

Слово — «франчайзинг» [3] состоялось от французского franchise, что значит освобождение от налога, преимущество, «льгота», что проявляется в праве на свободу ведения некоторой работы, к примеру, проведение яр-марок, использование паромов и переправ, организацию базаров, возве-дение дорог, право на охоту. В средние века подобными привилегиями

владели короли, предоставлявшие франшизы на платную работу всякого

рода. В конце концов, этот термин остался в англоязычных государствах.

По другим авторитетным источникам, сам Римский Папа, целью обеспечивания большого сора налогов давал конкретным лицам эксклю-зивное право собирать выплаты в тех (иных) географических зонах.

3 стр., 1085 слов

Теоретические основы исследования франчайзинга в сфере услуг

... Франчайзинг Цель курсовой работы-исследование развития франчайзинга в сфере услуг, изучение работы комании «Столовая №1» и предоставление рекомендаций по ... франчайзинга как вид предпринимательской деятельности; Выявить роль франчайзинга в развитии сферы услуг Рассмотреть договор коммерчекской концессии Изучить франчайзинг ... имени основной компании. Субфранчайзинг отличается тем, что франчайзер вместе с ...

важно отметить, что современный франчайзинг в его нынешнем виде считается относительно новым явлением в экономике, хотя его корни уходят в далекое средневековье. До сих пор юридический термин «франшиза» в Австралии в США подразумевает передачу определенных прав кому-либо государственными органами.

В самой средневековой Англии правитель давал знати различные права, например, взимать налоги на заранее определенной территории в обмен на товары и услуги, необходимые властям. Жителям давались особые разрешения (франшиза) участвовать в ярмарках, реализовывать свои товары. Старые франшизы все еще существуют в Великобритании, что дает их владельцам право организовывать выставки, рыночный контент. Можно сделать вывод, что еще с древних времен власть делегировала часть своих полномочий в замен на имеющийся капитал (требуемые услуги), тем самым закладывая фундамент современного франчайзинга на протяжении веков. С точки зрения коммерческой практики, системы коммерческих гильдий были организованы в Лондоне в 17 веке, что отдаленно напоминало современные системы франчайзинга. В 19 веке в Великобритании была создана система «связанных домов», суть которой заключалась в предоставлении властям соответствующего права на торговлю алкогольными напитками только лицензированным отельерам. У большинства владельцев не было достаточно средств, чтобы привести гостиницы в нормальное состояние и оплатить лицензию. Эта система прекрасно использовалась пивоварами как при кредитовании отельеров, так и при аренде их собственности, а также в обмен на рынок для своего пива и других спиртных напитков.

На рубеже 19-го и 20-го девятнадцатого [4] и двадцатого веков авто-мобильные и нефтеперерабатывающие компании стали предоставлять со-ответствующие права на продажу своей продукции. На этом этапе развития франчайзинг означал активное распределение прав на продажу продукции производителя.

Современная концепция франчайзинга стала особенно актуальной после Второй мировой войны с активным возвращением миллионов американских военнослужащих и, как следствие, ростом рождаемости. При этом возникла огромная потребность в различных типах товаров и предложений. В этих условиях франчайзинг стал идеальной моделью для ускоренного развития гостиничного бизнеса, туризма и общественного питания.

В 1950 году стартовала эпоха прогрессивного франчайзинга. Ее от-крыл

Рэй Крок, коммивояжер — торговец аппаратов для производства молочных

коктейлей. После посещения стоянки быстрого питания в Сан-Бсрнадино, которой управляют братья Макдональды и которая впечатлена вкусом питательного картофеля фри, Крок купил права на франшизу для своего бизнеса. Так родилась одна из самых эффективных компаний в истории американского бизнеса.

60 – 70-ые годы — период наибольшего подъема франчайзингового

бизнеса, однако в это же время разразилась масса скандалов, которые могли

скомпрометировать саму идею франчайзинга. Причиной тому послужило

существование огромного числа «липовых» франчайзинговых компаний,

13 стр., 6478 слов

Франчайзинг и его роль в развитии бизнеса

... как: KFC, Subway, Baskin Robbins, Burger King, Синнабон, Pizza Hut; Terranova, Call, Mango и другие. Цель данной статьи - изучить франчайзинг и его роль в развитии бизнеса на примере России. ... организация ... бизнеса, с использованием разработанной бизнес - модели его ведения. Это расширенная форма лицензирования, при которой франчайзер предоставляет франчайзи вознаграждаемое право действовать от своего ...

которые попросту собирали деньги и исчезали. Другой причиной являлось

наличие фирм с недостаточной капитализацией и слабым менеджментом,

которые достаточно скоро разорялись, оставляя после себя вереницу

рухнувших франчайзи и разорившихся людей. Для обеспечения честных франчайзинговых отношений были созданы Международная ассоциация франчайзинга и Европейская ассоциация франчайзинга. Национальные ассоциации франчайзинга также возникли во многих странах.

Сегодня предприниматели всего мира знают франчайзинг как

безопасный способ, чтобы:

  • помогать человеку вести бизнес самостоятельно, но не быть в нем

одиноким;

  • помогать компаниям эффективно расширяться, не неся больших за-трат

на создание и поддержание массивного административного комплекса и не

испытывая трудностей в управлении широкой сетью корпоративных

предприятий;

  • помогать компаниям превратить свою существующую сеть в

эффективно работающий, сильный бизнес, в котором работают преданные делу

люди.

В России франшиза появилась сравнительно недавно и пока не получила должного развития. В нашей стране интерес к этому экономическому инструменту возродился в 90-х годах прошлого века, когда практически одновременно возникло несколько систем франчайзинга — национальных и с участием иностранного капитала. Однако чрезмерные надеж-ды на развитие франчайзинга не оправдались.

Хотелось бы отметить, что сейчас франчайзингу уделяется достаточ-но

большое внимание в публикациях различных печатных изданиях по эко-номике

и управлению. Однако, в большинстве из них приводятся лишь основные

понятия и термины, связанные с этой моделью ведения бизнеса, история её

возникновения, а вот проблемы, с которыми сталкивается франчайзинг,

рассматриваются далеко не всегда.2

Таблица 1

Преимущества франчайзинга

1.2 Особенности развития франчайзинга на современном этапе

Зарождение развития франчайзинга [6] в нашей стране относят к се-редине 90-х годов прошедшего столетия. широко используется в розничном секторе нефтепродуктов. Именно в дан-ный период времени многие специалисты стали рассматривать данный термин как интеграцию крупного и малого бизнеса, такого как электро-энергия, продажа нефтепродуктов, пассажирские перевозки, и пр.

Рисунок 1 – Темы развития франчайзинга в России

В современном предпринимательстве появляются концепции, которые имеют много общего с франчайзингом, несмотря на то, что они построены на лизинговых отношениях. Возможности, которые предоставляет данная концепция развития бизнеса, придали дополнительный импульс развитию франчайзинга в России.

При всей положительной динамике развития франчайзинга в России сегодня участникам франчайзинговых отношений приходится вести свой бизнес в достаточно сложных условиях. Так, к при-меру, отсутствие общего понимания, административные барьеры, большой уровень недоверия, изменение рыночной ситуации, недостаточная защита прав на интеллектуальную собственность и незаконное их использование, а также коммерческие и финансовые риски, — все это и многое другое ока-зывает тормозящее влияние на развитие франчайзинга.

11 стр., 5047 слов

Франчайзинг – прогрессивная форма ведения бизнеса и сервисных ...

... применила франчайзинг как новую маркетинговую технику для развития общенациональной автомобильной гостиничной системы, добившись феноменального успеха, вписанного золотыми буквами в историю американского бизнеса. Однако ... затрагиваются вопросы франчайзинга: в чем будет заключаться суть отношений в случае заключения контракта; в каких конкретных вопросах франчайзер будет помогать франчайзи; какое ...