Развитие рыночных отношений немыслимо без рекламы. Реклама в нашей стране стала необходимым условием работы предприятий различных форм собственности. Он затрагивает интересы миллионов людей и является неотъемлемой частью их жизни.
Из всего набора рыночных инструментов российский бизнес быстро стал доминировать и стал широко использовать рекламу. Это связано с тем, что реклама в системе маркетинговых коммуникаций является наиболее доступным способом увеличения продаж.[10, c 12]
Реклама охватывает все возможные виды СМИ: телевидение, радио, печать, Интернет и становится важным фактором повседневной жизни россиян.
Такая ситуация делает правовое регулирование рекламной деятельности значимым. Действительно, реклама как средство, непосредственно затрагивающее значительное количество людей, может использоваться в незаконных целях или может нанести вред чьим-то чувствам или интересам. Эти и многие другие подобные соображения побудили российского законодателя принять специальные нормативные акты, регулирующие правовой статус рекламы. В первую очередь это федеральный закон «О рекламе» от 18 июля 1995 года. Этот закон стал основополагающим в этой отрасли на целое десятилетие, пока не был заменен новым законом «О рекламе», принятым 13 марта 2006 года. Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ и услуг. Этим определяется актуальность моей работы.
Целью работы является изучение регулирования теле- и радиорекламы Федеральным законом «О рекламе».
Задачи работы, истекающие из указанной цели таковы:
- изучить основные положения законодательства РФ в сфере рекламы;
- детально рассмотреть статьи касающиеся правового регулирования телерадиорекламы.
Глава 1.
Основы законодательства РФ в сфере рекламы.
До середины 1995 г. законодательство Российской Федерации достаточно фрагментарно регулировало отношения, связанные с производством, размещением и распространением рекламы (преимущественно в рамках административного и гражданского права).
В Основах законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан», Законах Российской Федерации «О средствах массовой информации», «О сертификации продукции и услуг», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Указах Президента Российской Федерации «О защите потребителей от недобросовестной рекламы» от 10.06.94 N 1183 и «О защите интересов инвесторов» от 11 июня 1994 г. N 1233 содержались отдельные положения, регламентирующие в зависимости от специфики соответствующего законодательного акта те или иные отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы. Такое регулирование носило частный, дискретный характер, обусловленный отсутствием закона, устанавливающего единый понятийный аппарат и единую (консолидированную) систему регулирования правоотношений, складывающихся в сфере рекламной деятельности.
«Особенности адаптации международной рекламы для российского ...
... реклама, на рынке информационных технологий. Полученные результаты открывают перспективы для углубленного анализа особенностей адаптации зарубежных рекламных сообщений к российскому рынку. Практический смысл дипломной работы ... рынка информационных технологий. Тема диссертации - особенности адаптации международной рекламы для российского ИТ-рынка. Целью диссертации является исследование и анализ ...
Всей совокупности нормативных актов было явно недостаточно для формирования единого механизма регулирования складывающегося рынка рекламных услуг, что и послужило основной причиной принятия Федерального закона «О рекламе», устраняющего существовавшие пробелы в законодательстве. Федеральный закон «О рекламе» сохранил некоторые требования к рекламной деятельности, содержащиеся в ранее изданных нормативных актах, но, что более важно, он ввел множество новелл, существенно стабилизирующих отношения в сфере рекламы. [3, c 104]
1.1. Основные положения Закона «О рекламе».
Предметом регулирования Федерального закона «О рекламе» (далее Закон) являются общественные отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг (далее товары) Российской Федерации, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг.
Исходя из целей законодательного регулирования отношений в сфере производства, размещения и распространения рекламы, государство стремится обеспечить баланс между интересами как предпринимателей, участников конкурентных отношений на рынке, так и потребителей рекламной информации. Соответственно, антимонопольные органы при осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, а также при толковании и применении норм законодательства о рекламе должны руководствоваться достижением этих целей.
При применении положений Федерального закона «О рекламе» необходимо учитывать сферу действия этого закона. [7, c 41]
Федеральный закон «О рекламе» распространяется на граждан Российской Федерации и юридических лиц России. Кроме того, закон распространяется на иностранных юридических лиц, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства — индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в установленном порядке, которые производят, публикуют и распространяют рекламу на территории Российской Федерации.
Федеральный закон «О рекламе» применяется и в тех случаях, когда действия, совершаемые за пределами Российской Федерации юридическими лицами или гражданами Российской Федерации в области рекламы, приводят к ограничению конкуренции, введению в заблуждение юридических или физических лиц на территории Российской Федерации либо влекут за собой иные отрицательные последствия на рынках товаров Российской Федерации.
Правовое урегулирование рынка наружной рекламы
... рекламе». Закон не распространяется на отношения, связанные с производством, размещением и распространением политической рекламы. Порядок распространения политической рекламы частично регулируется законодательством о выборах (Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон ...
Например, рекламодатель, находящийся на территории иностранного государства, заказал рекламодателю производство рекламного ролика, который впоследствии был размещен на территории Российской Федерации. Если данная реклама после распространения на территории Российской Федерации будет признана ненадлежащей по российскому законодательству, то ответственность за ненадлежащую рекламу субъектов рекламной деятельности (в том числе рекламодателя и рекламопроизводителя, действовавших на территории иностранного государства) наступает в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».
Закон не распространяется на отношения, связанные с производством, размещением и распространением политической рекламы.
Порядок распространения политической рекламы частично регулируется законодательством о выборах (Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» и др.), инструкциями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а также законодательством субъектов Российской Федерации, актами представительных органов местного самоуправления.[7 , c 56]
В соответствии с п.1.4 Инструкции о порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний избирательным объединениям, блокам, кандидатам в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях с государственным участием, утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 сентября 1995 г. N 18/149-П, политической рекламой является распространение сведений (объявления, призывы, видеоаудиоролики и т.п.) участниками избирательного процесса через средства массовой информации об избирательных объединениях, избирательных блоках, кандидатах в депутаты с использованием средств и приемов, отличающих рекламные материалы от других видов и жанров информации (преобладание эмоционального воздействия над смысловым, броскость, лаконизм, подчеркивание доминантного достоинства рекламируемого объекта) и признаваемых в качестве признаков рекламы федеральным законодательством и практикой СМИ, с целью формирования общественного мнения в пользу избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депутаты.
Инструкция о порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний кандидатам на должность Президента РФ, избирательным объединениям, инициативным группам избирателей и публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях, утвержденная постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 05.04.96 N 86/716-II, определяет политическую рекламу как распространяемую участниками избирательного процесса через СМИ информацию о кандидатах на должность Президента РФ с использованием средств и приемов, отличающих рекламные материалы от других видов и жанров информации (преобладание эмоционального воздействия над смысловым, броскость, лаконизм, повторяемость), с целью формирования общественного мнения как за, так и против тех или иных кандидатов.
Средства массовой информации и носители рекламы
... составляющая размещения. Под медиаканалом (или каналом распространения рекламы) понимается совокупность средств распространения рекламы, однотипных с точки зрения способа передачи информации и характеризующихся одинаковым типом восприятия их потребителями. ...
Определяя сферу действия закона, следует отметить, что федеральный закон «О рекламе» не распространяется на рекламу лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно ст.2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
[8, c 118]
1.2. Понятие рекламы в системе правовых норм.
Закон «О рекламе» дает легальное определение рекламы, указывая в ст.2, что — это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Федеральный закон «О рекламе» не накладывает ограничений на размещение рекламы в форме информационных, редакционных материалов или материалов, защищенных авторским правом, поскольку рекламная информация может распространяться в любой форме. Однако в соответствии с абз.4 п.1 ст.5 Федерального закона «О рекламе» организации средств массовой информации не вправе взимать плату за размещение рекламы под видом информационного, редакционного или авторского материала.
Следовательно, «платный» не может считаться критерием отделения не рекламной информации от рекламной.
Наличие или отсутствие платы за рекламу также несущественно, поскольку этот закон в основном содержит обязательные нормы, устанавливающие требования к рекламе как информации публичного характера. Кроме того, юридическое или физическое лицо может быть одновременно рекламодателем, продюсером рекламы, распространителем рекламы, и в этом случае проблема платной рекламы также не возникает.[9, c 175]
При решении вопроса об отнесении той или иной информации к рекламе следует руководствоваться абз.2 ст.2 Федерального закона «О рекламе».
Если рекламная информация вводится в виде информационных, редакционных или авторских материалов, к таким материалам применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.
Следует отметить, что при отграничении рекламы от информации нерекламного характера антимонопольные органы и суды при рассмотрении дел, связанных с применением законодательства Российской Федерации о рекламе, не рассматривают в качестве рекламы информацию, размещение которой для субъекта (юридического или физического лица) обязательно в силу требований закона.
Так, например, в соответствии с п.1 ст.9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Указанную информацию продавец (исполнитель) обязан разместить на вывеске. Порядок композиционного оформления вывески не регулируется законодательством Российской Федерации.
Требования по внесению информации на знак, предусмотренные Законом РФ «О защите прав потребителей», на производителя не распространяются. В то же время, по мнению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенному в Обзоре практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе (Информационное письмо Президиума ВАС РФ N 37 от 25.12.98), «размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота.
Политическая реклама
... рекламе». Требования к ней содержатся в законах «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации», в Федеральном законе ... т.д. Понятие рекламы Правовое определение рекламы Реклама- информация, распространенная любым ... Политическая реклама – это составная часть коммуникативного комплекса политического маркетинга ( ...
Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа. [4, c 206]
По смыслу ст.2 Закона о рекламе под таковой понимаются сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу, его товарам, идеям и начинаниям.
Указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует иные цели и не может рассматриваться как реклама».
Любую иную информацию на вывеске, которую изготовитель (исполнитель, продавец) размещает по собственной инициативе и которая формирует или поддерживает интерес к юридическому (физическому) лицу, разместившему вывеску, либо к его товарам, следует рассматривать как рекламу.
Часто возникают вопросы о разграничении информации, вводимой в телепрограммы в виде логотипа, который может одновременно обозначать транслируемую программу и конкретное юридическое лицо.
Принимая решение о наличии рекламных знаков в информации телеканала при размещении его в течение всего эфирного времени его логотипа, необходимо руководствоваться следующим.
Согласно ст.27 Закона «О средствах массовой информации» при каждом выходе радио- или телепрограммы в эфир, а при непрерывном вещании не реже четырех раз в сутки редакция обязана объявлять название программы.
Таким образом, редакция средства массовой информации (телепрограммы), осуществляющая производство и выпуск телепрограмм (в том числе, отдельный выпуск телепрограммы) обязана в силу требований закона объявлять название программы (средства массовой информации), в том числе название отдельного выпуска телепрограммы. Телеканал в силу своей коммерческой практики также идентифицирует себя, постоянно отображая свой логотип. [9, c 231]
Следовательно, выходные данные программы, содержащие название средства массовой информации (а также логотип телеканала), даже в случае их совпадения с наименованием хозяйствующего субъекта, не могут рассматриваться как имиджевая реклама хозяйствующего субъекта, и на порядок ее размещения не распространяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.
Следует также иметь в виду, что объявления организаций о приеме на работу сотрудников, размещенные в средствах массовой информации, не могут рассматриваться в качестве рекламных сообщений, если такие объявления не связаны непосредственно с осуществлением предпринимательской деятельности.
В случаях, когда распространение информации о наборе сотрудников направлено на укомплектацию штата хозяйствующего субъекта, подавшего объявление, указанную информацию нельзя отнести к рекламной, поскольку ее содержание не направлено на формирование или поддержание интереса к юридическому лицу с целью последующего сбыта его товаров.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
... рынка рекламы в Магнитогорске. Отсутствие местных заказчиков. Отсутствие высококвалифицированных специалистов на рынке рекламного персонала. 3. Социальные факторы: рост предпринимательской активности в регионе. ... вопросов в техническое задание. Объектом исследования является рекламное агентство «РекЛифт». Объектом является процесс выполнения заказов, полученных агентством. Целью курсовой работы ...
Однако аналогичные объявления агентств по трудоустройству, не имеющие целью укомплектацию собственного штата, следует рассматривать как рекламу, так как в этом случае информация направлена на формирование интереса потребителей рекламы к данному хозяйствующему субъекту и оказываемым им посредническим услугам по трудоустройству.
При этом указание хозяйствующим субъектом в объявлении о вакансии другой информации, не связанной с предлагаемой работой или требованиями к кандидатам, может быть признано рекламой в зависимости от ее содержания.
Таким образом, изображение зарегистрированного товарного знака на продукцию, производимую юридическим лицом, также стимулирует интерес потребителя к продукции хозяйствующего субъекта и является рекламной информацией.
[2, c 164]
1.3. Система законодательства о рекламе.
В статье 3 Федерального закона «О рекламе» указывается, что законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона и других принятых в соответствии с ним федеральных законов. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, издаваемыми в соответствии с данным Федеральным законом.
Федеральный закон «О рекламе» содержит обязательные правила, устанавливающие требования к публикации рекламной информации и тем самым определяющие параметры единого рынка Российской Федерации, на котором распространяется реклама. Реклама является публичной информацией, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и служит средством продвижения товаров, работ, услуг на рынке. Действия антимонопольных органов по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе носят публично-правовой характер.
Статья 3 закона не предусматривает возможности издания нормативных актов о производстве, размещении и распространении рекламы субъектами Российской Федерации. В связи с этим, по запросам Законодательного Собрания Омской области и Московской городской Думы Конституционный Суд Российской Федерации проверил соответствие ст.3 Закона Конституции Российской Федерации. [6, c 110]
Как следует из смысла постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.97 N 4П регулирование отношений в сфере производства, размещения и распространения рекламы, связанное с установлением правовых основ единого рынка, относится к компетенции федерального законодателя.
Правовое регулирование вопросов в области рекламы, относящихся к общефедеральному законодательству, иными видами законодательства способно создать препятствия для перемещения товаров, услуг и финансовых средств, ограничить добросовестную конкуренцию, что несовместимо с обязанностью государства гарантировать единство экономического пространства.
Банковская конкуренция в современных российских условиях ( по ...
... капитала в банковском секторе России. При этом Правительство Российской Федерации и Банк России исходят из того, что ... то, что банковские услуги и продукты легко воспроизводимы конкурентами (патентная защита на банковские услуги и продукты ... Еще один критерий структурирования банковского рынка — пространственный. Диплом банковская конкуренция в современных условиях Так, заметно сократился ...
Следовательно, субъекты Российской Федерации не могут принимать нормативные правовые акты, направленные на регулирование тех отношений в сфере рекламной деятельности, которые составляют основу единого рынка.
Вместе с тем, следует отметить, что если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско — правовых отношений, не относятся к основам единого рынка, т.е. не являются предметом ведения Российской Федерации, субъекты Российской Федерации могут осуществлять их законодательное регулирование в рамках, определенных Конституцией Российской Федерации, в том числе ее статьями 72, 73, 76 (части 2, 4, 5 и 6).
В силу положений статей 130, 132 и 133 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы (в рамках установленных ст.14 Федерального закона «О рекламе»), поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью.[6, c 128]
Глава 2. Особенности правового регулирования рекламы на радио и телевидении.
2.1.Реклама в телепрограммах и телепередачах.
Правовое регулирование рекламы в телепрограммах и передачах направлено, с одной стороны, на защиту зрителя от чрезмерного количества рекламы, а с другой — на обеспечение интересов телекомпаний, для которых доходы от рекламы являются наиболее важными условие для нормальной работы.
Действующий закон о рекламе сократил общий объем телевизионной рекламы и ввел правила ее детального регулирования.
В законе выделяются два способа телерекламы:
1) прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой – остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы;
2) совмещение рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр транслируемой телепрограммы.
Установленные законом правила можно разделить на общие для всех видов телевизионной рекламы, специальные и исключения из установленных правил.
К общим правилам распространения рекламы на телевидении можно отнести следующие:
1) совокупная продолжительность любой рекламы в телепрограмме не может превышать 15 процентов времени вещания в течение часа (норма вступает в силу с 1 января 2008 г.);
2) не допускается прерывание рекламой и совмещение с рекламой религиозных телепередач и любых других телепередач продолжительностью менее 15 минут, а также телепередач, транслируемых в соответствии с Федеральным законом от 3 января 1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» (далее – Закон о порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных СМИ);
3) не допускается распространение рекламы в дни траура, объявленные в Российской Федерации.
Специальные правила устанавливаются в зависимости от способа распространения телевизионной рекламы и типа программы, в которой распространяется реклама. [5, c 17]
Для рекламы способом прерывания телепрограммы или телепередачи установлены следующие правила:
Реклама в интернет сми
... «веса» суммируются, и можно классифицировать каналы в порядке предпочтения. Реклама в СМИ К рекламе в средствах массовой информации (СМИ) обычно относят рекламные объявления в прессе (газетах и журналах), по радио, ... другие рекламные носители. Реклама по телевидению Это самый дорогой вид рекламы, и далеко не все могут себе его позволить. В телевизионной рекламе сочетаются звук, изображение и некая ...
1) прерывание телепередачи или телепрограммы рекламой должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой;
2) не допускается прерывать рекламой, в том числе спонсорской, трансляцию агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством о выборах и референдуме;
3) при трансляции рекламы уровень ее звука, а также уровень звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи.
Для рекламы, распространяемой путем наложения на кадр транслируемой телепрограммы, установлены следующие запреты: реклама не должна занимать более 7% площади кадра и накладываться на субтитры и пояснительные надписи.
Специальные правила телевизионной рекламы в детских и образовательных программах сводятся к определению количества рекламы в зависимости от продолжительности телешоу. Распространение рекламы допускается только непосредственно в начале передачи и перед ее окончанием в определенном объеме (табл. 1):
Таблица1. Продолжительность и объем рекламы
Классификация телепрограммы на детскую, образовательную или религиозную определяется в зависимости от тематики передачи и ее целевой аудитории.
Для трансляции в прямом эфире или в записи спортивного соревнования установлены следующие специальные правила распространения рекламы:
1) трансляция может прерываться рекламой, в том числе спонсорской, только в перерывах в ходе спортивных соревнований или во время их остановок;
2) трансляция спортивного соревнования, в котором не предусмотрены перерывы или остановки, может прерываться рекламой таким образом, чтобы прерывание трансляции не привело к потере части существенной информации о спортивном соревновании. Кроме того, общая продолжительность такой рекламы не может превышать 20 процентов фактического времени трансляции спортивного мероприятия. [5, c 19]
Для прерывания других телевизионных трансляций, в том числе художественных фильмов, рекламой существует ограничение: продолжительность каждого прерывания указанных телетрансляций рекламой не должна превышать четырех минут.
Из перечисленных выше общих и специальных правил имеются исключения.
1. разрешается распространение спонсируемых объявлений в начале и перед окончанием религиозных программ и передач продолжительностью менее 15 минут общей продолжительностью не более 30 секунд.
2. Все перечисленные правила, за исключением требования к уровню звука рекламы, не распространяются на телепрограммы, которые зарегистрированы в качестве средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, и транслируются на основании лицензии на вещание, при условии, что в таких телепрограммах продолжительность рекламы составляет 80 процентов и более времени фактического вещания в течение суток.
3. Ограничения, установленные Законом о рекламе в отношении рекламы отдельных видов товаров, не распространяются на следующие виды рекламы:
Скачать реферат бесплатно реклама
... на выставках и презентациях; - Fтелевидение – представителями рекламы на телевидении являются рекламные ролики, а также телеобъявления и телезаставки. Носитель телевизионной рекламы включает в себя изображение, звук, ... движение, цвет и, следовательно, оказывает значительно большее влияние на рекламную аудиторию, чем ...
- реклама, размещенная в месте события, транслируемого в прямом эфире или в записи, за исключением специально созданных для трансляции постановок;
- реклама, распространяемая в телепрограммах, телепередачах по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств.
4. Все вышеперечисленные правила не распространяются на публикуемую в телепрограммах информацию о телепрограммах, транслируемых на соответствующем телеканале, логотип телепрограммы и информацию об этой телепрограмме.
В целом, объем телерекламы должен значительно сократиться, поскольку в период действия утратившего силу закона о рекламе перерывы для рекламы на телеканалах в часы массового просмотра телепередач составляли в среднем семь минут и повторялись через каждые 15 минут. Общий объем рекламы на телевидении ранее не должен был превышать 20 процентов эфирного времени, однако в законе не было указано, в соотношении с каким временным периодом (час, сутки, неделя, год) следует определять данные 20 процентов. Кроме того, предыдущий закон предусматривал ограничения на повтор рекламы.
Для реализации правила об уровне звука рекламных трансляций необходимо принять специальный нормативный акт — технический регламент, в котором должны быть определены параметры соотношения уровней звука. также важно определить методику измерения звука и его сравнительную оценку, выбрать технические устройства, измеряющие звук, с целью оценки и составления отчета о результатах измерений. [5, c 21]
2.2. Реклама в кино– и видеообслуживании.
В целях защиты кинозрителей от излишнего количества рекламы законом установлен запрет на прерывание рекламой демонстрации фильма, а также на совмещение рекламы с демонстрацией фильма способом «бегущей строки» или иными способами ее наложения на кадр демонстрируемого фильма при кино– и видеообслуживании. Согласно постановлению правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. № 1264 «Об утверждении правил по киновидео-обслуживанию населения», под кино– и видеообслуживанием понимается услуга по показу художественных, документальных, научно-популярных, мультипликационных, учебных, кино– и видеофильмов, предназначенных для публичной демонстрации кино– и видеозрелищными предприятиями и имеющими прокатные удостоверения установленного образца, выданные в установленном порядке.
Закон не устанавливает ограничений на время показа рекламы до начала фильма, а практика показывает, что количество рекламных материалов в кинотеатрах очень велико при отсутствии нарушений правил, установленных действующим Законом о рекламе.
Кроме того, вопрос о рекламе определенных товаров, брендов и производителей, включенных в сценарий фильма, требует законодательного регулирования. Интересы кинопродюсеров, получающих таким образом средства на производство фильма, понятны, но интересы зрителей также должны быть гарантированы, хотя бы указав в законе необходимость информирования потребителей о такой рекламе.
Согласно статье 2 Закона о рекламе, его действие не распространяется на упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.[7, c 53]
2.3. Реклама в радиопрограммах и радиопередачах.
Правовое регулирование радиорекламы во многом совпадает с правовым регулированием телерекламы. распространять рекламу по радио можно одним способом — это прерывание радиопередачи или радиопередачи рекламой.
Для рекламы на радио установлены следующие общие требования.
1. Прерыванию радиопрограммы или радиопередачи рекламой должно предшествовать сообщение, касающееся последующего распространения рекламы, за исключением прерывания трансляции спонсируемой рекламой.
2. В радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать 20 процентов эфирного времени в течение дня.
3. Не допускается прерывать рекламой религиозные радиопередачи и радиопередачи продолжительностью менее 15 минут. Исключение сделано для спонсорской рекламы, которая может распространяться в начале и/или в конце радиопередачи общей продолжительностью не более 30 секунд.
4. Не допускается прерывать рекламой, в том числе спонсорской, трансляцию агитационных материалов.
5. Не допускается размещать рекламу в радиопередачах, транслируемых в соответствии с Законом о порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных СМИ.
6. Не допускается распространять рекламу в дни траура, объявленные в Российской Федерации.
7. При трансляции рекламы уровень ее звука, а также уровень звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должны превышать средний уровень звука прерываемой рекламой радиопрограммы или радиопередачи. Для определения требований к параметрам соотношения уровня звука рекламы и уровня звука прерываемой ею радиопрограммы или радиопередачи должен быть принят технический регламент.[5, c 34]
Специальные требования установлены для рекламы в детских и образовательных радиопередачах: реклама может распространяться непосредственно в начале и перед окончанием радиопередачи, а ее разрешенная продолжительность зависит от продолжительности радиопередачи и совпадает с продолжительностью, установленной для телерекламы в аналогичных передачах.
Специальные требования к рекламе в период радиотрансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований полностью совпадают с аналогичными требованиями к рекламе на телевидении.
Специальные требования для прерывания радиорекламой иных передач заключаются в разрешении прерывать рекламой передачу столько раз, сколько 15-минутных периодов включают в себя эти радиопередачи, а также дополнительно спонсорской рекламой непосредственно в начале и перед окончанием радиопередачи, при условии, что общая продолжительность такой спонсорской рекламы не превышает 30 секунд.
Все перечисленные выше требования не распространяются на радиопрограммы, которые зарегистрированы в качестве средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, и транслируются на основании лицензии на вещание, при условии, что в таких радиопрограммах продолжительность рекламы составляет 80 процентов и более времени фактического вещания в течение суток.
Установленные ограничения не относятся к размещаемой в радиопрограммах информации о радиопередачах, транслируемых по соответствующему радиоканалу, сообщениям о названии радиопрограммы и частоте ее вещания, а также к иной информации о данной радиопрограмме.
Требования к радиорекламе изменились в новом законе не столь существенно, как требования к рекламе на телевидении. Ограничение количества радиорекламы установлено в виде 20 процентов времени вещания в течение суток, в то время как на телевидении реклама не должна занимать более 15 процентов времени вещания в течение часа.[5, c 37]
Заключение.
Итак, реклама — это вид информации, который может распространяться любым способом и любыми формами с целью привлечения внимания определенного (или неопределенного) круга лиц к объекту рекламы. Под рекламой также может подразумеваться поддержание интереса, к какому либо продукту или продвижение его на рынке.
Согласно Российскому законодательству, реклама в России может быть трех видов — коммерческая, социальная или политическая.
Основным регулятором в области рекламы является Федеральный закон «О рекламе» 2006 года. Данный закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы коммерческого и социального характера.
С позиций современного российского законодательства — «реклама — это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этому физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний»;
Законодателем подробно определяются участники рекламной деятельности, объект и предмет рекламы, приводится перечень признаков недобросовестной рекламы. В законодательстве также приводятся требования к производству и распространению рекламы.
Реклама, как средство, непосредственно влияющее на значительное количество лиц, может быть использована для незаконных целей или может ущемить, чьи либо чувства или интересы. Эти и еще множество подобных соображений подтолкнули российского законодателя к принятию определенных мер по регулированию ответственности субъектов рекламной деятельности за незаконную или недобросовестную рекламу.
Федеральный закон «О рекламе» № 38-ФЗ от 13 марта 2006 г. внес ряд изменений и уточнений в нормы, регламентирующие рекламную деятельность, и увеличил полномочия Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по контролю за исполнением действующего законодательства.
Участники рекламной деятельности, за нарушение правил рекламной деятельности несут административную ответственность. Кроме того, необходимо отметить, что Федеральная антимонопольная служба, осуществляющая контроль в сфере рекламной деятельности, получила в последние годы существенные рычаги для воздействия на нарушителей законодательства в виде предписаний и наложения штрафов.
Правовое регулирование рекламы в телепрограммах и передачах направлено, с одной стороны, на защиту зрителя от чрезмерного количества рекламы, а с другой — на обеспечение интересов телекомпаний, для которых доходы от рекламы являются наиболее важными условие для нормальной работы.
Действующий закон о рекламе сократил общий объем телевизионной рекламы и ввел правила ее детального регулирования.
Правовое регулирование радиорекламы во многом совпадает с правовым регулированием телерекламы. распространять рекламу по радио можно одним способом — это прерывание радиопередачи или радиопередачи рекламой. Для рекламы на радио так же установлены специальные требования.
Ужесточающиеся в последние годы требования к качеству и содержанию рекламы привели к тому, что рекламопроизводители стали уделять гораздо больше внимания защите от различного рода административных рычагов государственного воздействия, что в свою очередь привело к постепенному росту качества рекламы на российском рынке.
Список использованной литературы.
[Электронный ресурс]//URL: https://marketing.econlib.ru/kursovaya/gosudarstvennoe-regulirovanie-reklamyi/
1. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2006. — № 12. — ст. 1232.
2. Баширов Н.Г. Рекламное время. — М.: АБВ, 2008. — 208 с.
3. Белоусова Е.Г., Василенкова И.И. Правовое регулирование рекламной деятельности: Комментарии и законодательство. — М.: Юрис, 2006. — 287 с.
4. Бове К.Л., Аренс У.Ф. Современная реклама. — Тольятти: Самвен, 2006. — 280 с.
6. Ларионов А.В., Ларионова В.А. Комментарий к Федеральному закону от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ «О рекламе» // Современное право. — 2008. — №. 7. — 201 с.
8. Некрасова И.В. Правовое регулирование рекламы // Адвокат. — 2007. № 7. — 119 с.
9. Панкратов Ф. Г., Баженов Ю. К., Серегина Т. К., Шахурин В. Г. Рекламная деятельность: Учебник для студентов высших учебных заведений. — 3–е изд., перераб. и доп. — М.: Информационно–внедренческий центр «Маркетинг», 2001. — 364 с.
10. Пименов П.А. Основы рекламы. М.: Гардарика, 2006. — 270 с.