Эссе имидж преподавателя

Курсовая работа

роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в сообщество и отношения взаимопомощи с друзьями. Развивайте чувство долга и ответственности перед коллективом класса, школы, чувство товарищества, коллективизма. Так же ребёнок знакомится со вторым языком – английским. Он узнаёт традиции и обычаи, историю и культуру Англии, знакомится с фольклором строения языка и т.д., что, несомненно, оставляет отпечаток на развитии младшего школьника.

Главное условие воспитания характера младших школьников — единство общих требований к ним с индивидуальным подходом к каждому. Индивидуальный подход ни в коем случае не должен нарушать общие требования. Черты характера формируются путем повторения форм поведения в жизни и деятельности. А.С. Макаренко подчёркивал, что очень важно постоянно упражнять детей в правильном поступке, «организовывать… гимнастику поведения», закреплять правильные формы поведения [28].

По окончании первого этапа школы восприятие ребенка становится более сложным и глубоким, оно становится более анализирующим, дифференцирующим, приобретает организованный характер. Внимание младших школьников непроизвольное, недостаточно устойчивое, ограниченное по объему. Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного Л.С. Выготский указал, что ребенок вступает в школьный возраст с относительно слабой интеллектуальной функцией.[28] Мышление детей развивается во взаимосвязи с речью. Большую роль в познавательной деятельности школьника играет память. Его мозг настолько гибок, что он легко справляется с дословным запоминанием. Становление личности маленького ученика происходит под влиянием новых отношений со взрослыми и сверстниками, новых видов деятельности и общения, включения в целую систему коллективов. У младших школьников развиваются элементы социальных переживаний, развиваются навыки социального поведения. Младший школьный возраст предлагает больше возможностей для развития нравственных качеств личности. Этому способствует гибкость и некоторая внушаемость учеников, их доверчивость, склонность к подражанию и, прежде всего, огромный авторитет учителя. В этом возрасте, покидая семью, ребенок попадает в школьный коллектив и должен подчиняться его требованиям, а также требованиям соседей, дорог, полей. Может заниматься как индивидуальными задачами, так и серьезными семейными делами, выучить школьный распорядок. Но, усвоив законы «общины», он пытается их нарушить, но искренне сожалеет о своих действиях. Некоторым парням не нравится дружба со сверстниками, и они беспокоятся, если друг заводит нового друга. Они любят игры, они ответственны за свою роль, за концепцию справедливости. Учитель для него авторитет.

28 стр., 13600 слов

Анализ влияния рекламы на ребенка

... образования дети младшего школьного возраста и даже старшие школьники часто не в состоянии до конца понять, о чем говорится в той или иной рекламе. Среди методов психологического воздействия рекламы на детей ...

Воля не сформирована, мотивы не осознаются. Гиперчувствительность, способность глубоко и сильно переживать преобладает над доводами разума, ученик совершает множество безрассудных поступков. Развитие младшего школьника – очень сложный и противоречивый процесс. В этом возрасте растущему человеку нужно многое понимать, а потому необходимо максимально использовать каждый день его жизни. Основная задача возраста — понять окружающий мир: природу, человеческие отношения. Важно отметить, что для выполнения этой задачи учителю необходимо мотивировать учеников [44].

Мотивация (от лат. «двигать») – общее название для процессов, методов, средств побуждения учеников к активной познавательной деятельности. (И.П. Подласый, 2000) С позиции ученика следует вести речь о мотивации учения. Мотивация как процесс изменения состояний и отношений человека основана на мотивациях, которые понимаются как конкретные мотивации, причины, которые заставляют ученика учиться, действовать и делать что-то. можно классифицировать причины, действующие в системе обучения, по разным критериям. По видам выделяют социальные и познавательные мотивы. По уровням эти причины делятся на широкие и узкие социальные, социальное сотрудничество, широкие познавательные, образовательные и когнитивные причины, самообразование. Так же мотивы делятся на внешние и внутренние. Первые исходят от учителей, родителей, класса, общества в целом и принимают форму предложений, намеков, просьб, инструкций, просьб, стимулов или даже принуждения. Истинный источник мотивации ребёнка находится в самом ребёнке. Поэтому решающее значение придается не причинам обучения — внешнему давлению, а причинам обучения — внутренним побудительным силам.

Обучение младшего школьника в зависимости от ситуации определяют и направляют различные мотивы [44]:

  • чувство долга,
  • желание получать похвалу учителя,
  • боязнь наказания,
  • привычка выполнять требования взрослых,
  • познавательный интерес,
  • честолюбие,

утвердиться в классе,

  • желание порадовать родителей,
  • желание получить «пятёрку»,
  • желание получить награду,

Среди этих причин одна будет главной, остальные — аккомпанементом. Учитель выделит основную причину и будет действовать, исходя в основном из нее.

Поэтому первичное представление о преобладании и действии некоторых учебных мотивов можно получить, наблюдая за отношением ученика к учителю. Исследование позволяет выделить разные фазы вовлеченности ребенка в процесс обучения: отрицательную, положительную и индифферентную. Негативное отношение школьников к обучению характеризуется бедностью и ограниченностью мотивации, низким интересом к успеху, вниманием к оценке, неспособностью ставить цели, преодолевать трудности, нежеланием учиться, негативным отношением к школе и учителям. Безразличное отношение имеет те же отличительные особенности, но предполагает наличие навыков и возможностей: при смене ориентации можно добиться положительных результатов. Умелые, но ленивые — отличительная черта учеников этого типа. На разных уровнях положительного отношения школьников к учебе происходит постепенное повышение мотивации от нестабильной до глубоко осознанной. Высший уровень характеризуется стабильностью мотиваций, умением ставить долгосрочные цели, предвидеть последствия собственной учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути к достижению цели. Студент ищет нестандартные способы решения учебных задач, проявляется гибкость мышления, предпочтение отдается творческой деятельности, увеличивается доля самообразования. Во многом образ учителя влияет на формирование личности младшего школьника. Образ учителя — эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании учеников, коллег, социальной среды, в массовом сознании. При формировании образа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые ему приписывают другие.

9 стр., 4121 слов

Имидж современного делового человека: язык, речь, манера общения

... компоненты имиджа делового человека: внешний облик (манера одеваться), тактика общения (язык, речь, манера общения, ... имиджа современного предпринимателя. Цель работы - раскрыть сущность понятия «имидж» и показать, из каких компонентов формируется имидж ... мотивации их поведения, а также формирование образов, которые затребованы сегодня народными массами» [2]. Известный американский исследователь имиджа ...

1.2 Психологический в имиджелогии педагога и особенности его использования в процессе становления личности младшего школьника

Основываясь на существующих определениях изображения, мы выделим его основные составляющие. Наиболее значимые из них [39]:

  • Внешний облик;
  • Использование вербальных и невербальных средств общения;
  • Внутреннее соответствие образа профессии — внутреннее «Я».

Внешний вид помогает человеку привлечь к себе внимание, создать позитивное «я», выглядеть не только хорошим человеком, но и прекрасным учителем. Учитель всем своим внешним видом должен расположить к себе как учеников, так и взрослых. В нем постоянно должны отражаться его богатый внутренний мир, любовь к детям и забота о них. Всегда следует помнить, что дети учатся правильно одеваться у взрослых, особенно у любимого учителя. Одно из главных правил проявляется в том, как одеваться: красиво выглядеть — значит проявлять уважение к окружающим. Значит, такие требования к внешности человека помогают педагогу улучшить его профессиональный имидж. Правильный выбор одежды помогает добиться профессионального успеха. Избегая недоверия коллег к своим профессиональным качествам, не следует появляться на работе в ультрамодной одежде. [40]

Разумно сочетая требования моды со своим внешним видом, следует соблюдать такое правило: быть одетым слишком модно — признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т.е. надо одеваться по моде, но так, чтобы это не бросалось в глаза. Настоящий учитель не станет подчеркивать свою привлекательность одеждой, он продемонстрирует на работе свой ум, умения и профессиональные навыки, которые важнее во всех аспектах внешности.

Вербальные и невербальные средства общения являются важными составляющими имиджа учителя.

В речевого общения входят [18]:

1. Значение и смысл слов, фраз (“Разум человека проявляется в ясности его речи”).

Важную роль играют точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность предложения и его разборчивость, правильное произношение звуков, слов, выразительность и значение интонации.

2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая),ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что самое привлекательное в общении — это спокойная, спокойная и размеренная манера говорить.

3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки — это кашель; нулевые звуки — это паузы, а также звуки назализации-“хм-хм”, ”э-э-э” и др. Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7% , звуки и интонации38%, неречевое взаимодействие-53% (“говорим голосом, беседуем всем телом” Публиций).

7 стр., 3009 слов

Этика: Манеры общения,

... манер общения - физические движения. Благодаря им, каждый из нас владеет языком тела, т.е. беззвучным языком, состоящим из жестов и мимики, без которых имидж малоэффективен. Телодвижения - важная часть человеческого образа. ... рис.Е. Особенно это касается женщин и молодых людей. Подростки также сильно сутулятся. По этой причине окружающие иногда считают их ленивыми и медлительными, что далеко не ...

Невербальные средства общения изучают следующие науки:

  • а) кинесика (жесты, мимика, походка, поза, визуальный контакт);
  • б) просодика (интонация, громкость, тембр, паузы, вздох, смех, плач, т.е. интонационные характеристики голоса);
  • в) токесика (тактильные взаимодействия);
  • г) проксемика (ориентации, дистанция, т.е.

организация общения).

Большинство исследователей разделяют мнение, что вербальный канал используется для передачи информации, а невербальный — для «обсуждения» межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо вербальных сообщений. Невербальное общение ценно тем, что оно проявляется, как правило, бессознательно и самопроизвольно и обусловлено импульсами нашего подсознания; т.о., отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем вербальному каналу общения. Вот 10 основных категорий информации о говорящем (учителе), которые в рамках невербального канала акустическим путем передаются слушателю (ученику), независимо от того, что говорит человек [15]:

  • индивидуально-личностная;
  • эстетическая;
  • эмоциональная;
  • психологическая;

социально-иерархическая

возрастная

половая

медицинская

пространственная и другие.

А сейчас рассмотрим наиболее важные позиции самоотражения учителем своего психолого-поведенческого облика, то есть имиджа:

1.Общетелесное самораспоряжение (манера перемещаться по классу, излюбленные позы и избираемые точки-позиции той или иной длительности пребывания).

[24]

повышенная подвижность во всех ее формах легко становится отвлекающим фактором;

— у каждого человека в силу его индивидуальности, например, типологической, имеется свой диапазон подвижности. И, скажем, у учителя-флегматика с его умеренной подвижностью есть свой максимум этого качества, и он воспринимается школьниками приблизительно так же, как и предельно интенсивное

психологический эффект педагогического воздействия в малой степени зависит от абсолютной силы поведенческого фактора, он обусловлен его уместностью и относительной мерой в рамках возможностей учителя;

  • умеренная или даже намеренно ослабленная интенсивность поведенческого воздействия нередко приводит к желательным и значительным результатам.

2. Жестовая выразительность — одно из самых ярких средств выражения отношения к ученикам. Мы отмечаем парадокс: то, что наиболее часто встречается в нашем моторно-поведенческом аспекте, известно меньше всего. Это связано с укоренившейся привычкой жестикулировать определенным образом, достигая в значительной степени автоматизированного уровня поведения. Однако на людей, которые нас воспринимают, эта форма поведения в первую очередь влияет и учитывается при формировании мнения о человеке. [23]

3. Мимическая выразительность. Эта поведенческая сфера имеет еще более высокий уровень информативно-выразительности и воздействия. Ведь мимика более тесно сливается с речью, хотя, конечно, она может использоваться учителем и самостоятельно — в «чистом виде» без словесного сопровождения. [35]

4. Интонационное поведение — это психическое явление удачно обозначается термином «поведение», так как оно охватывает широкую сферу дидактической деятельности, динамически и превосходит другие поведенческие показатели по влиянию. Неслучайно одно и то же обращение учителя может быть воспринято школьниками по-разному. [23]

5. Саморегуляция речи — выражается в контроле учителем объема речи и ее темпо-ритмических характеристик. [35]

известно, что информационная сторона речи учителя еще не является фактором передачи знаний. Весьма важно и то, как звучит содержательная речь. Это требование к устной речи особенно возрастает, когда дети выступают в роли добытчиков — аудитории учителя начальных классов.

не менее важно, чтобы изображение не противоречило внутренним установкам учителя, соответствовало его характеру и мнению. Создавая свой образ, учитель тем самым самосовершенствуется. Персонал как нечто внутреннее проявляется в деятельности, в конкретных продуктах творчества. При этом деятельность выступает аспектом перехода от личного внутреннего к внешнему — продуктивному. Это чаще всего — оригинальность, непохожесть, внешнее самооформление, экспрессия, умение транслировать свою неповторимую личность, делать ее оригинальной в каждом компоненте педагогического процесса — от цели и задач до отбора содержания, средств, способов и приемов их презентации, а также в стиле общения со всеми участниками целостного педагогического процесса, в каждой эмоциональной реакции на поведение школьников, в разрешенной себе степени свободы импровизации на уроке.

Внутренний образ — это прежде всего культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, обратный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие. [42]

Внешний образ — это техника игры и игровая подача, особые формы выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального отношения к действительности, владение умением самопрезентации, выведение учеников на игровой уровень, умелая режиссура всего хода урока. [42]

Выводы по главе 2

Поэтому сущность педагогической деятельности, а также связанная с ней продуктивность — одна из самых актуальных проблем психологии и педагогической науки. Обычно научный анализ этих важных явлений заменяется общими рассуждениями об искусстве обучения. Да, работа учителя уникальна, это такое же высокое искусство, как творчество композитора и художника, а может быть, намного сложнее.

Конечно, научный анализ педагогической деятельности отдает дань уважения уникальности творческого метода каждого учителя, но сам он строится не на описаниях, а на принципах сравнительного исследования, качественного и количественного анализа. Особенно перспективным считается направление, связанное с применением принципов системного подхода к анализу образов педагогической деятельности.

Мы рассматриваем образ учителя как важный аспект его профессионализма и средство педагогического воздействия на школьников. Он раскрывается в двух планах: во-первых, с точки зрения требований к учителю со стороны общества (каким оно себе представляет педагога как просветителя и носителя нравственного опыта); во-вторых, с позиций учителя — каким он стремится представить себя детям, что он хочет о себе заявить обществу.

Образ учителя во многих отношениях является его социально желательным образом. Как отмечал Э. Фромм, чтобы получить положительный имидж, человек должен обладать высокими профессиональными качествами и приятными личными качествами. «Духовное богатство личности, — считает K.M. Гуревич, — эмоциональное наполнение проявляется через внешнее поведение, внешний вид. Подозрительна личность, которая несет на лице следы непроницаемой плотности, но призывает нас прорваться к вершине интеллекта».

Формирование имиджа учителя — это целенаправленная активная деятельность, направленная на информирование учителя о сильных сторонах тех личных качеств и взаимоотношений, которые объективно важны для успешной работы с детьми. Правильно осознанное воспитательное и воспитательное значение имиджа учителя для развития подрастающего поколения формирует их ответственное отношение к формированию своей индивидуальности. Практическое овладение учителем основными принципами педагогической этики, развитие его профессиональной культуры и научной организации труда является важным аспектом становления имиджа. Успешно спроектированный педагогический имидж влияет на самоутверждение учителя и его дальнейшее профессиональное самосовершенствование.

Большая часть педагогических умений соотносится в основном с проблематикой самопознания, саморефлексии в личности и деятельности учителя.

Проанализируем ряд характеристик личностной активности учителей, детерминирующие имиджевое поведение, выбрав одну из ведущих – самосознание. А.Н. Леонтьев определял самосознание как «осознанное отношение к своим потребностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям». Наш выбор объясняется тем, что «личность, определяемая как высший уровень самосознания, содержанием которого является система смысловых ориентаций человека в мире, является средством приобщения к родовой человеческой сущности».

Профессиональное самосознание — ядро личности педагога, которое осуществляет взаимосвязь и согласование ведущих структур личности: мотивов, установок, ценностей, убеждений, идеалов.

Профессиональное саморазвитие учителя требует от него способности изменять формы и методы, структуру и содержание программы учебного материала, индивидуализированные образовательные программы, разработку интегративного курса. Основа готовности к этому — развитие самостоятельности, творческой инициативы учителя. Формирование индивидуального имиджа является неотъемлемой частью саморазвития учителя.

Нельзя не отметить, что в индивидуальном имидже учителя также непосредственно отражаются особенности и уровень развития его профессионального самосознания.

Имидж формируется под влиянием социальных воздействий, выражают социальный алгоритм воспроизводства духовной жизни, но роль их ограничивается обеспечением взаимодействия между моралью и нравственностью. Можно сказать, что имидж — это естественный и привычный алгоритм духовной жизни общества. Имидж выражает не только субъективное желание нравиться возможно большему числу лиц или кому-то персонально, но и воплощает в себе сами «правила игры», делающие такое положение вещей возможным. Другими словами, имидж отражает необходимость согласования жизни психики (включая самые интимные ее аспекты) с индивидуальным и групповым опытом бытия.

Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в коммуникативные ситуации, требуя проявление качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию. К таким качествам мы отнесли способность к рефлексии, эмпатию, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству. Именно эти качества имиджевого поведения, на наш взгляд, стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска, содействуют взаимопониманию и сопереживанию. В то же время, эти качества составляют гуманистический потенциал учителя и способствуют развитию личности каждого ребенка, обеспечивая целесообразность и эффективность педагогического взаимодействия.

Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование имиджа педагога начальной школы

3.1 Анализ имиджа современного учителя начальных классов

Целью анализа являлось изучить содержание стереотипных представлений о личности и профессиональной деятельности современного учителя, сформированных в сознании учащихся и родителей как компоненте имиджа применительно к профессии учителя.

На данном этапе нами использовались такие методы педагогического исследования как:

  • педагогическое наблюдение;
  • интервью-тестирование педагогов, родителей, школьников;
  • социальный опрос;
  • сравнительный анализ;
  • методы математической обработки.

Базой практики стала МОУСОШ № 35 г. Ставрополя. В целом в работе участвовало 100 человек.

Для выявления профиля стереотипного современного учителя, соответствующего представлениям и ожиданиям школьников разного возраста начальной школы (1–4 классов).

На данном этапе эксперимента было проведено психолого-педагогическое обследование, позволившее оценить состояние имиджа практикующих учителей.

Имидж-характеристики, воспроизведенные респондентами, то есть современными школьниками, соответствуют полученным компонентам (по Е.А.Петровой):

  • индивидуально-личностные качества;
  • коммуникативные особенности;
  • особенности профессиональной деятельности;
  • внешний облик.

Таблица № 1.

Критерии и показатели оценки имиджа педагога начальных классов

Критерии

Показатели

Методы и методики

Субъектный

мотивационный

когнитивный

эмоциональный

беседа, наблюдение, анкеты «Мой профессиональный имидж», «Роль имиджа педагога в его профессиональной деятельности»;

  • методики: «Профессиональные установки и ценности», «Напишите свой портрет», «Дембо-Рубинштейн»;
  • мотивация профессиональной деятельности (А.А.Реан);
  • беседа, анкета «Мой профессиональный имидж»;
  • методика типового состояния (по Э.Эйдемиллеру и В.Юстицкому);
  • беседа, наблюдение, анкеты «Мой профессиональный имидж», «Роль имиджа педагога в его профессиональной деятельности»;
  • САН, ШСНС, тест на определение коэффициента комфортности;
  • методика типового состояния (по Э.Эйдемиллеру и В.Юстицкому);
  • тесты: «Ваши эмпатические способности», «Насколько Вы терпимы?», ШРЛТ Спилберга-Ханина, школьная тревожность по Филипсу;

операционно-деятельностный

владение способами реализации имиджа педагога, способствующего процессу становления личности младшего школьника;

  • владение способами диагностики проявлений имиджа педагога в профессиональной деятельности;
  • владение способами коррекции и развития имиджа педагога.

наблюдение, беседа, анкета «Мой профессиональный имидж»;

  • метод экспертной оценки, методика «Ваш имидж»;
  • тесты-опросники: невербальной компетентности (Е.А.Петрова), «Склонность к рефлексии невербального поведения»;
  • наблюдение, беседа, анкета «Мой профессиональный имидж»;

отношений

выбор стиля руководства и стиля общения;

  • комфортная психологическая атмосфера в процессе взаимодействия субъектов образовательного процесса.

наблюдение, анкета, метод экспертной оценки,

методики: «Стиль руководства», «Учитель глазами ученика»;

  • наблюдение, беседа, метод экспертной оценки.

Анализ проводился в четыре этапа(В.Ф.Петренко, Е.А.Петрова, А.А.Калюжный, Н.М.Шкурко и др.)

1 этап – мотивационно-целевой

Цель – развитие позитивной мотивации нынешних педагогов к созданию имиджа учителя в своей профессиональной деятельности собственными силами или посредством образовательного имиджмейкера.

Содержание:

Условие. Ценностно-нормированное поведение учителя обеспечивает ему постоянную и твердую позицию в воспитательной среде в качестве активного субъекта; создает обстановку сотрудничества и взаимопонимания между педагогом и школьниками в процессе субъект-субъектного взаимодействия. Базовыми приемами осуществления условий являлись креативно-коллективные действия, тематические недели с активным привлечением к ним учащихся, различные специально разработанная диагногстика «Оценка педагогического имиджа».

Результат:

2 этап – концептуально-стратегический

Цель — определение стратегии процесса имиджирования, глубокое осмысление основополагающих принципов явления и философско-концептуального аппарата (Я-концепции).

Содержание

Условия. Выбор стратегии поведения учителя, изучение и внедрение принципов имиджирования, а также Я-концепции, дают возможность педагогу уверенно формировать интегрированный имидж, просчитывать будущие ходы, вовремя корректировать свой образ на ранних этапах его создания. Необходимо выделить условия реализации и регулирования концептуально-стратегической программы: ролевые и сюжетные игры, факультативы, психолого-педагогические чтения, уроки философии, посвященные Я-концепции и уроки логики, изучающие явления «стратегия» и принципы и др.

Результат:, Ш этап — консультативно-технологический

Цель – изучение личностных свойств воспитания, самоопределение его внутри профессиональной деятельности, эмпирическое использование философско-концептуального аппарата, сочетание ведущей стратегии с тактическими вариантами, усвоение имиджевых технологий.

Содержание:

Условия. Подчеркивание цели и организации процесса имиджирования содействуют вычленению личностных образований и созданию разноуровневых критериев и показателей. Для актуализации профессиональных характеристик учитель участвует во всех сферах жизнедеятельности социума класса. Реализация программыавторского специального курса «Педагогическая имиджелогия» и методики «Оценка педагогического имиджа» через организацию рефлексии, диалога, полилога, коллективной творческой деятельности, деловых игр и т.п. Имиджевая технология формируется за счет индивидуальных бесед и интервью имиджмейкера с наставником.

Результат:

4 этап – результативно-оценочный

Цель – корректировка имиджа учителя.

Содержание:

Условия. Самовыражение в настоящей профессиональной деятельности, во внеучебное время, на культурно-массовых мероприятиях, рефлексия ситуаций с помощью контрольных вопросов (вопросы для самоконтроля) из специального курса «Педагогическая имиджелогия».

Результат:

После рассмотрения этапов имиджирования, имиджмейкером или самим наставником принято оценивать эффективность имиджирования. Эффективность имиджирования определяется как адекватность изменений в сознании и социальных действиях личности тем целям, которые ставились в процессе ее развития за соответствующий промежуток времени. Как показывают личные наблюдения авторов, имиджирование часто проводится в двух формах: групповой и индивидуальной, из которых исследователей нынешней проблемы интересует больше вторая. Индивидуальное имиджирование (в том числе и индивидуальный имиджмейкинг) субъекта идет по пути разделения на: внешне-направленное и внутренне-центрированное. Внешне-направленное имиджирование учителя, проводимое профессиональным имиджмейкером разбивается на две стадии: моделирование (выявление психотипа (способностей, темперамента, характера, воли, эмоции, мотивации), выборка на базе итогов диагностики габитарно-аксессуарных элементов, кинестетических компонентов, общеповеденческих особенностей, социально-психических компонентов, атрибутивно-средовых особенностей и консультирование (обучение способам усвоения сегментами скоординированного имиджа и приемам самоимиджирования).

Внутренне – центрированное имиджирование обращение к личности воспитателя и как сам процесс вбирает в себя алгоритмически ступени: во-первых, разработка эталонного имиджа индивида; во-вторых, создание промежуточной между спонтанной и идеальной версиями имиджа педагога, предъявление данного имиджа целевой аудитории; в-третьих, обучение приемам самоимиджирования благоприятной имиджевой среды. Первая стадия внутренне-центрированного имиджирования наставника содержит характеристику и доказательство запроса обучающего на процесс имиджирования, а также разработку совершенного облика с наличием ментальности индивида, его антропологических, полоролевых. Возрастных, эстетических параметров, внутренне — этичного, индивидуально-субъектного, профессионального уровня развития, степени сконструированности имидж — притязаний, присутствие реальных вариантов их продвижения и т.д. второй пункт личностного имиджирования состоит из: материализации появившихся компонентов образа их объединения в учебные субъекта, обрабатывание новых поведенческих стереотипов, синхронной адекватности самооценки, изменений недействующих психоэмоциональных положений. Приспособленческих состояний.. поведенческих проявлений, вербальной и невербальной коммуникации, поведенческих стереотипов; выработку устойчивых навыков конструктивного взаимодействия, системы отношений и самоотношений; индивидуальный подбор средств самовыражения, позволяющий раскрыть внутренний потенциал человека (например, манера поведения, одежда, прическа, макияж, аксессуары и другие); повышение уровня саморегуляции, адаптированности человека к условиям его жизни; моделирование индивидуального стиля поведения в различных жизненных ситуациях; овладение технологией защиты имиджа в конфликтных ситуациях и т.д., в совокупности обеспечивающих гармонизацию психологического статуса индивида его внутреннего мира с внешним обликом и поведением. Третья стадия внутренне — центрированного имиджирования учителя – обучение его способам самопредставления и приемам формирования благоприятной имиджевой среды вокруг себя. Подобное происходит в результате информационных сообщений демонстрации разных наглядностей, показа аудитории школьников, необходимых характеристик самоимиджирования и всевозможных типов имидж-тренингов (психотренинг, социально-психологический, коммуникативно-речевой, операционный, инновационно-рефлексивный, коммуникативной компетентности и т.п.), помогающих запоминанию новых стереотипов поведения и самопредставления.

Имидж учителя как образ-представление о типичном представителе профессии существует в индивидуальном сознании школьника. Особенности содержания этого имиджа можно выявить путем изучения оценок по трем выявленным ранее факторам имиджа профессии учителя – «Особенности профессиональной деятельности и общения», «Учитель как личность», «Психологическая близость профессии учителя».

Таким образом, построение типологии имиджа профессии учителя может быть осуществлено на основе группировки респондентов по выделенным факторам восприятия. Испытуемые респонденты каждой группы имеют сходные особенности восприятия и характеризуются восприятием определенного типа имиджа профессии учителя. Выявление особенностей восприятия каждой группы путем сравнения средних значений по каждому из выделенных факторов дают возможность описать типы имиджа.

Свойственный им тип имиджа профессии учителя характеризуют низкая оценка профессиональной деятельности и стиля общения современного учителя, невысокая оценка личностных качеств учителя и отсутствие психологической близости и значимости профессии, явное отсутствие желания стать в будущем школьным учителем. Данный тип может быть определен как «Негативный имидж».

Соотношение различных типов имиджа профессии учителя, сформированных в групповом сознании школьников, представлено на рисунке1.

Имидж педагога

Рисунок 1. Соотношение различных типов имиджа профессии учителя у современных школьников

Как видно из предложенной диаграммы, распространенность различных типов имиджа неодинакова, в групповом сознании школьников преобладает имидж учителя как сильной личности, образованной и культурной. Исследование выявило и негативный тип имиджа профессии учителя, который сформирован у 23% школьников, среди которых преобладают младшие школьники 12 лет. Примечательно, что 19% учащихся свойственен «Профессионально привлекающий тип имиджа профессии учителя»; среди таких респондентов значительно больше девочек в возрасте 11-12 лет, учащихся в 3, 4классов.

3.2 Методические рекомендации для учителей начальных классов по педагогического имиджа

Наиболее важными элементами педагогического имиджа являются А.А. Калюжному):

1. Создание имиджа является только дополнением, а не заменой педагогической деятельности.

2. Следует обращаться к созданию педагогического имиджа задолго до начала педагогической деятельности.

3. В основе коммуникации должен быть простой язык, а рассматриваемые проблемы должны иметь значение для каждого.

4. Обязательно необходимы эксперты со стороны.

При использовании данных элементов педагогической техники, прежде всего, необходима направленность.

Другим эффективно воздействующим элементом имиджелогии являются визуальные символы. Визуальное сообщение создает множество одинаковых цепочек восприятия, создает иные условия ее функционирования, так как сориентирована на иную половину мозга. Мысль правого полушария – это образ, гештальт. Такая мысль может служить основой догадки, интуиции. Но эта мысль не только глобальная, нерасчлененная и смутная. Не имея соответствующего языкового оформления, она скрыта не только для других, но и для себя.

Таким образом, визуальный канал по объему принимаемой информации является основным, а визуальное сообщение обладает большей долговременностью. Именно этот канал является основным, так как внешние параметры могут существенным образом видоизменить поведение человека. По полученными нами социологическим данным, первое впечатление формируется на 9% содержанием, а 37% — голосом и на 54% — внешностью. Визуальное сообщение хранится дольше и прочнее в нашей индивидуальной и социальной памяти, поэтому и считается самым сильным воздействия на другого человека. А это в свою очередь означает, что имиджелогия педагога имеет определенный набор составляющих соответствующих своих характеристик или компонентов, формирующих его профессиональный имидж. Наиболее значимыми, на наш взгляд, являются профессиональная компетентность педагога и эрудиция, педагогическая рефлексия, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление и импровизация, педагогическое общение.

Учителю необходимо не столько развить умение предъявлять себя, сколько умение видеть и оценивать себя и других, важно осознать то, что целью развития и формирования имиджа учителя является не воспитание актера или педагога в маске, а учителя с качествами актера, творца, которые должны проявляться в зависимости от решаемых педагогических задач.

Педагог постоянно сталкивается с самыми разными проблемами межличностного общения. Отсутствие культуры педагогического общения или ее низкий уровень нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций, напряженности в отношениях между учителем и учеником или целым классом. Успешное разрешение конфликтов зависит от общей психологической грамотности и уровня педагогической культуры учителя. Основными моральными нормами, на которых основываются взаимоотношения учителя с учениками, являются: уважение достоинства каждого из своих воспитанников, доверие и внимательное отношение к их внутреннему миру, душевная чуткость и доброжелательность. Психологически грамотное восприятие учителем ученика поможет установить взаимопонимание и эффективное взаимодействие. Эту возможность во многом обеспечивают педагогу сформированные перцептивные умения, т.е. умение правильно оценивать по выражению лица, жестам, речи, действиям детей их эмоциональное состояние. Существуют два взаимосвязанных вида социальной перцепции: собственно перцептивный (восприятие и слушание ребенка или другого человека) и эмпатийный (особая чувствительность к ребенку, сопереживание и сочувствие другому).

Процесс социального восприятия предполагает прежде всего наличие культуры слушания. Многочисленные исследования показывают, что большинство работников образования не обладают в достаточной степени навыками слушания.

Слушание – это процесс, в ходе которого устанавливаются связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, которое делает эффективным любое общение. Слушание требует определенных навыков, которым необходимо научиться учителю, так как процесс слушания занимает существенную часть его жизни [28].

Различают несколько видов слушания: активное, пассивное, эмпатическое.

Активное слушание

Продуктивные способы