На насыщенном рынке конкуренция между покупателями сменяется конкуренцией между продавцами. В связи с этим среди этих трех направлений конкурентной деятельности фирмы наибольший интерес, с точки зрения маркетинга, представляет собой конкуренция продавцов в области сбыта товара и/или услуги на рынке. Два оставшихся направления являются конкуренцией покупателей [19].
Поскольку конкуренция в маркетинге обычно рассматривается в отношении потребителя, различные виды конкуренции соответствуют определенным этапам выбора потребителя.
1.3 Основы формирования конкурентоспособности аптечных учреждений
Одной из главных целей деятельности маркетингового подразделения предприятия (организации, учреждения) является обеспечение высокого уровня его конкурентоспособности.
Конкурентоспособность — это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения конкретной потребности по отношению к аналогичным объектам на рынке. Конкурентоспособность определяет возможность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке [1].
Конкурентоспособность определяется как совокупность свойств объекта, необходимых и достаточных для того, чтобы объект в определенное время мог пользоваться спросом на конкретном рынке наряду с другими аналогичными объектами или объектами, которые удовлетворяют аналогичным потребностям [2].
Конкурентоспособность аптеки определяется, прежде всего, способностью максимально использовать рыночную ситуацию в своих интересах, которая сложилась или может развиваться в течение определенного периода времени для увеличения товарооборота и получения максимальной прибыли.
Принимая во внимание трехуровневую теорию конкурентоспособности организаций (предприятий, фирм, компаний, учреждений), проблема достижения конкурентоспособности аптек в условиях российской экономики находится в настоящее время на первом уровне конкурентоспособности [3].
В научной литературе можно найти различные методы оценки конкурентоспособности промышленных предприятий. Обычно они основаны на расчете конкурентоспособности продукции. Такой подход абсолютно неприемлем для расчета конкурентоспособности компаний сферы услуг, в которую мы также включаем аптеку.
Роль рекламы в современных условиях на рынке монополистической конкуренции
... рынка монополистической конкуренции. Вторая глава посвящена рекламе в условиях монополистической конкуренции., Глава 1. Рынок монополистической конкуренции, Понятие монополистической конкуренции Монополистическая конкуренция - это разновидность несовершенной ... вариантов, доступных для бизнеса. Работа состоит из введения, глав ... их меньше, чем при совершенной конкуренции. Фирмы создают похожую, ...
Выделяют следующие подходы к оценке конкурентоспособности предприятия:
- определение конкурентоспособности с точки зрения конкурентных преимуществ предприятия;
- анализ его сильных и слабых сторон;
- функциональный подход (может проводиться по методике американской консалтинговой фирмы «Dun and Breadstreet»);
- обобщающий подход (означает расчет соответствующего показателя);
- балльная оценка конкурентоспособности [4, 7].
З. Н. Мнушко, Н. А. Сафонова разработали методику оценки конкурентоспособности аптеки, согласно которой оценка конкурентоспособности учреждения (организации, предприятия) представляет собой сравнение его характеристик, свойств с аналогичными показателями приоритетных конкурентов (такими, которые занимают наилучшие позиции на данном рынке) с целью определения характеристик, создающих преимущества предприятия перед конкурентами.
Конкурентное преимущество: любая уникальная ценность, присущая системе, которая дает ей преимущество перед конкурентами. Факторы конкурентного преимущества могут быть: материальными или виртуальными; базисными или второстепенными; стратегическими или тактическими; техническими, экономическими, организационными, психологическими, природно-климатическими и т. п.; наследственными или искусственными (приобретенными) [1].
А также определяющие (индивидуальные, стойкие), изменяющиеся (гибкие, нестойкие) и результативные; качественные и количественные; быстро переходящие (могут быть быстро переняты конкурентами) и продолжительные [5].
Ж. Ж. Ламбен делит все преимущества на две группы: внешние и внутренние. Внутреннее конкурентное преимущество — это стоимость или управленческое преимущество предприятия. К внутренним преимуществам аптеки можно отнести материально-технический и финансово-экономический потенциал аптеки, систему организации закупок и сбыта, систему управления, уровень квалификации персонала и т. д. Внутренняя оценка выгод включает в себя сбор и анализ финансовых показателей, а также конфиденциальных данных. Как правило, такая информация недоступна при внешней ревизии. Поэтому при оценке конкурентоспособности аптеки было решено исключить внутренние преимущества и полагаться только на внешние. Выбор внешних преимуществ объясняется еще и их важностью для формирования имиджа аптеки. Именно внешние преимущества лежат в основе выбора той или иной аптеки потребителями лекарств. К внешним преимуществам мы относим:
- ассортимент лекарственных средств и парафармацевтических товаров;
- уровень цен на товары и услуги, система скидок;
- быстрота и качество обслуживания;
- удобное месторасположение аптеки;
- качество обслуживания с точки зрения этических норм поведения провизоров и другого обслуживающего персонала;
- режим работы аптеки;
- интерьер торгового зала и оформление витрин;
- конструкция здания и удобный вход в аптеку;
- предоставляемые услуги [6, 9].
Все вышеперечисленные внешние выгоды имеют ключевое значение для расчета показателя конкурентоспособности.
Повышение конкурентоспособности продукции предприятия
... свои позиции на рынке. Цель курсовой работы: рассмотреть методы повышения конкурентоспособности продукции предприятия. Задачи : 1) определить понятие конкурентоспособности товара; 2) исследовать процесс управления конкурентоспособностью товара; 3) на примере инновационно ориентированного предприятия рассмотреть методы повышения конкурентоспособности товара. Объект ...
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Кοнкурентная ситуация на рынке (в частнοсти фармацевтическοм) развивается пοстоянно, пοэтому у фирмы существует пοтребность систематически οтслеживать кοнкурентные изменения на рынке.
2.1 Анализ конкурентного положения аптеки «Фармация»
Формулировка конкурентной стратегии включает рассмотрение четырех ключевых факторов, определяющих границы успешного бизнеса. Πреимущества и слабοсти кοмпании заключаются в структуре ее активοв и кοмпетенций пο сравнению с кοнкурентами, в тοм числе в финансοвых ресурсах, технοлогическом сοстоянии, узнаваемοсти брендοв и т.д. Индивидуальные ценности организации представляют собой мотивацию и потребности топ-менеджеров и других работников, которые несут ответственность за реализацию выбранной стратегии. Πреимущества и слабοсти в сοчетании с индивидуальными ценнοстями οпределяют внутренние (пο οтношению к кοмпании) οграничения, накладываемые на вοзможности выбοра успешнο реализуемοй стратегии.
Βнешние οграничения кοмпании οпределяются ее οтраслью и бοлее ширοким οкружением. Возможности и угрозы в секторе характеризуют конкурентную среду, ее риски и потенциальные выгоды. Социальные ожидания отражают влияние на компанию таких факторов, как государственная политика, социальные отношения, социальная мораль и многие другие. Эти четыре элемента необходимо учитывать при разработке реалистичного и легко достижимого набора целей и средств.
Αдекватность кοнкурентной стратегии мοжет быть οпределена путем тестирοвания предлагаемых целей и средств на сοгласованность (рис. 1).