Актуальность. В настоящее время изучение франчайзинга является одной из актуальных проблем казахстанской экономики. Многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения и анализа функционирования предприятий в форме франчайзинга и создания лучших условий для успешного развития системы франчайзинга.
Сегодня не только в Алматы, но даже в небольших и даже совсем малых казахстанских городах можно частенько встретить магазины, кафе, аптеки известных брендов. И аким с удовлетворением отмечает, мол, так развивается наш город, и бизнес сети уже пришел к нам. А горожане, многие из которых даже не знают такого слова — франшиза — с удовольствием пользуются услугами заведений известных брендов.
Многие предприимчивые люди в этой сфере хотели бы иметь собственный бизнес, но большинство из них просто не могут себе этого позволить. Начать свое дело, «раскрутиться» — задача непростая по нынешним временам. Поэтому привлекательным становится франчайзинг — способ развития бизнеса, позволяющий успешно заниматься предпринимательской деятельностью с минимальным риском в целом и достигать финансовой состоятельности.
Предмет исследования — специфика франчайзинга в сфере услуг.
Целью исследования является изучение поведения потребителей и разработка предложений по совершенствованию его маркетинговой деятельности, а также разработка практических рекомендаций для сферы франчайзинговых услуг на примере ресторана IL-Patio.
Исходя из цели, в курсовой работе ставятся и решаются следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты исследования развития франчайзинга в сфере услуг;
- проанализировать тенденции развития франчайзинга сферы услуг в Алматы;
- дать общую характеристику «Росинтер Ресторантс Холдинг» и в частности ресторан IL–Патио, проанализировать его основные экономические показатели;
- провести маркетинговые исследования ресторана IL–Патио и изложить его результаты;
- разработать предложения по улучшению качества услуг, предоставляемых в Алматы.
Предметом исследования является франчайзинговая компания «Росинтер Ресторантс Холдинг» и, в частности, ресторан «Ил-Патио.
Научная новизна курсовой работы заключается
- предложена авторская трактовка понятия франчайзинг;
- выявлены особенности организации маркетинговых исследований франчайзинга в сфере услуг;
- разработана методика проведения исследований степени удовлетворенности посетителей ресторана;
- разработаны рекомендации по совершенствованию качества услуг, предоставляемых в городе Алматы;
- построена карта позиционирования.
Метод исследования: анализ вторичной информации, анкетный опрос.
Этапы маркетингового исследования
... причинно-следственных связей. Выбор методов проведения маркетинговых исследований. Основное отличие методов социологического исследования от экспертных оценок состоит ... при решении задач управления маркетингом. Исходя из этого, цели маркетинговых исследований могут носить следующий ... а не основными проблемами. Задача исследователей состоит в том, чтобы точно определить основные проблемы, лежащие ...
Практическая значимость курсовой работы заключается в разработке практических рекомендаций по совершенствованию работы франчайзинговой компании в городе Алматы, что повысит эффективность ее маркетинговой деятельности.
1. Теоретические аспекты исследования франчайзинга в сфере услуг
Сейчас на потребительский рынок Казахстан проникает в новую бизнес-модель, своего рода интеграцию большого и малого бизнеса: франчайзинг.
Слово «франчайзинг» происходит от французского «франчайзинг», что означает «выгода, привилегия, освобождение от налогов, взнос». Впоследствии это слово закрепилось в англоязычных государствах.
В зависимости от фонетических характеристик языков слова, производные от «франчайзинга», имеют разное звучание, что в некоторых случаях вводит в заблуждение отечественных предпринимателей и вызывает недоверие как к самому термину, так и к системе в целом.
Франшиза восходит к началу 1800-х годов, когда британские пивовары использовали так называемую систему «связанных домов. В 1860 г. Фабрика «Зингер», специализирующаяся на производстве швейных машин, работала по схеме, очень близкой к франчайзинговой. Для прорыва на рынке с 1898 г. В своей практике стала активно использовать систему франчайзинга компания «General Motors», которая насчитывает в настоящее время порядка 11 тыс. членов [1,с. 8].
Разработанная в 1886 г. Формула «Coca-Cola» и ее продажа в 1900 г. Привела к мощному толчку в развитии франчайзинга; система стала стремительно распространяться под известной всем до настоящего времени маркой «Coca-Cola».
Наибольших успехов в разработке системы достигли в 50-х годах ХХ века братья Макдональды. В настоящее время франчайзинговая система «McDonalds» насчитывает более 14 тыс. предприятий в разных странах мира.
Сегодня франчайзинг получил развитие более чем в 70 отраслях хозяйства. Франчайзинг признан во всем мире как наиболее передовая форма ведения бизнеса и широко распространен в зарубежной практике. Договор франчайзинга является самостоятельным предметом правового регулирования более чем в 80 странах мира.
По своей сущности франчайзинг представляет собой систему взаимоотношений заключающуюся в возмездной передаче одной стороной (фирмой, имеющей, как правило, ярко выраженный имиджи высокую репутацию на рынке товаров и услуг) другой стороне (фирме или индивидуальному частному предпринимателю) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (товарного знака или знака обслуживания, фирменного стиля), технологии ведения бизнеса и другой коммерческой информации, использование которой другой стороной будет содействовать росту и надежному закреплению на рынке товаров и услуг. При этом передающая сторона обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультативную помощь [1, c. 10].
Франчайзинг и лизинг
... Пользователя, который прошёл процедуру регистрации на сайте, чтобы оформить заказ и (или) приобрести товар или услугу данного сайта дистанционно. 2. Предоставить Пользователю доступ к персонализированным ... строго конфиденциальными, так же как этот тип информации остается конфиденциальным в современном бизнесе. 4. Блокировка персональных данных пользователя с момента запроса Пользователем или его ...
Франчайзингу свойственны следующие основные черты и особенности:
- франчайзинг предполагает собой наличие двух сторон соглашения (договора) – «франчайзера» и «франчайзи»;
- франчайзер является владельцем исключительных прав: товарного знака, фирменного стиля, патента, идеи, авторского права и аналогичных прав.
- франчайзер, являясь правообладателем, передает свои права франчайзи на определенных условиях. Франчайзи осуществляет свою деятельность по товарным знаком франчайзера, использует его репутацию на рынке товаров (услуг, работ) и по своему фирменному стилю идентифицируется с франчайзером;
- франчайзер выступает в единственном числе; франчайзи, работающих по договору с правообладателем, может быть несколько, т.е. это своего рода сеть, работающая по единой методологии. Отношения по договору франчайзинга предполагают собой высокую этику деловых отношений, исключающих попытки превращения в пирамидные формы, т.е. расширение и продажу дистрибьюторских сетей. Суть франчайзинга – ведение своего бизнеса, суть сетей – продажа частей сети и привлечение как можно больше участников;
- для успешного ведения бизнеса франчайзер обеспечивает франчайзи различными формами поддержки и пользуется правом регулирования деятельности франчайзи с целью сохранения репутации на рынке, не нарушая при этом его юридической и экономической самостоятельности;
- за пользование правами франчайзера и оказываемую поддержку франчайзи производит определенные платежи;
- договор франчайзинга имеет индивидуальный характер и находится в зависимости от условий деятельности, политики, проводимой франчайзером, и не может быть тиражирован на другие системы.
Франчайзинг в зависимости от направления бывает четырех видов:
- франчайзинг товара,
- производственный франчайзинг,
- сервисный франчайзинг,
- франчайзинг бизнес — формата.
Франчайзинг относится к продаже товаров, произведенных франчайзером и в любом случае маркированных его собственным брендом. Франчайзи, как правило, осуществляет послепродажное их обслуживание [2, c. 15].
Схема отношений при этом проста (рис. 1).
Рисунок 1 — Схема отношений при франчайзинге товара
ЭКОНОМИКИ, ФИНАНСОВ, ПРАВА И ТЕХНОЛОГИЙ»
... франчайзера и франчайзи. Цель должна быть короткая В соответствии с обозначенной целью, задачами курсовой работы являются: изучить теоретические основы приложения, определить концепцию и проанализировать недостатки и преимущества системы франчайзинга. ... франчайзи: следование требованиям, выдвинутым франчайзером; поддержание высоких стандартов производства ... набор документов и прав на использование ...
Правообладателем (франчайзером) при данном виде франчайзинга выступает производитель. Основное передаваемое право — это право использовать товарный знак франчайзера. В варианте III (см. рис. 1)предполагается непрерывная связь производителя с оптовой и розничной торговлей, т. е. оптовому предприятию предоставляется право уступки прав правообладателя на определенных условиях.
Промышленный франчайзинг — это наиболее эффективная организация производства определенного вида продукции. Фирма, обладающая секретом производства сырья и запатентованной технологией изготовления готового продукта, осуществляет обеспечение конечного производителя сырьем и передает права на использование этой технологии (рис. 2).
Рисунок 2 — Схема отношений при производственном франчайзинге
Производственный франчайзинг основывается на общих для сторон целях:
- разделение труда и специализация производства;
- повышение объема производства и расширение производственной программы;
- обеспечение экономичности производства;
- увеличение гибкости производства и сбыта в соответствии с требованиями рынка;
- освоение производства новых изделий в зависимости от изменений на рынке.
Схема производственного франчайзинга работоспособна практически во всех отраслях производства при наличии прав на объекты интеллектуальной собственности, подтвержденных охранными документами, в том числе на товарный знак [2, c. 25].
Сервисная франшиза представляет собой нечто среднее между двумя упомянутыми выше типами. Сфера его применения – услуги. Суть заключается в том, что франчайзи предоставляет право вести определенный вид бизнеса под брендом франчайзера. Франчайзер имеет ряд запатентованных прав, которые на основании договора передаются франчайзи (рис. 3)