Исследования постоянны; — сбор данных повторяется через равные промежутки времени

Курсовая работа
Содержание скрыть

Развитие товарно-денежных отношений в России привело к формированию насыщенного товарного рынка — «рынок покупателя» и развивается конкуренция. Это создает условия для активного использования маркетингового подхода к решению управленческих и производственных и сбытовых задач с целью усиления конкурентоспособности. В настоящее время наибольший эффект в менеджменте дает маркетинговая концепция, направленная на выяснение и удовлетворение потребностей потребителей на заданном целевом рынке.. пришло ли время для маркетинга? Нужен ли он современной системе образования?

Образовательный маркетинг — это принципиально новое направление исследовательского маркетинга. Она еще не сформировалась и сформировалась как научная, прикладная и академическая дисциплина. И во всех отношениях его ожидает немало трудностей.

Образование — одна из самых перспективных и быстрорастущих сфер экономики.

По оценкам специалистов, во всём мире объёмы спроса и предложения образовательных услуг растут весьма существенно

Потребность в маркетинговых исследованиях заключается в изучении быстро меняющихся потребностей. Маркетинг будет полезен не только производителям образовательных услуг, но и их потребителям при выборе и реализации образовательной траектории, при заключении и реализации договоров на образовательные услуги. Это еще раз демонстрирует актуальность выбранной темы, поскольку именно маркетинговый подход к образовательным услугам во многом определяет реальное удовлетворение потребностей в стремительно развивающихся условиях рыночной деятельности.

Глава 1. Маркетинг: понятие, сущность и функции.

В рыночной экономике для успешной работы ее субъектов глубокое знание рынка и умение умело применять современные инструменты воздействия на складывающуюся ситуацию имеют первостепенное значение. Совокупность таких инструментов составляет основу маркетинга

Маркетинг – это комплексная система организации производства и сбыта товаров (работ, услуг), это такие философия, стратегия и тактика хозяйствующих субъектов, при которых эффективное удовлетворение запросов потребителей ведет к рыночному успеху фирмы и приносит пользу государству и обществу.

Цели системы маркетинга:

  1. Достижение максимально возможного уровня потребления;

    6 стр., 2915 слов

    Маркетинг медицинских услуг

    ... медицинских услуг Предметом маркетинга является человеческая деятельность, направленная на удовлетворение потребностей и запросов посредством обмена. Объект исследования - предприятие, компания, оказывающая медицинские услуги. Цель теста: определить, как осуществляется маркетинг медицинских услуг. Задачи: Определите, что такое медицинские услуги, ...

  2. Достижение максимального уровня потребительской удовлетворенности;

  3. Предоставление максимально широкого выбора;

  4. Максимальное повышение качества жизни.

функциями

Задачи маркетинга отражают общие цели компании, определение нужд и потребностей целевого рынка и удовлетворения его более продуктивными, чем у конкурентов, способами, а также планирование деятельности компании с ориентацией на интересы потребителя и на развитие рыночного спроса. Поэтому на основе маркетингового анализа составляется прогноз тенденции спроса, предложения и их взаимосвязи или рыночных условий.

субъектам

Объектами, Принципами

Методы маркетинга представляют органический компонент экономической культуры, цивилизованного предпринимательства. К методам маркетинга относятся:

  1. общенаучные методы, например, методы маркетинговых экспериментов;

  2. методы конкретных наук, например, экономического анализа и моделирования.

Любое промышленное предприятие, организация или учебное заведение выходит на рынок с определенным продуктом, способным удовлетворить определенные потребности человека.

Товар — это все, что может удовлетворить потребность или потребность и предлагается на рынке с целью привлечения внимания, приобретения, использования и потребления. Товары по своей природе не однородны и могут выступать в четырёх видах: промышленные товары, потребительские товары, услуги и инновации(идеи).

Товары обладают рядом важных характеристик: ассортимент, ценность, качество, цена (стоимость), издержки (себестоимость).

Человек может получить необходимый ему товаров одним из четырёх способов:

  1. самостоятельно произвести или найти в готовом виде в природе (натуральное хозяйство, охота);

  2. украсть или отнять у других;

  3. заняться попрошайничеством;

  4. обменять на деньги, товары, услуги или идеи.

Только в четвертом случае, когда люди решают удовлетворить свои желания и потребности посредством обмена, появляется маркетинг. Оказание дополнительных платных образовательных услуг — только четвертый случай.

Виды рынков

Рынок – это совокупность всех «потенциальных потребителей с определенными нуждами или потребностями, для удовлетворения которых они желают и способны принять участие в обмене» (, с.157 ).

Рынок товаров и услуг — это группа потребителей, которые приобретают товары и услуги для личного потребления или для последующего использования в производственных целях.

Рынок труда — это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу.

Каждый из этих рынков имеет свои особенности и специфику взаимоотношений между его участниками.

Отношения участников рынка

Потребитель — это человек или организация, которые потребляют, используют продукты чужого производства, чей-то бизнес, в том числе их собственный продукт. Потребителями образовательных услуг являются граждане, предприятия, организации, учреждения, государство в лице различных органов власти, общество.

11 стр., 5283 слов

Позиционирование товаров на рынке (2)

... место в концепции занимает товарное позиционирование - система определения места нового товара на рынке среди других уже имеющихся товаров с учетом ... товара на рынке, которая уточняет бизнес-план компании в части реализации товара. Позиционирование продукта напрямую связано с разработкой маркетингового плана, который должен включать исследование рынка, разработку продукта, ценообразование, методы ...

Производитель: компания, организация, человек, который производит товары, идеи, оказывает услуги. Производителями образовательных услуг являются образовательные учреждения по трём уровням управления: школа, техникум, ВУЗ.

Поставщик — лицо или организация, которые поставляют потребителю. В маркетинге под поставщиком обычно понимают лицо или организацию, поставляющие сырьё, комплектующие и др.

Посредник — это человек или организация, которые содействуют контактам и переговорам. Службы занятости, биржи труда и кадровые организации выступают в качестве посредников в секторе образования. Посредники играют важную роль, так как формируют каналы распределения.

Канал распространения — это набор взаимосвязанных организаций, которые делают продукт, идею или услугу доступными для использования или потребления.

Органы управления — организации и их подразделения, имеющие право принимать управленческие решения.

Концепция маркетинга

  1. производственная концепция – утверждает, что потребители отдают предпочтение доступным и дешевым товарам.

Отрицательные черты этой концепции — снижение качества образовательных услуг.

  1. продуктовая концепция утверждает, что потребители отдают предпочтение

товарам, предлагающем наивысшее качество.

Негативные последствия данной концепции – «маркетинговая близорукость»,

не учитывающая потребности граждан.

  1. согласно сбытовой концепции (концепция ориентации на продажи), потребители по природе своей никогда не будут добровольно покупать всю выпускаемую организацией продукцию.

  2. потребительская концепция (концепция маркетинга) – философия бизнеса, вбирающая в себе лучшее из рассмотренных трех подходов. Эта концепция основана на 4 столпах: целевой рынок, потребности потребителей, интегрированный маркетинг, прибыльность.

Маркетинговый комплекс – набор поддающихся контролю маркетинговых инструментов (товар, идея, услуга; цена; место; методы продвижения), совокупность которых образовательное учреждение использует для получения желаемой реакции целевого рынка.

  1. социальная концепция – установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и удовлетворение потребностей более эффективными, чем у конкурентов, способами при сохранении благополучия потребителя и общества в целом.

Маркетинговые исследования

Процесс маркетингового исследования включает в себя ряд последовательных этапов:

  1. определение проблемы и целей исследования

    1. определение потребностей в проведение маркетинговых исследований.

    2. определение проблемы.

    3. формулирование целей маркетинговых исследований.

  2. разработка плана исследования.

    7 стр., 3450 слов

    Роль и значение базовых элементов комплекса маркетинга. Концепции ...

    ... маркетинг-микс ( 4Р ), состоящий из четырех компонентов: продукт, место, цена, продвижение [27]. В 1981 г. Б. Буме и Дж. Битнер предложил сектору услуг увеличить количество строительных блоков маркетингового ... Рассмотрим основные составляющие маркетинга-микс (4Р) для гостиничной деятельности. Product (продукт). ... выделить концепцию маркетинг-микс (4Р) с «классическими» элементами комплекса маркетинга, а ...

    1. выбор методов проведения маркетинговых исследований

    2. определение типа требуемой информации и источников её получения.

    3. определение методов сбора необходимых данных.

    4. разработка форм для сбора данных.

  3. реализация плана исследования.

    1. сбор данных.

    2. анализ данных.

  4. интерпретация полученных результатов и их доведение до руководства

Маркетинговые исследования помогают снизить риски при принятии решений по всем аспектам маркетинговой деятельности. Поэтому этот вид маркетинговой деятельности становится все более актуальным.

Маркетинговая среда

Внешняя маркетинговая среда (макросреда) включает в себя неподвластные контролю силы общерыночного действия, такие как экономические, природно-географические, социально-культурные, научно-технические факторы.

Среда окружения (мезосреда) представлена существующими и потенциальными потребителями товаров и услуг, поставщиками, посредниками, конкурентами и государственным контролем.

Внутренняя маркетинговая среда (микросреда) – это совокупность факторов на которые руководство должно воздействовать для того, чтобы устанавливать и поддерживать с клиентами отношения сотрудничества. К микросреде относят следующие элементы:

  1. предприятия;

  2. поставщики;

  3. маркетинговые посредники;

  4. клиентура;

  5. конкуренты;

  6. контактные аудитории.

Для образовательного учреждения это учебно-методическая, научно-консультационная, экономическая, экономическая, управленческая и маркетинговая деятельность.

Маркетинговые коммуникации –

Поведение потребителя – это деятельность, «направленная непосредственно на получение, потребление, распоряжение товарами и услугами», включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям и следуют за ними (35, с.220).

процесс принятия решения потребителями товаров и услуг состоит из ряда последовательных стадий и подвержен влиянию как внутренних, так и внешних факторов.

Управление маркетингом

Как неотъемлемая часть рыночной экономики, маркетинг имеет ряд важных характеристик. Они исходят из принципа маркетинга: производить то, что продается, а не продавать то, что производится. К ним следует отнести следующие элементы маркетинга:

  • комплексное изучение рынка и направлений маркетинговой деятельности
  • планирование товарного ассортимента
  • формирование спроса, организация рекламы, мероприятия по формированию сбыта
  • планирование сбытовых операций
  • управление товародвижением
  • организация до- и послепродажного обслуживания покупателей
  • формирование ценовой политики.

Эти направления позволяют решать современного маркетинга, а именно:

3 стр., 1412 слов

Маркетинг в сфере туристических услуг ( по предмету Маркетинг)

... МАРКЕТИНГА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ 1.1 Сущность и классификация туристских услуг. ... спортивных объектов, учреждений культуры и ... образовательную и экономическую сферы жизни государств и их международные отношения». Это подчеркивает растущее «вторжение» туризма в различные жизни общества. 1.2 Специфика маркетинга ... Маркетинг гарантирует не только реальное удовлетворение потребителей туристического рынка, ...

  1. всесторонне изучать рынок, спрос, вкусы и желания потребителей;

  2. приспосабливать производство к этим требованиям, выпускать товары, отвечающие спросу;

  3. воздействовать на рынок и общественный спрос в интересах компании.

Маркетинговое право

  • определяет статус субъекта маркетинговой деятельности, его права и обязанности;
  • устанавливает юридическую ответственность участника маркетинговой деятельности;
  • регулирует использование маркетингового комплекса;
  • опосредует отношения субъекта маркетинговой деятельности с другими участниками, включая конкурентные отношения;
  • регулирует маркетинговые исследования, получение и использование маркетинговой информации;
  • регулирует порядок управления маркетингом в организации.

Нормы маркетингового права содержатся не только в конституции РФ, ГК РФ и иных ФЗ.

В настоящее время в России активно разрабатывается и разрабатывается законодательство, регулирующее маркетинговую деятельность.

Таким образом, маркетинговое право — это направление в российской юриспруденции, которое охватывает основные проблемы соотнесения различных видов маркетинговой деятельности на рынке с правовыми нормами.

Глава 2. Сущность и особенности маркетинга в сфере образования.

В странах с развитой рыночной экономикой маркетинг играет весьма существенную роль, он помогает формировать и развивать спрос на товары и услуги, оптимизировать их предложение, разрабатывать и реализовывать наиболее эффективные стратегии деятельности участников рыночных отношений.

В целом образование — одна из самых перспективных и быстрорастущих сфер экономики. По оценкам экспертов, объем спроса и предложения образовательных услуг во всем мире достаточно значительно растет. В то же время спрос на образование имеет важные перспективы развития. Конституция и закон Российской Федерации «Об образовании» провозглашают приоритет сферы образования и в ее процессе приоритет интересов личности. Образование характеризуется признаками как:

1. демократизация (общедоступность образования);

2. диверсификация: многовариантная по содержанию, метода м, формам. 3.Интернационализация- мобильность учащихся и преподавателей;

4. превращение образования в ключевой компонент комплекса мер по поддержке развития НТП, экономического роста и обеспечение занятости населения; коммуникации педагога и учащегося, ставших соучастниками единого образовательного процесса.

Система образования призвана обеспечивать:

1. подготовка высокообразованных людей,

2. многообразие типов и видов образовательных учреждений,

3. историческую преемственность поколений.

44 стр., 21799 слов

Маркетингового исследования рынка

... в большинстве случаев комплексные исследования рынка проводят специализированные маркетинговые или консалтинговые фирмы, работающие на коммерческой основе. Кроме того, исследованиями рынка занимаются научные учреждения и высшие научные учреждения, а также некоторые общественные ...

именно с помощью платных дополнительных образовательных услуг все вышеперечисленное может быть реализовано в максимальной степени.

Сферой маркетинга в образовании выступает всё образование в целом. Образовательные учреждения выступают в качестве разработчиков моделей предложения. С точки зрения маркетинга в функции образовательного учреждения входит:

  1. оказание обучающимся образовательных услуг, передача желаемых и необходимых знаний, умений и навыков;

  2. производство и оказание сопутствующих образовательных услуг;

  3. оказание информационно-посреднических услуг потенциальным и реальным обучающимся.

Образовательные услуги

В.Б.Банслов предлагает определение образовательной услуги с позиции маркетинга, учитывающее эти три аспекта:

1. с позиции отдельной личности, образовательная услуга – процесс передачи потребителю знаний, умений навыков общеобразовательного характера.

2. с позиции предприятия, образовательная услуга – это процесс профессиональной подготовки кадров, необходимой для обеспечения его работоспособности, поддержания конкурентоспособности. 3. с позиции государства, образовательная услуга – это процесс, обеспечивающий расширенное воспроизводство совокупного личностного и интеллектуального потенциала общества.

Образовательные услуги обладают характеристиками:

1. неосязаемость (ее нельзя продемонстрировать),

2. неотделимость,

3. непостоянство качества (её качество может очень сильно изменяться в зависимости от того, кто, когда, где и как её предоставляет,

4. недолговечность (ее нельзя хранить с целью последующей продажи или использования), 5. отсутствие владения (в отличие от физических товаров, услуги не являются чьей-либо собственностью).

Маркетинг особо актуален для системы образования, так как способен помочь разрешению обострившихся противоречий между кризисным состоянием экономики и высокими темпами роста сферы образования, между спросом и фактическим предложением образовательных услуг, между государственным и негосударственным образованием, определить рациональные пропорции между гуманитарными и техническими специальностями, потребностями народного хозяйства и выпуском специалистов образовательными учреждениями.

Маркетинг образовательных услуг

Объектом маркетинга является любой объект, который предлагается на рынке в обмен на определенное количество товаров и требуется в данных условиях. Объектом маркетинга в образовании является:

  • места расположения и площади образовательных учреждений;
  • общественный престиж;
  • реноме преподавателей, научный потенциал, знания по профилям подготовки и педагогические идеи;
  • материальные товары, необходимые в процессе образования или являющиеся его продуктами и широкий комплекс сопутствующих услуг.

Участниками маркетинговых отношений являются широкие круги посредников (включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений и др.), а также общественные институты и структуры, причастные к продвижению образовательных услуг на рынке.

Личность студента и его родителей играет особую роль в маркетинге образовательных услуг. Он использует образовательный потенциал для себя, для непосредственного удовлетворения собственных потребностей, в основном — познавательных.

16 стр., 7844 слов

Маркетинговое исследование рынка чая

... инвестиции. Маркетинговые исследования Цель курсовой работы: изучение сущности маркетингового исследования на примере российского рынка чая. Цель исследования пред - изучить теоретическую основу организации маркетинговых исследований ; - определить основные виды маркетинговых исследований ; - рассмотреть методы, используемые для исследований ; - проанализировать рынок чая на территории ...

цели маркетинга образовательных услуг:

  1. формирование условий развития системы образования, обеспечивающей удовлетворение образовательных потребностей населения (как каждой отдельной личности, так и общества) с учетом потребностей регионального рынка труда.

  2. сохранение и развитие региональной системы образования в условиях рынка.

В функции маркетинга образовательных услуг входит: исследование и прогнозирование конъюнктуры рынка образовательных услуг; выявление перспективных образовательных услуг и необходимости обновления; определение оптимальных значений объёма, качества, ассортимента и сервиса образовательных услуг; ценообразование, коммуникационная деятельность; продвижение и продажи образовательных услуг; сопровождение образовательных услуг в процессе потребления.

принципам маркетинга образования

1. Сосредоточение ресурсов учреждения на изготовление таких образовательных услуг, которые реально необходимы потребителям в избранных учреждением сегментах рынка;

2. Понимание качества образовательных услуг как меры удовлетворения потребности в них;

3. Рассмотрение потребностей не в узком, а в широком смысле;

4. Доминирование цены потребления над ценой продажи;

5. Предпочтение методов не реактивного, а предугадывающего и активно формирующего спрос типа;

6. Доминирование ориентации на долгосрочную перспективу рынка, сосредоточение на решающих направлениях;

7. Непрерывность сбора и обработки информации о конъюнктуре рынка и о его реакциях;

8. Использование различных вариантов прогнозов, оценок и решений на мультифакторной основе;

9. Комплексность, взаимоувязка конкретных проблем, а так же способов и инструментов их решения;

10. Оптимальное сочетание централизованных и децентрализованных методов управления – центр управленческих решений переносится, возможно, ближе к потребителю;

11. Управление ситуацией: принятие решений не только своевременно, но и при их возникновении, обнаруживаются новые проблемы и меняется ситуация.

Маркетинговые коммуникации

  1. – распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация об образовательном учреждении.

  2. Стимулирование продаж – разнообразные краткосрочные поощрительные акции, направленные на потенциальных потребителей образовательных услуг с целью ускорить продажи.

  3. Связи с общественностью – процесс управления двусторонними коммуникативными связями образовательного учреждения с общественностью в целях согласования своей деятельности.

  4. Прямой маркетинг – это интерактивная маркетинговая система, в которой для получения определенного отклика.

  5. Разработка фирменного стиля – формирование уникального имиджа образовательного учреждения.

  6. ярмарочная и выставочная деятельность – участие образовательного учреждения в ярмарках и выставках с целью популяризации и продвижения своих образовательных услуг.

    5 стр., 2309 слов

    Маркетинг образовательных услуг

    ... маркетинга в сфере образовательных услуг. Маркетинг образовательных услуг имеет свои особенности только в области практического применения, и все содержащиеся в нем основные теоретические выкладки не отличаются от маркетинга на любом рынке товаров или услуг. Общепризнанный авторитет в ...

  7. Сотрудничество – кооперация организаций с целью совместного решения общих проблем и взаимного наращивания потенциала.

Процесс разработки эффективных маркетинговых коммуникаций включает следующие основные этапы.

Формирование цели коммуникации, Определение опорной цели, Выбор каналов коммуникации., Принятие решения о средствах продвижения, Оценка результатов продвижения, Управление осуществлением комплексных маркетинговых коммуникаций., Сегментация рынка образовательных услуг, Целевой рынок образовательного учреждения, Целевой сегмент образовательного учреждения

Сегментация рынка образования может быть произведена тремя различными способами:

  1. по группам потребителей образовательных услуг;

  2. по параметрам образовательных услуг;

  3. по конкурентам на рынке образования.

Важным этапом сегментации рынка всегда является разработка эффективного маркетингового плана для целевого сегмента.

Управление маркетингом

Система управления маркетингом образовательного учреждения, в зависимости от складывающейся рыночной ситуации, позволяет эффективно реализовывать целевые и стратегические установки, корректировать цену образовательных услуг для потребителей, поддерживая тем самым необходимый спрос на эти услуги, предоставляя потребителям качественные услуги по приемлемой цене.

Маркетинг использует информацию и методы из конкурентных наук и научных дисциплин, таких как статистика, макро- и микроэкономический анализ, социология, психология и психофизиология, математика и теория управления.

Основными объектами исследования в маркетинге образовательных услуг являются: анализ спроса и предложения образовательных услуг (экономические отношения между субъектами рынка образовательных услуг); границы рынка и его сегментов, в том числе по количеству потенциальных обучающихся и с учетом длительности оказания образовательных услуг; внешняя и внутренняя маркетинговые среды; конъюнктура образовательных услуг на данном рынке и его сегменте; конкурентоспособность образовательных услуг; поведение действующих на рынке образовательных услуг поставщиков и посредников, реальных и потенциальных потребителей и конкурентов; возможные стратегии маркетинга; различные варианты решения конкретных маркетинговых проблем. Результатом маркетинговых исследований являются конкретные разработки, которые используются при выборе реализации стратегии и тактики маркетинговой деятельности образовательного учреждения. Маркетинговые исследования — это связь между образовательными учреждениями и рынками, потребителями, конкурентами и другими элементами маркетинговой среды. Они помогают снизить риски при принятии решений по всем аспектам маркетинговой деятельности образовательного учреждения. Поэтому этот вид деятельности становится все более актуальным для образовательных учреждений.

Глава 3. Принципы, методы и цели проведения исследования рынка образовательных услуг., Исследование

  1. Научная обоснованность исследования заключается в описании актуальности его проведения и в формулировке проблем, целей и задач исследования. Объектом является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем; предметом – конкретная проблема, решение которой требует проведения исследования.

    4 стр., 1520 слов

    Маркетинг и его роль в регулировании рынка образовательных услуг

    ... в образовании проявляются и такие составляющие маркетингового комплекса: изучение спроса, цены на услуги, методы обучения финансовых ресурсов, распределения и стимулирования. 2. Роль маркетинга в регулировании рынка образовательных услуг ... развивают образование, науку и культуру посредством фундаментальных исследований и обучения на всех уровнях высшего и послевузовского образования в самом широком ...

  2. Методология исследования: совокупность подходов, рекомендаций, приоритетов, инструментов в методах исследования. В методологии различают общенаучные, диалектические, экономико-математические и социологические методы.

  3. Научно-исследовательская организация — порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, утвержденный положениями, правилами и инструкциями. В этом разделе разрабатывается техническое задание, программа исследования или .

  4. Оригинальность исследования, которая описывается с точки зрения научной новизны (вклад в науку), практической ценности для науки и производства, выполненных, экспериментальных исследованиях, особенностях внедрения и апробации.

  5. Результаты и эффективность исследования. Результат исследования — рекомендации, модель, формула, методология, способствующие успешному решению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий. Эффективность оценивается соизмеримостью ресурсов, используемых для исследования, и результатов, полученных от него.

Классификация методов:

  1. Общенаучные методы исследования, теоретической основой которых является философия. Применяются в повседневной деятельности людей, а именно: логический и эмпирический анализ и синтез, индукция и дедукция, эксперимент и др.

  2. Диалектические методы построены на исследовании противоположных процессов и явлений и изучаются диалектикой

  3. Специальные методы широко разрабатываются в менеджменте и маркетинге и базируются на системном подходе и анализе.

  4. Экономико-математические методы являются синтетическими методами математики, статистики и экономики. Они позволяют моделировать и оптимизировать процессы управления во многих отраслях национальной экономики.

  5. Социологические методы – это конкретные методы социологии и психологии, используемые в маркетинге для анализа общественных явлений, мотивации поведения потребителей.

определение проблемы

Цели маркетинговых исследований

разведочный

описательный (дескриптивный)

казуальный

Маркетинговые исследования представляют собой комплексное исследование, которое может включать в себя:

  • анализ спроса и предложения образовательных услуг (экономические отношения между субъектами рынка образовательных услуг);
  • границы рынка и его сегментов, их ёмкость;
  • внешнюю и внутреннюю маркетинговые среды;
  • конкурентов и представление образовательных услуг на данном рынке и его сегменте;
  • конкурентоспособность образовательного учреждения;
  • поведение действующих на рынке образовательных услуг поставщиков и потенциальных потребителей и конкурентов;
  • стратегии маркетинга и различные варианты их решения и т.д.

исходя из этого, основными направлениями маркетинговых исследований в области образования являются:

Исследования, Исследование рынка, Исследование потребителей

исследования конкурентов

Результатом этого исследования является выбор путей и средств достижения наиболее выгодного положения на рынке по сравнению с конкурентами. Исследование услуг позволяют получить самые полные и ценные, сточки зрения потребителя, сведения о потребительских свойствах образовательной услуги (надёжность, цену, эргономику, сервис, функциональность), а также данные для формирования наиболее удачных аргументов рекламной компании, выбора высокоэффективных каналов продвижения. Результаты исследования дают возможность образовательному учреждению разработать собственный ассортимент услуг в соответствии с требованиями потребителей, повысить их конкурентоспособность, определить направления деятельности в зависимости от различных стадий «жизненного цикла» услуг, разработать новые виды услуг, усовершенствовать имеющиеся услуги.

Исследование цены, Исследование каналов продвижения услуг, Исследование методов стимулирования продаж, Исследование рекламы, Исследование внутренней среды образовательного учреждения

Процесс любого из этих маркетинговых исследований сложен и включает в себя ряд последовательных шагов и процедур.

Определение бюджета и сметы исследования

Оценка исследования должна учитывать как затраты вашей команды, так и привлеченных экспертов.

выбор методов проведения исследований

Информация, Первичные данные, Вторичные данные, Научным наблюдением

  • по характеру окружающей обстановки наблюдение может быть полевым, это означает, что процессы проходят в естественной обстановке (у витрины магазина), или лабораторным, то есть проводящимися в искусственно созданной ситуации;
  • по месту наблюдающего различают процесс с непосредственным участием исследователя и наблюдение со стороны;
  • по форме восприятия можно выделить персональное наблюдение (непосредственно наблюдающим) и не персональное – через приборы или с помощью регистрации следов поведения;
  • по степени стандартизации различают стандартизированное и свободное наблюдение. Стандартизация подразумевает присвоение определенных категорий поведения, образцов для подражания.

Опрос — самая важная и распространенная форма сбора данных в маркетинге, во время которого выясняют позиции людей или получают ответы на какие- либо вопросы. Этот метод используется приблизительно в 90% исследований. Опросы могут проводиться в устной или письменной формах и различаются:

  • по кругу опрашиваемых (частные лица, эксперты, предприниматели и др.);
  • по количеству одновременно опрашиваемых (единичное или групповое интервью);
  • по количеству тем, входящих в опрос (одна или несколько);
  • по уровню стандартизации (свободная схема или структурированная, полностью стандартизированная);
  • по частоте опроса (одно- или многоразовый опрос).

Панельный метод опроса.

  • предмет и тема исследования постоянны;
  • сбор данных повторяется через равные промежутки времени;
  • объект исследования – потребители/производители.

Экспериментом

  • изолируемые изменения (одни величины варьируются исследователем, другие должны быть, насколько возможно, постоянными);
  • исследователь активно вмешивается в процесс возникновения данных;
  • проверяются причинно-следственные связи.

Эксперименты могут быть лабораторными, проходящими в искусственной обстановке (тестирование, услуги), и полевыми, протекающие в реальных условиях (тестирование рынка).

формой для сбора первичных данных

Анкета — это набор вопросов, на которые должны быть получены ответы от респондентов. Выделяют вопросы двух типов: открытые и закрытые.

Следующим шагом в разработке плана исследования является разработка плана выборки и определение размера выборки — тех конкретных людей, с которыми исследователи будут взаимодействовать. Существует три проблемы формирования выборки:

  1. Состав выборки: кто станет участником исследования? Для проведения маркетингового исследования должны быть определены целевые группы потребителей, которые примут участие в нем.

  2. Размер выборки: Сколько человек будет охватывать исследование? Чем больше размер выборки, тем надежнее получаются результаты. Однако необязательно включать в выборку всю целевую группу потребителей или значительную ее часть.

  3. Процедура выборки: как будут отбираться участники исследования? В зависимости от процедуры отбора участников исследования различают случайные и смешанные выборки. Случайная выборка позволяет рассчитать погрешность полученных результатов. Субъективно смешанные выборки используются, когда время, необходимое для создания случайной выборки, слишком велико.

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что маркетинговые исследования — это систематический сбор, сортировка и анализ данных по различным маркетинговым проблемам.

Методы исследования, в свою очередь, включают общенаучные, диалектические, специальные, экономико-математические и социологические методы. Основными объектами исследования в маркетинге образовательных услуг являются: анализ спроса и предложения образовательных услуг, границы рынка и его сегментов, в том числе по количеству обучающихся и с учетом длительности оказания образовательных услуг, внешняя и внутренняя маркетинговые среды, конъюнктура образовательных услуг на данном рынке и его сегменте, конкурентоспособность образовательных услуг, поведение действующих на рынке образовательных услуг поставщиков и посредников, реальных и потенциальных потребителей и конкурентов, возможные стратегии маркетинга, различные варианты решения конкретных маркетинговых проблем. Результатом исследования являются конкретные разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии и тактики маркетинговой деятельности образовательного учреждения.

Цель маркетингового исследования — выявить многообещающие потребности, оценить степень их удовлетворения, проверить конкретные гипотезы и спрогнозировать поведение потребителей. С этой точки зрения имеет смысл применить методологию исследования рынка к анализу проблем организации дополнительных платных образовательных услуг. Анализ востребованности образовательных услуг позволит оценить перспективы и, как следствие, сформировать учебный план.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В странах с развитой рыночной экономикой маркетинг играет весьма существенную роль. Он помогает формировать и развивать спрос на товары и услуги, оптимизировать их предложение, разрабатывать и реализовывать наиболее эффективные стратегии деятельности участников рыночных отношений. Образованию необходим цивилизованный, эффективно работающий образовательный рынок, нужно многообразие организационных форм и рыночных стратегий образовательных учреждений, важен маркетинговый подход, ориентированный на успешное удовлетворение образовательных запросов личностей, фирм, социальных институтов и групп, всего общества.

Задача маркетинга в образовании – формирование и реализация стратегии приращения ценности человека. Специфичность маркетинга в сфере образования в первую очередь связана со специфичностью основного продукта системы образования – образовательной услуги. Образовательная услуга представляет систему знаний, информации, умений, навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства. В рыночных условиях маркетинг выступает как: инструмент учета и изучение образовательных потребностей населения, деятельность по формированию образовательных потребностей населения для максимального потребления личности и требований социума. Таким образом, маркетинг в системе образования необходим и перспективен.