Маркетинг в агробизнесе

Курсовая работа

В настоящее время одной из недостаточно развитых областей маркетинга, как справедливо отмечают исследователи, является маркетинг услуг. Это особенно актуально для коммерциализации производственных услуг агропромышленных сервисных фирм, проблемы которых до сих пор крайне недостаточно изучены и обобщены маркетологами.

Актуальность этой темы обусловлена тем, что за годы адаптации к рыночным условиям повышение уровня технической оснащенности и развитие производственного обслуживания сельскохозяйственных предприятий превратились в острую технико-экономическую проблему в аграрно-промышленном комплексе В этих условиях весьма актуальное значение приобретает решение проблем по развитию производственного обслуживания сельхозпредприятий на основе использования методов маркетинга.

Управление маркетингом — это организация воздействия на уровень, время и характер спроса с целью его удовлетворения, получения максимальной прибыли.

Агромаркетинг, как самостоятельное направление современного маркетинга, представляет собой процесс организации и управления производством сельскохозяйственной продукции, сырья и продуктов питания для удовлетворения потребностей отдельных лиц, промышленного сектора и общества в целом. Тема агромаркетинга — это не только движение агропродовольственных товаров от производителей к покупателям, но и проработка всех вопросов, касающихся организации производственной и маркетинговой деятельности сельскохозяйственных предприятий. По сути, продвижение маркетинга — это изучение и прогнозирование среды, которая создает условия для развития производства и продажи сельскохозяйственной продукции с целью максимального удовлетворения платежеспособного спроса на рынке.

Использование маркетинга в сельском хозяйстве имеет свои особенности, связанные как со спецификой сельскохозяйственного производства, так и с сельскохозяйственной продукцией. Практическое применение маркетинга в сельском хозяйстве специфично и не ограничивается. В условиях повседневной рыночной конкуренции в более выгодном положении оказывается тот производитель, который максимально учитывает не только природно-экономические условия данного региона, технологические особенности возделывания сельскохозяйственных культур, селекцию пород животных, но и ориентируется на существующие, а главное перспективные платежеспособные потребности имеющиеся у возможных покупателей, гибко реагирует на изменения конъюнктуры рынка.

3 стр., 1405 слов

Анализ тенденций развития маркетинга в современном обществе

... в маркетинге ограничивается уровнем терминологии и часто необоснованным желанием расширить определенные маркетинговые концепции и концепции. Например, разные эксперты по-разному называют комплексное использование современных ... в развитие экономики этих регионов, продавая свою продукцию в сельскохозяйственных ... цели маркетинга: максимизация потребления, максимизация степени удовлетворения потребителей, ...

Использование маркетинга для бизнеса — это способность преобразовывать потребности клиентов в доход бизнеса, обеспечивая прибыльность и ликвидность бизнеса за счет удовлетворения потребительского спроса. Главное в маркетинге как системе — это его целевая направленность и комплексность, то есть объединение всех отдельных составляющих этой деятельности в единый технологический процесс. Комплексность означает, что отдельные маркетинговые мероприятия (выявление потребностей, исследование и прогнозирование рынка, изучение конкурентов и оценка своих возможностей, реклама, совершенствовании упаковки) важны сами по себе, но именно взятые в комплексе, в своем единстве и взаимосвязи они обеспечивают тот эффект, который дает применение маркетинга как системы рыночного управления.

Целью написания эссе является исследование маркетинга в агропродовольственном секторе с теоретической и практической точки зрения.

На основании сформулированной цели определяем следующие задачи:

  • ознакомиться с особенностями агромаркетинга в России;
  • изучить сельскохозяйственный рынок, как объект маркетинга;
  • описать специфику маркетинга в агробизнесе;
  • охарактеризовать систему маркетингового планирования;
  • рассмотреть существующие риски для агромаркетинга.

Объектом исследования в работе является теория организации и маркетинга в агробизнесе. Объект исследования — рынок агропромышленного комплекса.

Курсовая работа состоит из введения, двух теоретических и практических глав, заключения и списка использованной литературы.

  1. Маркетинг в агробизнесе, характеристика

Основным направлением агробизнеса в Российской Федерации является сельское хозяйство, которое производит продукты питания для населения и сырье для многих отраслей промышленности. Все остальные сферы обслуживают сельское хозяйство.

Сфера ресурсов включает отрасли, обеспечивающие сельское хозяйство машинами, кормами, семенами, удобрениями, химикатами для защиты растений и животных и другими материальными факторами производства. Сюда также входят кредитные учреждения, без которых сельское хозяйство существовать не может. Эта область составляет рынок сельскохозяйственных ресурсов, определяет их технический и технологический уровень, влияет на стоимость сельскохозяйственных затрат через цены и условия кредитования.

Сфера агросервиса включает в себя широкий спектр видов деятельности: обеспечение сельскохозяйственных предприятий техникой на условиях аренды или лизинга, ремонт сельхозтехники и обеспечение запасными частями, мелиоративные работы, агрохимия, научные исследования и внедрение новых технологий, управление, координация работы сельскохозяйственных предприятий, подготовка и переподготовка кадров. Эта территория гарантирует благоустройство как комплекса в целом, так и его отдельных филиалов. В сферу агросервиса входят как государственные, так и частные

2 стр., 919 слов

Маркетинговый подход в управлении предприятием

... маркетингового подхода к управлению предприятием; произвести анализ основных показателей экономической деятельности предприятия; проанализировать маркетинговую деятельность прежприятия на современном этапе и сформировать направления совершенствования маркетинга объекта исследования. В ходе курсовой работы учитываются положения по формированию концепции маркетинговой ...

Маркетинговая сфера агробизнеса включает в себя все отрасли, обеспечивающие движение сельскохозяйственного продукта от поля (фермы) до потребителя, т. е. сбор, хранение, переработку и реализацию продукции. В этой сфере определяются потребности государства и населения в сельскохозяйственной продукции. Сюда входят оптовые и розничные торговцы, складские помещения, закупочные компании, перерабатывающие предприятия, биржи и аукционы.

Роль сферы маркетинга в современных рыночных отношениях в Российской Федерации постоянно возрастает и может стать приоритетной в агробизнесе. Например, в США в структуре конечного продукта агропромышленного комплекса (АПК) на маркетинговую сферу приходится 75% его стоимости, а в РФ пока лишь 25%.

Агромаркетинг — сложная система, требующая регулирования и управления. Сельскохозяйственный бизнес не самодостаточен, поэтому между ним и окружающей маркетинговой средой происходит постоянный обмен ресурсами и информацией. Сам факт его существования и дальнейшего выживания зависит от влияния окружающей среды. Для продолжения функционирования сельскохозяйственное предприятие вынуждено, с одной стороны, адаптироваться к изменениям внешней маркетинговой среды, а с другой — влиять на нее в силу своих возможностей. Поэтому основной задачей управления агромаркетингом является поддержание соответствия между состоянием маркетинговой среды и подходящей для нее системой маркетинговой деятельности сельскохозяйственного предприятия.

В качестве управляющей системы в процессе управления маркетингом (субъектами управления) выступают руководство сельскохозяйственного предприятия и его служба маркетинга. В компетенцию руководства входит

  • определение сферы деятельности (растениеводство, животноводство, переработка и так далее), территориальных границ деятельности, вида собственности;
  • постановка общих целей предприятия (объем производства, продаж, занятие определенной доли рынка и т.п.);
  • формирование корпоративной культуры – единой системы ценностей, норм и правил деятельности, которые должны знать и соблюдать все работники.

Руководство также определяет роль маркетинга в системе управления бизнесом. Если маркетинг признается в качестве концепции управления, часть принципиально важных управленческих функций делегируется службе маркетинга, которая принимает следующие решения: определение целей агромаркетинга, выбор целевых рынков, разработка комплекса маркетинга, контроль маркетинговой деятельности.

Агромаркетинговую среду можно условно разделить на микросреду и макросреду.

Микросреда агромаркетинга предприятия сельского хозяйства включает в себя такие элементы, с которыми оно непосредственно, каждодневно сталкивается в своей деятельности: поставщики, конкуренты, маркетинговые посредники (торговые посредники, организации, осуществляющие транспортировку и ранение продукции, финансово-кредитные учреждения, рекламные агентства и др.), контактные аудитории и целевые клиентурные рынки.

Совокупность факторов, имеющих масштабное глобальное влияние как на деятельность самой компании, так и на другие элементы микросреды: это маркетинговая макросреда. К ним относятся политические и правовые, экономические, научно-технические, природно-климатические, демографические и культурные факторы.

9 стр., 4212 слов

Управление рисками и маркетинг на рынках интеллектуального продукта

... управление предприятием и разумное от возможных рисков в системах государственной и коммерческой деятельности. Любой предприниматель, хозяйственный руководитель в условиях рыночной экономики обязан нести риски, ... Задача маркетинговой службы предприятия состоит в том, чтобы в рамках основной хозяйственной деятельности минимизировать предпринимательские риски, вести дела в таких хозяйственных зонах, с ...

С точки зрения сельскохозяйственного предприятия маркетинговую среду можно рассматривать как совокупность внутренних и внешних сред, первая из которых является управляемой, а о второй можно говорить только с большими управленческими резервами.

Эти две системы (внешняя и внутренняя) соединены несколькими потоками. Агропредприятие налаживает связи с рынком и элементами его маркетинговой среды, направляет на него информацию, продукцию сельскохозяйственного производства и услуги, а в обмен получает деньги и информацию, сырье, услуги и т.д. Система взаимодействия сельскохозяйственного предприятия с внешней маркетинговой средой может быть распространена на некоммерческую деятельность.

Основным инструментом воздействия руководителя предприятия и его маркетинговой службы на окружающую среду, в том числе на целевой рынок, является комплекс маркетинга: инновационная деятельность предприятия; планирование производственного и товарного ассортиментов; формирование ценовой политики; построение системы маркетинговых коммуникаций, включающей рекламу; стимулирование сбыта и личные продажи.

Комплекс маркетинга и выбранный целевой рынок используются в качестве основы для разработки маркетинговых стратегий. Сама система управления маркетингом занимает промежуточное положение между своей внешней и внутренней средой, гарантируя их взаимное соответствие в интересах компании. Важнейшая задача управления агромаркетингом — активно влиять на рынок, в частности на уровень и характер спроса, для достижения рыночных целей, поставленных перед компанией.

Особенности рынков в комплексе агробизнеса проявляются во всех сферах, составляющих его. Сельскохозяйственное производство имеет ряд специфических характеристик, которые влияют на рыночную ситуацию, поведение фермеров, функционирование сельскохозяйственного рынка и смежных отраслей. Эти особенности заключаются в следующем.

Взаимодействие производственных и экономических процессов с природными и биологическими процессами. Существуют естественные законы развития растений и животных, которые необходимо учитывать объективно. Поэтому природно-биологический фактор является основным фактором, определяющим эффективность производства, выбор технологий. Для этого достаточен весь комплекс сельскохозяйственного производства, ряд техники, химические средства защиты растений, удобрения, организация труда.

Естественная особенность сельского хозяйства — сезонность. Сезонность определяет нерегулярное использование рабочей силы и технологий, многих материальных ресурсов и нерегулярный доход. В сельском хозяйстве доля постоянных затрат высока по сравнению с переменными затратами. Из-за сезонности и продолжительности производственного цикла в сельском хозяйстве существует большая потребность в кредитах.

Длительность производственного цикла. Особенностью сельского хозяйства является то, что растения и животные растут относительно медленно. Таким образом, вне зависимости от рыночной ситуации, объем предложения сырья на аграрный рынок не может быть уменьшен или увеличен в короткие сроки.

Неустойчивость по отношению к погодным условиям. Сельскохозяйственное производство напрямую зависит от погодных условий, с которыми человечество еще не научилось управлять. Следовательно, неизбежны колебания урожайности и валового сбора, которые приводят к колебаниям в объеме сельскохозяйственной продукции, предлагаемой на рынке, и, конечно же, в доходах.

5 стр., 2298 слов

Заполнение дневника производственной практики механика. Дневник ...

... в учебной практике. Дневник прохождения практики производственная практика. Примеры дневников по производственной практике по разным темам. Цели и задачи производственной практики Цели и задачи производственной практики. Изучение пассажирских перевозок, расписаний и расписаний движения подвижного состава. Работники автосервиса знакомятся с потенциальным клиентом, ...

Различия в плодородии земли. Плодородие земель по регионам и даже по индивидуальным подсобным хозяйствам может существенно различаться. Следовательно, одни и те же затраты на рабочую силу в разных сферах дают разные финансовые результаты. Возникает проблема дотаций одних регионов по сравнению с другими.