Маркетинговая деятельность предприятия

Курсовая работа

Актуальность курсовой работы обусловлена ​​тем, что маркетинг — важнейшее направление в деятельности любого современного предприятия. Его применение способствует достижению соответствия между ожиданиями потребителей и возможностями (ресурсами) предприятия. Только тщательно спланированная и целенаправленная маркетинговая деятельность может привести организацию к положительным финансовым результатам.

Маркетинг сегодня рассматривается как рыночная концепция управления фирмой, он становится основополагающей, целевой функцией, определяющей все аспекты деятельности фирмы, а поэтому превращается из обычной хозяйственной функции в само содержание, сущностную черту функционирования фирмы, стремящейся к получению максимальной прибыли. Сегодняшний маркетинг обеспечит наименьшие потери и наибольшую прибыль на пути к успеху в бизнесе. Игнорирование маркетинга руководством бизнеса в современных условиях может обойтись очень дорого и даже потерпеть неудачу.

Таким образом, маркетинговая деятельность — это основа комплексного решения своих задач: поиск потребителя, определения собственных возможностей, оценка уровня конкурентоспособности фирмы и продукции.

Целью курсовой работы является анализ маркетинговой деятельности на примере сети магазинов спорттоваров ООО «Спортмастер» и разработка предложений по совершенствованию организации маркетинговой деятельности на указанном предприятии.

Для реализации данной цели в курсовой работе определены следующее задачи:

  1. Рассмотрение теоретических основ маркетинговой деятельности предприятия;
  2. проведение анализа деятельности предприятия;
  1. проведение анализа организации маркетинговой деятельности;
  1. обоснование необходимости совершенствования маркетинговой деятельности на данном предприятии;
  2. разработка предложения по совершенствованию организации маркетинговой службы.
  1. Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятия

В широком смысле маркетинг — это организация управления предприятием в области стратегического планирования, направленная на выполнение заказов клиентов и получение прибыли.

В экономической литературе есть множество определений маркетинга, основанных на разном понимании его сущности и целей.

5 стр., 2112 слов

Маркетинговые стратегии для организаций сферы услуг

... организациями частного (склады, дистрибьюторские фирмы, банки) или государственного (полиция, государственные больницы) сектора. Другой атрибут. В сфере услуг существует множество различных предприятий. ... услугам присущ ряд характеристик.[1] При создании маркетинговой программы компания должна учитывать пять характеристик услуг: ... рынка, развитием маркетинга и услугами технического консалтинга. ...

Под традиционным маркетингом понимается, концепция сбыта предприятия, заключающаяся в ориентации, сбыта на спрос, имеющихся в настоящее время на нынешних рынках предприятия потребителей, и продажа им уже произведенных товаров, т.е. ориентация на рынок не является главной задачей предприятия, наоборот рынок должен уже обладать достаточной способностью к потреблению произведенных предприятием товаров.

Обеспечение эффективного развития и функционирования как крупных, так и молодых предприятий в рыночной экономике в настоящее время является сложной и сложной задачей.

Основу рыночного хозяйствования составляют: свободный выбор любым юридическим и гражданским лицом не запрещенных законом форм хозяйственной деятельности; доступ к различным видам ресурсов, ограниченный лишь платежеспособностью, то есть имеющимися собственными или заемными средствами; свободный выбор экономических связей; свободное формирование цен, зависящее от спроса и предложения на товары; свободное движение капиталов; формирование внутри и межотраслевых пропорций под влиянием динамики цен и прибылей.

Субъектами рыночных отношений являются предприниматели с экономической инициативой. Это означает, что они обладают административной и экономической независимостью и имеют право распоряжаться производственными ресурсами и произведенной продукцией. Тем самым полностью включается механизм рыночной конкуренции, одним из главных требований которой, является максимально возможное, причем, более полное, чем у конкурентов, приспособление производственной и коммерческой деятельности товаропроизводителей и торговых посредников к потребителям рынка и складывающейся здесь конъюнктуре, и предполагает, прежде всего, необходимость организации производства и реализации продукции по принципу «предлагаем, что требует рынок», «наш товар лучше», то есть на основе изучения рынка.

Незнание этого принципа или недостаточное внимание к нему превращается в неконкурентоспособность, крайним проявлением которой является неудача.

Требование выпуска конкурентоспособной продукции фактически связано с быстрым реагированием на изменения, происходящие на рынке. На это и нацелена деятельность производственных и управленческих структур. И здесь практически невозможно различить маркетинг и менеджмент, маркетинг и производство: они все больше взаимосвязаны.

Таким образом, маркетинг становится одной из важнейших концепций управления фирмами, предприятиями и т.д. Рассмотрим функции маркетинга на Рисунке 1.1

Рисунок 1.1 – Функции маркетинга

Из Рисунка 1.1 следует, что маркетинг имеет следующие функции:

  • Анализ внешней (по отношению к предприятию) среды, в которую входят не только рынок, но и политические, социальные, культурные и иные условия. Анализ позволяет выявить факторы, содействующие коммерческому успеху или препятствующие ему. В итоге анализа формируется банк данных для оценки окружающей среды и ее возможностей;
  • Анализ потребителей, как реальных, так и потенциальных. Данный анализ заключается в исследовании демографических, экономических, социальных, географических и иных характеристик людей, принимающих решение о покупке, а также их потребностей в широком смысле этого понятия и процессов приобретения ими как нашего, так и конкурирующих товаров;
  • Изучение существующих и планирование будущих товаров, то есть разработка концепций создания новых товаров и/или модернизация старых, включая их ассортимент и параметрические ряды, упаковку и т.д. Устаревшие, не дающие расчетной прибыли товары снимаются с производства и рынка (экспорта);
  • Обеспечение ценовой политики, заключающейся в планировании систем и уровней цен на поставляемые товары, определении «технологии» использования цен, кредитов, скидок и т.п.;
  • Обеспечение формирование спроса и стимулирования сбыта (ФОССТИС) путем комбинации рекламы, личной продажи, престижных некоммерческих мероприятий («паблик рилэйшнз») и разного рода материальных стимулов, направленных на покупателей, агентов и конкретных продавцов;
  • Управление маркетинговой деятельностью (маркетингом) как системой, то есть планирование, выполнение и контроль маркетинговой программы и индивидуальных обязанностей каждого участника работы предприятия, оценка рисков и прибылей, эффективности маркетинговых решений.
  • Планирование товародвижения и сбыта, включая создание, при необходимости, соответствующих собственных сбытовых сетей со складами и магазинами или агентских сетей; [11]

Рассмотрим основные субъекты маркетинга на Рисунке 1.2

2 стр., 805 слов

Маркетинг на рынке ценных бумаг

... группы инвесторов. Несомненно, маркетинговая деятельность связана с реализацией ценовой политики. На рынке ценных бумаг ... участники рынка, так и население (т.е. индивидуальные потребители-инвесторы). Маркетинг, реализуемый на фондовом рынке, ... маркетинга на рынке ценных бумаг На рынке ценных бумаг выделяют две системы маркетинга: методологическую систему. Готовые работы на аналогичную тему ...

Рисунок 1.2 – Основные субъекты маркетинга

Из Рисунка 1.2 следует, что основные субъекты маркетинга включают в себя:

  • Производителей или обслуживающую компанию (компания или человек, выпускающие товары или оказывающие услуги);
  • Конечных потребителей (семья или человек, которые покупают товары или услуги для личного, семейного или домашнего потребления);
  • Организацию – потребитель (организация или люди, приобретающие товары или услуги для использования в своей деятельности);
  • Оптовую торговлю (организация или люди, приобретающие товары или услуги для перепродажи ее в розничной торговле или промышленности, организационным и коммерческим потребителям);
  • Розничную торговлю (организация или люди, деятельность которых связана с продажей товаров и услуг конечным потребителям);
  • Специалистов по маркетингу (организация или люди, специализирующиеся на маркетинговых функциях).

    [5, 113-121]

По многим причинам организация не выполняет все маркетинговые функции. Действительно, многим производителям не хватает финансовых ресурсов для прямого маркетинга. Прямой маркетинг часто требует, чтобы производители выпускали сопутствующие товары, чтобы продавать сопутствующие товары других компаний. Иногда организация не хочет или не может выполнять определенные функции, и поэтому специалистов по маркетингу нет. Для других товаров и услуг уже существуют проверенные методы реализации, и их сложно обойти. К тому же многие потребители в целях экономии средств могут делать покупки в больших количествах, самостоятельно забирать товар и т.д.

В современных концепциях маркетинга видны усилия фирм по обеспечению долговременной прибыли, в новых условиях экономического развития, отличающиеся быстрым процессом научно — технической революции, ростом потребностей, расширением ассортимента товаров, нововведениями в технологии, производством заменителей, колебаниями и неустойчивостью рынка, появлением новых видов деятельности.

13 стр., 6377 слов

Управление поведением персонала в организации

... содержанием, но и организацией труда, методами управления и степенью влияния работника на производство (инициатива, самостоятельность, участие в принятии решений). Материальный интерес - один из основных универсальных стимулов ... руководитель относится к сотруднику, замечают ли коллеги его вклад в общее дело, ценят ли добросовестный труд в организации? Положительные ответы на эти вопросы - основа ...

Современный маркетинг в первую очередь ориентируется на запросы рынка, приспосабливая для этого предложение товаров предприятиями. Задача маркетинга — не только сосредоточиться на продаже уже произведенного товара, но и всесторонне изучить потребности и возможности потребителей. Эти выявленные потребности становятся отправной точкой для всех решений и действий, предпринимаемых в компании. Такое понимание маркетинга не делает его частной бизнес-функцией, реализуемой отделом продаж, а представляет собой интегрированную концепцию управления бизнесом в целом.

Маркетинг как концепция управления означает планирование, координацию и контроль всей деятельности, относящейся к существующим и потенциальным рынкам компании. Набор мер управления маркетингом можно определить как однозначно идентифицируемый процесс управления, включающий этапы анализа, планирования, мотивации, координации и контроля, соответствующие общим функциям управления.

Этап анализа, называемый маркетинговым ситуационным анализом, должен дать ответ на вопрос «Где мы?».

На этапе прогнозирования обычно разрабатываются прогнозы и сценарии развития рынка и окружающей среды, которые должны давать ответы на вопрос: «Куда идет развитие?».

На этапе определения целей и разработки стратегии внимание уделяется выбору рынков и их сегментации, формированию соответствующей производственной программы и разработке общей концепции поведения компании на рынке. Существенный вопрос, который характеризует содержание этого этапа: «Чего мы хотим достичь?».

Стратегический маркетинг образует рамки для оперативного маркетингового планирования, т.е. для краткосрочных тактических маркетинговых решений. Исходя из оперативных подцелей, проектируется маркетинг-микс (комплекс маркетинга).

При этом даются ответы на вопросы: «Какие виды деятельности должны быть включены в продуктовую, ценовую, сбытовую и коммуникационную политику фирмы?».

На этапе реализации стратегии и комплекса маркетинга определяются организационные и контрольные меры, необходимые для обеспечения достижения поставленных целей и реализации запланированных маркетинговых мероприятий. На этом этапе необходимо ответить на вопросы: «Достигли ли мы поставленных целей? Какие корректировки целей и мероприятий необходимы?».

В зависимости от величины предприятия и других факторов (количества рынков и продуктов, продуктово- рыночных комбинаций) различают управление маркетингом на уровне предприятия в целом и на уровне отдельных продуктовых групп, последнее требует большей конкретности и оперативности принимаемых решений. [8, 423-439]

Рассмотрим основные элементы маркетинга на Рисунке 1.3

Рисунок 1.3 – Основные элементы маркетинга

Из Рисунка 1.3 следует, то, что выделяют следующие основные элементы маркетинга:

  • Целевая область маркетинга — это совокупность объектов, на которые направлена ​​маркетинговая деятельность компании и для которых, собственно, формируется комплекс маркетинга. Она находится вне сферы самого предприятия и принадлежит к так называемой внешней маркетинговой среде (окружающей среде).
    4 стр., 1786 слов

    Маркетинг. Сетевой маркетинг в компании Гринвей

    ... вознаграждений: персональный бонус, подарочный бонус и бонус наставника. Маркетинг-план компании начинается с личных объёмов. личный объем . ... эти продукты и использует их в своих целях. Особенностью компании является то, что предлагаемая на рынке продукция ... так спело верят стандартной рекламе. Многие покупки совершаются по рекомендации друзей и родственников. Ключом к поддержанию потребительского ...