Актуальность. Новые экономические отношения последних десятилетий мотивируют всех, кто стремится реализовать себя, искать другие способы узнать о себе. В то же время способность быстро реагировать на преобладающие события поднимает вопрос о проблеме личных изменений и сохранения уважения к собственному мнению. Зрителям необходимо показать соответствующее изображение и, оставаясь самими собой, изменить текущую форму изображения.
Успешные организации отличаются от своих коллег своим собственным стилем и концепцией. Умение формировать положительный имидж — врожденное свойство человека, организации, которое можно развивать только на протяжении всей жизни, приобретая для этого необходимые знания и навыки. Положение и успешный статус человека или организации с учетом постоянно меняющихся условий жизни и деятельности людей — непростая задача для 21 века. Возможность реализации в контексте широких социальных отношений имеет социальный субъект, который отражает тенденции развития общества и его реальные потребности и для которого последние являются приоритетом в структуре личных предпочтений. В этой связи имидж есть не что иное, как система совпадающих ожиданий.
В настоящее время формирование имиджа становится важной проблемой не только в политической и деловой сфере, но и в сфере студенческой жизни. Изучение имиджа студентов особенно важно и необходимо сегодня, когда возрастают требования к будущему профессионалу как специалисту современного уровня. Вместе с этим изменяется и сам имидж студентов. Различные аспекты обобщенного образа студента закрепляются в массовом сознании в виде стереотипов, причем не только в сознании самих студентов, важным аспектом является также восприятие общественностью. Имидж является непосредственной частью студента. это главный компонент и инструмент, чтобы передать его уникальность. Внешний вид ученика, его способ общения и поведения, сообщение обществу о его намерениях и положении. От формирования имиджа зависит эффективность будущей учебной и профессиональной деятельности студента. Поэтому актуальность и важность формирования имиджа студентов на данном этапе высока.
Изученность. Проблемой изучения форм и принципов имиджа занимались как отечественные учёные: Л.И. Анцыферово, А.А.Богдалева, Г.А. Марков, Перелыгина Е.Б., так и зарубежные учёные:, Д.В. Визгалов, Т. Т. Гердт, Ф. Котлер, Л. Фестингер, Ньюком.
Объект исследования- студенты БГУЭП (Байкальский Государственный Университет Экономики и Права в городе Иркутске).
Билет №15. Управление имиджем и репутацией организации. Брендинг, ...
... создания зонтичного бренда со своими собственными брендами. Зеркальный Это тот тип имиджа (mirror image) организации, который, как полагают ее сотрудники, особенно ее руководители, воспринимают люди, ... потому что, помимо продукта, только информация, которую рынок получает о компании, создает репутацию компании. Репутация компании либо приносит деньги фирме, либо не дает им прийти. Руководители ...
Предмет исследования: — процесс формирования имиджа студентов БГУЭП.
Цели исследования — изучить процесс формирования имиджа принципы и разработать рекомендации по его совершенствованию
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
- изучить теоретические подходы к исследованию понятия «имидж»;
- рассмотреть внешние и внутренние факторы имиджа;
- описать объект исследования;
- проанализировать имиджевые особенности студента
- разработать рекомендации процесса формирования имиджа студента
Методы исследования — анкетирование.
Практическая значимость: разработанные автором методологические инструменты могут быть полезны для исследования аналогичной темы в аналогичных организациях.
Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, заключения, библиографии и приложения.
Введение подтверждает актуальность темы исследования, исследования, объекта, предмета, целей и задач исследования, методов исследования, практической значимости, структуры курсовой работы, утверждения.
Первая глава «Теоретические подходы к изучению понятия« образ »» состоит из двух разделов. В этой главе рассматриваются определение изображения, теоретические аспекты, технологическая формула, функции и основные принципы.
Во второй главе «Изучение процесса формирования имиджа студента на примере Байкальского Государственного Университета экономики и права», состоящей из двух глав указаны основные моменты формирования имиджа у студента как психологического фактора, так и исследования формирования имиджа на примере Байкальского Государственного Университета экономики и права.
В заключение указаны основные аспекты, на которые студент ориентируются при формировании своего имиджа
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию понятия «имидж»
1.1 Имидж: сущность понятия, определение
имидж студент психологический эмоциональный
Термин «имидж» в русской лексике начал активно использоваться примерно с середины 90-х годов прошлого века — первоначально в основном в области политологии в контексте «имиджа политика». В настоящее время в отечественной литературе и в практике создания изображений термин «изображение» трактуется настолько широко, что некоторые формы его использования даже специалистами в области визуализации часто противоречат друг другу. Поэтому необходимо более детально проанализировать этот термин, центральный в имиджелогии и имиджевом творчестве.
Слово image происходит от английского image, которое, в свою очередь, происходит от латинского imago». Образ предмета — это образ, возникший в психике человека в результате восприятия этим человеком определенных характеристик этого предмета. То есть образ — это образ, возникший в результате восприятия внешних и внутренних характеристик человека, другого объекта. Имидж объекта на основе образа, сформированного в психике группы людей, может возникнуть не только в результате восприятия ими таких-то характеристик этого объекта, но и на основе восприятие уже ранее сформированной оценке этого объекта другими людьми. Оценка изображения объекта человеком может иметь эмоциональную окраску. Или у него может быть не эмоциональное отношение, а только рациональное, рациональное отношение. Поэтому не совсем корректно определять изображение только как «эмоционально окрашенное изображение». Не все образы предмета, возникшие в психике человека, можно назвать образом, а только один, к прототипу которого этот человек имеет определенное отношение. То есть, для того, чтобы образовался имидж, мало воспринять те или иные характеристики объекта, мало сформировать в своей психике образ этого объекта, еще необходимо, чтобы к этому образу возникло определенное отношение, возникла определенная оценка этого образа, возникло определенное мнение о прототипе этого образа.
Опрос как метод маркетингового исследования
... источников и приложений. 1 МЕСТО ОПРОСА СРЕДИ МЕТОДОВ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Маркетинговый подход основан на приоритете ... маркетинговые исследования: 1. Исследование рынка – самое распространенное направление в маркетинговых исследованиях. Как подчеркивают специалисты, без рыночных исследований ... и планированием рыночной деятельности. Объектами рыночного исследования являются тенденции и процессы ...
Получается, что образ — это не столько образ, сколько отношение к образу, как мнение об этом образе. Образ самого себя без презентации этого образа в психику другого человека (без восприятия характеристик этого объекта, без возникновения образа в психике другого человека) не может считаться имиджем. То есть образ данного человека можно назвать только тем оценочным образом этого человека, который возник в другом человеке, а не в нем самом. Теперь поговорим об определение имиджа в связи с понятием цели имиджа. Во-первых, изображение не следует определять как всегда «намеренно сформированное». Имидж достаточно часто возникает помимо воли человека. Во-вторых, цель формирования имиджа, когда такая цель осознанно ставится, кратко можно сформулировать как обеспечение аттракции (психологического притяжения) носителей имиджа к данному объекту. Имидж объекта — это мнение рационального характера или эмоционально окрашенное об объекте, возникшее в психике — в сфере сознания или в сфере подсознания определенной группы людей на основе образа, сформированного целенаправленно или непроизвольно в их психике в результате либо прямого восприятия ими тех или иных характеристик данного объекта, либо косвенного — через восприятие уже оцененного кем-то образа на основе восприятия мнения, сформированного в психике других людей с целью возникновения аттракции — притяжения людей к данному объекту. Следовательно, образ предмета возникает, когда человек воспринимает внешние и внутренние характеристики предмета. В результате такого восприятия в психике этого человека появляется образ этого объекта. Этот объект человека невольно соотносится с его собственной системой ценностей, в результате чего у человека вырабатывается отношение к этому объекту в виде мнения.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что социально-психологическое определение образа должно учитывать его двойственную природу: социальную и психологическую. Изображение — это проявление работы психики по согласованию своих импульсов с индивидуальным и групповым опытом. Образ всегда социально обусловлен, активно влияет на мнение отдельного человека или группы людей, кардинально влияет на результаты их предпринимательской деятельности. На мой взгляд, образ выступает не только как явление, включенное в систему деятельности субъекта и используемое в процессе этой деятельности, но и как явление, проистекающее из деятельности, являющейся его продуктом. То есть имидж — это помимо всего вышесказанного ещё и мнение, сложившееся у определенной или неопределенной группы людей о каком-либо человеке, предмете, системе, явлении и т.д.
Реклама как процесс воздействия на сознание человека
... на практике. Многие рекламодатели искренне убеждены, что психология рекламы, прежде всего, должна разработать и использовать методы ... звуковых, письменных и изобразительных приемов, создающих рекламные образы (имиджи) рекламируемых объектов, чья цель — активно проникать ... маркетинговые отделы и заботиться о профессионализме людей, которые создают рекламу своей продукции, только когда они начали ...
Образ — довольно сложное явление, в котором переплетаются совершенно непохожие факторы. И все их нужно учитывать, так как восприятие человека тоже проходит по множеству каналов, и для каждого из них необходимо проводить свою определенную работу.
Имидж — это многоуровневая, многокомпонентная, многофункциональная система знаков (признаков подобия или символических аллегорических иносказаний) и коммуникативных кодов (завуалированных, зашифрованных посланий), которые оказывают то или иное впечатление на человека. Кроме того, образ — это форма социальной и умственной деятельности, сенсорный язык, настроение, сообщение, посредством которых общественное сознание идентифицирует человека. Образ есть художественная иллюстрация личности.
Изображение фокусирует внимание адресата, выводит его на эйдетический уровень восприятия. Погрузитесь в легкое медитативное состояние, облегчая воздействие и проникновение в личность, поведение или информацию.
Основные уровни коммуникации изображения — реальный и сюрреалистический, сознательный и бессознательный, материальный и ментальный, телесный и духовный, знаковый и образный. При этом структурными компонентами имиджа являются габитарный (внешность), кинетический(телодвижения, выражающие эмоции), средовый (материальное и социальное окружение) и объективизированный(овеществленный).
Определены функции образа: нормативно-идентифицирующая, адаптивно-социализирующая, политико-манипулятивная, социально-экономическая, художественно-эстетическая, коррекционно-эволюционная, информационно-коммуникативная.
Для того, чтобы импринтинг имел место, требуется высокая эмоциональная интенсивность, передача изображений, обеспечиваемая обоими участниками процесса изображения. важно, чтобы посыл образа был ярким, сильным и эмоционально выразительным. также необходимо иметь особый статус принимающей стороны передачи изображения, чтобы иметь намерение получить его. Все это может быть обеспечено контекстом, социальной ситуацией, атмосферой взаимодействия образа.
Чем ярче и актуальнее сообщение изображения и чем адекватнее ситуация его передачи, тем меньше усилий потребителю прилагается для его восприятия, расшифровки и учета или исполнения.
Изображение должно удовлетворять средние ожидания масс и упрощенное восприятие.
Искажение информации определяется избирательностью, текущими интересами, личными особенностями и настроением получателя изображения. Формирование изображения — способ добиться внешней яркости и внутренней выразительности изображения держателя изображения. Оно предполагает владение приемами и техниками материализации имиджа, нахождение адекватной внешней формы образа, прописывание внешних красок образа, символическую представленность внутреннего образа имидженосителя, основной имиджевой идеи, в виде внешних художественных или социальных знаков. Имиджевые признаки направляют внимание имиджпотребителя.
Методы формирования имиджа современных торговых сетей
... только работая над фирменным стилем и используя корпоративное общение, появляется имидж. Заключение. Во-первых, формирование изображения - очень сложный и трудоемкий процесс, требующий большого внимания. А ... когда все его разделы работают вместе. Таким образом, Мастер-план поможет оценить ситуацию в компании. Первое впечатление о человеке или организации наиболее точно. Придерживаясь исключительно ...
Носитель изображения — это субъект изображения, собеседник, активное и стимулирующее начало обмена изображениями. В этом случае потребитель изображения является объектом влияния изображения или другой стороны передачи изображения. Взаимодействие имиджа предполагает неограниченный и постоянно развивающийся процесс создания и представления публичного образа человека в процессе коммуникации образа, обусловленный основной или профессиональной деятельностью носителя образа, его целями и задачами.
важно, что средствами механизма изображения являются ресурсы изображения и способы их выражения.
Главное — это умение расширить картинку в более широкий контекст повествования и резюмировать одним словом. Подобрать правильную цветовую гамму изображения, добиться внешней выразительности изображения — это обязанность профессионала. Создание духовно-нравственного образа носителя образа наполняет общение образа внутренней энергетической чистотой и гармонией. Образ человека многократно усиливает влияние на человека и его окружение.
Технологические компоненты имиджа, т.е. технология работы над образом включает три этапа:
1. Этап внутренней работы над образом;
2. Этап внешней работы на образом;
3. Этап управления имиджем.
Фаза работы с внутренним изображением обеспечивает развитие образа респондента и включает в себя анализ изображения, преобразование изображения и активацию изображения.
Развитие образа: рост чуткости, внутреннего внимания, воображения, образного мышления. Это происходит за счет активации межполушарных связей, развития эмоционального интеллекта методом спонтанного проявления и усиления эмоций. Детерминирует эффект активации асоциальных связей, расширения границ Я. Это приводит к метафоре, глубине проникновения в суть социальных и психических процессов и явлений. Это происходит за счет выявления и активации механизмов желаемых изменений, нормализации психических состояний методом отрыва от реальной и творческой ассоциации с желаемым перспективным изображением.
Анализ имиджа — это процесс выявления фундаментальных человеческих констант субъекта имиджевой коммуникации: внутренних образов уникальной личности, образов фаз и задач социализации индивида.
Для проведения имиджевого анализа можно использовать:
1. Имиджевую проективную методику;
2. Имиджевую архетипическую методику.
В результате анализа обеспечивается эффект самоидентификации и самопонимания, структурирования сознания, гармонизации, самодостаточности, уверенности в себе, самоассимиляции, превращения базовых комплексов в ресурсы единой идентичности личности.
Внешняя работа над изображением предполагает стилизацию изображения, предоставление ресурсов изображения, профессиональную индивидуализацию вектора изображения, актуализацию цели создания изображения, высвобождение ресурсов изображения.
Стилизация образа — это объективация естественных телесных и психофизических характеристик носителя образа через платье, прическу и аксессуары.
Обеспечивает эффект усиления внешнего восприятия, увеличения состояния вектора изображения, передачи идеи изображения через все составляющие дизайна тела: прическу, платье, аксессуары, цвет, фактуру материала, особенности кроя.
Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера
... Совершенно необходим разумный и адекватный имидж, подтвержденный многолетней практикой. Современные условия развития бизнеса, глобализации, компьютеризации требуют, чтобы руководители организаций умели правильно позиционировать ... которую, принимают необходимые решения по изменению состояния контролируемого объекта. Таким образом, можно сделать вывод, что организация работы менеджера тесно связана с ...
Все это обеспечивает эффект осознания и активации своих имиджевых ресурсов, их состояния и управления ими, осознания причин неэффективности имиджевой коммуникации их устранение на бессознательном уровне, повышение уверенности в себе, усиление энергетического обеспечения имиджа.
Работа обеспечивает эффект самоопределения экранной стилистики, выхода на индивидуальный стиль, выбора дистанции и ракурса экранного взаимодействия, выборку специфических приемов телевизионной самопризинтации, осознание своей экранной индивидуальности и зоны небольшой конкурентноспособности.
Обеспечивает эффект повышения эффективности (с наименьшими энергетическими затратами) и автоматизма достижения цели, формирования направляющей бессознательной имиджевой установки.
Этап управления имиджем включает состояние материальных информационных имиджевых носителей, наполнение внешнего имиджевого пространства необходимыми материальными и информационными имиджевыми носителями, оперативное произвольное регулирование имиджевым пространством.
Оперативное регулирование имиджевым пространством представляет собой реакцию на обратную связь, осуществляемую в процессе имиджевой коммуникации с целью достижения желаемого эффекта.
Внутреннее имиджевое пространство- это внутреннее ощущение себя тем или иным образом или личностью. Оно достигается психоаналическими приемами и техниками. Внешнее имиджевое пространство предполагает собой внешнюю объективизацию своего внутреннего образа, наполнение необходимой и достаточной информацией о нем, в том числе знаковой, метафоричной. Осуществляется через материальные и информационные имидженосители, а также через имиджевых агентов. На стыке внутреннего и внешнего имиджа состояние имидженосителя обеспечивается техниками форсажного состояния. Осуществляется оперативными методами: имиджевыми выступлениями в СМИ, имиджевыми акциями, внеплановыми презентациями, посещением и проведением имиджевых мероприятия. Обеспечивает эффект оперативного регулирования имиджем.
Общая логика имиджевого процесса и технологий имиджа в движении от внутреннего к внешнему, и наоборот, что обогащается не только имиджпотребителя, но постоянно развивает образ респондента — самого имидженосителя как творческой индивидуальности.
1.2 Внешние и внутренние факторы формирования имиджа
Имиджелогия — наука и искусство о том, как придать облику человека эффект личного обаяния, как овладеть умением «светиться» людям. Счастлив тот, кому Бог дал подобный дар. Увы, далеко не все являются его обладателями. Вот почему многие люди обрели интерес к имиджелогии, стремятся создать привлекательный индивидуальный облик. Без него не достичь крупных успехов в любой деятельности, не обрести уверенности в своём положении в семье, в общении с коллегами.
Имидж — некое увеличительное стекло, которое позволяет проявиться лучшим личностным и деловым качествам человека, привнести в повседневное общение комфорт, создавать оптимистичное настроение. Деятельность педагога, врача, работника сервиса немыслима без их доброжелательного облика. Руководителю очень сложно стать магнетически привлекательным, но ещё больше проблем у того, кто не стремится быть таковым.
Имидж Красноярского государственного университете в представлении студентов (2)
... в профессиональной сфере - на родителей абитуриентов. Студенты напрямую влияют на формирование имиджа вуза «в глазах» общественности, поэтому необходимо изучать имидж вуза в глазах студента. Цель дипломной работы - исследовать имидж Красноярского Государственного Университета ...
Важный раздел имиджелоги и посвящён функциям имиджа. Функции-это активные формы проявления сущности и содержания конкретного феномена.
Можно обозначить две группы функций имиджа:
Ценностные функции имиджа:
1. Личностно возвышающая. Благодаря созданию вокруг личности ореола привлекательности, она становится социально востребованной, раскованной в проявлении своих лучших качеств.
2. Комфортизация межличностных отношений. Суть этой функции в том, что обаяние людей объективно привносит в их общение симпатии и доброжелательность, а потому нравственную меру терпимости и такта.
3. Психотерапевтическая. Суть её в том, что личность, благодаря осознанию своей индивидуальной незаурядности и повышенной коммуникабельности, обретает устойчивое мажорное настроение и уверенность в себе.
Таким образом, ценностные функции имиджа свидетельствуют о его бесспорном значении в выстраивании здоровой душевной организации личности. Посредством имиджа наиболее заметно, а потому доступно для других людей, проявляется внутренний мир конкретной личности. Вот почему так велика роль ценностных функций имиджа.
Технологические функции имиджа:
1. Межличностной адаптации. Благодаря правильно избранному имиджу можно быстро войти в конкретную социальную среду, привлечь к себе внимание, оперативно установить доброжелательные отношения.
2. Высвечивания лучших личностно-деловых качеств. Благоприятный имидж даёт возможность зрительно представить наиболее привлекательные качества человека, позволяя соприкасающимся с ним людям познавать именно эти черты, вызывающие симпатию или доброе расположение.
3. Затенения негативных личностных характеристик. Посредством макияжа, дизайна одежды, аксессуаров, причёски и т.д. можно отвлечь людей от тех недостатков, которыми обладает человек.
4. Организация внимания. Привлекательный имидж невольно притягивает к себе людей, он импонирует им, а потому они психологически легче располагаются к тому, что он говорит или демонстрирует.
5. Преодоления возрастных рубежей. Искусно владея технологией самопрезентации, что конкретно проявляется в удачном выборе моделей поведения и исполнении различных ролей, можно комфортно себя чувствовать в общении с людьми разного социального положения и профессионального статуса, не сковывая себя «комплексом» собственного возраста.
Знание технологических функций имиджа предлагает широкое практическое его использование. Таким образом, имидж-это полиметрическое явление, функционал которого разнообразен. Главное его назначение-достичь эффекта личного притяжения. Кто в полной мере владеет функциями имиджа, тому присуще такое состояние, которое называется магией расположения. Акцент на практическом значении имиджа отличает наше понимание его содержания и предназначения от зарубежных подходов.
Имидж бывает достоянием конкретного лица, а также групповым, как, например, имидж фирмы или государственной структуры. Как правило, имидж-явление положительное. Вместе с тем в жизни немало фактов, когда личность берёт на вооружение эпатажные модели поведения, тем самым привлекая к себе внимание людей, получая доступ к средствам массовой информации.
К сожалению, имеется немало людей, которые недооценивают роль имиджа в деловом преуспевании, хотя известно, что «доброе имя» всегда располагает людей к тому, кто имеет положительную репутацию. Если принять во внимание этнопсихологическую особенность россиян (имеется в виду склонность к лёгкому восприятию слухов), то очевидно, что привлекательный имидж предпринимательской структуры будет мощным рекламным фактором и по-человечески естественным условием расположения клиентов к сотрудничеству с ней.
Формирование положительного имиджа образовательного учреждения ...
... имиджа школы. Гипотеза исследования: формирование положительного имиджа учебного заведения - необходимое условие сохранения конкурентоспособности и увеличения количества студентов. ... работы. Ключевые моменты плана по созданию эффективного комплексного имиджа школы таковы: ·внешний имидж образовательного учреждения, ·внутренний имидж ... можем считать, что достигли своей цели. Объект исследования: имидж ...
На сегодняшний день наиболее активно ученые занимаются разработкой принципов формирования имиджа человека. Рассмотрим основные психологические
В основу формирования имиджа могут быть положены следующие принципы:
1. Принцип повторения;
2. Принцип непрерывного усиления воздействия;
3. Принцип «двойного вызова»
Использование принципа повторения — это учет того, что хорошо запоминается информация, которая повторяется. Людям требуется время, чтобы сделать воспринятое сообщение своим, а многократное повторение способствует этому.
Использование принципа непрерывного усиления воздействия — это наращивание аргументов или эмоционального обращения: «Это только для вас!» или «Все -для вас!» и т.п. Постепенное наращивание воздействия воспринимается лучше, чем взрывное, так как сенсорный аппарат противится всплескам информации.
Использование принципа «двойного вызова» основано на том, что сообщение воспринимается не только разумом, но и подсознанием.
Все мы мыслим словами и образами. Слова возвращают нас к картинам, ощущениям и звукам, входящим в наш жизненный опыт. Но поскольку опыт у всех разный, то и обращенные к нам слова мы понимаем в чем-то по-разному.
Формируя имидж, необходимо помнить и о таком феномене, как эмоциональная память. В ней есть генетическая информация, которая чрезвычайно статична, так как состоит из зрительных и звуковых символов.
И тот, кто заложил в эмоциональную память окружающих свой привлекательный образ, тот затем легко закрепляет первое о себе представление.
Тем самым, можно определить несколько гипотез, по средствам которых формируется имидж студента:
Основная гипотеза:
- Имидж студента формируется под воздействием внешних факторов, студент пытается влиться в окружение (группу, ВУЗ)
Вспомогательные гипотезы:
- Большинство студентов посредством имиджа выражают принадлежность к определённой социальной группе, выражают индивидуальную позицию
- Многие студенты формируют свой имидж неосознанно
- Большинство студентов проявляют имиджевую гибкость, нежели имиджевую статичность.
Таким образом, можно сделать вывод, что воздействие внешних факторов является важным в формировании имиджа у студента ВУЗа. Примером можно назвать межличностную адаптацию, стремление выделяться из коллектива, или же соблюдение установленного дресс-кода.
Глава 2. Анализ формирования имиджа студента на примере Байкальского Государственного Университета экономики и права
2.1 Описание структуры группы и методов исследования
Различные аспекты обобщенного образа студенчества закрепляются в массовом сознании в виде стереотипов, причем не только в сознании самих студентов ВУЗов, но и накладывают отпечаток на его восприятие общественностью. От того, каков имидж студента, как представлен образ студентов того или иного ВУЗа в сознании общественности, во многом зависит процесс привлечения абитуриентов, реализация перспективных проектов, общее положение ВУЗа в образовательной системе.
Имидж организации (2)
... имиджа организации. Корпоративный имидж и корпоративный бренд привлекают все больше внимания экономистов, маркетологов, журналистов, культурологов, политологов, лингвистов со всего мира. Сегодня создание правильного имиджа ... разных группах. Разработайте рекомендации по формированию благоприятного имиджа организации. Практическая значимость данной работы заключается в том, что содержащиеся в ней ...
Для исследования и характеристики имиджа студентов объектом был выбран Байкальский государственный университет экономики и права(далее БГУЭП) — университет в городе Иркутске, который является признанным лидером в реализации научно-образовательных программ по экономике и праву на территории Сибири и Дальнего Востока. Университет имеет филиалы в городах Чита, Братск, Якутск, Усть-Илимск. Университет осуществляет образовательную деятельность по учебным программам среднего профессионального, высшего и дополнительного образования.
Датой создания Сибирского финансово-экономического института принято считать11 августа 1930 г., когда было подписано Постановление СНК СССР № 305 о его организации на базе гуманитарного факультета (в разные годы он назывался по-разному) Иркутского государственного университета.
Хронология переименований:
- Основан в 1930г. как Сибирский финансово-экономический институт (СФЭИ);
- с 1939— Иркутский финансово-экономический институт (ИФЭИ);с 1965— Иркутский институт народного хозяйства (ИИНХ);с 1993— Иркутская Государственная Экономическая Академия (ИГЭА);с 2002 современное название— Байкальский Государственный Университет Экономики и Права (БГУЭП).
На базе БГУЭП расположено 11 факультетов:
- Факультет гражданского и предпринимательского права
- Факультет государственного права и национальной безопасности
- Судебно-следственный факультет
- Факультет журналистики
- Факультет экономики предприятий, отраслей и управления бизнесом
- Факультет управления человеческими ресурсами
- Финансово-экономический факультет
- Факультет мировой экономики и государственного управления
- Факультет Информатики, учёта и сервиса
- Факультет налогов и таможенного дела
- Факультет Русско-китайский
Общее число студентов составляет на 2015 год 13436.
Основные понятия, используемые при исследовании:
Имидж студента ВУЗа — это интегральная характеристика личности, включающая в себя совокупность внешних и внутренних личностных качеств студента, которые способствуют эффективности учебной деятельности.
Имиджевая гибкость — способность, умение адаптировать свой имидж к определённой ситуации; формирование имиджа в зависимости от изменяющихся внешних условий
Имиджевая статичность — приверженность индивида к одному определённому имиджу и неизменность его при изменяющихся внешних условиях
Формирование имиджа — процесс создания своего образа, привития вкуса и модели поведения
Индивидуальная позиция — это индивидуальные ценности и смыслы человека, его взгляды и отношение к миру, нормы, установки и мотивы
Принадлежность к определённой социальной группе — это осознание себя частью данной социальной группы, и, следовательно — это и принятие значимых в данной группе моделей поведения, норм
Дресс-код (dress code — кодекс одежды) — форма одежды, требуемая при посещении определённых мероприятий, организаций, заведений (например — ВУЗа)
Стиль casual — повседневная модная одежда, в которой делается упор на удобство
Индивидуальность — совокупность характерных индивидуальных особенностей и свойств, отличающих один индивидуум от другого; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость, уникальность.
2.2 Исследование формирования имиджа у студентов на примере Байкальского Государственного Университета экономики и права
Различные аспекты обобщенного образа студенчества закрепляются в массовом сознании в виде стереотипов, причем не только в сознании самих студентов ВУЗов, но и накладывают отпечаток на его восприятие общественностью. От того, каков имидж студента, как представлен образ студентов того или иного ВУЗа в сознании общественности, во многом зависит процесс привлечения абитуриентов, реализация перспективных проектов, общее положение ВУЗа в образовательной системе.
В данном исследовании мной используется метод сбора социологической информации — опрос. Вид опроса — анкетирование. Выбор вида исследования вытекает из поставленных цели и задач. Процентное соотношение ответивших показано в сводной таблице с результатами исследования
Исследование было проведено среди студентов БГУЭП специальности управление персоналом. Было опрошено 64 студента, среди них 12 юношей и 52 девушки (рис.1.1).
Исследование проводилось в виде анкетирования.
Рис.1.1. Пол респондентов
По результатам проведенного опроса выявлено, что для 63% студентов имидж — это способ самовыражения и акцентирования своей индивидуальности.
Результаты анкетирования показали, что большинство студентов ВУЗа уделяют внимание собственному имиджу, из них 73% девушки и только 15% юношей, это говорит о том, что для девушек собственный имидж является важной составляющей их образа в целом. (рис.1.2).
Рис.1.2. Вы следите за своим имиджем?
39,06% опрошенных целенаправленно занимаются формированием своего имиджа, тщательно продумывают все детали своего образа. Такой же процент опрошенных считают, что продумывать свой имидж необходимо лишь в определенной ситуации. И лишь у 18,75% имидж формируется стихийно, они не задаются целью его построения. Большинство юношей (10 из 12) считают, что имидж формируется естественным путем, и это не требует каких-либо усилий со стороны. Девушки же чаще задумываются о том как они выглядят и какое впечатление производят (рис.1.3).
Рис.1.3. Вы формируете свой имидж целенаправленно?
Студентам свойственно проявлять имиджевую гибкость, менять его в зависимости от обстоятельств. Динамичность своего имиджа подчеркивают 78,13% опрошенных. Остальные 15,63% склонны к статичности.
Многие респонденты (78,13%) отдали предпочтение современному и удобному стилю casual. 9.38% предпочитают универсальный и удобный спортивный стиль. Примерно равный процент (10,94%) опрошенных выбрали сочетание нескольких стилей. И лишь 1,56% выбрали классический.
Выбирая себе образ студент в первую очередь должен быть собой, так считают 45,31% респондентов. Равно как и следовать современным тенденциям моды (35,94%).
И лишь 6,25% считают, что в высшем учебном заведении предпочтительнее официльно-деловой стиль.
Главным фактором подбора одежды респонденты считают моду (59,38%).
Но также важным условием является и удобство (25%).
6,25% придают особое значение практичности, 3,13% — универсальности. 4,69 % считают, что подбирать одежду нужно исходя из своего внутреннего мира и настроения.
100% девушек обращают внимание на то, во что одеты однокурсники, однако мнение юношей разделилось, 6 из которых обращают внимание на это, однако большинство второй половины (48%) полностью не замечает этот факт и не обращают внимание (рис.1.4).
Рис.1.4. Вы обращаете внимание на то, как одеты Ваши однокурсники?
Помимо внешнего вида респонденты выделяют такие составляющие формирования имиджа студента, как хорошее чувство юмора, улыбка, уверенность в себе, красивая и правильная речь. Но главным качеством считают дружелюбность (90,63%) (рис.1.5).
Рис.1.5. Факторы внешнего вида, которые формируют положительное восприятие у однокурсников.
Необходимым условием имиджа является проявление индивидуальности, обусловленное выбранной специальностью, как считает 56,25% опрошенных.
Самым редким вариантом ответа среди студентов был «гармония внешнего и внутреннего мира» (рис.1.6).
Рис.1.6. Что на Ваш взгляд подразумевает внешний облик успешного студента?
Не меньшее количество респондентов считают, что успешный студент должен уметь себя правильно преподнести, должен быть быть готов взаимодействовать с людьми, показывать свою сущность в соответствии с ситуацией. Оставшиеся подчеркивают важность подбора одежды, аксессуаров, гармонии внешнего и внутреннего мира и проявление индивидальности.
По результатам анкетирования мной были сформированы следующие выводы и рекомендации по формированию позитивного имиджа студента:
1. Одежда выступает как средство общения, как инструмент воздействия на поведение и отношение к ее обладателю других людей. Большая часть опрошенных (67,19%) считают, что определяющим фактором в восприятии однокурсников является именно внешний облик. Как отмечают сами студенты, значительную роль в формировании имиджа играет одежда (89,06%).
В современных условиях стиль одежды, принятый для ВУЗов, достаточно свободен. Однако следует учитывать, что занятие в ВУЗе — это сфера общения между разными поколениями, и социальными слоями общества. Ни одна деталь имиджа не должна вызывать негативные ассоциации. Одежда студента должна соответствовать сезону, характеру учебного занятия и рабочей ситуации. Неприемлемо носить в ВУЗе открытую одежду (с этим солидарны 40% опрошенных студентов).
А 100% опрошенных юношей считают, что открытая одежда однокурсников отвлекает от учебного процесса.
2. Формируя собственный имидж не стоит ограничиваться только внешним обликом. Важными факторами в формировании положительного восприятия однокурсников также являются такие составляющие имиджа как:
- хорошее чувство юмора (так считают 67, 19% опрошенных)
- улыбка (75% опрошенных)
- уверенность в себе (73,44%)
- дружелюбность (90, 63%)
3. Созданный вами и доведенный до совершенства облик должен существовать без отрыва от вашего собственного «Я». Так 56,25% опрошенных считают, что внешний облик успешного студента подразумевает проявление индивидуальности, как ведущую роль будущего управленца.
Студенты БГУЭП довольно часто встречают однокурсников, одетых не по случаю (68, 75% опрошенных).
А ведь очень важно, чтобы имидж был подвижным, динамичным и менялся в зависимости от ситуации, которая, является формой выражения общественных настроений, вкусов и увлечений (также считают 32,81% опрошенных).
Анализ результатов анкетирования показал, что для основной массы учащихся БГУЭП специальности управление персоналом имидж выступает в качестве возможности выделиться среди своих сверстников, желая подчеркнуть свою индивидуальность. Создавая собственный образ студента скорее ориентируются на модные тенденции (59,38%), нежели на мнение родителей и друзей. Что позволяет нам опровергнуть выдвинутую гипотезу о том, что студент пытается влиться в окружение и что имидж студента формируется под воздействием таких внешних факторов как группа и ВУЗ. Мы подтвердили гипотезу о том, что посредством имиджа большинство студентов выражают свою позицию, не похожую на другие.
Заключение
Следует отметить, что для основной массы учащихся БГУЭП специальности управление персоналом имидж выступает в качестве возможности выделиться среди своих сверстников, желая подчеркнуть свою индивидуальность. Создавая собственный образ студенты, скорее ориентируются на модные тенденции (59,38%), нежели на мнение родителей и друзей. Что позволяет нам опровергнуть выдвинутую гипотезу о том, что студент пытается влиться в окружение и что имидж студента формируется под воздействием таких внешних факторов как группа и ВУЗ. Мы подтвердили гипотезу о том, что посредством имиджа большинство студентов выражают свою позицию, не похожую на другие.
В исследовании мы выявили, что 39,06% студентов осознанно и целенаправленно формируют свой имидж и столько же опрошенных задумываются об имидже перед определенной ситуацией. Поэтому мы не можем утверждать, что многие студенты формируют свой имидж неосознанно (это лишь 18,75% опрошенных, в большинстве юноши).
По результатам анкетирования также замечено, что студенты проявляют имиджевую гибкость (78,13%), поэтому наша четвёртая гипотеза подтвердилась.
Резюмирую все вышесказанное, можно сделать вывод, что имидж на сегодняшний день является одной из самых мощным компонентом позиционирования себя в обществе, то при правильном формировании имиджа студент может стать успешным. Для этого при создании собственного имиджа студентам необходимо больше ориентироваться на такие факторы как — внешние условия (ВУЗ, группа), тем более что способность к имиджевой гибкости у студентов уже есть. И не стоит забывать о том, что имидж студента ВУЗа — это не только внешние проявления, но и внутренние качества и способности, такие как — доброжелательность, уверенность в себе, невербальные коммуникации (улыбка) и обладание хорошим чувством юмора.
Библиографический список
[Электронный ресурс]//URL: https://marketing.econlib.ru/kursovaya/moy-imidj-pedagoga/
1. Беляева Ю.П. Имидж работодателя // Маркетинг. — 2011. — N2. — С.109-116.
2. Бороздина Г.В.: Психология делового общения. — М.: ИНФРА-М, 2008
3. Бурцева Т.В., Миронова Н. Исследование корпоративного имиджа, журнал «Маркетинг» №3(100)2008
4. Василенко И. Имиджевая стратегия России в контексте мирового опыта // Власть. — 2013. — N7. — С.24-28.
5. Важенина И.С. Имидж и репутация организации: экономическое содержание, формирование и оценка // Маркетинг в России и за рубежом. — 2010. — № 2. — С. 136-142.
6. Горчакова В.Г. Имидж. Искусство и реальность//Учебное пособие для студентов вузов. — Москва 2012.279с.
7. Доморовская Е.Ю. Имидж в индивидуальных характеристиках социального продвижения: Автореф. дис. …кан. социол. наук. Ростов н/Д,2006
8. Жеребненко, О.А. Социально-психологические основы развития имиджа студентов вуза: дис. …канд. псих. наук: 19.00.05/ О.А. Жеребненко. — Курск,2008. — 177с
9. Зимбардо Ф., Ляйпе М. Социальное влияние. СПб.; Харьков; Минск, 2001. С. 117-118.
10. Згонник Л.В.: Организационное поведение. — М.: Дашков и К, 2010.145-150
11. Калюжный А.А. Особенности построения профессионального имиджа //Вестник Государственного университета управления. Серия Социология и управление персоналом. — № 3 (19).
— М., ГУУ, 2006. — С. 59-63.
12. Калиева О.М. [и др.] // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 439-441.
13. Козлова Н.П. Формирование положительного имиджа и деловой репутации компании // Вестн. Астраханского гос. техн. ун-та. Сер.: Экономика. — 2011. — № 1. — С. 67-71
14. Кузнецова, Л.Б., О.А. Жеребненко. Психологические особенности имидж-профиля студентов вуза. Курск, 2008. — 177 с
15. Макаревич Э.Ф. Имидж в современном мире / Э.Ф. Макаревич, О.И.Карпухин // Соц.-гуман. знания. — 2012. — N3. — С.39-59.
16. Мухина М.В. Оценка как способ формирования имиджа организации // Вестн. Волгоградского гос. ун-та. Сер. 2. Языкознание. — 2011. — № 1 (13).
— С. 33-37
17. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехники. -Москва 2007.276 с.
18. Панфилова А.П. Имидж делового человека. — Знание, ИВЭСЭП; 2007 — 490 с.
19. Петренко, В.Ф. Психосемантический анализ имиджа политических лидеров / В.Ф. Петренко // Основы психосемантики. — СПб.: Питер, 2005. — 272с.
20. Рабинович, Л.А. Имидж человека и организации / Л. А. Рабинович. — Иркутск: Свет, 2009. — 198 с.
21. Сотникова А.С. Формирование и оценка имиджа и репутации организации // Маркетинг в России и за рубежом. — 2009. — № 6. — С. 136-142
22. Угрюмова А.А. Оценка и формирование корпоративного имиджа малых предприятий / А. А. Угрюмова, Д. В. Агапов // Экон. анализ: теория и практика. — 2010. — № 15. — С. 23-29