Реферат имидж организации

Курсовая работа

Развитие рыночной экономики привело к увеличению количества субъектов, заинтересованных в правильном и эффективном формировании своего имиджа.

При его формировании, создании нельзя игнорировать массовое восприятие бизнеса в целом. И сегодня для него характерно, прежде всего, социальное стирание границ предпринимательства. «Все мы сейчас бизнесмены», — говорят те, кто хоть мало-мальски пытается что-то сделать сам; во-вторых, бедность социального опыта, отсутствие представлений о цивилизованных, устоявшихся формах бизнеса; в-третьих, отсутствие серьезной опоры для создания позитивного образа предпринимателя. И наше государство здесь плохо помогает, а простые люди не любят предпринимателей… Тенденция к появлению реальных или мнимых олигархов, криминализация бизнеса еще больше усугубляют ситуацию. Но проблема общественного доверия существенно влияет на положение дел. Ее надо как–то решать. Предпринимателям остается надеяться только на себя, как говорится, безопасность утопающих — дело рук самих утопающих.

может ли компания в такой ситуации не создать имидж и «замазать эту проблему»? Это возможно, но в этом случае оно будет формироваться теми же клиентами и партнерами спонтанным и, следовательно, неконтролируемым образом. Видя новое, непонятное, мы скорее склонны быть «против» него, чем «за».

Именно поэтому серьезные бизнесмены в крупных городах давно осознали необходимость формирования положительного имиджа. Одни создают внутри организации ПР (паблик рилейшнз) — отделы, которые как раз и занимаются созданием и поддержанием положительного имиджа фирмы. Остальные, те, кто не может позволить себе содержать специалиста по связям с общественностью, обращаются за помощью в специальные агентства. В общем-то, оба варианта хороши.

На самом деле, можно ограничиться проведением рекламной кампании.

Однако инструменты по связям с общественностью намного эффективнее и, что более важно, дешевле для компании.

Следует отметить, что секрет успеха далеко не в том количестве рекламных материалов, которые появляются в газетах, на радио и на телевидении. Ключ к успеху — в правильности концепции развития общественных связей. Какой бы непредсказуемой ни была реакция общественности при формировании имиджа компании, вся система обязательно должна подчиняться единой концепции, то есть логике.

Никто не знает полную сумму средств, которые тратятся на формирование имиджа конкретной публичной кампании, человека или компании. Но эти затраты однозначно оправданы тем, что исключена вероятность негативного эффекта самопроизвольного формирования имиджа. Напротив, целенаправленное и продуманное создание образа приводит к положительному результату.

3 стр., 1282 слов

План маркетинга как раздел бизнес-плана

... бизнес-плана в общем; Изучить сущность маркетингового плана; Изучить структуру плана маркетинга. Предметом исследования в данной работе является маркетинговый план, а предметом - маркетинговый план как часть бизнес-плана. ... разрабатываемых в компании и являющегося неотъемлемой частью бизнес-планирования, является бизнес-план. В современных рыночных условиях бизнес-план является необходимым ...

^

В условиях рыночных отношений главным и определяющим фактором экономического благополучия компании становится рынок, то есть покупатель ее товаров и услуг. Неустойчивость внешних условий, в которых работает компания, теперь ни у кого не вызывает сомнений. Это и изменения политической и социальной обстановки, и потрясения на мировых рынках, и скачки валютных курсов, колебания кредитных ставок и т.д.

В конечном итоге все разнообразие внешних влияний находит свое выражение в положении общества в целом и покупателей в частности как членов этого общества по отношению к фирме. Речь идёт о том, что для фирмы жизненно важно не только учитывать внешние условия, но и заботиться о формировании благожелательного общественного отношения к себе (создание «имиджа»).

Положительный имидж повышает конкурентоспособность коммерческой организации на рынке. Привлекайте потребителей и партнеров, ускоряйте продажи и увеличивайте объемы. Позитивный имидж облегчает организации доступ к ресурсам (финансовым, информационным, человеческим, материальным) и ведение операций.

В дословном переводе с английского image означает образ.

В сегодняшнем значении слово «имидж» впервые употребил З.Фрейд, издавший журнал с таким названием в 30-х годах прошлого века. А с 1940-х годов этот термин используется рекламодателями и специалистами по связям с общественностью.

Современный словарь иностранных слов даёт такое определение: имидж – целенаправленно сформированный образ какого-либо лица, явления или предмета, выделяющий определённые ценностные и призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-то в целях популяризации, рекламы и т.д. Более краткое (хотя и неполное) определение: имидж – это впечатление об объекте.

Прежде чем заняться проблемой формирования образа, необходимо рассмотреть некоторые свойства человеческого сознания.

Как правило, человек мыслит и действует, ориентируясь не столько на саму реальность, сколько на сформировавшиеся под влиянием социальных коммуникаций представления о ней. Информационные конструкции, такие, как символ, миф, репутация и т.д., имеют большое, иногда решающее значение для человека, группы, общества в целом. Важнейшими составляющими этого «псевдомира» являются социальные стереотипы и образы в современных условиях.

Понятие социального стереотипа впервые было введено в научный оборот американским исследователем СМИ У. Липпманом. Он обратил внимание на то, что сам человек не может охватить окружающий мир напрямую и целиком, мир слишком обширен, сложен и изменчив. Но поскольку человек должен действовать в этом мире, он сначала реконструирует реальность в своей голове в виде упрощенной модели, составленной из стереотипов.

Согласно положениям У. Социальные стереотипы Липпмана — главный ментальный материал, на котором строится массовое сознание. Одним словом, стереотипы имеют объективный характер и являются неотъемлемым свойством психики человека для обобщения. Фактически, если бы у человека не было способности стереотипировать, обобщать, упрощать, схематизировать окружающую действительность, он не смог бы быстро ориентироваться в постоянно растущем потоке информации. Чтобы стать понятными и доступными для всех стереотипы (в качестве которых могут выступать определённые оценки, суждения, приобретающие форму понятий) не должны быть слишком многогранными и разнообразными. Они должны абстрагироваться от деталей, доступных только специалистам, и передавать суть события или явления в слове, предложении, образце, понятном каждому или большинству.

16 стр., 7977 слов

Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера

... менеджмента 1.1 Роль руководителя в системе управления предприятием Менеджмент неразрывно связан с людьми, занятыми управлением. Труд ... воздействия. Он необходим для формирования доверия потенциальных потребителей. Имидж организации - один из мотивирующих факторов для ... решения по изменению состояния контролируемого объекта. Таким образом, можно сделать вывод, что организация работы менеджера ...

Стереотипу присущи устойчивость и консерватизм. Он рушится только тогда, когда противоречие между ним и действительностью приводит к ужасным последствиям для носителя этого стереотипа.

Знаковость стереотипа даёт ключ к управлению общественным сознанием, проявляющемся в общественном мнении, общественных настроениях и т.д. Если вы хотите получить благосклонное отношение к какому-либо предмету или сообщению, соотнесите это с положительными стереотипами из аудитории. И наоборот, чтобы сформировать плохое мнение или отношение, достаточно вписать объект в систему негативных стереотипов. так создаются образы, еще один важный блок «воображаемого пространства», существующего в наших головах».

Стереотип определяется как стандартизированный и устойчивый образ, образ — это намеренно сформированный образ. Сходство определений приводит к тому, что изображение является своего рода стереотипом. Однако эти два понятия не только не одно и то же, но и в некотором смысле противоположны друг другу. Российский теоретик рекламы, профессор МГИМО О.Феофанов так определил различия между ними.

Во-первых, у них разные функции. Стереотип дает краткое и обобщенное представление о целой категории однородных явлений или объектов. Имидж, наоборот, служит для того, что бы подчеркнуть отличие одного конкретного объекта от других, стоящих с ним в одном ряду, а то и противопоставить его им.

Во-вторых, хотя стереотип искажает реальный объект, он все же основан на реальных характеристиках, присущих ему.

В-третьих, в стереотипе преобладает когнитивная сторона, они помогают человеку ориентироваться в мире. Однако в изображении вообще отсутствует познавательная сторона, либо ее наличие связано с совпадением реальных и желаемых характеристик объекта.

Четвёртое. Стереотип очень устойчив, иногда он не меняется в течение нескольких поколений. Общество подсознательно стремится к сохранению своих стереотипов, так как их крушение означает крушение картины мира, т.е. мировоззрения. Имидж же чрезвычайно подвижен. Его можно (и нужно) менять в связи с изменениями ситуации. От имиджа можно оставлять, по сути, только «контур» (например: «демократ», «государственник», «интелектуал»), меняя его отдельные компоненты иногда на прямо противоположные ( условно говоря, «кепку на шляпу»)

Легкость настройки изображения определяет пятое отличие его от стереотипа: различные манипулятивные возможности.

Шестое различие кроется в этимологии самих слов.

Стереотип в переводе с греческого означает «твёрдый отпечаток». Он воспринимается готовым и не требует домысливания. Имидж же связан с понятием imagination – воображение. это всегда «полуфабрикат», всегда «образный», человеку дается только направление таких «домыслов». Человек сам завершает предложенный ему образ, становясь его соавтором. Тогда образ воспринимается не как нечто навязанное, а как собственное видение явления. Направить воображение человека в нужную сторону – задача имиджмейкера.

10 стр., 4691 слов

Фирменный стиль корпорации

... обществом. В построении положительного имиджа многие организации нередко идут по пути привлечения к себе внимания путем создания запоминающегося визуального образа. И это действительно становится маркетингом, если придерживаться единого стиля, ...

Как должен формироваться имидж, каким он должен быть, чтобы произвести желаемое впечатление на публику? Есть много подходов к решению этой проблемы. Вы можете рассказать историю и деятельность компании, ее продуктов или услуг и таким образом произвести впечатление на себя. Все это очень важно для создания положительного имиджа, но, по мнению экспертов, этого недостаточно. Компания должна прославиться не просто продукцией, а своим «эго» (лицом).

С помощью создания имиджа фирмы специалисты ПР стремятся укоренить идею социальной ответственности, важности бизнеса в массовом сознании, привить людям чувство, если не собственника, то хотя бы ощущение причастности к большому бизнесу, причастности в смысле осознания его необходимости в жизни каждого.

Процесс управления корпоративным имиджем (рис.1) начинается задолго до разработки визуальных атрибутов организации (логотипа, интерьера).

Начните с заявления о миссии: определите социально значимый статус организации. Затем определяется фирменный стиль или «личность» компании. Это более конкретные характеристики, отражающие корпоративную культуру, ценности, суждения и правила поведения. Фирменный стиль преломляется в организационный «стиль жизни». Это образ жизни компании, то, как она проводит время, использует материальные, финансовые, информационные, человеческие и другие ресурсы. После того, как «характер» компании определен, решается, как передать этот выгодный «характер» целевой группе, как предать огласке реальные достоинства компании. На этом этапе формируется корпоративная идентичность. это система средств коммуникации — имен, символов, знаков, логотипов, цветов, мифов, ритуалов — которые проецируют или отражают индивидуальность компании. Только в результате тотальных корпоративных коммуникаций (в т.ч. и маркетинговых) возникает корпоративный имидж. Успешный процесс его формирования требует управления (планирования, организации, контроля).

Деятельность по формированию имиджа оценивается качественно (цели, структура, содержание, исполнение, технологии) и количественно (затраты, сроки, результаты, экономический эффект).

^

обратная связь

Добиться желаемого результата, убедиться, что созданный образ правдоподобно, непросто. Известный профессионал в области ПР Д. Так Бурстин определил направления приложения усилий, обобщив общие характеристики образа.

1. Изображение должно быть лаконичным, чтобы производить определенное впечатление с помощью бренда, бренда и качества продукции. (Фирменный знак американской корпорации «Найк» ассоциируется в массовом сознании с изображением — символом крыла богини Ники. Товары под этой маркой пользуются особой популярностью в мире.)

2. «Образ корпорации» должен быть правдоподобным. Никому не нужен имидж. Если он не пользуется доверием у людей. Что бы быть живым и заслужить большую популярность, чем сам оригинал (т.е. корпорация как таковая), он должен отвечать требованиям здравого смысла. Лучший способ вызвать доверие — это трезвые заявления, немного эвфемизма и подавления.

3. Он должен быть пассивным. Поскольку имидж в определённой мере отвечает действительности. То создающий его (фирма, корпорация) стремится уподобится имиджу, а не сделать имидж своим подобием. Если имидж уже сформирован, он обычно становится настолько важной реальностью, что определяет поведение компании, а не наоборот. Корпорация становится подобием имиджа.

4 стр., 1775 слов

Сущность, виды и механизмы формирования имиджа организации

... компании. Фирменный стиль - ценности, суждения и правила поведения, общие для компании и определяющие сущность индивидуальной корпоративной культуры. Фирменный стиль - это то, чем на самом деле является компания, аналог личности, индивидуальности человека. Фирменный стиль ... имидж имеют все. На практике работа по связям с общественностью и исследованию имиджа начинается с изучения реального имиджа ...

4. Образ должен быть ярким и конкретным. Лучше всего он работает, когда апеллирует к чувствам, быстро воспринимается, когда фокусируется на определенных чертах, и выявляет одну или несколько черт компании.

5. Образ компании должен быть упрощённым.

6. Несмотря на конкретность, образ должен быть немного расплывчатым и колебаться где-то между чувствами и разумом, между ожиданиями и реальностью. Он должен противостоять неожиданным изменениям, смене вкусов.

Изображение — это впечатление, произведенное человеком, компанией или учреждением на одну или несколько групп аудитории. Это не рисунок, не калька, не точное изображение, а некоторые детали, оказывающие эмоциональное воздействие.

Глава 2. Основы формирования фирменного стиля на предприятии

^

За последнее десятилетие развилось целое направление маркетинговых коммуникаций: формирование фирменного стиля. Иногда для обозначения этого понятия используется термин «брендинг» (от анг. Brend – клеймо).

Это неудивительно, поскольку основная роль предпринимательского брендинга оказалась примерно такой же, как роль и личная стигма ремесленника.

Согласно одному из более удачных определений фирменного стиля, данных А. Добробабенко, «Фирменный стиль – это набор цветовых, графических, словесных, типографических, дизайнерских постоянных элементов (констант), обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров (услуг), всей исходящей от фирмы информации ее внутреннего и внешнего оформления».

Основными задачами формирования фирменного стиля можно назвать: идентификацию продуктов компании между собой и указание их взаимосвязи с компанией, выделение продуктов компании из общей массы аналогичных продуктов ее конкурентов.

Понятие фирменный стиль введено теоретиками рекламы. За рубежом он используется как синоним фирменного стиля, например «система фирменного стиля», «планирование согласования», «планирование внешнего вида компании».

При стабильно высоком уровне других элементов комплекса маркетинга фирменного стиля обеспечивает ее владельцу следующие преимущества:

  • помогает потребителю ориентироваться в потоке информации, быстро и безошибочно найти продукт фирмы, которая уже завоевала его предпочтение;
  • позволяет фирме с наименьшими затратами выводить на рынок свои новые продукты;
  • повышает эффективность рекламы;
  • снижает расходы на формирование коммуникаций, как вследствие повышения эффективности рекламы, так и за счет универсальности компонентов фирменного стиля;
  • обеспечивает достижения необходимого единства всей рекламы и других средств маркетинговых коммуникаций фирмы (напр.

пропаганды: ведение пресс-конференций, выпуск престижных проспектов и т.п.);

  • способствуют повышению корпоративного духа, объединяя сотрудников, вырабатывает чувство причастности к общему делу;
  • положительно влияет на эстетический уровень и визуальную среду фирмы.

Если обобщить все преимущества фирменного стиля, то можно назвать его одним из основных средств формирования благоприятного имиджа компании, имиджа бренда.

12 стр., 5949 слов

Фирменный стиль в структуре корпоративного имиджа предприятия

... влияет на фактор доверия в этой компании. Тема работы - фирменный стиль в корпоративной имиджевой структуре компании. Объектом исследования является туристическая фирма «Отдых без границ». Целью данной работы является разработка фирменного стиля в структуре корпоративного имиджа туристического ...

Существует две точки зрения о том, когда необходимо разрабатывать собственный фирменный стиль:

  • сразу, как только образовалась фирма;
  • по мере накопления достаточного количества средств и закрепления устойчивых направлений деятельности.

вполне вероятно, что только начинающая компания не сможет охватить в полной мере такое явление, как корпоративный стиль. С другой стороны, начав работать на рынке без определенных атрибутов фирменного стиля, компания потеряет необходимое время, откладывая формирование имиджа компании у потребителя «на потом. Кроме того, определенная «рекламная база», накопленная компанией, будет потеряна, поскольку на рынке появится совершенно другая компания с другими атрибутами фирменного стиля.

^

Основными элементами фирменного стиля являются:

  • ;
  • фирменная шрифтовая надпись (логотип);
  • графический товарный знак;
  • фирменный блок;
  • фирменный лозунг (слоган);
  • фирменный цвет (цвета);
  • фирменный комплект шрифтов;
  • корпоративный герой;
  • постоянный коммуникант (лицо фирмы);
  • другие фирменные константы.

Товарный знак

Роль и значение ТЗ в формировании и поддержание ФС предприятия обусловлены его функциями:

  • гарантией качества;
  • индивидуализирующей;
  • рекламной;
  • охранной.

ТЗ как бы символизирует стабильность характеристик и свойств товара, уровень обслуживания клиентов. В этом появляется так называемая функция гарантии качества.

Индивидуализирующая функция ТЗ заключается в выделении (идентификации) продукта и фирмы на рынке.

Существенную роль призвана играть рекламная функция ТЗ. Для этого сам ТЗ должен стать объектом рекламы, т.е. использоваться во всех своих визуальных проявлениях: на вывесках, в газо-световой рекламе, сувенирах, печатных изданиях, оформлении выставочных и служебных помещений.

Функция безопасности ТЗ определяется тем фактом, что они зарегистрированы, защищены законом и являются исключительной собственностью владельца.

ТЗ отличаются многочисленностью и многообразием. Выделяет следующие их типы:

  • словесный, который может быть зарегистрирован как в стандартном написании, так в оригинальном графическом исполнении (логотип);
  • изобразительный, представляющий собой оригинальный рисунок (эмблему фирмы);
  • объёмный (в трехмерном исполнении);
  • комбинированный, представляющий собой сочетание выше приведенных типов.

Фирменная шрифтовая надпись (логотип)

Стили логотипа могут быть разными. Наиболее распространены капли, простые геометрические примитивы, спиральные мотивы, изображения животных, «очеловечивание» знака или предмета, фотографически точные изображения, непрерывная линия. При разработке логотипа использование стилей подразумевает оснащение его различными эффектами, но, как правило, они используются для быстрого формирования имиджа компании путем создания имиджа.

Графический товарный знак, Фирменный блок, Фирменный лозунг

Рекламный слоган – короткий лозунг или девиз, отражающий качество продуктов, обслуживания, направления деятельности фирмы, иногда в прямой, чаще в иносказательной или абстрактной форме.

49 стр., 24045 слов

Формирование положительного имиджа образовательного учреждения ...

... целенаправленной систематической работы. Ключевые моменты плана по созданию эффективного комплексного имиджа школы таковы: ·внешний имидж образовательного учреждения, ·внутренний имидж образовательного ... (призвание, манеры), визуальная самобытность школы, традиции, стиль взаимодействия между участниками образовательного процесса, стиль работы (системный, штурмовщина), корпоративная культура); ...

Очень сложно сформулировать общие универсальные правила выбора солгана, однако есть несколько требований, которым он должен удовлетворять:

  • четкое соответствие общей рекламной цели;
  • краткость (краткая фраза легко запоминается);
  • слоган должен легко произноситься (в нем ни в коем случае не должны присутствовать труднопроизносимые слова);
  • использование по возможности оригинальной игры слов.

Фирменный цвет, Корпоративный герой, Постоянный коммуникант

Другие фирменные константы некоторые элементы деятельности фирмы, в том числе в сфере коммуникаций, характеризуются постоянством, обязательным и долговременным характером использования, играет настолько важную роль в формировании образа фирмы, что могут быть отнесены к элементам его ФС.

^

Основными носителями фирменного стиля могут выступать:

  • элементы делопроизводства: фирменные бланки, конверты, папки регистраторы, записные книжки, настольные ежедневники;
  • реклама в прессе;
  • печатная реклама: листовки, проспекты, каталоги;
  • рекламные сувениры: пакеты из полиэтилена, авторучки, настольные приборы, сувенирные поздравительные открытки;
  • наружная реклама: указатели, вывески, оформление офиса, фирменная одежда сотрудников, значки, нашивки, изображение на бортах транспортных средств фирмы;
  • средства пропаганды: пропагандистский проспект, оформление залов для пресс-конференций, вымпелы;
  • выставочный стенд;
  • документы и удостоверения: пропуски, визитные карточки, удостоверения сотрудников, значки студентов, пригласительные билеты;
  • элементы служебных интерьеров: панно на стенах, настенные календари, наклейки большого формата. Нередко весь интерьер оформляется в фирменных цветах;
  • другие носители: фирменное рекламное знамя, односторонний и двусторонний вымпел, фирменная упаковочная бумага, ярлыки.

При формировании фирменного стиля целесообразно сначала выделить главное, создать определенный образ, а затем разрабатывать новые составляющие фирменного стиля и изготовлять те или иные его носители.

Заключение

, его репутации в глазах его работников, общества и потребителей задача, разрешить которую в одночасье не представляется возможным. Создание имиджа предприятия это продуманный и хорошо организованный процесс, на его решение требуются затраты денежных, людских ресурсов, определенное время на исследование потребителей. Наиболее важными в данном случае является информация о психологических установках и метапрограммах потребителей, исследования подобного плана являются наиболее сложными и в плане трудоемкости и являются очень дорогими. Этап непосредственно создания имиджа требует как соответствующих специалистов, так и времени на трансформацию сознания потребителей, изменение их отношения к предприятию, создания у них яркого образа компании. Все это обойдется предприятию колоссальными затратами всех типов ресурсов, но на эту гору нужно еще не только взобраться, еще сложнее на ней удержаться.

12 стр., 5538 слов

Дисциплина: Паблик Рилейшнз (PR)

... работы отечественных и зарубежных специалистов в области музейного дела, традиционного маркетинга, маркетинга в области культуры и искусств, в т.ч. музейного маркетинга, диссертации, защищенные по проблеме развития музейного ... музейный язык новые концепции: менеджмент, маркетинг и PR, которые способствуют организации современного музейного бизнеса и управлению музейной ... имиджа для музейного ...

Достигнув уважения в обществе, компания будет вынуждена поддерживать свой имидж. Однако усилия предприятия не пропадут даром, все что вложено в формирование положительного имиджа принесет не только достойную прибыль, но создаст хороший фундамент для дальнейшего роста.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://marketing.econlib.ru/kursovaya/na-temu-imidj-organizatsii-2/

  1. «Управление общественными отношениями». Издание 2-ое, переработанное и дополненное. Под общей редакцией доктора философских наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации В.С. Комаровского

    М.: Издательство РАГС, 2009 г.

  2. Б. Джи «Имидж фирмы: планирование, формирование, продвижение» 2008 г

  3. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006.

  4. Кудимова М.В. Уважение к клиенту начинается с уважения к себе.// 5 звезд, 2000, №6.

  5. П. Дойль «Менеджмент: стратегия и тактика» 2004 г

  6. Управление общественными отношениями: Программное содержание и планы семинарских занятий / Сост. канд. филос. наук, доцент Ротанова М.Б.- Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2007. – 16 с.

  7. Татаринова Г.Н. Управление общественными отношениями. Учебник для вузов. ИД «Питер» 2006 г.

  8. Зинченко Г.П. Капитонов А.Э. Капитонов Э.А. Управление общественными отношениями: Учебное пособие для вузов «Дашков и К. НАУКА-ПРЕСС» 2007 г

  9. О. В. Бухаркова, Е. Г. Горшкова. Имидж лидера. Технология создания и продвижения. Тренинговая программа. Издательство: «Речь», 2007 г.

  10. Шарков Ф.И. « Имидж фирмы : технологии управления». Гаудеамус. 2006 г

  11. Кондратьева Т. Саламатов В. – «Имидж как точная наука», Учебное пособие. М- 2009 г.

  12. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. М., «Рефл-бук», К.: «Ваклер» — 2000. — 528 с.

  13. Фрэнк Джефкинс, Дэниэл Ядин «ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ» Учебное пособие для вузов Перевод с английского под редакцией Б.Л. Еремина М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

  14. Бодуан Ж.-П. Управление имиджем компании: Паблик рилейшнз: предмет и мастерство: Пер. с фр. — М.: ИНФРА-М, 2001.

  15. Моисеев В.А. Паблик рилейшнз: Теория и практика. — М.: Омега-Л, 2001. — 2-е изд.