В различных политических системах, существовавших на протяжении всей истории, люди организовывались для защиты своих особых интересов и навязывания своей воли как доминирующей. В этом смысле политические партии существовали уже в древности, а также в Европе средневековья и эпохи Возрождения. Однако лишь в XIX в., когда миллионы людей получили право голоса в рамках либеральной демократии, возникли партии как специализированные организации для завоевания, удержания или свержения существующей политической власти.
Партия, являясь одним и тем же посредником в отношениях между населением и государством, а также заинтересованными группами, имеет по отношению к ней значительные специфические характеристики. Более того, функциональные и организационные особенности этой «самой политической» из всех общественных организаций (Р. Доуз) до сих пор служат предметом теоретической полемики относительно ее происхождения и роли в политическом процессе. Возникают ли партии вследствие воплощения естественного для человека духа противоречия (Гоббс) или являются частным случаем политических ассоциаций, формирующихся на основе свободного выбора человека (Токвиль); стремятся ли они подчинить себе все проявления политической активности человека (М. Я. или же являются механизмами продвижения к власти лидеров (М. Вебер) — все это и сегодня является предметом горячих дискуссий.
Партогенез, т.е. процесс формирования и функционирования партий, уходит корнями в конец XVII — начало XVIII в. Это было время, когда зарождались политические системы первых буржуазных государств Западной Европы и Америки. Сопровождавшие этот процесс гражданская война в США, буржуазные революции во Франции и Англии показывают, что появление партий отражало раннюю стадию борьбы между сторонниками различных направлений формирующейся новой государственности: аристократами и буржуа, якобинцами и жирондистами, католиками и протестантами. Стороны отметили определенный этап усложнения политической системы индустриального типа. Они возникли как результат ограничения абсолютной монархии, включения в политическую жизнь «третьего сословия», всеобщего избирательного права (XIX в.), послуживших значительному развитию представительной системы. Это означало, что не только выполнение исполнительных функций стало требовать расширения состава политической элиты, но и ее подбор стал делом выборного органа. Теперь те, кто хотел сохранить (или приобрести) власть и влияние, должны были обеспечить себе массовую поддержку. Именно партии стали этими правовыми инструментами для выражения интересов различных групп избирателей и для отбора элиты.
Политическая реклама
... восприятия знаковой системы избирателей на их политическую поддержку, регуляция и манипулирование электоральным поведением, созданием желаемой психологической установки на участие в тех или иных политических процессах. Типы политической рекламы Политическую рекламу ...
Не остаются без внимания даже проблемы политической культуры, которые в последние два десятилетия не покидают общественно-политические журналы, книги, брошюры и монографии. Однако трактовка политической культуры во многих публикациях осталась идеологизированной и в современных условиях реформирования общества перестала удовлетворять потребности жизни. Тема политической культуры сегодня — самая распространенная тема политических разговоров, споров, размышлений, исследований, она находится в центре парламентских дебатов, деятельности других политических организаций.
Актуальность радикального улучшения политической культуры продиктована трансформациями, происходящими в жизни общества, их сложным противоречивым переплетением, частыми конфликтами и кризисными явлениями. В этих условиях резко возрастает общественная значимость таких качеств личности, как умение мыслить самостоятельно, творчески участвовать в общественно-политической деятельности, умение ориентироваться в неординарной политической ситуации, принимать правильные решения, гибко свое поведение при сохранении принципиальных ориентаций. Партии играют важнейшую роль в этом вопросе
Актуальность выбранной темы становится очевидной, Целью курсовой работы является
Курсовая работа состоит из 3 глав.
Перед курсовой работой ставятся следующие задачи:
В первой главе очерчены место и роль политических партий в политической системе общества, рассмотрены основы единства политики и культуры как канала взаимодействия человека и политической власти.
Во второй главе мы переходим к рассмотрению происхождения и природы политических партий. Изложены функции и классификация политических партий, выявлено правовое регулирование их деятельности, плюсы и минусы многопартийной и однопартийной системы.
В третьей главе основное внимание уделяется особенностям партийной системы в России. Раскрываются основные этапы либерализации политической системы в ходе становления многопартийности
В заключение делаются выводы о необходимости политических партий в развитии и функционировании политической системы, о многопартийности в России.
I. Роль партий в политической системе общества
1.1. Политические партии, их место, роль в политической системе общества
Любая политическая деятельность осуществляется в любой организационной форме. Организация направляет действия многих людей к общей цели, регулирует их по определенным нормам. Благодаря организации присущие ей идеологические или моральные установки трансформируются в материальную силу. Организация выступает важнейшим средством выражения интересов, формирования единой воли, способна снимать внутренние противоречия, конфликты, становится единым политическим образованием. В.И.Ленин указывал: «Дайте нам организацию революционеров, и мы свергнем всю Россию». Интеграция общества на протяжении длительного периода просто невозможна без политической организации. В первую очередь, такими политическими организациями являются партии.
Некоторые считают, что в партии вступают наиболее активные граждане, борющиеся за политическую активность, воспринимающие общественные интересы как свои собственные. Другие считают, что люди вступают в партию, чтобы удовлетворить свои карьерные мотивы, удовлетворить свои амбиции. К.Маркс и Ф.Энгельс, характеризуя, например, Коммунистическую партию, отмечал, что «Коммунисты… являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед частью рабочих партий всех стран, а в теоретическом отношении у них перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского движения». Далеко не все коммунистические партии и далеко не во всем оправдали такой общий подход к определению роли и значения партии, но подобный методологический подход приемлем и для сегодняшнего дня: партия должна побуждать к движению вперед, партии необходимо хорошо осмыслить и определить интересы социальной группы, которую она представляет, партия обязана четко представлять формы и методы движения к осуществлению этих интересов.
Место политической рекламы в политической деятельности
... поощрения людей к участию в любых политических акциях. Разновидностью политической рекламы является и так называемая институциональная реклама – реклама партии или движения как социального института, общественно значимая деятельность той или иной организации, осуществляемая ...
Это означает, что главное в деятельности партий — изучение интересов групп и социальных слоев и их защита. Для защиты интересов нужны свои люди в парламенте. Поэтому партии не могут стоять в стороне от борьбы за власть.
Появление политических партий как необходимых элементов политического общества отражает процесс приобщения к политике все более широких слоев населения. Макс Вебер выделял в развитии партий три периода: 1
- в ХУ1-ХУП вв. партии в Европе представляли собой аристократические группировки, объединяющие немногочисленных представителей политической элиты;
________________
1 . Основы политологии. Под редакцией В.А. Мальцева, 1996, стр. 336
- в ХУ11-Х1Х вв. — это уже политические клубы, стремящиеся привлечь к активной политической деятельности людей, пользующихся влиянием не только в политике, но и в других сферах жизни;
- в Х1Х-ХХ вв. формируются современные массовые партии. Первой
массовой партией было основанное в 1861 г. Либеральное товарищество выборов в Англии. В 1863 г. возникла первая массовая рабочая партия — Всеобщий немецкий рабочий союз, основанный Ф.Лассалем. Основными причинами появления массовых партий были:
- повсеместное распространение избирательных прав;
- развитие рабочего движения, организационное оформление рабочего класса. Необходимо отличать партии от других организаций, участвующих
в политической жизни по следующим признакам:
- партия характеризуется долговременностью действия своей организации (в «смутные» времена создаются многочисленные «партии-однодневки», практически не играющие значительной роли в жизни общества);
- наличие устойчивых местных организаций, поддерживающих постоянную связь с центром;
- партии в одиночку или в блоке с другими организациями завоевать власть, а не только оказывать на нее воздействие;
- поиск поддержки у народа в ходе выборов или другими способами.
Важное место в теории о партиях имеет вопрос об их институционализации (правовом признании).
Известно, что многие партии в первой половине XX в. действовали на нелегальном положении. Процесс институционализации широко начался после Второй мировой войны, многие коммунистические и социал-демократические партии получили юридическое признание и вышли из укрытия.
«Имидж политических партий»
... по данной теме обусловлена активным влиянием имиджевого фактора на формирование и функционирование политических партий в современных условиях, а также на развитие имиджа как самостоятельной научной дисциплины. Актуальная необходимость изучения имиджа политических партий вызвана ...
Проблема институционализации партий с новой силой возникла после политического взрыва в Восточной Европе и процесса реформирования советского общества. В 1990 г. в нашей стране был принят специальный закон «Об общественных объединениях».
Институционализация партий предусматривает:
- а) санкционирование места партий в публичной жизни;
- б) условия деятельности партий в политической системе;
- в) участие партий в избирательной системе;
- г) способы представительства партий в органах государственной власти;
— д) финансирование деятельности партий из госбюджета. Правовое закрепление такой практики широко распространено в Германии, Швеции, Италии и ряде других исходят из того, что партия, выполняя конституционные функции, способствует формированию здорового общества, а потому вправе получать государственные дотации.
Сложность и неоднозначность феномена политической организации порождает неоднозначное и противоречивое отношение к ее институционализации. В таких политических течениях, как анархизм, либерализм, неоконсерватизм, действует идущая от А.Бергсона, Р.Пеги, Л.Бона оппозиция воли к организации. Институционализация рассматривается здесь как негативное и нежелательное явление, такое как умерщвление мысли и действия в заранее определенном порядке. Однако и теория, и практика демонстрируют невозможность политических действий вне организации.
Показательным примером здесь может служить судьба воззрений Г.Маркузе. Как левый политолог, он стал известен своей резкой критикой всех форм рационального лидерства и всех форм организации. Однако в ходе столкновения движения «новых левых» (Г.Маркузе был их идеологом) с организованной силой политического аппарата буржуазии Г.Маркузе приходит к выводу, что те черты «нового левого» движения (постоянные конфликты, безответственность суждений, неорганизованность и т.д.), которые он возводил в ранг достоинств, оказались губительными недостатками. Г.Маркузе признал контрорганизацию и противодействие необходимым факторам политического действия.
1.2. Политическая культура как необходимое условие политической деятельности
В систему политологической терминологии понятие «политическая культура» введено американскими политологами Г.Алмондом и С.Вербой в начале 60-х-годов нашего века 1 . Они подчеркивали ее динамичность, рассматривали ее как интериоризацию (постепенное преобразование внешних действий во внутренние действия) политической системы через познание, чувства и суждения ее членов. Побудительным мотивом интереса к изучению политической культуры были события в странах третьего мира, прежде всего в Африке, характеризующиеся крахом колониальной системы и выходом к самостоятельному политическому творчеству народов, обладающих отличными от европейских культурой, началом государственности. Интерес к темам политической культуры возник из самой жизни, продиктованной реальными происходящими процессами.
В нашей стране к проблемам политической культуры пробудило поручение КПСС обществоведам изучить эту проблему еще в середине 1970-х годов, а с середины 1980-х годов этот интерес продиктован самой жизнью.
Существуют глубокие основания для единства и взаимодействия политики и культуры: и та и другая действую! в качестве меры овладения, господства. Культура служит средством господства людей над природой, политика выражает власть людей над общественными отношениями, над другими людьми. Культура влияет на то, как осуществляется власть, но в то же время развитие самой культуры во многом зависит от политики. Например, политика в контексте реформы общества может серьезно исказить содержание и функционирование всех сфер культуры. Однако факт единства, взаимодействия политики и культуры не означает их тождества: смысл политики
Теоретическая и практическая основа политической рекламы
... политической рекламы и избирательной кампании партии« Единая Россия »в целом. Феофанов О.А. в своей работе «Что может политическая реклама» рассматривает применение политической рекламы на практике. Предмет исследования курсовой работы - политическая реклама. Целью данной курсовой работы является определение политической рекламы ... его политических позиций – типа политической культуры, настроений ...
_______________
1. Основы политологии. Под ред. В.А. Мальцева, 1996, стр. 357
- в развитии и преобразовании власти, смысл культуры — в развитии и преобразовании личности.
Политическая культура служит каналом взаимодействия человека и политической власти. Его основная цель — вовлечение людей в политическую деятельность, в политическую систему в целом. Поэтому современные представления о политической культуре исходят из единства двух начал: духовного (идеологического) и практического (деятельного).
Способность того или иного качества стать элементом политической культуры определяется прежде всего его значением для практической политической деятельности.
На характер, содержание и специфику политической культуры значительное воздействие оказывают региональные и исторические особенности
Это выражается в присущем данной модели сочетании, во взаимодействии ее основных компонентов, в приоритете одних ценностей над другими.
для Японии характерно, что личная преданность здесь значит больше для человека, чем преданность какой-либо организации или политической программе. Для узбекской политической культуры характерно сочетание двух основных моделей поведения: ориентация на местные обычаи и нормы в сельской местности и современные стандарты поведения в городских поселениях.
Различия в предпочтениях американцев и европейцев известны: если 74% опрошенных американцев считают себя приверженными свободе и только 20% — равенству, то предпочтения европейцев равномерно распределяются между этими двумя важнейшими ценностями.
Российская политическая культура продолжает оставаться на низком уровне, ее носители во многих случаях не обладают навыками решающего влияния на политику, впадают в апатию или истерику на повороте исторической судьбы.
«Политическая невоспитанность россиян сказывается, между прочим, в неумении искать точных доказательств по спорным и важным историческим вопросам, в наивном доверии к восклицаниям и выкрикам, к заверениям и клятвам заинтересованных лиц», — писал В.И.Ленин. Эти слова остаются актуальными и для нашего времени.
Политическая культура как многогранное явление включает в себя следующие элементы:
- наличие определенного уровня знаний о политике в целом и в различных ее сферах;
- умение давать самостоятельную оценку политическим явлениям, партиям, движениям и отдельным личностям;
- способность участвовать в политической деятельности, выражать собственную позицию и волю как в сфере политической борьбы, так и политического компромисса, консенсуса;
- умение управлять эмоциональной стороной политических действий, взвешенно и трезво оценивать как действия оппонентов, так и свои собственные.
Эти элементы могут носить как позитивный, так и негативный характер. именно в этом смысле они положительно или отрицательно влияют на состояние всей политической системы, что позволяет нам утверждать, что политическая культура является неотъемлемым элементом политической системы.
Политический маркетинг (2)
... много различных определений политического маркетинга. То общее, что в них подчеркивается, сводится к следующему: политический маркетинг – это широкий комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятного имиджа политических партий, политических лидеров, кандидатов в ...
Роль политической культуры в совершенствовании политической системы можно представить тезисах:
- в длительные исторические периоды политическая культура модифицирует политическую систему;
- реально функционирующая в данном обществе политическая система отражает в себе историю его политической культуры;
- политическая культура относительно самостоятельна в своем функционировании, хотя и является подсистемой политической системы.
Современное состояние общественного развития характеризуется наличием политических сил, которые иногда доходят до кровопролитных конфликтов. В этих условиях возникает необходимость изучения места и роли политической конкуренции, культуры ее составляющих. Конкуренция часто наделена свойствами, которые ей не присущи, ее определяют как войну всех против всех, как явление, которое никоим образом не брезгует. Действительно, конкуренция — это соперничество в любой сфере между отдельными людьми, группами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. В современной теории демократии на Западе механизму соперничества политических партий, групп и лидеров отводится ведущая роль. «Элемент соперничества — …сущность демократии», — писал И.Шумпетером в начале ХХ века, идеи которого во многом определили развитие теории демократии в современной американской науке.
легко понять, что политическая конкуренция — это внутренне противоречивое явление. Открытая политическая конкуренция вне всякого сомнения стимулирует индивидуальные усилия, направленные на развитие политических знаний, навыков, умений и т.п., то есть на развитие политической культуры. Однако в обществе, где нет стабильных демократических и в целом культурных традиций, политическая конкуренция может привести к отказу от самых аморальных принципов политического поведения. Избирательные кампании, прошедшие в нашей стране, дают богатый материал о фактах глубокого политического невежества и аморальности кандидатов в депутаты. Об этом свидетельствует и поведение отдельных депутатов, в том числе высшего политического органа страны. Однако винить в этом не политическую конкуренцию, а общее состояние политической культуры в обществе.
бесспорно, что за последние два десятилетия культурный и образовательный уровень масс резко вырос. Но этого роста было недостаточно для правильного понимания текущей политической ситуации и личного участия в политической жизни.
II. Политические партии. Происхождение, сущность. Правовое регулирование партийной деятельности
2.1. Понятие политической партии
«Политическая партия есть общественная группа. Это значит, что она не представляет собой целого народа или общества. Развитие каждой партии необходимо связать с существованием и развитием, по крайней мере, одной из противных ей партий…»
Ю.С. Гамбаров (1850-1926) русский юрист, специалист по теории права
Политическая жизнь современного общества сложна, противоречива и разнообразна. В ней занято огромное число участников (субъектов политики), среди которых одно из самых видных мест принадлежит политическим партиям. Сегодня трудно представить себе государство, в котором не существовало бы хотя бы одной политической партии. В подавляющем большинстве государств современного мира существуют две или более партийные системы.
Развитие политической рекламы. развитие политической рекламы. ...
... за деятельностью партии или политика не только через их официальные страницы, но и со стороны, отталкиваясь от мнения и фактов, представленных другими гражданами или источниками. 3 Политическая реклама в ...
Политическая партия — организованная группа единомышленников, представляющая и выражающая политические интересы и потребности определенных социальных слоев и групп общества, иногда значительной части населения, и ставящая целью их реализацию путем завоевания государственной власти и участия в ее осуществлении.
Политические партии являются относительно молодым институтом публичной власти, если иметь в виду массовые партии, так как объединения людей в борьбе за власть либо за непосредственное влияние на нее всегда являлись важным элементом политических отношений. Такого рода объединения имеют давнюю историческую традицию. Современные же партии, действующие в массовой среде, сформировались в Европе во второй половине XIX в. В этом смысле политические партии можно рассматривать как политический институт, возникший в контексте европейской культуры, а затем распространившийся на все другие культурные регионы современного мира.
В политической науке широко распространена предложенная М. Ве-бером классификация этапов в истории становления политических партий: 2
а) аристократические кружки (котерии); б) политические клубы; в) массовые партии.
_______________
1. Введение в политологию. 1996, стр. 274
2. Введение в политологию. 1996, стр. 276
Эта классификация действительно помогает лучше представить рассматриваемый процесс. Вместе с тем необходимо заметить, что в своем развитии три названных Вебером этапа становления прошли очень немногие партии (к таким партиям можно отнести либеральную (виги) и консервативную (тори) партии в Великобритании).
Обычно формированию политической партии предшествует деятельность политических клубов (кружков) или общественно-политических движений.
участие в избирательном процессе — одно из важнейших направлений деятельности партии в демократической партии в современном их понимании, появляются в тесной связи с возникновением и развитием национальных избирательных систем и парламентаризма. Однако характеристика современных партий как «избирательных машин» верна лишь до определенной степени. Их функции и аспекты деятельности намного шире задач по достижению победы на выборах. Необходимо выделять такие признаки политической партии, как длительность и непрерывность ее функционирования, сложившаяся партии с регулярной связью между местными и общенациональными органами, нацеленность партийных функционеров, как на общенациональном, так и на местном уровнях на «вхождение» во власть, на ее удержание, на реализацию через нее партийной программы, забота о своих сторонниках и последователях, принятие мер для обеспечения широкой «народной поддержки».
Партии — это стабильные политические иерархические организации, состоящие из обладающих близкими политическими убеждениями лиц. Основные цели партий так или иначе связаны с осуществлением власти в политических системах. На основе общеполитических представлений ее членов составляются партийные программы, определяющие задачи на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу. партий могут быть выделены элементы: а) высший лидер и штаб, выполняющие руководящую роль; б) стабильный бюрократический аппарат, выполняющий приказы руководящей группы; в) активные члены партии, участвующие в ее жизни, не входя в бюрократию; г) пассивные члены партии, которые, примыкая к ней, лишь в незначительной степени участвуют в ее деятельности. К ним можно добавить также симпатизирующих и меценатов.
Политический маркетинг
... содержания и направлений организации политического маркетинга. Целями данной работы являются изучение микро- и макросреды политического маркетинга, политического рынка и его сегментации, политического «продукта» и его потребителей, ... партию, пойти на демонстрацию или другие формы политической поддержки. Этот вопрос также следует рассматривать в более широком контексте того, что такое власть. Власть ...
В основе определения политической партии лежат четыре критерия:
1) долговременность организации, т.е. партия рассчитывает на длительный срок политической жизни;
2) существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;
3) нацеленность руководителей центральных и местных организаций на борьбу за власть, а не только на оказание какого-либо влияния на нее;
4) поиск поддержки со стороны народа с помощью выборов или других способов.
Первый критерий, Второй критерий, Третий критерий, Четвертый критерий
Политические партии — это такие политические объединения, которые в концентрированной форме выражают политические интересы, цели и идеалы социальных групп, состоят из их наиболее активных представителей и руководят ими в процессе взаимодействия по поводу отправления (осуществления, использования, завоевания) государственной власти в обществе. Они появляются как промежуточные институты, связывающие классы и другие социальные группы друг с другом и с государственной властью.
Политические партии как независимые политические субъекты имеют ряд общих характеристик с другими общественными и политическими организациями. Среди них: наличие определенной организации и аппарата власти и управления; существование идейных принципов, объединяющихих членов и привлекающих их сторонников; фиксация определенных программных установок, которые могут быть выражены экзотерически (открыто) или существовать эзотерически (скрыто, только для посвященных); наличие массовой базы в лице членов и сторонников.
Основным отличием партий от других организаций является их ориентация на открытую и четко выраженную борьбу за государственную власть, за право формировать государственную политику и участвовать в осуществлении государственной власти.
Сущность политической партии зависит основных характеристик: социального состава и социальной базы партии; состава, интересов и целей руководства партии; программных установок организации; объективной направленности ее политических действий.
Социальная база политической партии — лишь один из критериев ее сущности. Партии могут образовываться и действовать на межклассовой основе, привлекая к борьбе за свои программные установки прямо или косвенно, путем идеологических манипуляций представителей различных социальных групп. Важнейшим показателем сущности политической партии является то, чьи интересы и взгляды каких сил она, в конечном счете выражает, защищает и проводит в повседневной практике. Не столь важно, какие «вывески» использует та или иная партия, сколько то, интересы каких классов, социально-политических сил она объективно представляет, каким целям она служит и насколько эти цели отвечают актуальным потребностям общественного развития.
Дипломная работа политический имидж
... специалистов не обходится ни один уважающий себя политик. Целью работы, Задачи работы 1. Политический имидж как актуальный предмет исследования Работа с изображением, с этой точки зрения, является ответом ... обсуждаться такие вопросы, как типология избирателей, роль СМИ, стратегия и тактика партий, политических объединений на выборах. именно организация демократических выборов и накопленный опыт в ...
2.2. Классификация политических партий и их функции
Существует множество критериев классификации партий. Так, сторонники институционального подхода пользуются организационным критерием; либеральные политологи основным считают характер идеологической связи; марксисты главную роль при классификации отводят классовому критерию.
Наиболее распространенной и общепринятой типологией современных партий является бинарная классификация, разработанная М. Дюверже, при которой выделяются: кадровые партии как результат развития избирательных комитетов в «низах» и парламентских групп «в верхах» и массовые партии как продукт всеобщего избирательного права. 1
Кадровые партии отличаются немногочисленностью, свободным членством и опираются, прежде всего на профессиональных политиков и финансовую элиту, способную обеспечить партии материальную поддержку. Они ориентированы на электоральные (выборные) функции. В них доминируют парламентарии. Большую часть кадровых партий составляют либеральные и консервативные партии. В политическом спектре кадровые партии находятся, прежде всего справа и в центре. В качестве примера таких партий обычно приводят республиканскую и демократическую партии США.
Массовые партии характеризуются многочисленностью (десятки, сотни тысяч членов) и идеологической ориентированностью своей деятельности. Между членами партии существуют тесные связи и, как правило, жесткая организация.
Разделение партий на кадровые и массовые соответствует разделению на партии со слабой и сильной организацией. Массовые партии носят централизованный характер и имеют сильную организацию. Кадровые партии — наоборот (исключением является Великобритания, где консервативная и либеральная партии обладают более централизованной организацией, чем подобные партии в других партиях руководящая роль принадлежит парламентариям. Как правило, депутат может действовать независимо от других депутатов той же парламентской группы, поскольку большинство кадровых партий «мягкие», т.е. в отличие от «жестких», массовых партий не соблюдают дисциплину голосования. Есть, конечно, исключения. Например, консервативная партия Великобритании, являясь «жесткой» кадровой партией, обязывает своих парламентариев при голосовании соблюдать партийную дисциплину.
США — единственная массовые партии не получили развития. Кадровые же партии сумели приспособиться к политической системе.
_______________
1. Политология. Под ред. Ю.В.Ирхина, В.Д.Зотова, Л.В.Зотова. 1992,
Так, кадровые партии США отличаются от подобных партий других а) системы предварительного голосования (первичных выборов), что дает возможность самим избирателям выдвигать партийных кандидатов и позволяет кандидатам в «кандидаты», не пользующимся расположением руководителей аппарата, продемонстрировав свою популярность среди масс, все-таки добиться их согласия на свое участие в выборах (именно эта система обеспечила победу Дж. Кеннеди в 1960 г., Дж. Макговерну в 1972 г., Дж. Картеру в 1976 г.); б) плотной организационной сети, благодаря которой партия и избиратели находятся в постоянном контакте.
В исторически традиционных кадровых партиях существовал конфликт между аристократией и буржуазией, имеющий ограниченный характер. Появление же на политической арене широких слоев населения вызвало необходимость возникновения массовых, партий. В постиндустриальном обществе кадровые партии сохраняют свою действенность в отличие от массовых, которые переживают определенный упадок.
Рост аполитичности населения сужает их социальную базу. Резко выраженная идеологическая направленность большинства из них оказывается в ряде случаев архаичной вследствие падения интереса граждан к классово идеологически засоренным политическим организациям. Вот почему сегодня большинство социал-демократических партий Европы идут на кардинальное обновление своих программ, отказываясь, например, от ортодоксального марксизма (Германия, Великобритания).
Новым явлением в политической системе многих «партии избирателей» — межклассовые и даже межидеологические организации, целиком повернутые к электорату. Примером такой партии может служить Союз демократов за республику во Франции, преобразованный в 1976 г. в Объединение в поддержку республики. «Партии избирателей» отказались от защиты идей, отражающих интересы ограниченной части избирателей. Ставка делается на отстаивание целей, способствующих консолидации различных социальных сил. Например, фундаментом голлистской партии во Франции являлась доктрина национального единства и гордости.
Все партии в той или иной степени имеют идеологическую окраску, определенные идейные и ценностные ориентиры. В зависимости от участия в осуществлении власти партии подразделяются на правящие и оппозиционные. Правящие партии консервативны, оппозиционные — более динамичны, ориентированы на изменения и реформы. Оппозиционные партии можно разделить на: легальные, разрешенные и зарегистрированные государством, действующие, как правило, в рамках закона; полулегальные, незарегистрированные, но и не запрещенные; нелегальные, запрещенные государством и часто действующие в условиях конспирации и подполья. Среди последних — революционные или радикально-националистические партии, поставившие своей целью насильственное изменение существующего
Вся деятельность оппозиционных партий подчинена главной задаче — завоеванию власти. Поэтому основное внимание они уделяют политической сфере. Чаще всего эти партии не отождествляют себя с существующим политическим режимом, подвергают радикальной критике общество и его политические Часто конкурируя друг с другом, они решительно дистанцируются с правящей партией. Оппозиционные партии, в отличие от правящей, имеют более идеологизированное мышление и образ действия, ориентируются на определенную социальную базу, склонны к конфронтациям.
У правящих партий, в отличие от оппозиционных, высоки удельный вес, значение парламентской деятельности и конкретной работы в составе правительственных органов, иная иерархия приоритетов решаемых задач. На первом плане стоят экономические и управленческие задачи. Политические действия приобретают более прагматический характер, что может привести к разрыву с предвыборной программой и т.д.
По своему отношению к социальной действительности партии, в зависимости от того, намереваются ли они ее сохранить, частично изменить или радикальным образом преобразовать, подразделяются на консервативные, реформистские и революционные. Они могут иметь индивидуальное или коллективное членство, исходя из формы приема: непосредственной или через другие организации, например, через профсоюзы. В последнем случае человек, вступая в профсоюз, одновременно становится и членом партии, поскольку профсоюз является коллективным членом этой партии (пример тому — лейбористская партия Великобритании).
В конкретной политической действительности партия может иметь характерные черты различных типов политических организаций, например, быть одновременно массовой, идеологической и харизматической (основанной на безусловной вере в лидера).
Поэтому любая типология партий условна и служит упорядочению крайнего разнообразия партийных организаций.
В современном обществе политические партии выполняют ряд функций. В их числе:
а) выявление, формулирование и обоснование интересов больших социальных групп (функция политической артикуляции);
- б) активизация и интеграция больших социальных групп;
- в) создание политической идеологии и политических доктрин;
- г) участие в формировании политических систем, т.е.
их общих принципов, элементов, т.д.;
- д) участие в борьбе за власть в государстве и создании программ социальных преобразований, деятельности государства;
- е) участие в осуществлении государственной власти;
- ж) формирование общественного мнения;
- з) политическое воспитание общества в целом или его определенной части (класса, социальной группы, слоя);
- и) подготовка и выдвижение кадров для аппарата государства, профессиональных союзов, общественных организаций и т.д. 1
________________
1. Основы политологии. Под ред. В.А. Мальцева. 1996, стр. 346
Выполнение этих функций делает партии одной из важнейших частей жизнедеятельности общества, оказывающей значительное влияние на функционирование его политической системы.
2.3. Правовое регулирование партийной деятельности
В цивилизованном обществе партии должны стремиться к поиску согласованных решений, учитывающих интересы различных слоев общества, должны действовать в рамках закона. Законодательство о партиях различных достаточно разнообразно. Но в то же время в нем и много общих черт, что обусловлено спецификой и определенным единообразием партийной деятельности.
В конституциях и законах закрепляются права и обязанности политических партий, требования, предъявляемые к их уставам и программам. Законодательством регламентируется порядок и условия прекращения деятельности партий, финансовая сторона их функционирования и контроль государства. Конституциями может запрещаться создание определенных общественных объединений.
Так, в ст. 13 Конституции России говорится о том, что «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».
Данное положение отвечает требованиям, содержащимся в международно-правовых документах. Например, в ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года говорится, что каждый человек имеет право на свободу ассоциаций с другими объединениями и пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
В связи со вступлением в Совет Европы Россия обязана ориентироваться в своем законодательстве на европейские стандарты в области прав человека,