Цели маркетинга:
- ˗ максимум потребления — максимум прибыли;
- ˗ повышение степени удовлетворения потребителя от покупки продукта/услуги;
- ˗ максимально широкий выбор для потребителей;
- ˗ повышение качества жизни.
В самую суть маркетинга помещаются некоторые понятия: потребность, спрос, товар и обмен. Исходной составляющей природы человека является потребность: потребность в пище, одежде, тепле, безопасности и прочее, т. е. потребность — это ощущение человеком нехватки чего-либо.
Потребности безграничны и поэтому человек выбирает только те, которые ему позволяют его финансовые возможности. Мир товаров и услуг призван удовлетворять человеческие потребности.
Потребность, подкрепленная покупательной способностью, называется спросом. Спрос — величина изменяемая. на него влияют такие факторы, как уровень цен, уровень дохода, мода и многие другие.
Товар — это то, что может удовлетворить потребность и предлагается на рынке с целью продажи.
Обмен — это акт получения чего-либо взамен на что-либо.
Коммерческий обмен двух сторон ценностями есть сделка.
Для совершения сделки необходимо наличие некоторых условий:
- ˗ наличие объектов сделки;
- ˗ наличие субъектов сделки;
- ˗ определение условий совершения сделки;
- ˗ определение времени и места совершения сделки.
Любая сделка происходит на рынке. В современном обществе рынок – не обязательно физическая величина (место).
Следовательно, роль маркетинга для экономики заключается в повышении эффективности торговли и рынка.
Одно из основных положений бизнеса любой компании — производить то, что нужно покупателю. Другими словами, основная идея маркетинга — это потребность человека. Следовательно, из данной идеи рождаются основные принципы маркетинга. К ним относятся:
Промышленный маркетинг (2)
... производства других товаров, услуг, но не для перепродажи конечным потребителям. Определяющие факторы ... характеристики Новизна проблемы Потребность в информации Рассмотрение новых альтернатив Первая покупка ... создать СКП, которое превзойдет конкурента. Маркетинг означает управление сравнительными конкурентными ... и покупателя. Этапы формируют атмосферу сделки. 2.2. Количественный анализ спроса. ...
- ˗ выявление неудовлетворенных потребностей;
- ˗ разработка эффективной модели сбыта;
- ˗ проработка системы маркетинговой деятельности;
- ˗ подготовка стратегии маркетинга в соответствии с общими целями предприятия;
- ˗ определение пути достижения поставленных целей;
- ˗ укрепление на прогнозируемой доли рынка;
- ˗ организация перманентной аналитической работы конъюнктуры рынка и рыночных условий;
- ˗ включение творческого и инновационного подхода в деятельность компании;
- ˗ оптимизация затратной части;
- ˗ максимизация доходной части;
- ˗ улучшение качества выпускаемого продукта;
- ˗ мониторинг изменений в области технологий и инноваций.
История маркетинга, насчитывающая более десяти лет, привела к выводу, что локальное применение принципов не дает ожидаемого результата, только комплексный подход может принести достижимые результаты для компании.
Анализ конкурентов играет особую роль в маркетинговой деятельности.
Рассмотрим подробнее данный элемент маркетинга.
Этот термин можно определить как особый вид борьбы экономических агентов.
На практике объектом конкуренции является конечный потребитель продукта, за внимание которого компании конкурируют.
Объект исследования — продукт, инструмент, позволяющий конкурировать на рынке.
Роль конкуренции в экономике значительна. В частности:
- ˗ конкуренция определяет общественную и экономическую ценность продукта;
- ˗ осуществляет дифференциацию размеров прибыли;
- ˗ стимулирует капитальные вложения в наиболее необходимые отрасли экономики;
- ˗ сбалансирует индивидуальные стоимости;
- ˗ осуществляет отсев слабые игроков рыка;
- ˗ определяет объем и вид продуктов.
Классификация соревнований может проводиться по различным критериям. Рассматривая микроуровень — уровень предприятий. На данным уровням можно определить следующие виды:
- предметная: причина – огромное предложение одинаковой продукции с близкими характеристиками и уровнем качества;
- функциональная: удовлетворение потребности различными способами, самый популярный пример – передвижение с использование автомобиля или велосипеда;
- видовая: производство одного вида продукта, но с существенно различающимися характеристиками.
Кроме того, конкуренцию классифицируют по ценовому фактору, как это представлено на рисунке 1.
Анализ деятельности конкурентов — одна из обязанностей маркетологов. Формируя базу данных о конкурирующих продуктах и компаниях, компания имеет возможность понять, почему конкуренты действуют именно так, а не иначе, и разработать собственную стратегию.
Рисунок 1 — Виды конкуренции
Стратегии конкуренции определяются, в частности, реакцией экономического субъекта:
˗ мало предсказуемая реакция – реакция ответная, которая не связана с конкретной ситуаций. В большинстве случаев такая реакция возникает по причинам личной, поведенческой, информационной асимметрии.
˗ выборочная реакция – реакция, ориентированная на конкретную ситуацию или случай, например, ответ на снижение цен конкурентов или масштабную рекламную компанию. Используя эту стратегию, организация может локально решать проблему в различных областях маркетинга.
Маркетинг как концепция рыночного управления
... с учетом специфики рыночного спроса. Важная особенность маркетинга как определенной системы внутрифирменного управления состоит в ... в управлении дает маркетинговая концепция, ориентированная на выявление и удовлетворение запросов потребителей определенного целевого рынка. Маркетинг Маркетинг - ... рынка между производителями. Возрастает значение конкуренции, борьбы за потребителя. Это заставляет ...
˗ сдержанная реакция соответствует минимальному уровню информационной асимметрии, то есть компания действует на открытом рынке, где ход и решение каждого игрока может быть предсказан с высоким уровнем вероятности.
При этом возможны следующие варианты базовых стратегий, как это представлено в таблице 3. [14]
Таблица 3 — Стратегии конкуренции
Стратегия Сущность
«Фланговая атака» Минимизация затрат, особенно часто происходит на отдельных участках маркета
«Окружение» Стратегия, которая задействует максимальное количество ресурсов и максимальный охват, быстрая, резкая и масштабная
«Обход» Длительная стратегия, так как связана с поиском новой ниши, созданием голубых рынков, является рискованной
«Атака гориллы» Среднесрочная стратегия, для нее характерно систематические выбросы ресурсов для формирования информации на рынке и позиционирования
При выборе конкурентной стратегии и тактики следует исходить из результатов анализа информации о рынке, положении конкурентов, их основной маркетинговой стратегии и конкурентных преимуществах. При этом необходимо увязать сделанный выбор с общей маркетинговой стратегией предприятия, внести изменения в программы, планы и бюджет предприятия.
1.2 Управление маркетинговой деятельностью
Для построения службы маркетинга используются следующие типы организационных структур или их комбинации:
˗ функционально-продуктовый,
˗ функционально-рыночный,
˗ продуктово-рыночный,
˗ продуктово-функционально-рыночный.
Изучим подробнее типы организационных структур отдела маркетинга.
Таблица 4 — Типы организационных структур отдела маркетинга
Типы Сущность
- функционально-продуктовый;
- функционально-рыночный;
— В основе данных структур лежит понятие функции. В результате такая организационная структура чаще всего встречается на практике, поскольку она довольно проста в использовании. Его характеристиками являются разделение властей, зоны ответственности, делегирование полномочий и сегментация задач.
Однако, когда бизнес расширяется, происходит фрагментация, которая снижает производительность и приводит к неоправданным затратам.
Недостаток — ограниченные навыки и квалификация персонала, сотрудники не участвуют в общей цели.
- продуктово-рыночный;
- продуктово-функционально-рыночный
Базой данного типа стратегий выступает продукт. Объектом маркетинговой деятельности, прежде всего, является продукт, производственный процесс, контроль качества.
Преимущество — это адаптация продукта, его свойств, ближе к потребителю.
Минус — конфликты из-за отсутствия ограничений по зоне ответственности.
Кроме того, выделяют:
- ˗ рыночная структура: назначаются управляющие отдельных рынков, направлений, отраслей, которые несут ответственность за проработку и реализацию маркетинговой политики предприятия;
— ˗ региональная структура: основным признаком выступает географическая составляющая, маркетинговая политика подразделяется по территориальным зонам, что позволяет наиболее полно изучить поведение, традиции и менталитет потенциального потребителя.
Стратегия и тактика маркетинга. Стратегия и тактика маркетинга ...
... маркетинговой стратегии. Комплекс маркетинга и классификация маркетинговой стратегии, этапы ее развития. Процесс стратегического маркетингового планирования. Товар и его характеристики. Формирование товарной политики предприятия. реферат ... времени (краткосрочный) на основе стратегии маркетинга и оценки текущей рыночной ситуации при постоянной корректировке задач по мере изменения конъюнктурных и ...
Каждая организационная форма маркетинга должна соответствовать определенным критериям:
- ˗ гибкость и адаптивность;
- ˗ простота маркетинговой оргструктуры;
- ˗ соответствие;
- ˗ ориентация на конечного потребителя;
- ˗ наделенность определенными правами.
Рассмотрим детальное сущность представленных принципов в таблице 5.
Таблица 5 — Принципы маркетинговой деятельности
Принцип Сущность