Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что автомобильный рынок в настоящее время играет ведущую роль в развитии машиностроения в целом и транспортного машиностроения в частности.
Автомобильная промышленность мира — это емкий и весьма значительный сектор мировой экономики и международного бизнеса, ведь это не только собственно автомобили, но и разнообразные товары по обслуживанию автомобиля, а также, в значительной мере, рынок производства и продажи автозапчастей. Рынок автомобилей имеет ряд смежных рынков и отраслей: от наиболее тесно прилегающих (рынка деталей и блоков автомобилей и нефтедобывающей промышленности) до менее очевидных (строительство дорог, производство аксессуаров для автомобилей и т.п.).
Автомобиль предлагает высокую мобильность человека, эффективность работы, определяет современный образ жизни общества. Он является показателем уровня обеспеченности материальными средствами как отдельного человека (его владельца), так и общества или государства в целом.
Важной особенностью автомобилей являются их адаптационные возможности в том, что касается, в частности, интеграции в едином процессе перевозки с другими видами транспорта: водным (паромы, суда для горизонтальной погрузки и разгрузки грузов и т.д.), железнодорожным (платформы, трейлеры), авиационным (большегрузные самолеты).
При этом используются перевозки не только колесной техники, но и контейнеров и других видов тары. Следовательно, вклад автомобильного транспорта в формирование единой мировой транспортной системы очень велик.
Объект исследования курсовой работы — автомобильный рынок Российской Федерации и мира.
Цель курсовой работы: исследовать автомобильный рынок России и мира за последние несколько лет.
Задачи курсовой работы:
- Дать определение автомобильному рынку;
·Рассмотреть структуру автомобильного рынка;
·Проанализировать данные продажи автомобилей в России и мире за последние несколько лет;
·Проанализировать текущее состояние автомобильного рынка ОАО «УАЗ».
Маркетинговый отдел в гостинице организация работы курсовая
... маркетинговой службы в отеле Becker и составьте план организации маркетинговых услуг для этой компании. ^ является гостиница «Беккер». Предметом исследования - служба маркетинга гостиницы «Беккер». Работа ... рынок, на котором они существуют, однороден и стабилен. Недостатками такой структуры являются отсутствие специализированных подразделений службы маркетинга (продуктовые отделы, региональные отделы ...
В курсовой работе будут рассмотрены зарождение автомобильного рынка, его структура, продажи автомобилей за последние несколько лет в России и мире, продажи автомобилей ОАО «УАЗ» за последние несколько лет.
автомобильный рынок продажа автомобиль
Глава 1. Автомобильный рынок России и мира
1.1 История автомобильного рынка
В ряду имен изобретателей одним из первых должен быть назван дворцовый крестьянин из Казанской губернии Леонтий Лукьянович Шамшуренков (1687-1758), в 1752 г. создавший четырехколесный экипаж, приводившийся в движение мускульной силой двух человек. В более развитых странах Запада интенсивно ведутся исследования новых видов транспорта.
Русский механик-самоучка Иван Петрович Кулибин (1735-1818) еще в 1791г. изготовил педальную повозку-самокатку. В нем он использовал маховик, коробку передач, подшипники качения, тормоза, рулевое управление. Поэтому карета Кулибина, управляемая человеком, стоящим на каблуках, содержала ряд новых технических усовершенствований, которые были применены впервые в истории техники.
Практическое, применение автомобиля как транспортного средства начинается с появлением принципиально более простого, компактного и экономичного двигателя внутреннего сгорания (ДВС).
Эксперименты по созданию автомобилей, паромов и электромобилей проводились в разных странах в разных масштабах. В 1769-1770 гг. французский изобретатель Ж. Куюньо построил трехколесный тягач для передвижения артиллерийских орудий. «Тележку Кюньо» считают предшественницей не только автомобиля, но и паровоза, поскольку она приводилась в действие силой пара. Паровозы для обычных дорог также строили в Англии и России, но они были тяжелыми, неудобными в использовании и поэтому не получили широкого распространения. [3]
Появление легкого, компактного и достаточно мощного двигателя внутреннего сгорания открыло большие возможности для развития автомобиля. В 1885 г. немецкий изобретатель Г. Даймлер, а в 1886 г. его соотечественник К. Benz начал производство первых самоходных тележек с бензиновыми двигателями. Немалый вклад в широкое распространение автомобильного транспорта внес американский изобретатель и промышленник Г. Форд. В России автомобили появились в конце XIX в.
Первым отечественным автомобилем, сделанным на отечественном заводе, был знаменитый «РуссоБалт, который сошел с конвейера 26 мая 1909 года. Благодаря успешным выступлениям в гонках (Петербург-Рига-Петербург 1909 года), ралли (девятое место в абсолютном зачете ралли «Монте-Карло» 1912 года), пробегах (военный испытательный 1912 года и пробег по Африке 1913 года) автомобили «РуссоБалт» получили репутацию надежных и выносливых машин. Машина показала отличные результаты, была награждена Кубком по гонкам на выносливость, российская машина была признана самой надежной в мире. На самом деле этот автомобиль получил высокую оценку властей именно за то, что показал достойные результаты. В итоге, с 1909-го по 1918-ый Русско-билтийский завод сделал 625 автомобилей, в среднем в год около 150 машин, что превышало показатели, например, «Роллс Ройса» или «Опеля. [3]
Рынок рекламы России
... раньше, а намеков на то, что в ближайшее время на рекламном рынке появится большое число новых игроков, нет. Объем рынка медийной рекламы в России в 2008 году вырос почти на треть и ... составил 2 миллиарда долларов. 630 млн. Прошедший год для рекламного рынка можно назвать во многом ...
Первый уже серийный автомобиль был грузовым. Это был модернизированный «Фиат-15, получивший название «АМО-Ф-15. В начале тридцатых годов был начат серийный выпуск легковых и грузовых «ГАЗ-М-1, спроектированных на базе американского «Форда-А.
Возрождение подлинно отечественного автомобилестроения произошло после войны. «Победа или ГАЗ-М-20 был создан в 1943 г. Сам силуэт «Победы разработал молодой дизайнер Вениамин Самойлов. В 1945 г. прототип был продемонстрирован Сталину.
А массовое производство началось в 1946-м. году. «ГАЗ-М-20 стал первым в мире серийным автомобилем с кузовом «бескрылой» формы. На «Победе впервые появились электрические указатели поворотов и стоп-сигналы, звуковые сигналы высокого и низкого тонов. «Победа послужила зарубежным конструкторам примером для подражания. В частности, английский «Standard Vanguard 1947 года был практически точной копией. «ГАЗ-М-20 оказался первым автомобилем Горьковского автозавода, производимым на экспорт.
Впрочем, почти бок о бок с «Победой» на АЗЛК началось спешное производство довоенного «Опель-Кадета, который получил в слегка модернизированной версии название «Москвич-400.
С 1960 года начинается выпуск «Запорожца-965, в котором были совмещены элементы европейских машин: «Фиата-600» и «Фольксвагена битл. Первая модель отечественных «Жигулей, так называемая «копейка», была скопирована с «Фиата-124. Чтобы наладить выпуск «Жигулей, впервые в истории отечественного автопрома решили закупить за рубежом целый завод по производству легковых автомобилей. А сам автомобиль был укомплектован амортизаторами польского производства, аккумуляторами болгарского производства, различными приборами, аксессуарами и ресивером венгерского производства.
Непревзойденными российскими «вездеходами» стали НИВА (активно поставляется на экспорт, особенно в горные страны) и УАЗ. Это и понятно, учитывая природные условия (к сожалению, сюда можно прибавить и качество дорог).
Но уже последняя модель УАЗа — Patriot — скомплектована во многом из импортных деталей, а «Niva производится на заводе Chevrolet. [14]
1.2 Состав и структура автомобильного рынка
Определение автомобильного рынка
Чтобы дать точное определение автомобильного рынка, сначала необходимо определить общую экономическую концепцию рынка. Ниже приведены несколько определений понятия «рынок» в экономической теории.
Международный рынок драгоценных металлов и его особенности
... и понятие международного рынка ддрагоценных металлов; выявить особенности международного рынка драгоценных металлов; рассмотреть структуру международного рынка драгоценных металлов; анализировать динамику цен на международном рынке драгоценных металлов; выявить современные тенденции развития международного рынка драгоценных металлов; Объект исследования - международный рынок драгоценных металлов. ...
Рынок — это способ взаимодействия между производителями и потребителями, основанный на децентрализованном и обезличенном механизме ценовой сигнализации. [2, с.435]
Рынок — совокупность экономических отношений, основанных на взаимной договоренности участников рынка о переходе права собственности на товары или о возможности получения услуг. [1, с.250]
Рынок — совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара (услуги) вступают в контакт друг с другом с целью покупки или продажи этого товара (услуги).
[2, с.435]
Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что рынок как экономическая категория имеет две основные составляющие:
. Субъекты рынка.
. Товар.
Субъектами рынка являются потребители/покупатели (представители спроса) и производители/продавцы (представители предложения).
Товар — все, что может быть предложено на рынке для привлечения
внимания, ознакомления, использования или потребления и что может удовлетворить нужду или потребность. Товаром может быть материальный объект, услуга или нематериальный объект (например: патент, авторское право).
С учетом всего вышеизложенного, можно дать следующее определение автомобильного рынка:
Автомобильный рынок — это совокупность экономических отношений, благодаря которым происходит взаимодействие субъектов рынка с целью
обмена готовых автомобилей на денежные средства или их эквиваленты.
Товаром автомобильного рынка является готовый автомобиль. Готовое транспортное средство — это транспортное средство с более чем двумя колесами, способное двигаться без дальнейших изменений конструкции.
Таким образом, товаром автомобильного рынка нельзя считать, например: мотоциклы и т.п., отдельные агрегаты автомобиля и запчасти.
Автомобиль как продукт должен отвечать потребностям или запросам покупателей на автомобильном рынке. В маркетинге выделяется три формы проявления желаний потребителей:
. Нужда — это испытываемый человеком недостаток в чем-то необходимом.
. Потребность — это потребность, которая приняла определенную форму в соответствии с культурным уровнем и индивидуальностью человека.
. Запрос — это потребность, которую человек способен удовлетворить благодаря своим финансовым возможностям.
В связи с тем, что у каждого человека своя личность и ограниченные материальные ресурсы, можно сказать, что в рыночных условиях желания покупателей проявляются только в виде требований.
Проведение сегментации рынка товаров (услуг) ОАО «Керамин
... процесс рыночной сегментации Сегментация рынка, сегментирование — стратегия производителей и продавцов товаров, заключающаяся в разделении рынка на отдельные части (сегменты) по признаку вида ... рынка может отличаться от того, как покупатели воспринимают его в другом сегменте. -Разработка плана маркетинга — как только определены целевые сегменты, которые будут обслуживаться, специалист по маркетингу ...
Определение отраслевого рынка и временного интервала исследования
Автомобильный рынок в целом делится на две большие группы, имеющие кардинальные различия:
— рынок легковых автомобилей частного пользования;
— рынок коммерческого автотранспорта — это: автобусы, грузовики, спецтехника и т.п.
На текущем этапе развития рынка наблюдается тенденция к снижению доли отечественных автомобилей и увеличению количества иномарок, собираемых на территории России. Специфика анализа заключается в изучении автомобильного рынка в России и в мире, а также в анализе национального бренда на примере Ульяновского автомобильного завода.
Временной промежуток: 2010-2013 года. Этот временной интервал был принят для исследования, так как текущее состояние автомобильного рынка вызывает большой интерес.
География рынка
Наибольшая концентрация автосалонов сосредоточена в Москве и Московской области, а также в Санкт-Петербурге. Здесь представлены абсолютно все марки иностранных компаний. Центральный регион является лидером по продажам. Поэтому с этого начинается «покорение» российского авторынка.
Структура рынка
Мировой и российский рынок новых легковых автомобилей можно представить в виде следующей схемы движения готового автомобиля:
Автопроизводитель→Импортер→Дилер→Субдилер→Покупатель
Таким образом, рассматриваемый рынок характеризуется двух- или трехуровневой системой распределения от производителя до конечного потребителя. При этом следует учитывать, что при организации производства на территории России цепочка поставок укорачивается за счет исключения звена «импортер». количество компаний-импортеров узнать довольно сложно из-за «закрытия» этого сектора. Стоит отметить, что некоторые автопроизводители используют нескольких импортеров для разделения риска.
Субъекты отраслевого рынка
Субъекты отраслевого рынка:
Покупатели. Покупателями данного рынка являются физические и юридические лица. Большинство физических лиц, одиноких граждан, покупают автомобиль для личного пользования. Некоторые используют его с целью получения прибыли: частный извоз, организация экскурсий и т.п. Любой гражданин страны, достигший 18-летнего возраста, является потенциальным покупателем. Юридические лица приобретают транспорт для обеспечения большей мобильности и независимости своего бизнеса, а также для организации бизнеса по перевозке пассажиров.
Продавцы, дилеры, импортеры. Продажа частных автомобилей широко распространена, в основном в сегменте подержанных автомобилей, но есть и небольшой процент новых автомобилей: это модели и марки, которые не попадают в Россию по официальным каналам. Подавляющее большинство автомобилей продается в специализированных учреждениях — автосалонах. Все реселлеры обязаны заключить договор с официальным представительством и имеют право рассчитывать на поддержку. Однако в обмен на право продавать автомобили определенной марки дилеры берут на себя ответственность за ведение бизнеса в соответствии с корпоративными правилами бренда и полностью берут на себя все связанные с этим расходы. Помимо официальных дилеров, на рынке существуют так называемые «серые» дилеры, которые продают автомобили определенных марок, но не имеют договоренности с официальным представительством компаний. Часто «серые» дилеры используют логотипы производителей автомобилей в своих салонах, хотя это незаконно.
Заполнение дневника производственной практики механика. Дневник ...
... практике. Дневник прохождения практики производственная практика. Примеры дневников по производственной практике по разным темам. Цели и задачи производственной практики Цели и задачи производственной практики. Изучение пассажирских перевозок, расписаний и расписаний движения подвижного состава. Работники автосервиса знакомятся с ...
Процесс выхода каждой новой модели на внутренний рынок и последующая доставка товаров на территорию нашей страны сопряжены с большими трудностями. Чтобы получить разрешение на продажу новой модели автомобиля, необходимо пройти ее сертификацию, а это дорогостоящая процедура. Доставка машины заказчику, если, конечно, не российской сборки, чревата сложностями при пересечении границы. Все эти расходы не под силу отдельно взятому дилеру. [15]
Официальные представительства всегда покрывают расходы на сертификацию. Организация потока заказанных через таможенные заграждения автомобилей ложится на «плечи» компаний-импортеров. Их может быть несколько, в зависимости от политики автопроизводителя. Большинство западных компаний сейчас перешли на централизованную поставку, то есть на импортера. При этом компании-импортеру не запрещено иметь свои дилерские сети.
Дифференциация продукта
Основным продуктом рассматриваемого рынка является легковой автомобиль с непосредственной отделкой.
Продукт разработан с учетом потребностей человека, находящегося в движении, и его потребностей: общение, общение, независимость, стиль, статус, прихоть. Дополнительными товарами здесь могут быть: фирменные аксессуары, не предоставленные официальным поставщиком автонастройки, «доработки», установка противоугонных систем, автострахование и автокредитование. [13]
Товар на рынке относится к группе потребительских и непродовольственных товаров. По чистоте спроса — товары редкого спроса, с выраженной тенденцией к снижению в период между покупками.
Только государственный и коммерческий общественный транспорт может выступать в качестве замещающего продукта на этом рынке. Его позиции особенно сильны в крупных городах, переполненных автомобилями и с развитой структурой общественного транспорта.
При перемещениях на большие расстояния легковой автомобиль уступает ж/д транспорту по стоимости, но выигрывает по удобству. Авиатранспорт намного быстрее. Мотоциклы и велосипеды могут конкурировать с автомобилями только в странах с жарким климатом и низким уровнем жизни, к которым Россия не принадлежит.
Клиенты часто покупают вместе с автомобилем еще один товар: услугу. Официальные дилеры советуют своим клиентам обращаться к своим дилерам для любого ремонта. Однако иногда ремонт в неавторизованном сервисе обходится дешевле и такого же качества. Изначально покупатель вынужден обращаться только к официальному дилеру до окончания гарантийного срока, иначе гарантия производителя аннулируется.
Учебная практика по торговому делу (на примере ТОО «ARENA-S» ...
... обучающихся. В ходе прохождения учебной практики (практики по получению первичных профессиональных ... рынка этим товаром. 2012г. стал пиковым по продажам built-in – «она пошла в народ», перейдя из разряда дорогих удовольствий в товар для среднего класса. Продажи ... Основанная в 1992 году торговая сеть Sulpak (ТОО «Arena ... - проведение инвентаризации, составление годового отчета о движении активов; 3. Макро ...
Конъюнктура рынка
Конъюнктура рынка (сегментирование).
Более общая классификация товаров на рынке легковых автомобилей является критерием размерного класса автомобиля. Согласно общеевропейской классификации выделяют:
·«А-класс» — малолитражки, длина: до 3,6 м.;
·«В-класс» — компактные автомобили, длина: 3,6 — 4,2м.;
·«С-класс» — средний класс, длина: 4,2 — 4,4 м.;
·«D-класс» — семейные автомобили, длина: 4,4 — 4,7 м.;
·«Е-класс» — бизнес-класс, длина: 4,7 — 5 м.;
·«F — или S-класс» — представительские автомобили, длина: более 5 м.;
Также различные категории внедорожников и спортивных автомобилей.
Можно отметить две серьезные тенденции. Во-первых, с каждым новым поколением своих моделей автопроизводители увеличивают свои размеры, пытаясь обеспечить более высокий уровень комфорта, чем их конкуренты. Таким образом, машины переходят в следующий размерный класс. Пример: современный Volkswagen Polo B-класса даже немного больше, чем первое поколение Golf, предка C-класса». [16] В-вторых, автопроизводители стремятся удовлетворить как можно больше потребностей покупателя одним автомобилем, что приводит к возникновению моделей на стыке классов. Самый яркий пример «Nissan Qashqai», находящийся на стыке между автомобилями «С-класса», минивенами и внедорожниками — это новый тип автомобиля SUV (Sport Utility Vehicle).
Беспрецедентный успех этого автомобиля говорит о том, что будет появляться все больше и больше межклассных автомобилей. Практически все размерные классы делятся на типы в зависимости от типа кузова. Виды автомобилей по типу кузова:
·седан;
·3-х дверный хэтчбек;
·5-и дверный хэтчбек;
·универсал;
·купе;
·кабриолет;
·родстер;
·микроминивен;
·минивен;
·вен;
·компактный внедорожник;
Становление и развитие страхового рынка в России
... и уплачиваемых ими страховых взносов (премий, платежей). Цель данной курсовой работы - выявить основные проблемы развития страхового рынка в России в последние годы, оценить его текущее ... от масштабов спроса и предложения страховых услуг можно выделить внутренний, внешний и международный страховой рынок. Внутренний страховой рынок следует определять как местный рынок, на котором существует прямой ...
·внедорожник.
На современном этапе можно отметить появление новых типов кузовов: на стыке купе и седана — модель «Mercedes-Benz CLS». Кроме того, необходимо сегментировать рынок по цене, так как из-за дороговизны автомобиля этот показатель является определяющим. Можно выделить следующие категории:
·до $15.000
·от $15.000 до $25.000
·от $25.000 до $45.000
·от $45.000 до $80.000
·свыше $80.000
Категория, к которой относится та или иная модель, зависит от размерного класса автомобиля и стратегии производителя. Сочетание параметров размерного класса и телосложения направлено на удовлетворение индивидуальных потребностей разных категорий населения. Комбинируя вышеуказанные комбинации, удовлетворяются узкоспециализированные потребности людей с высоким финансовым положением.
Реклама на автомобильном рынке
Реклама автомобиля имеет свои особенности, как и вся продукция отрасли. Основная особенность таргетинга и создания имиджа, в отличие от «информационного шума», используемого при продвижении многих потребительских товаров.
Также существует функция распространения информации «из уст в уста». Дело в том, что маркетологам нет смысла влиять на этот сегмент — одна и та же машина у каждого человека может вызывать совершенно разные ощущения. Единство мнений достигается только по вопросу надежности его работы.
Сейчас продается не машина и не «образец современного технического прогресса», а идея — философия. Все западные компании строят свои маркетинговые кампании на основе единого «слогана», отражающего философию бренда: Ford — «К переменам», Toyota — «Управляйте мечтой». [15] Изменился «слоган» — изменилось и позиционирование марки.
Реклама на рынке легковых автомобилей имеет приоритет над национальными развлекательными СМИ, особенно кино.
Некоторые особенности продвижения легковых автомобилей:
·Реклама на телевидение: только федеральные или региональные каналы, рейтинговое время, профильные программы, кинопоказы, спорт.
·Радио — специализированные радиостанции.
·Пресса — федеральный уровень: автомобильные журналы, журналы о бизнесе и финансах, спорте, географии и природе, реже в «дамских» журналах; практически нет в черно-белых изданиях. Часто выпускают собственные издания.
·Наружная реклама: растяжки, плакаты и т.п.
Конкуренция на страховом рынке России
... В основной части раскрывается поставленная проблема. В заключение представлены основные результаты выпускной квалификационной работы. ГЛАВА 1. КОНКУРЕНЦИЯ НА СОВРЕМЕННОМ СТРАХОВОМ РЫНКЕ РОССИИ ... некоторых выводов, содержащихся в курсовой работе, иллюстрирован расчетными ... квалификационной работы является анализ конкуренции на страховом рынке. В ... между разными каналами продаж (департаментами) одной ...
·Особое внимание уделяется оформлению дилерских центров в корпоративном стиле и обилию информационных носителей: листовки, прайс-листы, каталоги, сувениры, визитки и т.п.
·Директ-маркетинг: создание клубов поклонников той или иной марки автомобиля, клубные карты и привилегии, мероприятия, конкурсы, регулярные почтовые рассылки.
Автопроизводители стараются сокращать бюджеты на рекламу в традиционных СМИ, и наращивать — на рекламу в Интернете. По мнению экспертов, в первую очередь это связано с изменением поведения покупателей автомобилей. В поисках своей машины они все меньше изучают традиционные СМИ и все больше времени проводят в Сети. Подобные тенденции присущи и другим рынкам.
Состояние автомобильного рынка мира
Таблица 1 «Продажи легковых автомобилей в мире»:
Сегменты2011г., млн. шт. 2012 г., млн. шт. 2013 г., млн. шт. Продажи автомобилей в мире58,8961,8764,47Канада1,591,681,69США12,7314,4015,00Германия3,173,083,14Россия2,652,933,08Китай10,0410,6511,75
В итоге можно сказать, что наибольший объем продаж среди конкурентоспособных стран наблюдается у США (2011 год — 12,73 млн., 2012 год — 14,40 млн., 2013 год — 15,0 млн.) и Китая (2011 год — 10,04 млн., 2012 год — 10,65 млн., 2013 год — 11,75 млн.).
Неплохое положение на мировом рынке автомобилей занимает и Россия (2011 год — 2,65 млн., 2012 год — 2,93 млн., 2013 год — 3,08 млн.).
Кроме того, необходимо отметить, что во всех странах происходит значительный рост продажи автомобилей, а это говорит о наличие спроса и улучшение качества автомобильного рынка в целом.
Таблица 2 «Темп прироста проданных автомобилей в мире»:
Наименование показателя: 2011г., млн. шт. 2012 г., млн. шт. 2013 г., млн. шт. Темп прироста 2011/2012 г., %Темп прироста 2012/2013 г., %Продажи автомобилей в мире58,8961,8764,475,06%4, 20%Канада1,591,681,695,66%0,59%США12,7314,4015,0013,11%4,16%Германия3,173,083,14-2,84%1,94%Россия2,652,933,0810,56%5,11%Китай10,0410,6511,756,07%10,32%
Расчеты:
Тр = У2/ У1 * 100%, где У1 — базисный период, У2 — отчетный период.
Тпр = Тр% — 100%
Состояние автомобильного рынка России
На протяжении ряда лет Россия становится все более заметным игроком на мировом рынке. Автомобильная промышленность — не исключение.
На долю Москвы сейчас приходится чуть более 10% российского парка и порядка 20% российского рынка легковых автомобилей. Еще порядка 6,2% парка и 8-10% рынка приходится на долю Московской области. На учет в ГИБДД Москвы ежегодно встает более 30% иномарок, продаваемых на российском рынке. Несмотря на ежегодное смещение доли продаж в пользу регионов, по ряду иностранных брендов (в основном наиболее дорогих) доля Москвы по-прежнему превышает 50%. Московский рынок является также «транзитным» для регионов близлежащих к Москве. Значительная часть покупателей из областей, граничащих или находящихся в радиусе 300-600 км от Москвы (Тульская, Владимирская, Тверская, Смоленская, Калужская, Рязанская, Ярославская, Ивановская и др.) приобретает новые автомобили в столице [4].
Состояние автомобильного рынка России за 2011-2013 годы улучшилось. Совокупный объем продаж автомобилей всех типов и всех сегментов по источникам происхождения (традиционные российские марки, иномарки российской сборки, новый импорт и подержанный импорт) составил в 2011г.2,65 млн. шт., в 2012 г.2,93 млн. шт., в 2013 г.3,08 млн. шт.
Долевая структура рынка машин (по происхождению) в каждом из трех секторов (легковые, грузовые и автобусы) изменялась в течение года в соответствии с присущей каждому сектору закономерностью. Сравнение структуры рынка легковых автомобилей по их происхождению за последние два года выявило следующие изменения. Абсолютный рост продаж отмечен во всех сегментах рынка. Кроме того, российский рынок легковых автомобилей отличается высоким уровнем разделения по моделям, что характеризует его относительную развитость, но создает проблемы в конкурентоспособности по масштабам производства.
Таблица 3 «Продажи новых легковых коммерческих автомобилей в России»:
Месяц2010 г., шт. 2011 г., шт. Январь74 002127 977Февраль91 930165 898Март126 938224 495Апрель165 565235 473Май159 022235 170Июнь176 026246 429Июль177 410225 524Август169 987224 764Сентябрь187 057235 909Октябрь189 516240 865Ноябрь190 133239 490Декабрь205 208251 414Итого: 19127942653408
В итоге можно сказать, что продажи новых легковых коммерческих автомобилей в России значительно увеличились в 2011 году, по сравнению с 2010 годом. Всего за 2011 год продажи выросли на 740614 штук, по сравнению с 2010 годом. Это говорит о конкурентоспособности и устойчивом положении России на автомобильном рынке.
Таблица 4 «Темп прироста продажи новых легковых автомобилей в России»:
Наименование показателя: 2010 г., шт. 2011 г., шт. Темп прироста 2010/2011 г., %Январь74 002127 97772,93%Февраль91 930165 89880,46%Март126 938224 49576,85%Апрель165 565235 47342,22%Май159 022235 17047,88%Июнь176 026246 42939,99%Июль177 410225 52427,12%Август169 987224 76432,22%Сентябрь187 057235 90926,11%Октябрь189 516240 86527,09%Ноябрь190 133239 49025,95%Декабрь205 208251 41422,51%Итого: 1912794265340838,72%
Расчеты:
Тр = У2/ У1 * 100%, где У1 — базисный период, У2 — отчетный период.
Тпр = Тр% — 100%
В итоге можно сказать, что темп прироста продаж 2011 года по сравнению с 2010 годом достаточно высокий. Это говорит о значительном увеличение спроса на товары автомобильного рынка России.
Глава 2. Исследование рынка автомобилей на примере ОАО «УАЗ»
2.1 Характеристика ОАО «УАЗ»
История развития ОАО «УАЗ»
Во время Великой Отечественной войны <#»justify»>·Панорама «УАЗ»;
·Народная газета;
·Российская газета.
Миссия ОАО «УАЗ»: быть лидером в России и на рынках развивающихся стран по производству и сбыту надежных малотоннажных автомобилей повышенной проходимости.
В курсовой работе представлены: бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, среднесписочная численность работников. [см. Приложение А]
УАЗ производит многофункциональные машины, они станут хорошим помощником в работе и подойдут для любителей активного вида отдыха. Автомобили УАЗ могут решить проблемы по перевозке людей и грузов при плохих дорогах и при полном их отсутствии.
Автомобилестроительный завод «УАЗ» просто умеет применять технологические положительные стороны и добивается успеха при помощи эффективного производства при самых минимальных затратах.
Преимущества автомобильного рынка ОАО «УАЗ»
Ульяновский автомобильный завод вот уже более 70 лет выпускает автомашины УАЗ. По разным дорогам, независимо от времени года, в разных климатических условиях, зимой — при морозе — 45 градусов и летом — при жаре +45 градусов может ездить эта машина с ведущими передними и задними мостами. Поэтому автомашина УАЗ — машина — вездеход. Сейчас Ульяновский автомобильный завод выпускает более 40 разновидностей и модификаций УАЗ. Последние модели УАЗ вышли на один уровень со знаменитыми во всем мире иностранными автомашинами «Джип», способными ездить по полному бездорожью. Таким образом, автомашины УАЗ предназначены для передвижения по сельской дороге, но имеют комфортабельный салон, красивый внешний вид, которые отвечают требованиям современного покупателя. УАЗ является машиной-вездеходом, так как предназначен для езды по сырой, болотистой, труднопроходимой дороге. Именно УАЗ устроен специально для суровых климатических условий, может выдержать зимние морозы и летнюю жару.
Преимущества автомобилей УАЗ:
. УАЗ является машиной-вездеходом, так как предназначен для езды по сырой, болотистой, труднопроходимой дороге.
. УАЗ устроен специально для суровых климатических условий нашей республики, может выдержать зимние морозы и летнюю жару.
. Для жителей сельских местностей наиболее подходит автомашина УАЗ, так как имеет высокую проходимость, рыночная стоимость соответствует доходу сельского труженика и можно легко достать запчасти для этой машины. [10]
Отраслевые риски ОАО «УАЗ»
ОАО «УАЗ» осуществляет свою хозяйственную деятельность на внутреннем и на внешнем рынках, в связи с чем ему присущи риски, связанные с внутренней и внешней рыночной конъюнктурой. К основным рискам производства и реализации автомобилей ОАО «УАЗ» относит:
·снижение лояльности конечных покупателей готовой продукции;
·значительную зависимость объемов автомобильного рынка от социально-экономического положения в стране, уровня потребительских ожиданий и доступности автомобильных кредитов;
·моральное устаревание производимого модельного ряда и зависимость от успешных результатов новых научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, проводимых ОАО «УАЗ» и финансовых ограничений на их проведение;
·усиление конкуренции на рынке автопроизводителей;
·снижение ценового преимущества за счет роста цен на сырье;
·износ основных производственных фондов;
·увеличение ввозных пошлин в странах-экспортерах, рост транспортных тарифов;
·снижение потребительского спроса и усиление конкуренции на рынках сбыта.
Автомобильное производство является зависимым также и от смежных отраслей промышленности, включая производство химических компонентов, металла, резинотехнических изделий. Изменения рыночной ситуации в данных отраслях влияет также и на основную производственную деятельность ОАО «УАЗ».
Для снижения отраслевых рисков автомобильной отрасли ОАО «УАЗ» планирует оперативно реагировать на изменения путем анализа и разработки мер для устранения негативного влияния, в частности, проводить следующие мероприятия:
·разработка новых моделей автомобилей, а также модернизация существующего модельного ряда с целью повышения потребительских качеств продукции и обеспечения соответствия требованиям стандартов качества, экологичности и безопасности;
·реализация программы снижения издержек, в том числе поиск альтернативных поставщиков качественных и недорогих материалов и комплектующих;
·заключение долгосрочных договоров с поставщиками сырья и комплектующих изделий с целью оптимизации затрат во времени;
·модернизация действующих производственных мощностей.
Состояние ОАО «УАЗ»
Несмотря на отсутствие в модельной линейке явных новинок, Ульяновский автозавод закончил 2013 год с рекордным показателем продаж автомобилей, реализованных на внешних рынках. Согласно данным предприятия, на экспорт отгружен 10421 автомобиль. Это на 37% больше показателя 2012 года. Автомобили UAZ были поставлены в 20 стран.
Основу поставок, как нетрудно догадаться, составили внедорожники UAZ Patriot. Объем их продаж на 20 мировых рынках вырос на 25%, по сравнению с 2012-м. При этом в России самый популярный продукт предприятия вышел в минус. За 12 месяцев минувшего года наши «патриотически» настроенные фермеры и охотники приобрели на 5% меньше UAZ Patriot, нежели годом ранее.
На 7% выросли экспортные продажи другой модели — UAZ Pickup. Данный тип кузова активнее стали предпочитать и на родине. Об этом свидетельствует тот факт, что в 2013-м усилиями соотечественников было приобретено на 9% UAZ Pickup больше, чем в 2012-м.
За последние годы выросло количество автомобилей, экспортируемых за пределами Российской Федерации. Количество проданных автомобилей на внутреннем рынке сократилось в 2013 году на 10817 штук по сравнению с 2012 годом. [см. Приложение Б]
Как информирует пресс-служба Ульяновского автозавода, основной рост продаж пришелся на страны дальнего зарубежья, где объемы реализации выросли на 25%. При этом рост количества проданных автомобилей в государствах СНГ составил более 17%. В наступившем году предприятие намерено обратить свои взоры в сторону таких рынков, как страны Латинской Америки, Африки, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России за первый месяц 2014 года снизились на 6% по сравнению с январем 2013 года. Дилеры реализовали 152662 единицы техники. Незначительное уменьшение объема продаж, может говорить о перенасыщении состояния автомобильного рынка на данный момент.
2.2 Анализ рынка автомобилей ОАО «УАЗ»
Таблица 5 «Объемы продаж ОАО «УАЗ» в соответствующих сегментах»:
Соответствующие сегменты: 2010 г., шт. 2011г., шт. 2012 г., шт. Доля (2012), %SUV (внедорожник) 23 24228 22929 12948,0%пикап1 4792 4973 6396,0%LCV (легкий коммерческий а/м) 13 29617 97316 01626,4%MPV (микроавтобус) 11 0268 44911 86919,6%Итого: 49 04357 14860 653100%
Из таблицы видно, что наибольшую долю занимают внедорожники (48%), затем идут легкие коммерческие автомобили (26,4%), еще меньше приходится на микроавтобусы (19,6%), а наименьшую долю занимает пикап (6%).
Из этого можно сделать вывод, что автомобильный рынок ОАО «УАЗ» ориентируется на внедорожники.
Таблица 6 «Темп прироста продаж ОАО «УАЗ» в соответствующих сегментах»:
Наименование показателя: 2010 г., шт. 2011 г., шт. 2012 г., шт. Темп прироста 2010/2011 г., %Темп прироста 2011/2012 г., %SUV (внедорожник) 23 24228 22929 12921,45%3,18%пикап1 4792 4973 63968,83%45,73%LCV (легкий коммерческий а/м) 13 29617 97316 01635,17%-10,89%MPV (микроавтобус) 11 0268 44911 869-23,38%40,47%Итого: 49 04357 14860 65316,52%6,13%
Расчеты:
Тр = У2/ У1 * 100%, где У1 — базисный период, У2 — отчетный период.
Тпр = Тр% — 100%
Анализируя данные таблицы, можно сказать, что темп прироста всех автомобилей снизился в 2011/2012 году (6,13%) по сравнению с 2010/2011 годом (16,52%).
Снизился темп прироста пикапов в 2011/2012 году (45,73%) по сравнению с 2010/2011 годом (68,83%), внедорожников в 2011/2012 году (3,18%) по сравнению с 2010/2011 годом (21,45%) и легких коммерческих автомобилей в 2011/2012 году (-10,89%) по сравнению с 2010/2011 годом (35,17%).
Зато увеличился темп прироста микроавтобусов в 2011/2012 году (40,47%) по сравнению с 2010/2011 годом (-23,38%).
2.3 Перспективы развития ОАО «УАЗ»
В течение 2014 года Ульяновский автомобильный завод продолжит работу по модернизации производственной площадки, по внедрению новых технологий и по совершенствованию выпускаемых автомобилей.
По словам Генерального директора ОАО «СОЛЛЕРС» и ОАО «УАЗ» В.А. Швецова, на предприятии будут созданы универсальные производственные мощности, которые позволят наладить выпуск новой линейки автомобилей под брендом УАЗ, а также организовать потенциальное производство автомобилей иностранных брендов.
В феврале этого года на заводе введена в эксплуатацию новая технологическая линия подготовки и катафорезного грунтования кузовов, изготовленная немецкой компанией EISENMANN Anlagenbau GmbH & Co. Все оборудование спроектировано с учетом экологических требований и возможностью дальнейшей модернизации. Все используемые материалы, которые поставляют компании PPG-Helios и Henkel, также отвечают высоким современным требованиям. Проектная мощность составляет 105 тысяч автомобилей в год что позволяет обрабатывать не только весь модельный ряд UAZ, но и кузова автомобилей потенциальных партнеров.
Еще одно из нововведений — модернизация большого штамповочного комплекса. Установка новой штамповочной линии позволит изготавливать детали для современных автомобилей семейства Patriot, производство которых продолжится до 2020 года. Планируется, что на УАЗе будет установлена и смонтирована новая прессовая линия, которая позволит изготавливать детали для нового модельного ряда по самым последним автомобильным стандартам — штамповать боковину целиком. Это будет прорыв и с точки зрения организации работы, и качества, а самое главное — заложит основу для производства будущей линейки автомобилей Ульяновского автомобильного завода.
Также на заводе планируется создать единый логистический центр. Для этого в январе 2014 года все складские помещения были реорганизованы и сконцентрированы вокруг сборочного конвейера, что сделает структуру производства более управляемой, а учет и хранение товарно-материальных ценностей более эффективными.
Сегодняшний УАЗ расположился на 312 гектарах, и содержать такую площадь просто нерентабельно. Движение к концентрации производства на менее крупных площадках подразумевает необходимость расстаться с частью территории. Вадим Швецов отметил, что модернизация предприятия повлечёт сжатие завода до периметра стандартного производства автомобилей — с 312 гектаров до 50,2 гектара, что позволит ему соответствовать современным требованиям по архитектуре и дизайну современного производства автомобилей. Планируется, что территории предприятия будет разделена на шесть зон: непосредственно сам завод площадью 50,2 гектара, жилую застройку «Запад» (73,5 гектара), зону металлургии (33,5 гектара), «Восток» (56,15 гектара), общественно-деловую зону площадью 39,85 гектара и вспомогательные территории (58,8 гектара).
При этом планируется создание 4 331 вакансий, в том числе около 1 500 новых высокотехнологичных рабочих мест. Программа рассчитана на 6 лет. Часть площадей займёт индустриальный парк. [7]
В настоящее время за смену Ульяновский автомобильный завод производит 240 автомобилей. Планируется, что по завершении модернизации объём годового производства составит 105 тысяч автомобилей в год.
Новый «Патриот» будет выпускаться каждый год, и изменения коснутся как интерьера и экстерьера, так и шасси и агрегатной части. [8] «Новый «Патриот» будет запущен осенью с абсолютно другим уровнем качества. Изменения затронут весь модельный ряд, который по мере модернизации будет заменять старые модели. Семейство «Патриота» представлено тремя моделями: собственно «Патриотом», «Пикапом» и грузовичком «Карго» грузоподъёмностью 800 килограммов. С недавнего времени автомобили оснащаются немецким сцеплением LUK и корейской раздаткой DYMOS. На выбор предлагается два типа двигателей производства ЗМЗ: 2,7-литровый бензиновый и 2,3-литровый дизельный.
Заключение
Автомобильный рынок в России с каждым годом набирает обороты. Причины автомобильного бума понятны — доходы граждан растут, и автомобиль в России до сих пор считается элементом престижа. Причем многие покупают транспорт классом выше того, что могут себе позволить.
Причины такого ажиотажа не только в росте доходов населения, хотя он тоже присутствует. По данным Росстата выросла доля людей, способных без труда покупать вещи длительного пользования. Также продолжает развиваться и автокредитование. В борьбе за новых клиентов банки совместно с автосалонами предлагают новые льготные программы. Но еще одна неожиданная причина — резкий рост цен на недвижимость.
Многие граждане, копившие на квартиру, поняли, что за ценами им не поспеть. Кое-кто из них бережет деньги, ожидая обвала на рынке недвижимости, а кое-кто, отчаявшись, покупает хорошую машину, желая хотя бы так улучшить качество жизни. Это означает, что в ближайшее время спада на рынке автомобилей ждать не придется.
В курсовой работе были рассмотрены: структура автомобильного рынка, продажи автомобилей в России и мире за последние несколько лет, текущее состояние автомобильного рынка ОАО «УАЗ».
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://marketing.econlib.ru/kursovaya/po-marketingu-na-temu-avtomobili/
1.Курс экономической теории, под ред. проф. Чипурина М.Н. и проф. Киселевой Е.А. — Киров: АСА, 2006г. — 832 с.
2.Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга. — М.; СПб.; К.: Издательский дом «Вильямс», 2006г. — 944с.
.Шварц А. Автомобиль и построение гражданского общества в России. Журнал «Деньги». №17 2010 год.
Приложения
Приложение А
Таблица 1 «Бухгалтерский баланс»:
Наименование показателя2011 г., тыс. руб. 2012 г., тыс. руб. 2013 г., тыс. руб. 1234Актив I. Внеоборотные активы Нематериальные активы504442553Результаты исследований и разработок177 348194 827227 427Нематериальные поисковые активы—Материальные поисковые активы—Основные средства5 392 0795 351 1785 588 349в т. ч.: Незавершенные капитальные вложения317 916278 116438 275Доходные вложения в материальные ценности30 31830 7149 842Финансовые вложения2 642 1487 111 2888 852 267Отложенные налоговые активы-9 30823 325Прочие внеоборотные активы56 47442 54724 759Итого по разделу I8 298 87112 740 30414 726 522II. Оборотные активы Запасы1 452 7921 631 917813 323Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям107 286100 441175 674Дебиторская задолженность6 907 66211 456 7208 488 112Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) 6 783 65378 92327 575Денежные средства и денежные эквиваленты508 507197 4641 716 175Прочие оборотные активы16 99913 34917 136Итого по разделу II15 776 89913 478 81411 237 995БАЛАНС24 075 77026 219 11825 964 517Пассив III. Капитал и резервы Уставный капитал 4 142 6574 142 6574 142 657Собственные акции, выкупленные у акционеров—Переоценка внеоборотных активов3 339 1483 297 9533 264 509Добавочный капитал—Резервный капитал414 266414 266414 266Нераспределенная прибыль3 708 3214 735 1123 687 883Итого по разделу III11 604 39212 589 98811 509 315IV. Долгосрочные обязательства Заемные средства2 003 0003 733 5955 571 758В том числе проценты по заемным средствам—Отложенные налоговые обязательства43 335—Оценочные обязательства—Прочие обязательства—Итого по разделу IV2 046 3353 733 5955 571 758V. Краткосрочные обязательства Заемные средства5 584 1592 004 1664 357В том числе проценты по заемным средствам10 2714 1664 357Кредиторская задолженность4 631 3207 483 2438 369 603Доходы будущих периодов—Оценочные обязательства209 519408 096509 471Прочие обязательства453013Итого по разделу V10 425 0439 895 5358 883 444БАЛАНС24 075 77026 219 11825 964 517
Таблица 2 «Отчет о финансовых результатах»:
Наименование показателя2011 г., тыс. руб. 2012 г., тыс. руб. 2013 г., тыс. руб. Выручка 26 400 51127 931 41426 191 901Себестоимость продаж23 452 54325 225 16323 480 614Валовая прибыль (убыток) 2 947 9682 706 2512 711 287Коммерческие расходы383 259370 254490 177Управленческие расходы1 160 7261 047 8571 259 641Прибыль (убыток) от продаж1 403 9831 288 140961 469Доходы от участия в других организациях2046 640301 033Проценты к получению980 059258 1184 189Проценты к уплате1 001 161677 926648 633Прочие доходы4 609 8593 477 6773 715 431Прочие расходы5 066 1853 193 7745 330 553Прибыль (убыток) до налогообложения926 5751 198 875997 064Текущий налог на прибыль519 284264 89794 584в т. ч. постоянные налоговые обязательства (активы) 270 18227 013276 497Изменение отложенных налоговых обязательств15 42910 3853 722Изменение отложенных налоговых активов48 35841 75021 222Прочее3 9975176 525Чистая прибыль (убыток) 467 081985 5961 080 673
Таблица 3 «Среднесписочная численность работников»:
Показатель2011 г., чел. 2012 г., чел. 2013 г., чел. Среднесписочная численность работников9 6428 7368 088
Приложение Б
Таблица 1 «Продажа автомобилей на внутреннем рынке»:
Показатель2011 г., шт. 2012 г., шт. 2013 г., шт. Автомобили57 27262 95352 136из них: легковые28 75530 32124 663грузовые5 3117 0746 270автобусы7 87311 8979 734спецавтомобили15 33313 66011 469Машкомплекты5—Итого57 27762 95352 136
Таблица 2 «Продажа автомобилей экспортируемых за пределам РФ»:
Показатель2011 г., шт. 2012 г., шт. 2013 г., шт. Автомобили7 0067 46210 258из них: легковые1 9552 0552 564грузовые1 0971 1333 365автобусы1 7251 8121 533спецавтомобили2 2292 4622 776Машкомплекты-102108Итого7 0067 56410 366