Теоретические основы исследования франчайзинга в сфере услуг

Курсовая работа

На данный момент стать предпринимателем совсем несложно, удержаться на плаву очень сложно. Люди задаются вопросом: почему одни предприниматели развивают свой бизнес очень быстро, а другие не могут сдвинуться с мертвой точки? Каждый хотел бы научиться вести дела так , чтобы предприятие приносило стабильный , хороший доход. Франчайзинг может быть подходящей формой предпринимательской деятельности, так как любая франчайзинговая система строится на основе достаточно развитого бизнеса.

Многие современные предприниматели посвятили себя изучению и анализу работы бизнеса в форме франшизы и созданию лучших условий для успешного развития системы франчайзинга.

Сегодня даже в очень маленьких городах России можно найти аптеки, кафе, магазины известных брендов. Это говорит о том, что франчайзинг в Российской Федерации с каждым годом охватывает все больше масштабов.

Франчайзинг

Цель курсовой работы-исследование развития франчайзинга в сфере услуг, изучение работы комании «Столовая №1» и предоставление рекомендаций по реализации франшизы данной компании в городе Сочи.

следующие задачи:

  • Проанализировать экономическую сущность франчайзинга и его виды;
  • Изучить историю становления франчайзинга как вид предпринимательской деятельности;
  • Выявить роль франчайзинга в развитии сферы услуг
  • Рассмотреть договор коммерчекской концессии
  • Изучить франчайзинг сети ресторанов общественного питания «Столовая №1»
  • Разработать рекомендации по реализации франшизы «Столовой №1»

1.1 История возникновения франчайзинга ,его формы и виды , Франчайзинг

С тех пор франчайзинг прошел долгий путь. Это обучение проходило не только в разных странах, но и в разных исторических, экономических, социальных, психологических и правовых условиях. именно по этой причине концепция франчайзинга, его основные элементы, в разных странах понимались и понимались несколько по-разному, что, конечно, является своего рода барьером для сотрудничества между франчайзерами и франчайзи из разных стран. В средневековой Англии король предоставил знати различные права, такие как сбор налогов на данной территории в обмен на услуги, запрошенные властями.

Граждане получили разрешение (разрешение) продавать товары на рынках,участвовать в ярмарках. Даже сегодня старые франшизы все еще работают в Великобритании, давая их владельцам право поддерживать рынки, проводить торговые ярмарки, паромное сообщение и мосты. Поэтому с древних времен правительство делегировало часть своих полномочий в обмен на необходимый капитал или услуги, которые на протяжении веков заложили основы современной системы франчайзинга .

3 стр., 1138 слов

Реферат франшиза

... использованных источников, приложе-ний. При написании работы использовалась новейшая научная литература по франчайзингу, в том числе зарубежные. 1. Франчайзинг и его место в предпринимательской деятель- ... в обмен на товары и услуги, необходимые властям. Жителям давались особые разрешения (франшиза) участвовать в ярмарках, реализовывать свои товары. Старые франшизы все еще существуют в ...

По мнению экономистов, прототипом современной франшизы является система, созданная Исааком Зингером, основателем одноименной марки швейных машин. В 1850-е годы возникла проблема: на продукцию, которая выпускалась в больших объемах, были установлены конкурентоспособные цены, но компания имела сервисные центры по обслуживанию оборудования во многих районах США .Для решения этой проблемы Зингер, начиная с 1851 года, подписал контракты с компаниями-партнерами, по которым они передавали исключительное право продавать продукцию, производимую франчайзером, во всех штатах США и организовывать свое обслуживание. Эта мера позволила сделать швейные машины марки самыми популярными в мире.

Первые модели репликации успешных бизнес-схем, организованные обычным для современных предпринимателей способом, появились в 1920-х годах и назывались «товарные франшизы». Их создатели-оптовые поставщики аптечных товаров Spar, Drugstores и Ben Franklin. Они заключали договора с небольшими торговыми точками, по которым имели право покупать по сниженным ценам, пользоваться брендом, но при этом не теряли своей независимости.

После Великой депрессии история франчайзинга получила новое развитие: этим коммерческим инструментом заинтересовались нефтеперерабатывающие заводы. Основные игроки рынка заключили договоры с владельцами малого бизнеса, по которым открыли арендованные сетевые СТО. Краеугольным камнем стало основание компании МакДоналдс Рэем Кроком. Она начала продавать франчайзи (мелким предпринимателям) не просто бренд, а продуманный механизм ведения бизнеса. В договорах с партнерами прописывались мельчайшие детали, вплоть до требований к цвету таблиц в институте.

Наиболее интенсивное развитие франчайзинга в Европе и США наблюдалось в 1960-1970-е годы. В то же время на рынке стали появляться мошенники — компании, продающие фиктивные франшизы. Увеличение числа мошеннических филиалов привело к ужесточению отраслевых правил, появлению Международной ассоциации франчайзинга и региональных регулирующих органов.

Сегодня франчайзинговые компании представлены в 70 отраслях экономики. Лидерами по развитию этого бизнес-инструмента являются США, Япония, Англия, Германия, Франция и Канада. В 2019 году франчайзинг остается одним из самых популярных способов начать собственный бизнес.

Исходя из информации ,взятой в открытом источнике «beprime.ru», можнно сделать вывод , что форма франчайзинга определяет условия франшизы, закрепляя обязанности между франчайзером и франчайзи. Согласно международной классификации выделяют 5 форм франчайзинга:

  1. Прямой франчайзинг . Он предполагает заключение договора франшизы с компанией без права передачи франшизы. Франчайзи ограничен определенной территорией.
  2. Последовательный франчайзинг . Эта форма франчайзинга позволяет заключить несколько договоров франшизы и впоследствии выпустить несколько франшиз. Однако лицензиат выдает серию, как только франчайзи действительно докажет, что эксплуатация товаров осуществляется в соответствии с условиями, изложенными в контракте..
  3. Распределение (развитие) территории . Суть формы франшизы заключается в закреплении за девелопером определенной территории, на которой он может заключать контракты от имени основной компании.
  4. Субфранчайзинг отличается тем, что франчайзер вместе с заключением договора предоставляет франчайзи часть своих прав, например, право продажи франшизы третьим лицам. При этом охват территории намного больше, чем при прямом или последовательном франчайзинге. Передача прав также свидетельствует о передаче ответственности за развитие территории франчайзи. Доход от выплаты франшизы и роялти суб-франчайзи распределяются между франчайзером и франчайзи.
  5. Мастер-франчайзинг имеет сходство с субфранчайзингом, поскольку при данной форме франчайзер также передает франчайзи свои права и обязанности. Однако мастер-франшиза подразумевает полное делегирование своих полномочий основной компании. В этом случае франчайзи получает полное право открыть бизнес и продать франшизу третьему лицу. Для субфранчайзи филиал будет выполнять все функции самого франчайзера.

Так же на сайте «beprime.ru» говорится о том , что среди выбранных форм франчайзинга прямой франчайзинг соответствует самым низким рыночным тенденциям, а субфранчайзинг и мастер-франчайзинг остаются наиболее агрессивными методами завоевания рынка.

16 стр., 7863 слов

Франчайзинг как форма взаимодействия малого и крупного бизнеса

... франчайзер передает другой стороне - главному франчайзи - права (иногда исключительные) в пределах строго установленной территории на продажу франшиз третьим лицам - субфранчайзи. 1.3 Сущность франчайзинга Франчайзинг - это система договорных отношений между материнской компанией ... и зарегистрированным в Патентном ведомстве России (Роспатенте) в июне 1996 года, стал договор между компанией «Колгейт- ...

По типу бизнеса предприятия принято выделять следующие виды франшиз: товарная, производственная, франчайзинговая услуга или услуга, коммерческая деятельность.

  1. Франчайзинг товаров означает передачу прав на продажу и последующее обслуживание товаров, произведенных франчайзером. Как правило, товар имеет определенную маркировку, позволяющую идентифицировать компанию-эмитент.
  2. Франшиза на производство предполагает передачу технологий для производства определенного вида продукции. Сырье также предоставляется франчайзером.
  3. Сервисный франчайзинг характеризуется высоким уровнем сервиса, когда предоставляемый бренд создает имидж сочетания высокого качества и скорости оказания услуг.
  4. Большой интерес представляет коммерческий формат франшизы, поскольку франчайзер передает право на использование бренда и технологий, используемых для ведения бизнеса. В этом случае к компании присоединяется аффилиат и деятельность ведется по единой методике.