Изучение темы, касающейся проблем повышения конкурентоспособности экономики страны, обусловлено крайней актуальностью для всех стран мировой экономики проблемы повышения конкурентоспособности, как самих экономических субъектов, так и создаваемых ими объектов (товаров или услуг).
Эта проблема приобретает особую актуальность в условиях современной российской экономики, когда изменчивость и динамика факторов внешней среды достигают наивысшего уровня относительно периодов стабильного состояния экономической системы. Формирование потенциальной способности хозяйствующих субъектов конкурировать и достигать эффективных результатов в этих условиях осложняется необходимостью постоянной адаптации к меняющимся условиям.
Цель исследования является разработка теоретических и методологических подходов к обоснованию эффективного финансово-экономического механизма обеспечения ускоренного развития наукоемких, высокотехнологичных отраслей экономики как основы модернизации российской промышленности, повышения ее конкурентоспособности с ориентацией на предопределенные внутренние источники долгосрочного роста.
Вышеуказанная цель работы дала формулировку и необходимость решения следующих задач:
- Изучение сущности научно-технического прогресса как фактора экономического роста применительно к таким экономическим категориям, как конкурентоспособность и другим экономическим категориям.
- Определить содержание противоречий в реализации категории конкурентоспособности, формы ее проявления и влияние на решение проблемы экономического роста
- Разъяснить значение научно-технического прогресса и инновационной деятельности для современных рыночных отношений
- Проанализировать опыт систем государственного регулирования инновационных процессов за рубежом
- Разработать критерии и индикаторы формирования эффективной инновационной конкурентоспособности
- Изучение факторов, способствующих формированию эффективной инновационной конкурентоспособности.
Объект исследования, Предмет изучения
Теоретические основы конкурентоспособности
Основные методы оценки конкурентоспособности предприятия
... -экономических показателей для оценки конкурентоспособности товара и выбор методики их оценки; — расчет интегрального показателя конкурентоспособности товара; ... соответствии с заказом. Для повышения эффективности управления конкурентоспособностью целесообразно проведение научно-практических ... потребности. Качество определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и требованиям стандартов, ...
Концепция конкурентоспособности
Конкуренция — наиболее эффективный метод взаимной координации отдельных действий субъектов рынка без централизованного вмешательства в их деятельность. Ф.А. Хайек утверждает, что одним из основных аргументов в пользу конкуренции является то, что она позволяет отказаться от сознательного социального контроля, предоставляя отдельным лицам решать, оправдывает ли потенциальная прибыльность фирмы неудобства и риски.
Это, однако, не означает, что на свободном рынке не должно быть вмешательства государства в конкурентный процесс. Для регулирования этих процессов создаются пакеты законодательных мер по предотвращению или прекращению недобросовестной конкуренции со стороны отдельных монополий или их объединений.
Конкуренция
Конкурентное преимущество
Конкурентоспособность
Системный подход
Система состоит из двух компонентов:
- Внешней среды, включающей вход, выход системы, связь с внешней средой и обратную связь;
- Внутренняя структура — это совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия контролирующего субъекта на объект, обработку входных данных в выходные и достижение целей системы.
Оценка уровня конкурентоспособности различных объектов: все показатели качества и интенсивности трудовых ресурсов сосредоточены в конкурентоспособности на всех этапах жизненного цикла объектов.
Конечная цель системы обеспечения конкурентоспособности страны — достижение высокого уровня благосостояния населения. В системе обеспечения конкурентоспособности особое внимание уделяется стратегическому маркетингу как началу всего, первой функции менеджмента.
Конкуренция является главной движущей силой товарной экономики, а сам товар становится инструментом конкуренции, ее очевидной причиной и неизбежным следствием. Успех в этой борьбе обеспечивают товары, которые принято называть конкурентоспособными.
Это должно быть целью работы экспортера, его главной заботой и стимулом. Конкурентоспособный продукт должен быть одновременно объектом особого внимания государства, центральным звеном внешнеэкономической стратегии, ее материальной основой и видимым критерием эффективности.
Концепция конкурентоспособности продукции
Конкурентоспособность продукции
Конкурентный продукт
Конкурентоспособный товар
В маркетинговой литературе принципы оценки конкурентоспособности товаров подробно описаны как качественно (например, с использованием матрицы А.С. Нильсена), так и количественно (единица, группа, интеграл).
Определение конкурентоспособности товара соответствует двум основным условиям:
Во-первых, речь идет об удовлетворении требований мировых рынков, т.е. способности разрабатывать, производить и распространять товары и услуги по ценам, которые были бы конкурентоспособны на мировых рынках. Стоимость производства и использование новейших технологий являются ключевыми факторами в этом отношении.
Анализ конкурентоспособности и качества продукции ОАО ‘Рубин’
... работе решались следующие задачи: подбор и анализ теоретических материалов; определена экономическая сущность качества и конкурентоспособности продукции; изучены показатели качества и конкурентоспособности; исследованы контроль и управление качеством продукции ... продукции, которая в процессе использования расходует свой ресурс (машина). Термин «потребление» относится к продукции, которая при ее ...
Когда внутренние производственные затраты высоки или растут, использование новых технологий, повышающих производительность основных производственных ресурсов, имеет решающее значение для поддержания или повышения конкурентоспособности продукции. При низкой стоимости отечественного производства использование технологий, повышающих производительность, еще больше повышает конкурентоспособность.
Вторая проблема заключается в том, насколько свободны и справедливы рыночные условия. Дискриминация иностранной продукции может исказить оценку конкурентоспособности. Если рыночные условия несправедливы, некоторые страны могут быть конкурентоспособными в данных условиях, потому что их внутренние рынки закрыты или отечественные фирмы получают крупные субсидии от правительства. Любая страна может «исказить» конкурентоспособность, вводя ограничения на импорт и протекционистские меры.
И наоборот, действительно конкурентоспособные страны могут быть неконкурентоспособными, потому что их отечественные фирмы, которые не получают субсидий и защищены протекционистскими мерами, вынуждены конкурировать с фирмами, субсидируемыми их правительствами. В торговом споре между Японией и США проблема «несправедливости» японской промышленности и ограничения доступа на японский рынок была важной темой 1970-х и 1980-х годов.
Концепция конкурентоспособности предприятий
Понятие «конкурентоспособность компании» намного сложнее и может трактоваться довольно неоднозначно.
Наиболее значимым в 1990-х годах стало исследование М. Портер, профессор Гарвардской школы бизнеса, разработавший собственную теорию конкурентных преимуществ.
М. Портер подробно анализирует различные подходы к объяснению причин конкурентоспособности отдельных компаний. В нем делается вывод о том, что конкурентные преимущества фирмы как на национальном, так и на международном рынках во многом зависят от факторов, которые сформировались в стране происхождения фирмы.
Принимая во внимание такие факторы, как наличие: рабочая сила, изобилие природных ресурсов, протекционистская политика государства по отношению к отечественным фирмам, различия в практике управления фирмами и т.д., М.Е. Портер приходит к выводу, что ни один из них, взятый в отдельности, не дает достаточно убедительного ответа на вопрос о том, что именно определяет успех или неудачу конкурирующей фирмы.
Отвечая на этот вопрос, он исходит из следующих основных принципов:
- Конкурентоспособность отражает эффективное использование ресурсов. Этот принцип применяется как на уровне отдельной фирмы, так и на уровне экономики в целом. Он предполагает, что для того, чтобы быть конкурентоспособными, фирмы всегда должны максимально полно и эффективно использовать имеющиеся в их распоряжении ресурсы, а также те, которые приобретены для будущего производства;
- Конкурентоспособность не является собственностью фирмы. Это означает, что конкурентоспособность фирмы может быть определена (оценена) только в рамках группы фирм, принадлежащих к одной и той же отрасли или производящих товары (услуги), которые являются заменителями. Конкурентоспособность можно определить только путем сравнения этих компаний как на национальном, так и на мировом уровне.
Следовательно, конкурентоспособность фирмы относительна: например, в пределах региональной группы отраслей фирма может считаться конкурентоспособной, но в некоторых частях мирового рынка или его сегментов это может быть не так.
Рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО «НЗКМ»
... ускорение научно-технического прогресса и повышение конкурентоспособности продукта ... основы оценки конкурентоспособности предприятия 1.1. Понятие конкурентоспособности предприятия Конкурентоспособность ... конкурентоспособности. Конкурентоспособность фирмы или фирмы - это способность успешно работать на определенном рынке в определенный период времени, производя и продавая конкурентоспособные товары ...
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что одной из основных задач при решении проблем конкурентоспособности компании является выявление различий в системе факторов, определяющих ее конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках.
Компании, которые в основном расположены в одной стране и более или менее находятся в одинаковых внешних условиях, конкурируют на внутреннем рынке. В то же время, как следует из теории систем и практического опыта, на выживание и процветание в долгосрочной перспективе могут рассчитывать только те субъекты хозяйствования, состояние и движение которых соответствует состоянию и движению общей системы — национальной экономики страны.
Это обстоятельство определяет тот факт, что основным источником конкурентоспособности компании является ее стратегический потенциал, точнее способность компании соотносить свои цели и потенциал с возможностями и природными условиями, характерными для страны.
В этом главная особенность и отличие международного конкурса от национального. На мировом рынке, а также на внутреннем рынке конкурируют компании, а не страны с различным стратегическим потенциалом, которые, как и на внутреннем рынке, определяют степень конкурентоспособности компании. Однако, как упоминалось ранее, условия в стране происхождения имеют решающее значение для формирования этих возможностей, и компания пытается адаптировать свои возможности к этим условиям.
Однако это не обязательно означает, что условия в стране полностью или даже полностью соответствуют требованиям и условиям глобального рынка, что имеет решающее значение для способности страны успешно конкурировать на этом рынке.
Теоретические исследования экономической сущности научно-технического развития
Определение научно-технического развития
Наиболее распространенным является определение научно-технического прогресса как исторически обусловленного процесса совершенствования средств и объектов труда, технических методов и форм организации труда и производства, основанного на широком использовании научных достижений, процессе накопления знаний, прогрессивном количественном и качественном развитии производительных сил.
Совершенствование маркетинговой стратегии организации (на примере ...
... дипломной работы является совершенствование стратегии маркетинга предприятия (на примере ОАО «Прогресс»). Для осуществления поставленной цели решаются следующие задачи: 1. изучение теоретических аспектов выработки маркетинговой стратегии; ... последние годы, в связи с развитием рыночных отношений в нашей ... сознательного управления изменениями на основе научно-обоснованной процедуры их предвидения, ...
Однако в понимании научно-технического прогресса все еще существуют некоторые различия: от философской интерпретации процесса материализации научных знаний и обобщенного практического опыта в средствах производства и методах организации и управления, до конструктивного описания влияния научно-технического прогресса на экономику через вклад интенсивных факторов в увеличение национального дохода.
Определения научно-технического прогресса можно разделить на две группы:
- Некоторые авторы понимают научно-технический прогресс как процесс улучшения вещей или материальных процессов. Это отождествляет STP с техническим прогрессом и сужает содержание категории.
- Другие, считая научно-технический прогресс средством решения проблемы дальнейшего значительного повышения эффективности общественного производства, подменяют понятие научно-технического прогресса его результатами.
СТП включает в себя научный прогресс (прогресс в науке) — приобретение новых знаний о закономерностях развития природы, общества, самой человеческой мысли — и технический прогресс (прогресс в технологии) — и применение новых видов оборудования и технологий. Научно-технический прогресс начинается с того момента, когда в производстве впервые возникают практические проблемы, которые можно решить только научно.
«СТП» — как прогрессивное развитие науки и техники, один из основных источников экономического роста. Вместе с технологиями наука становится практической силой, а ПВТ — главным ресурсом экономического развития».
У экономистов нет единого подхода к разграничению научно-технических достижений как самостоятельного фактора производства, т.е. как ресурса для производства продукции. Достижения в области НТИ можно рассматривать как самостоятельный ресурс, используемый в сочетании с другими факторами производства — трудом, землей (природными ресурсами) и капиталом — для создания товаров. В то же время внедрение новых технологий можно рассматривать как способ повышения эффективности использования факторов производства.
Поэтому научно-технический прогресс включает не только две составляющие — развитие науки и технологий, но и означает их эффективное применение в производстве. Но даже такой подход, конечно, не является исчерпывающим. важно отметить, что научно-технический прогресс включает не только технологии и производство, но и производительные силы в целом. Человек — главная движущая сила научно-технического прогресса.
Анализ характера научно-технического прогресса
Экономическая наука уделяет достаточно внимания изучению технологических изменений, опубликовано много работ по изучению различных инновационных процессов и изменений экономических условий, происходящих под влиянием научно-технического прогресса (далее — НТП).
Изменения технологических процессов приводят к возникновению множества экономических проблем, решение которых невозможно без анализа сущности категории научно-технического прогресса, как непрерывного процесса открытия новых знаний и их применения в общественном производстве.
КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА – ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССА
... технический прогресс; предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на ... Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночной экономики, вид отношений между производителями, ... разными продавцами. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена. Политика в ... рекламу как средство в конкурентной борьбе для улучшения своего положения на ...
Особенностью текущего периода является ориентация на ускорение экономического развития страны. В его основе должно лежать кардинальное ускорение научно-технического прогресса. На основе ускорения научно-технического прогресса становится возможным сделать шаг к достижению социально значимых целей общества.
Этот вывод основан на одном из методологических принципов экономической науки, согласно которому существует неразрывная связь между научно-техническим и социальным прогрессом общества, что делает невозможным рассмотрение социального прогресса вне рамок научно-технического и экономического развития. Но изменение социальных условий жизни — это не только следствие научно-технического прогресса. Взаимоотношения здесь более сложные.
Таким образом, «Капитал» К. Маркс исследует законы и экономические категории в отношении технического прогресса, который представлен вместе с социально-экономическими условиями и результатами, анализирует решающую роль производительных сил и обратное влияние на них производственных отношений.
Маркс посвятил часть первого тома «Капитала» изучению развития технической базы производства, содержания и последствий промышленной революции, показывая роль науки как революционного элемента на примере машинного производства. Развитие этой науки, в частности естествознания, а вместе с ним и всех других наук, в свою очередь, согласуется с развитием материального производства.
Согласно Марксу, технический прогресс — это процесс качественного изменения производительных сил, в том числе средств и предметов труда, и трудовой деятельности человека. Маркс дал научный образ технической системы и производства как формы общества, главный принцип которой обеспечит полное и свободное развитие каждого человека.
Описывая материально-техническую базу будущего общества, он утверждал, что необходимо максимальное сокращение затрат на рабочую силу, вывод непосредственного производителя из систем прямых и основных производственных агентов, чтобы он стал их контролером и регулятором.
Маркс говорит, что .. не труд, а присвоение всеобщей производительности труда является главной основой производства. Это социальная сущность научно-технического прогресса. Как показывает исторический опыт человечества, реализация таких возможностей в реальности зависит от характера социальной системы, уровня системы управления дальнейшим развитием научно-технического прогресса. В данном случае под менеджментом понимается воздействие на научно-технический прогресс с целью его развития в определенном направлении.
Развитие науки, национальной системы и технологий как основы конкурентоспособности России
Основные этапы развития маркетинга за рубежом
... История развития маркетинга Во-первых, следует отметить, что история маркетинга восходит к самым ранним деловым отношениям. Это было тогда, когда появились рынок и ... могут быть разработаны и внедрены некоторые новые технологии, осуществляется поставка материалов и техники, анализируются позиции ... начали формироваться цены и появились первые элементы науки будущего. В Древней Греции и Риме были ...
Национальная инновационная система России
Переход государственной экономики к инновационному типу развития невозможен без формирования конкурентоспособной в мировом масштабе национальной инновационной системы, представляющей собой совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занимающихся производством и/или коммерциализацией знаний и технологий, а также совокупность институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, деловых и некоммерческих организаций и структур во всех сферах экономики и общественной жизни.
Для создания эффективной национальной инновационной системы необходимо:
- Повышение спроса на инновации со стороны большинства отраслей экономики, поскольку в настоящее время инновационная деятельность сосредоточена в нескольких отраслях, а технологическое обновление производства базируется в основном на импортных технологиях, а не на российских разработках;
- Повышение эффективности сектора производства знаний (фундаментальная и прикладная наука) в связи с постепенной утратой заложенных в предыдущие годы основ, старением кадров, снижением уровня научных исследований, слабой интеграцией в мировой рынок науки и мировых инноваций, отсутствием ориентации на потребности экономики;
- Фрагментированная инновационная инфраструктура, так как многие ее элементы созданы, но не поддерживают весь процесс генерации, коммерциализации и внедрения инноваций.
Целью создания национальной системы поддержки инновационного и технологического развития является масштабное технологическое обновление производства на основе передовых научно-технических разработок, формирование конкурентоспособного национального сектора научных исследований и разработок, обеспечивающего переход экономики к инновационному способу развития, формирование модели инновационного поведения у населения и предприятий, поддержка процессов создания и распространения инноваций во всех отраслях экономики. Это обеспечит России лидерство в научно-технической сфере в мире в областях, определяющих ее конкурентные преимущества и национальную безопасность.
Необходимо создать условия для формирования инновационной бизнес-модели, характеризующейся постоянным увеличением инвестиций в инновации, обновлением продукции и технологий, завоеванием новых рынков сбыта. Государство сосредоточится на создании потенциала для будущего развития путем внедрения инноваций в систему образования, модернизации научно-исследовательского сектора, компенсации «рыночных сбоев», оказания адресной поддержки отдельным направлениям технологического развития, определенным в качестве приоритетных, и создания системы стимулов для повышения инновационной активности.
Бизнес и государство совместно определяют порядок и направления взаимодействия в перспективных направлениях научных исследований и технологических разработок, оценивают качество сформировавшихся институтов стимулирования инновационного развития и элементов инновационной инфраструктуры.
Пути инновационного развития
Продвижение бренда инновационного продукта компании Ascona. Часть
... в области управления коммуникациями, маркетингом и брендом инновационных продуктов проектных компаний РОСНАНО». Модуль 1 Современные маркетинговые технологии продвижения инновационных продуктов Модуль 2 BRAND DESIGN & ... его во взаимодействии внутри отрасли, чтобы поддерживать репутацию вашей компании как источника инноваций. Используйте это внутри компании, чтобы мотивировать сотрудников и ...
Для достижения этих целевых показателей инновационной деятельности основными направлениями поддержки являются предложение, спрос и предложение инноваций, а также их институциональная инфраструктура.
Поддержка инновационных фирм и расширение спроса на инновации в экономике включает в себя:
- Развитие конкурентной среды, особенно среды для технологической конкуренции и конкуренции в инновациях;
- Поощрение инвестиций в техническое перевооружение, научные исследования и разработки, коммерциализацию их результатов и капитализацию интеллектуальной собственности с помощью бюджетных, налоговых и других стимулирующих инструментов.
Создание условий для эффективной рыночной оценки накопленной и созданной интеллектуальной собственности и использование ее для повышения капитализации предприятий, упрощение оборачиваемости нематериальных активов, включение в хозяйственную деятельность объектов интеллектуальной собственности, созданных за счет бюджетных средств
Содействие созданию и развитию малых и средних инновационных предприятий, в том числе путем снижения административных барьеров на пути создания и развития инновационных предприятий и создания условий для передачи части государственных заказов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ малым и средним инновационным предприятиям
Создание благоприятных условий для развития новых высокотехнологичных отраслей, в том числе путем совершенствования регулирования соответствующих рынков продукции (услуг), оптимизации существующих инструментов поддержки инноваций с учетом специфики перспективных отраслей промышленности
Формирование дополнительных стимулов для инновационного развития в государственном секторе экономики, а также в сфере естественных монополий путем усиления инновационной направленности системы закупок для государственных нужд, введения требований к разработке и принятию программ инновационного развития со стороны естественных монополий и крупных государственных предприятий, формирования и реализации технологических «дорожных карт», определения требований к переходу естественных монополий, крупных государственных предприятий к
Развитие фундаментальной науки, повышение эффективности сектора научных исследований и опытно-конструкторских разработок подразумевает :
- Повышение конкурентоспособности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, эффективности и результативности государственных расходов на их продвижение и развитие;
- Определение и уточнение приоритетных направлений научных исследований и разработок на основе долгосрочных прогнозов развития науки и техники;
- Внедрение Института независимой оценки деятельности научно-исследовательских учреждений государственного сектора в соответствии с международной практикой;
Постепенно увеличивать долю конкурсного финансирования научных исследований, расширять роль государственного научно-технического финансирования в финансировании фундаментальных исследований, выделять основную часть бюджета на финансирование фундаментальных исследований на конкурсной основе к 2010 году.
Роль маркетинга в экономическом развитии страны
... производства и, в меньшей степени, на маркетинг. Слово «маркетинг» не ново для деловой и экономической литературы, но его значение претерпело фундаментальные изменения за последние 20 лет. Известно более 2000 различных определений маркетинга: наука ...
Расширить состав инструментов финансирования науки государственного сектора, включая фундаментальную науку, продолжить разработку инструментов финансирования научных исследований и разработок, обеспечить рациональное распределение рисков между правительством, наукой и промышленностью, увеличить финансирование из внебюджетных источников.
Поддержка на конкурсной основе среднесрочных комплексных программ развития ведущих научных и научно-образовательных организаций.
Формирование и реализация пакета мер по развитию частного сектора науки.
Развитие материально-технической базы науки, в том числе создание сети центров сотрудничества.
Создание 5-7 национальных исследовательских центров и поддержка формирования 20-30 научно-исследовательских университетов для достижения научно-технических прорывов в одном или нескольких приоритетных направлениях науки, техники и инжиниринга в Российской Федерации и (или) реализации стратегических программ (проектов) национального значения; совершенствование системы государственных научных центров, направленных на повышение эффективности и конкурентоспособности российских разработок, в том числе поддержка обновления материальной базы.
Поддержка внутренней (предпринимательской) науки, в том числе путем расширения ее доступа к уникальному научному оборудованию в рамках поддерживаемой государством инновационной инфраструктуры (в частности, центров коллективного пользования), а также поддержка распространения среди предприятий лучших достижений в организации внутрихозяйственных инновационных систем.
Государственная поддержка развития инжиниринговой и проектной деятельности, в том числе путем поддержки проектов по созданию инжиниринговых, проектных и сертификационных центров, а также поддержка компаний в проведении технологических аудитов.
Модернизация кадровой политики в сфере НИОКР России, в том числе путем создания механизмов привлечения молодых специалистов к научной и инновационной деятельности (планирование карьеры, введение системы индивидуальных стипендий молодым ученым и их стимулирование, предоставление государственных ипотечных кредитов молодым специалистам в области науки, техники, проектирования и других высокотехнологичных видов деятельности, а также предоставление стипендий, займов, а также финансирование рисков для реализации собственной.
Реформирование системы вознаграждения в области науки и образования, ставящей вознаграждение в зависимость от результатов и качества работы, и внедрение новых форм финансирования фундаментальных исследований (финансирование проектов, стипендии и т.д.).
Повышение качества управления в научных организациях для реализации инновационных проектов и обеспечения эффективного взаимодействия с отраслью;
- Содействовать расширению и ускорению использования результатов российских исследований и разработок в экономике, в том числе путем разработки инструментов для передачи результатов исследований и разработок между гражданским и военным секторами.
Развитие инновационной инфраструктуры подразумевает:
- Коренное повышение эффективности существующей инновационной инфраструктуры (в частности, особых экономических зон, центров трансфера технологий, инкубаторов и технопарков и т.д.);
- Развитие инфраструктуры финансовых инноваций, создание системы поддержки инноваций на базе институтов развития (государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», открытое акционерное общество «Российская венчурная компания», государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий» и др.);
- Создание фондов прямых инвестиций с участием государства для повышения капитализации высокотехнологичных компаний, развития венчурного финансирования, создания государственных или частно-государственных фондов для финансирования отдельных этапов развития инновационного бизнеса;
- Ускоренное развитие технического регулирования как основного инструмента стимулирования инновационного развития путем модернизации устаревших регламентов и стандартов, выступающих в качестве барьеров на пути расширения инновационной деятельности предприятий, последовательного и долгосрочного предсказуемого ужесточения требований к эффективному использованию предприятиями природных ресурсов, безопасности продукции (услуг) для экологии и здоровья населения, снижения энергоемкости и материалоемкости, определения системы соответствующих стимулов;
- Принятие технических регламентов, стандартов и правил для облегчения и ускорения создания высокотехнологичных совместных предприятий и передачи их на внешний подряд;
- Упрощение и ускорение процедур сертификации, в том числе на основе международных стандартов качества.
Разработка инструментов стимулирования взаимодействия науки, образовательных организаций и бизнеса в инновационной сфере, в том числе путем формирования технологических платформ для обеспечения взаимодействия бизнеса и науки в определении и развитии перспективных направлений технологического развития, разработка механизма софинансирования расходов бизнеса на НИОКР за счет использования системы грантов, софинансирование реализации сетевых инновационных проектов, поддержка долгосрочных инновационных проектов.
Поддержка (в том числе финансовая, административная и инфраструктурная) создания высокотехнологичных кластеров, продвижения продуктов этих кластеров на внутренний и глобальный рынки.
Требуется эффективная интеграция в глобальную инновационную систему:
- Содействие вступлению российских компаний в бизнес-альянсы, направленные на создание технологий и продукции с высокой конкурентоспособностью, при условии передачи соответствующих технологий и прав на них российским участникам таких альянсов;
- Снять ограничения на доступ российских компаний к современным зарубежным технологиям;
- Поддержка, в том числе путем создания фондов с государственным участием, для увеличения размеров, повышения капитализации национальных высокотехнологичных компаний, стимулирования их консолидации;
- Обеспечение участия России в глобальных технологических проектах, международных программах и научных сетях для интеграции в мировое научно-техническое пространство;
- Разработка и реализация на основе долгосрочных технологических прогнозов крупномасштабных проектов по развитию отдельных технологий;
- Интеграция российского сектора НИОКР в мировую инновационную систему, развитие международного сотрудничества, обеспечение доступа российских ученых к научно-исследовательской базе ведущих зарубежных научных центров;
- Принятие и реализация программы поддержки экспорта высокотехнологичной продукции, услуг и технологий.
Формирование механизма поддержки создания и капитализации российских высокотехнологичных брендов, компенсация затрат на зарубежное патентование и защиту прав интеллектуальной собственности за рубежом, повышенное внимание к этому направлению внешнеэкономической деятельности со стороны посольств и торговых представительств Российской Федерации, а также в рамках межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству.
Поддержка приобретения зарубежных активов — технологических доноров и центров подготовки персонала, в том числе инжиниринговых и проектных фирм.
Разработка и поддержка программ академического обмена и стажировок российских студентов и преподавателей за рубежом и иностранных студентов и преподавателей в России; поддержка привлечения ученых мирового уровня для преподавания в России.
Участие российских ученых, уехавших за рубеж, в развитии российской науки и техники, в том числе посредством их участия на платной основе в российских исследовательских проектах и преподавательской деятельности.
Проекты по развитию научно-технического потенциала России
Приоритетные области прикладных и фундаментальных наук, технологии и инженерного дела должны регулярно определяться и уточняться на основе долгосрочных прогнозов технологического развития. Такие приоритеты должны быть связаны с задачами реализации конкурентных позиций российской экономики и требований национальной безопасности, что позволит сформировать технологический имидж российской экономики, который определит ее конкурентные преимущества перед ведущими государствами — США, Китаем и ведущими европейскими государствами.
Приоритеты реализуются как путем приоритетной поддержки фундаментальных и прикладных исследований в соответствующих областях, так и в рамках двух типов стратегических инновационных проектов.
Первая группа таких проектов направлена на опережающее развитие научно-технического потенциала для обеспечения глобальной конкурентоспособности России в ключевых технологических областях.
На период до 2020 года наибольшее влияние на уровень конкурентоспособности экономики и национальной безопасности будет оказывать прогресс в области информационно-коммуникационных технологий, нанотехнологий, новых материалов и живых систем. Основной эффект будет достигнут на стыке этих технологий в междисциплинарных областях.
Вторая группа инновационных проектов ориентирована на технологическое перевооружение приоритетных отраслей экономики и развитие конкретных прорывных технологий.
Приоритетными направлениями технологического развития, отраженными в перечне критических технологий и поддержанными существующими федеральными целевыми программами, являются :
- Развитие водородной энергетики и производство новых видов моторного топлива;
- Разработка нового поколения ядерных реакторов и топливных сборок и строительство атомных электростанций с повышенной безопасностью;
- Разработка новых конкурентоспособных электростанций (турбины, генераторы и т.д.) и эффективных систем передачи постоянного тока на большие расстояния;
- Разработка специального оборудования, пригодного для использования в Арктике и в экстремальных условиях;
- Создание новых поколений авиационной техники и энергосберегающих двигателей (в том числе газотурбинных), а также ракетно-космической техники;
- Разработка новых технологий обработки металлов;
- Развитие оптоэлектроники, микромеханики и новых компьютерных архитектур;
- Разработка программного обеспечения и инжиниринговые услуги.
Для формирования новой культуры инноваций в обществе и повышения статуса инноватора необходимо:
- Поддерживать распространение лучших инноваций, в том числе в управленческой и социальной областях;
- Активизировать содействие повышению роли инноваций в развитии экономики и общества;
- Формирование системы популяризации науки, инноваций, инновационной деятельности, в том числе посредством публичной рекламы, участия в пропаганде лидеров общественного мнения, распространения историй успеха, проведения конкурсов между компаниями, учеными и научными коллективами и других мероприятий;
- Формирование специализированных учебных курсов по инновациям в вузах на кафедрах, не связанных с высокими технологиями, в целях популяризации инновационной деятельности.
Отдельной задачей инновационной политики должно стать приоритизация развития технологических областей, имеющих решающее значение для национальной безопасности и оборонного потенциала.
Для этого потребуется:
- Назначение технологий, наиболее критичных для обеспечения национальной безопасности и обороноспособности, в отдельном разделе долгосрочного научно-технического прогноза для организации мониторинга и прогнозирования ситуации (внутри страны и за рубежом) в этих областях;
- Обновление перечня критически важных технологий, разработка которых финансируется правительством в приоритетном порядке, с целью выявления технологий, имеющих важное значение для национальной безопасности, и обеспечения их финансирования в приоритетном порядке;
- Организация эффективной совместной работы научного сектора, государственных органов и бизнеса по проведению научных исследований, опытно-конструкторских работ и внедрению соответствующих технологий в производство;
- Усиление поддержки российских компаний, работающих в ключевых областях технологического развития для обеспечения национальной безопасности, включая использование для этих целей системы государственных закупок.
Сопровождение приобретения технологий российскими компаниями, работающими в критически важных областях национальной безопасности (в том числе посредством институциональной и политической поддержки приобретения зарубежных технологических компаний).
Использование потенциала институтов развития для ускорения процессов консолидации в высокотехнологичных секторах экономики с целью создания технологических лидеров мирового уровня.
Заключение
Вся система национального законодательства в части регулирования экономических отношений в Российской Федерации и экономических отношений страны с внешним миром должна быть направлена на обеспечение поставленной задачи и содействие использованию огромного интеграционного потенциала, которым обладает категория «конкурентоспособность национальной экономики». Он может дать ожидаемый эффект только в том случае, если будет поставлена общенациональная задача, объединяющая практически все позитивные силы общества для ее решения.
В создавшихся условиях назрела необходимость создания гармоничной системы инструментов государственного регулирования инновационной деятельности в области ускорения НТП.
Несомненно, задача достижения баланса между составляющими инновационного процесса — наукой, государством, экономикой — приобрела неоспоримую актуальность. Государство может и должно быть заказчиком исследований и разработок, источником ресурсов в рамках своих реальных экономических возможностей.
Учитывая слабое внутреннее стимулирование инноваций, которое остается специфической чертой и одной из основных характеристик нашей экономической жизни на ее микроуровне, мы должны еще какое-то время поддерживать повышенный уровень регулирующего влияния государства и, конечно же, всячески укреплять и развивать соответствующие межгосударственные отношения.
Безусловно, конкретные научные разработки и программы таких регуляторных вмешательств со стороны государственных органов и их организационных структур — это вопрос не только настоящего, но и еще большего будущего. Уже сейчас можно возлагать определенные надежды на решение о создании международного научно-технического совета в качестве единого координирующего органа.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://marketing.econlib.ru/kursovaya/po-teme-konkurentosposobnost/
- Азоев Г.А. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. Г.А. Азоев — М.: Центр бизнеса и маркетинга. 2008- с. 215.
- Виноградов В.В. Экономика России [текст] / В.В. Виноградов — М.: 2010-С. 204.
- Глаголев, В.Ф., Гудожник, Г.С., Козиков, И.А., Современная научно-техническая революция. Текст] / В.Ф., Глаголев, Г.С., Гудожник, И.А. Козиков, М.: Новое знамя, 2009-р.302.
- Андрианов В.Д. Социально-экономические модели в современном мире и путь России [текст] / В.Д. Андрианов-М.: . 2008-с.125.
- Боброва В.В., Кальвина Ю.И., Мировая экономика. [Текст] / В.В. Боброва, Ю.И. Кальвина — Оренбург: 2004 с.115.
- Гатовский Л.М. [Текст] / Л.М. Гатовский — М.: Экономические проблемы научно-технического прогресса. 2012- с.210.
- Дынкин, А.А., Куренков, Ю.В., Адно, Ю.Л. и др., Конкурентоспособность России в мировой экономике. А.А. Дынкин, Ю.В. Куренков, Ю.Л. Адно и др. — Москва, 2011. 420.
- Международный конкурс «Портер М.». Конкурентные преимущества стран. Портер М. — МО: 2008-с 365.
- Рубин Ю.Б., Шустов В.В. Конкуренция: реалии и перспективы. Рубин Ю.Б., Шустов В.В. / М.: Знание, 2012 с. 250.
- Селезнев Л.З. Научные основы конкурентоспособности. Л.З. Селезнев-Москва: ЭКСПО, 2011-s.264.
- Твисс, Б., Управление научно-техническими инновациями. Б. Твисс. М.: Экономика. — 2008. — с.410
- Философова Т.Г., Быков В.А. Конкуренция и конкурентоспособность. Текст] / Философова Т.Г., Быков В.А. — М.: ЮНИТИ, 2011 — с.292.
- Булатова А.С. Экономика. Учебник [учебник] / А.С. Булатова-Москва: Юрист, 2012. — с. 215.
- Юдаева Н.Л. Экономика предприятия [текст] / Н.Л. Юдаева — М.: Финансы и статистика, 2012 г. — с.329.
- Андрианов В.Д., Россия в мировой экономике: сравнительная конкурентоспособность [текст] / В.Д. Адрианов // Международная жизнь. — 2008 — №8-9 — С.56-57.
- Бжилянская Л.А. Инновационная деятельность: направления развития и меры государственного регулирования // Бжилянская Л.А. // Экономист — 2011 — №3 — с. 12.
- Гвишьяни, доктор медицины, научно-техническая революция и социальный прогресс. [Текст] / Д.М. Гвишиани // Проблемы философии. — 2008 — №4 — с.32-36.
- Захарченко В.И. Конкурентоспособность национальной экономики [Текст] / В.И. Захарченко // Машиностроитель. — 2012. — №4 — с.14-18.
- Леонтьев, В.Ф. Роль инновационных технологий в обеспечении качества и конкурентоспособности продукции. В.Ф. Леонтьев // Проблемы прогнозирования. 2011- №. 6- с.17.
- Соколова Л.В. Прогнозы и условия технологического развития российской экономики / Л.В. Соколова // Проблемы прогнозирования — 2009- №4- с. 15.
- Фатхутдинов Р.А. Проблемы оценки и повышения конкурентоспособности России / Р.А. Фатхутдинов // Стандарты и качество. — 2010. — №7. — с.16.
- Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность — цель реформирования российской экономики / Р.А. Фатхутдинов // Российская наука и промышленность. — 2010. — №3 (47).
— с. 39-46.
- Чертко Н.Т. Инвестиции — важнейший фактор национальной конкурентоспособности // Вопросы статистики. 2008. -№ 7.- с.50-57.
- Чопотов, Б.О.. Современные теории конкурентных преимуществ и лидерства в отрасли. [Текст] / Б.О. Шопотов // Проблемы теории и практики управления. 2012- № 3- с.50-55.
- Щербаков В. Управленческие решения и экономический рост / V. Щербаков // Проблемы теории и практики управления — 2011, — №5-р.14-19.