Политический маркетинг — маркетинг, используемый по отношению к целям и задачам политической борьбы. Политический маркетинг описывает действия, предпринимаемые для создания, поддержания или изменения отношения общества к определенным политикам, партиям или движениям. Политический маркетинг активно используется политическими партиями во время избирательных кампаний.
Политический маркетинг в современной России появился в конце 80-х — начале 90-х годов ХХ века, что было связано с началом рыночных реформ, глубокими политическими и властными преобразованиями, установлением демократических выборов. Одновременно шло интенсивное формирование политического рынка, свидетельством чему явилось появление большого числа субъектов рынка в лице политических партий, общественно-политических движений, избирательных объединений и их лидеров, а также независимых кандидатов в представительные органы власти всех уровней, которые в ходе практически ежегодно проводившихся выборов состязались между собой в острой конкурентной борьбе. Так, например, в избирательной кампании в Государственную Думу РФ в 1993 году участвовало 13 избирательных объединений, в 1995 году – 43, в 1999 году – 26 и в 2003 году – 23. В избирательных кампаниях по выборам Президента России в 1996 году участвовали 10 кандидатов, в 2000 г. – 11, а в 2004 г. – 6 кандидатов.
Высокая интенсивность и конкурентность избирательного процесса начала-середины 90‑х годов двадцатого столетия сразу же закономерно актуализировали проблематику маркетингового подхода к организации и проведению избирательных кампаний, с теорией и практикой которого в России тогда еще не были знакомы. Поэтому изначально зарубежный опыт в значительной степени заимствовался без его значительной адаптации к российским условиям, как национальным, так и региональным.
Достаточно широко проявив себя в 1995 году на выборах в Государственную Думу РФ, политический маркетинг доказал свои технологические преимущества и привлек большое внимание не только профессионалов, но и ученых. В то же время стало ясно, что невозможно повысить эффективность используемых маркетинговых технологий на российском политическом рынке без учета специфики этого рынка, в том числе регионального.
Спецификой складывающегося в стране политического маркетинга стало то, что он сразу же проявился и стал развиваться в дальнейшем как избирательный маркетинг в силу преобладания в политической жизни избирательных «гонок» и «марафонов» различных уровней над другими видами политических кампаний. Таким образом, политический маркетинг популярен в избирательной кампании и управлении государственной политикой.
Политическая реклама (2)
... России стала важным событием в истории политического плаката. Это буквально произвело взрыв в области политической рекламы, и в частности плаката. В первые годы Советской власти политическая реклама ... Брынцалова, даже если они проводили свои избирательные кампании менее эксцентрично. Такой подход к образу кандидата в политической рекламе продиктован двойственностью совести российского электората. В ...
1. Теоретические основы политического маркетинга
1.1 Определение политического маркетинга, его функции
В литературе есть много различных определений политического маркетинга. То общее, что в них подчеркивается, сводится к следующему: политический маркетинг – это широкий комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятного имиджа политических партий, политических лидеров, кандидатов в депутаты представительных органов власти и других властных структур в целях обеспечения их победы на выборах. В этом определении политического маркетинга главное обстоятельство, которое отличает его от маркетинга в экономической сфере, — это его ориентация на формирование политической власти.
Один из наиболее известных в данной области специалистов Д. Линдон предлагает следующее определение: «Политический маркетинг — это набор теорий и методов, которые могут использоваться политическими организациями и государственными органами для определения своих целей и программ и в то же время влиять на поведение граждан». Другими словами, политический маркетинг – определенная концепция практической политики и управления, снабженная набором технологически отточенных знаний и умений в сфере изучения общественных потребностей, предложения отвечающих этим потребностям политических и управленческих решений, реализации принятого курса вплоть до получения желаемого результата.
Очевидно, столь высокое предназначение обусловило тот факт, что, зародившись сравнительно недавно (США, 30-е годы), политический маркетинг получил широкое распространение практически во всех зарубежных странах с демократическим политическим режимом. В Соединенных Штатах Америки и других странах существует множество компаний по разработке стратегии и тактики кампании. Практически все политические партии, большинство кандидатов на выборные должности пользуются маркетинговыми услугами.
Политический маркетинг, как и любой другой, направлен на создание и расширение спроса на свою конкретную продукцию. В обмен на эти товары политические партии (и кандидаты) хотят получить поддержку населения в первую очередь на выборах, а также в проводимых референдумах, различных политических кампаниях, привлечь новых членов в свои ряды с целью усилить свое влияние в обществе.
Понятие «политический маркетинг» используется и в более широком смысле. В этом случае имеется в виду исследование вопросов взаимодействия политических кампаний, роли средств массовой информации в избирательном процессе, проблемы создания имиджа политических лидеров и т.п.
Маркетинговые функции — это отдельные виды, направления маркетинговой деятельности, обособленные из-за его специализации.
Можно выделить следующие важнейшие функции маркетинга:
- анализ рынка, изучение его состояния и динамики;
- исследование поведения потребителей и поставщиков продукции;
- анализ деятельности конкурентов и посредников;
- сегментирование рынка, выделение целевых сегментов и покупателей;
- прогнозирование конъюнктуры рынка;
- разработка предложения о выпуске новых товаров и проектировании их коммерческих характеристик;
- управление ассортиментом выпускаемой продукции;
- формирование марочной политики;
- повышение конкурентоспособности товаров;
- формирование стратегии и тактики изменения цен;
- расчет скидок и надбавок к ценам;
- калькуляция затрат на маркетинг;
- построение каналов распределения продукции и организация товародвижения;
- управление оптовыми и розничными продажами;
- планирование товарооборота;
- реклама, персональные (личные) продажи, краткосрочное стимулирование продаж, связи с общественностью;
- планирование маркетинговой деятельности;
- маркетинговый контроль.
Функции политического маркетинга:
Маркетинг в управлении персоналом
... сотрудники самой организации, внешний рынок труда, а также открытость системы управления как главный фактор формирования имиджа организации-работодателя. Базовые методы маркетинга в управлении персоналом В управлении персоналом маркетинг имеет свою специфику. Он ...
- Коммуникативная (общение с избирателями, с помощью встреч и рекламных кампаний).
- Сбытовая (формирование имиджа кандидата, его продвижение и PR).
- Аналитическая (изучение и анализ политического рынка).
- Координирующая (взаимодействие между кандидатами и избирателями в процессе продвижения и создания «товара». В качестве «товара» выступает кандидат, а избиратель – «потребитель»).
1.2 Концепция и технология политического маркетинга
В 1950-х гг. маркетинг, понимаемый как разветвленная, научно организованная система взаимосвязи производства и рынка, в центре которой стоит потребитель и логика новых отношений, связавших предприятие и рынок, была предельно ясно осмыслена мэтром классического маркетинга Филиппом Котлером.
Эффективность маркетинга привлекла внимание политической науки. В середине 1960-х гг. американские исследователи Р. Глик и Д. Nimmo одним из первых обратился к маркетинговой терминологии, еще не полностью осознавая ее потенциал в области политических исследований. Маркетологи не сразу осознали универсальность своего набора инструментов. Революционный прорыв совершил сам Ф. Котлер, выведя маркетинговые концепции и технологии на орбиту масштабных социальных исследований и показав их значимость для функционирования некоммерческих (в том числе политических, государственных) структур, проведения массовых кампаний .
Формирование политического маркетинга как комплексной технологии управления демократическим обществом, пришлось на 1970-е гг. Основными идеологами нового направления были профессионалы в области маркетинга и политические стратеги страны развивающегося капитализма. Эскалация глобальных угроз, с которыми сталкивается как человечество в целом, так и отдельные политические сообщества, также способствовала привлекательности маркетинга как эффективной технологии управления. А поскольку маркетинг успешно заявил о себе именно как технология влияния на мнения и поведение людей, обеспечения экономической эффективности в неблагоприятных ситуациях, возникла вполне закономерная идея о применимости маркетинга для целей государственного и социального управления.
Поступая на службу государству, администрации, государственным учреждениям, маркетинг дает основу для выбора не только методов управления, но и его целей. Следовательно, сфера применения политического маркетинга — это не только избирательная кампания, но и все пространство взаимодействия государства и общества.
Политическая реклама в античности
... реклама в Античности была. Но что интересно, это была не просто реклама товаров, магазинов и питейных заведений, это была еще и политическая реклама. "Как так?" - спросите вы. Конечно, политическая пропаганда в ... и глупых. Однако не стоит думать, что на этом люди в древности ограничивались. Реклама появилась у них даже в произведениях искусства. И наоборот - некоторые произведения искусства вообще ...
Что конкретно способствовало продвижению маркетинга в сферу политики и государственного управления? Прежде всего, его изначальная нацеленность на анализ и прогноз состояния рынка, с которым – в широком смысле слова – связано существование каждой организации, каждого индивида. Умение изучать рынок с помощью новых информационных и исследовательских технологий, использовать полученные знания — основа рациональной политики, минимизирующей возможные риски, прагматично построенной и в то же время не близорукой. Точно так же маркетингу присуща способность влиять на потребителей, в основном с помощью средств массовой информации и ведущего в них телевидения.
Важнейшей для развития теории политического маркетинга стала идея Котлера о необходимости сегментации рынка: изучая рынок, то есть совокупность покупателей товара, нужно ориентироваться не на первого попавшегося потребителя, а только на того, кто может заинтересоваться товаром и в перспективе его купить. Котлер также подчеркнул, что ресурсы, доступные производителю, по определению ограничены, и поэтому необходимо ответственно думать о направлениях их использования для достижения как краткосрочных, так и долгосрочных целей с учетом возникающей конкуренции. Третий фундаментальный элемент подхода Котлера — важность аналитической работы, организации продаж, планирования и контроля эффективности всех видов деятельности.
Все сказанное выше может быть схематизировано следующим образом:
Рисунок1 – Развернутая схема функционирования политического маркетинга
Действия, предпринимаемые фирмой на уровне концептуализации продукта, его продажи в том месте, где находятся покупатели, побуждение последних к покупке средствами «промоушена», рекламы, определения цены товара, тесно увязаны с анализом рынка и приоритетных сегментов – «мишеней». именно эта многомерная деятельность называется комплексом маркетинга или оптимальным сочетанием различных компонентов производственной и коммерческой деятельности. «Маркетинговый микс интегрирует всю информацию, характеризующую рыночные силы (отношение и поведение потребителей, влияние конкуренции), и действия, которые могут быть предприняты (реклама, придание товарного вида, цена)», – писал профессор Гарвардского университета Нейл Борден, предложивший понятие маркетингового микса.
1.3 Основные инструменты (политическая реклама, имидж, PR)
Коммуникация — незаменимый и принципиально важный элемент политического маркетинга. Мировой и российский опыт учит, что успех на выборах придет к тем, кто не только сможет найти своего кандидата, определить стратегию кампании, но и найти общий язык, наладить контакт и понимание с избирателями. именно эта задача имеет место на этапе создания и реализации эффективных политических коммуникаций. Процесс перехода от стратегического планирования к коммуникации был описан в синтетической и выразительной форме Джо Наполитаном: «определите, что вы хотите сказать избирателям — решите, как вы это сделаете — откройте рот и скажите, что вы запланировали».
Место политической рекламы в политической деятельности
... информировать, знакомить общественность с политическим действием, кандидатом, партией, их мнениями, предложениями и преимущества. Мы можем также вести речь о коммуникативной функции политической рекламы, так как она ... приемы воздействия рекламы на общественное сознание Выяснить, как имидж влияет на предвыборную кампанию политика и какую роль в его формировании играет реклама Теоретическая база ...
Выбор каналов, средств коммуникации – задача серьезная и ответственная. Запад уже перестал тратить слишком много денег на дорогие и неэффективные брошюры, брошюры, листовки, плакаты. Все это легко срывается, уничтожается, топчется ногами на грязных тротуарах (следует оговориться, что в сельской местности к агитационной литературе относятся более уважительно – читают, передают соседям, берегут).
Самый эффективный канал коммуникации — это, конечно, телевидение и, прежде всего, динамичные программы: круглые столы, дискуссии, дебаты между конкурентами с участием опытных журналистов.
Самым очевидным аспектом думской и президентской кампании для избирателя является реклама, в первую очередь телевидение.
Политическая реклама представляет собой одну из сфер рекламной деятельности, наряду с экономической, социальной, юридической, конфессиональной, личностной рекламой, рекламой услуг, межличностных отношений и т.д. Цель любого рекламного сообщения – побудить людей к конкретному действию, с желаемым и программируемым результатом, причем временной интервал между посланием и ожидаемой реакцией на нее должен быть как можно меньше, т.е. действовать следует «как можно быстрее, как можно энергичнее».
Что касается политической рекламы, мы, безусловно, можем говорить о ее информативной функции, поскольку одна из задач, стоящих перед ней, — информировать, знакомить общественность с политическим действием, кандидатом, партией, их мнениями, предложениями и преимущества. Мы можем также вести речь о коммуникативной функции политической рекламы, так как она устанавливает контакт между носителями власти или претендентами на места во властных структурах и населением, осуществляет определенным образом направленную адресную связь между ними, используя предельно доступную для восприятия знаковую систему; она является своего рода проводником идей, ретранслятором образов, символов, мифов. Политическая реклама функционирует в условиях политической конкуренции, она выделяет собственный объект среди других (таким объектом может быть личность или партия, за которыми всегда стоит определенная система взглядов на социальные проблемы и способы их решения, на оптимальные пути устройства жизни в социуме), поэтому допустимо, на наш взгляд, говорить о социально-ориентирующей, идеологической функции политической рекламы.
Политическая реклама работает не только во время избирательных кампаний, но и в промежутках между ними. Он служит, например, для привлечения сторонников той или иной партии, набора новых членов, донесения идеи или принципов новой партии до масс, поощрения людей к участию в любых политических акциях.
Цель политической рекламы заключается в том, чтобы побудить людей к участию в каких-либо политических процессах, в частности, в делегировании тех или иных полномочий каким-то деятелям: иначе говоря, – побудить людей к тому или иному типу политического поведения, в том числе электорального.
Исходя из этого, политическую рекламу можно определить следующим образом: это форма политической коммуникации в условиях выбора, адресное воздействие на электоральные группы, имеющее целью преподнести «в крайне доступной, эмоциональной, лаконичной, оригинальной легко запоминающейся форме суть политической платформы определенных политических сил, настроить на их поддержку сформировать и внедрить в массовое сознание определенное представление об их характере, создать желаемую психологическую установку, предопределяющую направление чувств, симпатий а затем и действий человека».
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ БРЕНДИНГ В РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ
... новизна работы. Новизна данной дипломной работы заключается в новом взгляде на проблематику развития феномена брендинга регионов в России и ... связи с этим, растёт и актуальность брендинга территорий, политическое и рекламное сообщество всё больше 3 ... единую внутреннюю и внешнюю концепцию города, которая бы отвечала современным запросам различных целевых групп. На сегодняшний день, проблематика брендинга ...
Рекламные методы относятся к числу методов коммуникации, ориентированных на управление массовым поведением путем воздействия на сознание людей. Реклама, в том числе политическая, использует как рациональные, так и эмоциональные способы воздействия на аудиторию. Эмоционально поданная информация усваивается быстрее. Более того, собственные реакции людей часто бывают иррациональными, непоследовательными, основанными на эмоциях.
В то же время нельзя не учитывать рациональную составляющую поведения избирателей. Популярное утверждение, что для них главное — «не политика кандидата, а впечатление о нем как о личности», не всегда соответствует действительности. Таким образом, организаторы избирательной кампании 1992 г в США столкнулись с неожиданно высокой политической активностью электората. Оказалось, что причиной стало желание людей понять суть предложений кандидата; они проявили больший интерес к содержанию программ, чем к тому, что такое политик.
Таким образом, можно заключить, что при использовании тех или иных методов политической рекламы необходимо соблюдать эффективное равновесие, при выборе того или иного метода учитывать политическую ситуацию, состояние массового сознания в данный период времени, преобладание тех или иных механизмов восприятия в конкретной целевой группе.
Одно из центральных понятий политической рекламы — образ кандидата. Первоначально термин «имидж» использовался в коммерческой рекламе для обозначения схожих товаров. С развитием новых методов организации избирательных кампаний в начале 1960-х годов в Соединенных Штатах, эта концепция стала широко использоваться для дифференциации общественных лидеров.
Опираясь на ряд работ, посвященных имиджу, можно обозначить некоторые его характерные свойства и признаки:
- имидж упрощен по сравнению с объектом, публичным портретом которого он является;
- вместе с тем он подчеркивает специфичность и уникальность объекта;
- имидж можно рассматривать как разновидность свернутого сообщения: значительный объем информации, которую несет объект, через посредство имиджа сводится к ограниченному набору символов;
- имидж конкретен, но подвижен, изменчив;
- он все время корректируется, адаптируется к требованиям текущей ситуации;
- имидж в определенной степени идеализирует рекламируемый объект, либо преувеличивая его выгодные черты, либо наделяя объект дополнительными социальными, идеологическими, психологическими качествами в соответствии с ожиданиями тех, на кого нацелена реклама;
- будучи привязанным к своему прообразу, имидж тем не менее живет по собственным законам в соответствии с психологическими ориентациями обыденного сознания;
- имидж занимает место между реальным и желаемым, между восприятием и воображением, искусственно расширяя восприятие данного объекта и поощряя воображение воспринимающего индивида, его «соучастие» в формировании имиджа.
Что касается политического имиджа, то можно добавить, что он является своеобразной цементирующей структурой, поскольку сочетает в себе представления общественности о рекламируемом объекте и характеристики, отражающие реальные свойства объекта.
Теоретическая и практическая основа политической рекламы
... «Единой России» »раскрывает всю суть политической рекламы и избирательной кампании партии« Единая Россия »в целом. Феофанов О.А. в своей работе «Что может политическая реклама» рассматривает применение политической рекламы на практике. Предмет исследования курсовой работы - политическая реклама. Целью данной курсовой работы является определение политической рекламы ...
Формирование имиджа кандидата с использованием маркетинговых технологий – это «основанная на изучении электората система оптимизации значимых характеристик кандидата (внешность, манеры, публичное поведение, программы) и информационного воздействия на целевую аудиторию, направленная на получение максимального числа голосов избирателей для данного лидера».
Неразрывно связана с категорией «имидж» и такими понятиями, как характеристики, качество кандидата.
Характеристики кандидата – это совокупность качеств, присущих ему, таких, например, как пол, возраст, национальность, религиозная принадлежность, образование, партийная принадлежность, доходы, социальный статус, занимаемая должность и др. Особое значение имеет позиция кандидата по ключевым вопросам, затрагивающим электорат, и его повестка дня. Качество кандидата — это степень соответствия его характеристик потребностям электората.
Таким образом, образ политика выступает посредником между лидером и массами в политической коммуникации. Он постоянно воспроизводится самим субъектом и средствами массовой информации. Конкретное качество изображения является доминирующим: мы работаем со свернутой основной информацией, а не со всем объемом информации.
Содержание политической рекламы определяется потребностями электората. Его основная коммуникативная задача — «связать» запрос объекта и предложение субъекта. Система факторов, формирующих политический выбор, представляет собой сложное, многоуровневое, но достаточно гибкое образование. Проверяя эти факторы по отдельности, комплексно или используя различные комбинации, можно варьировать как нюансы выбора, так и его общее направление. Этой цели и служат различные варианты рекламного воздействия.
Для успешного решения коммуникативных задач политической рекламы необходимо проводить детальные исследования политического пространства (законодательной, политической, демографической и экономической ситуации, системы власти, расстановки сил на политической арене, в экономической сфере и т.д.).
Состояние этого пространства и ситуативные изменения во многом определяют направление действий избирателей. Для достижения максимальной эффективности коммуникации политической рекламы особое внимание следует уделять изучению общественного мнения, потребностей, мотивации и предпочтений избирателей, а также определению получателей.
Таким образом, политическая реклама в России сегодня стала неотъемлемой частью массовой культуры и общественной жизни. Заняв прочное место в иерархии коммуникативных ценностей, она умудряется оставаться постоянным партнером всех средств массовой информации и участником жизни каждого из нас.
Кроме политической рекламы к основным инструментам политической маркетинговой коммуникации относится и PR.
Для политических партий и общественно-политических движений взаимодействие с общественностью так же важно, как и для государственных и муниципальных властей. В большинстве политических партий и общественно-политических движений создаются и функционируют специальные службы PR, а там, где их нет (однако даже в России, такое случается крайне редко), функции PR выполняются лидерами этих политических движений и их аппаратом. Общие моменты деятельности служб PR, как в органах государственной власти, так и в политических институтах гражданского общества, можно охарактеризовать следующим образом:
«Имидж политических партий»
... по данной теме обусловлена активным влиянием имиджевого фактора на формирование и функционирование политических партий в современных условиях, а также на развитие имиджа как самостоятельной научной дисциплины. Актуальная необходимость изучения имиджа политических партий вызвана ...
- они устанавливают, поддерживают и расширяют связи и контакты с общественностью, с другими субъектами политического процесса, а также их службами PR;
- информируют общественность о политической позиции государства, той или иной политической партии или объединения, разъясняют детали и мотивы принятия тех или иных решений;
- осуществляют социально-политический мониторинг, иными словами, изучают общественное мнение, расстановку политических сил, социально-политические процессы и политическую конъюнктуру;
- отслеживают общественную реакцию на принимаемые действия или политические заявления;
- прогнозируют развитие общественно-политических процессов, возможные последствия принимаемых решений и проводимых акций;
- обеспечивают субъект политики аналитической информацией, в том числе, и рекомендациями по поводу предпочтительности тех или иных форм коммуникации, а также собственно содержания передаваемой информации;
- формируют благоприятный имидж субъекта политики, его структур и лидеров, защищают имидж и осуществляют контрпропагандистские акции.
Однако деятельность служб по связям с общественностью в политических партиях и общественно-политических организациях имеет свою специфику.
Во-первых, службы по связям с общественностью политических партий имеют более низкий масштаб деятельности, чем государственные службы по связям с общественностью. Меньший масштаб деятельности связан с тем, что политические партии имеют более ограниченные финансовые, материальные и организационные ресурсы. Политическим партиям нередко не хватает специальных отделов и служб по связям с общественностью.
Во-вторых, с учетом того, что деятельность политических партий направлена на «завоевание» своего электората, их деятельность в сфере PR направлена на определенные слои населения и поэтому часто носит пропагандистский характер.
В-третьих, политические партии, как правило, действуют в условиях жесткой конкуренции со стороны других партий. Поэтому они вынуждены быть динамичными и быстро реагировать на изменения в обществе. Сила и преимущества политических партий заключаются в том, что они призваны отмечать недостатки и ошибки государственных органов, оперативно выдвигать новые предложения и идеи на политический рынок.
Итак, PR-технологии в современной России получили наибольшее распространение в политической сфере, и даже более конкретно — в избирательных кампаниях.
Глава 2. Политический маркетинг в деятельности партии «Единая Россия»
2.1 Общая характеристика партии «Единая Россия»
Политическая партия «Единая Россия» — российская правоцентристская социал-консервативная политическая партия, крупнейшая партия России. По итогам выборов 2003 года «Единая Россия» сформировала в Государственной Думе парламентское большинство, а в 2007 году — конституционное большинство. Лидер партии, возглавлявший избирательный список партии на думских выборах 2007 года, — нынешний Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин
Начало процессу создания Всероссийской политической партии «Единая Россия» было положено совместным политическим заявлением лидеров организаций — партия «Единство» и «Отечество» — С.К. Шойгу и Ю.М. Лужкова от 12 апреля 2001 года.
Партии в политической системе общества
... в развитии партий три периода: 1 в ХУ1-ХУП вв. партии в Европе представляли собой аристократические группировки, объединяющие немногочисленных представителей политической элиты; ________________ ... внутренние противоречия, конфликты, становится единым политическим образованием. В.И.Ленин указывал: «Дайте нам организацию революционеров, и мы свергнем всю Россию". Интеграция общества на протяжении ...
Сегодня «Единая Россия» является центральным элементом политической системы страны. Лидер партии возглавляет правительство, в Государственной Думе сформировано конституционное большинство, партия доминирует в региональных парламентах и активно участвует в работе органов местного самоуправления. Успешно реализуются партийные проекты, направленные на повышение качества жизни населения, на динамичное экономическое развитие, на создание интеллектуальных площадок для широкой общественной дискуссии. Все это – закономерный итог тех усилий, которые были предприняты за исторически короткий срок, за семь лет существования партии.
Руководство партии: Председатель партии — Владимир Путин. Председатель Высшего совета партии — Борис Грызлов. Сопредседатели Высшего совета партии — Минтимер Шаймиев, Сергей Шойгу. Численность: около 550 тысяч человек.
Данная партия, по мнению большинства аналитиков, является фаворитом так как она позиционируется как партия власти, которую поддерживает президент, чей рейтинг очень высок.
Партия «Единая Россия» позиционируется в первую очередь как партия, которую выбирает президент. Их лозунг «Вместе с президентом голосуй за «Единую Россию». Немаловажное значение в имидже партии имеет тот факт, что члены «Единой России», возглавляющие ее, занимая высокие государственные посты ведут активную деятельность и, естественно, используют это в создании своего имиджа. Это Борис Грызлов (глава МВД), Сергей Шойгу (глава МЧС), М. Шаймиев (Государственный Советник Республики Татарстан), к которым народ относится с симпатией.
Наиболее четко эту линию определил президент в своем выступлении на съезде партии: «В стране появились партии, способные не только влиять на формирование и принятие государственных решений. Они стали принимать эти решения, не юлить перед обстоятельствами, а брать на себя ответственность, и могут уже контролировать деятельность исполнительной ветви власти. Это уже принципиально новый фактор и для политической системы в целом, и для партийной жизни страны. И среди таких влиятельных партий, безусловно, лидирует «Единая Россия».
То есть имидж партии «Единая Россия» можно сформулировать таким образом: это партия, которую поддерживает президент и которая действует, когда другие ведут дискуссии. Поддерживается этот образ освещением деятельности лидеров партии, подчеркивается их принадлежность к ней, а также с помощью использования имиджа президента России.
2.2 Коммуникативная деятельность партии
Рассмотрим коммуникативную деятельность политической партии «Единая Россия». Партия «Единая Россия» использует в свей деятельности как политическую рекламу так и PR–технологии.
За последние годы партия «Единая Россия» провела очень много рекламных и PR–акций.
Например, рекламная акция по подписке на общефедеральную газету «Единая Россия». Стенд, на которым были размещены отдельные материалы из этой газеты, затрагивающие наиболее важные и социально значимые проблемы, разместили в нескольких точках города. Молодые люди с флагами Партии раздавали прохожим информационные материалы и подписные квитанции газеты «Единая Россия».
Участники акции отметили возросший интерес к деятельности Партии и молодежной организации и значительное снижение агрессивного к ним отношения. Знакомясь с материалами стенда прохожие отмечали, что газета значительное внимание уделяет социальным вопросам, доходчиво и грамотно освещает деятельность Государственной Думы и вселяет надежду на изменение нашей жизни к лучшему.
Партия «Единая Россия» разработала молодежную кампанию с использованием последних веяний в сфере интернет-сообществ (PR-акция «Превед, Медвед!!!»).
Одним из самых модных направлений среди современной молодежи, активно осваивающей всемирную паутину, стал персонаж Медвед с поднятыми вверх лапами, нарисованный в стиле детского рисунка, из уст которого раздается одна единственная фраза «Превед!». Буквально за пару месяцев Медвед стал пользоваться большой популярностью среди обитателей сети. Этим и решила воспользоваться главная партия страны.
По словам слухмейкеров, политтехнологи партии считают, что подобные акции позволят дополнительно привлечь на сторону «Единой России» на предстоящих выборах в областную думу достаточно большой процент молодых избирателей.
Прежде всего необходимо отметить явное предпочтение «Единой Россией» центрального телевидения из всех видов средств массовой информации. Можно также отметить, что цитируемость партии «Единая Россия» в средствах массовой информации намного выше по сравнению с другими партиями (КПРФ, СПС, «Яблоко», НПРФ, ЛДПР), что говорит о высокой эффективности работы пресс-центра избирательного блока партии.
Рассматривая соотношение позитивных и негативных материалов в различных средствах массовой информации, необходимо отметить тот факт, что наибольшее количество позитивно окрашенных упоминаний о партии и наименьшее количество негативных приходится на центральное телевидение, что говорит о том, что наибольшее внимание оказывается именно этому средству массовой информации.
В процессе проведения акций и всей рекламной кампании был сформирован собственный информационный поток, определяющий имидж, «лицо» партии в глазах электората. При подаче информации был использован самый распространенный в политическом PR-прием манипулирования массовым сознанием, как расстановка информационных акцентов, причем так как партия и ее лидеры — давно известные и уважаемые люди, то упор был сделан на второй и третий этапы. Партия предъявила свое УПП — уникальное политическое предложение. Здесь был использован прием, который базируется на том, что большая часть аргументов обращена не к разуму, а к чувствам; в данном случае к чувству уважения и доверия к лидерам и сторонникам партии. Широко было использовано и сопоставление партии с конкурентами путем показа их слабых сторон («Пока все дискуссируют мы работаем» — заявление Шойгу по поводу отказа «Единой России» от участия в Теледебатах).
Самого высокого уровня рассматриваемая партия достигла в установлении информационного партнерства, приоритетной поставки информации средствам массовой информации — цитируемость в прессе «Единой России» в положительных тонах превышает цитируемость других партий более, чем в два раза.
Образ партии власти, удалось внедрить в сознание потенциальных избирателей. По данным фонда «Общественное мнение» вот, чем руководствуются люди, которые в принципе могли бы отдать свой голос за «партию власти»: 14% говорят о симпатии к «Единой России»; некоторым она просто «по душе»; некоторым симпатичны лидеры партии; некоторым близки ее идейные позиции («верю им», «она мне по душе», «идеи и цели партии близки мне»); есть и такие, кого привлекает «громкое название, многообещающее».
Для 3% важным аргументом является то, что «Единую Россию» поддерживает президент («партия президента»).
Некоторые сравнивают «партию власти» с конкурентами и отмечают ее преимущества: она, по их мнению, серьезнее, сильнее, перспективнее, популярнее соперников («одна из самых перспективных», «солиднее других», «других нормальных партий не знаю», «большинство проголосует за эту партию»).
2% опрошенных отмечают, что «видны дела» этой партии и ее лидеров, — это подкупает («малоимущим помогают», «для КАМАЗа очень много делают», «они помогают пенсионерам»).
Об эффективности PR в деятельности политической партии «Единая Россия» можно судить по рейтингу данной партии. И можно сделать вывод о том, что данная партия в области PR и политической рекламы действовала профессионально и эффективно. Партия «Единая Россия» прошла в Государственную Думу с самым высоким процентом голосов избирателей, что служит доказательством эффективности выбранной PR-политики, а также эффективности использования в качестве инструментов ее проведения средств массовой информации.
Заключение, Политический маркетинг
Политический маркетинг, как и любой другой, направлен на создание и расширение спроса на свою конкретную продукцию. В обмен на эти товары политические партии (и кандидаты) хотят получить поддержку населения в первую очередь на выборах, а также в проводимых референдумах, различных политических кампаниях, привлечь новых членов в свои ряды с целью усилить свое влияние в обществе.
Функции политического маркетинга: коммуникативная, сбытовая, аналитическая, координирующая.
В 1950-х гг. маркетинг, понимаемый как разветвленная, научно организованная система взаимосвязи производства и рынка, в центре которой стоит потребитель и логика новых отношений, связавших предприятие и рынок, была предельно ясно осмыслена мэтром классического маркетинга Филиппом Котлером.
Важнейшей для развития теории политического маркетинга стала идея Котлера о необходимости сегментации рынка: изучая рынок, то есть совокупность покупателей товара, нужно ориентироваться не на первого попавшегося потребителя, а только на того, кто может заинтересоваться товаром и в перспективе его купить. Котлер также подчеркнул, что ресурсы, доступные производителю, по определению ограничены, и поэтому необходимо ответственно думать о направлениях их использования для достижения как краткосрочных, так и долгосрочных целей с учетом возникающей конкуренции. Третий фундаментальный элемент подхода Котлера — важность аналитической работы, организации продаж, планирования и контроля эффективности всех видов деятельности.
Коммуникация — незаменимый и принципиально важный элемент политического маркетинга. Мировой и российский опыт учит, что успех на выборах придет к тем, кто не только сможет найти своего кандидата, определить стратегию кампании, но и найти общий язык, наладить контакт и понимание с избирателями.
Важными свойствами политической коммуникации в идеале должны являться свободные потоки точной, полной, завершенной и проверяемой информации о политических явлениях и процессах, сопрягаемой с основными цивилизационно-культурными ценностями данного общества, демократическими принципами развития и фундаментальными гражданскими и политическими правами человека.
Партия «Единая Россия» является центральным элементом политической системы страны. Лидер партии возглавляет правительство, в Государственной Думе сформировано конституционное большинство, партия доминирует в региональных парламентах и активно участвует в работе органов местного самоуправления. Успешно реализуются партийные проекты, направленные на повышение качества жизни населения, на динамичное экономическое развитие, на создание интеллектуальных площадок для широкой общественной дискуссии. Все это – закономерный итог тех усилий, которые были предприняты за исторически короткий срок, за семь лет существования партии.
Руководство партии: Председатель партии — Владимир Путин. Председатель Высшего совета партии — Борис Грызлов. Сопредседатели Высшего совета партии — Минтимер Шаймиев, Сергей Шойгу.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://marketing.econlib.ru/kursovaya/politicheskiy-marketing-2/
- Гринберг Т.Э. Политические технологии: ПР и реклама: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 317 с.
- Дорошев В. И. Введение в теорию маркетинга. – Издательство: ИНФРА-М, 2000. – 285 с.
- Игнатов В.Г., Кутырев Н.П., Кислицын С.А. Технологии избирательных кампаний. Издательства: МарТ, ИКЦ «МарТ», 2004. – 272 с.
- Клочкова М.С. Краткий курс по политическому менеджменту: учеб. пособие. – М.: Издательство «Окей-книга», 2009. – 110 с.
- Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. – 656 с.
- Кравченко А. И. Политология / МГУ им. М. В. Ломоносова. – М.: Проспект, 2005. – 447 с.
- Официальный сайт партии «Единая Россия» // www.old.er.ru
- Фонд «Общественное мнение» // www.fom.ru
не сложно
Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.