Повышение реальной доступности и качества медицинской помощи для населения в целом является основным направлением государственной политики в области здравоохранения. Современное здравоохранение — это высокотехнологичный сектор, требующий адекватного финансирования. В условиях роста доходов населения и ограниченности выделяемых ресурсов на развитие здравоохранения (бюджетное финансирование далеко не полностью покрывает потребности здравоохранения, отрасль получает не более 60 % необходимого обеспечения) увеличение объема платных услуг является дополнительным источником расширения возможностей для удовлетворения потребностей человека в медицинской помощи. Поэтому в настоящее время наряду с гарантированной государством бесплатной медицинской помощью широкое распространение получило оказание платных медицинских услуг населению.
Платные медицинские услуги оказываются государственными ЛПО сверх установленных государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 20 июня 2008 года № 363-3 «О здравоохранении» и Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 июля 2002 года № 963 «О государственных минимальных социальных стандартах в области здравоохранения» (с изменениями и дополнениями)
Исходя из целей, основными задачами, Глава 1. Маркетинг в здравоохранении
Следовательно, существует потребность в создании нового механизма хозяйствования с применением рыночных механизмов управления в здравоохранении для обеспечения рентабельности деятельности ЛПО. В связи с этим маркетинг становится одним из новых направлений деятельности медицинских учреждений.
Маркетинг, Потребность
Потребности людей практически безграничны, но человек покупает только те товары, которые приносят ему максимальное удовлетворение в рамках его финансовых возможностей. Способность удовлетворить потребность как функция покупательной способности тесно связана с концепцией спроса. Спрос — это потребность, подкрепленная покупательной способностью. Спрос — это количество медицинских услуг, которые пациенты хотят и могут приобрести в определенный период времени по заданной цене.
Все, что может предоставить услугу, то есть удовлетворить потребность, можно назвать продуктом. Он предлагается рынком с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Следовательно, чем больше продукт удовлетворяет пожелания потребителя, тем большего успеха добьется производитель.
Особенности маркетинга услуг и маркетинга в сфере некоммерческой деятельности
... и общества в целом». Утверждению концепции маркетинга услуг в общественном сознании способствуют следующие факторы: усложнение производства и расширение потребностей, что чаще всего предъявляет спрос на ... проблем, возникающих в сфере услуг, то можно выделить три группы задач маркетинга услуг: l) повышение надежности услуг, оказываемых потребителям, по времени, месту, качеству, цене и другим, ...
Маркетинг имеет место, когда люди решают удовлетворить свои потребности и желания посредством обмена. Обмен — следующее основное понятие маркетинга как научной дисциплины. Для его совершения необходимо соблюдение пяти условий:
1.Сторон должно быть как минимум две.
2. У каждой стороны должно быть что-то ценное для другой.
3. Каждая сторона должна иметь возможность общаться и доставлять свои товары.
4. Каждая сторона должна иметь полную свободу принять или отклонить предложение другой стороны.
5. Каждая сторона должна быть уверена в возможности или возможности иметь дело с другой стороной.
Однако состоится ли обмен зависит от соглашения между сторонами о его условиях, т.е. от условий сделки. Поэтому единицей измерения в сфере маркетинга является сделка. Сделка — коммерческий обмен ценностями между двумя сторонам, который предполагает наличие: по меньшей мере, двух ценностно-значимых объектов; согласованных условий ее осуществления; согласованного времени совершения; согласованного места проведения. Как правило, условия сделки поддерживаются и охраняются законом.
Набор существующих и потенциальных покупателей продукта составляет рынок.
Главная цель маркетинга
Маркетинг в сфере здравоохранения в настоящее время находится в зачаточном состоянии. В то же время использование маркетинга в сфере здравоохранения помогает оптимизировать деятельность медицинских учреждений, позволяет прогнозировать товарооборот, изучать потребности рынка медицинских услуг и готовность платить за предлагаемые услуги. Необходимость применения маркетингового менеджмента медицинских учреждений на практике возникла в условиях дефицита бюджета.
Маркетинг в здравоохранении
В контексте концепции управления рынком методология маркетинга направлена на удовлетворение потребностей в услугах, лекарствах и промышленных товарах.
Цели маркетинга
Маркетинг в сфере здравоохранения можно условно подразделить на пять направлений: 1) маркетинг медицинских услуг; 2) маркетинг лекарственных препаратов; 3) маркетинг медицинской техники;4) маркетинг медицинских технологий; 5) маркетинг научных идей
Возможность продавать услуги и лекарства в сфере здравоохранения зависит от действия целого ряда факторов, от формирования цен на медицинские услуги, лекарства и товары, а также от соотношения спроса и предложения на амбулаторные и больничные услуги.
В настоящее время рынок лечебно-профилактических услуг, лекарств и товаров достаточно динамичен за счет появления медицинских и фармацевтических структур и различных организационно-правовых форм. Следовательно, деятельность хозрасчетов и коммерческих медицинских учреждений, медицинских и фармацевтических страховых организаций, а также других субъектов рыночной деятельности в рыночной среде сопряжена с риском. Маркетинг призван минимизировать риски.
Переход к рыночным отношениям сопровождается изменением психологических стереотипов людей. Их отношение к бесплатному лечению и профилактике, лекарствам, медикаментам определенным образом сказывается на характере потребления товаров для здоровья. В связи с этим цель маркетинга состоит в разработке прогнозов развития рынка лечебно-профилактических услуг (медикаментов, изделий), оптимизация стратегии оказания медико-санитарной помощи, решения проблем создания новых видов услуг, товаров, лекарственных средств для более полного удовлетворения спроса на них.
Маркетинг в сфере медицинских услуг
... оказание медицинских услуг медицинскими работниками вне учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения за счет личных средств граждан или за счет средств предприятий, учреждение организаций, в том числе страховых медицинских организаций, в ...
Маркетинг способствует более успешному развитию рынка медицинских услуг и лекарств, выявляя те типы и группы, которые наиболее востребованы среди потребителей. В системе здравоохранения ряд исследователей определяют маркетинг как систему принципов, методов и мер, основанную на всестороннем изучении потребительского спроса и на целевом обучении производителей медицинских услуг. Маркетинг в сфере здравоохранения также включает: планирование, организацию, координацию, мотивацию, учет и контроль. здравоохранение платный тариф услуга
Маркетинговые цели медицинской деятельности ЛПО включают:
- удовлетворение требований потребителей медицинских услуг, связанных с реализацией комплекса оздоровительно-профилактических, санаторных, лечебных и иных медицинских услуг;
- достижение конкурентных преимуществ в области предоставления медицинских услуг;
- завоевание доли рынка медицинских услуг;
- обеспечение положительной динамики (соотношение конечного результата и затрат) процессов предоставления медицинских услуг;
- привлечение новых потребителей услуг;
- обеспечение рентабельности производства товаров в здравоохранении;
- достижение экономической эффективности при реализации;
- обеспечение качества медицинской деятельности в рамках идеологии всеобщего управления качеством;
— соблюдение социально-этического аспекта с учетом миссии здравоохранения, социальных идей и программ, направленных на изменение поведения людей. Уважение социально-этического аспекта при планировании развития платных медицинских услуг включает обязательный социальный маркетинг. Это анализ направлен на:
- изучение потребителей;
- сегментирование «рынка потребителей», т.е. разделение общества на социальные группы и выделение среди них наиболее уязвимых и менее социально защищённых, наиболее нуждающихся в первоочередных мерах;
- разработку замысла продвижения социально значимой идеи.
Примером социального маркетинга является разработка программы профилактики сердечно-сосудистых заболеваний для борьбы с наркоманией, табакокурением и СПИДом.
Таким образом, развитие и широкое внедрение в практику здравоохранения принципов социально-этического маркетинга приведёт к формированию своеобразного общественного договора, согласно которому больному станет невыгодно болеть, а государству станет выгодна эффективная система здравоохранения и здоровое население.
Глава 2. Рынок медицинских услуг
Чтобы обсудить концепцию медицинских услуг, необходимо определить услугу. Услуга — совершение определенной деятельности или совокупности определенных действий, направленных на удовлетворение потребности других лиц. К услугам часто относят все виды полезной деятельности.
В настоящее время здравоохранение — одна из основных отраслей сферы услуг. Однако в контексте рассмотрения вопроса следует отметить, что «медицинская услуга» и «медицинская помощь» близки, но не тождественны.
Маркетинг в здравоохранении (2)
... необходимость использования принципов маркетинга в сфере ценообразования, и в целом -- поддержки конкурентоспособности учреждения. 3 Основными целями маркетинговой деятельности учреждений здравоохранения являются: удовлетворение требований потребителей медицинских услуг связанных с реализацией ...
Медицинская помощь, Медицинская услуга
Медицинская услуга — это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику, реабилитацию или аспекты социальной реабилитации, которые имеют полностью самостоятельное значение и определенную стоимость.
Услуги здравоохранения не являются обычным товаром, производство и потребление которого определяется соотношением между фактическим спросом и предложением. Это сознательное благо должно быть предоставлено человеку, во что бы то ни стало, независимо от того, богат он или беден, способен он его оплатить или нет: ведь если это благо не предоставляется, рано или поздно прекращается всякое производство, поскольку в современных условиях эпидемии и всяческие другие напасти способны уничтожить все человечество.
Медицинская услуга начинает выступать как специфический товар, который обладает следующими отличительными свойствами:
- неосязаемость (пациент, пришедший на прием к врачу, не может заранее знать результат посещения);
- неотделимость от источника услуги;
- непостоянство качества (аналогичную медицинскую услугу врачи разной квалификации оказывают по-разному).
[Электронный ресурс]//URL: https://marketing.econlib.ru/kursovaya/predlojenie-meditsinskoy-pomoschi-ee-marketingovyie-osobennosti/
Выделяют несколько видов услуг:
- простую медицинскую услугу, выполняемую по схеме «пациент — специалист»;
- сложную медицинскую услуг, когда в ее реализации участвует определенный состав персонала, требуется комплексное техническое и фармацевтическое оснащение, набор помещений и т.д. и состоит из сочетания двух и более простых, дополняющих друг друга в достижении поставленной цели, услуг;
комплексную
По функциональному назначению медицинские услуги могут быть:
- диагностическими;
- профилактическими (дополнительная вакцинация, физкультурно-оздоровительными);
- восстановительно-реабилитационными (связанными с социальной и медицинской реабилитацией больных);
- транспортными (перевозка больных);
- санитарно-гигиеническими (санитарно-просветительная работа, санитарно-эпидемиологический контроль и надзор).
на медицинские и сервисные
Сервисные услуги:
- Индивидуальный уход за больными в стационаре или на дому;
- Лечебно-оздоровительные процедуры и лабораторно-диагностические исследования на дому;
- Прокат населению некоторых медицинских принадлежностей;
- Госпитализация по просьбе родственников;
- Лечение на дому;
- Предоставление пациентам отдельных палат, телевизоров, телефонов
- Индивидуальное приготовление блюд по желанию больных.
К медицинским услугам относится весь спектр стационарных услуг, включая консультативную помощь, лечебную физкультуру, массаж, физио- и водолечение, диагностику и т.п.
Медицинское обслуживание в медицинских учреждениях выступает как результат деятельности, с одной стороны, а с другой — как форма производственных отношений производства и обращения товаров. Следовательно, создание и реализация медицинских услуг подчиняется общим экономическим законам и особенностям развития новой организационной и экономической системы в стране.
Маркетинг в здравоохранении
... рассмотрены место и роль услуг здравоохранения в экономике страны; выявлены особенности маркетинга медицинских услуг; определены предпосылки использования маркетинга в сфере здравоохранения и направления его развития; проведён анализ маркетинговой деятельности ГБУЗ «Городская клиническая больница ...
В то же время медицинские услуги имеют отличительные особенности:
- их полезный эффект предопределяется взаимодействием производителя (медицинский работник) с потребителем (пациент).
- конечный результат оказания медицинской услуги как изменение состояния здоровья человека может быть по времени значительно отдален от
момента ее производства и имеет особые формы проявления.
- конечные результаты функционирования отрасли медицинских услуг непосредственно не поддаются стоимостной оценке.
Ключевая роль при рассмотрении особенностей хозяйственной деятельности лечебных учреждений отводится анализу услуг как конечного результата медицинской деятельности, направленной на укрепление здоровья населения. В то же время услуга ЛПО это товар.
Для экономических отношений в здравоохранении характерно ряд особенностей:
- неопределенность возникновения спроса на медицинскую услугу;
- информационная асимметрия пациента и медицинского работника;
- монополизм производителей медицинских услуг;
- ограниченный доступ новых производителей на рынок медицинских услуг;
- ограничение интереса к максимальной прибыли.
Здравоохранение, как отрасль общественного хозяйства, обладает рядом характеристик, нарушающих действие рыночного механизма:
1. Часть медицинских услуг обладает свойствами «общественных благ»:
- они являются объектом коллективного потребления, т.е. потребление услуг одним человеком не уменьшает ресурсы потребления другими членам общества;
- на них не распространяется принцип исключения других лиц из процесса потребления, например, санитарно-гигиенические мероприятия неизбежно становятся достоянием больших групп населения;
— их способность распространять свой потребительский эффект на лиц, не участвующих в рыночной сделке: услуга предоставляется конкретному лицу, но ее полезный эффект ощущают многие другие люди, например, прививки против гепатита В, и несут прямую выгоду не только конкретные лица, но и общество в целом («внешний эффект»).
2. Часть медицинских услуг отклоняется от обычной рыночной модели, что связано:
- а) с недостаточной информированностью потребителя;
- больной, как потребитель медицинских услуг, не обладает теми знаниями, которые позволили бы ему оценить объемом и цену приобретаемых услуг;
- потребитель не может осуществлять рациональный выбор необходимых услуг в силу своего болезненного состояния или недееспособности;
- производитель, а не потребитель определяет объем предоставляемых благ.
Следует помнить, что наибольшую потребность в медицинской помощи имеют лица с низким доходом (пожилые, дети, хронические больные и т.д.).
Принцип общественной солидарности становится основой развития промышленности: богатые платят бедным, здоровые — больным. Реализация этого принципа требует активного вмешательства государства.
б) ограниченностью конкуренции производителей медицинских услуг.
Необходимость построения многоуровневой системы здравоохранения: относительно простые пациенты сосредоточены в небольших больницах недалеко от места проживания людей, более сложные — в крупных региональных и центральных медицинских центрах. Различные уровни помощи обычно различаются с точки зрения оборудования, квалификации персонала и услуг. Неоднородность больниц также сужает рамки потенциальной конкуренции.
в) ограниченностью притока трудовых и материальных ресурсов — «изъяны рынка».
Право заниматься медицинской профессией предоставляется только врачам, уровень подготовки которых соответствует установленным требованиям, а сами медицинские учреждения должны быть оснащены персоналом и оборудованием в соответствии с действующими правилами.
Следовательно, создание медицинских услуг сопряжено с рядом неопределенностей и ограничений, имеет положительный социальный эффект и основано на принципах солидарности, что приводит к экономической неопределенности медицинской деятельности. Однако это исключает наличие конкуренции в данной сфере услуг и, следовательно, предполагает формирование рынка медицинских услуг.
Как отмечалось выше, существуют факторы, которые ограничивают, но не исключают конкуренцию между поставщиками медицинских услуг. В сфере стационарной и амбулаторной помощи в медицинских учреждениях, за исключением специализированных центров, перечень услуг относительно однороден.
Рынок здравоохранения подразделяется по форме собственности на: государственного здравоохранения и частнопрактикующих специалистов;
- по характеру деятельности на: рынок идей, фарминдустрии, медицинской техники, медицинского образования, оздоровительных и реабилитационных услуг.
Сегменты рынка здравоохранения представлены: уходом и диагностикой, медицинскими и социальными услугами по сохранению, поддержанию качества жизни и профилактическими мероприятиями.
Рынок медицинских услуг призван сохранить высокую степень качества жизни потребителей и желание сохранить и даже улучшить его. это совокупность медицинских технологий, изделий медицинского оборудования, методов организации медицинской деятельности, фармакологических средств, реализуемых в условиях конкурентной экономики. Любой из перечисленных сегментов рынка медицинских услуг обладает рядом характеристик: число продавцов ограничено; существует ограничение входа на рынок; неоднородность медицинской услуги, ее индивидуальность, уникальность; несовершенная информированность покупателей о рынке услуг; невозможность или затруднительность сопоставления цены и качества; наличие большого числа государственных или частных бесприбыльных организаций; для реализации товара возможно участие компетентного посредника.
Понятие цены продукта в системе здравоохранения предполагает цену медицинской услуги, которая полностью наделена товарными свойствами. Через рыночный механизм покупатели и продавцы взаимодействуют, чтобы определить цену и количество производимых товаров.
Также важно взаимодействие рынка медицинских услуг с рынком труда и материальных ресурсов. С одной стороны, спрос на рынке ресурсов является производной от спроса на медицинские услуги, с другой — уровень цен и в целом ситуация на рынке ресурсов определяет потенциал и границы развития медицинских услуг обслуживающие учреждения.
Рынок медицинских услуг отличается от любого другого товарного рынка в следствии:
- высокой социальной значимости;
- существования риска и неопределенности, опасности развития ситуации недостаточного контроля и нерегулируемости его в сторону государственного ужесточения или в сторону формирования страховой медицины;
- внешних социальные эффекты (положительные — профилактические общественно полезные мероприятия), так и отрицательные (например, ятрогении).
- асимметричное распределение информации между потребителем и продавцом товара.
существует специфика рынка медицинских услуг
1. Высока вероятность затратного механизма в здравоохранении: производители медицинских услуг расширяют объем услуг для обеспечения занятости имеющихся мощностей и увеличения дохода, что приводит в условия отсутствия регулирования к росту стоимости услуги и увеличению затрат на случай лечения. Это снижает интерес к профилактике заболеваний и использованию относительно простых, но эффективных медицинских технологий.
2. Высока вероятность отсутствия заинтересованности между ростом структурной и локальной эффективности, т.е. возникновений диспропорции.
3. Целенаправленное управление объемами и структурой оказания медицинской помощи, оказываемой населению (обеспечение оптимального соотношение между специалистами амбулаторного звена, службой ПМСП, поликлинической службой и стационарной помощью; координация и преемственность в работе отдельных звеньев; выбор экономически наиболее рациональный вариант ведения конкретного случая без ущерба для качества помощи; поиск ресурсосберегающих технологий; стимулирование интереса населения к здоровому образу жизни и оптимизировать поведение пациентов).
4. Государство осуществляет множество регулирующих функций.
Таким образом, несмотря на наличие отличительных черт рынка медицинских услуг в силу их высокой социальной значимости, спрос, предложение и цена являются основными элементами экономических отношений на рынке системы здравоохранения. С учетом государственного участия рынок медицинских услуг в большей части можно отнести к рынку монополистической конкуренции и монополии, т.к. высока вероятность затратного механизма и возникновения диспропорций в предлагаемых медицинских услугах. Следовательно, его следует рассматривать как дополнение к гарантированному государством.
2.1 Внебюджетная деятельность лечебно-профилактических организаций
В условиях развития рыночных отношений учреждения здравоохранения, финансируемые за счет бюджетных средств, для удовлетворения спроса на медицинское обслуживание пациентов и улучшения их материально-технической базы необходимо искать дополнительные источники дохода.
Привлечение внебюджетных средств является основной формой предпринимательской деятельности ЛПО.
Получаемые от предпринимательства (внебюджетной деятельности) средства по принципу учета подразделяются на три группы, каждая из которых обладает своим правовым статусом, имеет особенности учета, расходования и налогообложения:
Целевые — средства, полученные по грантам, от спонсоров, от отраслевых и межотраслевых фондов специального назначения — предназначенные для финансирования определен целевого назначения согласно заключенным договорам.
От приносящих доходя деятельности, От предпринимательской деятельности
Однако вне зависимости от видов получаемых средств при осуществлении предпринимательской деятельности государственных ЛПО и частных лиц, таковая направлена на укрепление и улучшение состояния здоровья граждан, причем позволяет возместить затраты на осуществление этой деятельности и получить прибыть за счет потребителей медицинских услуг или финансирующих их лечение лиц и организаций. Поэтому причины развития предпринимательства в сфере здравоохранения — обеспечение нуждающегося населения гарантированной бесплатной медицинской помощью, а также получение дополнительных средств на развитие бизнеса. Цены и тарифы на предпринимательские услуги в области здравоохранения формируются не исходя из критерия рентабельности, а исходя из общедоступности.
Видами предпринимательской деятельности ЛПО являются:
- оказание (реализация) платных услуг;
- реализация и использование имущественно-матeриальных ценностей;
- сдача в аренду и субаренду имущества;
- финансовые вложения в депозиты, ценные бумаги; участие в финансовом и ином лизинге.
Продуктом предпринимательской деятельности в здравоохранении может быть товар (любое изделие медицинского назначения) и услуга (диагностическая, лечебно-профилактическая, консультационная).
В условиях рыночной экономики предпринимательство в медицине обеспечивает:
- Общеэкономическую функцию, заключающуюся в формировании дополнительных товаров и услуг медицинского назначения;
- Ресурсную функцию — наиболее эффективное использование в медицинской деятельности как воспроизводимых, так и не воспроизводимых ресурсов;
- Инновационную функцию — обусловливает потребностью в непрерывном технологическом развитии ЛПО, в том числе, за счет средств предпринимателей;
- Социально-политическая функция — направлена на сохранение и укрепление физического и психического здоровья граждан и требует наличия профессиональных объединений врачей и фармацевтов.
Предпринимательство в медицине отражает систему взаимоотношений, возникающих в процессе производства и продажи медицинских товаров и услуг между всеми участниками на всех этапах организации медицинской помощи. И включает производство (медицинские и сервисные услуги, изготовление лекарственных средств, производство оборудования и инструментов), торговое, финансовое, страховое и посредническое предпринимательство. Оно имеет особенности от формы собственности на имущество, используемое в предпринимательской деятельности (государственное, частное и смешанное предпринимательство); вид продукта предпринимательской деятельности (торговое предпринимательство, финансовое, страховое, посредническое, организационно-правовое); численности работников и объема деятельности; научно-технического уровня и качества работы; темпов роста и прибыльности.
Торговля здоровьем — это продажа и покупка медицинских товаров и услуг, например покупка медицинского оборудования или ремонт медицинского оборудования. При осуществлении любой торговой операции неизбежны разного рода расходы: на поиск и покупку товаров (у их производителя или у другого продавца), доставку товаров в торговую точку или непосредственно покупателю, обеспечение сохранности товаров в период их транспортировки и хранения, продажу товаров (включая оплату услуг возможных посредников), а в ряде случаев, и на послепродажное (гарантийное) обслуживание покупателей.
Финансовое предпринимательство в сфере здравоохранения — представляет продажу денежных средств (кредитов) хозяйствующему субъекту рынка товаров или услуг медицинского назначения под определенный процент, из которого формируется финансовая прибыль для предпринимателя-кредитора (банк ли другое финансово-кредитное учреждение в здравоохранении).
С другой стороны, ЛПО вкладывает деньги в финансово-кредитные учреждения и становится субъектом финансового предпринимательства, получая прибыль (дивиденды, проценты по депозитам).
Страховое предпринимательство в сфере здравоохранения — продажа услуги страховой защиты (здоровья в медицинском страховании) реализация которой происходит при возникновении определенных условий, зафиксированных в договоре полного или частичного страхования. За это страховщик взимает со страхователя плату.
Посредническое предпринимательство в сфере здравоохранения — продажа информации (о наличии препаратов, изделий медицинской техники, медицинского оборудования).
По мере развития рыночных отношений в сфере здравоохранения интеллектуальное посредничество становится все более популярным, особенно при реализации крупных инвестиционных проектов, в том числе международных. При запуске проектов участники пользуются услугами консалтинговых фирм. Которые предоставляют услуги по исследованию и прогнозированию рынка, по разработке технико-экономических обоснований проектов, проведению маркетинговых исследований и др. Как правило, консультации проводятся на платной основе в виде рекомендаций, современных решений, проектов.
Организационно-правовая формой предпринимательства в медицине — это совокупность имущественных и организационных признаков, способов формирования имущественной базы, особенностей воздействия собственников, учредителей, участников, их ответствен друг перед другом.
Основные задачи в области развития внебюджетной деятельности:
- подготовка нормативных правовых актов по вопросам использования доходов от внебюджетной деятельности, оплаты труда (включая сдельные и сдельно-премиальные формы), льготного налогообложения, ценообразования, работы хозрасчетных структур, предоставления медицинских услуг по договорам с предприятиями, бухгалтерского учета и статистической отчетности;
- обеспечение четкого разграничения объемов бесплатной медицинской помощи и платных медицинских услуг (определение связанных с этим терминов и понятий в законодательных актах;
- продолжение работы по детализации, систематизации перечня платных медицинских услуг;
- совершенствование государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения;
- использование классификаторов простых, сложных и комплексных медицинских услуг);
- развитие информационной, рекламной деятельности в сфере оказания населению платных медицинских услуг;
- развитие платных образовательных услуг, в том числе, предоставляемых иностранным гражданам;
- наблюдения, постоянного контроля и коррекции жизненно важных функций организма;
- лечение производится до достижения стабильного состояния, позволяющего продолжать лечение по технологиям неинтенсивных этапов;
- подразделения медицинской реабилитации создаются для восстановления ограничений жизнедеятельности, возникших в результате перенесенных заболеваний и травм у лиц, имеющих определенный реабилитационный потенциал.
В 2009 году организациями здравоохранения республиканского подчинения оказано экспортируемых услуг в объеме 14,0 млн. долларов США (в 2008 году — 11,5 млн. долларов США), рост составил 121,6%. Импорт услуг уменьшился в 5,6 раза с 662 тыс. долл. США в 2008 году до 117,3 тыс. долл. США в 2009г.
В 2009г. оказана медицинская помощь на платной основе 68508 иностранным гражданам, что на 18,2 тысяч граждан больше чем в 2008 году. Сумма полученных средств составила 13,1 млрд. рублей, что на 4,1 млрд. рублей больше чем в 2008 году.
Темп роста платных медицинских услуг по системе Минздрава за 2009 года составил 122,0% (в сопоставимых ценах).
Рисунок 3. Темпы роста платных медицинских услуг в здравоохранении Республики Беларусь за 2001-2009 годы.
Проводимая политика в области развития платной медицины учитывает, как необходимость привлечения дополнительных средств для развития здравоохранения, так и недопущение бесконтрольного замещения бесплатных услуг платными и роста на этой основе социальной напряженности среди населения
Таблица 1. АНАЛИЗ доходов по платным медицинским услугам по видам за 2008-2009гг. по УЗ «Медицинская служба УВД Гомельского облисполкома».
Наименование |
2009г. |
Удельный вес (%) |
2008г. |
Удельный вес (%) |
|
Доходы — всего |
91670,5 |
100 |
74480,5 |
100 |
|
Профосмотры |
18847,2 |
21 |
14456,3 |
19 |
|
Освидетельствование водительского состава и лиц на право ношения оружия |
24830,2 |
27 |
21218,0 |
29 |
|
Консультации врачей специалистов |
10848,3 |
12 |
8763,5 |
12 |
|
Диагностические исследования |
11309, |
15 |
9696,4 |
||
Лабораторные исследования |
23299,3 |
25 |
20346,2 |
27 |
|
Таблица 2. Объём платных медицинских услуг населению за 2005-2009 года
Показатель |
По годам |
|||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
||
Объём услуг, млн. руб. |
51,6 |
60,3 |
63,0 |
74,5 |
91,7 |
|
Рисунок 4 Объём платных медицинских услуг за 2005-2009гг
Глава 3. Государственное регулирование медицинских услуг
Государство как важнейший субъект рыночных взаимоотношений, призвано дополнять и корректировать рыночный механизм, т.к. существует ряд проблем в рыночной экономике:
- невозможность регулирования производства и распределения коллективных благ;
- слабой возможностью нейтрализации внешних воздействий (рисков);
- ограничением социально-экономических прав личности (конституционные права).
В связи с этим необходимо целенаправленное управление объемами и структурой оказания медицинской помощи, оказываемой населению.
Регулирующая функция государства распространяется на регулирование цен в системе общественного здравоохранения, установление стандартов медицинской помощи, защиту пациентов, лицензирование ЛПО, планирует трудовые и материальные ресурсы. Большинство из этих функций определяются стремлением государства нейтрализовать «ошибки» рынка.
С другой точки зрения, здоровье человека является предпосылкой успешного развития личности, показателем общественного благосостояния, фактором роста общественного производства. Именно поэтому в здравоохранение внедряются новые формы хозяйствования, основанные в том числе, на рыночных отношениях, призванные с максимальной эффективностью обеспечить процесс восстановления и поддержания здоровья.
Нормативная база о порядке оказания платных медицинских услуг гражданам Республики Беларусь государственными учреждениями здравоохранения постоянно развивалась. Что указывает на период становления развития данного вида услуг в республике.
10 февраля 2009 г. вышло постановление Совета Министров Республики Беларусь № 182 «Об оказании платных медицинских услуг государственными учреждениями здравоохранения», утвердившее порядок оказания платных медицинских услуг гражданам Республики Беларусь государственными учреждениями здравоохранения, которое разработано в соответствии с частью первой статьи 15 Закона Республики Беларусь от 20 июня 2008 года № 363-3 «О здравоохранении» в редакции Закона Республики Беларусь от 15 июля 2010 года.
В марте 2005 года в соответствии с поручением Президента Беларуси было принято решение о создании в каждой области отдельных хозрасчетных подразделений, унитарных предприятий на основе государственных медучреждений. В настоящее время платные медицинские услуги являются дополнительными к гарантированному государством объему бесплатной медицинской помощи и оказываются гражданам Республики Беларусь государственными учреждениями здравоохранения на основании письменных договоров возмездного оказания медицинских услуг. Исключение для заключения договора предоставляется в случаях анонимного оказания платных медицинских услуг. Обязательным условием оказания платных медицинских услуг является полное предоставление информации: о перечне платных медицинских услуг; о стоимости и условиях их оплаты; о квалификации медицинских работников (врачей-специалистов); о режиме работы учреждения здравоохранения; о наличии специального разрешения (лицензии) на право осуществления медицинской деятельности с указанием работ и услуг, составляющих этот вид лицензируемой деятельности. При необходимости гражданин имеет право обратиться за дополнительной информацией, гарантирующей ему полноту сведений о состоянии своего здоровья и выполнении платных услуг, формировании цены и т.д. Цена на услугу формируется в соответствии с законодательством.
Договор между государственным учреждением здравоохранения и заказчиком должен определять: объем и стоимость платных медицинских услуг; сроки оказания платных медицинских услуг; порядок расчетов за платные медицинские услуги; права, обязанности и ответственность сторон по договору.
За невыполнение или ненадлежащее оказание платных медицинских услуг по договору государственное учреждение здравоохранения может быть лишено специального разрешения (лицензии) на осуществление медицинской деятельности.
Поэтому ЛПО обязаны и заинтересованы: обеспечивать своевременное и качественное оказание платных медицинских услуг; принимать от заказчика наличные деньги в кассу учреждения здравоохранения за оказание платной медицинской услуги и выдавать в установленном порядке документ, подтверждающий ее оплату; обеспечивать своевременное рассмотрение претензий, связанных с исполнением договора; осуществлять контроль за качеством и своевременностью оказания платных медицинских услуг.
В свою очередь заказчик, обратившийся за получением платных медицинских услуг, обязан: своевременно оплатить стоимость платных медицинских услуг в учреждениях банков или государственных учреждениях здравоохранении; своевременно информировать государственное учреждение здравоохранения об обстоятельствах, которые могут повлиять на исполнение договора.
Контроль за оказанием платных медицинских услуг, а также правильностью взимания платы за их оказание осуществляют Министерство здравоохранения, органы управления здравоохранением местных исполнительных и распорядительных органов, другие республиканские органы государственного управления в соответствии с их компетенцией.
Средства, полученные государственными учреждениями здравоохранения за оказанные заказчику платные медицинские услуги и учитываемые как внебюджетные средства, используются в соответствии с законодательством.
В связи с тем, что согласно законодательному праву гражданину Республики Беларусь независимо от его дееспособности, гарантируется бесплатная медицинскую помощь в государственных учреждениях и доступное медицинское обслуживание на все виды медицинской помощи, а также он вправе обратиться за ней в любое медицинское учреждение соответствующего профиля, то постановление Совета Министров Республики Беларусь № 182 «Об оказании платных медицинских услуг государственными учреждениями здравоохранения» запрещает оказание платной медицинской помощи в случаях:
- запрашиваемая услуга является исключительным методом лечения и/или диагностики в соответствие с клиническими протоколами;
- использования расходных материалов, протезов, лекарственных средств расходных материалов, протезов, лекарственных средств имеющихся в наличии и закупленных за счет бюджетных средств в соответствии с клиническими протоколами;
- диагностика в рамках гарантированного объема предоставления бесплатной медицинской помощи, установленного в качестве государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения;
- психиатрическое обследование и (или) психиатрическое освидетельствование граждан при наличии медицинских показаний;
- наблюдение врачами амбулаторно-поликлинической организации здравоохранения, проживающих в зоне территории обслуживания данной ЛПО;
- в период обострения и временной нетрудоспособности;
- в случае применения нетрадиционных методов диагностики и лечения у пациентов, не переносящих фармакотерапии и имеющих заболевания;
- ограничено для платных услуг выполнение в ЛПО профилактических осмотров, осуществляемых по медицинским показаниям; детей, подростков, беременных; граждан — при призыве на срочную военную службу, службу в резерве, военную службу офицеров запаса, на военные специальные сборы, а также поступающих на военную службу по контракту; студентов и учащихся учреждений, обеспечивающих получение высшего, среднего специального и профессионально-технического образования; инвалидов, участников Великой Отечественной войны, участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, эвакуированных и проживающих на территории, загрязненной радионуклидами, безработных; безработных при приеме на работу и направлении на профессиональную подготовку и повышение квалификации, направленных органами по труду и социальной защите; граждан, направляемых на санаторно-курортное лечение; работников бюджетных учреждений и лиц, обязанных возмещать расходы на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении; поступающих на работу и работающих во вредных условиях, за исключением работников бюджетных организаций, осуществляются по договорам с нанимателями.
по социальным показаниям.
Глава 4. Ценообразование в здравоохранении
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является конкуренция. Политика ценообразования складывается в соответствии со структурой рынка. Бюджетное здравоохранение является примером монопсонии на рынке медицинских услуг, когда уровень цен, по которым приобретаются медицинские услуги, определяется не реальными издержками производителей услуг, которые никто не считает, а платежеспособностью государства и его представлениями о ценности такого блага, как здоровье граждан.