Международный рынок труда — перемещение (миграция) трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью получить работу или трудоустройства на более выгодных условиях, чем в своей стране. Различают экономические и неэкономические причины трудовой миграции. Первый включает: безработицу и национальные различия в уровне заработной платы. Второй связан с политическими, национальными, религиозными, расовыми, семейными и другими факторами. Большую роль играет межрегиональная интеграция.
Международный рынок труда начал формироваться в середине XIX в. Основными регионами притяжения мигрантов стали индустриально — развитые страны и прежде всего США. Особенностью современной международной трудовой миграции является ее значительный рост, вовлечение в этот процесс работников практически всех стран. К настоящему времени сформировались четыре центра мирового рынка труда: США, Ближний Восток, Западная Европа и Латинская Америка.
После распада СССР проблема движения трудовых ресурсов возникла в России. Происходит отток рабочей силы из России в США, Западную Европу и другие страны. Возникла проблема «утечки мозгов» — высококвалифицированных рабочих и художников.1
Международные массовые миграции и мировой рынок труда оказывают существенное влияние на весь процесс воспроизводства, не только на количественные, но и на качественные характеристики рабочей силы. Есть четкая ориентация на американскую или западноевропейскую модель. Происходит формирование некоего глобального стандарта потребления с общим увеличением потребностей населения, что действует в сторону увеличения стоимости рабочей силы.
Трудовая миграция влияет на благосостояние как развитых, так и развивающихся стран. В развитых странах привлечение иностранных граждан к уже сложившейся структуре вызывает социальные проблемы, поскольку в результате растет безработица. Основное внимание уделяется развивающимся странам, которые часто теряют лучшую рабочую силу. Однако меры по привлечению и использованию интеллектуального потенциала страны должны быть приоритетом для успешного развития любой экономики.
В настоящее время происходит активизация интеграционных процессов во всех сферах жизни общества. Если раньше, вплоть до ХХ века, интеграция происходила только в странах, близких к историческому пути развития, и в нескольких сферах: культурной и экономической. На современном этапе этот процесс начал сказываться и на социальной сфере. Наиболее ярко это проявляется в политике ЕС, когда каждый человек, работающий в ЕС, получает единый рабочий документ. 2
Миграция рабочей силы
... человек. Международный рынок труда существует наряду с другими мировыми рынками: например, товаров и услуг, капитала и информации. Рабочая сила, перемещаясь из одной страны в другую, предлагает себя как товар, осуществляет международные трудовые миграции. ...
Международная миграция любительского населения в наше время приобрела массовый характер. По оценкам специалистов, примерно к 2020 г. 200 млн человек во всем мире будут жить и обеспечивать свое существование в странах, гражданами которых они не являются.
Актуальность рассмотрения данной темы заключается в том, в настоящее время по мере формирования реального внутреннего рынка труда в России все более отчетливо проявляются и элементы международного рынка труда: экспорт и импорт рабочей силы, а также участие в международном рынке труда без прямой эмиграции из России. Эти процессы приобретают ярко выраженный характер и требуют изучения.
Цель данной работы — рассмотреть формирование международного рынка труда, а также участие России в этих процессах.
ГЛАВА 1.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ТРУДА, ЕГО ЧЕРТЫ
1. Причины формирования международного рынка труда
Мировой рынок труда — это система экономических механизмов, норм, инструментов, обеспечивающих взаимодействие спроса на рабочую силу и ее предложения на межгосударственном уровне. Международный рынок труда объединяет национальные и региональные рынки труда. Его формированию способствовало множество причин.
Одним из основных факторов является рост международной трудовой миграции. Массовая миграция стала одним из характерных явлений жизни мирового сообщества второй половины ХХ века и начала XXI. Международный рынок труда — форма существования трудовой миграции. Это не только сумма национальных рынков, но и новое качественное развитие рынка труда в контексте интенсификации процессов интернационализации производства и роста общения между народами. Национальные рынки труда все больше теряют изоляцию и изоляцию. Между ними возникают транснациональные потоки и перемещения рабочей силы, которые становятся постоянными и систематическими. Есть продавцы и покупатели вакансий, которые на более или менее постоянной основе занимаются поиском и продажей работы за рубежом. На начало 2000 г. в мире насчитывалось, по разным оценкам, от 80 до 130 млн. человек мигрантов. В 2010 году в мире насчитывалось 214 млн. мигрантов, из которых 49% составляют женщины. Значительная часть из них – трудовые мигранты.
Таблица 1
Численность международных мигрантов, 1960–2007 гг.
численность международных мигрантов, млн чел. |
||||||
1960 |
1970 |
1980 |
1990 |
2000 |
2007 |
|
Мир в целом |
75,46 |
81,34 |
99,28 |
154,95 |
176,74 |
190,63 |
Развитые регионы |
32,31 |
38,36 |
47,46 |
82,37 |
105,00 |
115,40 |
Развивающиеся регионы |
43,15 |
42,97 |
51,82 |
72,58 |
71,73 |
75,24 |
Европа |
14,24 |
18,79 |
21,89 |
49,38 |
58,22 |
64,12 |
Африка |
9,13 |
9,94 |
14,10 |
16,35 |
16,50 |
17,07 |
Азия |
28,48 |
27,82 |
32,11 |
49,89 |
50,30 |
53,29 |
Латинская Америка и Карибский бассейн |
6,01 |
5,68 |
6,08 |
6,98 |
6,28 |
6,63 |
Северная Америка |
12,51 |
12,99 |
18,09 |
27,60 |
40,39 |
44,49 |
Австралия и Океания |
2,13 |
3,03 |
3,75 |
4,75 |
5,05 |
5,03 |
Стоит отметить увеличение сроков пребывания мигрантов в стране трудоустройства. В Западной Европе средняя продолжительность пребывания иммигрантов превышает 10 лет. В Германии 1/4 иммигрантов проживает больше 20 лет.
Происходит миграция ученых, высококвалифицированных специалистов из разных регионов мира в развитые страны, а также из этих стран в развивающиеся страны. Международная миграция высококвалифицированных рабочих получила название утечки мозгов или утечки умов.
Изменилась этническая структура иммиграции. Возросла доли цветных иммигрантов из Азии, Африки, Латинской Америки. Они образуют большие однородные сообщества на территории принимающей страны. Общины живут в соответствии со своими традициями и культурой. Замкнутые сферы экономической деятельности, или анклавы, формируются с так называемой этнической экономикой. Между коренными народами и иммигрантами существуют социальные, политические, расовые и культурные различия. Возникают противоречия на этнической и религиозной почве, часто проявляющиеся в конфликтах.
Активизация в современном мире, особенно в Западной Европе, интеграционных процессов — еще один важный фактор формирования международного рынка труда. Европейский Союз в настоящее время достиг высокой степени интеграции национальных рынков труда. С 1992 года все работники в странах ЕС получают единый документ о трудоустройстве, в котором указываются работодатель, место и продолжительность работы, размер заработной платы и вид социального страхования. Что еще более важно, экспорт рабочей силы приносит государствам-экспортерам значительные доходы за счет перевода средств мигрантов в их страны происхождения. Суммы переводов могут достигать нескольких миллиардов долларов. Достаточно сказать, что из 80 стран, декларирующих свой платежный баланс в Международный валютный фонд, 52 страны имеют экспортные доходы от труда. Ведущее место среди них занимают Пакистан, Турция, Египет и Филиппины. В последнее время к ним присоединились Испания, Польша и Португалия. Кроме того, по некоторым оценкам исследователей, реальные доходы страны-экспортера рабочей силы в два раза выше декларированных, поскольку мигранты, возвращаясь на родину, как правило, привозят с собой ценности и сбережения, технические новшества,оборудование.
Формирование международного рыка труда — свидетельство того, что процессы мировой интеграции не только идут в экономической и технологической областях, но начинают затрагивать более сложную область социальных и трудовых отношений, которые приобретают теперь глобальный характер. Социальная политика разных стран с разным социальным опытом и разными национальными традициями вступает в прямое соприкосновение. Точки этого контакта — это, прежде всего, международные совместные предприятия, которые во многих случаях рождаются в разных частях света. Но часто возникает неразрешимая проблема объединения не только различных экономических и технологических структур, но и социальных. Это совмещение должно идти по многим направлениям и прежде всего в области:
- условий труда, способа найма и увольнений работников;
- оплаты труда, включающей системы дополнительных выплат;
- предоставление отпусков, свободных от работы дней;
- продолжительность рабочего времени;
- предоставление различных льгот, в том числе по линии материального снабжения, отдыха и т.д.
Немалые трудности возникают также при согласовании неодинаковой социальной практики и во многих других областях (профсоюзной деятельности, разрешения конфликтов и т.д.).
Таким образом, международный рынок труда — это не ординарное экономическое явление, а многосложный социально-экономический процесс, ставящий в повестку дня жизни мирового сообщества сложные вопросы смыкания, а в последующем и интеграции социального опыта и практики нации.
Движение рабочей силы на международном рынке труда осуществляется в виде трудовой миграции, типологию которой можно представить следующим образом:
- по продолжительности: регулярная (возвратная), нерегулярная (безвозвратная);
- по ограничениям на жительство и работу: контрактная и деловая;
- по юридическому статусу мигрантов: легальная и нелегальная;
- по уровню квалификации: миграция квалифицированной рабочей силы и миграция неквалифицированной рабочей силы.
Регулярную миграцию, в свою очередь, можно разделить на: свободное передвижение, постоянное поселение и вид на жительство в стране на определенный период.
1.2. Плюсы и минусы международной миграции рабочей силы
Рассмотрение позитивных и негативных последствий международной миграции рабочей силы лежит в основе определения направленной государственной и региональной политики и построения системы регулирования этого процесса, предусматривающей создание определенных общественных институтов и структур, управляющих международной миграцией на различных уровнях.
Позитивные последствия международной миграции рабочей силы для страны-экспортера:
1. Приобретение работником новой квалификации
2. Сокращение дефицита платежного баланса
3. Ослабление напряжения на внутреннем рынке труда
4. Облегчение структурной и технологической перестройки производства
Негативные последствия международной миграции рабочей силы для страны-экспортера:
1. Потеря квалифицированной рабочей силы
2. Усиление зависимости от иностранного спроса не только на товары, но и на рабочую силу
3. Переориентация капитальных вложений с освоения производственных ресурсов на потребление
4. Рост инфляции
Позитивные последствия международной миграции рабочей силы для страны-импотера:
1. Облегчение структуры региональных сдвигов
2. Содействие вертикальной мобильности местных работников
3. Снижение стоимости рабочей силы, общих издержек, связанных с сокращением численности рабочей силы
4. Торможение роста цен, благодаря склонности иностранных работников к сбережениям
5. Повышение качества рабочей силы путем отбора более молодых, квалифицированных работников
Негативные последствия международной миграции рабочей силы для страны-импотера:
1. Блокирует внедрение трудосберегающей технологии
2. Осложняет ситуацию на внутреннем рынке рабочей силы
3. Расходы на поддержку безработных иностранцев и их семей растут.6
Влияние на мировой рынок труда осуществляется на корпоративном, государственном и межгосударственном уровнях. Объективные потребности развития производства в условиях НТР, а также углубление международного разделения труда, производственной и технологической кооперации привели к неизбежному выравниванию уровней образования и профессиональной подготовки, к унификации стандартов образования и производственных условий в разных странах. Обмен межэтническим персоналом, открытие зарубежных филиалов крупными компаниями, обмен технологиями служат основой для формирования мировых стандартов производственной культуры, систем управления и межличностных отношений. Организационные структуры, типы используемых технологий становятся все более похожими в разных странах.
Глава 2 РОССИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ ТРУДА
2.1. Импорт рабочей силы
Вхождение России в качестве равноправного партнера в мировое экономическое сообщество неизбежно связано как с международной трудовой миграцией. Россия с опозданием была вовлечена в процессы международной миграции населения. Импортируя рабочую силу, он только в начале 1990-х годов поднял вопрос об экспорте своей работы. За время существования Российской Федерации как независимого государства были подписаны межправительственные соглашения с Германией, Польшей, Швейцарией, Финляндией, Словакией, Китаем и многостороннее, соглашение государств — участников СНГ. Немаловажное значение для РФ имеет и сотрудничество с Международной организацией по миграции (MOM).
Для России МОМ разработало серию программ профессиональной подготовки российских специалистов.
Выход России на международный рынок труда осложняется рядом факторов, и прежде всего неблагоприятной конъюнктурой этого рынка в последние годы (высокой конкуренцией со стороны стран – экспортеров рабочей силы).
Кроме того, помимо политики квот, западные страны устанавливают другие барьеры в отношении иностранной рабочей силы.
Надо признать, что процесс воспроизводства трудовых ресурсов в нашей стране прерван. И это выражается не только в повсеместном снижении рождаемости, но и в очень низкой заработной плате, которая не дает адекватной отдачи от работы. Пожалуй, самый тяжелый из всех кризисов, поразивших нашу экономику, — это профессиональный кризис. Вы можете занимать деньги, покупать технологии и даже сталкиваться со стихийными бедствиями. Но воспитание здоровых, грамотных рабочих требует многовековых традиций. Экспорт нашей работы в другие страны может стать одним из эффективных способов «переворота. Таким образом, мы являемся свидетелями постепенного выхода нашей страны на международный рынок труда. Россия уже одновременно импортирует и экспортирует рабочую силу.8
С принятием «Закона о занятости» (1991 г.) всем гражданам России предоставлено юридическое право выезжать за рубеж на работу. Этим правом человек может воспользоваться либо на основании межправительственных соглашений, используя специальные агентства, либо самостоятельно, устроившись на работу за границу. Миграционный процесс из России в большей степени развивается стихийно, а в меньшей — организованно. 440 000 человек уехали из России в период с 2003 по 2008 год. И это особенно остро стоит сейчас, когда страна живет в условиях экономического кризиса. Но еще более сложным представляется демографическая проблема, которая переросла в кризис на высшем уровне. Это также дало экспертам повод заявить о таком массовом явлении, как отток человеческого капитала в страны Европы и Америки.
Среди основных центров притяжения рабочей силы выделяют 2 группы:
1. США (40% прироста населения за счет мигрантов), Западная Европа – более четверти всех трудовых мигрантов мира. Основные страны – Германия, Франция, Великобритания.
2. Новые центры – это так называемые полюса экономического роста, среди них нефтедобывающие страны (Катар, Кувейт, ОАЭ).
Египет – туда стекается вся северная Африка трудовых мигрантов. Страны НИС Азии, Латинской Америки. Австралия – стек рабочей силы с Океании. ЮАР стек рабочей силы с Южной и Центральной Африки.
Продолжающийся с начала 1990-х гг. отток ученых и профессионалов высокого уровня за рубеж и низкая миграционная привлекательность России для зарубежных высококвалифицированных специалистов отрицательно сказываются на инновационном развитии экономики, а также на инвестиционной активности иностранных компаний. В то же время либерализация миграционного законодательства способствует развитию высококонкурентного сегмента мирового рынка труда, привлекающего высокопоставленный персонал из международных компаний. Новый федеральный закон, разграничивающий миграционные потоки и предоставляющий преференции высококвалифицированным специалистам и их работодателям, предназначен для подготовки новых человеческих ресурсов и создания такого типа экономики, который может адаптировать результаты мировой науки.
Сегодня для россиян страны Запада остаются наиболее привлекательными для жизни и трудоустройства. Однако действующее законодательство в этих странах не желает предоставлять всем иностранцам, в том числе россиянам, право жить и работать. Популярностью пользуются лишь работники вредных отраслей (металлургия, добывающая промышленность), младший медицинский персонал, домашние работники, няни. Право на хорошо оплачиваемую работу и проживание по-прежнему предоставляется только квалифицированным специалистам, ученым, художникам и отдельным спортсменам, которые могут конкурировать на мировом рынке труда. Как и в последнее десятилетие ХХ века, из России уезжают высококвалифицированные специалисты. Из них уходят программисты, химики, электронщики, механики, физики-теоретики, специалисты по физике твердого тела, молекулярной биологии, прикладной механике, математике, представители перспективных секторов медицинской науки. Только с одной разнице, что с 1993 по 2007 гг. Россию покинуло около 30000 ученых и специалистов. Уже сейчас юристы, экономисты, бизнесмены, специалисты в разных сферах жизни приезжают из России. Сегодня российские рабочие и специалисты работают во Франции, Германии, Австрии, Дании, Канаде и некоторых странах Латинской Америки. В перспективе Латинская Америка (прежде всего Аргентина, Уругвай, Чили) обещает стать важным центром восточноевропейской эмиграции, в частности России. Уходят самые квалифицированные специалисты, а с ними решения по выходу из кризиса и способы сделать экономику России более стабильной. Как показывает статистика и говорят уехавшие, они вполне сознательно готовы стать интеллектуальной и культурной элитой других стран, но не собираются возвращаться в Россию.
Экономист Михаил Делягин назвал это явление «тихой эмиграцией» — «уходом лучших», по сути, резко обозначив диагноз: «Для России эмиграция — это катастрофа, как и любое общество, которое к этому не готово. В первую очередь из страны уезжают самые активные граждане, что ведет к деградации остальных». Предпочтение пока отдается тем категориям работников, которые обладают опытом работы в совместных предприятиях и международных организациях, или же приглашаются жители приграничных районов, близкие по своему духу и поведению жителям приглашающей страны. Например, Финляндия охотнее приглашает на работу жителей приграничных с ней районов — Мурманской, Архангельской областей, а также Карелии.
Особенностью данной эмиграцией является трудность статистического анализа, т.к. многие люди начинают жить на несколько стран, но изначально оформляют учебную или трудовую визу, или участвуют в программах обмена (Work&Travel, Camp America, Au Pair и другие).
А после этого получают второе гражданство или остаются жить на нелегальных условиях, но в более приемлемой для себя социальной среде. Но, тем не менее, некоторое время сохраняют для себя российское гражданство. Данные же Росстата в большинстве случаев подразумевают под выездом из страны, связанным с эмиграцией, непосредственный выход из гражданства РФ. Поэтому по официальной статистике всего 6 человек за вторую половину 2008 года эмигрировали из России. К примеру, в эту статистику не входят 251 человек из России, ставшие в том же году гражданами Нидерландов, где разрешено двойное гражданство. То есть данные о количестве человек, мигрировавших за рубеж, являются в некоторой степени субъективными.
Многие уезжают из России по трудовой и учебной визе, кто-то в поисках политического убежища. Большинство из тех, кто уехал де-юре сохранили гражданство РФ, но де-факто работают и платят налоги за границей. Эти люди также не попадают в данные Росстата, который сообщает, что из России в страны дальнего зарубежья за последние четыре года уехало 110 950 человек. А значит цифры реальной эмиграции в несколько раз больше. Из информации, полученной из миграционных служб других государств и других ведомств, стало известно, что Россия в последние пять лет вошла в первую пятерку стран поставщиков человеческого ресурса в развитые государства мира. С января 2008-го только в страны Европы и Северной Америки и Австралию уехало на постоянное место жительства 218 230 человек. Причем более половины из них покинуло Россию в последние несколько лет. Пятая часть уезжающих молодежь в возрасте от 20 до 24 лет, а каждому четвертому эмигранту исполнилось от 35 до 45 лет.
Большую группу эмигрантов составляют беженцы и те, кто подал прошение о защите и об убежище в другой стране. По данным ООН на 2008 год статус беженца получило более 14000 выходцев из России. Их число по сравнению с 2007 годом выросло более чем на 3000. Всего за последние три года убежище в западных странах обрели около 50000 выходцев из России. Новым домом для них стала Польша, Австрия, Норвегия, Швеция, Германия, США, Канада, Новая Зеландия, Австралия и другие страны.
Каждый год из России уезжают около 35000 желающих получить образование за границей. Так в Великобританию ежегодно выезжает 30000 человек. И статистика прошлых лет показывает, что приблизительно 30% остаются там жить. А многие вернувшиеся подумывают над тем, чтобы повторно оформить учебную визу с возможностью будущего проживания в этой стране. Наглядным примером эмиграции из России является Норвегия. Лишь треть норвежских эмигрантов приехала свыше 5 лет назад, а другие две трети – 7 885 выходцев из России стали жить в Норвегии в последние 4 года. Основными группами стали семейные и беженцы.
Таблица 2
Численность международных мигрантов, 1960–2007 гг.
численность международных мигрантов, млн чел. |
||||||
1960 |
1970 |
1980 |
1990 |
2000 |
2007 |
|
Мир в целом |
75,46 |
81,34 |
99,28 |
154,95 |
176,74 |
190,63 |
Развитые регионы |
32,31 |
38,36 |
47,46 |
82,37 |
105,00 |
115,40 |
Развивающиеся регионы |
43,15 |
42,97 |
51,82 |
72,58 |
71,73 |
75,24 |
Европа |
14,24 |
18,79 |
21,89 |
49,38 |
58,22 |
64,12 |
Африка |
9,13 |
9,94 |
14,10 |
16,35 |
16,50 |
17,07 |
Азия |
28,48 |
27,82 |
32,11 |
49,89 |
50,30 |
53,29 |
Латинская Америка и Карибский бассейн |
6,01 |
5,68 |
6,08 |
6,98 |
6,28 |
6,63 |
Северная Америка |
12,51 |
12,99 |
18,09 |
27,60 |
40,39 |
44,49 |
Австралия и Океания |
2,13 |
3,03 |
3,75 |
4,75 |
5,05 |
5,03 |
Примерно треть россиян говорят о том, что у них за рубежом есть родные или знакомые, уехавшие из России. Таковы данные опроса фонда «Общественное мнение», проведенного в 44 субъектах Федерации в 2007 году. При этом 14% опрошенных сами хотели бы уехать на постоянное место жительства в другую страну. Из них 3% сейчас предпринимают для этого активные действия.
В общей сложности, за предыдущие годы из России по различным причинам уехало:
1991—1996 годы — 429 тысяч 548 человек,
1997—2002 годы — 207 тысяч 447 человек,
2003—2008 годы —229 тысяч 579 человек (до 440 тысяч человек).
Можно сделать следующие выводы, что экономическая миграция из России определяется следующими факторами: во-первых, более высоким уровнем жизни в промышленно развитых странах и выгодными материальными условиями, предлагаемыми другими странами; во-вторых, ограничением численности выезжающих емкостью рынков труда принимающих стран и в целом сравнительно низким уровнем квалификации рабочей силы в Российской Федерации, непризнанием большинством стран мира дипломов о высшем образовании, языковым барьером. Поэтому выезжать будет преимущественно высококвалифицированная и мобильная часть населения.
2.2. Экспорт рабочей силы
Что же касается иммиграции в РФ, то она сейчас рассматривается на правительственном уровне как один из способов выйти из демографического кризиса. Население нашей страны каждый год сокращается на 700 000 человек. Президент РФ Дмитрий Медведев неоднократно подчеркивал это в своих публичных выступлениях. Считается, что привлечение в страну образованных, культурных людей, уважающих российские традиции, сможет помочь в решение данной проблемы. В настоящее время население РФ снизилось до 142 млн. человек с 148 млн. 1992 г., при таких темпах к 2025 году в России будут жить всего 128,8 млн. человек. Сокращение населения, особенно трудоспособного, стало одной из причин миграции в Россию выходцев из других стран. По разным оценкам количество иммигрантов составляет от 5 до 15 млн. человек. В большинстве своем это граждане бывших советских республик, страны Балтии, Туркмения, Турция, Украина страны бывшей Югославии, Северная Корея. Также в России проживает около 1 млн. китайцев. В целом, рабочая сила из 114 стран мира. Большинство из приезжих находятся в стране на полулегальном состоянии.
По оценкам РАН, В России работает миллион приезжих из Украины и Азербайджана, 500 000 из Таджикистана, 400 000 из Узбекистана, по 300 000 из Киргизии и Армении. Знание русского языка и культуры, память об общем историческом прошлом, позволяет этим людям довольно легко адаптироваться в условиях нашей страны. По оценка РАН, трансферты на родину ежегодно достигают 3,67 млрд. долларов в год. Основной проблемой является уровень подготовки данных мигрантов, т.е. их уровень квалификации и образования. Люди, которые едут в РФ чаще устраиваются работать на те должности, которые не требуют специальных знаний и навыков. В результате ими заполняется ниша, не пользующая популярностью у коренных граждан. Прежде всего, это относится к Москве и Санкт-Петербургу. Другая же часть приезжает уже с определенным капиталом, тем самым, они сразу занимают позицию мелких частных предпринимателей. Т.е. нет целенаправленной политики государства на привлечение иностранных граждан на работу. Сейчас одной из главных целей государства стало перемещение рынка иностранной рабочей силы в свое ведомство. А уже в дальнейшем перестроить и реорганизовать его. Т.е. нанести удар по полуподпольным организациям, которые занимаются оформлением регистрации для приезжих.
С помощью иммиграции решаются проблемы дефицита рабочей силы в целом ряде трудных отраслей (например, добыча нефти и газа в Западной Сибири, транспорт, строительство, сфера услуг и общественное питание).
В то же время открытость границ и несовершенство законодательной базы привели к увеличению нелегальной миграции в нашу страну.
Последствиями нелегальной иммиграции являются
возрастание масштабов утечки финансовых ресурсов, крупномасштабная неуплата налогов; формирование значительных по численности этнических «анклавов», нередкое игнорирование этими «анклавами» российского законодательства и обычаев коренного населения;
- активное участие части нелегальных иммигрантов в теневом и откровенно криминальном бизнесе; в перспективе разрастание «анклавов» создает уже угрозы национальной военной и геополитической безопасности страны.
Особым аспектом нелегальной иммиграции является в значительной степени неконтролируемый поток иммигрантов из Китая, прежде всего в дальневосточные регионы России. Проблема миграции стала для России совершенно неожиданной. И поэтому сейчас государство пытается навести порядок в миграции.
Установить законодательные рамки этого процесса, а также суметь направить волны миграции в те города и поселения, которые испытывают в этом необходимость. В результате смогли бы решиться задачи по уменьшению плотности населения в мегаполисах и появление рабочей силы различный уровней квалификации в других регионах РФ.
2.2 Перспективы развития рынка труда
Успех проводимых в России реформ во многом зависит от степени институционализации легальной экономики в целом и отдельных рынков в частности. Конечно, следует учитывать, что в процессе институционализации могут формироваться не только эффективные институты. Например, институционализируются, наряду с легальными, и теневые рынки, и такие процессы, которые никак нельзя признать способствующими повышению эффективности экономики.
Создание рыночных институтов не тождественно процессу формирования рынков. Но в то же время успешное функционирование рынков, как основных механизмов экономической координации, является целью инженерии институтов. В современной экономической литературе по институционализму и экономике организаций различие между институтами и рынками сводится к тому, что рынки определяются как механизмы по передаче прав собственности, а институты – как правила и нормы, определяющие этот и др. механизмы поведения людей.
Процесс институционализации рынков труда в переходной экономике протекает сложно и противоречиво, сопровождаясь эрозией уже созданных институтов или их неэффективным функционированием (например, городских, молодежных и др. бирж труда).
Особая роль при формировании институтов рынка труда принадлежит формальным институтам, среди которых важнейшее значение имеют институты и нормы трудового законодательства. Принятие нового Трудового Кодекса в 2002 году должно способствовать изменению направления развития вектора конструктивных тенденций на современном отечественном рынке труда.
Ситуацию на российском рынке труда можно охарактеризовать как неравновесную (асимметричную), причем, природа неравновесия имеет особенности, которые часто не анализируются в рамках традиционного неоклассического макро- и микроэкономического анализа. Неравновесие на рынках в переходной экономике является институциональным, проявляясь в отсутствии институтов, которые могли бы обеспечить условия для возникновения эффективных равновесий.
На наш взгляд, выделяются следующие особенности неравновесия на рынке труда:
1) Сложившаяся ситуация является следствием переходных и трансформационных процессов в экономике в целом. Своеобразие приспособления рынка труда к сложившимся новым экономическим условиям и институтам заключается в том, что оно происходит не столько за счет сокращения численности занятых, сколько гибкости в оплате труда, а также в его продолжительности и эффективности. Конкретными проявлениями такой специфической гибкости являются низкий уровень заработной платы, высокий уровень ее дифференциации, систематические задержки в ее выплате, широкое распространение административных отпусков и переводов в режим неполного рабочего времени, развитие вторичной занятости, высокая текучесть кадров. Перечисленные факторы обусловливают сохранение трудоизбыточной (придерживаемой) занятости на значительной части российских предприятий.
2) Особенностью неравновесия современного российского рынка труда является существование увеличивающегося разрыва между официально регистрируемым количеством безработных и их общей численностью, которая не соответствует уровню падения производства. За последние годы наблюдается устойчивая тенденция уменьшения доли официально регистрируемых безработных в их общей численности. Так в июне 2000 года доля официально зарегистрированных безработных в их общем количестве составляла 22%, а в июне 2001 года — 15%. Одним из объяснений подобного феномена может служить прогрессирующий уход в «тень» легальной составляющей рынка труда. Значительный разрыв между регистрируемой безработицей и фактической можно объяснить тем, что безработный часто стоит перед выбором — иметь легальную занятость, но с крайне низкими доходами или иметь более высокие доходы, но лишиться всех социальных гарантий, перейдя в теневой сектор.
Таким образом, рынок труда в зависимости от институциональных факторов, представляется сложным структурированным образованием, состоящим из нескольких рынков и квазирынков, в зависимости от вида которого работники реагируют на разные стимулы при поиске работы. Поэтому каждый работник вынужден делать выбор между теневым рынком труда и легальным с невысокой заработной платой и минимальными социальными гарантиями. Именно, выбор работника из этих критериев, наиболее выгодных для себя, и будет в дальнейшем показывать, направление развития современного рынка труда в будующем.
3) Отклонение цены на рынке труда от совершенно равновесной можно также объяснить специфической монополизацией, которая является «наследием» плановой экономики, а также обусловлена слабостью и неразвитостью институциональной структуры.
Важнейшим институтом рынка труда является институт профсоюзов. В плановой экономике профсоюзы не являлись свободными ассоциациями трудящихся, а были встроены в общую систему государственного управления.
В России кризис системы государственных профсоюзов обозначился еще в дореформенный период, когда начали создаваться независимые профсоюзы, и широкий размах приняло забастовочное движение. В ходе последующих реформ российский рынок труда приобрел все важнейшие атрибуты, присущие современной системе трудовых отношений: независимые от государства объединения трудящихся; право на проведение забастовок; свобода заключения коллективных договоров; механизм трехсторонних соглашений с участием профсоюзов, работодателей и государства. Эти изменения были закреплены в законе «О коллективных договорах и соглашениях», положениях Правительства РФ «О российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», «О порядке подготовки и заключения генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений».
Необходимо учитывать тот исторический факт, что объединения работников способствовали институциональным изменениям, в результате которых получили распространения капиталоемкие производства и, следовательно, неизбежные технологические и организационные нововведения. Это согласуется с историческими фактами эпохи промышленной революции: организация больших групп наемных работников навязывала корпорациям постоянную заботу о развитии капиталоемких способов производства и о минимизации использования труда. Объединения занятых работников в профсоюзы — это единственная возможность повысить эффективность рынка труда в условиях монопсонии или олигопсонии.
В нашей стране профсоюзы еще не достаточно сильны и, скорее всего в ближайшем будущем они все еще не будут оказывать достаточного влияния, а следовательно развитие эффективности рынка труда в России в данном направлении наблюдаться не будет.
Приватизация и остро вставшая перед российскими предприятиями необходимость ориентироваться на рыночный спрос неизбежно должны были отразиться на структуре производства товаров и услуг и, следовательно, на структуре и величине занятости. Как ни парадоксально, ни того, ни другого (по крайней мере, в ожидавшихся) масштабах не произошло.
При планировании реформ особый акцент делался на изменение структуры прав собственности в стране. Но результаты этого процесса неоднозначны и, по оценкам большинства экономистов, неудовлетворительны из-за слабой развитости институциональных механизмов, которые способствуют эффективному перераспределению и контролю за собственностью, сокращению агентских цепей.
Индивидуализация собственности предполагает создание более конкурентных условий для перелива ресурсов в перспективные отрасли промышленности. Таким образом, приватизация, создающая множество частных собственников, является одной из предпосылок реструктуризации промышленности. Реформирование трудовых отношений в постсоветском обществе основывается на совершенно иных подходах, требующих собственных, кардинально отличающихся институциональных механизмов. Индивидуализация рынка труда (а новый Трудовой Кодекс, фактически, способствует этому), расширяющаяся в России, ставит наемных работников в положение, противостоящее односторонней монопсонии, что снижает Парето-эффективность распределения трудовых ресурсов. Ситуации с односторонне доминирующими группами работодателей можно противопоставить коллективное взаимодействие заинтересованных групп работников. В России подобное взаимодействие групп в будущем развития рынка труда должно привести к формированию законодательной системы, генерирующей эффективные формальные институты.
Для того чтобы профсоюзы, как объединения по защите прав наемных работников, стали значимым социально-экономическим институтом на рынке труда, необходимо, чтобы солидарное поведение в представлении рабочих обладало альтернативными преимуществами над другими вариантами поведения, в частности, индивидуалистическими.
Не все меры государственной политики развитых стран на рынке труда могут быть применены в условиях российской экономики. Политика государства в нашей экономике должна быть в первую очередь направлена на создание условий для становления институтов и, следовательно, институциональной структуры.
Институционализация рынка труда в экономике страны является частью более широкой проблемы, которая до сих пор, по мнению многих экономистов и других представителей общественных наук (социологов и политологов), не имеет однозначного решения, — проблемы институциональных изменений.
Институционализация (или формирование стабильной институциональной структуры экономики) представляет собой закрепление вновь приобретенных или импортированных неформальных и формальных правил и норм в устойчивых формах институтов и организаций (которые могут принимать как легальную, так и нелегальную, теневую форму), обеспечивающих систему экзогенных ограничений для хозяйствующих субъектов.
Переходная экономика характеризуется разрушением старых институтов (деинституционализация) и формированием новых (институционализация).
Деинституционализация рынка труда, по нашему мнению, представляет собой процесс формирования неэффективных локальных институциональных структур, характеризующихся неустойчивостью и высокой монопсонизацией.
На практике закрепляются институты, которые при значительном увеличении числа индивидов, следующих определенными ими правилами и ограничениями, дают возрастающую предельную отдачу для всей группы, в рамках которой применяется данный институт. Отдача от функционирования института представляет собой отношение между количеством блага, которое дает институт индивиду, и издержками по его обеспечению. Для возникновения возрастающей отдачи института группа, исходя из традиционной теории групп, должна быть достаточно большой. Действия в рамках таких институтов будут привлекательными для большинства индивидов в группе, поэтому для выполнения правил и ограничений, предписываемых институтом нет необходимости для насилия или какого-либо другого принуждения. Здесь выбор индивиды делают сами. Примером может служить возрастающая предельная отдача от институтов, закрепляющих правила солидарного поведения на рынках монопсонии.
Хотя для узкого круга лиц предельная отдача оставаться положительной, при увеличении круга лиц, входящих в сферу действия этого института, предельная отдача снижается. Примером такого института в современной России является социальное страхование, в частности, выплаты на лечение и отдых. В 2000 году 80% таких выплат были предоставлены 20% домохозяйств, имеющих наивысшие доходы.
Институты с убывающей предельной отдачей способствуют атомизации общества. На российском рынке труда это проявляется в возрождении семейственности на престижных и высокооплачиваемых рабочих местах, связанных с государственным управлением и осуществлением властных полномочий. Семья, как узкая группа, отражает господство институтов, присущих традиционному обществу, в том случае, если такие институты не дополняются правилами, необходимыми для существования расширенного порядка. Необходимость использования принципа солидарного поведения относительно больших групп возникает на определенном этапе институционализации капиталистического общества. Этот этап характеризуется процессом трансформации рынков, на которых выступают индивидуализированные агенты, в рынки, базирующиеся преимущественно на одностороннем или двустороннем взаимодействии организованных групп. Необходимость коллективизации (т.е. объединения в группы большинства экономических субъектов) кроется в процессах прогрессирующей неконкурентности отдельных рынков, которая становится значимой вначале XXI века.
Существуют две основные гипотезы, объясняющие процесс формирования социальных движений, таких как профсоюзы. Согласно первой (о непрерывности социального движения) нормы поведения, ложащиеся в основу какого либо социального движения и его идеология определяются традициями, существовавшими в обществе еще до начала модернизации. Вторая (о социальной мобилизации) отводит традициям минимальную роль, уделяя основное внимание рациональным действиям индивидов.
Для России не характерна модель формирования социальных движений (включая профсоюзные) на основе преемственности традиций по преимуществу из-за характера традиций, которые исторически сложились в стране. Согласно социологическим исследованиям в России не существуют традиции солидарного поведения и построения общественных отношений на основе взаимности. Доминирующей формой российской социальной организации являлась семья. В советский период также преобладала тенденция к организации жизни вокруг семьи и связанных с нею ценностей, несмотря на официально декларируемые идеалы коллективизма и интернационализма.
Создание социальных движений в России возможно на основе социальной мобилизации. Социальная мобилизация представляет собой процесс объединения ресурсов, которыми располагают индивиды и направления их на достижение совместных целей и защиту групповых интересов. В сложившихся экономических и политических условиях подобная мобилизация представляет собой процесс создания институтов, которые по отношению к включенным в сферу их действия индивидам, являются коллективными благами. Создание таких институтов не может происходить только спонтанно и на основе создания только неформальных институтов. Поэтому необходима разработка государственной политики, основывающейся на формальных институтах (прежде всего правовых), направленной на институционализацию и солидаризацию общества. Такая политика относительно рынка труда должна способствовать повышению эффективности рыночных механизмов, функционирующих в специфичных условиях переходной экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Международный рынок труда — это сфера обмена, купли-продажи рабочей силы, характер которых в значительной мере определяется интересами мирового хозяйства. Они определяют условия найма международной рабочей силы, величины оплаты и характер требуемого на рынке труда. Многообразие условий развития мирового хозяйства и мирового сообщества формируют чрезвычайно дифференцируемую по своему составу рабочую силу.
Международный рынок труда складывался и развивался, к сожалению, без участия бывшего СССР. Россия с опозданием была вовлечена в процессы международной миграции населения. Импортируя рабочую силу, Россия лишь в начале 90-х гг. осознала возможности экспорта своей рабочей силы. Тогда же в России начали закладываться правовые, экономические и юридические основы, необходимые для выхода на этот рынок. Право на экспорт рабочей силы из РФ провозглашено Постановлением Верховного Совета СССР от 19.04.91 “О занятости населения РСФСР”, действующем на территории России и в настоящее время. Названными законами правовое поле деятельности в сфере экспорта рабочей силы ограничиваться не может. Увы, до сих пор отсутствуют важные межгосударственные договоренности, способствующие получению рабочей визы для россиян. Это приводит к тому, что многие наши соотечественники на свой страх и риск выезжают за рубеж по туристической визе и пытаются найти работу.
За прошедшие годы Российская Федерация заключила соглашения по миграции рабочей силы с Германией, Францией, Швейцарией и др. Федеральная миграционная служба России обеспечивает реализацию установленных этими соглашениями квот не более чем на 20-25%. Одно из существенных причин этому является не отсутствие претендентов, а слабое знание ими иностранных языков.
Но одновременно с этим государство должно обратить свое внимание на удержание необходимых кадров в стране, а для этого нужно создать условия работы пригодные для современного мира. Необходимо бороться с «утечкой умов» в страны Западной Европы и Америки. Обеспечить поток человеческого капитала из других стран, который бы вкладывал в развитие России силы и умения, а также опыт других стран, обращая внимание на возможные проблемы этнического, национального и социального характеров.
Если подвести итоги работы, то можно выявить следующее:
1. Основные причины миграции рабочей силы – состояние рынка труда внутри страны и различия в уровне оплаты труда в принимающей стране и стране – экспортере рабочей силы. Основное направление движения рабочей силы – из развивающихся стран – в развитые. Миграция рабочей силы повышает эффективность использования трудовых ресурсов в мировом масштабе и способствует увеличению производства.
2. Выезд рабочей силы из страны-донора при наличии значительной безработицы смягчает ситуацию на рынке труда, за счет денежных переводов из-за границы положительно отражается на платежном балансе страны, экономит расходы бюджета на социальные нужды и др. В то же время бюджет лишается части своих доходов (налогов).
Для принимающей страны последствия иммиграции также противоречив. С одной стороны, иммигранты увеличивают совокупный спрос, страна экономит средства на образование и подготовку рабочей силы. С другой стороны, приток иностранной рабочей силы может вызывать напряженность на внутреннем рынке труда, национальные, религиозные, этнические конфликты.
3.Государственное регулирование миграции рабочей силы осуществляется на основе национального законодательства и международных соглашений. Иммиграционная политика, проводимая государством, предполагает контроль за притоком рабочей силы в страну и, как правило, предусматривает установление иммиграционной квоты, нормирование продолжительности пребывания в стране, требования к образованию, стажу работы, возрасту иммигрантов.
4. В настоящее время Россия выступает в основном в качестве поставщиков дешевой рабочей силы. Многие страны Азии, Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока, Западной Европы Западные страны в основном используют рабочих и специалистов из России на малоквалифицированных видах работ, на предприятиях с вредными условиями труда, в добывающей и обрабатывающей промышленности, а также в торговле, обслуживании, проявляют интересе к работникам младшего медицинского персонала, домашним работницам и няням, строителям, лесорубам, сварщикам. Спрос на неквалифицированную рабочую силу из России устойчив, но и здесь предложение подчас превышает спрос.
5. Высокооплачиваемую работу могут получить лишь квалицированные профессионалы, которые едут в основном в страны Западной Европы, США и Канаду. Широко распространена «утечка мозгов». Согласно заявлению статс-секретаря министерства образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, за период времени с 1989 года по 2004 год из России уехало порядка 25 тысяч ученых, а 30 тысяч работают за рубежом по временным контрактам. Ежегодные прямые потери России в результате «утечки умов» можно оценить не менее чем в 3 млрд. долл., а суммарные, с учетом упущенной выгоды, – в 50– 60 млрд. долл. Другими словами, страна каждый год теряет сумму, эквивалентную 1/3 всей своей внешней задолженности. А США, к примеру, за счет импорта ученых и высококвалифицированных специалистов (не только из России) дополнительно получают 80 – 100 млрд. долл. в год.
Последняя тенденция — переезд российских учёных в страны Юго-Восточной Азии, в том числе в Сингапур, где предлагают очень хорошие условия для работы.
Причинами «утечки мозгов являются» низкий уровень оплаты труда, неудовлетворительная матерально-техническая и приборная база, низкий престиж статуса ученого в России, научный и материальный успех покинувших Россию научных деятелей, бюрократизм и волокита на родине.
Параллельно «утечке умов» появилось и новое для России явление – бизнес-миграция. Это явление представляет собой эмиграцию предпринимателей, вызываемую отсутствием политической и экономической стабильности в России, засильем криминалитета, стремлением реализовать накопленный потенциал в более благоприятной обстановке.
6.В Россию же наблюдается приток так называемой «дешевой рабочей силы» из стран СНГ. С одной стороны, это несет в себе плюсы: заполнены ниши рабочих вакансий, не пользующихся популярность местного населения, в условиях фактической депопуляции населения России иммиграция позволяла более чем наполовину компенсировать эту «естественную» убыль населения. С другой стороны, возрастает численность нелегальных иммигрантов, социальных и этнических конфликтов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://marketing.econlib.ru/kursovaya/rossiya-na-mejdunarodnom-ryinke-truda/
1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения / Е.Ф. Авдокушин.- М.: ИВЦ Маркетинг, 2005.
2. Видяпина В.И. Бакалавр экономики. Хрестоматия Т.2. / В.И. Видяпина. – М.: 2003. URL: http://lib.vvsu.ru/books/bakalavr02/page0100.asp
3. Глущенко Г.И. Влияние международной трудовой миграции на развитие мирового и национального хозяйства / Г.И. Глущенко. — М.: ИИЦ Статистика России, 2006.
4. Татарников Е.А. Мировая экономика / Е.А. Татарников. – М.: Аллель,2005.
URL: http://be5.biz/ekonomika/etea/toc.htm
5. Томилов В.В., Семеркова Л.Н. Маркетинг рабочей силы / В.В Томилов, Л.Н. Семеркина. – М.: СПбУЭФ.
6. Мировая экономика. Россия на международном рынке труда.
URL: http://literus.narod.ru/Bussines/MirEcon/2-g2-6.htm
7. Экономический словарь
URL: http://abc.informbureau.com/html/iediaie_duiie_daaixae_neeu.html
8. 440 тысяч человек уехали из России за последние пять лет // Новая Газета, 01.12.2008.
9. Утечка мозгов, URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Утечка_мозгов
10. Trends in Total Migrant Stock: The 2005 Revision.