6.1 Жизненный цикл товара
Для определения стадии жизненного цикла товара автором данной работы была заполнена форма для определения стадии жизненного цикла и подведен итог анализа (Табл. 6).
Таблица 6 – Форма определения стадии жизненного цикла шоколада
-
Характеристики
рынка
Стадии жизненного цикла товара
внедрение
рост
турбулентность
зрелость
спад
Первичный спрос
—
—
—
1
—
Медленный рост
Быстрый рост
1
3
—
—
—
Замедление
—
—
3
—
—
Спад
—
—
—
—
1
Новые конкуренты
—
—
—
—
—
Несколько
Много
—
—
—
—
—
Мало
—
—
—
5
1
Еще меньше
1
4
2
—
—
Реальные цены
1
3
—
—
—
Стабильны
Снижаются
—
—
3
2
1
Непостоянны
—
—
—
—
—
Ассортимент товаров
—
—
3
—
—
Увеличивается
Почти не изменяется
1
3
—
2
1
Уменьшается
—
—
—
—
—
Дистрибуция
—
—
—
—
—
Медленный рост
Быстрый рост
1
—
—
—
—
Почти не изменяется
—
4
4
2
—
Сокращается
—
—
—
—
1
Модификации товара
—
—
4
—
—
Мало
Много
—
—
—
—
—
Очень мало
2
2
—
1
1
Содержание коммуникаций
—
—
—
—
—
Базовая функция
Главные свойства
—
—
—
—
—
Новые способы применения
—
—
—
—
—
Второстепенные свойства
—
—
—
—
—
Итог
6
1 8
20
1 2
6
Таким образом, по результатам анализа было выявлено, что рынок шоколада в настоящее время находится в турбулентной фазе, поэтому уровень потребления варьируется. (20 баллов).
6.2. Прогноз спроса на ближайшие три года
а) потенциальная емкость
Введем следующую формулу вычисления потенциальной емкости рынка:
Q = n*p*q (3), где
Q – искомое значение емкости рынка.
N – количество потенциальных потребителей продукта.
P – средняя стоимость за единицу продукта.
Q – среднее потребление продукта одним реальным потребителем.
73% населения (105 млн. человек) употребляют шоколад,
Q=105000000*4,5=472500000кг(472500тонн).
б) Развитие потребительских сегментов
На рынке шоколада представлены различные виды продукции, рассчитанные на потребителей всех уровней. От продукции «эконом-класса» до совершенного товара.
в) потенциал замещения субститутов
Потенциал замены заменителей — повышение цены на шоколад, что приведет к «замене» этого продукта в пользу более дешевых товаров. Данная тенденция и наблюдается в настоящее время.
г) прогноз объемов потребления
прогнозируется падение потребление шоколада в России в 2017 году еще на 8-12%.
Стабилизация цен на рынке какао-бобов поможет удержать покупателей, но это не дело российских производителей. Однако они могут изменить политику закупок у европейских поставщиков и начать налаживание партнерских отношений напрямую со странами-производителями.
Изменение формата и размера упаковки шоколадных изделий позволяет снизить производственные затраты. Некачественная упаковка может существенно повлиять на покупку шоколадных изделий. Когда летом становится жарко, одна из основных причин падения продаж — таяние продуктов.
обнулить ставку
Ниже спрогнозировано потребление шоколада в РФ (Рис. 15).
Рис. 15. Прогноз потребления шоколада , кг/год
Таким образом, на рынке шоколадной продукции предвидится рост цен на шоколадную продукцию, обусловленный повышением стоимости какао-бобов; в свете вышеназванных тенденций прогнозируется пересмотр многими компаниями своей ассортиментной политики и выпуск шоколадной продукции экономсегмента; развитие участниками рынка производства шоколадных изделий меньших размеров; изменение формата упаковки соответственно современным тенденциям и потребительским предпочтениям.
6.3 Прогноз развития конкуренции
Основными конкурентами на рынке шоколада по-прежнему будут ООО «Нестле Россия», Объединенный кондитерский холдинг в составе ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский», заводы «РотФронт», «Красный Октябрь» и ООО «Марс».
Что касается появления новых игроков, то этому будет препятствовать олигополистический характер рынка. Кроме того, на рынке наблюдается выраженная тенденция слияний и поглощений компаний с образованием крупнейших пакетов акций. Наибольшая совокупная доля рынка приходится на крупные кондитерские компании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с поставленными задачами в рамках данной курсовой работы , можно сделать следующие выводы:
кондитерское изделие
Шоколад входит в состав большого количества продуктов, преимущественно десертных, таких как торты , пудинги , муссы , шоколадные пирожные и печенья.
Во-вторых, как показали исследования, постепенно увеличивается объем потребления материалов-заменителей.
В-третьих, рынок шоколада может считаться конкурентным, так как содержит в себе ценовые и неценовые барьеры входа на рынок, в частности, патенты, эффект масштаба, высокие расходы на рекламу и пр.
Исходя из проведенного исследования, основными конкурентами на рынке шоколада являются ООО «Нестле Россия», Холдинг «Объединенные кондтеры», ООО «Марс», ООО «Мондэлис Русь» , Ferrero, среди которых ООО «Нестле Россия» – лидер продаж шоколада в РФ.
В-четвертых, проведен стоимостной анализ. Большую долю в структуре цены занимает реклама (23%), себестоимость товара (22%), налоги (20%).
В-пятых, в ходе работы проведена классификация групп потребителей по возрастной категории, уровню доходов и полу.
Можно составить портрет потенциального потребителя шоколада: возраст от 10 до 20 лет, в основном, лица женского пола , с уровнем дохода от 11-15 тыс. руб.
В-шестых, жизненный цикл шоколада включает несколько этапов, обсуждаемых в этой статье.
Объем потребления, Таким образом, проведенное маркетинговое исследование показало, что рынок шоколада находится в
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://marketing.econlib.ru/kursovaya/ryinka-shokolada/
-
Академия рынка. Маркетинг: Пер. с фр. М.: Экономика, 2014. – 283 с.
-
Багиев Г.Л. Маркетинг [текст]: Учебник для вузов. 3-е изд. / Под
общ. ред. Г.Л. Багиева. СПб.: Питер, 2013. — 736 с.
-
Григорьев, М.Н. Маркетинг: учебник [текст] / М.Н. Григорьев — 3-е
изд. перераб. и доп. — М.: Издательство, Юрайт, 2011. – 345 с.
-
Ильин А. Приключения маркетинга в России / А. Ильин, И. Кухарчук // Практический маркетинг. — 2013. -№ 6. — С. 3-8.
-
Кабушкин, Н. И. Основы менеджмента / Н. И. Кабушкин. – 4-е изд. Минск: «Новое знание», 2012. – 336 с.
-
Котлер Ф. Маркетинг Менеджмент / Ф. Котлер, К. Л. Келлер. — 12- е
изд. — СПб. : Питер, 2012. — 816 с.
-
Котлер. Маркетинг по Котлеру. Как создать, завоевать и удержать
рынок. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2012.-296с.
-
Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок/ Ж. – Ж. Ламбен. — Спб.: Питер, 2011. – 225 с.
-
Маркетинговые коммуникации и управление продвижением продукции на потребительском рынке. – Ульяновск: ИПЦ ДГУ, 2015. — 321 с.
-
Михалева Е . В. Маркетинг: конспект лекций .- Таганрог, 2012.- 324 с.
-
Муллин Р. Прямой маркетинг: Поэтапное руководство по
эффективному планированию и определению целей: Пер. с англ. – К.. Знания. 2015. – 334 с.
-
Онтикова С. И. Состояние и перспективы развития рынка шоколадной
продукции России/ С.И. Ортикова // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 488-490.
-
Основы маркетинга: Практикум/Под ред. проф. Д.М. Дайитбегова,
проф. И.М. Синяевой. – М.: Вузовский учебник, 2013. – 201 с.
-
Посыпанова О.С. Экономическая психология: психологические аспекты поведения потребителей/ О.С. Посыпанова. – Калуга: Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2013. – 296 с.
-
Прогноз развития рынка шоколада. Режим доступа: http://pitanie-plus.com (дата обращения 21.12.2016)
-
Российский рынок шоколада. Режим доступа: http://moluch.ru (дата обращения 21.12.2016)
-
Рынок шоколада в России. Режим доступа: http://koloro.ru (дата обращения 21.12.2016)
-
Соловьев Б.А. Маркетинг / Б.А. Соловьев. – М.: ИНФРА-М, 2013. –314 с.
-
ЦИКР. Исследования. Режим доступа: http://cikr.ru (дата обращения 20.12.2016)