Public Relations (связи с общественностью) в сфере государственного управления

Курсовая работа

Глубинной сутью PR в независимости от сферы применения (бизнес, политика или государственное управление) является информирование общественности, ее просвещение посредством распространения знаний, повышения культуры. Однако, есть существенные различия связей с общественностью в государственном управлении и других сферах (например, в бизнесе), в первую очередь, обусловленные различием преследуемых целей.

Очень важно понимать, что связи с общественностью — это не пассивный продукт среды обитания человека, а активный фактор ее целенаправленного развития. Потребность в Public Relations возникает лишь на определенном этапе развития гражданского общества с появлением основных его институтов (партий, СМИ, профсоюзов), когда государство и граждане становятся взаимозависимыми. Иными словами, граждане по-прежнему нуждаются в социальной поддержке и защите, а государство уже нуждается, по крайней мере, в одобрении его действий обществом. В этих условиях для выработки стратегии действий и решения насущных проблем необходимо консолидировать интересы и координировать действия различных групп населения и организаций. Именно по этой причине в обществе с демократическими принципами наиболее эффективными средствами построения межгрупповых связей являются средства и технологии Public Relations, призванные влиять не только на общественность (как политические манипуляции и пропаганда), но и на того, кто инициирует сам процесс построения общественных связей. Следовательно, развитие демократических институтов является ключом к возникновению потребности в связях с общественностью. Но следует отметить, что сама демократия, будучи по определению силой, созданной людьми и в интересах народа, не может, в свою очередь, эффективно функционировать без использования механизмов связей с общественностью, направленных на увязку функций государства с функциями государства права и обязанности граждан.

Таким образом, Public Relations действует благодаря развитию основных институтов гражданского общества и стремлению властей наладить диалог с общественностью, мнение которой нельзя игнорировать при принятии ключевых решений.

Следовательно, рассмотрение опыта применения технологий Public Relations в системе государственного управления является актуальной и актуальной темой.

Уровень исследования темы в научной литературе. Теоретические аспекты Public Relations в системе государственного управления заложены в классических работах древних философов (Аристотель, Платон и др.), мыслителей средневековья (Н.Макиавелли), классиков нового времени (М.Вебер) и современных ученых (Сэм Блэк, Доти Дороти, В.С.Комаровский, А.Н.Чумиков).

38 стр., 18906 слов

Связи с общественностью (3)

... органами власти. 1. Связи с общественностью как технология управления репутацией 1.1 Сущность, назначение и развитие PR – деятельности Паблик Рилейшнз, РR (Public relations, PR) — разновидность ... консолидация PR-сообщества: создаются международные объединения специалистов, работающих в сфере связей с общественностью (1948 — Институт PR в Великобритании, Ассоциация PR в США; 1955 — Международная ...

На их труды (современников и классиков) опираются в своей деятельности политики, чиновники, правители и правительства многих государств.

Несмотря на то, что проблема связей с общественностью актуальна, она редко становилась предметом особого внимания. Например, в Российской Федерации получили более широкое распространение исследования смежных вопросов, связанных с информационным взаимодействием граждан и государственных структур, в первую очередь информационного влияния государства на массовое сознание. В связи с этим тема получила свое развитие в рамках изучения общественного мнения, теории пропаганды, политического менеджмента, идеологического воздействия и массовой коммуникации (напр., Г.Г.Почепцов, Г.Пушкарева, А.Санаев).

Развивались исследования проблем информирования населения и в политико-управленческом контексте (напр., В.С.Комаровский).

Цель и задачи курсовой работы. Целью работы является изучение современного состояния, проблем и тенденций развития технологий связей с общественностью в системе государственной службы. С учетом изложенного, в курсовой работе реализуются следующие основные задачи:

Изучить теоретические аспекты Public Relations в государственных структурах:

основные элементы системы коммуникаций,

закономерности возникновения PR как системы, принципы Public Relations,

цели и функции связей с общественностью в системе государственного управления.

Изучить особенности технологий связей с общественностью в государственных структурах Российской Федерации.

Проанализировав ситуацию в сфере связей с общественностью в органах власти Пермского края, высказать личный взгляд на проблему и внести предложения.

Объект работы — Public Relations в системе государственного управления.

Предмет работы — технологии паблик рилейшнз. В процессе исследования использовались различные материалы: монографии, публикации в электронных СМИ, законодательные акты, регламенты и т.д.

Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности использования результатов для разработки программы деятельности службы по связям с общественностью в системе государственной службы.

ГЛАВА I. PUBLIC RELATIONS В ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУРАХ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

public relations государственный власть

1.1 Public relations — элементы, определения

Сегодня отечественный рынок пиар-технологий пусть хоть и молод, но динамичен в своем развитии; с большой долей вероятности можно предположить, что он, охватывающий рекламу и связи с общественностью, и в дальнейшем сохранит свою положительную динамику. Связано это с самой сутью рекламных и PR-коммуникаций, которые заняты созданием привлекательного образа организации или товара (в нашем случае — системы государственного управления).

А без такого конкурентного имиджа для общества и страны любое правительство сегодня глупо и тупо, а значит, неэффективно.

Пиар или Public Relations — что это? Дань моде — брутальное слово из западной культуры или же обоснованная необходимость дня сегодняшнего, его образы, настроения и тенденции, формирующиеся по ходу развития государства и общества? Что послужило причиной появления пиара? Каковы его цели, задачи и посредством чего они претворяются в жизнь? Что есть пиар вообще?..

5 стр., 2368 слов

Система управления связями с общественностью

... связей с общественностью public relations общественность мнение «Public Relations» «Public Relations», Достаточно краткое и емкое определение понятия «паблик рилейшнз» дает И.М. Синяева: «Паблик рилейшнз (ПР) - система связей с общественностью, предполагающая многократную деятельность по улучшению взаимоотношений между организацией (фирмой) и общественностью, ...

Управление во всех человеческих культурах сегодня понимается как система управления организацией в рыночной экономике. Служащий-управленец (менеджер) любого уровня в своей профессиональной деятельности постоянно сталкивается с необходимостью:

  • а) побуждать подчиненных действовать в направлении достижения поставленных целей;
  • б) проводить свои идеи в переговорах с отдельными лицами и группами лиц;

— в) доказывать свою точку зрения непосредственному начальнику или завоевывать расположение участников обсуждения проектов, планов, перспектив и т.д., то есть реализовывать свою волю, а точнее «волю к власти» (термин Ф. Ницше), которая, к слову сказать, является одним из наиболее мощных мотивов поведения человека в системе государственного управления.

Определив понятие «коммуникация» и ее составляющие, мы пришли к выводу, что коммуникация неотделима от управления. Поэтому представляется логичным понимание пиара (Public Relations, связей с общественностью) как коммуникационного менеджмента. То есть управления посредством коммуникаций. Кто именно руководство? Различные целевые аудитории, которые меняются по мере изменения наших миссий. Но следует отметить, что «справиться» со всеми нами можно только коммуникативным способом. Фактически, главный рычаг воздействия PR-специалиста на публику — это коммуникация.

Русских вариантов словосочетания Public Relations / PR достаточно: это и оригинальное словосочетание / аббревиатура, и фоническая калька «паблик рилейшнз / пиар», и «связи с общественностью», и «общественные связи».

Наиболее функциональным и поэтому наиболее часто используемым является перевод фразы Public Relations в контексте связей с общественностью. Помимо функциональности, еще одним преимуществом этого варианта является то, что он официально одобрен в сфере образования в ряде постсоветских стран как название специальности вуза.

Основой системы коммуникации в связях с общественностью является организация, общественность и PR как средства обеспечения взаимодействия между организацией и общественностью.

Организация — любой субъект (банк, частная компания, министерство, партия…) социальной деятельности. Тип активности испытуемых не важен, так как каждый из них пытается воздействовать на аудиторию.

Общественность — это объект, на который направлено социальное действие организации. Общественность при этом отнюдь не пассивна, у нее есть все возможности «обратного влияния» на организацию; более того организация должна стремиться налаживать постоянный контакт с общественностью. В конечном итоге, цель организации — сформировать «свою» общественность, то есть максимально лояльную к себе целевую группу потребителей продукции / услуг организации. Но как получить аудиторию постоянно? Это возможно только тогда, когда общественность проникнется уважением и доверием к организации. А уважение нужно завоевывать. И путь к достижению этого заключается не в административных действиях системы управления, а в установлении, прежде всего, коммуникационных отношений с общественностью, в использовании методов управления коммуникациями.

10 стр., 4801 слов

Реклама и public relations. Сходства и различия

... общественности, - "паблик рилейшнз" (public relations), а также на установление и поддержание непосредственных связей ... общественности, а иногда даже применяли одинаковые тактики коммуникативного поведения. Хотя дисциплины очень похожи с точки зрения потребителей, профессионалы всегда сохраняли значительный концептуальный пробел. Цель курсовой работы ... процесс управления ... комплексной системы ...

Public Relations — способ управления с помощью коммуникаций отношениями между организацией и ее аудиторией (организацией и общественностью, внутри самой организации и т.д.).

Другими словами, это искусство создавать и продавать имидж организации нужной аудитории.

В этом определении можно найти еще одну работу по связям с общественностью: связи с общественностью являются неотъемлемой частью системы управления любой организованной формы бизнеса, заинтересованной в успешном развитии своего бизнеса.

Различные формулировки термина «Public Relations» встречаются и на страницах Интернета. Вот некоторые из них: Отношения — коммуникативная деятельность компании, направленная на создание гармоничных отношений с компанией, установление и поддержание эффективных отношений с полезной публикой, изучение общественного мнения и реагирование на него.

Связи с общественностью — это:

  • ·распространение информации клиента через средства массовой информации;
  • ·организация и проведение семинаров, пресс-конференций, презентаций и других акций с широким освещением в региональных средствах массовой информации;
  • ·информационное обеспечение привлекательного имиджа фирмы и предоставляемых ею услуг;
  • ·разработка и проведение рекламно-информационных кампаний.

Таким образом, существует множество определений, но суть одна: отношения — это одна из функций управления, которая способствует установлению и поддержанию взаимопонимания и сотрудничества между организациями и общественностью.

К слову сказать, сколько бы не существовало определений связей с общественностью, бытует мнение, что PR — не столько наука и технология, изобретенные кем-то, сколько объективно и постоянно присутствующая в обществе функция, направленная на формирование благоприятного (нейтрализацию неблагоприятного) фона вокруг некого объекта в некоторое время и в некотором объеме. Другое дело, что средства и методы реализации этой функции могут применяться с большей или меньшей степенью осознанности, на основе отрывочной эмпирической информации или гармоничной системы научной информации, мотивированной различными факторами и т.д. Стрит.

1.2 Закономерности возникновения PR как системы. Принципы PR-деятельности

Деятельность системы Public Relations в современном мире весьма многообразна. Коммуникационный менеджмент актуален сегодня, так как доказал свою эффективность перед чисто административными методами разрешения противоречий и достижения целей.

Представляется нужным упомянуть об основных закономерностях, приведших к возникновению PR именно как системы:

1.Политические. Характерно наличие развитого гражданского общества, в котором мнение граждан значимо для власть имущих, и последние вынуждены бороться за привлечение этого мнения, изменяя его в свою пользу, то есть существует политическая конкуренция.

2.Экономические. Существует развитый и конкурентный рынок, участники которого вынуждены бороться за потребителя со многими другими участниками рынка, предлагающими аналогичные товары и услуги. Следовательно, экономической оболочкой существования и развития PR как системы управления коммуникациями является наличие частной собственности, на основе которой строится конкурентный рынок.

6 стр., 2875 слов

Глоссарий. Связи с общественностью в органах власти

... взаимодействие граждан и общественных объединений с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Общественная приемная - это внештатное объединение специалистов, представителей общественности, работающих на общественных началах в областях, соответствующих их профессиональным знаниям, ...

-Коммуникационные. Для истинной работы по управлению PR-коммуникацией необходимо, чтобы компания разветвляла и развивала каналы массовых коммуникаций. Без существования таких каналов (которые появились только в XX веке), то есть без возможности единовременного оповещения миллионов людей о чем-либо, все «гениальные» разработки пиарщиков остаются лишь лабораторными опытами.

Единство в многообразии Public Relations удается соблюдать в большой степени благодаря унифицированной системе принципов (Принцип — от лат. principium — это специфическое понятие, в котором содержится наше знание о закономерностях, соотношениях, взаимосвязях), которыми в своей профессиональной деятельности (вне зависимости от сферы приложения деятельности) руководствуется система связей с общественностью. То есть наличие принципов показывает, что сама система связей с общественностью обладает способностью саморегулироваться.

Часто упоминание принципов связей с общественностью вызывает иронию или скептицизм. Мол, какие существуют принципы в беспринципном пиаровском деле, где каждый отдельный случай продиктован обстоятельствами? Однако при всей разности практических результатов деятельности связей с общественностью, все-таки есть общие принципы, которыми, порой даже не задумываясь об этом, руководствуются профессионалы Public Relations в своей работе.

Если от общих принципов пиар-деятельности перейти в более узкую сферу государственного управления, можно выделить следующие принципы:

  • Открытость власти перед обществом.

Один из основных принципов, обязательный для соблюдения. Речь идет о гарантии открытости информации при разработке и принятии управленческих решений.

Предусматривает обеспечение равного права на информацию для общественности (в том числе — СМИ).

  • Социальная ориентация.

Обеспечить приоритетность реализации государственной поддержки социально ориентированных информационных проектов. Этот принцип очень актуален для работы государственных пресс-служб, которые должны уделять особое внимание освещению в СМИ проектов большой социальной значимости, осуществляемых государством. Например, строительство коммунального жилья.

4.Законность.

Формирование системы, гарантирующей политическую и идеологическую свободу мысли и слова, независимость СМИ. Без законности не может быть верховенства закона: во время избирательных кампаний этот принцип становится соблазнительным лозунгом политической и экономической элиты.

5.Системность.

Информационная политика опирается на принцип системности в отношениях администрации со всеми СМИ. В данном случае подразумевается регулярное проведение встреч с руководителями СМИ, где все совместно обсуждаются интересующие вопросы, проблемы…

Система коммуникации (система PR) как организаций вообще, так и органов государственного управления в частности опирается в своем становлении на закономерности политического, экономического и коммуникационного характер.

Все принципы в системе Public Relations взаимосвязаны между собой. Чтобы добиться успеха, специалистам по связям с общественностью необходимо их комплексное применение на практике. В результате достигается системность управления, а также гармония и сложность общественной жизни в целом и отдельных ее сфер и направлений.

11 стр., 5151 слов

Связи с общественностью в органах государственной власти города ...

... по связям с общественностью; раскрыть основные проблемы и противоречия в организации связей с общественностью в органах исполнительной власти города Москвы; - выявить потенциальные резервы в совершенствовании связей с общественностью в органах исполнительной власти и сформулировать ключевые направления дальнейшего развития деятельности по связям с общественностью в органах государственной власти ...

I.3 Цели и функции PR в органах государственного управления

Демократическое государство, руководствуясь в своей деятельности правовыми принципами, должно постоянно поддерживать отношения с общественностью на платформе взаимопонимания и обмена информацией по всем вопросам общественной жизни.

Поэтому методы и технологии связей с общественностью в органах государственной власти гораздо разнообразнее, нежели в других областях, а значит, это требует от специалистов PR-служб (служб по связям с общественностью) высокого профессионализма, широкого спектра умений и навыков.

Основная цель служб по связям с общественностью в государственных органах — создать механизм использования коммуникационного потенциала в качестве ресурса для проведения государственной политики. Коммуникативные навыки государственной власти заключаются не только в наличии эффективных каналов информации, но и в умении общаться с населением, объяснять обществу свои решения и выслушивать запросы различных социальных групп. При отсутствии прозрачности в деятельности государства и своевременного информирования населения о ближайших перспективах и ожидаемых результатах в обществе возникают условия для отчуждения населения от институтов власти и, как следствие, недоверие к программам и решениям правительства родился.

Следует помнить, что органы государственной власти призваны не только информировать общество. это также средство просвещения основных слоев населения с целью стимулирования их к активному и продуктивному участию в решении национальных вопросов и проблем местного значения. Взаимодействие государства и общества строится на принципе сотрудничества, который требует делового партнерства и коллективной ответственности за совместно разработанные и принятые решения. Сотрудничество власти и общественности способствует развитию гражданского сознания и создает благоприятный социально-политический климат.

Следует отметить, что существует прямая зависимость между уровнем управления и характеристиками услуг по связям с общественностью: в местных и муниципальных органах власти в основном осуществляется коммуникационная функция, а общение с гражданами является постоянным и организованным. На федеральном, региональном и муниципальном уровнях упор делается на взаимодействие с прессой, на аналитическую и прогнозную деятельность.

Связи с общественностью как важный компонент государственного управления имеют четкие функции.

В качестве управленческой функции они включают в себя серию работ по предоставлению руководству государственных организаций информации об общественном мнении, помощи в предоставлении информации в различных сферах государственной деятельности. Конкретные направления решения проблем служб по связям с общественностью в государственных структурах определяются, прежде всего, основными функциями государства.

Одна из основных функций государства — защита суверенитета страны и национальных интересов. Особое значение придается формированию у жителей страны чувства гражданского достоинства и патриотизма, формированию уважительного отношения к армии и правоохранительным органам, к государственной символике. Граждане должны иметь законное чувство гордости за страну, в которой они живут и работают.

12 стр., 5939 слов

Договорные взаимоотношения и партнерские связи в предпринимательской ...

... партнерские связи в предпринимательской деятельности 1.1. Характеристика предпринимательской деятельности, ее формы, виды и функции Хозяйственная деятельность - деятельность субъектов хозяйствования в сфере общественного производства, направленная на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ ... властей. Вторая модель представляется инновационным (продуктивным) предпринимательством. В ...

Создавая благоприятные информационные условия для защиты суверенитета и интересов страны, необходимо учитывать, что эта функция государства является старейшей. В общественном сознании изначально сложилось мнение, что в первую очередь государство должно заботиться о защите своих граждан от внешней опасности. Человек может смириться с бедами и лишениями, но никогда не простит властям нерешительность и непоследовательность в отстаивании их конституционного права на суверенитет и независимость.

Важнейшим направлением в деятельности PR-служб в органах власти выступает информационное обеспечение деятельности судебной и правоохранительной систем. Власть в демократическом обществе должна отчитываться перед народом, избравшим ее. В правовом государстве в информационных сообщениях о деятельности судебной и правоохранительной систем власти всегда делается упор на законность тех или иных решений. В контексте сообщения прямо или косвенно прослеживается мысль о том, что закон превыше власти отдельного лица или органа.

Подводя итог сказанному, можно выделить в многогранной деятельности государственных структур по связям с общественностью несколько четких функций:

1.Информационно-политическая функция. Она направлена на разработку информационной политики по конкретным направлениям государственной деятельности, ее стратегии и тактики, фиксирующих движение событий по данным в динамике. Подразумевает тщательное изучение внешних и внутренних контрагентов, анализ конкретных ситуаций при осуществлении государственной политики, оценку общественного мнения, настроений, реакций населения, подготовку массива аналитических данных для принятия наиболее эффктивных государственных решений.

2.Информационно-коммуникативная функция. Предусматривает продуцирование, тиражирование информации при выполнении информационной работы с населением, а также для поддержания социально-психологического климата внутри государственного учреждения, соблюдения служебной этики, фирменного стиля.

-Консультативно-методическая функция. Состоит в консультировании по организации и налаживанию отношений с общественностью. В том числе и различных структур и подразделений органов государственной власти. Разработка концептуальных моделей сотрудничества и социального партнерства, программ, акций и кампаний PR.

-Организационно-правовая функция. Предполагает совокупные меры и действия по подготовке, проведению и организации активных акций, PR-кампаний, различного уровня деловых встреч, выставок, конференций и использованием средств массовой информации, аудио- и видеотехники. Правовое обеспечение деятельности службы по связям с общественностью.

Таким образом, связи с общественностью в рамках государственных структур представляют собой многофункциональную систему по организации и обеспечению отношений с общественностью и включают следующие моменты:

·Деятельность по связям с общественностью — это теоретическая работа по выработке положений рекомендательного характера для высшего руководящего звена.

·Это практическая работа по оценке двустороннего потока информации с широким использованием финансовых средств и возможностей материально-технической базы, а также специальных форм и методов воспитательно-образовательного воздействия на сознание и поведение людей, социальных групп, организаций и учреждений.

25 стр., 12218 слов

PR в средствах массовой информации как инструмент формирования ...

... по связям с общественностью и СМИ также актуальны для постоянного и разумного решения проблемы этой работы. Полученные результаты могут быть использованы для будущих PR-исследований в СМИ Краснодарского края. Объект работы, ...

ГЛАВА II. ПРАКТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

2.1 Особенности методов работы государственных служб по связям с общественностью

Зачастую многогранная деятельность службы по связям с общественностью носит декларативный характер и не направлена на действительное разрешение волнующих общество проблем. Вследствие чего, она способствует формированию закрытого типа государственной службы, которая замыкается на своих потребностях и интересах. А значит, идет вразрез с мировыми современными тенденциями, утверждающими новый стиль управления органов государственной власти и новую культуру менеджмента государства, ориентированного на население, его нужды и потребности, повышение ответственности за качество предоставляемых государством услуг и распределение ресурсов.

В целях определения наиболее оптимальной формы организации службы по связям с общественностью администрации города среди пресс-секретарей территориальных управлений был проведен опрос, согласно которому, создание пресс-службы главы исполнительной власти было признано своевременным и удачным управленческим решением. Оптимальная форма организации пресс-службы — самостоятельный отдел, замыкающийся непосредственно на первое лицо, с рекомендованным штатом в 25-30 человек (в территориальных управлениях на соответственный объем работы штат составил 3-5 человек).

Пресс-служба главы администрации города включает в себя:

  • руководство управлением;
  • информационно-аналитический отдел;
  • редакционно-издательский отдел;
  • отдел по работе со СМИ;
  • сектор телевидения и фоторабот;
  • сектор по работе в сети Интернет.

Начальник Управления — руководитель пресс-службы — имеет прямое подчинение главе города. Его основные задачи:

  • обеспечение распространения достоверной и своевременной информации о деятельности губернатора;
  • организация работы Управления в соответствии с возложенными на него задачами.

Руководитель пресс-службы обладает правом самостоятельного выступления в СМИ по вопросам своей служебной деятельности, и может давать какие-либо комментарии от лица первого лица городской администрации.

В состав аппарата руководителя пресс-службы (аппарат оказывает помощь в технической организации его деятельности) входят заместители начальника:

  • эксперт по правовым вопросам;
  • пресс-секретарь главы исполнительной власти города;

— куратор информационно-аналитического и редакционно-издательского отделов и два помощника руководителя — специалисты пресс-службы, которые помогают ему принимать решения и по своим функциям оказывают информационно-методическое и координирующее воздействие на сотрудников, подчиненных руководителю.

Специалисты аппарата имеют право давать указания остальным сотрудникам в пределах своей компетенции. Делегирование полномочий позволяет не только освободить руководителя от решения второстепенных вопросов и выполнения рутинных операций, но и способствует раскрытию способностей, проявлению самостоятельности и инициативы сотрудников.

В практике пресс-службы главы исполнительной власти города, безусловно, встречаются случаи столкновения со всевозможными видами нарушений средствами массовой информации правовых и этических норм. Одна из главных задач, стоящих перед службой по связям с общественностью — проведение комплекса мероприятий по предотвращению или минимизации ущерба, нанесенными деструктивными действиями средств массовой информации. Данные мероприятия строятся по принципу предвидения и планирования вероятных информационных атак; представляют собой постоянную деятельность по распространению «фоновой» информации, задача которой — сформировать и поддерживать имидж администрации и ее руководителей, а также обезопасить орган государственной власти в случае кризисной ситуации.

14 стр., 6941 слов

Связи с общественностью в государственных органах власти на примере ...

... «Службы по связям с общественностью государственных органов власти и управления ,дипломная работа Пещеровой О.В. на тему «Управление связями с общественностью в органах государственной власти», учебное пособие Моисеева ... в городе. Это нужно учитывать при выборе кандидата на пост главы пресс-службы - он должен мыслить творчески. Но в обоих случаях общие функции управления связями с общественностью ...

При подготовке информационного материала, в том числе призванного нейтрализовать воздействие СМИ, пресс-службе главы городской администрации оказывается содействие со стороны всех отраслевых и территориальных подразделений исполнительной власти города. Совместные действия по сопротивлению информационной атаке свидетельствуют о том, что информационная политика органа государственной власти носит целостный характер.

В задачи российской службы по связям с общественностью входит:

  • информирование граждан о деятельности государственных структур;
  • обеспечение активного участия граждан в государственных программах (например, участие в выборах) и поддержки ими регулирующих программ (например, борьба с курением, с наркоманией, перепись населения…);
  • стимулирование поддержки гражданами социально-значимых программ общественных движений;
  • создание благоприятного имиджа государственных структур.

В настоящее время социологи и политологи мира обеспокоены тем, что бурное развитие технологий связей с общественностью в государственных структурах может привести к превращению технологий в завуалированную форму пропаганды.

Действительно, связи с общественностью в государственной сфере довольно часто используют наряду с собственными методами и методы пропагандистского характера. Это объясняется тем, что в их основе лежат похожие манипулятивные воздействия на управление обществом.

И связи с общественностью, и пропаганда стремятся воздействовать на общественные ценности, ориентируясь на долговременный результат. Различия выявляются в способах манипуляции. Связи с общественностью стремятся подстроиться под уже сложившиеся отношения, тогда как пропаганда старается изменить эти отношения для своих целей. Основной принцип работы связей с общественностью — двустороннее общение. Если нет обратной связи с аудиторией, невозможно просчитывать эффективность усилий по поддержанию продвигаемого образа и подстраивать последующие шаги. Пропаганда же предполагает односторонний канал связи, то есть беспрекословное следование диктуемым сверху идеям. Методы Public Relations предполагают открытость, пропаганда же при существующей необходимости скрывает факты. Если в пропаганде не всегда учитываются этические аспекты, то связи с общественностью, напротив, стремятся достичь взаимопонимания через добровольное принятие мнений и идей.

Из интервью г-на Борисова А., основателя Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО): «…Пропаганда — это односторонняя форма коммуникации, которая, по сути дела, не требует ответной реакции от общества, не предполагает ее и не заинтересована в ней. Это инструмент власти, заинтересованной в том, чтобы сделать общественность своим союзником, действующим в рамках жесткой идеологической системы координат. Пропаганда и связи с общественностью сходятся в одном: последние тоже заинтересованы в приобретении союзника в лице общества. Однако средства используются совершенно разные. Связи с общественностью, по сути дела, обслуживают состязательность общества, их задача — выявить, кто лучше, кто полезнее для общества. В своих крайних проявлениях, если нарушаются законы жанра, PR уподобляется пропаганде. Но в чистом, классическом виде, он, во-первых, не оперирует ложными сведениями, а во-вторых, чутко прислушивается к общественному мнению, и, что главное, корректирует политику корпорации или власти….»

Технологии пропаганды, используемые в деятельности связей с общественностью, могут опираться на когнитивные, коммуникативные и резонансные схемы.

Использование когнитивных схем можно представить в виде айсберга. Массовое сознание получает указание на верхушку айсберга, за которой следует весь объем связанной с ней информации.

Коммуникативные схемы воздействия уже апробированы в обществе, передача информации с их помощью увеличивает ее эффективность. Пропаганда, как правило, использует уже имеющиеся в обществе схемы коммуникаций, например, привлекает к решению своих задач лидеров мнений, то есть людей, которые принадлежат к первичной аудитории, людей, с мнением которых в той или иной сферах считаются все остальные.

Резонансные технологии подразумевают, что в ряде случаев из набора ситуаций СМИ начинают использовать только некоторые из них. Обычно СМИ реагируют на две резонансные схемы:

·Когда поступает подтверждение уже имеющимся в обществе слухам.

Население готово услышать подтверждение того, во что уже поверило. Не хватает лишь конкретной подсказки.

·Когда реализованная ситуация вступает в противоречие со сложившимся имиджем.

Так происходит, когда действия общественно значимой фигуры идут в разрез со сложившимся образом и запоминаются на долгое время.

Особенно сильное воздействие такие технологии приобретают, когда имеет место перекодировка из одного языка в другой. Суть перекодировки заключается в «переводе» информации с вербального языка на языки визуальный и событийный, поскольку событиям и картинкам люди верят больше, нежели словам.

Чтобы ввести нужную информацию, можно использовать стандартный метод привлечения внимания — метод «паровозика», когда в рассказе факты цепляются друг за друга. Например, рассказ о руководителе учреждения идет «в комплекте» с рассказом о самом учреждении.

Основные технологии манипулирования, заимствованные из пропаганды, нейтральны по своим качественным характеристикам. Уже сам специалист по связям с общественностью решает, с какими целями он будет их использовать.

Жанры коммуникацииАдресСредстваЦельРекламаКлиент-покупатель. Первая сигнальная система.Провокация желания вызвать спрос. Маркетинг. Реклама.Заставить сделать покупку или воспользоваться услугой.Связи с общественностьюСоциальный субъект (в том числе и сотрудники учреждения).

Вторая сигнальная система.Работа на уровне сознания. Менеджмент. Факты.Вызвать доверие.ПропагандаСоциальное положение. Первая сигнальная система.Игра на подсознание, на восприятие символов, знаков. Аргументы.Убеждения — действия в определенном направлении.

Выводы:

Связи с общественностью в государственной сфере, наряду с собственными методами, иногда используют методы, заимствованные из арсенала пропагандистских средств. Это связано с тем, что и связи с общественностью, и пропаганда стремятся воздействовать на ценности, ориентируясь на долговременный результат. Однако, если пропаганда не всегда учитывает этические аспекты, связи с общественностью, напротив, стремятся достичь взаимопонимания через добровольное принятие мнений и идей.

Связи с общественностью могут быть успешными только тогда, когда они основаны на этических нормах и осуществляются честными средствами. В деятельности связей с общественностью цель почти никогда не оправдывает использование ложных, вредных или сомнительных средств.

2.2 Пиар-кампания как элемент Public Relations в органах государственной власти

Возрастание роли служб по связям с общественностью в органах государственной власти особенно отчетливо проявляется при организации крупномасштабных мероприятий (PR-кампаний).кампания — это комплексное, многократное использование PR-средств, а также рекламных материалов в рамках единой концепции и проведения общего плана воздействия на мнения и отношения людей в целях популяризации имиджа, поддержания репутации, создания паблисити.

Имидж — образ, устойчивые впечатления общественности о фирме, товаре, услуге, деятеле, профессии, социальной группе, месте проживания, стране и т.д.

Паблисити — приобретенная с помощью PR и рекламных усилий известность, общественная репутация, влияние.

Сущность PR-кампании состоит в том, чтобы посредством коммуникативных каналов (СМИ, Интернета и прочих) осуществлять конструктивное взаимодействие PR-объекта с обществом и его сегментами (целевыми аудиториями).

Основные усилия PR-деятельности направлены на формирование общественного мнения и управление репутацией PR-объекта, что в итоге повышает нематериальные активы последнего.

В кампании по связям с общественностью, прежде всего, важен стратегический подход в воздействии на мнения и отношения людей, который значительно увеличивает вероятность достижения желаемых результатов.

Стратегическое планирование в Public Relations включает принятие решений по программным целям и задачам, включая идентификацию ключевых общественных групп, установление политики и правил для выбора и определения стратегии.

Необходима тесная связь между глобальными программными целями, задачами, установленными для каждой общественной группы и выбранной стратегии.

ПРИМЕР ПИАР-КАМПАНИИ, ПРОВОДИМОЙ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.

Чтобы наглядно продемонстрировать организацию и проведение пиар-кампании органов власти мы, используя теоретические основы, накопленный опыт и наблюдения, осветим одно крупномасштабное мероприятие (День города) в г. Перми.

Первый этап — исследование проблемы и формулировка ее основных целей и задач. Для службы по связям с общественностью главная цель заключалась в том, чтобы праздничные мероприятия по случаю Дня города стали общегородским событием, что, безусловно, способствовало бы укреплению имиджа городских и краевых властей среди населения г. Перми и гостей краевой столицы.

Учитывая исторический опыт и сложившиеся традиции, для достижения цели перед службой по связям с общественностью были поставлены следующие задачи:

  • организовать праздничные мероприятия так, чтобы они продемонстрировали позитивные стороны прошлого, настоящего и будущего города;
  • оптимально задействовать все имеющиеся каналы массовой информации для всестороннего освещения праздника и доведения информации до сведения горожан, прочих жителей страны и международной аудитории;
  • все запланированные праздничные мероприятия должны быть ориентированы на три основные аудитории: горожане, туристы и гости администрации города и руководства страны;
  • вести подготовку праздничных мероприятий с постоянным пиар-сопровождением, позволяющим работать в течение всего юбилейного года на основную цель.

Второй этап — разработка стратегии и тактики кампании. Были разработаны Концепция и Программа подготовки к празднованию юбилея города, которые предполагали усилить роль города как крупного центра науки и подготовки кадров, центра развитого рынка банковских услуг, информационного и транспортного узла, делового и культурного центра региона, европейского интеграционного центра туризма, города с богатой историей и интеллектуальным потенциалом…

Соответственно, период подготовки к празднованию торжества города был определен как период реализации эффективных, значимых проектов в различных областях науки, культуры, городского строительства, техники, которые станут опорой экономического и культурного подъема города в будущем. Для отечественных и зарубежных инвесторов готовых с выгодой для себя и с пользой для города участвовать в подготовке празднования создавались самые благоприятные условия.

Системообразующим элементом центрального дня праздничной недели стала прямая трансляция мероприятий этого дня. Картина происходящего была интересна как в живом показе, так и в качестве материала для подготовки выпусков новостей за рубежом.

Основные события праздника были сосредоточены в наиболее значимых местах исторической части города. Кроме того, были проведены локальные юбилейные мероприятия в каждом районе города с использованием территорий парков, набережных водоемов для проведения тематических праздничных программ.

Чтобы обеспечить успех телевизионной трансляции структура мероприятий центрального дня праздничной недели строилась следующим образом.

Все массовые уличные мероприятия разделили на категории:

для гостей руководителя региона и главы администрации города

для молодежи в возрасте от 13 до 25 лет

Для молодежи были запланированы большой рок-фестиваль с участием ведущих отечественных музыкантов и зарубежных звезд и Open Air Dance Party с участием лучших отечественных и зарубежных ди-джеев.

для родителей в возрасте до 40 лет с детьми до 12 лет

На некоторых площадках города были развернуты большие экраны для прямой телевизионной трансляции праздника. В ходе трансляции планировались включения с этих площадок. Форма празднования для этой категории участников — народные гуляния.

для зрелых горожан в возрасте от 55 лет

Для зрелых горожан были запланированы мероприятия на внутриквартальных площадках поблизости от места жительства участников, в ходе которых аккордеонисты и духовые оркестры исполняли музыку советских лет. Участники могли и слушать, и танцевать.

Последний этап кампании — оценка ее эффективности. Подводя итоги кампании, отмечено, что в целом все задачи были решены:

организация праздничных мероприятий строилась по принципу демонстрационного продукта, отражающего все позитивные особенности прошлого, настоящего и будущего города.

информация о праздничных мероприятиях, распространяемая через СМИ, доходила до горожан, прочих жителей страны и международной аудитории практически без искажений.

подготовка праздничных мероприятий велась с постоянным пиар-сопровождением, позволяющим работать на основную цель в течение всего года.

праздничные мероприятия прошли так, что были удовлетворены три основные группы зрителей: горожане, туристы и гости администрации города и руководства страны;

  • по итогам проведения празднования была проведена пресс-конференция, на которой был дан полный отчет по деятельности пресс-службы в период подготовки и празднования юбилея города.

Выводы:

Цель PR-деятельности — улучшение и упрочение на основе правды и достоверной информации доверительных отношений внутри организации, а также между организацией и общественностью. Для этого специалистам по связям с общественностью необходимо выработать умение самостоятельно организовывать и проводить PR-кампании.

Планирование в PR должно вестись на стратегической основе, систематически и в письменной форме. Это позволяет отследить процесс реализации связей с общественностью и произвести оценку достигнутых результатов. Неструктурированная деятельность в области PR никогда не будет столь эффективна, как планируемая программа.

Нельзя пренебрегать исследованием общественного мнения, которое является залогом успешного ведения коммуникативной компании, поскольку позволяет определить лидера мнений целевой аудитории и отвечает на вопрос, как на нее воздействовать.

Обязательно нужно осуществлять обратную связь, для своевременной корректировки проведения PR-кампании, делая ее еще более эффективной.

Необходимо уделять большое внимание работе со средствами массовой информации, так как под их воздействием формируется общественное мнение.

ГЛАВА III. ПЕРМСКИЙ КРАЙ: АНАЛИЗ СИТУАЦИИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ В ОБЛАСТИ PR

Рассмотрев теоретические аспекты Public Relations, проанализируем, как обстоит дело на практике в области связей с общественностью в органах государственного управления Пермского края. В частности, рассмотрим работу Департамента общественных связей администрации губернатора Пермского края.

Целями деятельности Департамента являются обеспечение взаимодействия губернатора края, органов государственной власти Пермского края и органов местного самоуправления в Пермском крае с Общественной палатой Пермского края; организация взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с Администрацией губернатора края по вопросам оптимизации эффективности контрольно-надзорной деятельности; реализация полномочий губернатора края по обеспечению военно-патриотического воспитания жителей Пермского края в части подготовки граждан к военной службе.

Обеспечивая эти полномочия, департамент осуществляет следующие функции:

  • ·разработку документов стратегического планирования Пермского края в сфере взаимодействия с Общественной палатой, казачеством, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Пермского края, а также предложений в них;
  • ·организационное обеспечение деятельности коллегиальных органов, образованных по вопросам компетенции Департамента.

По вопросам организации взаимодействия органов власти Пермского края с Общественной палатой Пермского края департамент:

  • ·обеспечивает реализацию Закона Пермского края №381-ПК от 13 января 2009 г. «Об общественной палате Пермского края» в рамках своих полномочий;
  • ·осуществляет взаимодействие и представляет Администрацию губернатора края в Общественной палате Пермского края, в Общественной палате Российской Федерации (ее органах, рабочих группах и т.д.);
  • ·осуществляет работу с Общественной палатой Пермского края по вопросам взаимодействия общественных организаций и органов государственной власти;
  • ·организует взаимодействие между Общественной палатой и органами исполнительной власти Пермского края;
  • ·создает механизмы участия общественности в процессе подготовки социально-значимых нормативных правовых актов органов государственной власти Пермского края;
  • ·обеспечивает проведение публичных обсуждений и общественной экспертизы проектов социально значимых нормативных правовых актов органов государственной власти Пермского края на базе Общественной палаты Пермского края.

По вопросам координации взаимодействия контрольно-надзорных органов, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений департамент:

  • ·организует деятельность межведомственной комиссии по анализу эффективности контрольно-надзорной деятельности Пермского края;
  • ·осуществляет взаимодействие территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных предприятий, органов исполнительной власти Пермского края в части реализации мероприятий, направленных на патриотическое воспитание жителей Пермского края;
  • ·осуществляет взаимодействие с аппаратом главного федерального инспектора по Пермскому краю в сфере деятельности Департамента.

По вопросам осуществления военно-патриотического воспитания в Пермском крае и подготовки граждан к военной службе департамент:

  • ·реализует мероприятия, направленные на патриотическое воспитание жителей Пермского края, в части касающейся взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральными государственными предприятиями;
  • ·содействует созданию новых военно-патриотических организаций, военно-патриотических и спортивно-патриотических клубов и объединений, поддерживает их деятельность;
  • ·организует взаимодействие органов власти Пермского края с военно-патриотическими организациями;
  • ·организует реализацию патриотических мероприятий в части взаимодействия Администрации губернатора края с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных предприятий;
  • ·вносит предложения по совершенствованию материально-технической базы военно-патриотических объединений Пермского края.

По вопросам взаимодействия с казачеством Пермского края департамент:

  • ·координирует и оказывает содействие казачьим обществам в их деятельности по несению государственной или иной службы;
  • ·проводит работу по недопущению конфликтов между казачьими организациями;
  • ·проводит сбор, обработку и анализ информации по всем направлениям казачьего движения, прогнозирование тенденций и возможной динамики процесса;
  • ·организует и проводит культурные акции, направленные на развитие традиций казачьей культуры;
  • готовит материалы к изданию книг, брошюр, журналов, буклетов казачьей тематики;
  • ·оказывает консультативную помощь органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края в сфере взаимодействия с казачьими обществами, сохранения и развития казачьей культуры;
  • ·развивает партнерские отношения, организует консультации, обмен информацией с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований других субъектов Российской Федерации, а также с казачьими обществами, находящимися на территории других субъектов Российской Федерации;
  • ·осуществляет взаимодействие с международными организациями, федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, краевыми органами исполнительной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и казачьими обществами по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

— ·взаимодействует с комиссиями (в том числе окружной) и рабочими группами Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества и содействует реализации решений указанного Совета и его комиссий, принятых в отношении казачьих обществ в Пермском крае.

Информационно-аналитическая деятельность Департамента общественных связей администрации губернатора Пермского края.

Государственные органы обладают большими информационными ресурсами, поскольку внутри системы возможен активный обмен информацией на безвозмездной основе, и эта информация подлежит систематической обработке. Информационно-аналитическая деятельность очень важна, она напрямую связана с процессом управления, что признают многие руководители.

Важная роль принадлежит взаимодействию информационно-аналитических структур и сбалансированности их целей и задач внутри органа управления с другими структурами. В практической работе также важно, чтобы в информационно-аналитическом подразделении осуществлялся непрерывный цикл подготовки материалов — начиная от процедуры определения показателей сбора данных, их классификации, обработки и заканчивая анализом информации, разработкой прогнозов и практических рекомендаций.

Обычно выделяют три уровня информационно-аналитической деятельности: информационно-технологический, информационный и аналитический.

Информационно-технологическое обеспечение подразумевает не столько наличие компьютеров, сетей и средств связи (хотя это условие необходимо), сколько продуманной программной среды, позволяющей накапливать, обрабатывать и искать необходимую информацию в автоматизированном режиме. Аналитическая служба как самостоятельное подразделение, как правило, востребована там, где существуют значительные информационные потоки, требующие обработки. Информация должна быть только та, которая в дальнейшем планируется быть использованной для анализа. Приветствуется создание собственных баз данных для решения конкретных задач. Чтобы свободно и без проволочек работать с информацией, она должна быть отобрана и хорошо структурирована для дальнейшей аналитической обработки. Например, можно систематизировать информацию по следующим направлениям:

·Банк текстовых сообщений (тексты, интервью, стенограммы, публикации), тематически относящихся к деятельности государственного учреждения.

·Архив информационной ленты новостей ведущих информационных агентств.

·База данных по каналам связи (ФИО, адрес, телефон/факс, e-mail) — руководство изданий СМИ, электронных СМИ, журналисты.

·Аудио- и видео-фонд передач радио и телевидения по тематике, относящейся к ведению администрации.

Информационно-аналитические подразделения в своей деятельности должны опираться не только на глубокую самостоятельную разработку проблем, но, главным образом, на привлечение экспертов, специалистов, обобщение уже готового материала, координацию исследований научных коллективов (специально-научных, социологических, политологических и прочих).

Это оправдано тем, что в штате невозможно содержать специалистов по всем направлениям. Поэтому очень важно иметь список экспертов — лиц, известных своими публикациями, научными достижениями, апробированной методологией; а также список лиц (кадровый резерв), которые не публикуют научные изыскания, но обладают потенциалом и практическими знаниями в исследуемой области, с последующим привлечением их к работе в органах власти.

Главная обязанность отдела в его информационно-аналитической деятельности — подготовка аналитического дайджеста для доклада руководителю органа власти, с которого начинается каждый рабочий день главы администрации. Дайджест содержит критические статьи в СМИ, аналитические материалы о работе администрации, складывающемся общественном мнении и другие материалы.

Вся информация, с которой обычно имеет дело информационно-аналитический отдел, условно различается на внутреннюю, входящую и исходящую.

Входящая информация:

  • материалы СМИ, различных информационных каналов, информационных агентств;
  • сообщения, обращения общественности — граждан, групп, организаций;
  • книги, брошюры, прочая литература по PR-специальности;
  • данные для компьютерных программ аналитической обработки информации;
  • инструкции, документы, материалы, нормативные акты и тому подобное различных органов власти;
  • «канал молвы» — слухи, сплетни.

Исходящая информация:

  • обзоры прессы, различных информационных каналов, контент-анализ прессы;
  • материалы для прессы и информационных агентств — пресс-релизы, ньюс-релизы, ответы на публикации, сообщения, заявления, интервью, статьи и тому подобное газет, электронных СМИ, в том числе Интернета;
  • книги, журналы, брошюры, афиши, листовки, буклеты и так далее;
  • использование «канала молвы» — устные сообщения, распространяемые среди общественности;
  • аналитические, информационные и другие материалы для руководства;
  • аналитические, информационные и другие материалы для других подразделений;
  • ответы на сообщения, обращения общественности — граждан, групп, организаций;
  • ответы (необходимая реакция) на инструкции, документы, материалы, нормативные акты различных органов власти.

Внутренняя информация:

  • содержимое баз данных по всем СМИ, информационным каналам;
  • содержимое баз данных по общественным, политическим, творческим, профессиональным, религиозным и иным объединениям граждан;
  • содержимое баз данных по VIP-персонам и знаменательным событиям;
  • результаты социологических исследований, опросов населения;
  • методологические разработки, технологии, программы PR-деятельности;
  • внутренние документы пресс-службы (приказы, положения, регламенты, планы, инструкции и прочее).

Классификация материалов СМИ в обзоре прессы зависит от задач, стоящих перед службой по связям с общественностью:

  • ·По тематике (строительство, сельское хозяйство, промышленность, комплекс жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранение и так далее);
  • ·По организациям или персоналиям, которые представляют данные организации (Правительство, представительная связь, министр, вице-министр, управление финансов и так далее);

·По «тону» публикации:

информация (нейтральный тон),

проблема (ставятся вопросы, требующие решения),

критика (негативная оценка действий определенной организации или конкретного лица).

Обзор прессы может представлять собой краткое изложение основной мысли наиболее интересных публикаций или анализ тенденций, которые прослеживаются по совокупности материалов разных СМИ (например, оценка какого-то факта, события) с приведением наиболее ярких цитат.

Итак, практически 80% от объема деятельности государственных служб по связям с общественностью приходится на взаимодействие со средствами массовой информации. Для того чтобы систематически держать их в курсе происходящего, государственными пресс-службами чаще всего используются следующие формы работы со СМИ:

·подготовка и распространение пресс-релизов

В своей работе службы широко используют пресс-релизы, содержащие информацию о:

  • новых событиях;
  • структурных изменениях в Правительстве и администрации, связанных с образованием новых подразделений, сменой руководящего состава и тому подобное;
  • публичных выступлениях в СМИ руководства администрации.

Ежедневно сотрудники готовят пресс-релизы для газет, журналов, радио, телевидения и с помощью средств электронной и факсимильной связи рассылают их в информационные агентства, СМИ.

·встречи с журналистами

Встречи проходят регулярно в рамках повседневной деятельности. Работа с журналистами ведется как руководством пресс-служб, так и другими специалистами этих структурных подразделений органов государственной власти. Встречи с журналистами — одна из форм внешней и внутренней жизни пресс-службы.

·организация «круглых столов»

Разновидность формы совместного обсуждения идей, проблем, ситуаций, имеющих значение для широких кругов общественности.

·пресс-конференции

Пресс-конференция с приглашением представителей средств массовой информации используется, когда возникает необходимость в выяснении спорных вопросов с общественностью и привлечении ее внимания к решению какой-либо проблемы. Приглашение на участие в пресс-конференции рассылается во все СМИ или избирательно.

·брифинги

Брифинг представляет собой непродолжительную инструктивную встречу руководства администрации с журналистами с приглашением других представителей органов государственной власти. Сообщение на брифинге носит односторонний оповещательный характер с иллюстрацией конкретных фактов. Это та же пресс-конференция, но без комментариев. Как правило, брифинги организуются в случаях чрезвычайных происшествий, общественных скандалов, чтобы дать объяснения происшедшему, его причинам, предотвратить возможные ошибки и преувеличения по этому поводу;

·организация регулярных выступлений руководящего состава в средствах массовой информации

Обычно в государственные пресс-службы из отечественных и зарубежных СМИ поступает большое количество просьб об интервью. Разумеется, все их удовлетворить невозможно, но необходимо стараться сделать так, чтобы ни одна просьба, ни одно предложение не остались без внимания.

·информационный обмен

Одна из главных задач работы пресс-службы — превратить СМИ в естественного союзника. Пресс-служба строит свою работу со средствами массовой информации в режиме диалога, сотрудничества, взаимной ответственности, что, естественно, способствует повышению действенности, результативности ее влияния на общественное мнение.

Формируя отношения со средствами массовой информации, государственная пиар-служба обычно вырабатывает общую политику этих отношений. С одной стороны она определяет правила предоставления информации для СМИ, а с другой — правила сбора и анализа информации уже выпущенной СМИ для общественности. Специалисты службы, отвечающие за коммуникацию со средствами массовой информации, постоянно следят за сообщениями в печати, на телевидении и радио, ежедневно готовят обзоры прессы для руководства администрации, дают оценку результатам обратной связи с целевыми аудиториями, отвечают на вопросы, жалобы и выступления в СМИ, лично или опосредованно выступают с опровержениями.

Ярким примером работы в сфере связей с общественностью в органах государственного управления в Пермском крае является активизация деятельности госчиновников в последнее время интернет-пространстве, в частности в блогосфере и социальных сетях.

Пермские власти стремятся к более продуктивному прямому диалогу с населением, поэтому апреле 2014 года в Прикамье начал работу интернет-ресурс «Открытый регион. Блоги». Теперь жители Прикамья могут получать информацию о работе госорганов «из первых уст» и напрямую общаться с их руководителями через личные интернет-дневники последних.

Интерфейс портала «Открытый регион. Блоги» разработан с учетом интересов пользователей. А система навигации позволяет осуществлять поиск не только по авторам блогов, но и по направлениям деятельности госорганов. Наиболее популярные темы расположены на главной странице портала. В перспективе планируется сформировать систему учета общественного мнения через голосование или опросы. Не отстает от исполнительной и законодательная ветвь власти.

«Открытый регион. Блоги.» (Регламент в Приложении) представляет собой веб-сайт, основное содержимое которого это регулярно добавляемые записи. Тематика подразделяется на следующие направления:

  • Блог губернатора;
  • Здравоохранение;
  • Экономическое развитие;
  • Развитие территорий;
  • Инвестиции и сотрудничество;
  • Сельское хозяйство;
  • Образование;
  • Инфраструктура;
  • Спорт;
  • ЖКХ;
  • Информационное развитие;
  • Уровень жизни;
  • Безопасность;
  • Культура;
  • Природопользование.

Записи на этом ресурсе имеют право оставлять: губернатор Пермского края, представитель Правительства Пермского края, представитель Администрации губернатора Пермского края (авторизованный на сайте);

Администратор блога руководитель Контрольно-счетной палаты Пермского края, Избирательной комиссии Пермского края, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Пермского края, судов, прокуратур, органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, депутат Законодательного Собрания Пермского края, депутат представительных органов муниципальных образований Пермского края, Уполномоченный по правам человека в Пермском крае, Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае, главный федеральный инспектор по Пермскому краю (авторизованный на сайте)

Министр физической культуры и спорта Пермского края Павел Лях: На самом деле это очень серьезно мобилизует. Понятно, что мы все завалены текущей работой. И она зачастую не очень интересна жителям и гражданам нашего края. А когда ты в голове ищешь самую главную мысль, ради чего в общем-то ты ведешь свою деятельность — это заставляет задуматься и может даже перенаправить свои усилия.

Председатель Законодательного Собрания Пермского края Валерий Сухих:

Я до сих пор веду площадки в WordPress, где есть возможность совершенно спокойно каждому жителю оставить свои пожелания в наш адрес. Тем самым по системе обратной связи обеспечивается эффективный контакт.

Впрочем, в пермских СМИ скептически оценили реинкарнацию провластных интернет-проектов. Сенсаций ждать от чиновничьих блогов не стоит. Этот канал информации стал еще одним ресурсом, где распространяются пресс-релизы региональных властей.

Проанализировав характерные аспекты сложившейся ситуации в области связей с общественностью в органах власти Пермского края, можно рекомендовать обратить внимание на проблемы:

1.достижения доброжелательности. Подразумеваются активные действия по созданию и поддержанию доброжелательного отношения общественности к деятельности государственной организации с целью обеспечить ее нормальное функционирование и расширение деятельности.

2.сохранения репутации. Полагаем, что важно приглядеться к внутренней жизни организации с тем, чтобы обнаружить и отказаться от традиций и обычаев, которые, будучи вполне законными, могут все же вступить в противоречие с общественным мнением или повредить взаимопониманию.

  • внутренних отношений. Использование пиар-приемов для создания у сотрудников государственного органа чувства ответственности и заинтересованности в делах администрации.

При этом необходимо постепенно устранять недостатки и акцентировать внимание на преимуществах работы пиар-подразделений в государственных органах.

Использование достоинств статуса государственной организации и нивелирование существующих недостатков — естественный фон работы государственного служащего — специалиста по связям с общественностью. Если в дополнение к этим позициям практикуются демократичные методы работы со средствами массовой информации, планируется долговременный PR, то есть хороший шанс повысить общественное доверие к организации у структуры по связям с общественностью.

Выводы:

В целом, государственные связи с общественностью призваны способствовать повышению эффективности государства как системы, а это подразумевает внимательное изучение тенденций общественного мнения, которые в том или ином виде находят отражение в СМИ, оперативное реагирование на актуальные темы и проведение эффективной разъяснительной политики.

Специфика сферы ресурсов подразумевает, что в государственной структуре финансовые возможности ограничиваются заранее утвержденным бюджетом. Однако государственные структуры зачастую обладают серьезным административным ресурсом и различными источниками информации. Это обстоятельство в определенной мере упрощает процесс отслеживания информации.

В то же время государственная деятельность, в особенности в области информации, тесно связана с безопасностью государства. Это создает необходимость тщательной законодательной регламентации государственной деятельности, особенно работы с информационными потоками. На практике подобные установки выражаются в четкой организации и распределении функций в подразделениях органов государственной власти, а также в разделении ответственности.

Вокруг государственной системы в информационной сфере складывается особая совокупность отношений, характеризующаяся повышенным вниманием к действиям государства. Таким образом, государство и его различные ведомства сталкиваются с необходимостью тщательного изучения потока информации на предмет самых разнообразных ключевых понятий. В связи с этим круг таковых при оперативном мониторинге в государственной структуре чрезвычайно широк, что, несомненно, требует от соответствующей службы большей отдачи.

Государственная пресс-служба сталкивается с весьма масштабными задачами, как по повышению эффективности деятельности государства в информационном поле, так и по формированию позитивного имиджа власти, что, несомненно, требует постоянного развития служб информационного обеспечения и информационного взаимодействия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Именно двадцатое столетие и первое десятилетие двадцать первого века стали тем периодом, который явил ряд технологий, специализирующихся на воздействии на индивидуальное и массовое сознание.

На сегодняшний день в России каждый государственный орган располагает собственной службой по связям с общественностью в виде: Управления по связям с общественностью, пресс-службы, пресс-секретаря и других форм, выполняющих функции PR-подразделения. Рост внимания деловых, политических и общественных кругов к данной сфере коммуникаций не случаен. Он объясняется рядом объективных факторов, рассмотренных в настоящей работе.

При растущем динамизме, изменчивости и неопределенности мира Public Relations выступают средством стратегического управления поведением внешней и внутренней среды государственного органа, инструментом влияния на него с помощью информационного взаимодействия.

Деятельность Public Relations увеличивает свою значимость в результате развития системы коммуникаций. Широкое распространение информации об организации — как позитивной, так и негативной становится сегодня все проще с технической точки зрения. Поэтому управление своим информационным полем становится необходимостью для любой организации, функционирующей в обществе, достигшем высокой информационной ступени развития.

Показателем эффективности PR-стратегий, PR-приемов можно считать:

·в тактической перспективе:

  • гармоничные отношения концепции идеи и позиционирования ее целевой аудиторией;

·в стратегической перспективе:

  • взаимовыгодные, гармоничные связи, взаимное понимание и доброжелательные отношения между организацией и общественностью, от которой зависит ее успех.

Следует, однако, отметить, что этот показатель зависит не только от системного подхода организации к разработке и реализации стратегии PR-продвижения, но и от системного подхода и планомерной реализации коммуникационной стратегии государственного управления в целом.

Public Relations — это особая управленческая функция, помогающая устанавливать и поддерживать тесную коммуникацию, взаимопонимание и сотрудничество между органом государственной власти и связанной с ней общественностью.

Public Relations в сфере государственного управления:

  • содержит управление проблемами или вопросами;
  • обеспечивает информирование руководства о настроениях в общественном мнении и помогает ему более чутко реагировать на эти настроения;
  • определяет и подчеркивает обязанность госслужащих и чиновников служить интересам общества;
  • помогает руководству шагать в ногу с изменениями и как можно эффективнее использовать эти изменения, выполняя роль особой системы раннего предупреждения, помогающей прогнозировать тенденции;
  • использует в качестве своих важнейших инструментов исследования разумное и этичное общение.

БИБЛИОГРАФИЯ

[Электронный ресурс]//URL: https://marketing.econlib.ru/kursovaya/svyazi-s-obschestvennostyu-v-organah-vlasti-3/

I. Монографии, учебники, статьи, законодательные акты

1.Абрамова Е., Подготовка PR-компании, 12.05.2007, www.director-info.ru <#»justify»>Приложение 1

Регламент использования государственной автоматизированной информационной системы Пермского края «Открытый регион. Блоги».Общие положения

1.Настоящий Регламент использования государственной автоматизированной информационной системы Пермского края «Открытый регион. Блоги» (далее — Регламент), разработан в целях обеспечения правового регулирования вопросов, определенных пунктом 7 Положения о государственной автоматизированной информационной системе Пермского края «Открытый регион. Блоги» (далее — ГАИС ПК ОРБ), расположенной по адресу http//www.blog.permkrai.ru, утвержденного указом губернатора Пермского края от 11 марта 2014 г. № 29 «Об утверждении Положения о государственной автоматизированной информационной системе «Открытый регион. Блоги» (далее — Положение).

2.