Мы живём в мире, где все что-то продают и покупают. Продаются товары, услуги, знания, идеи, время. Рынок предложений большой и насыщенный, конкуренция на нем огромная и не оставляет надежды на хорошие продажи без использования рекламы. Реклама помогает донести информацию о предлагаемом продукте до широкого круга потребителей. Мы встречаем рекламу повсюду — сидя дома перед телевизором, слушая радио, по дороге на работу или в школу — где бы мы ни находились, мы видим или слышим рекламу новых продуктов или услуг.
В условиях современного российского общества изучение рекламы с точки зрения психологии приобретает все большее значение. Сегодня реклама становится частью повседневной культуры и является одним из индикаторов развития общества. При этом понимается, что реклама связана не только с коммерческими интересами, но и с формированием системы определенных ценностей, идей и стандартов среди потребителей.
Во-первых, реклама приносит информацию, обычно представленную в сжатой, художественно выраженной, эмоционально окрашенной форме, и доводит до сознания и внимания потенциальных покупателей наиболее важные факты и информацию о товарах и услугах. Следует отметить, что реклама — это всегда информация, а информация — не всегда реклама. С одной стороны, реклама сообщает потребителям информацию, необходимую им для покупки и использования товаров. С другой стороны, сочетая информативное содержание с убедительностью и внушением, он оказывает эмоциональное и психологическое воздействие на человека. Реклама оказывает сильное влияние на формирование и развитие отношения к миру и реальности, а также личных отношений. Из-за большей внушаемости и сложного характера отношений со взрослыми подростки 12-17 лет наиболее подвержены влиянию потребителей рекламы. Одной из наиболее актуальных проблем в изучении рекламы является степень ее влияния на поведение и ценностные ориентации подростков, возраст которых предполагает постоянное «открытие» психики внешним воздействиям и поиск самоутверждения в окружающей среде межличностных отношений.
Особое значение при исследовании влияния рекламы на поведение подростков принадлежит следующей проблеме: данный возраст, связанный с личным и социальным самоутверждением человека, зачастую отдает предпочтение модели «быть как все». Реклама в этом случае выступает одним из источников распространения «клише» в отношениях. Его влияние основано на уверенности молодого человека в том, что «быть как все» означает престиж поведения и его понятность для других. Поэтому имитация «рекламных отношений» может и должна быть предметом исследовательского внимания.
Роль и значение PR и социальной рекламы в практике социальной работы
... социальных отношений и связей, так что нет ничего удивительного в том, что роль социальной рекламы в вопросе формирования механизмов социальной ... как люди думают и как они действуют в различных обстоятельствах. Игнорирование социальной рекламы как ... социальной информацией в условиях внеценовой конкуренции: a) направленные на установление и поддержание открытого двухстороннего общения между социальными ...
В психологических исследованиях проблемы рекламы изучаются достаточно интенсивно. Изучены особенности социально-психологической оценки эффективности воздействия рекламы на различные стороны личности потребителя (исследования О.П. Перлиной, 2002; Е.Е. Прониной, 2002; А.В. Селезневой, 2004; Д.Л. Буренко, 2005; О.В. Баранника, 2005; Г.А. Кобузовой, 2006); особенности личностного, тендерного и профессионального восприятия, рекламы (А.А. Вугман 2003; М.А. Папантиму 2004; В.И. Громова, 2005; J1.A. Шалимова, 2007; М.А. Турчинова, 2007); специфика ее влияния на экономическое поведение и ценностные ориентации потребителя (Г.Г. Ерошина, 1999; М.А. Калиманов, 2001; Е.А. Пушканова, 2005; М.А. Салюков, 2005; Т.В. Луговская, 2005; Г.А. Козубова, 2006; Е.Н. Чукчеева, 2006), особенности психологической устойчивости к восприятию рекламы (Н.Э. Лазарева, 2008), взаимосвязь личностных характеристик потребителей рекламы и особенностей оценки рекламы (О.В. Гордякова, 2003), проблема восприятия рекламы школьниками (Н.С. Лещук, 2003).
Актуальность работы заключается в научной психологической обоснованности характера воздействия рекламы на подростков, поскольку в рекламной деятельности широко используются методы и способы психологического, эмоционального и интеллектуального воздействия, т.к. реклама – это явление социально-психологическое.
Цель работы: выявить влияние рекламы на поведение подростков., Объект исследования: воздействие на человека телевизионных реклам., Предмет исследования: исследование влияния рекламы на поведение подростков., Задачи исследования:
- изучить теоретический аспект данной проблемы;
- определить воздействие рекламы на поведение подростков;
- разработать рекомендации для подростков «Как защитить себя от воздействия рекламы».
Методы исследования: анализ литературных источников, наблюдение, проверка, количественный и качественный анализ результатов.
По структуре диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
База исследования: МОУ СОШ № 11 г. Благовещенска, ученики 7 класса.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОЗДЕЙСТВИЯ РЕКЛАМЫ НА ПСИХИКУ ЧЕЛОВЕКА
1.1 Понятие психологического воздействия
Влияние или влияние людей друг на друга в социальной психологии дано, и им всегда уделялось большое внимание. «Социальная психология, – пишет Д. Майерс — это наука, изучающая, как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу». Однако, по мнению А. Адлер: «Слишком многие люди привыкли брать власть над верой. Публика сама желает, чтобы ее дурачили. она готова поверить в любую сказку, не проверяя их настоящую сторону. Такая деятельность не внесет никакого порядка в жизнь общества, а лишь многократно приведет к бунту обманутых.
Реклама как средство психологического воздействия
... -го кадра», Рекламное шоу). 4. Разные методы эксперимента. 1. Психологические воздействия в рекламе и проблема выбора Влияния или влияния людей друг на друга в социальной психологии учитываются и всегда получают большое внимание. ...
Психологические влияния, или социальные влияния, широко распространены и проявляются по-разному: в отношениях между детьми и родителями, учениками и учителями, мужчинами и женщинами, начальниками и подчиненными, а также совершенно неизвестными друг другу людьми. Таким образом, рекламную деятельность можно также рассматривать с точки зрения психологического или социального воздействия. Так, А. Адлер считал, что если ограничиться только случаями «нормального» взаимного влияния, то можно обнаружить, что наиболее подвержены влиянию те люди, которые лучше всего воспринимают голос разума и логики. С другой стороны, считает автор, на тех, кто хочет доминировать и хочет подавить, очень сложно повлиять.
Психологическое воздействие – это направленная передача информации от одного человека к другому с целью оказания изменения психологических характеристик, поведения и других особенностей партнера по общению. Передаваемая информация может быть как вербальной, так и невербальной.
Психологическое воздействие в большинстве случаев сводится к взаимному обмену информацией, влиянию и взаимовлиянию, к взаимовоздействию. Роль психологического воздействия на практике весьма значительна (например, с его помощью можно в реальной жизни управлять людьми).
В связи с этим психологическое влияние часто может быть конечной целью общения, которое включает формирование определенных убеждений и мотиваций у партнера в межличностном контакте. В содержательном плане психологическое воздействие может быть педагогическим, управленческим, идеологическим и т.д. [2, 89].
Проблема психологических воздействий (социальных влияний) в психологии рекламы как отрасли научного знания крайне актуальна еще и потому, что она связана с целым рядом моментов этического характера. Ведь любое влияние, или влияние, предполагающее изменение сознания человека, может быть своеобразным препятствием на пути к свободе выбора. Многие авторы, например, известный американский психолог Б. Ф. Скиннер, вы верите, что все мы почти полностью зависим друг от друга, и никакого абсолютно свободного выбора, даже ментального, не существует вообще. Поэтому данная проблема может не обсуждаться.
Многие авторы, рассматривая проблему воздействий в рекламе, особое внимание уделяют осознаваемым и неосознаваемым воздействиям, а также детально рассматривают различия между воздействиями рациональными, основанными на логике и убеждающих аргументах, и нерациональными, основанными на эмоциях и чувствах. В частности, Е.Я. Малышева отмечает, что реклама дорогих товаров, предметов роскоши, недоступных для большей части населения, приводит к негативным эмоциональным реакциям. Очень часто в современной домашней рекламе встречаются вещи, о которых по законам этики не говорят публично. Многократное повторение таких историй также может создать угнетенное психическое состояние зрителей. Более того, если учесть общий психологический фон отечественного телевещания, который вносит дисбаланс в социальные и межличностные отношения людей, снижает сопротивляемость человека различным заболеваниям, то это тоже становится медицинской проблемой. Одним словом, без преувеличения можно сказать, что, запуская тонкие механизмы человеческих эмоций и мотиваций, реклама, по сути, формирует современного человека.
Психологическое воздействие рекламной информации проявляется в процессах переработки рекламных сообщений – эмоциях, мыслях, возможных решениях, обусловливающих конкретные поведенческие акты покупателя.
Эффективность психологического воздействия рекламных средств на человека
... Воздействие рекламы на когнитивную сферу Когнитивный компонент связан с тем, как человек воспринимает рекламную информацию. Изучение когнитивного компонента включает анализ ряда процессов обработки информации, таких как ощущение и восприятие, ... современного человека. Реклама в деловом мире бомбардирует потребителей огромным количеством информации. Психологическое воздействие рекламной информации ...
Так или иначе, в рекламном процессе задействованы явления обработки информации: ощущение, восприятие, внимание, память. Исследования психологов показали, что восприятие и обработка рекламной информации происходит под влиянием множества различных факторов.
В.Г. Зазыкин выделяет четыре компонента психологического воздействия рекламы: 1) когнитивный (получение новой информации за счет процессов переработки информации: ощущения, восприятия, внимания, ассоциативного мышления, памяти); 2) аффективный (формирование эмоционального отношения, побуждающего желания, переживания); 3) регулятивный (побуждение к конкретным действиям); 4) коммуникативный (интеграция в процессы информационного общения, активной деятельности, обмена мнениями и пр.).
Из множества рекламных носителей телевизионная реклама является наиболее универсальной. Его уникальность определяется, во-первых, сочетанием звукового и визуального воздействия и, во-вторых, большой аудиторией.
Существует несколько вариантов телерекламы: рекламные ролики, размещение логотипа, эмблемы, девиза рекламодателя на экране, бегущая строка, спонсирование популярных передач и пр. По мнению экспертов, сильнейший психологический эффект оказывает реклама.
С.Г. Кара-Мурза отмечает «успокаивающий эффект» телевизионной рекламы, обеспечивающий пассивное восприятие. С его точки зрения, сочетание текста, изображений, музыки и домашней обстановки способствует расслаблению, снижает умственную активность и критическое восприятие информации.
Особенно велико воздействие рекламы на беззащитную психику ребенка. При этом дети, по сравнению с взрослыми, не в состоянии эффективно противопоставлять такому воздействию собственные установки, взгляды, нравственные критерии. По мнение Д. Рисмана, основная функция телевизионной рекламы — подготовить детей к их основной профессии: «быть квалифицированными потребителями». В силу возрастной специфики развития детей наибольшее влияние оказывают: психологическое заражение (результат воздействия на эмоциональную сферу личности), подражание (присваивание увиденных моделей поведения), внушение. В то же время, с точки зрения психологической защиты, дети из-за разницы в возрасте неспособны переносить воздействие телевизионной рекламы, исходя из собственных взглядов и точек зрения.
1.2 Особенности восприятия рекламы детьми и подростками
То, что восприятие ребенка должно отличаться от восприятия взрослого, совершенно очевидно, поскольку мотивация и мотивация различаются в зависимости от возраста. И, похоже, ни у кого нет сомнений в том, что современная рекламная индустрия активно эксплуатирует детей. «Правильные» установки по отношению к тому или иному бренду стараются сформировать у человека как можно раньше. В этом есть своя логика. Многие специалисты ограничивают верхнюю «планку» возраста любой целевой аудитории 45-50 годами. Считается, что затем воздействовать на мнение человека практически невозможно (за исключением рекламы некоторых специфических групп товаров – лекарств и т.д.) Для рекламистов гораздо выгоднее привлечь к себе молодую аудиторию, легко воспринимающую все новое, с неустоявшимися вкусами, привычками, с еще несформировавшимся стилем и образом жизни, нежели взрослую. Поколение, воспитанное в духе лояльности к бренду с юных лет, останется лояльным на протяжении всей своей жизни. Они сохранят свою лояльность на протяжении многих лет, и рекламные бюджеты, которые не формируются, а только поддерживают интерес этих людей, значительно уменьшатся. Такое мнение подтверждает и психологическая наука.
Классификация и характеристика основных жанров телевизионной рекламы
... информации небольшая, и такие передачи не очень дороги. Телевидение - идеальный рекламный инструмент для предприятий, которым необходимо продемонстрировать свой продукт или создать вокруг него ажиотаж. Телевизионная реклама ... фирме и ее товарах. Считается, что это оптимальное время восприятия телезрителем рекламы и первичного осмысления ее содержания или целевой направленности; рекламно- ...