Анализ конкурентоспособности предприятия

Дипломная работа

Развитие любой организации основано на ее способности конкурировать с другими участниками рынка и наилучшим образом удовлетворять потребности своих клиентов. По сути, конкурентоспособность — это относительная характеристика, которая выражает степень, в которой организация отличается от конкурентов в области удовлетворенности потребителей.

Успех его деятельности напрямую зависит от уровня конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Чем выше конкурентоспособность организации, тем больше у нее шансов не только выжить, но и успешно развиваться в долгосрочной перспективе. Анализ конкурентоспособности — это первый шаг к ее улучшению. Этим объясняется актуальность выбранной темы.

Цель исследования — изучить теоретические особенности анализа конкурентоспособности компании и провести ее фактическую оценку.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • определить экономическую сущность конкурентоспособности предприятия;
  • изучить методику оценку конкурентоспособности хозяйствующего субъекта;
  • рассмотреть факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия;
  • провести анализ рынка безалкогольных напитков;
  • привести краткую характеристику крупнейшего игрока рынка безалкогольных напитков – компании «Кока-Кола» в России;
  • провести анализ внутренней и внешней среды организации;
  • проанализировать процесс стратегического управления и дать общую оценку уровня конкурентоспособности хозяйствующего субъекта;
  • разработать рекомендации по укреплению конкурентоспособности компании;
  • произвести оценку эффективности предложенных мероприятий.

Предмет исследования – конкурентоспособность хозяйствующего субъекта.

Предметом исследования является признанный лидер рынка ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия».

1.1 Экономическая сущность конкурентоспособности предприятия

В современном мире конкурентоспособность хозяйствующего субъекта является одним из важнейших факторов его выживания на рынке, выступая залогом «успеха, прибыльности и процветания» [33, с. 95]. Множество научных работ посвящено данной проблематике.

3 стр., 1406 слов

Курсовая работа конкурентоспособность товара

... хозяйствующего субъекта; определить понятие конкурентоспособности хозяйствующего субъекта; факторы экономической безопасности, влияющие на конкурентоспособность; описать формирование условий обеспечения конкурентоспособности как фактора экономической безопасности хозяйствующего субъекта; изучить методы оценки конкурентоспособности в системе экономической безопасности хозяйствующего субъекта; ...

Сама концепция конкурентоспособности начала формироваться еще со времен Адама Смита [13, с. 5]. Современные ученые, теоретики и практики продолжают неустанно проводить исследования в этой области.

Несмотря на то, что проблема оценки и повышения конкурентоспособности сегодня приобрела всеобщее признание, единых подходов к ее определению не выработано до сих пор.

1.2 Методика оценки конкурентоспособности хозяйствующего субъекта

Конкурентоспособность можно выявить только путем сравнения компаний-аналогов как в национальном масштабе, так и в масштабе глобального рынка в целом. Поэтому при оценке конкурентоспособности компании всегда существует сравнительный подход. При этом, в зависимости от выделяемых исследователем аспектов, он может быть представлен в различных вариантах:

1.3 Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия

Будучи понятием многогранным, конкурентоспособность предприятия включает в себя не только качественные и ценовые параметры выпускаемой продукции (оказываемых услуг), но и в значительной степени зависит от менеджмента, устоявшейся системы управления финансовыми потоками, инновационной и инвестиционной составляющей его деятельности.

2.1 Анализ рынка производства безалкогольных напитков

Сегодня на отрасль производства безалкогольных напитков приходится порядка 1/3 общемирового рынка производства напитков. При этом еще треть занимают горячие напитки, а остальное — молочные продукты и алкогольные напитки.

Основными потребителями безалкогольных напитков в мире являются страны Азии. В общей сложности они составляют не менее всех производимых напитков. Еще 20% безалкогольных напитков потребляется в Восточной Европе и Северной Америке. Около 10% безалкогольной продукции производится в странах Ближнего Востока.

2.3 Анализ внутренней и внешней среды фирмы

Компания Coca-Cola, как и любой экономический субъект, осуществляет свою деятельность на стыке внешней и внутренней среды. Первый характеризует возможности и угрозы внешней среды, второй определяет ее внутренний потенциал. Исследуем внешнюю и внутреннюю среду организации более подробно.

Таблица 1 — PEST-анализ деятельности компании «Кока-кола»

Таблица 2 — Факторы, определяющие конкурентные силы компании «Кока-Кола»

Таблица 3 — Исходная матрица SWOT-анализа компании «Кока-Кола»

2.4 Анализ процесса стратегического управления и оценка общей конкурентоспособности бизнеса

Корпоративное видение Coca-Cola — быть безоговорочным лидером на каждом рынке, на котором работает компания. В своей деятельности компания стремиться к тому, чтобы:

Таблица 4 — Сравнительная оценка конкурентоспособности компаний «Coca-Cola» и «PepsiCo»

3.1 Определение основных направлений по укреплению внутреннего потенциала компании

Построение конкурентного профиля компании «Кока-Кола» и аналитические данные, приведенные в главе 2 настоящей работы, позволяют определить основные направления развития мирового лидера по производству безалкогольных продуктов, так называемые «вектора роста» (рисунок 14).

22 стр., 10539 слов

Стратегический маркетинг Кока-кола

... направлениями изменений в аппарате управления. Уровень конкурентоспособности будет определяться такими факторами, как ... конкурента. Обычно в качестве генеральной стратегической цели выдвига­ют: рост доли ... газированный напиток под названием Кока-Кола". До 1894 г. "кока-кола" продавалась в нефасованном виде ... исследования и разработки, рекламу и маркетинг. Компании работают в сложной, изменчивой ...

Они помогут направить развитие организации в правильном направлении и повысить общую эффективность и конкурентоспособность бизнеса.

Таблица 5 — Структура затрат на производство ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» и ООО «ПепсиКо Холдингс»

Таблица 6 — Показатели управления затрат ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия»

Таблица 7 — Показатели управления затрат ООО «ПепсиКо Холдингс»

Таблица 8 — Сравнительная характеристика показателей эффективности затрат ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» и «ПепсиКо Холдингс»

Таблица 9 — Сравнительный анализ коэффициентов автономии ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» и «ПепсиКо Холдингс»

Таблица 10 — Сравнительная характеристика коэффициентов обеспеченности запасов собственными средствами в ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» и ООО «ПепсиКо Холдингс»

Таблица 11 — Показатели ликвидности и платежеспособности ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» и «ПепсиКо Холдингс»

3.2 Разработка мероприятий, направленных на повышение качества стратегического управления бизнесом

Повышение конкурентоспособности компании без учета повышения качества стратегического управления в целом в современных условиях невозможно. Данное направление заслуживает особого внимания.

3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий

Предлагаемые рекомендации требуют их обоснования в виде оценки эффективности предлагаемых мер. Оценка эффективности может носить количественный и качественный характер, выражаться в финансовых и нефинансовых показателях результативности.

Таблица 12 — Прогноз изменения оценочных показателей конкурентоспособности компании «Кока-Кола»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как особая экономическая категория, конкурентоспособность определяется особенностями рыночной экономики и наиболее ярко проявляется в конкуренции между участниками рынка.

Любая организация, любой субъект экономики осуществляет свою деятельность на стыке внешней и внутренней среды. Первый характеризует возможности и угрозы внешней среды, второй — внутренний потенциал компании. Аналогичным образом можно классифицировать факторы, влияющие на конкурентоспособность экономических агентов. Оценка конкурентоспособности фирмы основана на определении ее конкурентных преимуществ.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Основные трактовки понятия «конкурентоспособность предприятия»

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Алгоритм расчета матрицы конкурентного профиля

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Бухгалтерский баланс ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» на 31 декабря 2015 года

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Бухгалтерский баланс ООО «ПепсиКо Холдингс» на 31 декабря 2015 года

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Отчет о финансовых результатах ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» за 2015 год

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Отчет о финансовых результатах ООО «ПепсиКо Холдингс» за 2015 год

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

Затраты на производство ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» за 2015 год

ПРИЛОЖЕНИЕ И

Затраты на производство ООО «ПепсиКо Холдинг» за 2015 год