Подрядные торги и технология их совершенствования

Курсовая работа
Содержание скрыть

Реализация инвестиционного проекта в условиях рыночной экономики сводится, по сути, к серии взаимосвязанных и скоординированных закупок ресурсов проекта в самом широком смысле слова, в том числе: машин и оборудования, материалов, лицензий и ноу-хау, строительных, монтажных и пусконаладочных работ (ген- и субподрядчиков), консультационных услуг по разработке проектно-сметной документации (проектировщики), проведению торгов, надзору за работами, подготовке персонала и пр. Понятие «закупки» в практике управления зарубежными проектами носит гораздо более глобальный характер, чем традиционное отечественное толкование как этап материально-технического обеспечения. Основное отличие заключается в более широком понимании термина «ресурсы проекта», который включает не только традиционные материально-технические и трудовые ресурсы, но и весь комплекс работ и услуг, необходимых для реализации проекта. Объединяющим элементом ресурсов проекта является основной способ их закупки — через конкурсные торги (тендеры).

Торги как способ закупок имеют достаточно древнюю историю, так как в России такой способ стали применять еще при Петре I при выдаче заказов на кораблей в соответствии с «Регламентом об управлении адмиралтейством и верфью», т. е. уже тогда существовал этих процессов и были заложены основные принципы, в том числе: экономия, состязательность (конкуренция), обеспечение равных прав участников, гласность, обеспечение добросовестности участников.

В сегодняшних условиях торги применяются в основном для осуществления закупок по направлениям:

  • закупки товаров, работ и услуг в рамках госзаказа;
  • закупки в рамках реализации проектов, финансируемых за счет государственных средств (в этом случае закупки производит компания, получающая на определенных условиях государственные средства для реализации проекта);
  • закупки, осуществляемые в рамках проектов, финансируемых международными финансовыми организациями — МБРР, ЕБРР, региональными банками развития и пр.;
  • закупки ресурсов для инвестиционных проектов в рамках проектного финансирования.

Целью курсовой работы является изучение технологии проведения торгов.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Законодательно-нормативное обеспечение торгов и их классификация:

Функции участников торгов;

Порядок проведения подрядных торгов

1. Основные положения и законодательное обеспечение

1.1 Основные понятия и определения

В соответствии с действующим Положением о подрядных торгах в РФ (№ 712 от 27 октября 1994 г), методическими рекомендациям по разработке коммерческой части тендерной документации и оферты претендента определим ключевые понятия рассматриваемой темы курсовой работы:

55 стр., 27465 слов

Механизм обеспечения экономической безопасности в процессе управления ...

... закупки элемента, отвечающего за реализацию антикоррупционной политики компании и обеспечение её экономической безопасности. Новый подход к алгоритму работы ... закупок в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг ... обеспечения экономической безопасности; сформулированы предложения о публикации по итогам торгов в единой информационной системе в сфере закупок ...

Подрядные торги, Объект торгов, Предмет торгов

В качестве предмета торгов могут выступать подряды на:

  • реконструкцию и капитальный ремонт предприятий, зданий, сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе на условиях «под ключ»;
  • выполнение комплексов и монтажных работ и их отдельных видов;
  • выполнение комплексов пуско-наладочных работ, инженерно-изыскательские работы;
  • разработку ТЭО;
  • проектирование;
  • управление проектом;
  • поставку комплектного технологического оборудования, в том числе на условиях «под ключ»;
  • прочие поставки и услуги, в том числе услуги консультантов. [8]

Участник торгов

Основными участниками торгов являются:

заказчик — лицо, для которого строится, реконструируется или оснащается объект торгов;

организатор торгов

тендерный комитет

претендент

оферент — претендент, приславший тендерное предложение (оферту), подкрепленное банковской гарантией и содержащее его согласие участвовать в торгах на условиях, изложенных в тендерной документации.

В определенных тендерных процедурах также могут участвовать инжиниринговые и консалтинговые фирмы, кредитно-финансовые учреждения, Межведомственная тендерная комиссия, Минстрой России и другие организации.

Тендерная документация

Опросник — документ, содержащий сведения об основных критериях предварительной квалификации, предъявляемых к претенденту. [1]

Оферта — предложение заключить договор в отношении конкретного предмета торгов на условиях, определяемых в тендерной документации. [1]

Альтернативное предложение, Процедуры закупки

предварительный отбор;

  • открытый конкурс;
  • закрытый конкурс;
  • двухэтапный конкурс;
  • запрос котировок;
  • закупку из единственного источника. [1]
  • [Электронный ресурс]//URL: https://marketing.econlib.ru/kursovaya/konkursnyie-torgi-tenderyi/

Конкурс — способ размещения госзаказа (иначе — способ заключения государственного контракта) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, при котором госзаказчик или организатор конкурса тем или иным способом искусственно создает условия для конкурентной борьбы между поставщиками — участниками конкурса за госзаказ в целях выбора наилучших условий приобретения требуемых товаров, работ, услуг.

Существенная разница между тендерами и аукционами состоит в том, что поставщик может подать только одно предложение на поставку запрошенных товаров, работ, услуг, которое впоследствии может быть изменено поставщиком или заказчиком. То есть, если договор заключается по результатам конкурса, он заключается на условиях, изложенных в заявке, выигравшей конкурс. Конкурсы бывают:

  • открытые;
  • закрытые;
  • двухэтапные. [11]

Открытый конкурс, Закрытый конкурс

Закрытый конкурс применяется, если требуемые товары, работы, услуги способны поставить только несколько поставщиков или же ряд поставщиков обладает исключительными правами на поставку требуемых товаров, работ, услуг, или технически сложные товары, работы, услуги могут быть поставлены ограниченным кругом поставщиков. Преимущества: проще в организации и проведении, чем открытые конкурсы, и, как следствие, обходятся госзаказчику или организатору конкурса дешевле; можно организовать достаточную конкуренцию между поставщиками. Недостатки: конкуренция между поставщиками ограничена; возможны недобросовестные действия чиновников, принимающих решения о способе закупки и привлечении (непривлечении) тех или иных поставщиков. [11]

10 стр., 4566 слов

Порядок проведения тендерных торгов или аукционов

... работы в соответствии с общими и специальными условиями тендерной документации или проформы тендера. - как предложение (оферта) фирмыили организации (оференте), желающих принять участие в торгах; ... В некоторых странах процедура и условия конкурса регулируются специальными законами, указами или ... (участником торгов) в адрес тендерного комитета с описанием предлагаемых товаров и услуг. Заявка также ...

Государственные закупки, Государственные нужды, Государственный заказ, Государственный заказчик, Поставщик, Этапы закупки

проведение маркетинговых исследований;

  • разработка конкурсной и вспомогательной документации;
  • извещение о проведении конкурса;
  • распространение конкурсной документации;
  • разъяснение и изменение конкурсной документации;
  • прием конкурсных заявок;
  • вскрытие конкурсных заявок;
  • оценка конкурсных заявок;
  • присуждение государственного контракта;
  • подписание государственного контракта;
  • извещение о результатах конкурса. [11]

1.2 Законодательно-нормативное обеспечение торгов

Наиболее развитая сфера применения оферт в отечественной практике — договорная оферта. Для развития подрядных торгов в инвестиционной деятельности на основе использования отечественного и международного опыта создана нормативно-правовая база по организации подрядных торгов в строительстве, которая полностью обеспечивает необходимое качество подготовки и проведения конкурсного размещения

заказов для всех инвесторов независимо от форм собственности.

Утверждено Положение о подрядных торгах в Российской Федерации [8].

Дополнительно к Положению разработан пакет методических рекомендаций [2—6] по проведению предварительной квалификации претендентов, разработке тендерной документации заказчиками и оферты претендентами и отдельных их частей, выбору победителя по итогам торгов, разработке важнейших разделов договора подряда, мер имущественной ответственности, гарантиям и поручительствам и др.).

опубликовано «Практическое руководство по организации и проведению тендеров в Российской Федерации». [7]

Ведется целенаправленная работа по совершенствованию организации и проведения тендеров. Создана инфраструктура обеспечения торгов и рынка подрядных работ.

Функционирует межведомственная комиссия по подрядным торгам. В комиссию вошли ответственные представители профильных министерств и ведомств, научно-исследовательских, проектных и учебных институтов, акционерных обществ.

Региональные конкурсные комиссии созданы практически во всех регионах Российской Федерации. Кроме того, в большинстве регионов функционируют специальные постоянно действующие тендерные комитеты по отдельным отраслям хозяйства (в автодорожных департаментах, при таможенных комитетах, при размещении кредитных средств Международного валютного фонда и Европейского банка развития и реконструкции, в ряде крупных акционерных обществ и др.).В Вологде председателем тендерной комиссии назначен заместитель председателя территориального дорожного комитета администрации области А. М. Лебедев.

6 стр., 2650 слов

Тендеры как форма получения заказов, особенности их проведения

... источника, биржевые торги, двухэтапных тендеров. Основным способом государственных закупок являются тендеры - способ выдачи заказов на поставку товаров, предоставление услуг или проведение подрядных работ по заранее объявленным в конкурсной документации условиям, в оговоренные ...

создана сеть инжиниринговых фирм для оказания специализированных услуг по подготовке и проведению тендеров на строительство. Сегодня в России насчитывается более двух тысяч таких фирм. В целях развития профессионализма и повышения качества договорных предложений создана Ассоциация организаторов тендеров в России.

Сформированная законодательно-нормативная база и соответствующая инфраструктура призвана содействовать формированию конкурентной среды на базе развития подрядных торгов как реального рычага повышения эффективности конкурентоспособности отечественных организаций и предприятий, активизации инвесторов по выбору подрядчиков на конкурсной основе. [11]

1.3 Классификация торгов

В зависимости от способов организации торгов они могут выступать видах:

  • открытые торги;
  • открытые торги с предварительной квалификацией;
  • закрытые торги;
  • единичные торги.

В ходе первых двух типов аукционов объявления о них публикуются в официальной прессе, поэтому такие аукционы часто называют «публичными». Однако концепция «открытых тендеров» проистекает не из того факта, что они объявляются через открытые публикации, а в связи с возможностью участия всех заинтересованных компаний. Обычно открытые торги проводятся при размещении заказов на относительно несложные (достаточно типовые) виды оборудования, работ и услуг, которые могут предложить многие фирмы; в то же время сумма заказов должна быть достаточно большой, учитывая, что затраты на проведение открытых торгов сравнительно высоки и время на их подготовку и проведение (до заключения контракта) может растягиваться на многие месяцы.

Компании, изъявившие желание участвовать в открытых торгах, выкупают у организаторов торгов (тендерного комитета) необходимую для подготовки своих предложений документацию (так называемую тендерную документацию).

Разновидностью открытых торгов являются торги с предварительной квалификацией: на основе предварительной (достаточно краткой) информации, представляемой всеми желающими участвовать в торгах компаниями, происходит отсечение от дальнейшего участия компаний, недостаточно состоятельных в финансовом, техническом профессиональном и других отношениях. На втором этапе компаниям, выбранным из так называемого «короткого списка», разрешается подавать предложения».

В случае проведения закрытого тендера приглашения к участию рассылаются организаторами напрямую наиболее известным поставщикам, подрядчикам, консультантам, имеющим достаточный опыт в реализации данного типа проектов. Компании, выразившие желание участвовать в закрытых тендерах, обычно приобретают необходимую документацию для подготовки предложений.

Обычно закрытые тендеры проводятся на закупку дорогостоящего современного оборудования с высокими техническими характеристиками и на выполнение сложных работ, требующих высокой квалификации. Такие торги объявляются на поставки комплектного оборудования, на подрядные работы «под ключ», на проведение исследовательских и проектных работ и т. п. Можно сказать, что вторая фаза открытых торгов с предварительной квалификацией фактически может превратиться в закрытые торги, когда организаторы торгов по своему усмотрению определяют круг компаний, которые могут подавать свои предложения.

3 стр., 1172 слов

Международные торги и их значения

... коммерческой деятельности открываются на биржах, торгах (аукционы, конкурсы) и ярмарках, организация и техника операций которых являются темой данной курсовой работы. Международные торги (International bid, Tenders) ... из наиболее распространенных в современной международной практике форм торговли, являются торги (тендеры). Торги – это способ закупки товаров, размещения заказов и выдачи подрядов ...

Достаточно редко применяются единичные торги: они характеризуются наличием одного оферента (например, обладателя патента) для проведения специальных работ или поставок. [7,11]

Существуют также другие классификации и группировки торгов. В зависимости от национальной принадлежности (юрисдикции) участников они делятся на национальные (внутренние) и международные. В случае если торги по каким-либо причинам объявляются несостоявшимися (например, участников было недостаточно или были выявлены факты нарушения правил и процедур), проводятся повторные торги. [7,8,11]

Существует также понятие вторичных торгов. Заказчик проекта может провести первичные торги, на основании которых определяется генеральный подрядчик (поставщик).

Далее генеральный подрядчик (поставщик) проводит свои — вторичные — торги, на основании которых выявляются субподрядчики (субпоставщики).

Обычно заказчик проекта наблюдает за проведением таких вторичных аукционов и иногда участвует в утверждении их результатов. Итоговая классификация видов торгов приведена в приложение А. [8,11]

2. Функции участников торгов

При проведении торгов функции участников распределяются образом.

Заказчик:

принимает решение о проведении подрядных торгов;

  • определяет лицо, которое будет выполнять функции организатора торгов;
  • контролирует работу организатора торгов и участвует в работе тендерного комитета через своего представителя;
  • устанавливает окончательные условия договора и заключает его с победителем торгов.

Клиент должен иметь необходимые инвестиционные ресурсы или право распоряжаться ими в требуемый период времени, подтвержденное соответствующим финансовым документом.

Организатор торгов:

подготавливает документы для объявления торгов, осуществляет публикацию объявления и рассылку приглашений;

  • формирует тендерный комитет;
  • направляет и контролирует деятельность тендерного комитета и привлекаемых инженерно-консультационных организаций по подготовке тендерной и другой необходимой документации;
  • утверждает результаты торгов;
  • рассматривает апелляции на решения тендерного комитета;
  • ликвидирует тендерный комитет;
  • несет все расходы по подготовке и проведению торгов.

Организатор аукциона должен иметь статус юридического лица и лицензию на право проведения аукциона. Пределы прав и обязанностей организатора аукциона устанавливаются договором на организацию и проведение аукциона.

Тендерный комитет:

производит сбор заявок на участие в торгах, на предварительную квалификацию;

  • проводит предварительную квалификацию претендентов;
  • организует разработку и распространение тендерной документации и решает вопросы изменения этой документации и процедур;
  • проводит ознакомление претендентов с тендерной документацией и дает необходимые разъяснения;
  • обеспечивает сбор, хранение и оценку представленных оферт;
  • осуществляет процедуру торгов и ее оформление;
  • определяет победителя или принимает иное решение по результатам торгов и представляет их на утверждение;
  • публикует в средствах массовой информации отчет о результатах торгов.

Конкурсная комиссия самостоятельно разрабатывает и утверждает правила своей работы и утверждает правила работы своих структурных подразделений.

5 стр., 2092 слов

Торговля на аукционах, конкурсах, ярмарках

... лицо, которое на основании заключения тендерной комиссии, заранее назначенной организатором аукциона, ... открытом аукционе для повторного запуска тендер начинается после объявления минимальной цены, ... заблаговременно оповещают продавцов (поставщиков) о сроках проведения торга. Для этого до начала ... Управление проведением аукциона осуществляется аукционным комитетом, в состав которого входит председатель ...

Претендент

получать от тендерного комитета исчерпывающую информацию по условиям и порядку проведения подрядных торгов;

  • обращаться в тендерный комитет с просьбой об отсрочке представления оферты в письменном виде.

Лицо приобретает статус претендента с момента обращения в тендерную комиссию для участия в аукционе.

Статус претендента утрачивается лицом в следующих случаях:

  • по желанию претендента — на любой подготовительной стадии;
  • вследствие непрохождения предварительной квалификации, невнесения первого задатка к моменту представления оферты;
  • вследствие нарушения претендентом утвержденного положения или известных ему условий торгов.

С момента оферты претендент приобретает статус оферента.

Инженерно-консультационная фирма

проведения предварительных исследований и выдачи заключения о целесообразности выставления на торги конкретного объекта;

  • подготовки тендерной документации;
  • разработки условий предварительной квалификации;
  • оценки оферт и выдачи рекомендаций о присуждении договора;
  • оценки предложений и просьб претендентов, поступающих в процессе подготовки торгов;
  • разъяснения условий конкурса и т. д.

Заявитель также может привлечь инжиниринговую и консалтинговую фирму для разработки предложения. Однако одна и та же инженерно-консалтинговая компания не вправе сотрудничать в процессе подготовки конкретного предложения одновременно с заказчиком, организатором тендера и тендерной комиссией, с одной стороны, и с участником тендера, с одной стороны ». Другие.

Кредитно-финансовое учреждение, Межведомственной комиссии по подрядным торгам

правовое и методическое обеспечение подрядных торгов;

  • координация разработки тендерного законодательства;
  • содействие созданию системы информационного обеспечения торгов и сети инженерно- консультационных фирм;
  • консультирование по вопросу проведения подрядных торгов.[5,8,11]

    3.

Порядок проведения подрядных торгов

3.1 Организационная подготовка

Принятие решения о назначении и времени проведении подрядных торгов осуществляется заказчиком путем издания официального распорядительного документа: приказа, постановления, распоряжения и т. д. В этом документе клиент определяет подразделение своей организации, на которое возложено выполнение функций организатора аукциона, и назначает ответственного за эту работу.

Организатором аукциона может выступить любая специализированная фирма, имеющая лицензию на данный вид деятельности. В этом случае заказчик заключает с ней договор, в котором определяются права и обязанности договаривающихся сторон и условия их исполнения объекта договора.

С целью подготовки и проведения торгов заказчик (или организатор торгов) формирует тендерный комитет , привлекая собственных специалистов, представителей научно-исследовательских,проектных, инженерно-консультационных и других организаций, отдельных консультантов и экспертов на основании заключенных с ними договоров в соответствии с действующимзаконодательством.

21 стр., 10348 слов

Промышленный маркетинг (2)

... маркетинг. Функции маркетинга (для потребительского маркетинга): аналитическая; производственная; сбытовая. В промышленном маркетинге мы видим функцию в том, чтобы все обобщать и координировать. Промышленные товары - это те товары, ... – после передачи официального предложения (оферта); фаза реализации проекта (с момента ... Потребность в информации Рассмотрение новых альтернатив Первая покупка Высокая ...

Тендерный комитет самостоятельно разрабатывает регламент своей работы, руководствуясь нормативно-правовыми документами:

  • законами РФ;
  • указами Президента РФ;
  • постановлениями Правительства РФ;
  • нормативными документами министерств и ведомств РФ;
  • территориальными нормативными документами субъектов РФ.

Организатор торгов или по его поручению тендерный комитет подготавливает и публикует объявление о торгах . Объявление о торгах содержит:

  • наименование заказчика и организатора торгов;
  • наименование вида торгов и предмета торгов;
  • краткую характеристику места строительства;
  • ориентировочный объем и сроки выполнения работ;
  • условия исполнения договора, необходимость учета ряда ограничений;
  • адрес, сроки, условия приобретения и другие сведения, необходимые для получения тендерной документации;
  • срок представления оферт.

Объявление о торгах должно быть сделано за 2-6 месяцев до крайнего срока подачи предложений.[11]

3.2 Разработка тендерной документации

Тендерная комиссия определяет конкретный состав, порядок и другие условия подготовки тендерной документации в соответствии с указаниями заказчика или организатора аукциона.

Тендерная документация распространяется за плату, определяемую комитетом, а валюта платежа определяется тендерной комиссией.

Тендерная документация включает в себя основные разделы:

  • приглашение для участия в торгах;
  • общие сведения об объеме и предмете торгов;
  • техническую часть (проектную документацию) и коммерческую часть тендерной документации;
  • инструкции оферентам;
  • форму заявки претендента на участие в торгах;
  • условия и порядок проведения торгов;
  • проект договора.

Тендерная документация должна быть составлена ​​таким образом, чтобы все участники торгов могли понять содержащуюся в ней информацию. К разработке тендерной документации может быть привлечена организация, занимающаяся проектированием или консалтингом. Конкретный состав, порядок и формы предоставления информации, а также другие условия подготовки тендерной документации могут быть определены тендерной комиссией по поручению заказчика или организатора аукциона.[2,5,9]

3.3 Предварительная квалификация претендентов

Предварительная квалификация проводится, если заказчик решает провести аукцион с участниками, прошедшими предварительную квалификацию.

Предварительный квалификационный отбор дает некоторые гарантии для отбора потенциальных кандидатов. В этом случае заявитель может рассматриваться как: отдельное лицо, компания или консорциум, от имени которого подана заявка.

Сообщение о проведении предварительной квалификации должно содержаться в объявлении о торгах и включать в себя следующие сведения:

  • наименование и адрес объекта торгов, общее описание предмета торгов, главные параметры работ и услуг;
  • сроки прохождения предварительной квалификации, выкупа тендерной документации, представления оферт, начала и окончания работ;
  • краткое описание кредитно-финансовых и других условий договора;
  • системы стандартов, измерений, официальный язык;
  • краткое описание площадки, местных ресурсов, природных условий и др.

Рабочим органом, проводящим предварительный отбор, является тендерная комиссия.

54 стр., 26589 слов

Демографический фактор — рост численности населения стимулирует ...

... product, price, probity, place). Вторая – приведение комплекса маркетинга в соответствии с требованиями микросреды маркетинга (поставщики, маркетинговые посредники, конкуренты, контактные аудитории). Демографическая ... покупателям. Конкуренция – основная среда существования маркетинга и рассматривается она в нескольких направлениях: по степени проникновения в экономику страны или отдельные отрасли ( ...

При необходимости в составе тендерной комиссии может быть создана избирательная комиссия из ее членов.

Председатель комиссии назначается отдельным решением конкурсной комиссии и утверждается заказчиком.

Процедура предварительной квалификации состоит из этапов:

  • подготовки и распространения тендерным комитетом приглашения к участию в предварительной квалификации и опросника претендента;
  • сбора оформленных опросников, отзывов и другой документации по предварительной квалификации;
  • оценки полученных документов по формальным критериям;
  • анализа и оценки технической, организационной, финансовой способности претендента и составления экспертного заключения;
  • вынесения решения о результате предварительной квалификации.

В опросник может включаться информация о претенденте:

  • полное наименование, адрес, телефон, телефакс, телекс;

дата, место и орган

банковские реквизиты;

  • организационно-правовая форма;
  • заверенные копии регистрационных и уставных документов;
  • профилирующее направление деятельности;
  • сведения о платежеспособности предприятия;
  • лицензии на определенные виды деятельности и др.

С целью подготовки документации по предварительной квалификации и оценки, представленных документов тендерный комитет может привлекать инженерно-консультационные организации, экспертов (в том числе физических лиц).[1,11]

3.4 Разработка оферты претендентом

Для участия в торгах претендент должен представить в тендерный комитет следующие документы:

  • заявку на участие в подрядных торгах;
  • временное поручительство в форме гарантии банка;
  • копию платежного документа, подтверждающего внесение первого платежа;
  • справку о заключенных за последние 12 месяцев договорах с указанием основных условий договоров, с перечнем субподрядчиков, партнеров, если они имеются;
  • оферту, разработанную в соответствии с требованиями и условиями, определенными в тендерной документации.

Оферта состоит из двух конвертов. Внешний конверт содержит заявку на участие в аукционе, копию платежного документа, подтверждающего первый платеж, и внутренний конверт, содержащий предложения участника торгов и банковскую гарантию.

Предложение должно быть подготовлено и представлено в тендерную комиссию в соответствии с требованиями и условиями, указанными в тендерной документации. В приложение Б приведена оферты. [2,9]

3.5 Приемка и регистрация оферт

Сроки подачи и рассмотрения тендерных предложений (оферт), час и место вскрытия конвертов, а также дату закрытия торгов определяет тендерный комитет.

Акцепт оферты осуществляется секретариатом тендерной комиссии или уполномоченным им лицом с ее немедленной регистрацией в специальной книге. В этом случае участнику аукциона выдается квитанция, подтверждающая принятие и регистрацию его предложения.

Участник торгов также имеет право подать альтернативное предложение вместе с офертой.

При принятии предложения тендерная комиссия проверяет наличие необходимых документов, за исключением тех, которые содержатся в запечатанном конверте. Если на внешнем конверте оферты отсутствует какой-либо из вышеперечисленных документов, тендерная комиссия может принять решение об отказе в акцепте оферты.

Решение не принимать оферту принимается на заседании тендерной комиссии и оформляется протоколом, после чего секретариат направляет заявителю сообщение об отказе принять его оферту с приложением к отчету о тендере. [2,11]

3.6 Обеспечение заявки на участие в торгах

Для участия в аукционе заявитель представляет в конкурсную комиссию ряд документов, в том числе заявку на участие в аукционе и определенное обеспечение заявки.

Основная обязанность участников аукциона — заключить договор между победителем и заказчиком. Все возможные виды гарантий должны гарантировать заключение контракта.

Рассмотрим различные способы обеспечения заявок с точки зрения эффективности результатов торгов и соответствующих издержек, под которыми следует понимать не прямое денежное выражение соответствующих затрат, а время и усилия всех действующих лиц конкурсного процесса, и возможные неприятные последствия, связанные с выбором того или иного способа обеспечения.

Важно соблюсти условие: обеспечение и его оформление по возможности не должно содержать в себе потенциала к нарушению гражданского законодательства и не должно мешать достижению главной цели торгов — выбору наилучшей стороны будущего договора (в соответствии с заранее выбранными критериями).

Поручительство

Как и банковская гарантия, поручительство является одним из «невещественных», т. е. не требующих передвижения денег и материальных ценностей, способов обеспечения исполнения обязательств.

По договору поручительства поручитель обязуется перед другим кредитором принять на себя ответственность за выполнение последним своих обязательств полностью или частично. Договор поручительства может быть заключен также для обеспечения обязательства, которое возникнет в будущем (ст. 361 ГК).

Таким образом, поручительство создает дополнительное (акцессорное) обязательство поручителя по отношению к основному обязательству другого лица (должника, в нашем случае поставщика) перед кредитором (заказчиком).

Поручительство может быть полным и частичным, в последнем случае только в том случае, если это условие указано в договоре поручительства. Поручитель отвечает за исполнение должником обязательств, но это не означает, что при неисполнении обязательства должником поручитель обязан самостоятельно их исполнить (хотя для денежных обязательств разница незаметна).

В тендере это невозможно, поскольку гарант может, например, подписать договор купли-продажи вместо отклонившегося победителя тендера.

Договор поручительства заключается между кредитором и поручителем, выступающим на стороне должника, т. е. между заказчиком и поручителем, а вовсе не поставщиком и поручителем, как нередко полагают; природа отношений между поставщиком (должником) и поручителем может быть любой, даже носить не правовой характер. То есть поручителю и поставщику можно составить в свободной форме свидетельство о том, что между ними заключен договор поручительства, с указанием сведений о поставщике, поручителе и характере основного обязательства (как минимум не отзывать заявку после окончания срока ее подачи и подписать контракт в случае победы).

Практика показывает, что использование такого механизма поручительства в качестве обеспечения заявки на аукционе изначально основывается на не совсем надежной основе и использование поручительства на самом аукционе представляется нецелесообразным. Более целесообразно использовать поручительство как обеспечение обязательств по заключенному на торгах контракту (если там предусмотрены штрафные санкции за неисполнение).

Если формой обеспечения заявки признается именно поручительство, в конкурсной документации (в качестве непременных условий договора поручительства) следует обязательно указывать

сумму поручительства;

  • срок действия поручительства;
  • обязательство, обеспечиваемое поручительством.

Задаток

В ГК РФ залог установлен как единственная форма гарантии участия в любом аукционе. Подача документов отличается от других методов гарантирования обязательств тем, что выполняет три функции: безопасность, сертификацию и оплату — одновременно. Как правило (но не обязательно), задаток выдается стороной, с которой причитаются платежи по договору.

Задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения (ст. 380 ГК).

Депозитный договор, независимо от суммы депозита, должен быть оформлен в письменной форме.

В случае сомнений относительно того, является ли сумма, уплаченная в качестве первоначального платежа стороной, подлежащей выплате по договору, депозитом, эта сумма считается внесенной в качестве аванса, если не доказано иное.

Особенность депозита заключается в том, что при его использовании в качестве гарантии обязательств ответственность за неисполнение предусмотрена как лицом, которое его передает, так и лицом, которое его получает. В первом случае задаток остается у другой стороны, а во втором — виновная сторона уплачивает двойную сумму задатка (т. е. возвращает ранее уплаченный задаток и платит дополнительно такую же сумму).

Поэтому задаток — единственная форма обеспечения участия в торгах (на сегодняшний момент), предусматривающая для обеих сторон ответственность за не заключение договора между организатором и победителем, а не только для поставщика.

Следует отметить, что при всем удобстве задатка как обеспечения исполнения обязательств с юридической точки зрения экономисты считают использование задатка в торгах, именно на закупку, неудобным — требуется длительное отвлечение больших (как правило), нежели в случае банковской гарантии, залога или поручительства денежных средств.

Общие положения об обеспечении заявки на участие в торгах

Практика показывает, что обезопасить предложения о покупке товаров, устранив явные и скрытые недостатки, невозможно.

Если поставщик или заказчик нарушает свои обязательства, сложно использовать механизм принуждения. Поскольку основным обязательством сторон на аукционе является заключение соглашения между победителем торгов и покупателем, основным нарушением на аукционе для покупателя является не подписание соглашения с победителем, а для поставщика, имеющего стать победителем, а не подписать одно и то же соглашение.

Все виды гарантий требуют договоренности между поставщиком и заказчиком. Заблаговременное заключение такого соглашения в корне противоречит идеологии самой тендерной процедуры. Единственный путь (исключая поручительство) подписывать такие договоры незамедлительно после вскрытия заявок (значит, конкурсная комиссия должна иметь на это право).

Но в этом случае интервал между окончанием приема заявок и подписанием таких договоров должен быть очень коротким.

Практика показывает, что при достаточно крупных обеспечениях сам процесс получения этого обеспечения (возможная аудиторская проверка, требуемая банком-гарантом, поручителем, залогодателем и т. п.), иногда затягивается так, что может замедлить (вплоть до опоздания на торги) подготовку тендерной документации поставщиком. Последний может быть совершенно невиновным — например, банк выбрал медлительных аудиторов. С другой стороны, логика подсказывает, что у надежного поставщика не должно возникать особых проблем ни с проверками, ни с поиском поручителя, поручительства или гарантии.

В Федеральном законе «О конкурсах на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» (№ 97-ФЗ от 6 мая 1999 г.) в качестве единственного вида обеспечения предусмотрен задаток, но это относится к сфере государственных проектов. Все остальные формы гарантии остаются в «Положении о торгах в Российской Федерации. [3,8,9,10]

3.7 Процедура торгов

Подрядные торги на объекты, расположенные на территории Российской Федерации, проводятся месту нахождения организатора торгов.

Датой открытия торгов является:

  • для открытых торгов — дата официальной публикации объявления в средствах массовой информации;
  • для закрытых торгов — дата рассылки официальных приглашений участникам торгов по почте, телефаксу и т. д.

Все зарегистрированные оферты должны быть своевременно доставлены на место торгов, где перед их вскрытием тендерный комитет удостоверяется в сохранности конвертов.

Вскрытие оферт и экспертиза внутренних конвертов производится секретариатом тендерного комитета в присутствии его полномочного состава, в результате чего тендерный комитет с помощью экспертов удостоверяется в полноте представленных документов во внутреннем конверте, а также в их соответствии основным требованиям тендерной документации.

В случае если представленная оферта не соответствует требованиям, содержащимся в тендерной документации и исправление недостатков меняет предложение оферента, данная оферта не подлежит рассмотрению, что фиксируется в протоколе заседания тендерного комитета.

При обнаружении недостатков в рассматриваемой оферте, не меняющих предложения оферента, тендерный комитет вправе требовать приведения представленных документов в соответствие с условиями, указанными в тендерной документации. Если оферент не выполняет данные требования, представленная им оферта не подлежит рассмотрению, что находит отражение в протоколе заседания тендерного комитета.

В зависимости от сложности объекта и предмета торгов тендерный комитет устанавливает соответствующий срок экспертизы оферт, который не может быть более шести месяцев с момента вскрытия внутреннего конверта.

Тендерный комитет в процессе рассмотрения оферт экспертными группами имеет право приглашать оферентов для разъяснений, запрашивать у них и из других источников дополнительные сведения, подтверждающие присланную информацию. Оференты не вправе самостоятельно вносить изменения в свои оферты в процессе торгов и после принятия их оферт для рассмотрения. В случае если оферент отзывает собственную оферту после ее регистрации, ему не возвращается внесенный задаток. Выбор победителя определяется критериями, содержащимися в тендерной документации.

В систему показателей для оценки технической части оферт могут входить:

  • показатели, характеризующие временные параметры выполнения обязательств оферента;
  • показатели качества продукции или услуг, предоставляемых оферентом;
  • показатели, характеризующие организацию выполнения оферентом работ с точки зрения соблюдения мер безопасности, охраны здоровья работающих и охраны окружающей среды;
  • показатели, характеризующие уровень организации оферентом управления процессами подготовки и реализации проектирования, или выполнения комплексов работ, уровень квалификации рабочих и административно-управленческого персонала;
  • показатели, характеризующие технический уровень средств производства, используемых оферентом;
  • показатели, характеризующие степень использования местных ресурсов подрядчиками, а также подрядчиками из других регионов Российской Федерации;
  • показатели, характеризующие технические и имущественные гарантии, представляемые оферентом;
  • другие показатели технической части оферт, определяемые заказчиком для каждого конкретного случая.

В состав показателей для оценки коммерческой части оферт могут входить:

  • предложенная оферентом цена предмета подрядных торгов (осуществления выполнения комплекса работ, оказания услуг, поставки продукции) с указанием, в какой валюте и в ценах какого периода рассчитана предложенная цена;
  • предложенный оферентом метод учета при осуществлении расчетов за выполненные работы последующих изменений уровня цен в связи с инфляционными процессами, изменением законодательства в области налоговой политики и по другим вопросам;
  • предложения оферента по условиям и порядку финансирования и кредитования подрядных работ.

Анализ и оценку конкурсных предложений осуществляет тендерный комитет или отдельно привлекаемые экспертные группы (эксперты) в срок, устанавливаемый тендерным комитетом. Тендерный комитет выбирает победителем торгов оферента, предложение которого наиболее полно отвечает всем требованиям, содержащимся в тендерной документации.

Решение тендерного комитета о выборе победителя торгов принимается простым большинством голосов от числа членов полномочного состава, присутствующих на заседании и оформляется протоколом. В случае равенства голосов принимается решение, за которое проголосовал председатель тендерного комитета.

Торги могут быть объявлены тендерным комитетом несостоявшимися, если:

  • до момента окончания срока закрытия торгов не поступило ни одной оферты;
  • все представленные оферты не содержат банковских гарантий.

В случае если все представленные оферты не соответствуют

условиям тендерной документации, торги считаются состоявшимися, но имеют отрицательный результат. В этом случае заказчик может назначить повторные торги. [8,11]

3.8 Утверждение результатов торгов

Результаты торгов тендерный комитет в форме протокола представляет организатору торгов для утверждения в трехдневный срок после принятия соответствующего решения. Организатор торгов в недельный срок рассматривает представленные документы и принимает решение об утверждении результатов торгов. В случае не утверждения результатов торгов организатор торгов принимает мотивированное решение и направляет его в тендерный комитет. Заказчик при рассмотрении

протокола о результатах торгов может принять решения:

  • о проведении повторных торгов;

об утверждении победителя торгов