Маркетинг в сфере туристических услуг ( по предмету Маркетинг)

Курсовая работа

Во всем мире туризм приобрел большую популярность. Быстрое развитие делает его одним из важнейших секторов экономики, а для некоторых развивающихся стран — основой их существования.

Туристическая деятельность в России находится в фазе глубокой реструктуризации, институционального оформления и формирования внутриотраслевых, межотраслевых и внешнеэкономических связей. В полной мере это касается процесса формирования туристической инфраструктуры, соответствующего сегмента рынка труда, государственной системы регулирования туристской деятельности.

Туризм — это открытая система, элементы которой взаимодействуют с внешней средой и в то же время действуют как неотъемлемая часть более общей системы мировой экономики. Поэтому специфика рынка во многом определяет актуальность применения маркетинга в сфере туризма, поскольку маркетинг означает грамотный и качественно новый подход, как отдельных туристических предприятий, так и туристической индустрии в целом.

Маркетинг гарантирует не только реальное удовлетворение потребителей туристического рынка, но и успех любого туристического предприятия в конкурентной борьбе.

В связи с этим в рамках дипломного проекта поставлены следующие задачи:

1. Выяснить сущность туристских услуг.

2. Изучить особенности маркетинга в сфере туризма.

3. Провести маркетинговый анализ деятельности ООО «Лунный свет».

4. Предложите направления улучшения маркетинговой деятельности ООО «Лунный Свет».

Методологическую и информационную базу курсовой работы составляют следующие источники: научные монографии, учебные пособия и публикации в экономической периодике современных отечественных и зарубежных ученых и практиков – экономистов, менеджеров, консультантов: Новаторова Э., Дуровича А.П., Котлера Ф., Дойля П., Енджейчик И. и других авторов; статистическая и финансовая отчетности ООО «Лунный свет» за 2004–2006гг.

1. ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ

1.1 Сущность и классификация туристских услуг. Факторы, оказывающие влияние на их развитие

Сегодня туризм воспринимается как самый массовый феномен XX в., как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое проникает во все сферы жизни и изменяет окружающий мир и ландшафт. Туризм стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому мы не рассматриваем его только как поездку или отпуск. Это понятие шире и представляет собой совокупность отношений и единство связей и явлений, сопровождающих человека в путешествии. [30, с.10]

14 стр., 6651 слов

Сущность маркетинга в туризме — На 5 баллов

... в различных сферах туризма. Глава 1. Сущность маркетинга в туризме 1 Основные понятия маркетинга в туризме и его принципы Маркетинг в туризме - это постоянный процесс управления и организации занятия туристских ... на рынке ... в рыночный спрос на конкретные товары, происходит обмен между производителем и потребителем, оформленный в виде определенной сделки. В результате маркетинг направляет экономику ...

Туризм — это совокупность отношений, связей и явлений, которые сопровождают путешествие и пребывание людей в местах, которые не являются местами их постоянного или длительного проживания и не связаны с их работой.[30, с.11]

Туризм в широком понимании представляет собой ключевую отрасль экономики страны или отдельного региона, которая осуществляет контроль над развитием других отраслей и активно участвует в формировании валового национального (регионального) продукта.

В более узком смысле туризм можно охарактеризовать как отрасль, объединяющую многие другие отрасли, связанные с обслуживанием туристов, в единой технологической модальности. По существу, речь идет о едином туристском комплексе. Сугубо туристические функции можно свести к четырем типам: доставка туристов к месту назначения, обеспечение их питанием, жильем и отдыхом. [26, с.62]

Туризм (туристический продукт) – услуги, которые призваны удовлетворять определенные потребности: в отдыхе, развлечениях, познавательной деятельности. [41, с.440]

Определение «туризм» охватывает не только такие факторы, как путешествия и отдых, но и название одной из отраслей экономики. Туризм — это также туристические предприятия, в основном это деятельность организаторов туризма и посредников. Таким образом, туризм — это отрасль экономики, которая включает в себя деятельность организаторов путешествий, агентов и посредников. [30, с.12]

Туризм выполняет ряд экономических, социальных и гуманитарных функций.

Экономическая функция туризма проявляется в спросе и потреблении туристов. Потребности туристов, находящихся вне места постоянного проживания, подразделяются на три группы:

  • основные;
  • специфические;
  • дополнительные. [47, с.45]

Основные потребности туристов — это поездки, проживание и питание. Следовательно, обслуживание объектов размещения, предприятий общественного питания и транспортных организаций является обязательным для осуществления туристической деятельности. Средства размещения (гостиницы, мотели, частные квартиры т.д.) и предприятия питания (рестораны, кафе, бары) условия для нормальной жизнедеятельности туристов. Транспортные средства доставляют их в места и обеспечивают движение по маршруту.

Потребление основных услуг является предпосылкой для удовлетворения конкретных потребностей туристов, которые являются основной целью поездки: потребности в впечатлениях, развлечениях, деловых встречах, курортных услугах.

Дополнительные потребности туристов удовлетворяются услугами предприятий сервиса, торговли, культурных и развлекательных учреждений

Специфика туристского потребления заключается в том, что товар не доставляется потребителю, а наоборот. именно через потребление туризм стимулирует экономическую активность отдельной страны или региона. Увеличиваются доходы гостиниц, предприятий питания, транспортных предприятий, спортивных объектов, учреждений культуры и т.д., стимулируется развитие сервиса пред¬приятий бытового обслуживания, связи, автосервиса. Растет спрос на местные сувениры и поделки для продвижения региона. Увеличивается товарооборот коммерческих предприятий, как специальных, так и общих. [47, с.46]

5 стр., 2397 слов

Имидж фирмы как составляющая маркетинговой деятельности предприятия ...

... каждой туристской фирмы по видам ее предложений, а последняя, нижняя колонка – оценку реализации конкретного вида туризма на рынке туриндустрии г. Санкт-Петербурга. Оценка туристического предприятия - ... создать ассоциативный фирменный стиль, который будет работать на компанию; сформировать дополнительный имидж без дополнительных финансовых вложений. Название «Тимора» было выбрано не случайно, Тимора ...

Таким образом, туризм развивает местную инфраструктуру, создает новые рабочие места, инициирует приток валюты в стра¬ну, обеспечивает поступления в государственный и местный бюджеты, оказывает стимулирующее воздействие на обслужи¬вающие отрасли, осуществляющие вспомогательные и сопутст¬вующие по отношению к туризму виды деятельности.

Социальная значимость туризма обусловлена ​​возможностью удовлетворения одной из важнейших потребностей человека: восстановления и пополнения своих физических, духовных и эмоциональных сил », — говорится в Манильской декларации о мировом туризме.

Туризм как многогранный и активный вид отдыха способствует полному и полному обновлению внутренних сил и ресурсов человека, затрачиваемых на производство и повседневную жизнь. Туризм дает возможность временно покинуть место постоянного проживания, изменить характер деятельности, привычную среду обитания и образ жизни. [47, с.51]

Гуманитарная функция туризма — использовать его возможности для формирования полноценной личности. Туризм расширяет кругозор человека, повышает его интеллект и позволяет сочетать отдых с познанием окружающего мира.

Туризм способствует удовлетворению потребностей человека в общении — потребности в общении и обмене информацией. «Туризм следует рассматривать, прежде всего, в контексте экономических отношений стран и континентов. Чем более регулярными будут международные туристические отношения, тем более предсказуема мировая экономика и стабильна мировая ситуация », — к такому выводу пришли канадские ученые на основе анализа текущего состояния туризма. [47, с.52]

Факторы, воздействующие на туризм, подразделяются на два вида:

  • внешние (экзогенные);
  • внутренние (эндогенные).

Внешние факторы влияют на туризм через изменения, происходящие в жизни общества, и имеют неодинаковое значение для различных элементов туристической системы.

К числу важнейших внешних факторов, влияющих на разви¬тие туризма, относятся:

  • природно-географические;
  • культурно-исторические;
  • экономические;
  • социальные;
  • демографические;
  • политико-правовые;
  • технологические;
  • экологические. [47, с. 20]

Внутренние факторы, влияющие на туризм, — это ключевые явления и тенденции, которые проявляются непосредственно в его сфере. К ним в первую очередь относятся материально-технические факторы, связанные с развитием средств разме¬щения, транспорта, предприятий питания, бытового обслуживания, рекреационной сферы, розничной торговли и т.д. Кроме того, необходимо выделить следующие факторы, напрямую связан¬ные со спросом и предложением туристских услуг:

7 стр., 3263 слов

Маркетинг международного туризма

... экономического значения, международный туризм играет важную роль в расширении границ взаимопонимания и доверия между людьми разных религий и культур. Его деятельность не ограничивается только ... является организация системы маркетинговой политики на предприятии, в частности в сфере международного туризма. Объектом исследования является маркетинг услуг санатория КП "Рест». Актуальность данной работы ...

  • рост информированности потребителей и изменение их

предпочтений, что влечет за собой переход от стандартизированного массового туризма к дифференцированному с бо¬лее гибкими и разнообразными формами обслуживания;

  • возрастание роли координации деятельности в сфере ту¬ризма и процессов монополизации (партнерские отношения

крупных фирм со средним и малым бизнесом; создание туристских союзов на основе вертикальной интеграции; концентрация и глобализация туристского бизнеса и т.д.);

  • обеспечение сферы туризма кадрами (увеличение числен¬ности работников;
  • повышение значения их профессио¬нальной подготовки;
  • улучшение организации труда и т.д.);
  • содействие развитию частного туристского бизнеса (созда¬ние условий, при которых обеспечивается эффективная

реализация туристских услуг на основе профессионального

маркетинга, что, в свою очередь, вызывает необходимость

повышения квалификации персонала);

  • повышение значимости средств массовой информации в рек¬ламе и продвижении туристских услуг. [47, с. 28]

Среди факторов, влияющих на развитие туризма, особое место занимает сезонность, что является важнейшей специфической проблемой.

Сезонность — это свойство туристических потоков концентрироваться в определенных местах на короткий период времени. С экономической точки зрения это периодические колебания спроса с чередованием пиков и спадов. В странах Северного полушария с умеренным климатом основными («высокими») сезонами являются летний (июль — август) и зимний (январь — март).

Кроме того, выделяются межсезонье (апрель — июнь, сентябрь) и «мертвый сезон» (октябрь — декабрь), при которых туристские потоки затухают и спрос снижается до минимума.

В Манильской декларации о мировом туризме говорится: «Туризм понимается как важный вид деятельности в жизни людей из-за его прямого воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую сферы жизни государств и их международные отношения». Это подчеркивает растущее «вторжение» туризма в различные жизни общества.

1.2 Специфика маркетинга в туризме

Данная система позволит Вам подобрать наиболее подходящий вариант для бронирования номера в . Быстрая и удобная система поиска Отельдискаунта поможет Вам отобрать отели по звездам, существует возможность оплаты по кредитной карте и без неё. Также есть гарантия бронирования, возможность предоставления соответствующих документов.

У нас недавно искали